«Психолого-педагогическая диагностика»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра теоретической и экспериментальной психологии

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

(ГОС-2000)

для студентов заочной формы обучения

специальности 050501.65 Профессиональное обучение (по отраслям)

Екатеринбург 2012

Задания к контрольной работе по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика» и методические указания для ее выполнения. Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.- пед. ун-т», 2012. 29 с.

Составитель доцент, канд. психол. наук, доцент кафедры ТЭП Щипанова Д.Е.

Одобрены на заседании кафедры теоретической и экспериментальной психологии Института психологии РГППУ. Протокол от 22 марта 2012г. № 7.

Заведующая кафедрой ТЭП М.М. Дудина

Рекомендованы к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от 26 марта 2012 г. № 7.

Председатель

методической комиссии ИПс О.В. Мухлынина

© ФГАОУ ВПО «Российский

государственный

профессионально-педагогический

университет», 2012

© Д.Е. Щипанова, 2012

Цели и задачи выполнения контрольной работы

В педагогике давно стало устоявшимся мнение, что для эффективного обучения, управления необходимо знать и уметь использовать индивидуально-типологические особенности учащихся. Но вместе с тем будущий специалист-педагог должен освоить не только теоретическую базу закономерностей функционирования психики, но и уметь продиагностировать, протестировать уровень того или иного феномена.

Оставаясь дисциплиной по выбору, курс «Психолого-педагогическая диагностика» направлен на практический аспект психолого-педагогической компетенции студентов специальности 050501 – Профессиональное обучение.

Базовой составляющей названной дисциплины является формирование системы знаний и практических умений в области диагностического обследования учащихся. Изучение базовых принципов и нормативов диагностики, основных требований к пользователю диагностических методик и освоение разнообразных диагностических техник – задача данного курса. Изучение теоретического материала дополняется практико-ориентированными заданиями, призванными обеспечить достаточный уровень развития навыков психолого-педагогического обследования и проведение диагностической процедуры, точное и корректное соблюдение которой является основным условием получения достоверных результатов диагностики.

11 стр., 5464 слов

Рекомендации по выполнению контрольной работы.

... собирать народную музыку / Пер. с венг. - М., 1959. Рекомендации по выполнению контрольной работы Жанр «контрольной работы» студента заочной формы обучения своим назначением имеет следующее: подтвердить факт ... Проблема художественного творчества в философии фрейдизма. а) Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы 19- ...

Контрольная работа по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика» включает теоретико-методологическую работу по планированию диагностического обследования, а также позволяет студентам в реальной ситуации диагностики на небольшой выборке (группе) испытуемых откорректировать, «отшлифовать» и закрепить те знания и умения, которые они приобрели на практических занятиях. Наличие в контрольной работе задания по теоретическому анализу определенной предметной области психологии и акцент на необходимости применения валидных и надежных методик призваны сформировать у студентов понимание и внутреннее убеждение в неразрывности и взаимообусловленности фундаментальных основ науки и применения практических техник.

От этого во многом будет зависеть уровень профессионализма будущих специалистов-педагогов, равно как и общественный статус психологической и педагогической науки и практики.

Цель выполнения контрольной работы состоит в освоении способов получения достоверного психологического знания об особенностях личности учащихся, необходимых для успешной реализации образовательного процесса. Настоящая контрольная работа направлена на формирование у студентов заочной формы обучения базовых представлений об операциональной специфике процедуры и методов диагностики.

Задачи контрольной работы:

  • организация поиска, изучения, анализа и обобщения теоретической информации;
  • формирование установки на использование только надежных, валидных и адаптированных методик диагностики;
  • развитие навыков организации и проведения процедуры диагностического обследования;
  • формирование культуры представления результатов психолого-педагогической диагностики, предусматривающей адекватную интерпретацию полученных данных, компетентное составление психолого-педагогического диагноза, а также этичное использование результатов в педагогической практике и сообщение их обследуемым в доступной форме.

Выбор и формулирование темы контрольной работы

Выбор и формулирование той или иной темы зависят от профиля подготовки студента, а также от его личных интересов и склонностей.

Выбор темы предлагается осуществлять по следующему алгоритму:

  1. Учесть свои интересы к той или иной области психологии, выбрать в данной сфере одну психологическую характеристику, после чего оценить значение заинтересовавшего Вас психологического феномена (качества личности) для педагогической науки.

Например: Если наиболее привлекательной областью психологии является конфликтология, то «самостоятельной психологической характеристикой» в этом случае может быть, например, склонность личности к сотрудничеству или соперничеству в разрешении конфликтных ситуаций.

5 стр., 2354 слов

Контрольная работа по УК КП с ОСП

... /расшифровка подписи_______________ __________________________________ Контрольная работа (образец выполнения) 1. Одной из основных задачспециальной психологииявляется… психологическая диагностика отклонений в развитии медикаментозное ... практике решающими вопросы оказания комплексной лечебно-психолого-педагогической помощи учащимся с эмоционально-волевыми расстройствами, являются… Школьные психологи ...

С точки зрения интереса данного феномена для педагогики, можно предположить, что учащиеся, склонные к соперничеству, могут быть легче мотивированы на обучение в ситуации соревнования, тогда как склонные к соперничеству– в командных методах обучения1.

  1. Начать формулировать тему курсовой работы как диагностику определенного психологического качества.

Например: «Диагностика особенностей поведения учащихся в конфликтной ситуации…»

  1. Продолжить формулировать тему контрольной работы, избрав для себя определенный возраст и контингент учащихся, у которых Вы хотели бы измерить выбранный психологический феномен.

Например: «Диагностика особенностей поведения в конфликтной ситуации учащихся 10 класса школы № 144 г. Екатеринбурга…».

  1. Подобрать методику диагностики, соответствующую задачам и – особенно! – возрасту обследуемых. В описании методики должно быть специальное указание на возможность ее применения для детей или подростков.

Методика диагностики должна быть опубликована в одном из практикумов по психологии, рекомендованных в качестве учебного пособия для студентов вузов и иметь рецензента с ученой степенью кандидата или доктора наук.

  1. Окончательно сформулировать тему контрольной работы как диагностику определенного психологического феномена с помощью определенной методики на определенной выборке учащихся.

Например: «Диагностика особенностей поведения в конфликтной ситуации учащихся 10 класса школы № 144 г. Екатеринбурга (с помощью опросника К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтной ситуации»)».

Наиболее часто встречающиеся ошибки.

  • Для диагностики избраны методики, опубликованные в популярной литературе (не в учебных изданиях, рекомендованных для студентов вузов), не дающие объективной информации о личности учащихся, и, следовательно, не имеющие ценности с точки зрения психолого-педагогической практики.
  • При выборе методики не учтены возрастные особенности учащихся, т.е. выбраны методики, предназначенные только для взрослых, и являющиеся поэтому слишком сложными или не понятными для детей или подростков.

Структура контрольной работы

Структурными элементами данной контрольной работы являются: титульный лист; оглавление; основная часть, включающая три параграфа; заключение; список литературы и приложения.

1. Титульный лист

Титульный лист контрольной работы должен содержать:

  • полное наименование министерства, вуза, кафедры;
  • название вида документа: контрольная работа;
  • название темы контрольной работы;
  • сведения об исполнителе (Ф.И.О. студента, номер группы)
  • сведения о преподавателе (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание);
  • указание места и года выполнения контрольной работы.

При оформлении титульного листа следуйте предложенному образцу (приложение 1).

Наиболее часто встречающиеся ошибки.

13 стр., 6302 слов

Формы работы школы с родителями. Методика организации родительского собрания

... связаны с целями и содержанием образовательно-воспитательной работы школы и семьи. Вторую группу составляют проблемы методики стимулирования учащихся в семье к работе над своим личностным развитием и формированием. ...

  • Несоответствия образцу в целом или в различных его элементах.

2. Оглавление

Оглавление должно содержать весь перечень структурных элементов контрольнойработы с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в тексте, кроме титульного листа.

При оформлении оглавления рекомендуется следовать предложенному образцу (приложение 2).

Наиболее часто встречающиеся ошибки.

  • Несоответствие образцу в целом или в различных его элементах.
  • Отражение в оглавлении не всех структурных элементов работы.
  • Отсутствие указания страниц.

3. Основная часть

Основная часть состоит из:

  • первого параграфа, охватывающего краткое теоретическое описание измеряемого психологического феномена и описания его ценности с точки зрения педагогической науки и практики;
  • второго параграфа, включающего описание организации и используемых методик диагностического обследования;
  • третьего параграфа, содержащего результаты статистической обработки полученных данных, их психологическую интерпретацию, обобщенный психолого-педагогический диагноз обследуемой группы учащихся и педагогические рекомендации по их обучению.

Параграф 1

Первый параграф «Краткое описание работы» включает обоснование педагогической значимости темы работы, описание степени ее разработанности в отечественной и зарубежной психологической науке; перечень авторов, внесших наибольший вклад в разработку данной тематики; указание предмета, цели работы, методики диагностики и обследуемой выборки, т.е. выбранной для диагностики определенного психологического феномена группы учащихся.

При написании параграфа 1 предлагается использовать следующий алгоритм.

  1. Назвать тему и показать ее актуальность для современного общества и/или для педагогической науки и/или для Вас лично.

  2. Назвать предмет диагностики, т.е. тот психологический феномен, который Вы предполагаете измерить.

Например:Интеллект.

  1. Назвать основные теории (и, желательно, имена их создателей), в рамках которых рассматривается данный феномен.

Например:Изучением проблемы самосознания в отечественной психологии занимались И.С. Кон, В.С. Мерлин, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова и др.; в зарубежной – …

  1. Кратко описать выборку, а именно: количество обследуемых (минимальное количество – 10 человек), их половозрастные характеристики (количество мальчиков и девочек, их средний возраст).

Например: Участники диагностики: учащиеся 5 класса школы № 144 г. Екатеринбурга (10 человек от 11 до 12 лет, средний возраст 11,5 лет, 6 девочек и 4 мальчика).

  1. Указать цель диагностики. Обозначить предполагаемый итог Вашей деятельности в рамках контрольной работы по психолого-педагогической диагностике.

Например:Измерение самоотношения учащихся 5 класса школы № 144 г. Екатеринбурга.

  1. Назвать используемую в работе диагностическую методику: привести ее полное название, указать автора (-ов) и литературный источник, из которого она была взята.

Наиболее часто встречающиеся ошибки.

  • Отсутствует один или несколько обязательных информационных «блоков», перечисленных в предлагаемом алгоритме.
  • Не обосновывается актуальность (важность, значение) темы данной работы.
  • Искажается название методики или не приводится литературная ссылка на нее.
  • Параграф 1 «перегружен» излишней информацией. Все вышеперечисленные блоки информации, которые необходимо привести во введении, должны быть сформулированы очень кратко. В целом параграф 1 должен занимать не более 3-5-и страниц машинописного текста.

Параграф 2

Второй параграф «Организация и процедура психолого-педагогического обследования» включает описание этапов проведения диагностического обследования.

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом. Светлова Виктория Викторовна (Родилась 12 апреля 1996г. в полной семье) – вдумчивая, разносторонне развитая девочка с хорошей успеваемостью. Быстро схватывает. Очень любит музыку, ходит в музыкальную школу. Хорошая пластика – занимается восточными танцами. Проявляет инициативу и первая идет ...

В этом параграфе необходимо дать исчерпывающие сведения о месте, сроках, времени и иных организационных аспектах проведения диагностического обследования, а также полностью охарактеризовать выборку и описать используемую диагностическую методику.

При написании параграфа 2 рекомендуется придерживаться следующего алгоритма.

  1. Привести сведения о месте проведения обследования, полное название организации и места ее расположения. Дать характеристику названной организации, при наличии указать ее отличительные особенности.

Например:Обследование школьников проводилось в школе № 147 г. Екатеринбурга (7 человек), а также в домашних условиях (3 человека).

  1. Указать сроки и приблизительной время проведения обследования.

Например:12.03.2002 г. обследование проводилось в групповой форме во время занятий с 9.00 до 10.15 в одной из учебных аудиторий указанной школы. С 18.03.2002 по 20.03.2002 г. обследование осуществлялось в индивидуальной форме, в домашних условиях, приблизительно в период с 14 до 18 часов.

  1. Указать другие, необходимые, по Вашему мнению, организационные особенности процедуры диагностики.
  2. Полностью охарактеризовать выборку. Здесь необходимо указать общее количество обследованных, отдельно количество мальчиков и девочек, средний возраст в группе (вычисляется как среднее арифметическое), возрастной разброс (минимальный и максимальный возраст обследуемых), а также иные социодемографические признаки, которые являются значимыми, на Ваш взгляд, при описании данной выборки. Это могут быть национальный состав (русские и удмурты), место проживания (г. Екатеринбург, г. Н. Тагил и др.), наличие братьев или сестер, наличие полной семьи и т.д.

Например: Описание выборки: 10 человек (от 10 до 11 лет; средний возраст 10,5 лет), из них 6 девочек и 4 мальчика; все обследуемые являются учащимися 5 класса школы № 144 г. Екатеринбурга….

  1. Описать используемую диагностическую методику, где привести данные о ее надежности и валидности. Эти сведения должны быть найдены Вами самостоятельно в учебных и справочных изданиях по психодиагностике. Например, в монографии Л.Ф. Бурлачука, С.М. Морозова “Словарь-справочник по психологической диагностике”. СПб.: “Питер”, 1999. В случае, если не удалось обнаружить численных значений валидности и надежности применяемой методики диагностики, необходимо указать перечень литературных источников, просмотренных Вами и не содержащих искомой информации.
  2. Оформить приложение 1, содержащее: ксерокопию титульного листа практикума по психологии, откуда была взята диагностическая методика; стимульный материал (текст опросника, содержание заданий); ключи (описание способа подсчета набранных баллов); тестовые нормы (низкие, средние и высокие значения уровня выраженности признака); возрастные нормы (возраст, для которого разработана данная методика); интерпретация (объяснение значений отдельных шкал и уровней выраженности признака).

    10 стр., 4857 слов

    Статистика в обработке материалов психологических исследований

    ... практики, создаются пособия по геологи­ческой, медицинской, биологической, психологической статистике '. В этом приложении даются простейшие методы статистики для пси­хологов. Все необходимые для их применения вычисления ... среднее арифметическое по его резуль­татам. После этого расположить все данные в их последовательности, например начиная с наименьших к наибольшим. Для облегчения обозри­мости этих ...

    При желании приложение 1 полностью может быть представлено в виде ксерокопий.

Наиболее часто встречающиеся ошибки.

  • Не указывается объем выборки.
  • Нет указаний о половой структуре выборки.
  • Отсутствуют данные о среднем возрасте и возрастной амплитуде испытуемых.
  • Игнорируется качественная характеристика выборки (не отмечаются социально-демографические особенности обследуемых).
  • В качестве описания методики приводится стимульный материал, который должен содержаться только в приложении 1.
  • В приложении 1 вместо титульного листа литературного источника, содержащего полную информацию об издательстве, рецензентах и рекомендациях, приводится ксерокопия обложки.

Параграф 3

Третий параграф «Результаты диагностики учащихся» направлен на описание результатов диагностики, составление психолого-педагогического диагноза и формулирование на основании полученных диагностических данных педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса.

Данный параграф должен содержать статистическое и текстуальное обобщение полученных данных.

В контрольной работе должны быть представлены расчеты основных параметров дескриптивной (описательной) статистики. Они могут быть осуществлены с помощью электронных таблиц (Excelи др.) или компьютерных статистических программ (Stаtistica,NCSS,SPSSи др.), либо вычислены самостоятельно, опираясь наприложение 3 и источники по математической статистике, указанные в списке рекомендуемой литературы.

Данный параграф должен включать первичное обобщение результатов и диагностическое заключение на обследованную группу. Первичная обработка данных заключается в составлении сводной таблицы данных, применении методов описательной статистики и в их графическом отображении. Диагностическое заключение – в обсуждении статистически выраженных тенденций, обнаруженных на данных группах, а также в их психологическом описании.

При написании параграфа 3 рекомендуется придерживаться следующего алгоритма.

  1. Составить сводную таблицу данных, оформив ее как приложение 2 контрольной работы. Указать характеристики всех обследованных учащихся (пол, возраст и т.п.) и полученные при их обследовании диагностические данные.

При оформлении сводной таблицы данных рекомендуется следовать предложенному образцу (приложение 4). Это приложение может быть составлено с помощью вышеупомянутых компьютерных программ. Такой вид представления данных имеет несомненное преимущество для их дальнейшей статистической обработки.

  1. Вычислить параметры дескриптивной (описательной) статистики по каждой количественно измеряемой характеристике – возрасту, показателям шкал применяемой методики диагностики и т.п.

Вычислению подлежат следующие параметры дескриптивной статистики:

  • количество вариаций по каждому признаку (n); иначе говоря, у скольких человек Вы измерили данный признак (выборка должна составить не менее 10 учащихся средней школы или лицея);
  • центральные тенденции по всем измеряемым параметрам: среднее арифметическое (xср) и моду (Mo) – наиболее часто встречающееся значение признака;
  • вариативный размах: минимальное (xmin) и максимальное (xmax) значение признака, амплитуду (разность максимального и минимального значений);
  • дисперсию (d) и стандартное отклонение (S);
  • область (xср +/ –S), в которую попадает большинство обследуемых (более 68%); вычисляется как среднее арифметическое плюс/минус стандартное отклонение:xср +/ –S;
  • асимметрию (As) и эксцесс (Ex) распределения признака;
  • нормальности (или ненормальности) распределения признака, для чего сравнить полученные значения асимметрии (As) и эксцесса (Ex) с табличными.

Для данных расчетов можно пользоваться вышеназванными статистическими программами.

При оформлении результатов дескриптивной статистики рекомендуется следовать предложенному образцу (приложение 5).

  1. Нарисовать графики для каждого из обследованных параметров, отражающие центральные тенденции, стандартное отклонение и разброс.

При оформлении данных графиков необходимо следовать предложенному образцу (приложение 6).

Обратить внимание, каким образом обозначаются различные параметры дескриптивной статистики на подобных графиках:

  • вариативный размах: минимальное (xmin) и максимальное (xmax) значение измеряемого параметра (рис. 1);
  • центральная тенденция: мода (Mo) (рис. 2);
  • область (xср +/ –S), в которую попадает большинство обследуемых (более 68%) (рис. 3).

Рис. 3. Графическое отображение параметров дескриптивной статистики:

область значений, в которую попадает большинство обследуемых

Помимо обозначенного графика, являющегося обязательным для контрольной работы, дополнительно можно применять иные способы графического оформления результатов дескриптивной статистики (например, в виде столбчатых, круговых диаграмм и т.п.).

  1. Определить с помощью составленных графиков отображения результатов дескриптивной статистики те измеряемые психические свойства, которые характеризуются наиболее узкими областями разброса, охватываемого стандартным отклонением (xср +/ –S) (приложение 6).

    Именно эти параметры являются характерными особенностями определенной выборки обследуемых. Узкая областьxср +/ –Sозначает, что в данной группе большинство обладает именно таким уровнем измеряемого признака, например, у большинства обследуемых самооценка низка. В других случаях, когда разброс этого признака широк, это означает, что в данной группе – как и среди остальных людей – этот признак весьма разнообразен, т.е. в группе в равной степени есть люди с низкой, средней и высокой самооценкой.

  2. Составить диагностическое заключение на группу обследуемых учащихся, руководствуясь выбором и отражением в диагнозе только тех признаков, которые обладают минимальным стандартным отклонением1.
  3. Написать параграф 3, включив в него психологическую интерпретацию со ссылкой на результаты статистических расчетов и их графическое отображение.

Например: Одна из характерных особенностей класса 5А – это высокий уровень интеллектуальных способностей (xср = 105; S = 5; Мо = 106).

Сравнивая рис. 1 и рис.2, можно увидеть, что некоторые участники класса 5А обладают умственными способностями, попадающими в область «выше нормы». Большинство испытуемых класса 5А по этому параметру все же попадает в область от 100 до 110 баллов IQ.

Однако на фоне общего высокого уровня IQ имеются резкие различия между развитием уровня речевых и математических способностей. Так, показатели по математическим субтестам попадают, в основном, в область значения выше нормы. Результаты, показанные обследуемыми по субтесту АР (xср = 78; S = 10; Мо = 77), говорят о…

  1. Завершить параграф 3 психолого-педагогическими рекомендациями по оптимизации педагогического процесса, основанными на теоретическом осмыслении полученных диагностических данных.

Например: Как уже упоминалось выше, одной из характерных особенностей класса 5А является высокий, по сравнению с тестовыми нормами, уровень интеллектуальных способностей. Это означает, что для этих учащимся может быть предложен более сложный учебный материал, и должно планироваться меньшее время для его освоения. Учащимся 5А класса, после проведения диагностики их профессиональной мотивации, могут быть также предложены профильные подготовительные курсы для поступления в вузы.

Наиболее часто встречающиеся ошибки.

  • Результаты статистических расчетов приводятся вне взаимосвязи с психолого-педагогическими выводами.
  • Психолого-педагогический диагноз строится без опоры на результаты описательной статистики.
  • Психолого-педагогический диагноз строится на анализе средних значений, а не на результатах, показанных большинством участников.
  • Психодиагностическое заключение составлено как перечень разрозненных фактов, не связанных в единый смысловой блок.

4. Заключение

В заключении отражается значимость изученной темы для педагогической теории и практики; приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы; излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов в учебный процесс и дальнейшему развитию темы.

5. Список литературы

Основные требования, предъявляемые к списку литературы:

  • соответствие теме и анализ всех названный источников в основной части контрольной работы;
  • разнообразие видов изданий – научные, учебные, справочные, периодические.

Литературные источники располагают в алфавитном порядке по первым их элементам – авторским заголовкам (фамилии и инициалы авторов) или по основным заглавиям. Упорядоченный список литературы должен быть пронумерован арабскими цифрами с точкой.

Выше уже было указано, что ко всем упомянутым источникам в ссылках в тексте работы должны быть даны те же источники в списке литературы. Каждой ссылке должен соответствовать источник в списке литературы. И, напротив, по каждому приводимому изданию в списке литературы должны быть ссылки в тексте контрольной работы.

При оформлении списка литературы рекомендуется следовать приведенному образцу (приложение 7).

Наиболее часто встречающиеся ошибки.

  • В списке литературы приводятся источники, с которыми автор в действительности не работал, либо в тексте не даются ссылки на этот источник.
  • Несоответствие требованиям к оформлению.

6. Приложения

Приложения предназначены для облегчения восприятия содержания работы и могут включать: материалы, дополняющие текст; промежуточные формулы и расчеты; таблицы вспомогательных данных, инструкции, анкеты, методики; протоколы испытаний, заключения экспертизы и т.д.

Правила представления приложений:

  • приложения помещают в конце контрольной работы;
  • каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;

В контрольной работе необходимы следующие приложения:

  • приложение 1. Описание (ксерокопия) методики;
  • приложение 2. Сводная таблица данных;
  • приложение 3. Статистические расчеты1;
  • приложение 4. Бланки ответов испытуемых. Данное приложение включает документы, с помощью которых осуществлялось измерение (протоколы, заполненные испытуемыми; ответные листы и бланки и т.п.).

Наиболее часто встречающиеся ошибки.

  • Неправильное оформление.
  • Отсутствует одно из обязательных приложений.
  • В основной части имеются ссылки не на все приложения.

Требования к оформлению ссылок

Ссылки на литературные источники могут иметь следующие формы: на источник в целом, на его определенный фрагмент, на ряд источников:

  • ссылки на источник в целом приводятся в виде указания автора и года издания документа, которые указываются в квадратных скобках;
  • ссылки на определенный фрагмент источника отличаются от предыдущих обязательным указанием страниц рассматриваемого документа;
  • ссылки на мнение, разделяемое рядом авторов, оформляются путем указания в скобках всех ссылок, которые разделяются точкой с запятой.

Например: Результаты исследований [Н.С. Глуханюк, 1996;A. Wacker, 1978]доказали, что…

  • ссылки на мнение, аргументированное в нескольких работах одного и того же автора, оформляются путем указания в квадратных скобках всех годов издания документов, следующих в ссылке после инициалов и фамилии автора, которые разделяются точкой с запятой.

Например: Результаты исследований [a. Wacker, 1978; 1996; 2000] доказали, что… Список рекомендуемой литературы Основная литература

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер. 2008.
  2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер. 2012.
  3. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2008.
  4. Глуханюк Н.С., Щипанова Д.Е. Психодиагностика. М.: Академия, 2011.
  5. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2007.
  6. Наследов А.Д. SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер. 2011.
  7. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. СПб.: Речь. 2008.
  8. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2010.

Дополнительная литература

  1. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ. под общ. ред. Ю.П. Адлера. М., 1976.
  2. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. М.: Ось-89. 2006.
  3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М., 1992. – Т.2.
  4. Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов / Под науч. ред. А.Л. Тулупьева. СПб., 2002.
  5. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. И доп. Ростов н/Д, 1998.
  6. Куликов Л.В. Введение в психологическое исследование. Л., 1994.
  7. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1995.
  8. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996.
  9. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина.М., 1999.
  10. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. СПб., 1998.

Литература, рекомендуемая для выбора диагностической методики

  1. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2002.
  2. Дворщенко В.П. Тест личностных акцентуаций. СПб., 2002.
  3. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / Под ред. В.Н. Панферова. Псков, 1994.
  4. Капустин А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб., 2001.
  5. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методы психодиагностики в спорте. М., 1990.
  6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов вузов: В 3 кн. М., 1996. – Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.
  7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб., 2007.
  8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 1995.
  9. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.
  10. Семенова С.Л., Дьяченко Е.В. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.С. Глуханюк. Екатеринбург, 2000.
  11. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практ. руководство. СПб., 2002.
  12. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. М, 2009.

Приложение 1

Образец титульного листа

Контрольная работа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра теоретической и экспериментальной психологии

Контрольная работа

по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика»

на тему

Диагностика особенностей поведения в конфликтных ситуациях школьников 10 класса школы № 144 г. Екатеринбурга (с помощью методики К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»)

Студент ___________________________

Группа ___________________________

Преподаватель _____________________

Оценка: _______________________

Екатеринбург 200_

Приложение 2

Образец оформления оглавления

ОГЛАВЛЕНИЕ

Оглавление…………………………………………………………………… 2

Основная часть……………………………………………………………… 3

Параграф 1. Краткое описание работы ………………………………… 3

Параграф 2. Организация и процедура психолого-педагогического обследования………………………………………………………………………….. 5

Параграф 3. Результаты диагностики учащихся ……………………… 7

Заключение………………………………………………………………… 9

Литература…………………………………………………………………. 10

Приложения………………………………………………………………… 11

Приложение 1. Описание (ксерокопия) методики диагностики ……..12

Приложение 2. Сводная таблица данных ……………………………..19

Приложение 3. Статистические расчеты ………………………………20

Приложение 4. Бланки ответов обследуемых …………………………23

Приложение 3

Краткие сведения по теории статистики

Нижеприводимые сведения даются в сокращенном виде по книге Ж. Годфруа [Ж. Годфруа, 1999. Т.2. С. 312-315]. Точные формулы расчетов, пояснения и примеры можно найти во втором томе книги этого автора «Что такое психология?».

  1. Задачи описательной статистики –классификация данных, построение распределения их частот и выявление центральных тенденций этого распределения и оценка разброса данных относительно средних.

  2. Для классификацииданных сначала располагают их в возрастающем порядке. Далее их разбивают на классы по величине, интервалы между которыми определяются в зависимости от того, что именно исследователь хочет выявить в данном распределении.
  3. К наиболее часто используемым параметрам, с помощью которых можно описать распределение, относятся, с одной стороны, такие величины, как мода, медиана и средняя арифметическая, а с другой – показатели, разброса, такие как варианса (дисперсия) и стандартное отклонение.
  4. Модасоответствует значению, которое встречается чаще других или находится в середине класса, обладающего наибольшей частотой.

Медианасоответствует значению центрального данного, которое может быть получено после того, как все данные будут расположены в возрастающем порядке.

Средняя арифметическаяравна частному от деления суммы всех данных на их число.

Распределение считается нормальным,если кривая распределения имеет колоколообразный вид, а все показатели центральной тенденции совпадают, что свидетельствует осимметричностираспределения.

  1. Диапазон распределения(размах вариаций) равен разности между наибольшим и наименьшим значениями результатов.

  2. Среднее отклонение – это более точный показатель разброса, чем диапазон распределения. Для расчета среднего отклонения вычисляют среднюю разность между всеми значениями данных и средней арифметической.
  3. Еще один показатель разброса, вычисляемый из среднего отклонения, – это варианса(дисперсия), равная среднему квадрату разностей между значениями всех данных и средней.
  4. Наиболее употребительным показателем разброса служит стандартное отклонение,равное квадратному корню из вариансы.
  5. Таким образом, это квадратный корень из суммы квадратов всех отклонений от средней:
  6. Важное свойство стандартного отклонения заключается в том, что, независимо от его абсолютной величины в нормальном распределении, оно всегда соответствует одинаковому проценту данных, располагающихся по обе стороны от средней: 68% результатов располагаются в пределах одного стандартного отклонения в обе стороны от средней, 95% – в пределах двух стандартных отклонений и 99,7% – в пределах трех стандартных отклонений.
  7. С помощью перечисленных выше показателей можно осуществить оценку различий между двумя или несколькими распределениями, позволяющую проверить, насколько эти различия могут быть экстраполированы на популяцию, из которой взяты выборки. Для этого применяют методы индуктивной статистики» [Ж. Годфруа, 1999. Т.2. С. 312-315].

Приложение 2

Сводная таблица данных

Ф.И.О.

Социодемографические данные

Значения шкал методики К. Томаса “Стратегии поведения в конфликтной ситуации”

пол

возраст

Сотрудничество

Соперничество

Избегание

Приспособление

Компромисс

1

Петров С.Л.

м

11

13

4

2

5

2

Иванов А.И.

м

10

2

10

5

5

7

3

Самарина Т.

м

12

13

4

8

8

4

Мосина Л

м

11

13

4

9

7

9

5

Васильев С

м

11

13

4

7

9

2

6

Горбунов А

ж

10

2

10

2

6

1

7

Утробина Л

ж

11

13

4

4

2

6

8

Ермолаева Э.

ж

10

2

10

7

3

4

9

Соловьев А.

ж

11

13

4

1

4

3

10

Усова Ш.

ж

11

13

4

1

5

1

Приложение 5

Образец оформления таблицы результатов дескриптивной статистики

Результаты дескриптивной статистики по возрасту и уровню стремления к сотрудничеству

Параметры дескриптивной статистики

Возраст

Стремление к сотрудничеству

Среднее

10,4

4,8

Мода

10

4

Стандартное отклонение

1,2

2,3

Дисперсия выборки

4

5,3

Эксцесс

2,1

-0,01

Асимметричность

1,4

0,5

Минимум

9

1

Максимум

12

10

Количество обследуемых

10

10

Уровень надежности (95,0%)

Распределение

3,59

ненормальное

0,95

нормальное

Приложение 6

Образец графика, представляющего результаты дескриптивной статистики

Приложение 7

Образец списка литературы

СписокЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психол. ж. – 1992.– Т.13. – № 4. – С. 99-102.
  2. Кон И.С. Открытие «Я». – M.: Политиздат, 1978.
  3. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – M.: Политиздат, 1984.
  4. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие / Под. ред. Н.С. Глуханюк. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун -т, 1999.
  5. Практикум по социальной психологии. Часть I / Под. ред. Э.Ф. Зеера, Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун -т, 1998.

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Психолого-педагогическая диагностика»

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

Подписано в печать Формат 60 84 / 16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. Уч. — изд. л. Тираж 100 экз.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

1Далее в методических указаниях будут приводиться примеры по различным темам контрольных работ, т.е. данные примеры содержательно не связаны друг с другом.

1Сообщить о полученных результатах обследуемым учащимся. При необходимости прокомментировать результаты, полученные теми или иными испытуемым, индивидуально.

1В данном приложении к контрольной работе процедура расчета статистических показателей не приводятся в том случае, если расчет производится с помощью компьютерных статистических программ; в этом случае приводятся только результаты статистической обработки данных.

0