Роль внеклассной работы в формировании математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Факультет специального образования

Кафедра сурдопедагогики

Курсовая работа

Роль внеклассной работы в формировании математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха

Студентка

Ермашевич Юлия Зыгмундовна

4 курс, 407 группа

Научный руководитель

Шилович Елена Анатольевна

Минск 2009

Содержание

Введение

Глава 1 Проблема формирования математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха во внеклассной работе

1.1 Теоретические основы организации внеклассной работы в начальных классах общеобразовательной школы

1.2 Роль внеклассной работы в формировании математических знаний умений у учащихся с нарушением слуха

1.3 Игры и игровые формы занятий во внеклассной работе по математике

Глава 2 Особенности формирования математических знаний умений у детей с нарушением слуха в процессе внеклассной работы

2.1 Анализ программного материала по математике общеобразовательной специальной школы для детей с нарушением слуха (4 класс)

2.2 Задачи, содержание и результаты экспериментального исследования

2.3 Моделирование педагогического процесса по формированию математических знаний и умений у детей с нарушением слуха во внеклассное время

Заключение

Список библиографических источников

Введение

Актуальность исследования. Перестройка начального математического образования связана с новыми целями обучения, где основная школа становится главным звеном в образовании. Новые цели обучения вызывают изменение содержания, методов и форм обучения. Но процесс перестройки методов, форм и средств обучения идет сложнее и медленнее, чем перестройка содержания обучения. Особенно медленно перестраивается внеклассная работа по математике в начальных классах школ для детей с нарушением слуха- одна из форм организации обучения младших школьников.

5 стр., 2408 слов

Изучение компонента готовности детей с нарушениями зрения и слуха к обучению

... в формировании социометрического статуса ребенка с патологией слуха, нарушениям в установлении контактов с окружающими людьми. Основной ... отражают интеллектуальную готовность ребенка к обучению, поскольку лишь констатируют факт овладения знаниями и навыками. Одним из важных ... в системе межличностных отношений; умение ориентироваться в социальных ситуациях; правильно определять личностные особ

В настоящее время внеклассная работа по математике стала необходимым дополнением к повседневной работе учителя на уроке.

Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребёнка. По словам С. Л. Рубинштейна (20), управлять этим процессом значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам, здесь добытое лично — добыто на всю жизнь.

Одной из важнейших теоретических и практических проблем современной педагогики является совершенствование процесса обучения младших школьников. Основной формой учебного процесса, наряду с уроком, в младших классах школ все большее значение приобретает внеклассная работа по математике. Способствуя глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, внеклассная работа развивает интерес к изучению математики и творческие способности школьников.

Главной целью внеклассных занятий по математике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей, привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества.

Для подготовки учащихся с нарушением слуха к жизни в современном динамическом мире важно не только передать им знания, но и сформировать способы приобретения и переработки информации. Формирование умения учиться должно, стать специальной задачей школы. В связи с этим, проблема овладения учениками знаниями и умениями приобретает особую актуальность.

Одной из важных предпосылок, дающих возможность обратиться к решению проблемы формирования математических знаний и умений, является возросший уровень общего и речевого развития глухих и слабослышащих школьников, чему способствовали: идеи Л.С. Выготского об обучении и развитии, о структуре дефекта и путях компенсации недостатков в развитии детей; многоплановые исследования отечественных дефектологов (P.M. Боскис, Т.А. Власовой, Т.В. Розановой, И.М. Соловьева, Л.И. Тиграновой, Ж.И. Шиф и др.) по изучению закономерностей и особенностей развития детей с нарушением слуха; создание С.А. Зыковым дидактической системы обучения глухих детей, связанной с широким использованием предметно-практической деятельности учащихся в качестве основы речевого и общего развития детей.

Т.С. Зыковой доказано, что в процессе предметно-практического обучения создаются условия для общего и речевого развития, для обучения школьников планировать деятельность и работать в коллективе.

Значимыми для решения изучаемой проблемы являются работы Шустер Ф. М., Рабинович И. З., Фёдорова И. В., Н. Н. Агейчик по формированию математических знаний и умений у детей с нарушениями слуха.

15 стр., 7272 слов

Развитие математического мышления учащихся на основе дифференцированного ...

... диагностика интересов учащихся 2.2 Методика развития математического мышления учащихся на основе дифференцированного обучения Часть 3. Дифференцированный контроль знаний, умений и навыков учащихся при обучении ... последние выявляют одновременно и обученность. Обученность включает весь объем усвоенных знаний, умений и навыков (ЗУН), определяет культурный уровень, кругозор, эрудированность индивида ...

Мы предприняли попытку теоретически и практически изучить роль внеклассной работы в формировании математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха.

Цель курсового исследования — выявить особенности формирования математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха во внеклассной работе.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

-провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха во внеклассной работе;

— экспериментально изучит роль внеклассной работы в формировании математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха.

Объект исследования — внеклассная работа по математике в младших классах детей с нарушением слуха.

Предмет исследования — особенности формирования математических знаний и умения у учащихся с нарушением слуха в процессе внеклассной работы.

Методы исследования:

-теоретический (сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы);

— Наблюдение;

— эмпирический (констатирующий психолого-педагогический эксперимент).

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Первая глава отражает теоретические основы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования математических знаний и умений у детей с нарушением слуха в процессе внеклассной работы. Вторая глава содержит данные экспериментального исследования. Список библиографических источников составляет 27 наименований.

Глава 1. Проблема формирования математических знаний и умений у учащихся во внеклассной работе

1.1 Теоретические основы организации внеклассной работы в начальных классах общеобразовательной школы

внеклассная работа учащийся слух нарушение

Процесс совершенствования математических знаний, способствующий развитию школьника, должен осуществляться как на уроках, так и во внеурочное время. Поскольку целенаправленная внеклассная работа способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, воспитывает интерес к предмету, дети шире познают окружающий мир, позволяет ответить на многие интересующие детей вопросы, а также богатство ее содержания и разнообразие форм, методов и приемов способствуют ее массовости, то при правильной взаимосвязи этой работы с учебой, она предоставляет большие возможности по совершенствованию математических знаний учащихся и будет способствовать общему развитию ребенка.

По мнению Т.И. Шимановой, основным компонентом психологической готовности к обучению в школе является: новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

Одним из факторов развития ребенка на всех этапах и во всех периодах его жизни является его собственная активность. Она обеспечивает широкие возможности взаимодействия ребенка с окружающей его средой, является необходимым условием удовлетворения жизненной потребности растущего живого существа, условием образования всех механизмов «уравновешивания» организма со средой. Однако, для того чтобы ребенок из беспомощного младенца он превратился в полноценного лена современного общества, его активностью должны управлять взрослые.

11 стр., 5026 слов

Роль наглядно-образного мышления в усвоении математических знаний

... определение роли наглядно-образного мышления в усвоении математических знаний учащихся 5-9классов и выявления способов организации усвоения ... В процессе учебной деятельности учителя и учащихся будет наглядно-образным, когда учитель объясняет учащимся строение какого-либо ... что развитие наглядно-образного мышления учащихся является одной из основных целей курса математики. Связано это с тем, что ...

Вместо пассивного ожидания проявление тех способностей, которыми, возможно, одарен тот или иной ребенок, или вместо тревожной констатации проявляющихся у воспитанника отрицательных черт характера, таких, например, как лень или зазнайство педагогу следует направлять сейчас свои усилия, свою творческую мысль на поиски путей активно вмешательства в процесс формирования качеств личности.

Для того, чтобы деятельность ребенка была направлена на развитие личности, необходимо предусмотреть следующие основные условия:

1. Детям должно быть понятно, что и чего они делают.

2. Огромную роль в деятельности младшего школьника играют мотивы, т.е. те побуждения к деятельности, которые заставляют его стараться прилагать усилия и добиваться достижения поставленной цели.

3. Важнейшее значение имеют те действия, которые входят в осуществляемую учениками деятельность. Это те навыки, умения, способы, которые ребенок вынужден применять, занимаясь трудом или математикой.

4. Необходимы организационные условия, в которых протекает эта деятельность детей. К ним относятся:

· Материальная оснащенность;

· Организация деятельности во времени;

· Соразмерность требований, поставленных учителем задач и всей организуемой им деятельности реальным возможностям класса;

· Обязательное достижение видимых детям результатов их коллективной деятельности.

5.Для того чтобы деятельность ученика имела развивающий характер, она должна регулярно усложняться, предъявляя детям постоянно возрастающие требования. Усложнение деятельности- важнейшее условие повышения ее развивающего воздействия на младшего школьника.

Так как всестороннее развитие происходит не только на уроках, а выходит далеко за его пределы и связано с внеурочным временем школьника, то в деятельности по всестороннему развитию подрастающего поколения немаловажное значение должна занять внеклассная работа по математике.

Важность этой работы заключается, во-первых, в том. Что она содержит в себе элементы образования, а поэтому содействует прочному и сознательному усвоению изученного учебного материала, расширяет и обогащает кругозор учащихся; во-вторых, благодаря внеклассной работе по математике удлиняется время организационного и целенаправленного совершенствования математических знаний детей; в-третьих, внеклассная работа способствует развитию у детей познавательных интересов. Одним из важнейших факторов совершенствования математических знаний младшего школьника является формирование в нем познавательных интересов.

Если с раннего детского возраста воспитаем интерес к окружающему, то этим сумеем пробудить у детей активную умственную деятельность, что неизбежно приведет к совершенствованию математических знаний учащихся. Однако, активную умственную деятельность учащихся следует пробуждать не только на уроке математики при создании, к примеру, проблемной ситуации, но и во внеклассной работе.

Поэтому процесс обучения и воспитания подрастающего поколения должны осуществляться в тесной взаимосвязи учебной и внеклассной деятельности. По мнению Х.Й. Лийметса, этот процесс должен:

11 стр., 5316 слов

Психологический базис усвоения математики

... математики; ) усилением внеклассной работы по математике, что, несомненно, отразится и на уроках; ) рациональной организацией умственной работы; ) формированием рациональных приемов учебной работы; ) целенаправленной и систематической работой ... Интересное преподавание - это еще и оптимальная организация деятельности учителя и учащихся, оптимальное сочетание различных форм и методов обучения, ...

ь Проходить в единстве руководства учителя и самодеятельности учащихся;

ь Проводиться по возможности в единстве учета индивидуального развития каждого ученика и развития коллектива;

ь Осуществляться в единстве перспективы успеха и возможности неудачи;

ь Входить в систему жизнедеятельности учащихся и коллектива.

Итак, наилучший результат в вопросе совершенствования математических знаний младших школьников можно добиться только при правильном сочетании организации как урочной, так и внеурочной работы по математике. Если во внеклассной работе дети закрепляют и углубляют те знания и умения, которые они приобрели на уроке, то, с другой стороны, учителям представляется возможность проводить уроки содержательнее и интереснее, используя знания, умения и навыки учащихся, приобретенные на занятиях во внеурочное время. Следовательно, урочная и внеурочная работа по математике с детьми взаимосвязаны. Эти формы организованной учебной деятельности учащихся как бы дополняют и совершенствуют одна другую.

1.2 Роль внеклассной работы в формировании математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха

Учителю математики в своей практической деятельности приходится выполнять различные виды деятельности, среди которых центральное место принадлежит деятельности, направленной на развитие математических способностей и привития интереса к математике. Дополнительными возможностями для осуществления такой деятельности являются различные внеклассные формы занятий по математике.

Дополнительные возможности для развития способностей учащихся и привития им интереса к математике и её приложениям предоставляют различные внеклассные формы занятий по математике. Они могут быть нацелены на развитие определенных сторон мышления и черт характера учащихся, иногда не преследуя в качестве основной цели расширение или углубление фактических знаний по математике. Такое расширение происходит как бы само собой, как результат возникшего интереса к предмету, воспитанной в ходе занятий настойчивости и как следствие обнаружившейся легкости математики.

До настоящего времени внеклассная работа по математике чаще всего строилась на принципах занимательности, развлекательности, в нее вовлекалось часть школьников из числа лучших учащихся. Отдельные учителя даже отвергают необходимость ведения внеклассной работы в начальных классах.

Внеклассные занятия по математики с учащимися с нарушением слуха начальных классов ведутся с использованием репродуктивной деятельности учащихся, решающих задачи по образцу, предложенному учителем, или с его помощью, что не развивает логического мышления у учащихся. Внеклассные занятия по математики проводятся стихийно, не систематически. Их содержание не продумано, носит случайный характер. Учителя не ориентируются в подборе упражнений по математике, которые могли бы заинтересовать «слабых» и «средних» учащихся. Методика проведения таких занятий не разработана, поэтому эффективность внеклассной работы весьма низкая.

Необходимость проведения внеклассной работы по математике с учащимися начальных классов вызвано тем, что наше общество ждет от спецшколы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Без формирования интереса к математики, Без образования и воспитания учащихся средствами математики, начиная с младшего школьного возраста, без взаимосвязи классной и внеклассной работы школа не сможет с надлежащей полнотой выполнить этот заказ общества. Внеклассные занятия по математике нужно рассматривать как одно из важнейших средств совершенствования математических знаний в начальных классах для детей с нарушением слуха.

11 стр., 5144 слов

Организация внеклассных занятий по ОБЖ

... курсовой работе выявлено влияние внеклассных занятий по ОБЖ на формирование личности, рассмотрена деятельность педагога как координатора процесса проведения внеклассных занятий по ОБЖ. Тема исследования Внеклассные занятия на ОБЖ. Цель исследования изучить эффективность внеклассных занятий ...

Внеклассная работа по математике призвана решать две основные задачи:

1. Повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности;

2. Способствовать возникновению интереса у учеников к математике.

Решение первой задачи преследует цель удовлетворить запросы и потребности учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике, решение второй должно обеспечить создание дополнительных условий для возникновения и развития интереса к математике у оставшегося большинства. Правильно поставленная и систематически проводимая внеклассная работа укрепляет математические знания учащихся, приобретенные ими на уроках, расширяет математический кругозор детей, позволяет более глубоко ознакомить их с историческим развитием отдельных математических идей.

Внеклассная работа зарождается на уроках математики. Это решение задач повышенной трудности. Часть этих задач может быть решена в классе и при всех учащихся, хотя не надо требовать, чтобы их умел решать каждый. Другая часть таких задач связывает содержание и формы классных и внеклассных занятий.

Внеклассная работа по математике создает дополнительные возможности учителям начальных классов по осуществлению дифференцированного подхода к «средним» и «слабым» учащимся для достижения планируемых результатов обучения. Она может влиять на качество знаний непосредственно через содержание заданий, в частности, в результате поддержания интереса к предмету. В этом случае она может способствовать совершенствованию математических знаний и умений. Однако внеклассная работа по математике в начальных классах как теоретически, так и практически не обеспечена. Методических пособий по проведению внеклассной работы по математике в начальных классах очень мало. Возникло противоречие между необходимостью проведения внеклассной работы с младшими школьниками и недостаточным уровнем разработанности методических вопросов ее организации и проведения.

Формы проведения внеклассных занятий должны быть разнообразными, выбираться с учетом возрастных особенностей учащихся, должны бать рассчитаны на различные категории учащихся: на интересующихся математикой и одаренных учащихся и на учащихся, не проявивших ещё интереса к предмету. Они должны во многом отличаться от форм проведения уроков. При организации внеклассных занятий важно не только серьёзно задумываться над их содержанием, но обязательно — над методикой их проведения, формой.

Её основные формы: кружковые занятия, конкурсы, решения задач, математические вечера, математические экскурсии, факультатив, неделя математики, изготовление математических моделей, турниры, олимпиады. Проведение кружковых занятий в значительной степени близко к урокам. Сходство классных и внеклассных занятий определяется организационной формой коллективной учебной работы, когда учитель ведет занятие с группой учащихся, проводит необходимые пояснения, спрашивает учащихся. При этом целесообразно учащимся предоставлять собственные суждения по обсуждаемому вопросу. Надо учесть, что иногда «неправильные» рассуждения и их опровержения, тренировка в «разговоре» на математические темы дает учащимся больше пользы, чем сообщение учителем готовых решений. Это необходимо для развития у учащихся с нарушением слуха собственной инициативы, личного подхода к решению данной задачи. Важно чаще практиковать различные способы решения задачи, не стремиться навязывать свое решение. Лучше решить одну задачу двумя-тремя способами, чем одним способом три задачи. Вместе с тем учителю необходимо следить за тем, чтобы тематика кружковых занятий была разнообразной. Темп проведения кружковых занятий должен постепенно возрастать.

14 стр., 6742 слов

Особенности работы педагога с детьми, имеющими задержку психического развития

... педагогического диагностирования младших школьников с ЗПР; .Определить специфику работы педагога с детьми имеющими ЗПР; .Определить принципы коррекционно-педагогической работы с учащимися имеющими ЗПР; .Определить основные направления коррекционно-педагогической ...

Ценность содержания внеклассной работы определяется разнообразием тематики и методов решения задач, новизной по отношению к содержанию урока математики в классе. Школьников обязательно надо учить ориентироваться в незнакомых ситуациях и областях, решать задачу с непривычным для них математическим содержанием.

В работе математического кружка большое значение имеет занимательность материала и систематичность его изложения. Занимательность повышает интерес к предмету и способствует осмыслению важной идеи: математика окружает нас, она везде. Систематичность изложения материала может быть направлена на общее умственное развитие учащихся. Нецелесообразно на кружковых занятиях по математике проводить систематическое повторение пройденных вопросов, так как сообщение учащимся математических фактов, подлежащих обязательному усвоению, не является основной задачей внеклассной работы.

Каждая из форм внеклассной работы обладает своими особенно ценными качествами. Математические соревнования привлекательны тем, что участвовать в них стремятся почти все ученики. Это учитель может использовать как для повышения интереса к математике, так и для организации коллективной умственной деятельности учеников. Что особенно существенно, поскольку в изучении математики потребность в объединении усилий нескольких равноправных участников встречается нечасто. При проведении соревнований участники разбиваются на команды, ведущие борьбу за скорейшее и более качественное выполнение задания.

Внеурочная работа, направленная на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся. Неудовлетворительное усвоение учащимися программного материала может объясняться различными причинами: пропусками уроков по болезни, индивидуальными особенностями восприятия и запоминания учебного материала.

Внеурочные занятия с отстающими — дополнительная нагрузка на учащихся, которые, как правило, слабо успевают именно потому, что отстают от сверстников в физическом развитии. Поэтому заниматься с такими школьниками дополнительно следует только в случаях крайней необходимости: если имеющиеся пробелы по какой-либо теме не дадут им возможности усвоить в дальнейшем важный программный материал (приёмы устных и письменных вычислений, основные типы текстовых содержательных задач).

Внеурочные занятия должны быть индивидуальными. (Конечно, за исключением тех случаев, когда одна и та же тема не усвоена несколькими учащимися).

Методика объяснения и закрепления учебного материала не отличается в целом от методики работы над этим материалом на уроке. В индивидуальной беседе учитель выясняет характер затруднений, которые испытывает ученик при изучении данного материала, что даёт ему возможность скорректировать методику индивидуального обучения. Достаточно, если методика будет отражать наиболее важные характеристики мышления школьника.

1. Возможно, что у данного ученика конкретно-образное мышление развито больше, чем у его одноклассников. Как следствие, он в большей степени нуждается в наглядном представлении учебного материала. Например, если для класса в целом достаточно проиллюстрировать вычислительный приём на одном — двух примерах, то для отстающего — на трёх, четырёх и более примерах.

2. Темп усвоения нового материала у данного ученика может быть ниже, чем в целом у класса. Поэтому учитель на дополнительном занятии ещё раз объясняет ученику учебный материал в доступном для него темпе.

3. Причина слабого усвоения новой темы некоторыми учащимися может заключаться в том, что в силу индивидуальных особенностей им необходимо выполнить большее число тренировочных упражнений, чем большинству учащихся класса. Естественно, что на дополнительных занятиях учитель должен предоставить таким ученика эту возможность. Эффективность работы может быть повышена за счёт использования карточек с математическими заданиями.

Знание учителем индивидуальных особенностей слабоуспевающих учащихся позволяет эффективно проводить внеурочные занятия, цель которых предварительная подготовка этих учеников к изучению наиболее важных и сложных тем программ.

Внеурочную работу с учащимися полезно дополнять индивидуальными домашними заданиями. При этом учитель по возможности должен опираться на помощь родителей.

Особенности внеклассной работы по математике. Основные характерные особенности внеклассной работы: некоторая произвольность выбора тематики занятий; разнообразие форм работы с учащимися; занимательность; выделение сравнительно небольшого учебного времени на одну и ту же тему.

Внеклассная работа с учащимися с нарушением слуха 3-4 классов имеет свои дополнительные особенности. Это недостаточно развитый, не сформировавшийся и ещё неустойчивый интерес к математике. Поэтому необходимо приложить усилия для того, чтобы интерес начал формироваться. Надо учитывать, что разнообразие математических теорий и их приложений требуют способностей разного характера.

Чтобы обнаружить, какие именно способности могут развиться у ученика, ему полезно принять участие в самой разнообразной математической деятельности. Невозможно не учитывать такие особенности школьников 3-4 классов как обязательность, исполнительность. Поэтому к внеклассным занятиям по математике учащихся надо привлекать, не дожидаясь у них собственной инициативы.

В доброжелательности учителя, умении удивляться даже незначительным сдвигам в работе учеников, в поощрении проявляется педагогическое мастерство, степень влияния учителя на формирование и развитие интереса к математике. В проведении внеклассной работы необходимо опираться на стремление учеников 3-4 классов с большим удовольствием выполнять кропотливые расчеты и выкладки. В этом возрасте мало развит «критицизм», присущий более взрослым учащимся, но очень популярны искренняя критика товарищей, нетерпимость к списыванию, ученики очень любят сказки, различные интересные весёлые истории.

Научные понятия, которыми учащиеся овладевают на уроках математики, формируются, наполняются соответствующим содержанием постепенно. Усвоение понятий, становится прочным, если они используются учащимися в практической деятельности.

Благодаря работе над усвоением житейских понятий на уроках предметно-практической деятельности формирование понятий мер длины, массы, времени, площади, объёма стало более успешным (И. З. Рабинович).

На уроках предметно-практической деятельности учащиеся применяют полученные на уроках математики знания, отмеряя отрезки в сантиметрах и миллиметрах, тем самым, закрепляя понятия мер длины.

В методической литературе, касающейся изучения мер в школе для детей с нарушениями слуха, указывается, что их изучение требует от учащихся разносторонней жизненной ориентации.

В общеобразовательной специальной школе для детей с нарушением слуха формирование понятий мер проходит не только на уроках, но и во внеурочное время. Дети младших классов получают от родителей поручения сделать необходимые покупки в магазинах; многие слышат от родителей, сколько материала требуется на пошив одежды или какова стоимость продуктов питания, различных материалов и предметов. Дети с нарушением слуха младших классов большей частью лишены такой формы познания. Тем не менее, можно организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она содействовала расширению жизненного опыта учащихся, способствовала лучшему усвоению вопросов, связанных с изменением величин.

Школы для детей с нарушениями слуха в основном являются интернатами. На каникулы дети, как правило, едут домой. Каникулярное время можно использовать для расширения познаний детей в области математики. Работа организуется следующим образом. В конце каждой четверти на уроке учитель сообщает учащимся о необходимости выполнения дома письменного задания, разъясняет его содержание и порядок выполнения. Задания ученики записывают в отдельные тетради, которые берут домой на каникулы. Об этом задании предупреждаются родители.

Выполнение практических работ по измерению вызывает необходимость введения понятия приближённого значения длины отрезка. Первоначальное понятие о приближённом значении длины отрезка учащимся 4-5 классов доступно. Например, ученикам предлагается измерить в метрах длину класса. Учащиеся измеряют, т. е. откладывают по длине деревянный метр, разделённый на сантиметры. Пусть длина класса оказалась равной 6 м 30 см. В этом случае, поясняет учитель, длину класса в метрах принято считать приближённо равной 6 м. Разобрав ещё несколько примеров, учащиеся усваивают запись приближённого отрезка с недостатком.

Известно, что решение математических задач является важнейшим средством умственного развития детей с нарушениями слуха. Весьма эффективным приёмом, направленным на преодоление трудностей при обучении решению задач, является самостоятельное составление задач детьми. Н. Ф. Слезина подчёркивает, что количественный анализ наблюдаемых фактов расширяет познания школьников об окружающем мире, о жизни, в которой они принимают непосредственное участие, даёт материал для самостоятельного составления задач.

Выше указывалось, что для выполнения части заданий ученики обращаются к родителям. Такое направленное обращённое общение детей с нарушениями слуха с родителями имеет большое воспитательное значение. Нередко дело сводится не только к ответам родителей на вопросы детей, но и к беседе по затронутым и другим вопросам, расширяющий кругозор учащихся.

1.3 Игры и игровые формы занятий во внеклассной работе по математике

Игра составляет предмет исследования многих отраслей наук, имеющих дело частично или полностью с различными проявлениями человеческой деятельности.

В отечественной педагогической и психологической литературе игра рассматривается как специфический вид деятельности, наиболее значимый для развития дошкольного и младшего школьного возраста (Аркин Е. А., Выготский Л. С., Запорожец А. В., Зворыгина Е. В., Леонтьев А. Н., Михайленко Н. Я., Короткова Н. А.).Определение значения игры в психическом развитии ребёнка обусловлено пониманием психологической природы игры и особенностями закономерностей её развития. Игра, по мнению исследователей, является источником и средством развития сознания ребёнка, его ориентации в отношениях между людьми, особой формой воспроизведения социального опыта.

Формирование личности школьника происходит в различных видах деятельности: учебной, трудовой, общественной, игровой. Каждая из них имеет свои особенности и возможности, причем на различных этапах обучения, для различных возрастов разные. Виды деятельности необходимо рассматривать во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодополняемости. Это правомерно и для игровой деятельности, особенно если речь идет о воспитании и обучении детей, для которых игровая деятельность является ещё и потребностью. Использование потребностей детей к игре порождает особый вид игр — дидактической игры и особую форму занятий — игровую форму.

Под дидактической игрой понимается игра, используемая в целях обучения и воспитания.

Под игровым занятием понимается занятие, пронизанное элементами игры или содержащее игровую ситуацию. У детей дошкольного и младшего школьного возраста ведущим видом деятельности является игра.

Мотив деятельности может определяться для ученика и игровыми моментами, и сюжетом, и правилами. Дидактические игры и игровые занятия, разработанные с учетом особенностей игр подростков, особенностей предмета и конкретных условий отличаются эмоциональностью, у младших школьников они вызывают умственное напряжение, обостряют интеллектуальные процессы.

Характерным для детей является то, что игровой мотив одинаково действен для всех категорий учащихся как сильных и средних, так и слабых. Интересно при этом, что у учащихся более сильных большим уважением пользуются индивидуальные игры — соревнования на личное первенство, в которых они могут показать свои умственные способности, проверить свои волевые качества.

Средние и особенно слабые учащиеся охотнее участвуют в коллективных играх, в которых они совместно с другими могут добиться победы, испытать радость успеха. Влияние игровых ситуаций на учебную деятельность снижается к концу 8 класса. Остаются эффективными игры с правилами — соревнования, конкурсы, турниры. Наибольший интерес для учащихся 8 класса представляют игры — соревнования на личное первенство или первенство всего класса. Большой интерес у старших подростков вызывают игры с четко поставленными учебно-познавательными целями.

Внеклассная работа по математике должна быть массовой, познавательной, активной, творческой относительно деятельности учащихся. Игры и игровые формы должны включаться во внеклассную работу по математике не для того, чтобы развлечь учащихся, а чтобы возбудить у них стремление к преодолению трудностей.

Дидактическая игра, игровое занятие должны разрабатываться так, чтобы к учащимся были предъявлены определённые требования в отношении знаний. Игра должна носить познавательный характер. Чтобы играть — надо знать. Правила игр, игровые ситуации должны быть действенными, то есть задания надо составлять с учетом интересов учащихся, их знаний. Для младших подростков интересны игры с включением ролей, сюжета соревновательного характера.

Правила и организация игр должны разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Для каждой категории учащихся надо создать условия для проявления самостоятельности, инициативы, смекалки. Каждый ученик должен испытать радость успеха, состояние уверенности в себя, в свои возможности. Дидактические игры и игровые ситуации должны быть разнообразными и разрабатываться с учетом особенностей математики.

По мнению Р. Ф. Соболевского (22), сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным — вот задача первоначального обучения. Игра должна быть не просто занимательной, а органически сочетаться с серьёзным, напряжённым трудом, т. е. не отвлекать от учёбы, а способствовать интенсификации умственной деятельности

Все игры должны составлять систему, в которой необходимы обучающие и контролирующие игры (по назначению), групповые и индивидуальные (по массовости), подвижные и тихие (по реакции), «скоростные» и «качественные» (по темпу), одиночные и универсальные. Практика показывает, что недостаточно проводить эпизодические мероприятия по внеклассной работе, а необходима продуманная планомерная система всей внеклассной работы по математике.

Глава 2. Особенности формирования математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха в процессе внеклассной работы

2.1 Анализ программного материала по математике общеобразовательной специальной школы для детей с нарушением слуха (4 класс)

Математике в структуре начального специального обучения отводится важная роль как учебному предмету, не только формирующему представления, но и создающему условия для развития логического мышления и практической реализации знаний в повседневной жизни.

В личностно-ориентированном обучении математике реализуется деятельностный подход (практическое исследование реальных объектов, количественных отношений, всевозможные действия с ними).

Программа предусматривает усвоение математических понятий на конкретном жизненном материале.

На основе собственных практических действий дети знакомятся с некоторыми математическими закономерностями, учатся применять полученные знания при решении практических задач на уроках предметно-практического обучения, труда.

У детей вырабатывается умение определять (визуально и на ощупь) геометрические фигуры, их части, находить эталоны (общее в форме предметов) в ближайшем окружении, классифицировать формы и линии. Дети учатся называть относительную величину (длину, ширину, высоту) предметов, восстанавливать пропущенный в ряду элемент сравнением частей справа и слева от отсутствующего элемента.

В 4 классе усваиваются приёмы письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении многозначных чисел в пределах 1000000. Учащиеся знакомятся с законами вычислений, учатся производить вычисления с большими числами, однако действия в основном производятся с трёх-, четырёх-, и пятизначными числами, выходят за их пределы лишь в отдельных случаях.

Значительное место в программе отводится задачам. Приёмы их решения формируются на основе наглядных представлений о количественных отношениях предметов, полученных учащимися при выполнении практических упражнений.

В процессе составления краткой записи у детей постепенно формируется умение анализировать текст задачи и вычленять её составные части; представлять ситуацию, описанную в задаче; иллюстрировать условие задачи с помощью рисунка или чертежа.

В программе по математике геометрический материал выделен в самостоятельный раздел. Учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами и телами, их свойствами и элементами, приобретают навыки измерений, черчения моделирования фигур, учатся пользоваться чертёжными и измерительными инструментами (линейкой, циркулем, угольником), наборами геометрических фигур. Модели и изображение геометрических фигур применяются в качестве дидактического материала при изучении чисел и арифметических действий с ними, при решении задач.

Программа по математике предусматривает овладение навыком измерения длины, объёма, веса, времени.

Знаниями, умениями и навыками, предусмотренными в программе, учащиеся овладевают в основном на уроке, под руководством учителя. Вместе с тем обучение математике требует систематического выполнения детьми домашних заданий.

К концу 4 класса учащиеся овладели:

— устной и письменной нумерацией чисел в пределах 10000;

— алгоритмом письменного сложения и вычитания в случаях перехода через десяток, с переходом через десяток;

— алгоритмом письменного умножения трёхзначного числа на однозначное;

— алгоритмом и особенностями письменного деления трёхзначного числа на однозначное;

— названиями единиц измерений: килограмм, грамм, тонна, центнер, километр;

— названиями единиц времени: сутки, високосный год, невисокосный год.

Также умеют:

— решать примеры столбиком;

— решать составные задачи;

— решать уравнения;

— вычерчивать круги разной величины, обозначать буквами геометрические фигуры.

2.2 Задачи, организация и результаты экспериментального исследования

Экспериментальное исследование направлено на практическое изучение роли внеклассной работы в формировании математических знаний умений у учащихся с нарушением слуха. Проведение данного исследования поставило перед нами следующую цель:

— теоретически обосновать и определить способы формирования математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха во внеклассной работе. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

— оценить особенности внеклассной работы в формировании математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха;

— определить степень заинтересованности учеников во внеклассной работе;

— осуществить моделирование педагогического процесса по формированию математических знаний и умений во внеклассное время у младших школьников с нарушением слуха.

Экспериментальное исследование проходило на базе специальной общеобразовательной школы № 14 для детей с нарушением слуха. Всего в эксперименте участвовало 5 школьников с нарушением слуха 4 класса.

Форма проведения эксперимента — индивидуальная. Порядок и особенности выполнения заданий фиксировались в протоколах обследования.

Результаты выполнения ребёнком заданий сравниваются с описанием показателей высокого, среднего и низкого уровней. Если все задания ребёнок выполняет самостоятельно и без ошибок, его знания полные — у него проявляется высокий уровень; если задания ученик выполняет с помощью взрослого, подсказкой, знания его не достаточно полны — средний уровень; если же с помощью взрослого в действиях ученика есть ошибки, то проявляется низкий уровень. В описание включены пять основных показателей — низкий, средний, высокий уровень.

Показатели

Задания

Высокий уровень

Самостоятельно:

40%

1) Безошибочно раскладывает цифры в порядке возрастания и убывания. Грамматически верно оформляет отношения между элементами ряда;

2) Правильно называет и показывает квадрат, прямоугольник, треугольник;

3) Знает и называет последовательность дней, недели, месяцев в году, пор года;

4) правильно определят положение предметов относительно себя и других объектов;

5) Ориентируется в решении задач на нахождение «времени».

Средний уровень

с помощью взрослого:

40%

Задания

1) Раскладывает цифры в порядке возрастания и убывания. Оформляет речью отношения между элементами ряда;

2) называет квадрат, прямоугольник треугольник;

3) называет последовательность дней недели, месяцев в году, пор года;

4) определяет положение предметов относительно себя и других объектов;

5) ориентируется в решении задач на нахождение «времени».

Низкий уровень

с помощью взрослого:

20%

Задания

1) Не раскладывает цифры в порядке возрастания и убывания;

2) называет квадрат, треугольник;

3) допускает ошибки в назывании последовательности дней недели, месяцев в году, пор года;

4) допускает ошибки при определении положения предметов относительно себя и других объектов;

5) не ориентируется в решении задач на нахождение «времени».

Результаты экспериментального исследования о роли внеклассной работы в формировании математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха мы представили в виде таблицы 1 и анализировали каждое из предъявленных заданий.

Задания

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1) Раскладывание цифр в порядке убывания и возрастания;

2) Называние геометрических фигур;

3) Называние последовательности дней недели, месяцев в году, пор года;

4) Определение положения предметов относительно себя и других объектов;

5) Задача на нахождение «времени».

При предъявлении задания в котором нужно было определить сколько прямоугольников на рисунке, то затруднений у 16 % детей с нарушением слуха не наблюдается (выполнено на высоком уровне), 16 % детей определили сколько прямоугольников с помощью взрослого (средний уровень), а 8 % детей не смогли определить даже с помощью взрослого (низкий уровень).

Затруднения у 8 % детей с нарушением слуха были вызваны при раскладывании цифр в порядке возрастания и убывания, дети допускали некоторые ошибки в перемене местами цифр.

Также трудности возникли у 32 % детей с нарушением слуха при назывании последовательности месяцев в году и пор года (дни недели все назвали правильно).

8 % детей совсем не знают последовательности месяцев, называя после марта сентябрь, затем февраль, среди месяцев называли дни недели, путали поры года с днями недели.

8 % младших школьников с нарушением слуха также допускали ошибки при назывании геометрических фигур. Например, трапецию называли — треугольник, куб — треугольник, ромб — непрямоугольник. Таким образом 32 % испытуемых ответили правильно при предъявлении квадрата, прямоугольника, треугольника. На высоком уровне выполнили задание 40 %, на среднем уровне 40 % учеников, на низком 20 % учеников.

Задачу на нахождение «времени» верно выполнило 16 % детей, 16% учеников решили задачу с помощью взрослого, а 8 % детей задачу не смогли решить даже с помощью взрослого.

Формирование знаний и умений у учащихся с нарушением слуха по математике частично осуществляется на уроках. Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, это не удаётся сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация целей по формированию знаний и умений переносится на внеклассные занятия по математики.

2.3 Моделирование педагогического процесса по формированию математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха во внеклассное время

Повышение эффективности учебного процесса обусловлено совершенствованием методики обучения, формированием и поддержанием у младших школьников интереса к учёбе.

Данные нашего исследования расширяют представления о внеклассной работе. Хорошо организованная и интересная внеклассная работа по математике может дать наибольшие результаты, если она органически связана с уроками математики, опираясь на сформированные знания, способствует повышению интереса к изучению программных вопросов. Все знания, умения, навыки, приобретённые на уроках математики должны найти применение во внеклассных занятиях.

Экспериментальные исследования показали, что игровая деятельность должна выступать не только в форме отдельных элементов учебного процесса, но и как метод обучения. Игры используемые на внеклассных занятиях по математике, должны отвечать следующим требованиям:

1) соответствовать целям и теме занятия;

2) обеспечить углубление, расширение и закрепление знаний учащихся, развивать умственные способности и быть в достаточной мере занимательными и интересными;

3) соответствовать возрастным особенностям детей, быть доступными;

4) способствовать воспитанию целеустремлённости, упорства в достижении цели, коллективизма, взаимовыручки.

Существуют различные виды детских игр: творческие, подвижные, дидактические, предметные, ролевые. Классификация игр носит общиё характер, так как каждый тип игры объединяет многообразные и сложные виды деятельности. При обучении через игру применяются игры, близкие по своему характеру к дидактическим.

К дидактическим играм относят игры с правилами, игры с упражнениями, дидактическими «игрушками» и материалами, некоторые игры-занятия. Дидактические игры включают несколько элементов: учебную задачу, содержание, правило и игровое действие.

Игра, в которых учебная задача просматривается так, что ученик совершенно определённо воспринимает её именно как задачу, т. е. подходит к решению сознательно называются обучающими. Обучающие игры составляют подмножество дидактических игр, поэтому они имеют и те же структурные элементы. Такие игры формируют у детей определённые логические структуры, конкретные умственные действия, с помощью которых ученик сможет решать определённые классы математических задач.

Название игры

Назначение

«Чудо-мешочек»

«Вычислительные машин»

«Цепочки фигур»

«Узнай фигуру»

Формирование представлений о случайных и достоверных событиях. Обучение счёту;

Обучение счёту с помощью

схем алгоритмов;

Подготовка к дедуктивным рассуждениям с помощью конструирования цепочек фигур по заданным началу и правилам образования;

Формирование представлений о кодировании информации с помощью двоичного кода.

Большое значение имеют игры, с помощью которых дети обучаются счёту, знакомятся с алгоритмами. Простейшие алгоритмы дети усваивают в раннем дошкольном возрасте (например, «красный свет — хода нет, жёлтый жди, а зелёный свет иди»).

В игре дети подчиняются правилам, которые определяют порядок и последовательность игровых действий, т. е. алгоритмизируют деятельность детей в игре.

На рис. 3, а изображена простейшая «вычислительная машина», выполняющая только одно действие — прибавление единицы. Если один из участников игры задаёт на выходе машины какое-нибудь число, например 3, помещая сверху карточку с соответствующей цифрой, то другой участник, выполняющий роль «вычислительной машины», должен положить на выход карточку с результатом, т.е. числом 4. Если он ошибается, карточку забирают. Проигрывает тот, у кого не хватает карточек с цифрами для продолжения игры.

На рис. 3, б изображена «машина» последовательно выполняющая действие «прибавление числа» дважды. В процессе игры подтверждается, что если на входы этих «вычислительны машин» попадут карточки с одинаковыми числами, то на их выходах окажутся также карточки с одинаковыми числами.

Изображение на рис. 3 « машины» представляют простейшие линейные алгоритмы. Наши исследования подтвердили, что дети с нарушением слуха легко усваивают принципы работы «машины», интерпретирующеё простейшие алгоритмы.

Также дети с нарушением слуха 4 класса с большим интересом играют с «Весёлым счётом» на внеклассных занятиях, в игру «Биатлон».

Игра «Биатлон».

На доске вывешивается схема алгоритма (рис. 10).

Она интерпретируется как трасса гонки. Правильный результат истолковывается как мелкий выстрел, неправильный — как промах. Игрок, допустивший промах, направляется на штрафной круг, т. е. исправляет ошибку. Если игрок сделал меткий выстрел, то он либо передаёт эстафету (карточку с заданием) следующему члену команды, либо финиширует.

Размещено на

Рис. 10

Применение обучающих игр приводит к тому, что игровые интересы стимулируют познавательные, которые впоследствии становятся ведущими в учебной деятельности ребёнка.

Все игры должны составлять систему, в которой необходимы обучающие и контролирующие игры, групповые и индивидуальные, подвижные и тихие, одиночные и универсальные. Для каждой категории учащихся надо создать условия для проявления самостоятельности, инициативы, смекалки. Каждый ученик должен испытать радость успеха.

Заключение

На основе анализа литературных источников мы определили роль внеклассной работы в формировании математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха.

Главной целью внеклассной работы по математике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей, привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества.

Первая глава нашего курсового исследования посвящена проблеме формирования математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха во внеклассной работе, а также выделению особенностей игровых форм занятий в процессе внеклассной работы по математике.

Данной проблемой занимались многие исследователи: И. З. Рабинович (17 ), В. П. Труднев (25), В. Б. Сухова (21), Е. М. Минскин (13), Е. г. Речицкая (19), П. А. Янн (27) и др.

Вторая глава освещает анализ программного материала по математике общеобразовательной специальной школы для детей с нарушением слуха (4 класс) и проведённое нами экспериментальное исследование особенностей внеклассной работы в формировании математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха. Мы описали задачи данного эксперимента, содержание, а также привели результаты исследований.

Наше экспериментальное исследование показало, что формирование знаний и умений у учащихся с нарушением слуха по математике частично осуществляется на уроках. Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, это не удаётся сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация целей по формированию знаний и умений у учащихся с нарушением слуха переносится на внеклассные занятия по математике.

Разработка проблемы формирования математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха в процессе внеклассной работы нуждается в более тщательном учении современных новаций в содержании и технологии обучения детей с нарушением слуха, что может составить содержание наших дальнейших исследований.

Библиографический список

1. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Полевщикова А. М. Методика преподавания математики в начальных классах / М. А. Бантова., Г. В. Бельтюкова, А. М. Полевщикова. — М.: Просвещение, 1984. — 336 с.

2. Витухина И. А. Реализация принципа наглядности / И. А. Витухина // Дефектология. — 1988 — № 1. — с 51.

3. Григорян Н. В. Математика в начальной школе. 1-4 класс / Н.В. Григорян. — СПб.: «Издательский Дом » Нева»», М.: «ОЛМА-ПРЕСС»,2001. — 210 с.

4. Григорьева Т.А. Развивающее обучение детей с нарушением слуха / Т. А. Григорьева. — Минск 2000, 4-36 с.

5. Григорьева Т. А., Матвеева О. Р., Михайловская Л.В. Программа общеобразовательной специальной школы для детей с нарушением слуха 1-4 классы по математике / Т. А. Григорьева, О. Р. Матвеева, Михайловская Л.В. — 2006. — 54-57 с.

6. Губа С. Г. Внеклассная работа по математике для детей начальных классов / С. Г. Губа. — Волг. гос. пед. инст.,1983. — 253 с.

7. Дрозд В. А. Методика начального обучения математики / В. А. Дрозд. — Мн. 1988. — 234 с.

8. Зайцев В. В. Математика для младших школьников / В. В. Зайцев. — М. 2001.

9. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — М.: 1999. — 384 с.

10. Калинченко А. Н. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике / А. Н. Калинченко // Начальная школа. — 2004 — № 2 с 7-9.

11. Левенбнрг Л. Ш. Рисунки, схемы и чертежы в начальном курсе математики / Л. Ш. Левенберг. — М.: Просвещение 1979. -126 с.

12. Медвецкая В. Н. Методика начального обучения математики / В. Н. Медвецкая. — Вит. — 2000.- 198 с.

13. Минскин Е. М. От игры к знаниям / Е. М. Минскин. — М.: Просвещение, 1982. — 34 с.

14. Моро М. И., Пышкало А. М. Методика обучения математике в 1-3 классах / М. И. Моро, А. М. Пышкало. — М.: Просвещение, 1978. — 336 с.

15. Никольская И. А. Математических понятий у детей с нарушением слуха / И. А. Никольская // Дефектология № 3, 2008. — 55-59 с.

16. Пышкало А. М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах / А. М Пышкало. — М.: Просвещение, 1970. — 207 с.

17. Рабинович И. З. Внеклассная работа по математике 4-5 классов в школе с нарушением слуха / И. З. Рабинович // Дефектология № 6. — 1984, 50-53 с.

18. Речицкая Е. Г. Пути и средства совершенствования обучения глухих / Е. Г. Речицкая. — М.; 1989.

19. Речицкая Е. Г. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушением слуха / Е. Г. Речицкая. — М., 1978.

20. Рубинштейн Е. Г. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушением слуха / Е. Г. Рубинштейн. — СПб.: Питер. 2002. — 764 с.

21. Сухова В. Б. Обучение математике в подготовительных — 4 классах школ для глухих и слабослышащих детей / В. Б. Сухова. — Москва, 2002.

22. Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры / Р. Ф. Соболевский. — Мн.: Нар. асвета, 1977. — 93 с.

23. Столяр А. А. , Дрозд В. Л. Методика начального обучения математике / А. А. Столяр. — М.: «Высшая школа». — 1988.- 254 с.

24. Свечников А. А. Решение математических задач в 1-3 классах / А. А. Свечников. — М.: Просвещение 1976. — 160 с.

25.Труднев В. П. Внеклассная работа по математике в начальной школе / В. П. Труднев. — М.: Просвещение 1975. — 175 с.

26. Шейнина О. С. Математика: Занятия школьного кружка: 5-6 класс / О. С. Шейнина. — М., 2003.

Размещено на