Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский городской психолого-педагогический
университет
Кафедра Социальной педагогики
Курсовая работа
по социальной педагогике
на тему Социально-педагогическая характеристика процесса формирования навыков межличностного взаимодействия среди детей и подростков в общеобразовательной школе.
Выполнила студентка
__5__ курса СоП 5.3 группы
Тавлинцева Мария Николаевна
Научный руководитель
К.п.н., доцент Сулейменова Ж. А.
Москва 2011/2012 уч. год.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
- Анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме формирования межличностного взаимодействия среди детей и подростков………………………………………………………………6
- Проблемы межличностного взаимодействия у детей и подростков
общеобразовательной школы…………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………..23
Список литературы ………………………………………………………………25
Введение
Сегодня, как никогда, возникла потребность в новом типе социальных связей и человеческих отношений, которые характеризуются не подавлением, враждой и соперничеством, а сотрудничеством, согласием и доверием. Усилилось противоречие между потребностью членов общества во взаимодействии на демократических принципах, в творческом сотрудничестве и конфронтацией, проявляющейся во всех сферах реальных
отношений людей.
Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношений, которые изучает социальная психология, социология, и социальная педагогика.
Проблема межличностного взаимодействия среди детей и подростков была актуальна с давних времен до наших дней. И рассматривалась различными науками: философией, психологии, социальной психологии, социологии, педагогике, социальной педагогике, социологии.
Особенности межличностного взаимодействия педагога-организатора ...
... §3.Подросток как субъект межличностного взаимодействия в условиях временного детского объединения Глава II. §1.Организация межличностного взаимодействия педагога-организатора с подростками во временном детском ... взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнерских отношениях, ...
Существенный вклад в разработку теоретических и методологических вопросов по формированию межличностных отношений внесли такие отечественные авторы как Г. М. Андреева, А. В. Мудрик, И. П. Пидкасистый, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. В. Мардахаев, Торохтий В. С., Н. Д. Никандров, В. М. Мясищев.
Основанная на общетеоретическом фундаменте особенностей коммуникации (А.А. Бодалев, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.), проблема общения раскрывается в психолого-педагогической науке (Б.Г. Ананьев, А.А. Добрович,’ В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, Р.С. Немов, Ю.М. Орлов, В.Н. Панферов, J1.A. Петровская и др.).
В отечественной науке исследованы различные аспекты формирования коммуникативных умений в образовательном процессе с позиций педагогики (A. Аухадеева, Е.Е. Боровкова, М.Е. Дашкин, Ю.Н. Емельянов, В.А. Сластенин и др.) и психологии (Е.В. Коблянская, И.В. Лабутова, Р.А. Максимова и др.).
Учеными выявлена сущность коммуникативных умений, определены критерии их развития, предложены способы формирования этой группы умений.
Подростковый возраст представляет собой наиболее восприимчивый период, в котором активно формируются социально важные качества личности. Потому как именно в этом возрасте повышается познавательная активность, личность проявляет самостоятельность, активность, формируются предпочтения, нормы и идеалы поведения, формируются коммуникативные навыки.
В данном возрасте происходит осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей в группе, в которой предстоит действовать.
Межличностное взаимодействие имеет особое значение в формировании личности подросткового возраста. Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Проблема межличностного взаимодействия относится к числу важнейших для детей и подростка сфер жизнедеятельности.
В результате интенсивного развития общества, изменения социальных потребностей на данной стадии развития человечества данная тема актуальна, так как возникает потребность в решении проблем социализации личности, ее адаптация к изменениям в обществе и социальной структуре, решение и преодоление конфликтных ситуаций, возникающих в результате возникновения барьеров в межличностный взаимоотношениях.
Изменения, происходящие в общественной жизни отразились и на жизни образовательных учреждений.
В работах Торохтия В.С. отмечено, что вся деятельность современного образовательного учреждения на уровне государственной политики основывается на социально-педагогическом подходе, проявляющегося в опоре на потенциал социума при реализации педагогического процесса (обучения и воспитания).
В этом подходе для социального педагога ключевым понятием становится «социум – личность».
Социальному педагогу, при опоре на социально-педагогический подход необходимо направить свою деятельность на развитие таких социально значимых качеств личность как коммуникабельность, умение налаживать межличностные контакты умение общаться и строить отношения, Ребенок должен получить все ресурсы и возможности социума, позволяющие стать социально активной личностью реализующей себя в обществе, коллективе.
Влияние стрессовых ситуаций на психику детей-подростков
... стрессовых ситуаций на психику детей-подростков. Объектом исследования являются стрессовые ситуации, возникающие у детей-подростков. Предположение заключается в том, что стрессовые ситуации влияют на психику детей-подростков отрицательно. Данная работа является ...
Объект исследования: межличностное взаимодействие среди детей и подростков в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: процесс формирования навыков межличностного взаимодействия детей и подростков в школе.
Цель исследования: изучить формирование межличностного взаимодействия детей и подростков в школе.
Задачи исследования:
- Анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования;
- Изучение теоретических аспектов проблемы межличностного взаимодействия детей и подростков;
- Анализ проблемы межличностного взаимодействия у детей и подростков общеобразовательной школы
- Анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме формирования межличностного взаимодействия среди детей и подростков.
Проблема формирования межличностного взаимодействия среди детей и подростков была актуальная с древних времен, рассматривалась различными науками: философии, психологии, в педагогике, социальной психологии и социальной педагогике.
Взаимодействие в философии понималось как категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.
Так же взаимодействие, это объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.
В психологии взаимодействие понимается как процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур [21. 43].
В педагогической науке понятие взаимодействие определяется как система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных [7. 67].
Зарубежные ученые рассматривали межличностное взаимодействие следующим образом. Так по теории Т. Парсонс в основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на которых строится человеческая деятельность. Другими словами, широкий контекст человеческой деятельности — это результат единичных действий, т.е. с элементарных актов, каковыми являются единичные действия, складываются системы действий. При этом элементами акта считается: тот, кто воплощает действия (деятель); другой (тот, на кого направлено действие); нормы, согласно которым организуется взаимодействие; ценности, которые принимает каждый из участников; ситуация, в которой производится действие.
В трудах американских социальных психологов Дж. Тибо и Г. Келли представлены модели так называемой диадичнои взаимодействия (взаимодействие в диади).
Суть предложенного подхода заключается в том, что:
• любые межличностные отношения являются взаимодействием реальным обменом поведенческих реакциями в пределах определенной ситуации;
• эта взаимодействие с большей вероятностью будет продолжаться и позитивно оцениваться участниками, если они получают выгоды из нее;
• чтобы определить наличие или отсутствие выгоды, каждый участник оценивает взаимодействие с точки зрения знака и величины результата, который рассматривается как сумма вознаграждений и потерь, что приносит с собой данный обмен действиями;
Изменение пищевой ценности продуктов в процессе тепловой обработки. ...
... Особую опасность эти проблемы представляют, для детей, подростков, студентов и пожилых людей. Физическое развитие организма детей и подростков, подверженность различным заболеваниям, эмоциональное состояние, настроение ... При тепловой обработке протопектин, скрепляющий растительной клетки между собой, под действием высокой температуры переходит пектин, в результате чего растительные продукты ...
• взаимодействие будет продолжаться, если для каждого партнера вознаграждения превышать потери;
• процесс получения выгоды для каждого участника осложняется тем, что они имеют возможность влиять друг на друга, то есть контролировать вознаграждения и потери. Поэтому взаимодействие контролируется последствиями. При этом партнеры влияют на результаты друг друга [22. 68].
Другой подход к проблеме взаимодействия предложил польский социолог Я. Щепанський. Его структура взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. Т.е. взаимодействие анализируется не в плане выделения ее элементарных актов, а делится на стадии, которые она проходит и в которых происходит. При этом центральным понятием в описании социального поведения является понятие социальной связи, который может быть представлен как последовательное осуществление:
• пространственного контакта;
• психического контакта (взаимная заинтересованность);
• социального контакта (совместная деятельность);
• взаимодействия (систематическая, постоянная реализация действий, имеющих целью вызвать ответную реакцию партнера);
• социального отношения (взаимно согласованных действий).
В социальной педагогике отечественные ученые (Мардахаев Л. В. Мудрик А. В., Торохтий В. С.) рассматривают взаимодействие как установление связей между деятельностью специалистов разного профиля, участвующих в работе с клиентом. Может иметь место в процессе социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков [6. 44].
В наиболее общем виде взаимодействие рассматривается как организация совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них работу.
Содержательной основой взаимодействия являются ценности интеллектуальные, экспрессивные, инструментальные, социальные, которые признаны таковыми обществом и (или) организацией, в которой осуществляется взаимодействие, а также ценности, рассматриваемые таковыми членами конкретного коллектива. Эти ценности специфичны для каждой сферы жизнедеятельности (познания, спорта, общения и т. д.) [8. 35].
А так же социальное педагогическое взаимодействие — это процесс воздействия индивидов, социальных групп, институтов или общностей друг с другом в ходе реализации интересов [8. 45] .
А. В. Мудрик в своих работах считает, что в общем виде взаимодействие можно рассматривать как организацию совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них работу [9. 46]
Содержательной основой взаимодействия являются ценности интеллектуальные, экспрессивные, инструментальные, социальные, которые признаны таковыми обществом и (или) организацией, в которой осуществляется взаимодействие, а также ценности, рассматриваемые таковыми членами конкретного коллектива. Эти ценности специфичны для каждой сферы жизнедеятельности (познания, спорта, общения и т. д.).
Влияние способности к рефлексии на успеваемость в учебной деятельности подростка
... ещё одна причина снижения успеваемости — подросток не всегда получает в школе возможности самоутверждения. Всякому человеку свойственна потребность утверждаться в той деятельности, которую он выполняет, стремление добиться успехе ...
Г. Андреева рассматривает взаимодействие как форму организации конкретной деятельности людей. То есть считается, что именно при условии введения взаимодействия в определенную совместную деятельность раскрывается ее смысл.
В отечественной психологии межличностное взаимодействие традиционно изучалось в рамках кулътурно-исторического и деятельностного подходов. Принципиальным является положение Л.С. Выготского о развитии ребенка в системе его отношений к действительности — интерсубъектности становления высших форм психики и поведения, а так же положение В. Н. Мясищева, что личность формируется во взаимоотношениях. Взаимодействие рассматривается как внешнее (поведенческое) проявление, реализация отношений одного человека к другому, поэтому оно включает личностный аспект
Выделяются два уровня взаимодействия между людьми в процессе их деятельности:
- собственно деловые
- и осуществляемые по поводу нее..
Последние собственно и носят межличностный характер, реализуя отношения людей друг к другу [14. 127].
С понятием взаимодействие тесно связано понятие взаимоотношения.
Взаимоотношения в социальной педагогике- это взаимный эмоциональный контакт, совместные действия, поведенческая связь, существующая между участниками в процессе решения задач [8. 45].
Взаимодействие между людьми – это способность людей в процессе непосредственного или опосредованного воздействия друг на друга постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат [8.44].
Межличностное взаимодействие — в широком смысле- случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения, деятельности, отношений, установок; в узком смысле- система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причиной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных[8. 44].
Различают два основных типа межличностного взаимодействия:
- сотрудничество (кооперацию), когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует или, как минимум, не препятствует реализации целей остальных,
- и соперничество (конкуренцию), когда достижение цели одним из взаимодействующих индивидов затрудняет или исключает осуществление целей других участников совместного действия [5. 39].
Социа́льное взаимоде́йствие — «способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности,социальной системы, изменение их всоциальной структуреобществаи т. п.»
Социальное взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей.
Социальное взаимодействие — любое поведение человека или социальной группы, имеющее значение для других людей в данный момент и в будущем. Оно включает передачу информации, получение, реакция на неё, её переработка и возврат её, а также реакция на новую информацию первого лица. Оно определяется социальными статусамииролямиличности и социальных групп. Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны:
Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик ...
... применения психолого-педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков 6. Диагностическое обеспечение определения уровней развития творческого ... сел. Каждый из способов соответствует определенной стадии изобразительной деятельности детей. Критерии определения уровней развитости образного (невербального) компонента воображения ...
- Объективная сторона — факторы независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.
- Субъективная сторона — сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях.
Механизм социального взаимодействия включает участников и их действия, изменения, вызванные этими действиями, влияние этих перемен на людей и окружение и обратная реакция [24. 25].
Классификация социального взаимодействия:
- Первичные, вторичные(идеологические, религиозные, нравственные),
- по количеству участников: взаимодействие 2х людей; 1ого человека и группы людей; между 2мя группами,
- Разнонациональные,
- Между людьми разного достатка, и т. д. [24. 27].
Развитие взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности в младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. При этом в разные периоды развития личности она имеет свои особенности.
Следует отметить, что по вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существует две точки зрения.
- Общение принимает статус ведущего типа деятельности имеет интимно-личностный характер, предметом общения выступает другой человек – сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точки зрения придерживаются Эльконин Д. Б., Драгунова Т. В., Каган М. С.
- В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает общественно полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Фельдштейн Д. И., новые формы общения «как при общении подростков к обществу».
Все исследователи особенностей подросткового возраста так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является расширение социального общения.
Поведение подростков, считает Мудрик А. В., по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков он объясняет так:
Во первых, общение со сверстниками – очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
Во — первых, общение со сверстниками — очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
Во — вторых, это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права.
В — третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.
Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные сторона его поведения и деятельности. Божович Л. И. отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает не малое место в жизни, у других — ограничивается только школой. Со временем общение с товарищами всё больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростков сферу жизни. Общение с товарищами становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже не такой привлекательной.
Отклоняющееся поведения детей и подростков как социально-педагогическая проблема
... школе. - М., 2003. - 136 с. 7. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Социально-психологический и психиатрический аспекты. - Минск, 1988. 8. Личко А.Е. Психология и ... ожиданиям; · социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам ...
Социальное взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связейи межличностных отношений.
Подводя итог по первой главе необходимо напомнить, что межличностные отношения – это объективно переживаемые в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.
Межличностное взаимодействие и общение имеют огромное значение в формировании человеческой личности, ее развития и становления. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В теории социальной педагогике межличностное взаимодействие является основой социально-полезной деятельности человека. Во взаимодействии индивид научается коммуникативным навыкам в обществе, межличностному познанию, стимулирует желание общаться, приобретает социальные навыки и социальный опыт.
-
Проблемы межличностного взаимодействия у детей и подростков общеобразовательной школы.
Проблемы межличностного взаимодействия у детей и подростков была актуальная с давних времен, так как подростковый возраст является переходным этапом от детства к взрослости. Подростковый возраст — это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Этот переход подразделяется на два этапа — подростковый возраст и юность.
Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д
Обращаясь к отечественной истории, можно заметить, что возрастная терминология, касающаяся подростков также не была однозначной.
В толковом словаре В.И. Даля подросток определяете как “дитя на подросте” – 14-15 лет.
В академическом четырехтомном словаре русского языка1983 г. разъясняется, что подросток — это «мальчик или девочка в переходном от детства к юношеству возрасте от 12 до 16 лет «.
На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме.
Личность и деятельность музыканта
... к переживанию в форме музыкальных образов. Цель данной работы: Проанализировать личность и деятельность музыканта. Задачи: Рассмотреть особенности личности музыканта. Изучить общие черты в игре ребенка и игре ... с настоящими вещами и предметами. Благодаря этому появляется возможность освоения ребенком опыта общения с различными предметами, как это сложилось в человеческой практике. К четырем годам ...
Подростковый возраст – переход от детства к взрослости, сопровождающийся появлением нового психического новообразования – чувства взрослости, рефлексии собственного поведения, устремленности в будущее и недооценки настоящего. Сопровождается рядом отрицательных проявлений (протест против взрослых).
Рост самостоятельности, более разнообразные и содержательные отношения с людьми, расширение сферы деятельности, многообразие общение со сверстниками.
Формируются коммуникативные умения, отношение к себе как к члену общества.
Важен отход от прямого копирования оценок и мнений взрослых к самооценке. Особое значение общения, через которое он осваивает нормы и стили поведения, критерии оценки себя и других людей. Важны интимно-личностные отношения со сверстниками (особенно другого пола).
Главная ценность – система отношений, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому идеалу. Общественная активность, стремление найти друга, избежать изоляции в классе, определить свое место в классе, переоценка своих возможностей, пренебрежение запретами взрослых, тенденция предаваться мечтам, требовательность к соответствию слова и дела, отсутствие адаптации к неудачам. Авторитет взрослого снижается, Желание занять более высокое положение в классе.
Подростковый комплекс – резко выраженные психологические особенности подросткового возраста: перепады настроения, категоричность высказываний и суждений, идеализирование кумиров, эгоизм.
Реакция эмансипации – специфическая подростковая поведенческая реакция, стремление освободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших и борьба за самостоятельность, самоутверждение личности. В результате, тяга к интимно-личностному и стихийно-групповому общению.
Подросток нуждается во взрослом, в героях, в опыте сотрудничества.
Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др.
Зимняя И.А. считает, что общение – совсем молодая проблема 20 столетия, ибо, если в Древней Греции и в Древнем Риме ораторское искусство изучалось в рамках риторики, эвристики и диалектики, то на современном этапе проблема общения изучается уже с точки зрения целого ряда наук: философии, социологии, социолингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей психологии, педагогики, педагогической психологии.
С позиции деятельностного подхода исследователи Леонтьев А.Н., Андреева Г.М. считают, что общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Общение, во-первых, — это особый тип деятельности (коммуникативная деятельность), во-вторых, условие осуществления любой деятельности, в третьих, результат специальной задаваемой деятельности.
Социально-психологические особенности общения в браке
... организации; безличные отношения ключевым аспектом является личность, индивидуальность участников взаимодействия; отношения сфокусированы на личности партнеров; общению присуща непосредственность, естественность традиционное инновационное ... безличных, даже при длительных отношениях (любовь, дружба). Социально-психологические особенности общения в браке Брак и семью отличает очень высокий ...
В качестве основного определения используется следующее: общение – это взаимодействие людей, содержание которого является взаимный обмен представлениями и т.п. с целью установления определенных взаимоотношений [13. 42].
В подростковом возрасте общение принимает статус ведущего типа деятельности и имеет интимно-личностный характер, предметом общения выступает другой человек – сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним /4/. Этой точки зрения придерживаются Элькенин Д.Б., Драгунова Т.В., Каган М.С.
В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает общественно полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Фельдштейн Д.И., новые формы общения «как приобщение подростков к обществу»
Мудрик А.В. отмечает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков, считает Мудрик А.В., по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков он объясняет так:
Во-первых, общение со сверстниками – очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
Во-вторых, Это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости [10. 53].
Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-личную, стихийно-групповую, социально-ориснтированную.
Интимно- личностное общение – взаимодействие, основанное на личных симпатиях, — «я» и «ты». Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией.
Стихийно-групповое общение — взаимодействие, основанное на случайных контактах — «я» и «они». Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность, подростков/11/. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.
Социально-ориентированное общение – взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел – «я» и «общество». Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д. [21. 148].
В социально психологической литературе аспект взаимодействия предполагает рассмотрение его во взаимосвязи с проблемами деятельности и общения человека. Несмотря на очевидную связь понятий «взаимодействие», «общение» и «совместная деятельность» можно говорить об определенном их разграничении. В структуре взаимодействия выделяются три составляющих и взаимосвязанных компонента: поведенческий, аффективный и когнитивный. Эффективность взаимодействия, по мнению ученых, предполагает наличие всех трех компонентов: аффективного (эмоции, чувства)- «симпатия — антипатия», когнитивного (перцептивный, информационный) – «осознание объекта» и поведенческого (действенный) – «последовательность реального поведения» [25. 35].
Н. П. Аникеева, Н. В. Гришина, И. А. Зимняя, Ю. А. Конаржевский, В. С. Лазарев, Р. С. Немов, Н. Н. Обозов, В. П. Симонов, Р. Х. Шакуров рассматривают взаимодействие как процесс достижения целей с минимальными психологическими, временными и энергетическими затратами и чувством удовлетворенности деятельностью, результатом, собой, партнерами.
В социальной педагогике взаимодействие рассматривается как — установление связей между деятельностью специалистов разного профиля, участвующих в работе с клиентом. Может иметь место в процессе социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков.
Мардахаев Л. В. выделяет формы этих связей: взаимная информация, согласование, совместная деятельность, взаимопомощь, использование информации о ребенке, запрос одного специалиста к другому, взаимное обучение [7. 59].
Родители, воспитатели, старшие, сверстники — это носители и
трансформаторы культуры, во взаимоотношениях с которыми происходит становление и развитие социокультурного мира ребенка. Взаимодействие ребенка с ребенком является важнейшим фактором (источником) для подражания и стимулирования его социального развития.
С возрастом он начинает выстраивать отношения и с другими людьми, которые вызывают его социальный интерес. Приоритетом чаще всего пользуются дети, сверстники. В детской среде быстрее формируются общие интересы, достигается взаимопонимание, проявляются увлечения. В дальнейшем интерес ребенка ко взрослым чаще всего снижается. Это объясняется многими причинами, и прежде всего нарушением взаимопонимания — «конфликт поколений», формированием извечной проблемы «отцы и дети». Одновременно усиливается интерес и стремление к взаимодействию со сверстниками, включение в сообщества, что характерно для подростков и юношества [7. 79].
Главной целью социально-педагогической деятельности является достижение, формирование социальной активности личности. Конечным результатом социально-педагогической работы должно стать определенное изменение самой личности, выступающей объектом социально-педагогического воздействия, ее качественных параметров – социальная активность личности. Последнее рассматривается как личностное качество, означающее способность личности самостоятельно усваивать социальный опыт, адекватно на него реагировать и активно использовать в своей практической деятельности, самостоятельно разрешать собственные проблемы, а по мере накопления и совершенствования собственного опыта позитивно влиять на социальный опыт, изменяя и обогащая его новыми потенциальными возможностями более высокого уровня.
Результат социально-педагогической деятельности можно рассматривать, прежде всего, как результат социального воспитания – сформированность социальной активности личности как интегративный результат активности самой личности, способной самостоятельно решить свои жизненные проблемы в текущий момент и на перспективу.
Таким образом, результат социально-педагогической деятельности можно
рассматривать как сумму двух составляющих:
1) текущего результата в виде создания условий для реализации ресурсов,
возможностей социума в интересах личностного развития, т. е. подготовительной работы специалистов для включения личности во взаимоотношения с социумом, с его ресурсами и возможностями;
2) конечного результата, проявляющегося в виде изменений в самой личности, в ее поведении, в ее качественных параметрах, в появлении у нее социальной активности в силу усвоения социального опыта и принятия его к руководству в своей жизнедеятельности [18. 8].
Работа социального педагога по развитию и организации межличностного взаимодействия подростков заключается в организации деятельности школьников. Так как именно через совместную деятельность школьников со сверстниками и педагогами формируются коммуникативные умения, навыки, социальные отношения, желание построения новых межличностных связей .
Целью работы социального педагога является формирование социально значимых качеств личности, такие как коммуникабельность, умение налаживать межличностные контакты, умение общаться, строить диалог, умение передавать свою чувства, мысли и знания другим людям. Так же социальный педагог должен предоставить ребенку возможности социума и ресурсы позволяющие быть социально активной личностью реализующей себя.
Ученые из сферы социальной педагогики (Торохтий В. С. Мудрик) выделяют формы социально-педагогической деятельности направленные на реализацию данных целей: это- социально-педагогическая диагностика, коррекция, помощь, поддержка, профилактика, консультирование, сопровождение, С помощь данных форм работы достигается удовлетворение социальных и других потребностей с помощью чего личность приобретает новые социально значимые качества.
Также в своей работе социальный педагог использует методы, с помощь которых у воспитанников формируется сознание, понятия, и представления о том каким должно быть взаимодействие в обществе. К таким методам по мнению многих исследователей (Пидкасистый П. И., Мудрик А. В., Торохтий В. С.) относятся методы убеждения (диалог, инструкция, рассказ); методы упражнения- здесь социальный педагог задает образец поведения, создает ситуации успеха, позитивное отношение к ситуации, предъявляет требования и дает поручения. Методы оценки и самооценки помогают учащимся регулировать свое поведение в обществе. Учащиеся анализируют свои поступки и осознают последствия своих действий.
Одной из проблем, возникающих при взаимодействии школьников со сверстниками и учителями является конфликтность. Для предотвращения конфликтных ситуаций социальному педагогу необходимо правильно организовывать свою деятельность и деятельность детей. Так же вести профилактическую работу по предотвращению. Обучать детей конструктивному разрешению конфликтных ситуаций.
Следует отметить, что приобретение навыков взаимодействие приобретается детьми путем социализации и приобретения социального опыта. Задачей социального педагога, организующего деятельность подростков представляется как социальная деятельность, поэтому его «вклад» в воспитание личности можно оценивать как «вклад», внесенным в личность социальными (межличностными» отношениями, организованными социальным педагогом с другими представителями социума (социально-педагогический подход) [20. 86].
Выводы по второй главе
Проводя анализ литературы по проблеме формирование межличностного взаимодействия у подростков можно сделать следующие выводы. Во – первых взаимодействие – это процесс воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связи. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Взаимодействие в общении предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и попытками взаимного влияния. В процессе взаимодействия вырабатываются коммуникативные навыки и умения, а также социальный опыт.
На основе социально-педагогического подхода и в результате социально педагогической деятельности происходит качественное изменение черт личности в целом.
Социальное развитие представляет процесс приобщения личности, социальных групп к взаимодействию с социумом. (Торохтий В.С.).
Заключение
Проблема межличностного взаимодействия была актуальна с давних времен. Изучалась такими науками как, философия, психология, педагогика, социальная педагогика, социология и другими.
Изучив проблему в данных науках можно сформулировать определение данного явления. Межличностное взаимодействие – это , процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур.
Проведенное нами теоретические исследования позволяют сделать следующие выводы. Межличностное взаимодействие является неотъемлемым элементом социализации личности, в том числе подростка.
Межличностное взаимодействие и общение имеют огромное значение в формировании человеческой личности. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В теории социальной педагогике межличностное взаимодействие является основой социальной деятельности человека. Во взаимодействии индивид научается коммуникативным навыкам в обществе, межличностному познанию, стимулирует желание общаться, приобретает социальные навыки.
Проводя анализ литературы по проблеме формирование межличностного взаимодействия у подростков можно сделать следующие выводы. Во – первых взаимодействие – это процесс воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связи. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Взаимодействие в общении предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и попытками взаимного влияния. В процессе взаимодействия вырабатываются коммуникативные навыки и умения. В процессе межличностного общения люди сознательно ил неосознанно влияют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки
друг друга.
Во-вторых если говорить о взаимодействии подростков со сверстниками то следует обратить внимание на то что в процессе взаимодействия и общения формируется и самоутверждается личность. Так как именно через взаимодействие и общение подросток может сравнивать себя со сверстниками, учителями, родителями и вырабатывает самооценку. Вне общения и без него невозможно найти свое место в кругу сверстников и взрослых. В общении и посредством его усваиваются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. И если подросток не находит в школе удовлетворяющего его общения, он психологически «покидает» ее, и настоящая его жизнь, его интересы оказываются за ее стенами.
Проводя анализ литературы по проблеме формирование межличностного взаимодействия у подростков можно сделать следующие выводы. Во – первых взаимодействие – это процесс воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связи. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Взаимодействие в общении предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и попытками взаимного влияния. В процессе взаимодействия вырабатываются коммуникативные навыки и умения, а также социальный опыт.
На основе социально-педагогического подхода и в результате социально педагогической деятельности происходит качественное изменение черт личности в целом.
Социальное развитие представляет процесс приобщения личности, социальных групп к взаимодействию с социумом. (Торохтий В.С.).
Список литературы
- Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во МГУ, 2005.
- Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. Пед. Учеб. Заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
- Закатов И. Н. Социальная педагогика в школе. – М., 2005.
- Зеленов Л. А., Владимиров А. А. Основы социологии: учеб. Пособие для пед. Училищ. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010.
- Социально психологический словарь под ред. Кондратьев М.Ю., ПЕР СЭ., 2005, с175.
- Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник.-М.: Гардарики, 2005.
- Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
- Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. – Учебное пособие. – М., 2005.
- Мудрик А. В. О коммуникативной культуре [Текст] : [К вопр. Развития коммуникат. Умений школьников] / А. Мужрик // Директор шк.. – 2005.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. Для студентов пед. Вузов / Под ред, В. А. Сластенина. – М., 2005.
- Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. – М., 2005.
- Рогов Е. И. Психология общения. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
- Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философские, социокультурные аспекты. – М.; Воронеж, 2006.
- Технология социальной работы: учеб. Пособие для высш. Учеб. Заведений / Под ред. Зайнышева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
- Тихомирова Е. И. Социальная педагогика: Социализация школьников в коллективе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – Издательский центр «Академия», 2005.
- Торохтий В. С. Социальная педагогика и социально-педагогическая деятельность: взаимосвязи и взаимозависимости // Материалы Всероссийского конгресса социальных педагогов с международным участием 18-21 марта 2009 г. / Урал. гос. пед. ун-т; под ред. М. А. Галагузовой: В 4-х ч. Ч. 1. Екатеринбург, 2009.
- Торохтий В.С. Социально-педагогический подход к деятельности в социокультурном пространстве. /Пространство и общение: взаимосвязи и взаимозависимости. — Екатеринбург, 2010.
- 17. Торохтий В. С. О сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке / Молодые ученые столичному образованию. Материалы 8-й городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования городского подчинения. М., 2009.
- Торохтий В. С. Социальная педагогика: социально-педагогическая деятельность и потенциал социума / Молодые ученые – столичному образованию. Материалы 9-й межвузовской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М., 2010.
- Фурманов И.А., Аладьин А.А., Амелишко Е.М. Психология общения в учебно-педагогическом процессе.: Методическое пособие для учителей –– Мн.: Технология, 2007. — 100 с.
- Цуканова Е. В. Психология социальных коммуникаций. – М., 1996.
- Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2007.
- Шевлюкова О. Н. Личностно ориентированный подход как условие оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса в средней школе: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01.
- Шишковец Т. А. Справочник слциального педагога. – М.: Вако, 2005
26