Социально-психологические особенности общения в браке

Лекция 10 Разновидности общения: типы, виды и состояния общения

Способы общения представлены теми или иными средствами группового коммуникативного поведения людей (интеграция или дифференциация, дезинтеграция).

Наряду со способами следует различать и разновидности общения. Разновидности общения могут быть проявлением как характера самого общения, так и результатом его предметной направленности [2].

Типы общения

Характер общения — это типыобщения. Предметная направленность общения — это виды общения.

Типы общения — это различия в общении по его характеру, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта; фиксируют относительно стабильные черты.

Типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер.

1. деловое и игровое;

2. безлично-ролевое и межличностное;

3. духовное и утилитарное;

4. традиционное и инновационное.

Деловое Игровое
  • высокая степень регламентированности и однозначности функций и ролей участников;
  • заранее задано почти все: сценарии отношений, суть выполняемых ими ролей, нормы активности, дистанции отношений, определенность ожидаемых результатов;
  • деловые отношения в системе руководства и подчинения могут носить безличный и личностно-опосредованный характер;
  • если руководитель не имеет интереса к личности подчиненного, то отношения безличные
  • нет жесткости в регламентации отношений;
  • участники могут меняться ролями, результат общения непрогнозируемый;
  • ролевые отношения многозначны;
  • общение не задано заранее и зависит от степени вовлеченности участников игры в ее ход;
  • несет положительный заряд, стимулирующий творческую активность индивида и группы;
  • открывает большой простор для творческой самореализации личности
ролевое межличностное
  • в центре внимания субъектов находятся выполняемые ими в рамках той или иной организации роли и обязанности, степень полноты их реализации, адекватность реагирования на условия и требования, складывающиеся в организации;
  • безличные отношения
  • ключевым аспектом является личность, индивидуальность участников взаимодействия;
  • отношения сфокусированы на личности партнеров;
  • общению присуща непосредственность, естественность
традиционное инновационное
  • регламентировано более жестко, чем ролевое (например, свадебный обряд, где детально предусмотрена вся процедура, весь ритуал, т. е. способ исполнения роли, а не сама роль);
  • цель — сохранение и воспроизводство раз и навсегда заданного стандарта коммуникативного поведения
  • высокая степень психологического раскрепощения мысли и воображения;
  • основа — диалогическое взаимодействие;
  • цель — разрушение любых сложившихся стереотипов и представлений, если они препятствуют достижению нового знания;
  • исключается осуждение и критика выдвигаемых идей

Виды общения

Видыобщения определяются предметной направленностью. Выделяют политическое, религиозное, научное, экономическое и др.

Политическоеобщение, критерием истинности которого являются страсть и азарт борьбы, характеризуется многообразием форм и масштабов, динамичностью, остротой, способностью перерастать и ломать сложившиеся рамки отношений, традиций, институтов. Ему присуща энергетика противоборства, мятежности и непримиримости.

Религиозноеобщение протекает в рамках сложившихся традиционных ритуалов и канонов; присутствует дух смирения и умиротворения; критерием истинности является вера.

При научномобщении доминирует дух разума и стремление к истине, постижению сущности окружающего мира; критерий истинности — аргументы и доказательства.

В экономическомобщении превалирует игра и расчет, риск и взвешенность, дальновидность и азарт, холодный рассудок и влечение к обладанию и богатству.

Необходимо различать специфику общения и по критерию его масштабности: от межличностного до группового, коллективного и массового.

Одной из форм удовлетворения потребности людей в непосредственном эмоциональном контакте, взаимном понимании и сопереживании друг другу является так называемое микрообщение, или преимущественно межличностное общение «лицом к лицу» (face to face).

Варианты микрообщения — диада, триада, небольшая группа, не превышающая численность 10−12 человек [3].

Основой такого общения является общность интересов, их моральная ценность, но малая группа может быть носителем как межличностных отношений, так и безличных, даже при длительных отношениях (любовь, дружба).

Социально-психологические особенности общения в браке

Брак и семью отличает очень высокий уровень ожиданий внимания, взаимопонимания, эмоционального контакта, взаимной любви и т. д. Институт брака не предполагает жесткого распределения ответственности, ролей и обязанностей. Психологический эффект рассогласованности между взаимными завышенными ожиданиями и отсутствием четкой системы распределения ролей и обязательств по их подкреплению может привести к конфликту из-за взаимной неудовлетворенности и разочарования.

В отличие от других микрообщностей (работа, учеба), где человеку приходится контролировать свое поведение и следить за внешним видом, домашняя обстановка располагает к уходу от этого напряжения, отдыху, снятию стресса, расслаблению, при этом проявляются не только достоинства, но и недостатки друг друга.

Состояния общения

В отличие от типологии общения, фиксирующей относительно стабильные его черты, равно как и его видовых вариантов, обусловленных предметной направленностью коммуникативного поведения людей, состояния общения позволяют говорить о таких его свойствах, которые носят печать ситуативности. Состояния и перемены состояний общения связаны, главным образом, с той или иной конкретной ситуацией человеческой жизнедеятельности.

Главным критерием различия состояний общения является понятие его обычности или необычности. Обычность выступает синонимом нормативности или общепринятости. Отступление от обычности может быть в сторону творчества, праздничности, оригинальности или аномальности человеческого общения.

Праздничное общение характеризует приподнятый душевный настрой в отличие от будничного, более ровного настроения.

Необычно и общение политического лидера или артиста с массовой аудиторией; особый накал и напряженность создается у лектора во время общения с аудиторией.

Необычно и состояние спортсмена во время контакта с партнером, соперником, со зрителями. Показательна также экзальтация спортивных болельщиков, которые заражают своим настроением спортсменов. При этом эффект такого воздействия может в высокой степени стимулировать успех выступающего, особенно когда публика на стадионе в едином порыве поощряет фаворита выкрикиванием его имени. В таком случае действуют сразу несколько психологических факторов, взаимно усиливая друг друга. С одной стороны, эффект психического заражения, передающегося от массы к индивиду, с другой — особая значимость стимулирующего влияния имени на человека [4].

К числу особенностей состояния массового общения на стадионе следует отнести и неизбежную поляризацию эмоций и реакций зрителей, которые болеют за успех победы или поражения разных спортивных команд. Это способно порождать эмоциональную конфронтацию и даже крупные конфликты между разными группами болельщиков. Воздействие может и стимулировать успех, и провоцировать поражение [5].

Иными словами, состояние человеческого общения — приподнятое или приземленное, возбужденное или подавленное, стимулирующее или дезориентирующее (например, паника) — является не только его существенной качественной характеристикой, но и фактором его изменения, функционирования и развития.

Рекомендуемая литература

1. Мальковская, И.А. Духовное общение как социальное явление. Автореф. дис. … канд. социол. наук / И.А. Мальковская. — Л., 1977.

2. Поршнев, Б.Ф. Социальная психология и история / Б.Ф. Поршнев. — М., 1979.

3. Социология: хрестоматия. — М., 1997.

4. Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве / К.С. Станиславский. — М., 1983.

5. Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. — М., 1980.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector