Проблема психолого-педагогической помощи подросткам из неблагополучных семей

Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретический анализ проблемы психолого-педагогической помощи подросткам из неблагополучной семьи 5

1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста и роль семьи в социализации подростка 5

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей из неблагополучной семьи 13

1.3 Система психолого-педагогической помощи детям из неблагополучных семей 24

Выводы по первой главе 27

2. Эмпирическое исследование проблемы психолого-педагогической помощи подросткам из неблагополучной семьи на примере работы социально-реабилитационного центра для подростков 28

2.1. Организация исследования 28

2.2 Методы исследования 29

2.3 Результаты исследования 30

Заключение 37

Литература 40

Приложения 43

Введение

Ситуация развития современного общества характеризуется как кри-зисная в социально-экономическом и социально-демографическом аспекте. В настоящее время, несмотря на оптимистические прогнозы государственной политики, имеет место падение уровня жизни многих россиян, а также значительное ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего, института семьи. Наблюдается значительное увеличение, во-первых, числа семей так называемой «группы риска» и, во-вторых, количества социальных сирот и подростков с девиантным поведением. Эти дети, как правило, являются отторгнутыми семьей, обществом, государством. Такое отторжение обусловлено дезадаптацией родителей, потерей ими жизненных ориентиров, вызванными алкоголизмом, наркоманией, безработицей, родительской некомпетентностью.

Между тем, подростковый возраст – это один из важных этапов восходящего онтогенеза с точки зрения формирования личности. Специфические психологические особенности данного этапа развития, оказывающие влияние на весь последующий онтогенез, и особая чувствительность подростка к различным средовым влияниям, в том числе асоциальным влияниям неформальных подростковых группировок, делают проблему психолого-педагогического сопровождения подростков из неблагополучных семей чрезвычайно острой и социально значимой, поскольку сегодняшние подростки – это будущее нашего общества.

Рост числа неблагополучных семей (педагогически несостоятельных, неполных, конфликтных, криминальных, асоциальных, ма-лообеспеченных), не выполняющих свои воспитательные функции, является тревожной социальной тенденцией. В таких семьях, как правило, преобладают неблагоприятные социальные и психолого-педагогические условия (эмоционально-конфликтные отношения, жестокое обращение с детьми, самоустраненность от процесса воспитания, педагогическая некомпетентность, асоциальный образ жизни и т.д.) и, в целом, имеет место факт деструктивных внутрисемейных отношений. Это дестабилизирует процесс прохождения ребенком семейной социализации, приводя к различным нарушениям социального и личностного развития в подростковом возрасте, что нередко приводит к его дезадаптации. В этой связи, очевидно, что подростки из неблагополучных семей нуждаются в психологической помощи.

23 стр., 11093 слов

Глава I. Семья как объект социально-психологического изучения

... начнёт подражать отрицательным примерам родителей. Изучением позитивного и негативного влияния семьи на развитие личности ребёнка занимались такие учёные как: Ю.П.Азаров, А.Адлер, ... личностное развитие младшего школьника. Предмет исследования: детско-родительские отношения в современной семье. Цель исследования: определить, как влияет характер детско-родительских отношений на развитие ...

Различные аспекты оказания психолого-педагогической помощи под-росткам из неблагополучных семей разрабатываются в рамках ряда наук (превентивная психология, педагогическая психология, социальная педаго-гика, психология адаптации, психология девиантного поведения).

Между тем, проблема оказания психолого-педагогической помощи подросткам из неблагополучных семей далека от своего разрешения. Это определило выбор темы настоящего исследования: «Проблема психолого-педагогической помощи подросткам из неблагополучных семей».

Цель исследования – изучить проблему психолого-педагогической помощи подросткам из неблагополучных семей.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме психолого-педагогической помощи подросткам из неблагополучной семьи.

2. Провести эмпирическое исследование проблемы психолого-педагогической помощи подросткам из неблагополучной семьи на примере работы социально-реабилитационного центра для подростков.

3. Сформулировать выводы и практические рекомендации для педагогов и родителей подростков из неблагополучной семьи.

Методы исследования:

– теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

 методы психодиагностики: наблюдение, беседа, тестирование с по-мощью стандартизированных опросников: опросник депрессии А. Бека, клинический опросник К.К. Яхина и Д.М. Менделевича; опросник выраженности психопатологических симптомов И. Деррогатис.

Глава 1 Теоретический анализ проблемы психолого-педагогической помощи подросткам из неблагополучной семьи

1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста и роль семьи в социализации подростка

Подростковый возраст – это этап онтогенеза, который охватывает период от 10-11 до 15-16 лет. Границы подросткового периода определя-ются половым созреванием. Основной особенностью подросткового периода являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Его начало характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию [6; 37].

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в вос-питательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических от-ношений. Л.М. Фридман, Л.И. Божович и другие современные психологи отмечают «проблемность» подростков [6; 7]. В ходе физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства зрелости, как субъективного переживания отношения к самому себе ка……

16 стр., 7524 слов

Психолого-педагогическое сопровождение подростков ‘группы ...

... самостоятельно или с помощью семьи. Таким образом, «подростки «группы риска»» - ... основных группы факторов риска: психофизические, педагогические и социальные. В работах ... подростки «группы риска»» обусловливается его междисциплинарностью - оно является предметом изучения сразу нескольких отраслей научного знания, таких как педагогика, психология, социальная психология и педагогика, психология ...

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академический проект, 2003. – 704 с.

2. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М.: Генезис, 2005. – 256 с.

3. Асанова Н.К. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов. — М.: ВЛАДОС, 1997.

4. Бандура Л., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. — М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 1999.

5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб: Питер, 2009. – 400 с.

7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М: Изд-во МПСИ, 2005. – 390 с.

8. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.

9. Боулби Дж. Привязанность. — М.: Гардарика, 2003.

10. Брутман В.И., Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психол. — 1997. — № 7. — с. 38 — 47.

11. Брутман В.И., Панкратова М.Г., Ениколопов С.Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей // Вопросы психол. — 1994. — № 5. — с. 31-40.

12. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1997.

13. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999.

14. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е., Родители глазами подростка. – СПб: Речь, 2004. – 256 с.

15. Выготский Л.С. Психология. М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2000 – 1008 с.

16. Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Общие во-просы и физическое насилие: Учебное пособие для студентов и врачей. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2001.

17. Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. — СПб.: Питер, 2001.

18. Дмитриева Т.Е. Профилактика дезадаптации детей-сирот с резидуальной церебрально-органической недостаточностью. — М.: ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, 1998.

19. Догадина М.А., Пережогин Л.О. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших. – М.: Сам себе адвокат, 2002.

3 стр., 1017 слов

Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!!

... трудах отечественных психологов. Хрестоматия. Издательство Питер, 2009.   Дополнительная литература: 1. Абрамова Г.С. Психология только для студентов: Учеб. пособие для вузов.- М.: ПЕР СЭ,2001.-271с. ... М.: Апрель Пресс:ЭКСМО-Пресс,2000 .-1007с 5. Гамезо М.В. Атлас по психологии :Информационно-методич. пособие по курсу "Психология человека".-3-е изд., доп. и испр .-М.: Педагогическое общество ...

20. Келли Г.Ф. Основы современной сексологии. — СПб.: Питер, 2000.

21. Кон И.С. Ребенок и общество. – М: Академия, 2003. – 336 с.

22. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.

23. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет: учебное пособие. – М.: МПСИ, 2006. – 180 с.

24. Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага: Авиценум, 1984.

25. Мид М. Культура и мир детства. — М.: Наука, 1988.

26. Микиртумов Б.Е., Кошавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия детского возраста. — СПб.: Питер, 2001.

27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2004. – 456 с.

28. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире / Под ред. Этьенна Г. Круга и др. — М.: Весь Мир, 2003.

29. Осухова Н. Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пере-жившими насилие. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.

30. Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 480 с.

31. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб: Питер., 2000. – 278 с.

32. Раттер М. Помощь трудным детям. — М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 1999.

33. Реан А.А. Агрессия и агрессивность // Психол. журнал — 1996. — № 5. — Т. 17. 1996. — С. 3-18.

34. Реан А.Л, Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология — СПб.: Питер, 2000.

35. Ремшмидт Х. Детская и подростковая психиатрия. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 624 с.

36. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. — М.: ЭКСМО-Пресс. 1999.

37. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. – М.: МПСИ, 2009. – 1136 с.

38. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: ИПТ, 2002.

39. Фрейд А. Эго и механизмы защиты // Теория и практика детского психоанализа. Т. 1. — М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 1999.

40. Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2004 – 319 с.

41. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. – М.: Роспедагентство, 2001. – С. 313-320.