Проблема формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников в процессе внеклассной работы

Содержание

Введение 3

Глава 1. Современное состояние проблемы формирования

навыка социального общения умственно отсталых детей

1.1. Теоретические основы изучения социально общения умственно

отсталых детей 6

1.2. Психолого-педагогическая характеристика умственно

отсталых детей 18

1.3. Проблема формирования навыка социального общения

умственно отсталых детей в современной литературе 30

Глава 2. Практика исследования особенностей формирования навыка

социального общения у умственно отсталых школьников общения

2.1. Организация и методы исследования 45

2.2. Анализ результатов исследования 54

Глава 3. Формирование навыка социального общения у умственно

отсталых школьников в процессе внеклассной работы

3.1. Программа формирования навыка социального общения

умственно отсталых школьников в процессе внеклассной работы 64

3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 69

Заключение 81

Литература 84

Приложения 89

Введение

В качестве наиболее значимого для целей социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями в развитии в теории и практике специального образования выделяется формирование навыка социального общения, которые помогают адаптироваться ребенку в обществе и направлены на достижение детьми и подростками социального комфорта и равноправия в обществе. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что правильно организованный процесс формирования навыка социального общения является эффективным средством коррекции недостатков развития умственной деятельности учащихся вспомогательной школы. Формирование навыков социального общения занимает одно из центральных мест в системе учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе и позволяет решать задачи социальной реабилитации учащихся с умственной отсталостью. Это объясняет социальную актуальность изучаемой нами проблемы.

4 стр., 1600 слов

Особенности понимания сезонных изменений в природе умственно ...

... и составляет социальную значимость нашей работы. Вопросами изучения особенностей понимания (ознакомления) сезонных изменений в природе умственно отсталыми дошкольниками ... умственно отсталых детей. - М., 1997. 2. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 1998. 3. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок ...

Изучение особенностей развития детей с умственной отсталостью является предметом многочисленных исследований в отечественной коррекционной психологии и педагогики (Л.С. Выготский, Н.П. Вайзман, Т.А. Власова, Г.М. Дульнев, Х.С. Замский, Д.Н. Исаев, А.Р. Малер, М.С. Певзнер, Г.В. Цикото и др.).

В работах этих и других авторов, прежде всего, рассматриваются особенности психического развития умственно отсталых детей, а также возможности и способы коррекции различных отклонений в развитии, связанные с нарушениями интеллекта. В тоже время следует отметить, что работ в области изучения формирования навыка социального общения в современной литературе не достаточно, что и определяет научную значимость данной проблемы.

Практическая значимость объясняется возможностью использования полученных теоретических, а особенно эмпирических результатов на практике формирования навыков социального общения в процессе внеклассной работы с умственно отсталыми детьми.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.

На современном этапе развития социальной и научной мысли констатируется, что исследований в области изучения умственно отсталых детей и подростков в коррекционной школе достаточно много. Этот факт обусловлен тем, что, и в отечественной, и в зарубежной коррекционной психологии и педагогики данной проблеме уделяется достаточно пристальное внимание. Однако проблема формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников в настоящее время рассматривается в научной литературе не достаточно.

Цель исследования – проблемы формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников в процессе внеклассной работы.

Объект исследования — навык социального общения умственно отсталых школьников.

Предмет исследования — формирование навыка социального общения у умственно отсталых школьников в процессе внеклассной работы.

Гипотезы исследования:

1. У детей младшего школьного возраста с диагнозом умственная отсталость, имеются проблемы в процессе освоения навыков социального общения, обусловленные высоким уровнем тревожности, неуверенности в себе, враждебности, незащищенности, общем низком эмоциональном состоянии детей в группе.

2. Специальная коррекционная внеклассная работа с умственно отсталыми детьми способствует формированию у них навыка социального общения.

Задачи исследования:

1.Проанализировать современное состояние проблемы формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников.

2. Эмпирически изучить основные характеристики личности, влияющие на формирование навыка социального общения.

3. Составить и апробировать программу формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников в процессе внеклассной работы.

Методологической основой работы являются концептуальные разработки М.Г. Агавелян, О.К. Агавелян, Л.С. Выготского, В.А. Лабунской, С.А. Рубенштейна, и др.

Экспериментальная часть исследования проводилась в несколько этапов:

6 стр., 2938 слов

Интернет в жизни старшеклассников новые виды общения и социальных связей

... бы, Интернет предоставляет столько возможностей и шансов для улучшения образования, самореализации школьников, общения. Но почему тогда он так слабо развит в нашей российской системе образования? ...

Первый этап – проведение констатирующего эксперимента с группой младших школьников, выделение контрольной и экспериментальной группы.

Второй этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы формирования навыков социального общения умственно отсталых школьников в процессе внеклассной работы.

Третий этап – проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной и контрольной группе. Анализ, обработка, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности разработанной нами программы.

Методы исследования — эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.

В выборочную совокупность исследования составили 20 детей младшего школьного возраста. Первую группу испытуемых составили школьники с нормальным развитием (10 человек), а вторую – дети с диагнозом умственная отсталость (10 испытуемых).

Глава 1. Современное состояние проблемы формирования навыка социального общения умственно отсталых детей

1.1. Теоретические основы изучения социально общения умственно отсталых детей

Рассмотрение проблемы формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников следует начать с общего анализа категории общения в социальной психологии.

Категория «общение» является одной из центральных в психологи-ческой науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения». Основой общения являются материальные, групповые, социально-ролевые отношения. Межличностное общение — это проявление, способ существования общественных отношений, их «персонификация» и «личностная форма». Общение может быть включено в деятельность (труд, учение, игра) либо определяться самой потребностью в общении как таковой; может быть непосредственным, т. е. осуществляться «лицом к лицу», либо опосредованным различными системами коммуникации; вербальным либо невербальным; социально либо личностно ориентированным и т.д. Важнейшим универсальным средством общения является язык. В процессе общения используются различные невербальные средства (жесты, мимика, пантомимика, паралингвистика, физическая дистанция и т. д.) [3].

В историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы общения: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональный (ориентированный на взаи-модействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношений).

Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и предполагает хотя и взаимодополняющие, но тем не менее разные аспекты анализа проблемы общения. Коротко рассмотрим каждый из них более подробно.

Информационные подходы. Были развиты в основном в 30—40-е гг. ХХ в. и с тех пор широко используются. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» — сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи определенной системы сигналов или символов.

Теоретические основания подхода базируются на трех основных положениях [53]:

— содержание информации может преобразовываться в различные символы (кодироваться/декодироваться в слова, жесты, образы, предметы и другие символы);

— человек (его тело, глаза, лицо, руки, поза) образует своеобразный «экран», на котором «проявляется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки (в форме высказываний, эмоций, установок);

23 стр., 11320 слов

Исследование социально-психологических регуляторов, влияющих ...

... многие авторы, выделяя при этом разные аспекты влияния общения с другими детьми. Так, Дж. Мид утверждал, что социальные навыки развиваются через способность брать роли, которая развивается в ... значительно более продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстником. Б. Спок также подчеркивает, что только в общении с другими детьми ребенок научается ладить с людьми и ...

— принятие аристотелевской и ньютоновской картины мира: существует нейтральное пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема.

В рамках информационного подхода существуют два основных направления исследований [43]. Первое направление занимается теорией и практикой обращения или изменения сообщений в различные изображения, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующей декодировкой. Наиболее известная модель была разработана К. Шенноном и В. Вивером (1949).

Данная модель состоит из пяти элементов: источник информации, передатчик информации (шифратор), канал для передачи сигналов, приемник….

Заключение

Тема данного диплома была посвящена актуальной и все еще недостаточно изученной теме изучения формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников в процессе внеклассной работы.

Теоретический и эмпирический анализ данной проблемы позволяет нам сделать ряд выводов.

Общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение осуществляется знаковыми средствами взаимодействия субъектов, вызванными потребностями совместной деятельности и направленными на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.).

Социально-психологическая компетентность – это способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав социально-психологической компетентности входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.

Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных особенностей.

Развитие умственно отсталых детей отличается следующими характеристиками: наличием различной степени отклонений в познавательной и интеллектуальной сфере, нарушением развития речи, памяти, внимания, восприятия и т.д.; неразвитостью нравственно-моральной сферы; социальной дезадаптированностью и отсутствием каких-либо первоначальных навыков; низкой способностью к самообслуживанию.

Особенно важной среди всего комплекса проблем является проблема формирования навыка социального общения. Как отмечают исследователи сфера социального общения ребенка с нарушениями интеллекта имеет следующие особенности развития: полярность чувств, примитивность и отсутствие тонких оттенков переживаний, затруднения в понимании жестов и мимики других людей, раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость и т.д. Эти особенности оказывают негативное влияние на понимание эмоций другого человека в процессе беседы, развитие процессов эмпатии, рефлексии, понимания невербальных и вербальных характеристик собеседника.

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

... развитие личности отдельного человека существенно зависят от социальной ... социальной психологии (по Г.М. Андреевой): Социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные ... ребенка, похоронах… Язык, мифы, обычаи – три основополагающих явления, определяющих психологию народа. 5 Социальная матрица человеческого поведения Социальная ...

В эмпирической части данного исследования мы рассмотрели условия коррекционной работы, направленной на формирование навыка социального общения в процессе внеклассной работы.

Экспериментальная часть данной работы состояла из трех этапов. На первом этапе констатирующего эксперимента нами была исследована группа детей младшего школьного возраста в количестве 20 человек с нормальным развитием и нарушениями интеллекта. Исследование включало в себя тестирование по трем методикам: выявление уровня тревожности по методике Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена, тесту «Дом. Дерево. Человек» и методике «Выбор в действии» для определения статуса ребенка в группе сверстников.

Данные констатирующего эксперимента показали, что у младших школьников с умственной отсталостью проявляются такие качества, как высокий уровень тревожности (7 человек – 70%), высокий уровень проявления чувства недоверия к себе и неполноценности (6 учащихся – 60%), высокий уровень проявления трудностей в общении (7 школьников – 70%), а также низкий уровень оценки эмоционального состояния в группе и низкий статус в группе сверстников (8 детей – 80%).

Эти результаты подтвердили первую часть нашей гипотезу о том, что у детей младшего школьного возраста с диагнозом умственная отсталость, имеются проблемы в процессе освоения навыков социального общения, обусловленные высоким уровнем тревожности, неуверенности в себе, враждебности, незащищенности, общем низком эмоциональном состоянии детей в группе.

Данная группа детей составила на этапе формирующего эксперимента экспериментальную группу нашего исследования. Опираясь на уже полученные теоретические и практические данные, нами была составлена коррекционная программа исследования. Цель программы – формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников в процессе внеклассной работы.

На последнем этапе контрольного эксперимента при помощи повторной диагностики мы подтвердили вторую часть нашей гипотезы — специальная коррекционная внеклассная работа с умственно отсталыми детьми способствует формированию у них навыка социального общения.

Действительно, только у 2-3 ребят показатели по параметрам практически не изменились. У остальных детей нам удалось снизить уровень тревожности и повысить их групповой статус в группе, начать процесс формирования навыка социального общения.

В заключении следует добавить, что данное исследование показало – эффективность работы с умственно отсталыми школьниками в области формирования у них навыка социального общения во многом зависит от включения в этот процесс не только психологов, но и воспитателей, родителей детей. Такое целенаправленное комплексное воздействие на личность ребенка поможет ему решить многие свои личностные проблемы.

Литература

1. Агавелян М.Г., Агавелян О.К., Агавелян Р.О., Смирнова И.Г. Дети с задержкой психического развития (Хрестоматия).

14 стр., 6770 слов

Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей

... деятельности, особенно резко — в познавательной. Преобладающее большинство умственно отсталых детей состав­ляют дети-олигофрены (от греч. oligos — малый + phren ... плане, в отношении социальной и трудовой адаптации. Вместе с тем известны такие случаи умственной отсталости при которых ... его последствия. Так, наиболее глубокие степени оли­гофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевание во внут­ ...

Часть 1. — Челябинск: ЧелГУ, 2001. 164/32 с.

2. Агавелян О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. – Челябинск, 1999. – с. 356.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 2004.

4. Аргайл М. Психология счастья. — М., 2000.

5. Бодалев А. А. Психология общения. — Воронеж, 2006.

6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. – М., 2006.

7. Буйлов Н. К. Трудовая терапия больных олигофренией с эмоционально-волевой неустойчивостью//Трудовое и бытовое устройство инвалидов, профессиональное обучение. — М., 2005. С. 69—79.

8. Вайзман Н. П. Психомоторика детей-олигофренов. — М., 2006. 104 с.

9. Василевская В. Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы. — М., 2005. 120 с.

10. Ватажина А. А. Принципы обучения глубоко отсталых детей в домах-интернатах // Шестая научная сессия по дефектологии. — М., 2001. — С. 86—88.

11. Ватажина А. А.. Зелингер И. И. Трудовое обучение умственно отсталых детей в степени имбецильности. — М., 2008.

12. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 2003.

13. Вопросы изучения и обучения глубоко умственно отсталых учащихся вспомогательной школы. — М., 2006. 67 с.

14. Вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями интел-лекта. — М., 2004. 135 с.

15. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. — М., 2005.

16. Гаврилов В.Г. Опыт обучения больных олигофренией по об-служиванию // Теоретические и организационные вопросы социально-трудовой реабилитации инвалидов и престарелых в стационарных. учреждениях социального обеспечения. — М., 2006. С. 117—121.

17. Галкин В. А., Керман М. С. Организационно-методические принципы социально-трудовой реабилитации инвалидов и психонев-рологических интернатах // Теоретические и организационные во-просы социально-трудовой реабилитации инвалидов и престарелых в стационарных учреждениях социального обеспечения. — М., 2006. С. 108—116.

18. Граборов А. Н. Вспомогательная школа. СПб., 2005. 386 с.

19. Дементьева Н. Ф. и др. Совершенствование организационных форм социальной адаптации умственно отсталых детей в домах-интернатах. М., 2004. 33 с.

20. Дульнев Г. М. Актуальные вопросы работы с глубоко отста-лыми детьми//Обучение и воспитание умственно отсталых детей. — М., 2000. С. 5—14;

21. Забранная С. Д. Некоторые особенности внимания детей с глубоким нарушением интеллекта (имбецилов) и пути его коррекции // Коррекционно-развивающая направленность обучения и вос-питания умственно отсталых детей. — М., 1983. С. 18—27.

22. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. — М., 1995.

23. Занков Л. В. Очерки психологии умственно-отсталого ребенка — М., 2005. 176 с.

24. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. — М., 1994.

25. Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта. — М., 206. 67 с.

26. Исаев Д.Н.Психическое недоразвитие у детей. – М., 1999.

14 стр., 6971 слов

Психологическая готовность детей к школьному обучению 2

... заставляют родителей искать выход из создавшейся ситуации. Они вынуждены готовить детей к обучению частным образом или пользоваться услугами различных организаций, которые создают подготовительные ... 1979; О.М. Анищенко, 1979; и др.) выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование), сформировались такие элементы учебной деятельности, ...

27. Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1998.

28. Кузьмицкая М. И. Подготовка к практической жизни олигофренов в степени имбецильности (бытовая и социальная адаптация) // Дефектология. 1977. № 5. С. 84—92.

29. Кузьмицкая М. И:, Маллер А. Р., Цикото Г. В. Эксперимен-тальное обучение глубоко умственно отсталых детей в условиях вспомогательной школы // Дефектология. 1976. № 6. С. 26—-30.

30. Лабунская В.А. Невербальное поведение. — Ростов н/Дону, 2006.

31. Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения //Вопросы психологии. – 1987, №3. – С.70 — 77. и др.

32. Лебединская К.С. Особенности эмоционально-волевой регуляции при умственной отсталости. — М., 2006.

33. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 2005.

34. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика, 2006.

35. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1999.

36. Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. — М., 1999.

37. Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский цент «Академия», 2003. – 208 с.

38. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. — М., 2005.

39. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. — 1994. — №3.

40. Маллер А.Р. Социально — трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. — М., 1990.

41. Мариничева Г.С., Вроно М.Ш. Патология психического развития. – М., 2006.

42. Международная классификация болезней (10-й пересмотр).

Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания. / Под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина, — СПб., 1994.

43. Межличностное общение: Хрестоматия. — СПб.: Питер, 2001.

44. Модестов А.А. Медико-социальная реабилитация умственно отсталых подростков в детских домах-интернатах. — М., 1996. 21 с.

45. О работе с глубоко отсталыми детьми во вспомогательной школе: Программно-методические указания. — М., 2003. 24 с.

46. Основы социально-психологической теории. — М., 1995.

47. Певзнер М.С. Дети – олигофрены. – М., 2004.

48. Певзнер М.С. Краткая клиническая характеристика глубоко умственно отсталых детей//Обучение и воспитание умственно отсталых детей. — М., 2006. С. 29—39.

49. Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. – М., 2003.

50. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. — М., 2003. 127 с.

51. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М.: Просвещение, 2006.

52. Русских В.В. Олигофрения и смежные формы. — М., 2006. 154 с.

53. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 336 с.

54. Соснин В. А., Лунев П. А. Как стать хозяином положения: анатомия эффективного общения. — М.: Academ-A, 1996.

55. Сорокин В.М. Специальная психология. – СПб., 2003.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

56. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. – М., 2005.

57. Цикото Г.В. О семейном воспитании умственно отсталого ре-бенка раннего возраста // Дефектология. 1970. № 1. С. 78—83.

58. Цикото Г. В. Особенности выполнения умственно отсталыми детьми дошкольного возраста игровых задач, требующих восприя-тия цвета // Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. — М., 2002. С. 92—113.

59. Шевченко Н.Б. Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека под влиянием интонационных установок и их коррекции у умственно отсталых школьников. – Екатеринбург: УрГПУ, 1999.

60. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. — СПб.: Образование, 1995.

61. Шишкова М.И. Пути развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников / М.И. Шишкова // Дефектология. – 1999. – № 6. – С.14 – 17.

62. Юдилевич Я. Г. Учет индивидуальных особенностей олигофренов-имбецилов в коррекционно-воспитательной работе // Дефектология. 1981. № 3. С. 51—57.