Влияние стрессовых ситуаций на психику детей-подростков

Комитет по образованию г. Санкт-Петербурга

Государственное общеобразовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Некрасовский педагогический колледж №1

г. Санкт-Петербурга.

Курсовая работа

по педагогике

на тему: Влияние стрессовых ситуаций на психику детей-подростков

Выполнила:

Ткачева Анастасия Александровна

Санкт-Петербург

2010

Содержание

стресс подросток физиология организм

I. Введение

II. Теоретическая часть

2.1 Особенности психологии детей подросткового возраста

2.2 Влияние стресса на организм детей-подростков с точки зрения физиологии и психологии. Понятие стресса и дистресса

2.3 Проблемы, возникающие у детей-подростков под влиянием дистресса и возможность их преодоления

2.4 Методы профилактики и избежания стрессовых ситуаций

III. Заключение

IV. Список литературы

I. Введение

Данная тема актуальна, так как в современном мире существует множество факторов, влияющих на организм человека как положительно, так и отрицательно. В данной работе рассматривается один из таких факторов — «стресс». Под действием стресса человеческий организм, а особенно еще до конца не сформировавшийся подростковый организм, подвержен риску заболевания психосоматическими болезнями.

Основной целью работы является изучение особенностей протекания стрессовых ситуаций и их влияние на психику детей-подростков.

Задачи данной работы заключаются в следующем:

1) изучить особенности психологии детей подросткового возраста;

2) выявить возникновение стрессовых ситуаций;

3) определить факторы, по причине которых возникает стрессовое состояние;

4) рассмотреть понятие стресса с точки зрения физиологии и психологии;

5) описать влияние стресса на организм детей-подростков;

6) установить проблемы, возникающие у подростков под влиянием стресса;

7) предложить возможные пути избежания стрессовых ситуаций.

Предметом исследования данной работы является влияние стрессовых ситуаций на психику детей-подростков. Объектом исследования являются стрессовые ситуации, возникающие у детей-подростков.

21 стр., 10025 слов

Пути психокоррекционной работы с родителем и ребенком как средство выхода из стресса

... стрессом и сохранение ситуации консультирования путем повышения адаптивной способности клиента. Наметить пути психокоррекционной работы с родителем и ребенком как средство выхода из стрессовой ситуации ... ассоциативность).уровень дезадаптации. У ребенка (подростка) практически все психологические ресурсы ... переживания стресса .1 Определение стресса Стресс - это неспецифический ответ организма на ...

Предположение заключается в том, что стрессовые ситуации влияют на психику детей-подростков отрицательно.

Данная работа является значимой для современной психолого-педагогической науки, так как с помощью ее материалов можно многое узнать о природе возникновения стресса, его протекания с точки зрения физиологии и его влияние на организм детей-подростков с точки зрения психологии. Так же в работе представлены возможные пути избежания возникновения стрессовых ситуаций, что поможет подросткам предостеречься от множества проблем, связанных со стрессом.

Работа предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста, а также преподавателей, классных руководителей, психологов.

II. Теоретическая часть

2.1 Особенности психологии детей подросткового возраста

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.

Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». (1;289)

Подростковый возраст представляет собой сложный процесс личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. Уровень возможностей подростка, условия и скорость его социального развития связаны с осмыслением подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, степенью овладения миром социальных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференциацией. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. Поэтому выявление типичных сочетаний разных показателей социальной зрелости детей с 10 до 15 лет и позволяет выделять разные стадии подросткового периода.

12 стр., 5932 слов

Воспитание положительных качеств личности ребенка дошкольного возраста в процессе его общения со сверстниками и взрослыми

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Теоретические аспекты изучения развития положительных качеств личности ребенка дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками и взрослыми 1.1 Развитие личности и положительных качеств ребенка дошкольного возраста .2 Особенности общения дошкольников со сверстниками .3 Общение ребенка дошкольного возраста с взрослыми 2. Развивающие занятия с детьми и их родителями ...

Так, на первой стадии подросткового возраста (в 10—11 лет) ребенка характеризует весьма своеобразное отношение к себе (принятие себя).

Около 34 % мальчиков и 26 % девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. В ответах этих детей ощущается недоумение, растерянность, они как бы не узнают самих себя. И хотя около 70 % подростков отмечают в себе не только отрицательные, но и положительные черты, в их оценках наблюдается явное преобладание отрицательных черт и форм поведения. Некоторые подростки особо подчеркивают, что недостатков у них много, а нравится в себе «только одно», «единственная черта», т.е. характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон (2).

При этом у детей четко обнаруживается острая потребность в самооценке и в то же время переживание неумения оценить себя.

На второй стадии подросткового периода (в 12—13 лет) наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение ребенка к себе, обнаруживающее зависимость от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности.

На третьей стадии этого возраста (в 14—15 лет) возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе и в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности (3)

Другим важным механизмом самосознания выступает личностная рефлексия11 анализ собственного психического состояния; принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок., представляющая собой форму осознания подростком как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей. Характерно, что на первой стадии подросткового возраста предметом рефлексивного ожидания выступают в основном отдельные поступки детей. На второй стадии ведущее место занимает рассмотрение черт своего характера и особенностей взаимоотношений с людьми. В это время происходит своеобразный скачок в развитии личностной рефлексии, что выступает как серьезный стимул для самовоспитания подростка. Существенной особенностью личностной рефлексии на третьей стадии является возросшая критичность детей по отношению к особенностям своей личности, что типично для 35 % подростков.(3)

10 стр., 4814 слов

Проблема насилия в общественном развитии: формы выражения

Министерство образования Республики Казахстан Алматинский университет энергетики и связи Кафедра социальных дисциплин СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА №2 ПО ФИЛОСОФИИ По теме: «Проблема насилия в общественном развитии: формы выражения» Выполнила студентка группы БИС-10-3 Алиева К.А Приняла Шаракпаева Г.Д Алматы, 2011 Содержание 1.Введение 2.Понятие насилия .Типологизация насилия . Природа насилия и ...

Первая стадия подросткового возраста характеризуется тем, что на рубеже между 9—10 годами появляется тенденция ребенка к самостоятельности и потребность в признании его во взрослом мире, в обществе, которое осознается не просто как совокупность знакомых людей, а как социальный организм, где его «я» выступает наравне с другими. Отсюда стремление быть значимым среди взрослых, выйти из круга близких людей в круг широких общественных отношений. Осознание себя как личности, отличной от других людей, порождает особый интерес ребенка к своим нравственно-психологическим особенностям и потребность в оценке собственных личностных качествах и качеств других людей. Этим, в частности, вызван бурный рост негативных самооценок, отражающих, помимо всего прочего, обостренное понятие чувства долга. Главное для 10—11-летнего — получить со стороны других людей (знакомых и незнакомых) признание своих новых возможностей, добиться доверия, ибо «я тоже взрослый», «я вместе со всеми». Отсюда поиск конкретных дел, отличающихся реально взрослым характером, поиск таких видов деятельности, которые имеют общественно полезное значение и получают общественную оценку.

Накопление объема, разных форм общественно полезных дел приводит на второй стадии данного периода, в 12—13 лет, к развертыванию потребности в общественном признании, осознании не только своих обязанностей, но и прав в обществе, что наиболее полно удовлетворяется в специально задаваемой общественно полезной деятельности, потенции которой достигают здесь максимального развития. Данная стадия характеризуется формированием нового уровня самосознания ребенка как осознания себя в системе общественных отношений, осознания себя общественно значимым существом, субъектом. Стремление проявиться в обществе ведет к развитию социальной ответственности как возможности отвечать за себя на уровне взрослого, актуализации себя в других, выходе за пределы самого себя, когда «я» не растворяется в системе взаимосвязей, а проявляет силу — «я для всех»,(2) приводя к развитию сознательного отношения к другим людям, к окружающему, стремлению найти свое место в коллективе — выделиться, не быть заурядными, потребности играть определенную роль в обществе.

7 стр., 3246 слов

Роль стресса в развитии атопического дерматита

Кировское областное государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования Кировский медицинский колледж КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине ПМ 02 МДК 0201 Кожные заболевания Тема: Роль стресса в развитии атопического дерматита Выполнила студентка Группы 35 Специальность Сестринское дело Валетина Анастасия Александровна Руководитель: Кощеева Елена Валерьевна Киров ...

Формирование готовности к функционированию в обществе порождает на следующей, третьей стадии подросткового периода, в 14— 15 лет, стремление применить свои возможности, проявить себя, что ведет к осознанию своей социальной приобщенности, активному поиску путей и реальных форм развития предметно-практической деятельности, обостряя потребность растущего человека в самоопределении, самореализации.

На старшей стадии (2) идет процесс активного формирования тех элементов индивидуализации, выражающихся в стремлении определить свои возможности в обществе, развитие которых еще 20 лет назад было наиболее присуще следующему периоду — ранней юности. Представляется, что эти индивидуально-общественные устремления современного старшего подростка, обусловливающие его потребность в самореализации, могут и должны быть использованы как важнейший рычаг для интенсификации процесса развития личности.

Итак, подростковый возраст выступает как важный момент социального развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности. Интенсивное развертывание и насыщение социальной позиции ребенка «я и общество» обеспечивает общественно полезная деятельность, потому что в ней подросток получает возможность не только обратить на себя внимание, проявить себя, но и увидеть свое «я» в оценке других людей, почувствовать, что общество его признает. В этом и заключается механизм выработки социальной позиции подростка по отношению к обществу, выступающей исходной точкой, необходимым внутренним условием дальнейшего развития его деятельности как форма выражения сознания, самосознания, личностного самоопределения, что является важнейшим моментом включения индивида в социальное движение, приобщающее его к социальному движению общества. Внешне задаваемая, педагогически «навязываемая» подростку общественно полезная деятельность формирует адекватную ей моти-вационно-потребностную сферу, так как, с одной стороны, отвечает ожиданиям растущего человека, его потенциям, с другой — предоставляет ему практику для развития самосознания, формируя нормы его жизнедеятельности. Подростковый организм с еще неокрепшей психикой подвержен внешним воздействиям, в точности стрессам. В следующей главе мы расскажем о влияние стресса на организм подростка и раскроем понятия стресса и дистресса.

12 стр., 5700 слов

Грамматика речи человека в экстремальной ситуации

... ситуации характерны состояния аффекта, стресса и фрустрации. Аффект характеризуется высокой степенью эмоциональных переживаний, которая приводит к мобилизации физических и психологических ресурсов человека ... речевом воздействии - яркая примета современного развития гуманитарного научного знания, ориентированного на ... с одной стороны, воплощать в жизнь практические задачи (реализовывать какой-либо ...

2.. Влияние стресса на организм детей-подростков с точки зрения физиологии и психологии. Понятие стресса и дистресса

Для раскрытия данных понятий мы обратились к источникам, содержащим информацию о теории стресса, разработанной Гансом Селье. канадский эндокринолог австро-венгерского происхождения, определивший теорию стресса

Дистресс имеет место в том случае, когда человек угнетен своей работой, недоволен жизнью, чувствует себя жертвой. Эустресс возникает в результате положительного напряжения, которое появляется в период движения к цели. На основе практических исследований доктор Селье показал, как эустресс помогает укрепить иммунную систему, увеличить продолжительность жизни.(7)

Стресс является наиболее характерным психическим состоянием, возникающим под влиянием сложных жизненных ситуаций. Само понятие стресса было введено в обиход Гансом Селье в 1954 году. Стресс есть неспецифический ответ организма на любые требования извне. Г.Селье назвал это явление «адаптационным синдромом»(4) и выяснил, что он протекает в три стадии, развертывающихся как единый процесс: стадия тревоги, стадия резистентности (адаптации) и стадия истощения. Стресс, протекающий в рамках первых двух стадий (эустресс), даже полезен для организма. Это стресс, вызванный положительными эмоциями, или «несильный стресс, мобилизующий организм». Если же защитных сил организма недостаточно, наступает стадия истощения адаптационных резервов, что может привести к ряду психических и психосоматических расстройств. Такой негативный вид стресса получил название «дистресс». Основными его симптомами являются: упадок сил, быстрая утомляемость, вялость, раздражительность, головные боли, снижение интеллектуальных возможностей, нежелание что-либо делать, переменчивое настроение.

С точки зрения психологии стресс — это универсальное явление в жизни современных подростков, затрагивающее их здоровье и благополучие. Стресс можно определить как требование адаптации и преодоление трудностей обычно в ответ на изменение условий жизни. Если требование изменений превосходит способности и ресурсы, то проявляются негативные эффекты стресса, такие как соматические симптомы.(4) Сегодня юношество испытывает как нормальные стрессы, связанные с подростковым развитием (физикальные изменения) а также с непредвиденными стрессовыми явлениями жизни (разрыв связей) которые требуют адаптации и противостояния трудностям.

2 стр., 988 слов

Cтресс и его профилактика.Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма

Содержание Введение……………………………………………………….………. ……3 Глава І Общая характеристика стресса……………………………………..4 1.1 Понятие стресса и его особенности…………………………….......5 1.2 Стадии стресса……………………………………………….............6 1.3 Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма…….8 Глава ІІ. Методы профилактики стресса…………………………………..13 2.1 Стресс и тревога……………………………………………………13 2.2 Причины и признаки ...

На жизненном пути происходит множество событий и потрясений, способных вызвать стресс. В большинстве своем они являются неотъемлемой частью жизни, поэтому избежать их или обойти просто невозможно. Важно знать, какие события и в каких случаях особо стрессогенны, — это поможет смягчить негативные последствия.

Полученные в результате многочисленных исследований данные свидетельствуют об определенной связи между вызывающими стресс жизненными ситуациями и началом развития различных заболеваний. Они позволяют сделать вывод, что вызывающее стресс событие или явление может быть одним из многочисленных факторов повседневной жизни, способствующих возникновению различных психических отклонений и психосоматических11 болезнь, возникающая на почве эмоциональных переживаний заболеваний.

Если просмотреть перечень жизненных ситуаций и событий, способных вызвать стресс, то можно увидеть, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на жизнь (личный успех, успешная сдача экзаменов).

Кроме того, в течение жизни можно испытывать и другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы, университета, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации. Чтобы как-то различать источники стрессов, да и сами стрессы, положительные получили название эустресс22 положительное, мобилизующее влияние стресса на человека, отрицательные — дистресс33 отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека, или просто стресс. (4)

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы).

Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (смена места учебы или места жительства и т.п.).

Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

С точки зрения физиологии стресс, а точнее его последствия, вызывает заболевания, протекание которых пагубно сказывается как на организме подростка, так и воздействует на его еще до конца не сформировавшуюся психику.

Заболевания внутренних органов и систем организма, возникающие вследствие воздействия стрессовых факторов, получили название психосоматических. Наиболее известные из них: бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки и т. д. Несмотря на то, что все эти болезни имеют разную этимологию, их объединяет целый ряд общих признаков: 1. Начало заболевания провоцируется психогенными факторами (психическая травма, эмоциональный стресс), действие которых может быть кратковременным (смерть близкого человека), довольно длительным (конфликт в семье, болезнь близкого человека) или хроническим (наличие неразрешимых проблем из-за личностных особенностей, комплекса неполноценности, уродства).

2. Не только начало заболевания связано со стрессовой ситуацией, но и любое обострение или рецидив болезни.

3. Психосоматические расстройства обычно протекают фазно, и их обострения в той или иной степени носят сезонный характер. 4. Генетическая предрасположенность к определенным заболеваниям.(5)

Один и тот же эмоциональный стресс вызывает у подростков различные реакции и заболевания. Это различие определяется не только генетической предрасположенностью к определенным заболеваниям, но и характерологическими особенностями. Если у личности вспыльчивой, возбудимой, склонной к агрессивным реакциям и вынужденной их сдерживать, обычно повышается артериальное давление, то у человека застенчивого, впечатлительного, с комплексом неполноценности ответом на эмоциональный стресс может быть развитие неспецифического язвенного колита. Психосоматические болезни — это болезни нарушенной адаптации (приспособления, защиты) организма. Они возникают, когда воздействие внешнего фактора настолько интенсивное, что защитные силы организма не справляются со стрессом. Граница между реакцией адаптации и болезнью условна и зависит от силы, длительности самого воздействующего фактора, от психологического и физического состояния человека.(5)

Связь между психикой и телом осуществляется через вегетативную11 автономная, нервная система—часть нервной системы нервную систему и проявляется в виде различных вегето-сосудистых реакций. Психогенная ситуация, как провоцирующий фактор, запускает вначале общую неспецифическую реакцию адаптации. Наиболее часто встречаются три типа таких реакций: 1. Реакция со стороны выделительных органов — потливость, рвота, учащенное мочеиспускание — возникает при волнении перед экзаменом, ответственным докладом и т. д. 2. Температурная реакция. Повышение температуры часто наблюдается у детей в любой стрессовой ситуации (прорезывание зубов, сильный плач, переутомление).

Температурная реакция характерна и для некоторых детей, причем в длительной психотравмирующей ситуации может держаться 37,0-37,5 С. 3.Реакция со стороны сердечно-сосудистой (5) системы в виде сердечных спазмов, повышения артериального давления, учащенного сердцебиения.

Такие неспецифические реакции могут сопровождаться тревогой или страхом. При повторных воздействиях психогенных факторов или в условиях длительной психотравмирующей ситуации ответная реакция на стресс приобретает специфичность в виде поражения отдельных органов и систем организма. Обычно поражается орган-«мишень» (5), имеющий к этому наследственную предрасположенность. На начальном этапе соматические расстройства функциональны и в ряде случаев маскируют или «зашторивают» психические заболевания (невротические расстройства, депрессии).

В дальнейшем болезнь принимает стойкий или даже необратимый характер, что затрудняет ее лечение.

Подростки на почве эмоциональных переживаний могут совершать необдуманные поступки. Они не понимают, какими могут быть последствия таких поступков.

Пропуск уроков частое явление у подростков с психосоматическими жалобами. Неспособность возвращения в школу может привести к растущему чувству беспомощности и сохранении навсегда роли больного. Если подросток пропускал школу то возвращение в класс и другой деятельности должно быть запланировано так скоро как это только будет возможно; однако подростки и их родители могут воспротивиться возвращению в школу, приводя целый ряд причин. Подросток может испытывать страх перед возвращением, так как он или она имеют академическую задолженность. Некоторые также боятся возвращения в группу сверстников и объяснения их отсутствия друзьям. Полезно постепенное возвращение в школу. Пребывание в школе часть дня было бы хорошим стартом, позволявшим подростку постепенное вхождение в академическую, физикальную и социальную среду школы.

Академические трудности, включая неспособность обучения, должны быть оценены у детей, испытывающих длительные затруднения при плохих отметках. Психоучебное тестирование клиническим психологом может помочь отдифференцировать низкую успеваемость, связанную с непосещением школы, и таковую, связанную с неспособностью к обучению. Нередко подростки с соматическими жалобами просят освобождения от физкультуры или гимнастики. Так это может быть полезно для некоторых с точки зрения снижения на время их физической активности, то присутствие на уроках физкультуры следует поощрять с целью дальнейшего возвращения к полной нагрузке.

Таким образом, психосоматические проблемы довольно часты у подростков и часто стресс играет важную роль в их развитии и поддержании.

Для того чтобы ребенок смог нормально преодолеть один из самых сложных периодов своей жизни, его нужно стараться предостеречь от последствий дистресса. Дистресс оказывает отрицательное влияние не только на деятельность человека, его эмоциональную сферу, но и на организм в целом, что влечет за собой множество болезней, начинающих развиваться под влиянием каких-либо сильных отрицательных эмоций, которые потрясли человека. Для ребенка последствия дистресса могут быть в несколько раз хуже, чем для взрослого человека. Это объясняется тем, что подростковый организм очень уязвим и восприимчив к внешним воздействиям со стороны как близких, так и незнакомых ему людей. Подросток восприимчив к любой критике со стороны окружающих, поэтому необходимо поддержать его в период «подросткового комплекса». Необходимо предостеречь ребенка от пагубного влияния критики или насмешек, чаще всего исходящих от сверстников. Иначе это повлечет за собой серьезные расстройства психики и другие нервные расстройства. О том, как избежать последствий дистресса и его неблагоприятного влияния на подростковый организм мы расскажем в следующей главе.

2.3 Проблемы, возникающие у детей-подростков под влиянием дистресса и возможность их преодоления.

Учеными доказано как стресс серьезно влияет на здоровье людей. Доказана и связь между пережитыми в детстве и юности стрессами с частотой несчастных случаев. Стресс у детей во многом отличается от стресса у взрослых, особенно в его проявлении. Стресс является постоянной проблемой в детстве также потому, что жизнь и опыт ребенка контролируется взрослыми. Дети часто чувствуют, что они ничего не могут поделать, что они бессильны что-то изменить. Это приводит к апатии и потере всякой мотивации. Иногда это повышенная возбудимость, иногда агрессивность и неспособность сосредоточиться на каком-либо предмете. Порой стресс вызывает чисто физическое недомогание, например, головную боль, рези в желудке и повышенную чувствительность. Стресс у ребенка не опознают, а сам ребенок не способен с этим справится, что заставляет его чувствовать себя неспособным и неадекватным.

Состояние стресса у ребенка среднего школьного возраста определяется прежде всего продолжительностью. (11) Если у ребенка плохое настроение в течение одного дня, то в определенной мере это является нормальным. Но, если состояние нервозности и напряжения длится на протяжении недели, а то и более, то это должно стать поводом для волнения.

Интенсивность реакции и отклонение от возрастной нормы также является сигналом для взрослого человека.

Если есть подозрение, что подросток переживает стресс, необходимо выяснить, почему. Дети не всегда могут словами выразить то, что их беспокоит, поэтому психологи создали специальный путеводитель по симптомам, возможным причинам и способам преодоления подростковых стрессов. Например, у школьника появились необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенную озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, низкая самооценка, нарушение сна и питания, отставание в школе, возможно, развился стресс.

Вот примерный список стрессоров11 факторы, вызывающие состояние стресса, который встречается в жизни подростка в учебно-воспитательном процессе:

1. Обидные высказывания со стороны одноклассников.

2. Обидные высказывания со стороны старшеклассников.

3. Негативная оценка со стороны учителя.

4. Участие в соревнованиях.

5. Ссоры с одноклассниками.

6. Переход в другой класс или другую школу.

7. Контрольная или тестовая работа.

8. Сообщение дома о плохой отметке.

9. Выход к доске или любое публичное выступление.

10. Опоздание в школу.

11. Конфликтное общение с учителем.

12. Пропуск уроков по болезни.

13. Боязнь быть отстающим.

Психологи отметили, что один и тот же стресс может вызывать у разных людей неодинаковые реакции. Существуют факторы, которые могут тормозить или усиливать проявления стрессового состояния. Это и генетическая предрасположенность человека, пол, возраст, реактивность организма, его состояние в данный момент и др. Таким образом, один и тот же раздражитель действует на разных детей по-разному, следовательно, одни дети более беззащитны перед стрессами, чем другие. Обнаружено, что стресс не затрагивает достижения детей с высоким IQ и разрушает достижения детей с низким IQ.

Устойчивость к стрессам обеспечивает и социабельность11 общительность, контактность, чувство другого, предполагающая доброжелательное внимание окружающих и коммуникативные навыки, благодаря которым взрослые оказывают ребенку поддержку в случае необходимости.

Последствия стресса могут быть различными. (12) Стрессы могут вызывать неврозы, депрессии и другие душевные расстройства и заболевания. Ситуативные проявления стресса бывают во время открытых уроков, когда у школьника дрожит голос, речь становится сумбурной, кружится голова. Сегодня хорошо известен стресс «конца года», который провоцирует детей на простудные заболевания, в это время возможно развитие аллергического кашля и астмы.

Чтобы помочь ребенку, находящемуся в состоянии стресса, во-первых, необходимо узнать, какова причина стресса. Выяснить это лучше всего во время прогулки, похода в парк, кино, т. е. тогда, когда ребенок находится далеко от стрессоров. Часто рисунки и игры позволяют узнать причину беспокойства ребенка. Во-вторых, подобрать наиболее приемлемый способ вывода школьника из состояния стресса. Здесь на помощь педагогу может прийти школьный психолог. Ролевые игры, физические упражнения, дыхательная гимнастика, психогимнастика22 формирование или восстановление у человека бодрого и работоспособного состояния за счет выполнения различных вспомогательных упражнений, музыкотерапия, упражнения на релаксацию, цветотерапия. (11) В-третьих, важно понимать, что сам по себе стресс, приводящий при некоторых условиях к психосоматическому дисбалансу, не является чем-то негативным. Стресс — естественная часть жизни, при этом, достаточно важная, часто стимулирующая и делающая её более наполненной и ощущаемой. Организм испытывает стресс, в том числе в позитивных ситуациях, когда ребенок переживает, к примеру, сильное чувство радости, восхищения, удивления, творческий подъём и т.д. В-четвертых, вред, в виде плохого эмоционально-психологического, физического самочувствия наносит не сам стресс, а его переизбыток. Это происходит в том случае, когда организм длительно подвержен влиянию стрессоров и не справляется в силу своих ограниченных возможностей с уровнем возбуждения, возникающим в стрессе. Это, как правило и влечёт за собой различного рода психофизические нарушения (11) со всеми вытекающими для здоровья последствиями. К таким можно отнести хроническое эмоциональное, физическое, умственное перенапряжение в обстоятельствах, связанных с какими-либо негативными событиями, вызывающими страх, тревогу, злость, раздражение, обиду, ревность, неопределённость, панику и т.д. Отсюда бессонница или сонливость, хроническая апатия или перевозбуждённость, проблемы с аппетитом, раздражительность, страхи, подозрительность и навязчивые мысли, обострение имеющихся заболеваний и приобретение новых и т.д. В-пятых, важно не допустить перенакопления стресса. Для этого, необходимо научиться предупреждать и распознавать это перенакопление, в свою очередь, предупреждать и распознавать — это значит совершать реальные практические шаги по предупреждению и распознанию стресса.

Следовательно, правильная, позитивная педагогическая политика может повышать способность учащихся противостоять стрессам и уменьшать их последствия. Сегодняшний учитель должен знать причины стресса у школьника, учить, как можно избежать стрессовую ситуацию, воспитывать стрессоустойчивую позицию ученика. Важно поддерживать ребенка, показывать его значимость, больше общаться с ним, применять тактильные приемы в общении, соблюдать такт и не забывать, что детство — это самое лучшее время и, по возможности, сделать все, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией наступило как можно позже. И самое главное, современный педагог сам не должен выступать в роли очередного стрессора для ребенка. Чувствуя проблемы детей и проявляя гибкость и понимание, учитель может уменьшить влияние дистрессов на учащихся. О методах профилактики и избежания стрессовых ситуаций мы расскажем в следующей главе.

2.4 Методы профилактики и избежания стрессовых ситуаций

Важное значение для профилактики дистресса имеет образ жизни ребенка, специфика и интенсивность учебы, взаимоотношения в семейном кругу. Огромную роль играет его физическое и психологическое состояние -отношение к жизни, к своему здоровью. И, конечно же, большую роль играет желание избавиться от проблем, связанных со стрессом.

Существует несколько основных методов профилактики дистресса: саморегуляция и релаксация, противострессовая «перестройка дня» и оказание «первой помощи» при остром стрессе.

Основным приемом саморегуляции является внушение и самовнушение. Внушение может осуществляться как наяву, так и в состоянии естественного и гипнотического сна. Внушение — воздействие на психику, при котором слова воспринимаются «на веру», беспрекословно, бездумно, как бы в обход логики. Самовнушение — это тоже воздействие на психику. В настоящее время выделяют две главных разновидности самовнушения: самовнушение по Куэ и различные варианты аутогенной тренировки.

Самовнушение по Куэ — это ежедневное сознательное (хотя сам Куэ считал, что это бессознательное) утром, днем и вечером повторение по двадцать и более раз подряд определенных фраз. Например: «Я чувствую себя хорошо», «Мой организм абсолютно здоров и способен защитить меня от болезней». Такие утверждения «настраивают» сознание человека, а, следовательно, и его организм «на здоровье». Это очень важный фактор.

Система аутогенной тренировки предложена и разработана немецким врачом И.Г. Шульцем11 немецкий психиатор, предложивший метод аутотренинга для профилактики дистресса. Она направлена на выработку у человека навыков произвольной регуляции тонуса мышц (14) и работы физиологических систем, обычно не подчиняющихся контролю сознания. В состоянии полной релаксации возможна нормализация их функционирования.

В основе аутотренинга22  метод для расслабления, психологической разгрузки и снятия нервного напряжения, разработанный в 1932 году немецким психиатром И.Г. Шульцем — установлены связи между словами, выражениями, образными понятиями и регуляцией состояния различных органов. Это достигается тем, что пациент систематически приучает погружать себя в особое состояние, напоминающее дремоту. И.Г. Шульц рекомендовал шесть циклов упражнений, которые в сочетании с определенными факторами самовнушения приводят к положительному результату:

1. вызывание чувства тяжести в мышцах;

2. вызывание тепла в теле;

3. успокоение ритма дыхания;

4. успокоение ритма сердцебиений;

5. вызывание тепла в эпигастрии11 верхняя срединная область живота;

6. вызывание прохлады в области лба.

Эти шесть упражнений составляют низшую ступень тренировки. Она предназначена прежде всего для снятия нервного напряжения, успокоения, нормализации функций организма. Для овладения ею в достаточной степени требуется в среднем три месяца ежедневных занятий по двадцать-тридцать минут. Следующая ступень — высшая. На ней человек овладевает навыками погружения в состояние «аутогенной медитации», являющейся своеобразным фактором самозащиты организма от болезни. На овладение второй ступенью требуется около восьми месяцев. Для сокращения этого времени внушение сочетают с самовнушением.

Этот принцип используется в психотерапии. Что касается профилактики стрессовых ситуаций в жизни детей подросткового возраста, необходимо привести несколько более легких вариантов для достижения заданной цели.

Прежде всего это предупреждение, которое означает необходимость поддерживать свой жизненный тонус и ресурс, не забывать «заряжать свои батарейки» с помощью своевременного отдыха (и не обязательно ждать при этом грядущего летнего отдыха), можно потратить несколько минут для этого и в любом другом месте. При этом не обязательно исключительно расслабляться в неподвижной позе. Можно делать в течение этих нескольких минут то, что нравится и доставляет удовольствие. Происходит, таким образом, переключение внимания с деятельности, которая вызвала напряжение и усталость на другой вид активности.

Набор подобных ресурсных видов активности не ограничен, всё зависит от желания, опыта, способностей и фантазии. Кто-то прогуливается в приятном для месте или, к примеру, представляет красивый пейзаж, кто-то выполняет любимый гимнастический комплекс или решает спокойно посидеть и расслабиться в комнате психологической разгрузки (если такая имеется), кто-то вспоминает приятные моменты прошедших каникул или предвкушает грядущие, кто-то представляет общение с приятным интересным человеком или перечитывает наиболее интересные места в любимой книге и т.д.

Ключевой признак такой ресурсной деятельности — глубокое чувство удовольствия, радости, покоя или приятной активности.

Второй способ избежания стрессовых ситуаций — это распознать, т.е. развивать в себе способность чувствовать и понимать, как различные события, явления жизни влияют на организм, вызывают приятные либо неприятные ощущения. Чувствуется ли при этом физический дискомфорт (перенапряжение, боль, отвращение, утомление, вялость и т.д.), дискомфорт эмоциональный (чувство тревоги, страха, ненависти, обиды, вины, раздражения и т.д.)? К этим событиям можно отнести, например, дискомфортный контакт с каким-либо человеком или же неудобную одежду, душное помещение или же перепады температуры воздуха, переизбыток или недостаток какой-либо информации, неприятную мысль или воспоминание, употребляемую еду, какой-либо звук или же чьё-то прикосновение, несбывшиеся ожидания или же социальную ситуацию и т.д. По сути, ребенок постоянно находится в поле взаимодействия с кем-либо или чем либо, и взаимодействие с этим полем обладает потенциальными возможностями к научению, в том числе формированию способностей контактировать со стрессорами, преодолевать их разрушительное воздействие.

В конечном итоге все эти практики, направленны на изучение себя, своего психофизического, эмоционального поведения. Их можно отнести и к способам изучения своей внутренней природы, экологии, где понимание себя, своих реакций, состояний, способностей, потребностей, возможностей их удовлетворения является важнейшим базовым аспектом самоадаптации, преодоления стресса, развития, способности к разрешению различного рода проблемных ситуаций.

III. Заключение

По истечению исследования мы пришли к следующим выводам.

Цель работы, которой является изучение особенностей протекания стрессовых ситуаций и их влияние на психику детей-подростков, достигнута с помощью проведенного теоретического исследования, а именно рассмотрения представленной теории стресса, выдвинутой Гансом Селье, рассмотрения особенностей психологии детей подросткового возраста, изучение влияния стресса на организм детей-подростков с точки зрения физиологии и психологии, раскрытия понятий стресса и дистресса, определения проблем, возникающих у детей-подростков под влиянием дистресса и возможностей их преодоления и на основе выдвинутых методов профилактики и избежания стрессовых ситуаций. Задачи данной работы, которые прослеживаются в ходе теоретической части исследования, реализованы и достигнуты. Мы изучили особенности психологии детей подросткового возраста, выявили возникновение стрессовых ситуаций, определили факторы, по причине которых возникает стрессовое состояние, рассмотрели понятие стресса с точки зрения физиологии и психологии, описали влияние стресса на организм детей-подростков, установили проблемы, возникающие у подростков под влиянием стресса, предложили возможные пути избежания стрессовых ситуаций.

Предположение, заключавшееся в том, что стрессовые ситуации влияют на психику детей-подростков отрицательно, опровергнуто, так как, по материалам работы, стрессовые ситуации оказывают как отрицательное, так и положительное влияние на организм. Итак, подростковый возраст является важным моментом социального развития, играющим особую роль в становлении личности. Интенсивное развертывание и насыщение социальной позиции ребенка «я и общество» обеспечивает выработку социальной позиции подростка по отношению к обществу, являющейся необходимым условием дальнейшего развития его деятельности как формы выражения сознания, самосознания, личностного самоопределения. В современной жизни ребенок подвержен воздействиям стрессоров разного рода. Поэтому психосоматические проблемы довольно часты у подростков и часто стресс играет важную роль в их развитии и поддержании. Для того чтобы ребенок смог нормально преодолеть один из самых сложных периодов своей жизни, его нужно стараться предостеречь от последствий дистресса. Для ребенка его последствия могут быть в несколько раз хуже, чем для взрослого человека. Это объясняется тем, что подростковый организм очень уязвим и восприимчив к внешним воздействиям со стороны как близких, так и незнакомых ему людей. Таким образом, правильная, позитивная педагогическая политика может повышать способность учащихся противостоять стрессам и уменьшать их последствия. Сегодняшний учитель должен знать причины стресса у школьника, учить, как можно избежать стрессовую ситуацию, воспитывать стрессоустойчивую позицию ученика. Важно поддерживать ребенка, показывать его значимость, больше общаться с ним, применять тактильные приемы в общении, соблюдать такт и не забывать, что детство — это самое лучшее время и, по возможности, сделать все, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией наступило как можно позже. И самое главное, современный педагог сам не должен выступать в роли очередного стрессора для ребенка. Чувствуя проблемы детей и проявляя гибкость и понимание, учитель может уменьшить влияние дистрессов на учащихся. Эти практики, направлены на изучение себя, своего психофизического, эмоционального поведения. Их можно отнести и к способам изучения своей внутренней природы, экологии, где понимание себя, своих реакций, состояний, способностей, потребностей, возможностей их удовлетворения является важнейшим базовым аспектом самоадаптации, преодоления стресса, развития, способности к разрешению различного рода проблемных ситуаций, а также адаптацией к современной жизни.

IV.Список литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1998 — 379с.

2. Грегор О. Как противостоять стрессу // Стресс жизни. СПб. 1994 — 384с.

3. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту // Психология личности М., 1987- 75-88 с.

4. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии: Учеб. М.: Российское педагогическое агентство, 1995-183с.

5. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 1986. — 80с.

6. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. М.: Просвещение, 1986. — 160с.

7. Лазарус Р. Теория стресса и психологические исследования // Эмоциональный стресс. Л., 1970. — 41-47с.

8. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2002 — 368с.

9. Мещеряков Б.В., Зинченко В.А. Большой психологический словарь, М.: Просвещение, 1967 — 567 с.

10. Немов Р.С. Психология Словарь-справочник В 2 ч. М.: Владос-пресс, 2003 -332с.

11. Психология. Учебник под ред. А.А. Крылова. — М.: Проспект, 2000. — 584с.

12. Стивен Р. Кови Восьмой навык от эффективности к величию М.: Альпина бизнес букс, 2008 — 330с.

13. Сушинских С.А. Подростковый возраст. Психологические особенности. www.nnmama.ru

14. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка // Вопросы психологии М., 1987 — 75-83с.