Социальная работа с неполными скмьями

Введение

Семья является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Изменение социальных отношений в современном обществе порождают новые формы семейных отношений, так в наше время много детей растущих без отца, и проблемы одинокого материнства, являются серьезной государственной проблемой.

В связи с этим, социальные проблемы неполных семей и технологии их решения, является актуальными на сегодняшний день, т.к. возрастает число внебрачных рождений в общей доле рождений, увеличивается количество разводов, не компенсируемых последующими вступлениями в брак, в силу высоких показателей смертности среди мужчин активного детородного, трудоспособного возраста. Наблюдается приоритет гражданских (нерегистрируемых) браков перед официальными, что приводит к формированию новых семейных структур. Произошедшие изменения ослабили традиционные функции семьи, регулятивный характер половой морали в распределении обязанностей в семье, повлияли на социальный статус женщины, сделали ее более ответственной и самостоятельной. Женщины вынуждены не только четко выполнять домашние обязанности и воспитывать детей, но и больше участвовать наравне с мужчиной в производственных делах, заниматься бизнесом и предпринимательством. Материнство в неполной семье сопряжено с рядом жизненных затруднений, преодоление которых во многом зависит от социальных условий, личностных и духовно-нравственных качеств одиноких матерей.

Объектом данной работы является неполная семья.

Предметом: технологии социальной работы с неполными семьями.

Цель курсовой работы: проанализировать технологии социальной работы с неполными семьями.

Гипотеза исследования: эффективная деятельность специалистов по социальной работе, поможет решить ряд социальных проблем неполных семей.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой, выявляются следующие задачи: изучить основные понятия категории неполные семьи; выявить социальные проблемы матерей — одиночек; рассмотреть технологии, которые применяются к данной категории семей; и рассмотреть учреждения, в которые могут обратиться одинокие матери, на примере деятельности конкретного учреждения.

9 стр., 4170 слов

Г л а в а 2.Технологии социальной работы с дезадаптированными подростками

... риска, занятия направленные на развитие навыков социальной адаптации, работа с семьями подростков. При работе с дезадаптированными подростками специалисты применяют различные технологии и методики социальной работы, которые каждый автор трактует и классифицирует ...

Теоретической базой выступают работы авторов, таких как: Е.И. Холостова, П.Д. Павленок, А.И. Антонов и многие другие. Методической базой является: статья «О современной жизни одиноких матерей» Л.Г. Луняковой.

Эмпирическую базу составляет анализ деятельности Управления социальной защиты Октябрьского района Оренбургской области.

Значимость теоретического аспекта состоит в описании проблем одиноких матерей, а практический в анализе деятельности Управление социальной защиты населения и Комплексного центра социального обслуживания населения.

1. Основные понятия и положение неполных семей в современном обществе

1.1 Категория неполных семей, как объект социальной работы

Как правило, в обыденном сознании россиян понятие «неполная семья» отождествляется с одиноким материнством. Ни один современный словарь или энциклопедия не дают толкование понятия «одинокая мать», а тем более — «семья одинокой матери». Более того, термин «одинокая мать» употребляется в государственных нормативных актах в значении, весьма далеком от обыденного восприятия. Впервые юридический термин «одинокая мать» (в узком смысле) появился в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 г. «О материальной помощи многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства и учреждении «материнских» наград». Из него следовало, что одинокая мать — это женщина, не состоящая в законном браке и имеющая «внебрачных» детей.

Неполные семьи — это категория семей, где одинокий родитель проживает с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) основную ответственность. В России сейчас более 72 миллионов семей. Среди этих семей неполные составляют 11%, в неполных семьях ежегодно остаются более полумиллиона детей.

Основными факторами формирования семей одиноких матерей являются разводы, не компенсируемые последующим вступлением в брак, овдовения из-за преждевременной смерти отца ребенка (детей), внебрачные рождения. В России с 1998 по 2008 гг. из-за расторжения браков на иждивении одного из родителей насчитывалось 4,9 млн. детей; в 2008 г. при разводах в органах загса было учтено 546,2 тыс. детей в возрасте до 18 лет, и в подавляющем большинстве случаев дети остаются с матерью. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок еще до совершеннолетия может стать сиротой, при этом вероятность смерти отца равна 18,3%, матери — 2,8%, обоих родителей — 0,7%. В 2009 г. среди умерших в трудоспособных возрастах мужчины составили 79% (уровень мужской смертности в 4 раза превысил уровень женской смертности).

Рождение ребенка незамужней женщиной совсем недавно считалось социально-аномальным явлением, и было предосудительным с точки зрения нравственности и морали. Теперь это табу снято, число внебрачных рождений возросло. По данным статистики за период с 1998 г. по 2008 г. их доля в общем числе рождений в целом по России увеличилась в два раза с 13,5% до 27,0%. В наше время сложилась ситуация, при которой «четвертая часть домохозяйств в России возглавляется женщинами». Демографические тенденции таковы, что семьи одиноких матерей будут формироваться и в дальнейшем.

9 стр., 4367 слов

Психологические проблемы детей в семьях одиноких матерей

... в психическом и личностном развитии ребенка. Учитывая разнородных характер неполной семей, выделены проблемы, сказывающиеся на психологическое состояние ребенка в семье одинокой матери. В наше время количество одиноких матерей, к сожалению, неумолимо растет и ...

Проблема семей одиноких матерей в нашей стране сама по себе не нова, и работ, посвященных этим семьям, немного. Предпринятые учеными эмпирические исследования и результаты гендерного анализа изменений социально-экономического положения россиян в период реформ свидетельствуют о том, что такого рода семьи составляют существенную долю среди бедных и самых бедных. В течение последних двух лет их положение продолжает ухудшаться. Несмотря на проведение ряда исследований, до сих пор не сложилось четкого представления о средствах существования, специфических нуждах и способах выживания неполных семей. Иными словами, проблемы повседневной жизни одиноких матерей и их детей не воспринимаются как особо значимы, а их решение, к сожалению, не стоит в ряду первоочередных государственных задач.

Таким образом, рассмотрев этот параграф, мы выяснили понятие неполные семьи и одинокое материнство, пришли к выводу о том, что это явление с каждым годом увеличивается в связи с различными факторами. Такие семьи нуждаются в помощи и являются непосредственной деятельностью социальной работы. Для того чтобы понять какое положение занимают матери — одиночки в современном обществе, необходимо выяснить какие социальные проблемы возникают в неполных семьях.

1.2 Социальные проблемы неполных семей

Рассмотрев категорию неполных семей, как объект социальной работы, необходимо выявить социальные проблемы одиноких матерей.

Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице, либо на детские пособия).

Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания.

Социально — экономические проблемы присущи не всем неполным семьям, во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.

Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует.

Самая же большая сложность — затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

Хотя полоролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально — психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) — их неадекватная полоролевая социализация.

20 стр., 9673 слов

Социокультурный подход к проблеме социального сиротства

... семьи. Как социального института, изменение её социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции, что в свою очередь становится одним из источников социального сиротства. Данная проблема рассматривается в работах ...

Недавно стала распространенной новая категория неполных семей — неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство — чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности: к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения.

Таким образом, рассмотрев этот параграф, мы выяснили, что основной и самой распространенной проблемой в неполных семьях является социально — экономическая, недостаток средств, соответственно низкий уровень жизни. Так же это проблемы социально — психологического характера, полоролевой идентификации и т.д. Рассмотрев главу в целом, мы изучили положение неполных семей в современном обществе, и выяснили, что большинство из них живут на грани бедности, и нуждаются в государственной поддержке и помощи специалистов социальной работы. Для этого необходимо выяснить, какие технологии социальной работы применяются к этим семьям, и в какие учреждения они могут обратиться за помощью.

2. Технология социальной работы, как способ разрешения социальных проблем неполных семей

2.1 Технологии социальной работы, которые применяются к категории неполные семьи

Рассмотрев основные понятия категории неполных семей, их социальные проблемы и положение в обществе, необходимо выяснить какие технологии социальной работы применяются к данной категории.

Технологии социальной работы — это процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата.

В зависимости от характера семейных проблем, их сложности, остроты и запущенности, в работе с каждой конкретной неполной семьей используются различные социальные технологии: социальная диагностика, социальное консультирование, социальная терапия, индивидуальная, или групповая социальная работа, с ребенком или родителем, или с обоими одновременно.

26 стр., 12847 слов

Социальная работа с неполной семьёй: исторический аспект

... неполной семьи как социальной категории; Охарактеризовать проблемы неполной семьи и способы их решения; Рассмотреть основные этапы развития социальной работы с неполной семьей в России; Выявить особенности социальной работы с неполной семьей; Выделить основные элементы социальной работы с детьми из неполной семьи. ...

Одним из наиболее эффективных технологий социальной работы с неполными семьями, испытывающими временные социальные, психологические и иные трудности, является социальная терапия. Показателем к терапии является ситуация, если неполная семья не справляется с выполнением определенных функций. В этом случае, работа с семьей начинается с диагностики, чтобы выявить основные проблемы функционирования, т.е. происхождение рассматриваемой

проблемы, сильных и слабых сторон семьи, с целью выявления проблем их функционирования. С помощью положительных эмоций, специалист пытается вступить в контакт, общаясь с членами данной семьи на понятном и привычной им языке. Для успешной терапии необходимо согласие в достижении цели между членами семьи и специалистом. В этот момент важно перевести работу из плоскости прошлого, в плоскость «здесь и сейчас», где и будет происходить непосредственное разрешение проблемы. Последний этап, это завершение терапии, о его наступлении свидетельствует согласие членов семьи о том, что сформулированные цели терапии достигнуты.

Работа с конфликтной неполной семье, эмоциональный климат в которой неудовлетворителен, является поводом для констатации серьезных внутрисемейных проблем. Социальная работа с такой семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой чаще всего имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей, их семейных установок. Следует отметить, что внешние затруднения — материально — экономические ограничения, неуверенность в завтрашнем дне, безработица и т.д., — как правило, только обостряют семейные конфликты, выявляют истинные их причины. Соответственно семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально — психологических стереотипов, обучение навыкам неконфликтного общения.

Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии или игровой терапии.

К активно применяемым методам относится так называемая да — терапия — аутодиагностическая и психокоррекционная методика, при помощи которой конфликт между родителем и ребенком рационализируют свои в целом негативные эмоционально-психические взаимоотношения. В ходе ее осуществления предлагается ответить «да» или «нет» на ряд четко сформулированных вопросов относительно различных сторон их взаимоотношений. В результате баланса своих положительных или отрицательных ответов, можно смягчить свое отношение друг к другу.

Надо сказать, что осознание реальной семейной проблемы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение, поскольку обнаруженное и осознанное затруднение заставляет членов семьи пересмотреть свое поведение.

В условиях низкой мотивации обращения неполных семей за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы как патронаж. Патронаж — одна из форм работы, специалиста работающего с семьей, представляющая собой посещение неполной семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддержать длительные связи с неполной семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать неполную семью в ее естественных условиях, что позволить получить больше информации.

8 стр., 3567 слов

Социально-педагогическая помощь неполной семье в воспитании детей 2

... совершенствования процесса  воспитания в неполных          семьях …………………………………………………………………... 33 II. Организация социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей …………………………………………………………….. ... социальным окружением. Все этозатрудняет решение воспитательных задач в условиях неполной семьи. Какмы уже отметили, среди проблем неполной семьи ...

Проведение патронажа требует соблюдение ряда этических принципов: принципа самоопределения неполной семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальность, поэтому следует информировать неполную семью о предстоящем визите и его целях. Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы с данной неполной семьей. Например, неоднократно посещаются неполные семьи, воспитывающие детей-инвалидов первого года жизни, с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию рождения больного ребенка, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка. Регулярные патронажи необходимы в отношении асоциальных неполных семей, что позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из форм социальной работы с неполной семьей. Работая с неполной семьей, можно использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, мини-тренинги и пр. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи — образовательные, психологические, психолого-педагогические. Если неполная семья не является инициатором взаимодействия со специалистом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы — с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы неполной семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.

Также могут применяться групповые методы работы с неполной семьей — тренинги. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и группой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования матери (отца).

Используется в работе с неполными семьями, имеющих детей с проблемами психического, физического, социального развития. Образовательные тренинги должны быть направлены на развитие умений и навыков, которые помогают неполным семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Консультативная беседа и образовательный тренинг используются в долгосрочных и краткосрочных формах работы.

Подросток, воспитанный в неполной семье, ведет себя агрессивно, если он нетерпелив, не умеет ждать, разочарован, равнодушен, чувствует себя отверженным, физически пассивен. Слабый волевой контроль эмоций и предрасположенность к совершению правонарушений в основном сопровождается психосоматическими нарушениями и физической пассивностью. Профилактика девиантного поведения в работе с такими детьми должна быть направлена на формирование навыков релаксации, обучение способам социально приемлемого выражения агрессии и проявления эмоций.

9 стр., 4012 слов

Формирование представлений об образе семьи у детей старшего дошкольного возраста

... об образе семьи у детей дошкольного возраста. Объект исследования: семья как малая социальная группа. Предмет исследования: формы работы воспитателя с детьми по формированию «образа» семьи. Задачи: 1. ... из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребенка (детей) [15, с. 26-27]. Преобладающим типом семьи является однопоколенная (нуклеарная), или семьи, которые состоят ...

Профилактика девиантного поведения в первую очередь должна быть направлена на создание и осознание определенной системы ценностей, развитие способности рационально мыслить и объективно оценивать последствия собственных поступков, формирование адекватной самооценки.

Таким образом, для эффективной профилактики девиантного поведения подростков из неполных семей важно учитывать индивидуальные психологические характеристики.

В случае, если неполная семья попала в поле зрения социальных служб из — за проблем связанных с девиантным поведение ребенка, то их усилия направляются прежде всего, на проведение социальной работы с неполной семьей, в контексте оказания помощи данному ребенку. Для этого специалисты проводят обследование и разрабатывают индивидуальную программу реабилитации (ИПР) несовершеннолетнего. Программа включает в себя диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети подростка, анализ его медико — социального и психологического статуса. И уже на основе этих данных создается ИПР. Параллельно проводятся мероприятия социальной ми психической диагностики семейной ситуации ребенка (обследование условий проживания и проведение собеседование с родителем, с целью выявления существующих в семье социальных проблем).

Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

Семья, как залог стабильности общества в целом требует пристального внимания со стороны органов государственной власти и общественности, принятия большего объема мер по улучшению положения семей, все это должно осуществляться, в том числе и с помощью социальных работников.

Как говорилось раньше, проблема увеличения численности неполных семей в нашей стране назревает уже давно, но в последнее десятилетие она стоит особенно остро. Нашей властью не до конца осознается масштабность и глубина кризиса семьи и не ведется полноценная дискуссия о поиске выхода из сложившейся ситуации. На Западе с этой проблемой столкнулись гораздо раньше. В США существуют организации, которые занимаются проблемой разводов, вдовства и расставанием родителей. Их главная цель — помочь приспособиться к новым условиям жизни: программы помощи включают психологическую, юридическую и социальную поддержку. В нашей стране такая система помощи только начинает создаваться и, следовательно, еще не распространена.

Наше государство на всех этапах своего существования проявляло заботу об одиноких матерях, имеющих несовершеннолетних детей. Конечно, формы и масштабы такой помощи не оставались неизменными.

В Семейном Кодексе РФ от 29.12.1995 г., ФЗ №223 указано, что государство проявляет заботу о семье путем предоставления пособий и льгот одиноким матерям (наряду с другими мерами охраны прав и интересов семьи).

9 стр., 4109 слов

Педагогическая система ранней комплексной помощи детям с отклонениями ...

... ёнка; · учет индивидуальных особенностей детей; · организация позитивной социальной поддержки. Таким образом, наличие ранней диагностики и комплексной помощи ребенку с ОВЗ позволяет эффективно компенсировать ... и обучение родителей способам ухода и оказания специальной помощи детям в условиях семьи. Программы ранней помощи планируют коррекционно-педагогическую деятельность по следующим направлениям: - ...

Наиболее общей формой помощи, которой пользуются практически все неполные семьи с несовершеннолетними детьми, является государственное ежемесячное пособие одиноким матерям (не состоящим в браке) на содержание и воспитание детей в размере минимальной заработной платы.

Государственные пособия, установленные для одиноких матерей, назначаются и оплачиваются также вдовам, имеющим детей, но не получающим на них пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» 17.12.2001 года №173. Назначение и выплата ежемесячной государственной пенсии по случаю потери кормильца, назначенной в соответствии с федеральным законодательством, детям, не достигшим возраста 18 лет, а также обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно — правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Огромное значение в обеспечении жизнедеятельности неполных семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

Государственная семейная политика — это целенаправленная деятельность государства, ориентированная на обеспечение социальной безопасности семьи, ее благополучие, укрепление и развитие, создание необходимых условий для ее функционирования. Цель семейной политики по Указу Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. №712 заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи.

В нашей стране семейные отношения регулируются Семейным кодексом РФ от 29.12.1995 г., ФЗ №223, который определяет следующие вопросы, касающиеся неполных семей: установление происхождения ребенка, порядок усыновления детей, а также установление алиментных обязательств членов семьи.

Так в неполных семьях, один из супругов (чаще всего женщина), получает алименты от другого супруга. Алиментное обязательство — правоотношения, возникающие на основании предусмотренных законом юридических фактов: решение суда, судебного приказа или соглашения сторон, в силу которого одни члены семьи обязаны предоставлять содержание другим его членам, а последние вправе его требовать. Семейное законодательство предусматривает регулирование алиментных отношений. Члены семьи вправе заключить соглашение об уплате алиментов, а нормы закона, регулирующие предоставление алиментов в принудительном порядке, применяются только при отсутствии соглашения между сторонами.

Также семейное законодательство предусматривает два порядка уплаты алиментов: принудительный — по решению суда, или на основании судебного приказа, и добровольный — по соглашению сторон. Между двумя этими способами действующее законодательство проводит четкое различие. При наличии соглашения об уплате алиментов их взыскание в принудительном порядке не допускается.

Согласно Указу, члены неполных семей пользуются определенными льготами. В дошкольные образовательные учреждения в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей. Детям одиноких матерей выдаются бесплатные или по специальной цене путевки в летние оздоровительные лагеря для школьников. Одной из форм государственной помощи неполным семьям являются бесплатные выдачи нуждающимся детского питания.

14 стр., 6824 слов

Программа работы социального педагога с детьми младшего школьного ...

... неполных семей. 1.3 Специфика работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполной семьи ГЛАВА 2. Программа социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей. 2.1 Опыт работы социального педагога с детьми из неполных семей. ...

Важное значение в оказании комплексной помощи неполной семье для решения разного рода проблем имеет социальное обслуживание. Оно позволяет решить часть проблем неполных семей путем психолого-педагогических, медико-социальных, социально-правовых, материально-бытовых и других услуг.

Эта деятельность регламентируется Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 ноября 1995 г.

Социальное обслуживание включает в себя регулирования семейно-брачных отношений, предотвращение разводов, помощь в воспитании детей и др. За этой помощью обращаются матери-одиночки имеющие самые разнообразные проблемы в отношениях с детьми. Эта деятельность является важным инструментом профилактики образования внутрисемейных конфликтов, неполных семей, способствует стабилизации внутрисемейных отношений, существованию успешной семьи, а также позволяет решить разнообразные проблемы неполных семей.

В рамках президентской программы «Дети России» осуществляется программа «Безопасное материнство», основными направлениями которой являются: меры государственной поддержки безопасного материнства — предусматривается увеличение льгот и размеров компенсаций для отдельных категорий беременных женщин (пособий, продолжительности отпуска по беременности и родам); совершенствование качества акушерско-гинекологической помощи, обеспечение информированности населения по вопросам безопасного материнства и здоровья женщин.

Таким образом, рассмотрев данный параграф, мы пришли к выводу, что в работе с категорией неполные семьи применяются следующие технологии социальной работы: патронаж, консультирование, тренинги, посредничество, профилактика девиантного поведения несовершеннолетних детей из неполных семей, социальная диагностика, социальная терапия, да — терапия — аутодиагностическая и психокоррекционная методика, социальное обеспечение (выплата пособий, льгот, пенсий по потере кормильца, алиментов), социальное обслуживание (предоставление социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и т.д.).

В связи с этим, необходимо рассмотреть, в какие Учреждения могут обраться одинокие матери, с целью получения помощи.

2.2 Учреждения, в которые могут обратиться категория неполные семьи

Выделив и проанализировав основные технологии социальной работы с неполными семьями, необходимо рассмотреть Учреждения, в которые могут обратиться за помощью одинокие матери. Такими Учреждениями служат: Управление социальной защиты населения (УСЗН) и входящий в его структуру «Комплексный центр социального обслуживания населения» (КЦСОН).

УСЗН реализует функции государственной политики и государственного регулирования, межотраслевой координации в сфере социальной защиты населения.

В структуру управления входят: отдел бухгалтерского учета, отчетности и анализа; отдел социальных выплат; отдел по работе с ветеранами и инвалидами; отдел социальной поддержки семьи и детям; ведущий специалист по правовому обеспечению и кадрам; специалист по информатике и делопроизводству; учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» действующий на основании Устава.

В рамках рассмотрения данной тематики, мы непосредственно коснемся отдела социальной поддержки семьи и детей, и учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» (отдел социальной помощи семье и детям).

Отдел социальной поддержки семьи и детей организует работу по выполнению на территории законодательных актов, защищающих интересы семей социального риска, а также осуществляет контроль за реализацией социальных гарантий, установленных для семьи, женщин и детей. Этот отдел ведет контроль за количеством неполных семей (в том остронуждающихся), а так же детей в этих семьях, назначает и выплачивает ежемесячное пособие на ребенка одинокой матери в соответствии со ст. 3 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 года №81 повышенном размере — 250,0 руб., а с учетом районного

коэффициента 287 руб., и пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» 17.12.2001 года №173. Назначение и выплата ежемесячной государственной пенсии по случаю потери кормильца, назначенной в соответствии с федеральным законодательством, детям, не достигшим возраста 18 лет, а также обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно — правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

«Комплексный центр социального обслуживания населения» является некоммерческой организацией социального обслуживания и создан для осуществления на территории организационной, практической и координационной деятельности по оказанию социальных услуг гражданам, находящихся в трудной жизненной ситуации.

На сегодняшний день в отделениях социальной помощи семье и детям накоплен достаточно обширный опыт социальной работы с неполными семьями. Важное значение в оказании «Комплексного центра социального обслуживания населения» помощи неполных семей является предоставление психолого — педагогических (повышение психологической устойчивости в сферах межличностного, семейного и родительского общения); медико-социальных (профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной и т.д.); социально — правовых (консультация и оказание юридической помощи); материально — бытовых и других услуг (обеспечение бытовых условий, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям).

Члены неполных семей пользуются определенными льготами. В дошкольные образовательные учреждения в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей. Детям одиноких матерей выдаются бесплатные или по специальной цене путевки в летние оздоровительные лагеря для школьников. Ещё одной формой помощи неполным семьям являются бесплатные выдачи нуждающимся детского питания.

Еще одной формой оказания услуг КЦСОН является патронаж — одна из форм работы, специалиста работающего с семьей, представляющая собой посещение неполной семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно — реабилитационными целями, позволяющая установить и поддержать длительные связи с неполной семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать неполную семью в ее естественных условиях, что позволить получить больше информации.

Также в рамках этого Центра проводятся различные семинары и «круглые столы» с родителями и детьми из неполных семей.

Неполную семью часто относят к категории семей «группы риска», так как отсутствие одного из родителей, способствует деформации психологического и личностного развития, ценностных ориентаций, трудностям адаптации ребенка в социуме. Одна из причин этого — жизненная неудовлетворенность родителя. Нередки случаи, когда состояние фрустрации одиноких родителей (прежде всего, женщины — матери) приводит к их алкоголизации. В этом случае семья попадает в разряд малообеспеченных или в разряд алкогольных и после этого становится объектом пристального внимания со стороны социально — реабилитационных учреждений. Так «Социальный приют для детей и подростков» является стационарным реабилитационным, учебно-воспитательным учреждением для временного проживания и оказания социальной помощи детям из неполных неблагополучных семей. Приют, как многопрофильное учреждение, позволит проводить социальную реабилитацию семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

На помощь детям приходят в первую очередь педагоги — воспитатели, социальные работники. Весь свой опыт они направляют на реабилитацию ребят. Адаптироваться в новых условиях и познать самого себя помогают подросткам педагоги — психологи. Социальный приют для детей и подростков состоит из: приемного отделения; отделения социальной реабилитации круглосуточного пребывания; отделения дневного пребывания.

Цели и задачи приюта: обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказание экстренной и социальной помощи несовершеннолетним; разработка индивидуальных и групповых программ реабилитации и их реализация; обеспечение защиты и законных интересов несовершеннолетних; профилактика безнадзорности и беспризорности. Также приют поводит осуществление перевозки детей (подростков), нуждающихся в социальной реабилитации, в специализированные учреждения и организует лагеря дневного пребывания в каникулярное время.

Жизненная ситуация, в которой оказываются дети неполных семей в условиях нынешней социально — экономической нестабильности, требует постоянного внимания. Так, должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным Кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, ведут учет таких детей, и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителя, избирают формы устройства детей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Свой вклад в решение проблем неполных семей вносят также территориальные Центры социальной помощи семье и детям, предоставляющие целый комплекс социальных услуг. Так, в отделении социально-экономической помощи нуждающимся семьям оказываются услуги социально-экономического характера: содействие в получении льгот, пособий и других выплат, материальной и натуральной помощи, алиментов; проведение благотворительных аукционов для малообеспеченных семей, содействие в решении вопросов занятости. В отделении медико-социальной помощи проводится индивидуальная работа с подростками и молодежью по подготовке к созданию семьи и рождению ребенка, консультирование по вопросам планирования семьи. Отделение психолого-педагогической помощи оказывает помощь родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок, семейных конфликтов. Данное отделение имеет особо важное значение как в профилактике образования неполных семей, так и в решении проблем уже существующей неполной семьи, поскольку зачастую мать-одиночка не знает, как поступить в той или иной ситуации при общении с ребенком, или же разводящиеся супруги часто конфликтуют по поводу воспитания ребенка. Безусловно, все вышеперечисленные социальные учреждения, предоставляющие различного рода социальные услуги, имеют немаловажное значение в решении разносторонних проблем неполных семей.

Таким образом, рассмотрев данный параграф, мы выяснили какие Учреждения обслуживают категорию неполные семьи (УСЗН, КЦСОН, Социальный приют, Орган опеки и попечительства, Центр социальной помощи семье и детям), а так же какие услуги, виды помощи и льготы предоставляются одиноким матерям. Теперь рассмотрим анализ деятельности конкретного учреждения, на примере Управления социальной защиты населения Октябрьского района Оренбургской области.

2.3 Деятельность Управления социальной защиты населения Октябрьского района Оренбургской области

Эмпирическую часть курсовой работы составляет анализ деятельности Управления социальной защиты населения МО Октябрьского района Оренбургской области, её необходимо рассмотреть, для того чтобы на примере увидеть как осуществляется деятельность Управления социальной защиты населения на местном уровне.

УСЗН представляет собой учреждение по реализации государственной политики и государственного регулирования, межотраслевой координации в сфере социальной защиты населения. УСЗН является основой структуры органов социальной защиты Октябрьского района.

Основной целью деятельности УСЗН является обеспечение в пределах своей компетенции на территории Октябрьского района единой социальной политики в отношении жителей района.

Основными задачами УСЗН Октябрьского района являются: реализация основных направлений и приоритетов государственной и региональной социальной политики по решению комплексных проблем социальной защиты, повышение доходов и уровня жизни малоимущих и социально — уязвимых групп населения, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенства; осуществление мер по практической реализации государственной политики в социальной сфере; разработка мер, направленных на реализацию законодательства в области социальной защиты населения; организация социальной поддержки семьи, материнства и детства; улучшение качества и повышение доступности услуг учреждений социального обслуживания, эффективности социального обслуживания населения на территории муниципального образования.

Так, говоря о положении неполных семей в Октябрьском районе, хотелось бы затронуть сведения о количестве семей (детей) социального риска на конец 2010, в рамках реализации областной программы «Дети — Оренбуржья», на примере работы Управления социальной защиты населения МО Октябрьского района Оренбургской области. Всего в районе количество неполных семей составляет 556, из них детей до 18 лет 723, среди них малообеспеченных (остро нуждающихся в помощи) 282 семьи, и соответственно детей 388.

Неполные семьи условно делятся на 3 категории: матери одиночки, родившие ребенка (детей) без отца, или разведенные; неполные семьи дети которых, потеряли одного из родителей, по тем или иным причинам; неполные семьи с детьми- инвалидами.

Так же следует отметить, что с 1 января 2009 года и по сегодняшний день, в соответствии со ст. 3 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 года №81, размер ежемесячного пособия на ребенка составляет с учетом районного коэффициента 143,75 руб. Но размер ежемесячного пособия зависит также от категории лиц, так детям одинокой матери оно составляет 287,5 руб. с учетом районного коэффициента, что очень недостаточно по отношению к матерям, которые воспитывают детей одни. Также ребенку (детям) из неполных семей, потерявшем по каким-либо причинам одного из родителей, выплачивается пенсия по случаю потери кормильца, так с 1 января 2011 года в соответствии со ст. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» 17.12.2001 года №173, её увеличился размер. Предоставление пенсии включает в себя следующие административные процедуры: прием документов от заявителя; проведение проверки представленных документов на соответствие их требованиям регламента; подготовка и принятие решения о назначении (отказе в назначении) пенсии, либо продлении сроков рассмотрения документов; уведомление заявителя о принятом решении; перечисление денежных средств на счета получателей пенсии, открытые в кредитных учреждениях. Таких семей в районе 92, а детей в этих семьях 315.

Неполные семьи с детьми-инвалидами получают ежеквартальную областную надбавку. Таких семей в районе 23.

Неполные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, обеспечиваются: вещами бывшего употребления, продуктами питания, а также вещами из регионального заказа, с 30% скидкой. Дети из неполных семей получают новогодние подарки, подарки на День защиты детей. Так же им предоставляются путевки в санаторий.

В УСЗН Октябрьского района осуществляется проект «Губернская забота», суть мероприятия в том, что за каждым индивидуальным предпринимателем магазинов, закреплены по 9-10 неполных семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, для которых они предоставляют «набор», в размере 200 руб., с продуктами первой необходимости (например: сахар, мука, соль, хлеб, различные крупы и т.д.), ежемесячно.

Таким образом, рассматривая данный параграф и анализируя динамику функционирования Управления социальной защиты населения на территории Октябрьского района, можно сказать о ее положительной направленности, обусловленной улучшением финансирования и высоким уровнем квалификации сотрудников данного учреждения.

Заключение

В связи с написанием данной работы и рассмотрением основных социальных проблем материнских семей с детьми и путей их решения, можно сделать вывод, что бедность неполных семей, недостаточная поддержка государства, дефицит ресурсов социальной помощи, потребностей матерей в социальных услугах, трудности сочетания профессиональных и родительских ролей, приводят к стрессированию матерей, риску успешной социализации детей, ухудшающемуся здоровью, психологическим проблемам детей и родителей.

В результате исследования данной темы, гипотеза подтвердилась, действительно если специалисты по социальной работе будут заниматься профилактическими мероприятиями семейных дисфункций, налаживать семейную коммуникацию в предкризисном состоянии, а не оказывать помощь неполным семьям в момент их кризиса, запущенности проблемы, то социальных проблем в этих семьях станет значительно меньше.

Да, проблема одинокого материнства существует, и те меры, которые государство предпринимает, недостаточно, для нормального существования неполной семьи в рамках развивающегося в России института социальной работы.

Таким образом, можно дать следующие рекомендации: таким семьям, несомненно, требуется помощь социальных служб и государства, очень важно создать Центры помощи неполным семьям, так как таких семей очень много, необходимо повышать их уровень жизни, вести работу по созданию благоприятного психологического климата, оказывать консультационные услуги с помощью интернета, СМИ и т.д., так как не всегда есть возможность приехать в сам Центр, и решать различные проблемные вопросы жизнедеятельности такой семьи. Таких центров у нас в России не существует, помощь оказывается в рамках Центров социальной помощи семье и детям, где не всегда полноценно могут оказать помощь неполной семье. Также необходимо расширить систему подготовки молодого поколения к браку и семейной жизни, развивать систему социально-психологических служб помощи семье, систему служб подготовки к семейной жизни. Но в нашем мире такие семьи есть, и их достаточно, воспитывая детей в неполных семьях, прежде всего, нужно опираться на поддержку государства, как с материальной стороны, так и в социальном плане (т.е. сделать всё возможное, чтобы жизнь этих семей стала лучше, для необходимо увеличить размер пособия на детей, создать комфортные условия существования и т.д.).

Также необходимо осуществлять поиск оптимальных решений, видов помощи и поддержки неполной семье, проводить профилактические мероприятия т.к. количество неполных семей с каждым годом увеличивается, растет число разводов и, необходимы конкретные меры по решению проблем такой слабозащищенной семейной группы, как неполная семья.

Список источников

неполный семья социальный проблема

1. Алексеева, Л.С. «Социальная гостиница — структурное подразделение Центра социальной помощи семье и детям» — Методические рекомендации по организации деятельности — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. — 128 с.

2. Антонова, О.И. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Материалы Российского статистического агентства / О.И. Антонова. — М.: ГУИМЕУ, 2009. — 237 с.

3. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. — М.: Издательского — торговая корпорация «Дашков и К», 2003. — 386 с.

4. Гурко, Т.А. Гендерный подход в социологии семьи // Социология гендерных отношений / Т.А. Гурко. — М.: РОССПЭН, 2003. — 82 — 83 с.

5. Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 1998. — 128 с.

6. Зайнышев, И.Г. Технологии социальной работы: учеб. пособие для вузов / И.Г. Зайнышев. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 13 с.

7. Лунякова, Л.Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей // Социологические исследования / Л.Г. Лунякова. 2009. — №8. — 86 с.

8. Николаева, Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: организация педагогической и социальной помощи неполным семьям: пособие для психологов и педагогов / Я.Г. Николаева. — М: Владос, 2006. — 265 с.

9. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учебное пособие / П.Д. Павленок. — М.: «Дашков и Ко», 2004. — 187 с.

10. Панкова Л.М. Человек и семья: Философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений: Дис. доктора философских наук/ Л.М. Панкова — С.-Петербург, 2003. — 167 с.

11. Феминизация бедности в России. — М.: Издательство «Весь Мир», 2000. — 125 с.

12. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы: учеб. пособие для вузов / Е.И. Холостова. — М.: ИНФРА — М, 2001. — 226 — 235 с.

13. Чернецкая, А.А. Технологии социальной работы: учеб. пособие для вузов / А.А. Чернецкая. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 102 с.

Размещено на