Социально-педагогическая помощь неполной семье в воспитании детей 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Г. Р. ДЕРЖАВИНА

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Кафедра социальной педагогики

Максимова Алена Владимировна

Социально-педагогическая помощьнеполной семье в воспитании детей

Дипломная работа

«Допущена к защите»

Заведующий кафедрой, к.п.н.,

профессор

_____________Монастырский В.А.

Студентка 5 курса (51 группы)

заочного отделения

Научный руководитель:

Макарова Л.Н., д.п.н., профессор

Тамбов — 2006

ПЛАН

Введение  ………………………………………………………………………

3

I.Теоретические аспекты процесса воспитания в неполных семьях ………

9

         §1 Влияние стилей родительского отношения в неполной семье на          формирование личности ребенка ……………………………………..

9

         §2 Особенности характера детей из неполных семей ………………

21

         §3 Условия совершенствования процесса  воспитания в неполных          семьях ……………………………………………………………………

33

II. Организация социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей ……………………………………………………………..

41

         §1 Анализ существующей социально-педагогической помощи не         полным семьям …………………………………………………………

41

         §2 Программа  по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным  семьям  «Семейное счастье» ……………………………………………..

47

§3 Обработка и анализ результатов опытной работы …………………………………………………………………..

57

Заключение ……………………………………………………………………

67

Список литературы ……………………………………………………………

73

Приложения ……………………………………………………………………

76

Введение

Семейное воспитание происходитв процессе жизни – в отношениях близости, в делах и поступках, которыесовершает ребенок. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первыеобязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Подвлиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твердостьхарактера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытываетчувство любви к родителям и сам получает от них эту любовь и ласку.

14 стр., 6962 слов

Создание методико-психологического клуба "Школа приемных ...

... самоустранилось от помощи ребенку и его семье в это кризисное время. Основное, чего лишились ребенок и семья, — государственной ... России. Проблема «сиротства» детей в течение нескольких лет исследовались Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН. ... семьях. Это же подтверждают и статданные о поступивших детях. Около половины (43,7%) обследованных детей проживали в неполных семьях, ...

К.Д. Ушинский понимаетсемейное воспитание как целенаправленный процесс формирования «человека вчеловеке». Само воспитание, учит он, должно  приготовлять человека к труду, к жизни. Дляэтого необходимо, чтобы дети были умственно развиты, морально совершенны, физическиздоровы. Он по-новому ставит вопрос о воспитании нравственности в семье. По егомнению, сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правилповедения, а в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека. Такимобразом, первой и основной задачей семейного воспитания К.Д. Ушинский считаетподготовку человека к жизни.

По мнению Н.И. Пирогова, самоебольшое право родителей заключается в том, чтобы развить всецело и всесторонневсе благое, что есть в ребенке от природы, без посягательства на личностьребенка. Человек легко ослепляется собственными достоинствами, поэтому сдетства необходимо развивать в ребенке самосознание, пробуждать совесть. Отсюдавытекает основное, с его точки зрения, положение, касающееся вопросоввоспитания детей в семье: не уклоняться с пути целостной внутренней жизни, вкоторой должно быть сохранено единство мысли, слова и дела. И в этом отношениион призывает родителей оберегать целостность детской души, не внося в неенеискренность.

Большое значение имеютработы П.Ф. Лесгафта в области воспитания детей раннего и дошкольноговозрастов, изложенные в труде «Семейное воспитание ребенка и егозначение». Он считает, что в нормальной семье ребенок становитсягуманизирующим фактором нравственного совершенствования всех членов семьи. Всемье необходимо создавать нормальные условия для роста, развития и проявлениявсех положительных способностей детей.

В «Книге дляродителей» А.С. Макаренко раскрывает своеобразные и сложные проблемысемейного воспитания, его противоречия и пути их разрешения. В «Лекциях овоспитании детей» он рассматривает проблемы родительского авторитета,дисциплины, игры, семейного хозяйства, воспитания в труде, полового воспитанияи воспитание культурных навыков в семье. Семья является могучим воспитательнымсредством. Жизнь в этом отношении мало дает нового, она возвращает наспостоянно к тому, что было в семье, т.к. воспитательные силы здоровой семьивелики, и, напротив, распад или глубокие перемены в семье влекут за собой чрезвычайныебеды для души ребенка, разрушая самые ее основы [27].

Таким образом, семейноевоспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определеннуюцелеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью воспитания детейв любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себедуховное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижениеэтой цели необходимо достигать и в неполныхсемьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Очевидно, чтосделать это будет намного труднее, так как все ложиться на плечи одного изродителей, матери или отца. В каждой пятой российской семье  с несовершеннолетними детьми отсутствует одиниз родителей [7]. Так, если  в  1993  году доля детей,  родившихся в  России у женщин,  не состоящих  в  зарегистрированном браке,  соста­вляла18%,  то  в  1997  году она  превысила  25%.   В настоящее время каждая третья семьянеполная. Ежегодно,  по  данным Госкомстата,  распадается  500-600 тысяч  браков, также  образуя  неполные семьи,  и  почти столько же  детей  в возрасте  до18 лет становятся детьми семей  риска.

14 стр., 6824 слов

Программа работы социального педагога с детьми младшего школьного ...

... имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит воспитание и успешная социализация ребенка. Дети из неполных семей, как правила, более ранимы, имеют ряд комплексов, мама обеспокоена ... того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские или отцовские неполные семьи. [6 ч. 2 стр. 185] Неполной семьей могут выступать такие семьи, в которых родители являются не ...

Частовзрослым не хватает времени, знаний, сил, возможностей для осуществленияполноценного развития ребенка в условиях неполной семьи. В последние годыспециалисты чаще стали обращать внимание на специфику положения этих семей внашем обществе. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономическойситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполныхсемей.  Развод родителей, нестабильный,конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия раннейсоциализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, факторомриска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуявозникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Все этозатрудняет решение воспитательных задач в условиях неполной семьи.

Какмы уже отметили, среди проблем неполной семьи особенно актуальной является проблемаее функционирования как института воспитания и социализации детей.  Правы те, кто полагает, что издержки воспитаниядетей в неполных семьях, прежде всего, связаны с воздействием негативныхэкономических факторов. В среднем по регионам России среди неполных семей доля«бедных» составляет 60,9%, а доля «зависимых от пособий» — 18,9% от их числа. Таким образом, неполные семьи имеют серьезные материальныепроблемы, фактически все они зависят от социальной поддержки государства и попадаютв низкодоходные группы населения.

Помнению И. Дементьевой, неполные семьи преимущественно материнские, в связи сэтим дополнительную угрозу им представляет нынешняя политика занятости встране, так как идет вытеснение женщин с рабочих мест в сферу низко оплачиваемыхучреждений [7]. Хотя, стоит отметить, что количество неполных семей во главе сотцом также растет (приложение № 2).

Следующаяпроблема неполной семьи заключается в здоровье детей. Ученые пришли к выводу,что дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных семей,подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающих в более острой форме [7].При этом неблагополучные показатели здоровья детей связаны не только с влияниемстрессов развода, но и с низкой медицинской активностью матери (отца).

Такимобразом, основными факторами риска здоровья в неполной семье являются: наличиевредных привычек, социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиеническихнорм жизни, необращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т. п.

Извсего выше сказанного следует, что специфический образ жизни семьи с однимродителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. В рамкахвоспитательной деятельности взрослым не удается осуществить полноценныйконтроль над детьми и в целом эффективно влиять на их поведение.

11 стр., 5218 слов

Психофизиологические особенности личности детей разных возрастов. ...

... функциональных состояний, соответствующие определённому возрасту человека. нервный генотип воспитание личность 1. Типологические варианты личности детей С помощью психологических методов (наблюдение за поведением учащихся в ... свойств нервной системы играет среда (условия труда и отдыха, обстановка в семье и коллективе и т.п.), особенно в раннем онтогенезе. . Психофизиологические особенности свойств ...

Изучением проблемывоспитания в неполных семьях занимаются И.Дементьева, Н.Зубарева, М.А. Костенко,Л.Г. Лунякова и другие [7, 8, 9, 12, 15, 18]. К примеру, И. Дементьева и Н.Зубарева в своих работах затрагивают такие вопросы, как степень социальнойответственности подростков из неполных семей, технология индивидуальной работыс детьми и подростками из неполных семей, негативные факторы воспитания детей втаких семьях. Одним из основных критериев эффективности семейного воспитания И.Дементьева считает идентификацию детей с родителями, также она затрагиваетвопрос об образовании и профессиональной ориентации детей развода, психологическиеособенности личности таких детей [7, 8, 9].

М.А. Костенкопреимущественно рассматривает неполные отцовские семьи. Основными формамиработы с неполной отцовской семьей он выделяет индивидуальное консультирование,группы само- и взаимопомощи, организацию детских досуговых мероприятий исемейного отдыха, беседу (приложение № 2).

В социально-педагогической работе снеполной отцовской семьей М.А.Костенко выделил три направления работы:социально-педагогическая работа с отцами, с детьми и с семьей в целом [15].

Таким образом, проблемавоспитания детей в условиях неполной семьи требует более подробного рассмотрения.Для этого необходимо изучить особенности процесса воспитания в данных семьях, раскрытьформы и методы оказываемой социально-педагогической помощи неполным семьям,выявить условия совершенствования процесса воспитания в таких семьях.

Объект исследования — процесс воспитания детей в неполных семьях.

Предмет исследования — социально-педагогическая помощь, оказываемая неполнойсемье в воспитании ребенка.

Целью данной работыявляется изучение теоретических предпосылок воспитания детейв неполных семьях, выявление эффективных форм и методовсоциально-педагогической помощи данным семьям в современных условиях.

Для достиженияпоставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

— раскрыть влияние стилейродительского отношения на формирование личности ребенка;

— изучить особенностихарактера детей из неполных семей;

— охарактеризоватьусловия, способствующие правильному воспитанию детей из неполных семей;

— раскрыть формы и методысоциально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей;

— разработать программупо оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям;

— реализовать на практикеи проанализировать результаты социально-педагогического блока программы.

Впроцессе исследования нами были использованы следующие методы: анализ научнойлитературы, беседа, наблюдение, изучение и обобщение опыта, тестированиедетско-родительских и межличностных отношений, статистические методы обработкиполученных данных.

Базойисследования выступил Центр социальной помощи семье и детям, реабилитационно-оздоровительногокомплекса «Большая Липовица».

     

I.  Теоретические аспекты процесса воспитаниядетей в неполных семьях

§1 Влияниестилей родительского отношения в неполной семье на формирование личностиребенка

22 стр., 10786 слов

Сравнительный анализ агрессивности у детей из полных и неполных семей

... подтверждении экспериментальной гипотезы будут свидетельствовать показатели большей агрессивности в группе детей из неполных семей. Опровергнут гипотезу факты равной агрессивности в группах, либо факты ... - полной или неполной. Предположительно, отношение будет таким: дети, воспитывающиеся в неполных семьях, являются более агрессивными, чем дети, развитие которых протекает в семьях, где есть оба ...

При рассмотрении процессавоспитания детей необходимо изучение стилей родительского отношения в неполныхсемьях. Какие же семьи можно отнести к этой категории? Неполная семья – это когдав семье есть лишь один родитель с одним или несколькими детьми. Причинами этогоможет быть смерть одного из супругов, или развод, который происходит в связи со злоупотреблением спиртныминапитками, бытовой неустроенностью супругов, супружеской неверностью, спроблемами распределения домашних обязанностей, с психологической несовместимостью.Но нередко неполная семья образуется и  врезультате внебрачного рождения ребёнка, а то и усыновление одинокой женщинойчужого ребёнка. Дети в этих семьях отличаются большой самостоятельностью,понятливостью и эмоциональностью.

Неполная семья можетотноситься к благополучным или неблагополучным семьям, семьям группы риска илиасоциальным семьям [14]. Дадим краткую характеристику каждой из названныхсемей. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практическине нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивныхспособностей, которые основываются на материальных, психологических и другихвнутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешнорешают задачу его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им хватаетоднократной помощи в рамках краткосрочной модели работы.

Неблагополучные семьи,имея низкий социальный статус в какой-либо сфере жизнедеятельности или внескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, ихадаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитанияребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Дляданного типа семьи необходима активная и обычная продолжительная поддержка состороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальныйпедагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническуюпомощь в рамках долговременных форм работы.

Семьи группы рискахарактеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющегоопределить их как благополучные, например неполные семьи малообеспеченные ит.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются сзадачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтомусоциальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием такой семьи, имеющимисяв ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированыдругими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложитьсвоевременную помощь.

Асоциальные семьи — те, скоторыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние некоторых изних нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведутаморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия неотвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, воспитанием детей,как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными,отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, таки со стороны других граждан того же социального слоя. Работа социальногопедагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительнымиорганами, а также органами опеки и попечительства.

Особое внимание необходимообратить на взаимоотношения между всеми членами неполной семьи в каждой из этихсемей, так как от этого зависит процесс формирования личности ребенка, в нейвоспитывающегося. Чтобы изучить возможные отношения между взрослыми и детьми внеполных семьях, необходимо знать существующие стили родительского отношения кдетям.

3 стр., 1117 слов

Консультация по проблеме воспитания в неполной семье

... типом личности и не контролирует свои эмоции. 8. Рекомендации родителям Родителям необходимо пересмотреть свое отношение к воспитанию ребенка, и научиться действовать согласованно при решении любого вопроса связанного ... между родителями могут возникать в присутствии ребенка, где отец всегда играет ведущую роль и не считается с мнением матери. 4. В данной семье присутствуют следующие стили воспитания ...

В данной работе под стилем семейного воспитания будем пониматьмногомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческийкомпоненты. В данном случае мы опираемся на определение А.Я. Варги, котораяописывает родительское отношение как «целостную систему разнообразныхчувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых вобщении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, егопоступков» [3, с. 64].

В рамках данной работы необходиморассмотреть существующие классификации стилей родительского отношения.Подробнее остановимся на классификации стилей предложенной Д. Боумридом [30]. Наоснове своих наблюдений Д. Боумрид выделяет три типа де­тей, характер которыхсоответствует определенным методам вос­питательной деятельности их родителей.

У авторитетныхродителей в неполных семьях инициативные, общительные, добрые дети. Каких жеродителей мы можем назвать авторитетными? Авторитетны те родители, которыелюбят и пони­мают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хоро­шо, ачто плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требу­ют от детейосмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам.Вместе с тем такие родители обыч­но проявляют твердость, сталкиваясь с детскимикапризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.

Дети таких родителей обычнолюбознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, ониответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение со­циальноприемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, уних лучше развиты чувство соб­ственного достоинства и самоконтроль, им легчеудается нала­дить хорошие отношения со сверстниками.

Авторитетные родители стараются неакцентировать свое внимание на сложившейся ситуации, в частности навозникновении неполной семьи. Они уверенны в своих силах, в своих возможностях.Подсознательно  родители  передают этот эмоциональный настрой детям. Темсамым, способствуют формированию у них чувства защищенности от жизненныхтрудностей.

Для авторитетных родителейсвойственна высокая степень вербального общения с детьми, включаемость детей вобсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегдаприйти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка. Ограниченияребенка существуют, но серьезные разногласия по поводу дисциплинарных меротсутствуют, так как ребенок четко понимает смысл ограничений. Ограничения родителеймогут быть постоянными и жесткими, но они признаются ребенком, как справедливыеи обоснованные. Родители стараются, чтобы дети развивали свои способности винтеллектуальной и эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают нанеобходимости и праве детей на самостоятельность. Если данный стиль отношенийсуществует в неполной семье, то эту семью можно считать благополучной.

Д. Боумрид подчеркивает, что у авторитарных родителей дети становятсяраздражительными, склонными к конфликтам [30, с. 46]. Авторитарные родителисчитают, что ребен­ку не следует предоставлять слишком много свободы и прав,что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. А на самом делеавторитета нет, есть боязнь. Не случайно эти родители в своей воспитательнойпрактике, стре­мясь выработать у ребенка дисциплинированность, как прави­ло, неоставляют ему возможность для выбора вариантов пове­дения, ограничивают его самостоятельность,лишают права воз­ражать старшим, даже если ребенок прав.

14 стр., 6602 слов

Влияние стилей воспитания родителей на развитие личностных особенностей ...

... воспитания: демократический и контролирующий. Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей ... и отсутствия непосредственности в общении с ребенком ее попытки часто безуспешны. Мать чаще доминирует, чем уступает. 3 тип. ...

Авторитарные родите­ли чаще всего несчитают нужным хоть как-то обосновывать свои требования. Жесткий контроль надповедением ребенка — основа их воспитания, которое идет дальше суровыхзапретов, выго­воров и нередко физических наказаний. Наиболее часто встреча­ющийсяспособ дисциплинарного воздействия — запугивание, угрозы. Такие родителиисключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между нимии детьми редко возникает чувство привязанности. Однако жесткий контроль редкодает положительный резуль­тат. У детей при таком воспитании формируется лишьмеханизм внешнего контроля, развивается чувство вины или страха перед наказаниеми, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Детиавторитарных родителей с трудом ус­танавливают контакты со сверстниками из-засвоей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Они по­дозрительны,угрюмы, тревожны и вследствие этого — несчаст­ны.

У детей, воспитывающихся в неполныхсемьях при авторитарных родителях, психологическое и эмоциональное состояние еще более усугубляется. Ребенокстрого подотчетен в выборе друзей, что негативным образом влияет на взаимоотношениясо сверстниками, это способствует появлению замкнутости, агрессивности,психологических проблем. Все действия ребенка подвергаются строжайшемуконтролю. Мать (отец) предпочитает оказывать большое влияние на детей, способнанастаивать на выполнении своих требований. Дети при этом становятсяагрессивны,  но в тоже время происходитсовершенное усвоение родительских стандартов и норм.

У снисходительныхродителей дети становятся импульсивными и агрессивными. Как правило, снисходительные родители не склонны конт­ролироватьсвоих детей, позволяя им поступать, как заблагорассу­дится, не требуя от нихответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, чтоим захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрес­сивноеповедение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего возникаютпроблемы с дисциплиной, нередко их пове­дение становится просто неуправляемым.Как в таких случаях по­ступают снисходительные родители? Обычно они приходят вот­чаяние и реагируют очень остро, грубо и резко высмеивают ре­бенка, а впорывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детейродительской любви, внимания и сочувствия [30].

В неполных семьях оставшийся родительпытается найти для себя оправдание, если не справляется с воспитанием ребенка. Мать(отец) не стремится исправить сложившуюся ситуацию, а все бросает на самотек. Известно,что «попустительство и вседозволенность со стороны матери приводит кразвитию неадекватных представлений о самом себе, об окружающем мире, способахконструктивного взаимодействия с другими людьми» [1, с. 28].    По мнению  А. Балинского, «чрезмерно снисходительноеотношение является причиной переходящей через край эмоциональности у детей»[16, с. 54].

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... «проблемой века», поскольку решение ее связано с вопросами общего развития и воспитания ребенка, со становлением его личности. Способность к творчеству - это то, что всегда ... личности дошкольника и недостаточной ориентацией на них в практике музыкального воспитания; - потенциальными возможностями детей в проявлении музыкально-творческих способностей и их реализацией; Обозначенные противоречия ...

Следующая классификация, которую мырассмотрим, было предложена Е.Т. Соколовой. Обобщив опыт своей работы впсихологической консультации [26], она выделила следующие стили отношений «мать– ребенок»: сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

Одним из выделяемых стилей является сотрудничество. При этом стиле отношений в общении матери и ребенка преобладаютподдерживающие высказывания над отклоняющими высказываниями. В общенииприсутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого).Мать побуждает ребенка к активности. Данный стиль отношений наиболееблагоприятный при воспитании детей в неполных семьях. Ведь ребенку необходимаподдержка, чувство защищенности, любовь, а мама единственный человек, которыйможет дать это в условиях неполной семьи.

В общении в таких семьях матери стараютсяустановить равенство позиций. Равенство позиций означает признание активнойроли ребенка в процессе его воспитания. Ребенок является активным субъектом самовоспитания.Мать может стать властителем души своего ребенка лишь в той мере, в какой ейудается пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях, собственномсовершенствовании. В свою очередь ребенок оказывает несомненное воспитывающеевоздействие на маму. Под влиянием общения с собственным ребенком, включаясь вразнообразные формы общения с ним, мама изменяется в своих психологическихкачествах, ее внутренний мир заметно трансформируется.

Другим стилем отношений «мать –ребенок» является изоляция. Приданном стиле воспитания в семье не принимается совместных решений. Ребенокизолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с матерью.Если в неполной семье сложился именно этот стиль отношений, то ребенку будеточень трудно справиться с возникающими у него проблемами. Ребенок будет растизамкнутым, скрытным, это может повлечь за собой возникновение проблем в общениисо сверстниками, в обучении и в процессе развития в целом. Матери следуетстроить общение с ребенком на желании познавать своеобразие его индивидуальности.Постоянное тактичное всматривание, чувствование эмоционального состояния,внутреннего мира ребенка,  происходящих внем изменений,  особенностей егодушевного строя – все это создает основу для глубокого взаимопонимания междуребенком и матерью в любом возрасте.

Следующим стилем отношений«мать-ребенок» является соперничество.При этом стиле воспитания партнеры по общению противостоят друг другу.Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотическойпривязанности. В таких неполных семьях возможны частые конфликты, непониманиедруг друга и как следствие эмоциональная холодность. И как не странно, такоеположение устраивает и ребенка и мать. С одной стороны у ребенка формируетсястремление к самостоятельности, к самоутверждению, а с другой стороны складываютсяне совсем благоприятные взаимоотношения с близкими людьми.

Последний стиль отношений, которыйбыл предложен Е.Т. Соколовой, является псевдосотрудничество.При данном стиле мать и ребенок проявляют эгоцентризм. Мотивация совместныхрешений не деловая, а игровая (эмоциональная).Взаимоотношенияв семьях с таким стилем воспитания со стороны, кажутся, без серьезных проблем,но это не совсем так. В характере ребенка формируется такая негативная черта,как эгоизм.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... и подростковой агрессии и стилями воспитания в семье. Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях: 1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в ... на начальной стадии, необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком. Чтобы работа с аутичным ребенком оказалась более эффективной, желательно начинать ее с ...

Таким образом, Е.Т. Соколова выделяетчетыре стиля родительского отношения «мать – ребенок». Положительноевлияние на развитие ребенка в неполной семье оказывает использования такогостиля воспитания, как сотрудничество. Данная классификация отношений относитсяк неполной семье, во главе которой стоит мама.

Из классификаций, сопоставляющихособенности форми­рования личности детей и стили семейного воспитания, наибо­лееинтересной, детализированной, на наш взгляд, представляется классифика­ция,предложенная А.Е. Личко [17, с. 23] и Э.Г. Эйдемиллером [34, с. 432] для подрост­ков.Авторы выделили [17, 31] следующие отклонения в стилях семейно­го воспитания:

Первым отклонением в стилях семейноговоспитания является гипопротекция.Характеризуется недостатком опеки и конт­роля. Ребенок остается без надзора, кнему проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая забро­шенностьи неухоженность. При скрытой гипопротекции конт­роль и забота носят формальныйхарактер, родители не включа­ются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка вжизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетвореннос­типотребности в любви и привязанности. Для того чтобы изменить сложившуюсяситуацию, необходимо искренно интересоваться всем, что происходит в жизниребенка, интересоваться его детскими, пусть самыми пустяковыми и наивнымипроблемами, испытывать желание помочь ребенку, понимать его, наблюдать за всемиизменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.

Вторым несоответствующим гармоничномуразвитию ребенка стилем воспитания является доминирующаягиперпротекция. Данный стиль воспитания проявляется в повышенном,обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения,слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности иответственности. Это приво­дит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности,неумению постоять за себя.

Родители при таком стиле воспитанияпостоянно прибывают в тревожных сомнениях, теряются всякий раз, каксталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка. Не знают, можно ли наказать, аесли наказали за проступок, тут же считают, что были не правы. Им кажется, чтоони не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственныедети. Часто подозревая детей в тех или иных вредных привычках, родителивысказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров,неблагоприятного влияния «улицы», выражают сомнение в психическом здоровьедетей. Известно, что излишняя тревожность не содействует успешному развитиюребенка.

Третьим неправильным стилемвоспитания А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделяют потворствующую гиперпротекцию. Так называют воспитание «кумирасемьи». Родители стремятся освободить ребенка от ма­лейших трудностей, потакаютего желаниям, чрезмерно обожа­ют и покровительствуют, восхищаются егоминимальными ус­пехами и требуют такого же восхищения от других. Результаттакого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерствупри недостаточном упорстве и опоре на свои силы. Данный стиль воспитания формируету ребенка ошибочные представления о жизни.

 Если семья является неполной, то мать стараетсякак можно чаще, баловать ребенка, что «препятствует развитию у ребенкасоциального интереса, или общественного чувства – способности интересоватьсядругими людьми и принимать участие в совместной деятельности» [1, с. 142].А.И. Захаров считал, что «баловство ребенка ведет к возникновению аномалийформирования личности в детском возрасте» [10, с. 165]. А.В Петровский писал:«Изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянствохарактера у детей» [23, с.  37].

В работах зарубежных авторов такжеможно найти подтверждение того, какую огромную роль играет родительскоеотношение в возникновении нарушений и отклонений в психическом развитииребенка. А.Адлер отмечает, что «изнеживающее воспитание способствует развитиючувства неполноценности и тенденции к доминированию, вплоть до тирании» [1,с. 138].

Четвертым стилем воспитания,отрицательно влияющим на формирование личности ребенка, является эмоциональное отвержение. При  данном стиле воспитания родители ребенкомтяготятся. Его потреб­ности игнорируются, иногда с ним жестоко обращаются. Роди­телисчитают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Час­то встречаетсяскрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальноеотношение к ребенку повы­шенной заботой и вниманием к нему. Этот стильвоспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ре­бенка. А.Адлер пришел к выводу, что «пренебрежение ребенком, также как и баловствопрепятствует развитию социального интереса  и ведет к нарушению в формировании личности»[1, с. 213]. Такого же мнения придерживался  и А.И. Захаров [10].

В неполных семьях особенно важно создатьу ребенка уверенность в том, что его любят и о нем заботятся, чего естественноне хватает при данном стиле воспитания. Многие матери считают, что ни в коемслучае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошознает, что его любят, то это приведет к избалованности, эгоизму, себялюбию.Нужно категорически отвергнуть это утверждение. «Эмоционально отвергаемые,пренебрегаемые матерями дети будут недооценивать собственные силы,преувеличивать трудности жизненных задач, у них могут быть трудности вмежличностных отношениях» [1, с. 247]. Б. Берельсон, Г. Стейнер, обобщаярезультаты многих исследователей, считают установленным, что «чем меньшеласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность,тем больше он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что вдальнейшем у него сформируется слабый характер» [34, с. 84].

Пятый стиль неправильноговоспитания наиболее опасен, это жестокиевзаимоотношения. Они могут проявляться открыто, когда на ребенке срываютзло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенкомстоит «стена» эмо­циональной холодности и враждебности. В неполныхсемьях такие взаимоотношения еще сильнее усугубляют психологическое иэмоциональное состояние ребенка. Чаще всего без помощи со стороны приразрешении данной ситуации не обойтись. Дети из таких семей часто убегают издома, бродяжничают, но мысли о возвращении домой у них не появляется. В редкихслучаях матери анализируют свое отношение к детям и пытаются его изменить.Стараются с особым вниманием относиться к тем оценкам, которые они высказываютв общении с детьми относительно личности ребенка и присущих ему качествхарактера. Почти всегда за жестоким обращением матерей к своим д