Тема № 19. Технологии социальной работы с семьей

1. Основные направления социальной работы

с молодыми семьями

 

К молодой семье следует относить семьи со стажем совместнойжизни до 3 лет, где оба супругасостоят в первом браке, при условии, что супруги не достигли 30-летнего возраста. При рассмотрении молодой семьи важно выделить функции,которые выполняетданный социальный институт и, прежде всего,социальныефункции. Большинство исследователей в качестве ведущей функции называют рождение и воспитание детей, затемследуют сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества,аккумулирование и реализация социально-воспитательного процесса.Современная молодая семья выполняет также следующие функции:

1) удовлетворениепотребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности;

2) созданиеусловий для развития личности всех членов семьи; удовлетворениесексуальных потребностей;

3) организация ведения домашнего хозяйства;

4) совместное проведение досуга; удовлетворение потребностей в отцовстве или материнстве;

5) социальный контроль; финансовое обеспечение и т.д.

Молодые семьи по своей структуре разделяются следующим образом:

по семейному стажу: молодожены (до 1 года совместной жизни);

– молодые семьи (1–2 года совместной жизни); молодые семьи (в среднем до пяти лет совместной жизни);

по количеству детей: бездетные, одно-двухдетные, многодетные;

по составу — неполные, простые (нуклеарные), сложные;

по географическому признаку — городская, сельская, отдаленная (семья, проживающая в труднодоступных районах и в районах Крайнего Севера);

по качеству отношений и атмосфере в молодой семье – благополучная, устойчивая, педагогически (психологически) слабая, нестабильная, дисфункциональная;

по особым условиям семейной жизни – студенческая;

– школьная;

– семья, ждущая ребенка; семья несовершеннолетних родителей;

– семья, где отец ребенка проходит срочную военную службу;

– семья одинокой матери;

– молодая семья беженцев и вынужденных переселенцев;

– молодая семья безработных; молодая семья, имеющая в своем составе инвалида, и др.;

по степени благополучия – маргинальные (крайне низкие доходы, высокий уровень потребления алкоголя или наркотиков, весьма плохие жилищные условия или их отсутствие), кризисные (находящиеся ниже черты бедности, имеющие серьезные проблемы в области супружеских отношений и физического выживания), благополучные (уровень жизни несколько выше среднего, все свои проблемы могут решать самостоятельно), процветающие (самостоятельно реализующие практически все свои потребности за счет платных услуг);

2 стр., 840 слов

Социально-психологический портрет современной российской семьи.Проблемы ...

... периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция. Так для молодой семьи в числе приоритетных - репродуктивная функция, для пожилой - функция ... следующие задачи: · Рассмотреть функции семьи; · Охарактеризовать социально-психологический портрет современной российской семьи. · Изучить и рассмотреть основные проблемы молодой семьи Семья в современном обществе является ...

по экономическому благосостоянию – бедные (находящиеся на уровне нищеты, душевой доход на уровне минимальной зарплаты или ниже), малообеспеченные (душевой доход – от уровня минимальной зарплаты до уровня прожиточного минимума), обеспеченные (душевой доход на уровне среднего по региону) и состоятельные (душевой доход значительно выше среднего по региону).

Таким образом, социально-демографические характеристики, присущие молодой семье, обусловливают ее особое положение по сравнению с другими типами семей. Специфика молодой семьи требует особого подхода к решению ее проблем и выделения молодой семьи в качестве особого объекта государственной молодежной и семейной политики, что, в свою очередь, должно найти отражение при осуществлении социальной работы с данной социальной группой.

В современной молодой семье сосредоточена совокупность социальных проблем, свойственных обществу. Предотвращение и ликвидация негативных явлений в семье возможны при условии организации системной целенаправленной социальной работы на основе модели, предусматривающей последовательность действий по отношению к семье и грамотное выполнение каждого из действий.

Экспериментально обоснованная модель деятельности специалиста, работающего с молодой семьей, включает следующие компоненты:

1) наличие у специалиста собственных представлений о поддержке молодой семьи как клиента и о представлениях клиента об этой поддержке, о формах ее оказания;

2) дифференциация молодых семей на типы;

3) разработка программы (соответственно типам молодых семей) социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;

4) вхождение семьей как системой в контакт с целью реализации программы социальных действий;

5) отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с молодой семьей и внесение необходимых изменений.

Сейчас молодая семья нуждается в помощи со стороны общества в результате дестабилизации политической и социально-экономической обстановки и снижения уровня жизни. В группу риска теперь входят не только неполные и многодетные, семьи одиноких и семьи несовершеннолетних родителей, семьи престарелых, инвалидов, но и молодые семьи (особенно студенческие).

Молодая семья не способна как социальный институт полноценно и качественно выполнять разнообразные функции. Очевидно, что существует острая потребность в оказании помощи молодой семье, и одной из форм такой помощи может и должна являться социальная работа.

Основное содержание социальной работы с семьей (в том числе и с молодой) можно представить как совокупность нескольких функций:

1) информационная функция (сбор сведений о различных типах семей на обслуживаемой территории, их проблемах и потребности в помощи, передача полученной информации заинтересованным инстанциям, ведомствам, способным оказать поддержку семье; определение характера запроса и реального положения дел в конкретной молодой семье; информирование семьи о ее праве на социальную помощь, формах и условиях ее получения, а также о тех социальных микроструктурах и специалистах, которые могут наиболее эффективно помочь в решении семейной проблемы);

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... – из супругов и детей – до вступления в брак последних. Нуклеарная семья т.е. молодая семья, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении ... старшим, научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким, воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я». На основе вышеизложенного ...

2) диспетчерская функция (направление молодой семьи или ее члена в нужную социальную микроструктуру или к требующемуся специалисту;

3) подготовка документов: составление документации, необходимой для работы с конкретной семьей по ее запросу, а также оказание помощи отдельным членам семьи в написании заявлений и других документов;

4) посредническая функция: осуществление связи между семьей и нужными микроструктурами (специалистами), налаживание контактов между ними, психологическое сопровождение переговоров. Надо подчеркнуть, что социальные службы призваны оказывать финансовую помощь семье, предлагать услуги по социальной защите, дневному уходу, ведению домашнего хозяйства, обучению семейной жизни, воспитанию детей, заниматься семейной терапией, разрешать конфликты, способствовать семье в самовыживании, что очень важно на начальном этапе жизни молодой семьи:

5) контроль (получение информации о предоставлении семье полагающейся помощи в полном объеме и об ее эффективности);

6) социальный сервис – выдача семье разного рода пособий (денег, продуктов, одежды, медикаментов, билетов, путевок и т.д.), содействие в оказании бытовых услуг на дому, выполнение разовых поручений.

В широком смысле социальную работу с молодыми семьями можно рассматривать как помощь семье со стороны социума, оказываемую как государством в целом, посредством законодательных и нормативных актов, обеспечивающих социальную защиту и адаптацию института семьи и отдельных групп населения, так и любыми государственными, общественными, религиозными, коммерческими организациями, а также частными лицами. Следовательно, социальный работник является основным проводником и исполнителем государственных мер поддержки и защиты молодой семьи.

2. Основные направления социальной работы

с неполными семьями

Неполными считаются семьи, в которых одинокий родитель проживает с ребенком несовершеннолетнего возраста и несет за него основную ответственность. Неполные семьи можно классифицировать по различным признакам:

– причинам, вследствие которых они образовались;

– полу родителя;

– структуре;

– наличию и мере участия второго родителя в воспитании детей;

– этапу жизненного цикла семьи.

Основные причины формирования неполной семьи:

1) внебрачное рождение ребенка;

2) развод;

3) смерть матери или отца.

Семья, которая образуется в результате рождения ребенка незамужней женщиной, в научной литературе называется «материнской» или «внебрачной». Вторая очень важная причина возникновения неполных семей – разводы. В этих случаях ребенок чаще всего остается жить с матерью, а отец оказывает ему материальную помощь в виде алиментов. Ребенок передается отцу очень редко – если только судом установлено, что мать является психически больной, страдает алкоголизмом или по другим каким-то веским причинам не может осуществлять уход за ребенком.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... преимущественно из двух поколений – из супругов и детей – до вступления в брак последних. Нуклеарная семья т.е. молодая семья, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в ... она еще не в состоянии самостоятельно ни содержать своего ребенка, ни воспитывать его. Такие семью создаются не только молодыми девушками, но и зрелыми женщинами, которые сознательно делают ...

Еще одной причиной формирования неполной семьи является смерть одного из родителей. Вдовство – чаще всего удел женщин. В последние годы в России смертность мужчин трудоспособного возраста растет, а значит, увеличивается и число неполных по этой причине семей. По закону после смерти одного из супругов имущество умершего наследуют в равных долях второй супруг, дети, родители. Несовершеннолетние дети умершего получают пенсию по утрате кормильца и ряд льгот. Причиной формирования неполных семей можно считать и фактическое «разделение» супругов по разным причинам (например, отбытия супругом наказания в тюрьме, его отъезд в другой город, страну на длительное время и т.д.).

Вне зависимости от причины их формирования неполные семьи можно классифицировать по этапу их жизненного цикла. Проблемы одиноких матерей, воспитывающих ребенка до 3 лет, существенно отличаются от проблем тех матерей, чьи дети находятся, например, в подростковом возрасте.

Несовершеннолетние или молодые одинокие матери, в отличие от женщин в более зрелом возрасте, вынуждены решать вопросы собственного обучения и профессионального обучения, зачастую не имеют элементарных знаний об уходе и воспитании детей, не имеют собственного жилья, испытывают дефицит материальных средств.

Безусловно, различаются уклады материнских и отцовских семей и проблемы в них. Чаще всего под одинокими рассматриваются материнские семьи, а отцовские остаются без должного внимания (из-за малочисленности и по той причине, что многие мужчины довольно быстро вступают в повторный брак).

Также остаются без особого внимания и случаи, когда ребенка одинокого родителя фактически постоянно воспитывают бабушка или дедушка.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям:

1) денежные выплаты семьям на детей и в связи с рождением,

содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии):

– пособие одинокой матери, имеющей ребенка до 6 лет;

– пособие по уходу за ребенком от 0 до 1,5 лет;

– пособие на содержание ребенка от 1,5 до 6 лет;

– ежеквартальные компенсационные выплаты на детей до 6 лет;

– пособие одинокому родителю, имеющему ребенка до 6 лет, если

– другой родитель уклоняется от уплаты алиментов;

– пособие одинокой матери на ребенка от 6 до 16 лет;

– пособие одиноким матерям (вдовам) из числа бывших воспитанников детских домов на ребенка до 16 (18) лет;

– пенсии на детей, потерявших одного из родителей, до 16 (18) лет;

2) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям с детьми:

– в решении жилищного вопроса (вне очереди);

– льготы по уходу за ребенком (при оплате содержания детей вдошкольных учреждениях; дети принимаются в детские сады иясли вне очереди;

– в интернатных учреждениях содержатся бесплатно);

– льготы по налогообложению (не облагается налогами часть зарплаты одинокого родителя в размере минимальной заработнойплаты в расчете на каждого ребенка);

– льготы по трудоустройству (при ликвидации предприятия обязательное трудоустройство увольняемых, в том числе и одиноких родителей);

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... детские дома, патронатные семьи, деревни SOS и др.). Воспитывая усыновленного ребенка, приемные семьи нередко сталкиваются с целым рядом проблем и нуждаются в квалифицированной помощи психологов (а ... иногда и психиатров) для диагностики и коррекции не только индивидуальных особенностей ребенка, но и внутрисемейных отношений, функционирования приемной семьи в ...

3) бесплатные натуральные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.). Исторически эта форма государственной помощи семье возникла еще в 20-е гг., в условиях дефицита товаров первой необходимости. Широко практиковались такие формы выплат, как бесплатные завтраки, бесплатные комплекты детских вещей, предметовухода за новорожденными, бесплатное питание для беременных,бесплатные лекарства для детей.Сегодня бесплатные натуральные выплаты устанавливаются засчет местных бюджетов, благотворительных фондов и гуманитарной помощи, за исключением бесплатного обеспечения специальными молочными продуктами детей 1–2-го года жизни и бесплатными лекарствами детей в возрасте до 3 лет, которые финансируются из федерального бюджета. Однако масштабы натуральныхвыплат лимитированы дефицитом бюджетов;

4) социальное обслуживание неполных семей. Основными видами социального обслуживания неполных семей являются:

– материальная помощь;

– социальный патронаж;

– социальное обслуживание в стационарах;

– предоставление временного приюта;

– организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания семей;

– консультативная помощь;

– реабилитационные услуги .

В настоящее время в Российской Федерации действуют несколько моделей социального обслуживания семьи и детей. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом: государственные социальные службы; смешанные службы; коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.

Преобладающая модель государственной службы – территориальные центры социальной помощи семье и детям, которые, в отличие от других учреждений социального обслуживания, имеют разнообразные направления деятельности, предоставляют широкий спектр социальных услуг, могут решать своими силами проблемы семьи, оказывать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни.

Перечислим государственные службы, которые помогают неполной семье в решении ее проблем:

1) территориальные органы социальной защиты населения – помогают в оформлении пенсий, пособий на детей, а также предоставляют информацию о льготах;

2) комитет по социальной защите при местном органе власти – с помощью инспектора по охране детства помогает разведенным родителям принять решение о характере участия в воспитании детей не живущего совместно с ними родителя, участвует в подготовке дел о лишении родительских прав и выходит с исками в суд, разрабатывает предложения о том, с кем необходимо оставить ребенка при оформлении развода;

3) суд – рассматривает дела об установлении отцовства, о лишении родительских прав, разводе, передаче ребенка на воспитание одному из родителей, разделе имущества; оказывает помощь по взысканию алиментов с отца (матери) ребенка;

4) территориальные правоохранительные органы – готовят документы о лишении родительских прав, выявляют и работают с семьями, которым присущи отклонения от правовых норм, насилие над детьми и т.д.;

5) службы занятости – пытаются найти для одиноких родителей подходящее место работы, в том числе с особым графиком;

11 стр., 5443 слов

Слабовидящие дети как объект социальной работы

... слепота и слабовидение на развитие личности не оказывают, если ребенку своевременно оказывается коррекционно-компенсаторная помощь. В противовес Л.С. Выготскому, немецкий тифлопедагог и психолог Карл ... являются психологические факторы, такие как, недостаточность внимания, переутомление из-за длительной зрительной работы, потеря интереса к заглядыванию и другое. Рассмотреть участие всех этих ...

6) службы нянь, различные формы кооперации одиноких матерей по уходу за детьми;

7) службы психологической помощи населению – предоставляют консультационные и психотерапевтические услуги одиноким родителям в решении их личностных и педагогических проблем.

Большую помощь неполным семьям может оказать организация различных форм работы со школьниками по месту жительства, включая территориальные центры досуга для подростков (они могут работать для определенных граждан на льготных условиях); существуют и службы временного пребывания.

3. Основные направления социальной работы

с многодетными семьями

Сегодня семья с 5 детьми и более считается «сверхмногодетной», и если многодетность воспринимается общественным сознанием как явление, близкое к норме, то «сверхмногодетность» оценивается в большинстве случаев отрицательно или нейтрально. При исследовании характеристик, присущих многодетной семье, необходимо назвать основные типы этих семей:

– семьи, в которых родители любят детей и хотели бы их иметь. Для таких семей дети являются самостоятельной и первоочередной ценностью. Родители делают все от них зависящее, чтобы их детям жилось хорошо;

– семьи, в которых родители не стремились иметь нескольких детей. Рождение третьего и последующих детей может быть следствием отсутствия планирования семьи, рождения двойни или тройни, невозможности прервать беременность по медицинским показателям;

– семьи, образовавшиеся в результате слияния двух неполных семей с детьми. Для большинства таких семей адаптация к «вынужденной» многодетности – трудный и длительный процесс, но затем, как правило, семья стабилизируется;

– семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. В таких семьях рождение еще одного ребенка обусловливается либо желанием получить право на разного рода пособия, льготы и блага, либо психологическим самоутверждением в случае повторного или неудачного брака. При этом после рождения ребенка такие родители считают свою миссию выполненной и не задумываются о том, что его надо вырастить и воспитать. Этот тип семьи является источником множества отклонений, что способствует формированию негативного общественного мнения, оценивающего семью с несколькими детьми как отрицательное явление.

Многодетные семьи можно типологизировать и по признаку их социальной активности:

1) первый тип – супруги, обладающие следующими характеристиками: молодые неопытные родители, социально не адаптированные, нервные, не имеющие поддержки со стороны своих родителей, либо, наоборот, избалованные, безответственные;

2) второй тип – семьи работящие, имеющие крепкую материальную базу, спаянные, но избегающие внешних контактов. Проявляют общественную активность только в случае сильной материальной, деловой заинтересованности;

3) третий тип – социально очень активные семьи, зачинщики социальных инициатив. Являются ходатаями для многих семей в различных инстанциях, охотно делятся как социальным, так и педагогическим опытом.

Таким образом многодетная семья далеко не однородна. В силу взаимодействия, спаянности, многообразия контактов между ее членами такая семья становится более самостоятельной, автономной ячейкой общества. Однако, как и всем другим типам семей, многодетным семьям присущи проблемы.

7 стр., 3254 слов

Социальное обеспечение безработных граждан. Психолого — ...

.3 Методы и формы социальной работы с безработными………….4 Психологическая помощь безработным……………………………15 Виды, направления, формы и методы социально-психологической поддержки безработных………………………………………………16 ... эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи со­зданы службы занятости, осуществляющие комплексное регу­лирование вопросов трудовой сферы. ...

Каждая многодетная семья, независимо от степени ее благополучия, нуждается в помощи и внимании со стороны государства и общества. Перечислим различные учреждения и службы, оказывающие практическую помощь многодетным семьям.

Учреждения здравоохранения оказывают практическую помощь не реже, чем местные социальные службы. Именно в многодетных семьях возникает потребность в семейном докторе, особенно терапевте и психологе, так как именно они могут предотвратить многие болезни, а также связанные с ними проблемы детей и родителей.

Практическую помощь многодетной семье оказывают и различные детские и юношеские организации, которые организуют досуг и отдых детей из многодетных семей.

Центры занятости населения так же содействуют многодетным семьям, в первую очередь принимая меры по трудоустройству многодетных родителей и предоставляя их детям возможность работать по нескольку часов в период учебы или во время летних каникул.

Но основную роль, конечно, играют местные социальные службы, поскольку именно они способны войти в контакт с каждой семьей и каждым отдельным ее членом и получить достоверную информацию об их нуждах и потребностях. Принимая во внимание многогранность и сложность проблем многодетной семьи, социальная работа с такой семьей ведется по нескольким направлениям:

Первое: привлечение различных организаций и служб (социальных, правоохранительных, юридических, здравоохранения, образования), а также местных органов власти и общественных организаций, которые способны помочь многодетной семье. Эта помощь осуществляется только на основе знания нужд и потребностей семьи. При этом социальный работник действует в тесной связи и с другими службами, занимающимися помощью многодетным семьям, включая благотворительные организации и фонды.

Второе: непосредственная помощь социального работника многодетной семье. Практическая деятельность социального работника включает в себя следующие виды работ:

1) выявление и учет многодетных семей, включая составление характеристики семьи в социальном, экономическом, психологическом и других аспектах: количество членов семьи, их пол, возраст; материальное положение семьи; жилищные условия; взаимоотношения в семье; состояние здоровья; уровень образования; наличие асоциального поведения у членов семьи; круг интересов семьи;

2) определение с помощью различных источников (в том числе самой семьи) основных проблем и трудностей семьи;

3) установление основных направлений оказания помощи в зависимости от нужд и потребностей семьи в целом и каждого ее члена. Эти направления соответствуют главным образом проблемам многодетной семьи (доходы, питание, здоровье, образование и воспитание, взаимоотношения, жилищные условия, отношения с социальной микросредой, защита прав многодетной семьи, проведение досуга);

4) осуществление конкретной деятельности по оказанию семье различных видов помощи: непосредственная помощь семье в получении различных пособий и льгот, т.е. предоставление информации о пособиях и социальных льготах, действующих для многодетных семей, и порядке их получения; помощь семье в обеспечении и повышении ее экономической самостоятельности, например, помощь в получении кредитов членами многодетной семьи, решившими организовать или уже создавшими семейное промышленное или торговое предприятие; помощь родителям в выполнении и осуществлении ими воспитательных функций.

5 стр., 2113 слов

Ребенок с синдромом Дауна в семье.Психолого- педагогический портрет ...

... ОПФР. 3. Выявить особенности воспитания в семье детей с синдромом Дауна. 4. Описать основные формы работы с родителями, которые имеют детей с синдромом Дауна. Методы исследования: библиографический ... теории и практике. Объект исследования: семья, воспитывающая ребенка с синдромом Дауна. Предмет исследования: процесс воспитания детей с синдромом Дауна в семье. Цель: выявить особенности развития и ...

Пример родителей является эффективным средством воздействия, дети подражают им во всем, часто даже бессознательно. Поэтому очень важно помочь родителям стать настоящими воспитателями, ответственными за ребенка, оказать им помощь в решении конкретных ситуаций. Социальный работник может помочь родителям в воспитании детей, организовав для них соответствующие курсы, лекции и практическое обучение; психологическая помощь родителям и детям с точки зрения адаптации к различного рода конфликтным ситуациям, возникающим в семье, сложностям постоянного пребывания «на публике»; помощь детям из многодетных семей. Особенное внимание обращается на предупреждение различных форм насилия и издевательства над детьми. В этих случаях социальный работник обращается за помощью к правоохранительным органам и службам психического здоровья.

Социальный работник ведет учет указанных семей, используя различные источники информации (школа, соседи, друзья и т.д.).

Особое внимание уделяется социальной работе с асоциальными многодетными семьями, доля которых составляет 12–17% (семьи с одним или несколькими факторами риска).

Здесь выполняется следующая социальная работа:

1) выявление асоциальных семей;

2) установление контакта с органами внутренних дел для решения вопроса принудительного лечения лиц, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, токсическими веществами, для принятия по отношению к ним мер воздействия;

3) устройство детей в случае необходимости (при асоциальном поведении родителей) в дома ребенка, детские дома, интернаты;

4) наблюдение за здоровьем членов многодетной семьи; помощь в устройстве детей-инвалидов в специализированные дома и школы, приобретении для них необходимых технических средств;

5) периодическая проверка предоставления многодетным семьям различных установленных видов помощи (своевременного получения пособий, выделения натуральной помощи и др.), проверка полноты объема этой помощи и ее эффективности, контроль за соблюдением при этом законных прав клиентов.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная работа с многодетными семьями осуществляется различными учреждениями и службами. При этом главную роль здесь играет все же социальный работник, который выполняет основную работу по оказанию семьям различных видов помощи и услуг. Данная работа включает в себя весь спектр услуг, необходимых для поддержания жизнеспособности таких семей, и ведется по нескольким направлениям – от привлечения различных организаций и учреждений, способных помочь семье, до конкретной, личной помощи социального работника.

4. Основные направления социальной работы с неблагополучными семьями

Педагогически несостоятельная семья не оказывает на детей непосредственно десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентаций у детей в этих семьях происходит потому, что за счет педагогических ошибок, нездоровой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, которая по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль.

11 стр., 5101 слов

Социологический анализ семьи, воспитывающей ребенка-инвалида

... с одним ребенком; • с двумя детьми; • с тремя и более детьми (многодетные семьи). Как было установлено, наиболее популярной оказалась вторая категория семейной системы. Количество семей с двумя детьми было ... социализирующих практик в отношении ребенка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Интересным является то, что не имеет постоянного места работы практически каждый десятый ...

Педагогически несостоятельные, конфликтные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказывающих негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо, как правило, длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений и с детьми, и с родителями.

Принципы работы с неблагополучными семьями:

1) неиспользование обвинений и упреков, пусть даже вполне заслуженных; вместо этого – социальная защита, создание уверенности в возможности выхода из кризиса;

2) индивидуальный подход: решение конкретных проблем конкретной семьи и ребенка в реальных жизненных условиях и местах их пребывания;

3) постоянный контакт с семьей;

4) доверительные отношения между социальным работником и всеми членами неблагополучной семьи;

5) построение отношений с семьей на деловой основе с применением таких методов, как контракт, план;

6) уважение норм и ценностей членов семьи;

7) ориентация на развитие, основываясь на позитивном потенциале семьи, ее способности к самопомощи;

8) использование широкого спектра методов и подходов в работе специалистов.

Этапы работы с неблагополучной семьей:

– знакомство;

– вхождение в семью;

– изучение семьи;

– анализ полученной информации;

– коррекция, восстановление отношений внутри семьи;

– выход из семьи.

Целью работы с родителями являются профилактика и коррекция дисгармоничных семейных отношений, а также устранение недостатков семейного воспитания.

Задачи работы с родителями:

1) осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармоничных отношений и нарушений в семейном воспитании: разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей; ознакомление родителей с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут привести к негативным отклонениям в поведении детей. Работа может осуществляться как на федеральном, региональном уровнях, так и на уровнях отдельных общеобразовательных учреждений. Формами такой работы могут быть лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов и т.д.;

2) осуществление диагностической работы с родителями с целью диагностики типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и своей семье. Результаты не только дают информацию о возможных отклонениях в системе семейного воспитания, но и позволяют выявить область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс еще не наступил, но уже имеются негативные тенденции. Работа может проводиться групповым или индивидуальным методом, при помощи тест-опросников;

3) осуществление коррекционной работы с семьей с целью восстановления нормальных взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании. Формы проведения коррекционной работы весьма разнообразны: групповая семейная психотерапия, индивидуальная психотерапевтическая работа с отдельной семьей или отдельным ее членом, совместная групповая психотерапия детей и родителей.

Таким образом, работа специалистов по социальной работе с семьей с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей должна быть ориентирована на реализацию комплекса мер по раннему выявлению и профилактике семейного неблагополучия, конфликтности и включать в себя деятельность по коррекции сложившейся семейной ситуации, созданию условий социальной реабилитации кризисных семей.