Г л а в а 2.Технологии социальной работы с дезадаптированными подростками

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Значимость проблемы социальной дезадаптации, обусловлена современной ситуацией в обществе. Социальную ситуацию, сложившуюся в нашей стране, можно охарактеризовать как критическую. С каждым годом, согласно данным статистики, увеличивается количество детей оставшихся без попечения родителей, педагогически запущенных детей, новорожденных с различными патологиями. Проблемы общества непосредственно отражаются на семье и детях, их здоровье и развитии. В первое десятилетие XXI века в России около 10% из общего числа детей, имеют различные отклонения в развитии. Практически все дети в возрасте 0 – 14 лет, имеют какое-либо заболевание. По данным официальной статистики за 2012 год в России 800 тыс. детей-сирот, более 80 % которых составляют социальные сироты [8].За последнее десятилетие мы переживаем не только значительный рост алкоголизма, но и наркомании. В России количество подростков-наркоманов возросло в 18 раз, детей-наркоманов в 24,3 раза [12]. Наблюдается резкая тенденция к увеличению числа таких подростков и детей.

Социальнаядезадаптация — это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды [2]. Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка таких как: бродяжничество, ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания, противоправные действия, суицидальные наклонности и нарушения морали. Одной из причин социальной дезадаптации является объективно ограниченный объём умственных задатков и интеллектуальных предпосылок ребёнка. Соответственно, социальнаядезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, а также социальных установок.

К увеличению числа детей с отклонениями в развитии и дезадаптированных подростков приводит пристрастие к вредным привычкам. К 8-му классу количество подростков регулярно принимающих алкоголь возрастает: 39% подростков 8-11-х классов употребляют алкоголь еженедельно, 11%подростков входят в группу риска по развитию алкоголизма. К 11 классу пристрастие подростков к алкоголю увеличивается: 45% принимают алкоголь один раз в месяц, 20,8% – раз в две недели, 29% – принимают алкоголь не менее одного раза в неделю. Частое употребление алкоголя в больших количествах пагубно отражается, как на здоровье подростков, так и на их развитии [6].

Ситуация по самоубийствам среди подростков остается в нашей стране одной из самых напряженных. Согласно данным Научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского, по числу случаев суицида среди молодых людей Россия входит в пятерку лидеров. Сегодня на 100 тыс. молодых людей в возрасте 15-19 лет приходится почти 20 случаев суицида, что превышает мировой показатель в 2,7 раза. Об этом в мае 2011 года заявил П.А. Астахов, Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка

6 стр., 2660 слов

Психологическая реабилитация подростков, находящихся в местах ...

... социальной изоляции должны выполнять по отношению к несовершеннолетним воспитательную функцию не только в виде наказания, но и в виде перевоспитания, способствующего развитию у подростка ... воспитательное средство в отношении детей через запрет играть с другими детьми, выходить из дома, посещать ... В настоящее время в России становится очевидными неблагоприятные социальные тенденции, связанные с кризисным ...

[4].

Социальная работа с подростками, имеющими склонность к употреблению наркотиков включает в себя: распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами, формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, формирование здорового образа жизни, целевая работа с подростками группы риска, занятия направленные на развитие навыков социальной адаптации, работа с семьями подростков. При работе с дезадаптированными подростками специалисты применяют различные технологии и методики социальной работы, которые каждый автор трактует и классифицирует по-своему.

Степень разработанности проблемы в литературе. И.Г.Зайнышев при рассмотрении аспектов технологии социальной работы особое внимание уделяет описанию технологического процесса и его этапам. Л.П.Кузнецова раскрывает сущность технологии социальной работы как социального феномена, представляет социальную работу как часть социальных технологий, подробно анализирует сущность основных универсальных и частных технологий социальной работы. Г.Ф. Нестерова и И.В. Астер описывают применение конкретных технологий социальной работы с подростками. Е.И. Холостова(1) определяет сущность и специфику технологий социальной работы, приводит свою классификацию технологий социальной работы, описывает общие технологии социальной работы.

А.А.Чернецкая определяет сущность, принципы и основные понятия социальной технологии, выявляет свойства и особенности социальных технологий и рассматривает базовые социальные технологии.

М.В. Шакурова выявляет типы дезадаптивного поведения, а также на примере объясняет технологию социальной работы с курящими подростками.

Проблемы дезадаптированных подростков исследуют, а также ищут пути их решения, не только учёные, занимающиеся социальной рабо-той, но и психологи. С.А.Беличева рассматривает различные психотерапевтические техники и психосоциальные технологии, помогающие поставить диагноз, и скорректировать поведение подростка для более успешной его социализации. А.Б.Петрова определяет основные направления психологической коррекции и профилактики агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением и особенности организации групповой, тренинговой работы с дезадаптированными подростками.

Вместе с тем, проблема технологий социальной работы с дезадап-тированными подростками недостаточно полно раскрыта. Исходя из вышесказанного, мы выбрали темой нашего исследования «Технологии социальной работы с дезадаптированными подростками».

3 стр., 1421 слов

сущность социальной работы с подростками девиантного поведения.

... и технологии социальной работы с лицами девиантного поведения; 5. Анализ работы образовательного учреждения по проблеме девиантного поведения подростков. Объектом исследования выступает девиация в подростковом возрасте. Предметом – содержание и технология работы социального педагога ...

Цель: выявить эффективные технологии

социальной работы с дезадаптированными подростками.

Объект исследования: социальная работа с подростками.

Предмет исследования: Технологии социальной работы с дез-адaптированными подростками.

Методы исследования: изучение научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования, анализ, абстрагирование, обобщение, сравнение, синтез,case-study, наблюдение, анкетирование, методы арт-терапии, изучение и обобщение опыта.

Задачи исследования:

1) Охарактеризовать и проанализировать основные технологии социальной работы с дезадaптированными подростками в России.

2) Провести опытно-исследовательскую работу по изучению случая на базе ГУСОНТО СРЦН города Тулы.

База исследования: Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Тулы (ГУСОНТО СРЦН города Тулы)

2.1. Технологии социальной работы с дезадаптированными подростками в России

Наиболее целесообразно будет рассмотреть технологии социальной работы, освещённые у отечественных авторов, которые знают специфику формирования культуры, менталитета, социально-экономической ситуации в стране, а также её исторического развития. Сначала рассмотрим определения понятия технология социальной работы различных авторов и классификации технологии социальной работы.

Технология социальной работы представляет собой одну из отраслей социальных технологий. Социальные технологии как понятие, шире понятия технология социальной работы, поэтому сначала рас-смотрим понятие социальные технологии, а затем понятие технологии социальной работы в соответствии с мнениями различных авторов.

И.Г. Зайнышев определяет социальные технологии как систему знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также практику алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов [18].

В.И.Курбатов считает, что социальные технологии — это совокуп-ность способов профессионального воздействия на социальный объект с целью его улучшения, обеспечения оптимизации функционирования при возможном тиражировании данной системы воздействия [15].

С точки зрения П.Д Павленка, социальные технологии — это совокупность приёмов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения [9].

Данные авторы, давая определения понятию социальные технологии, единогласно отмечают целостность и взаимосвязанность социальных технологий между собой. Безусловно, каждый автор давая определение данному понятию, выражает свои собственные взгляды на технологию социальной работы. Так В.И. Курбатов особое внимание обращает на объект воздействия, оптимизацию его функционирования и улучшения. П.Д. Павленок больше акцентирует внимание на субъекте воздействия. Оба автора дают конкретное определение, а И.Г Зайнышев напротив даёт обобщённое определение, ключевыми понятиями, которого мы считаем регуляцию и преобразование социальных отношений. На наш взгляд, И.Г Зайнышев даёт наиболее объективное, точное и ёмкое определение.

4 стр., 1641 слов

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках ...

... и недостаточной разработанностью педагогических условий развития творческих способностей на уроках технологии при работе с природным материалом. Выявленное пр?отивор?ечие и актуальность позволили определить пр?облему ... которое в настоящее время нуждается в инициативных людях, имеющих активную социальную позицию, обладающих творческим мышлением, самостоятельным, гибким и нестереотипным. В этом ...

Технология социальной работы — это одна из отраслей социаль-ных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

[18].

Л. П. Кузнецова формулирует следующее определение: технология социальной работы — это система оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [5].

Г.Ф. Нестерова, И.В. Астер. рассматривают технологии социальной работы, как процесс управления действиями людей с применением специальной методики [7].

Технология социальной работы — это совокупность и последова-тельность процедур, операций, средств, приёмов решения социальных проблем определённого типа и класса, осуществляемых на основе единой теоретической концепции, стратегии и тактики их применения [17].

М.В.Фирсов даёт определение технологии социальной работы, как в широком,так и в узком смысле. Технология социальной работы в широком смысле — это совокупность взаимосвязанных процедур и cпособов профессионального воздействия на социальный объект с целью его улучшения, обеспечения оптимизации функционирования при возможном тиражировании данной системы воздействия. Технология социальной работы в узком смысле — это совокупность способов профессионального воздействия на социальный объект, позволяющих более эффективно и своевременно оказывать помощь нуждающимся категориям населения при возможном повторении этой процедуры воздействия [19].

Мы считаем, что М.В.Фирсов даёт наиболее ёмкое и точное определение технологии социальной работы, разграничивая употребление данного понятия в широком и узком смысле.

А теперь рассмотрим различные классификации социальных технологий и технологий социальной работы.

Так, В.И.Жуков классифицирует социальные технологии по различным критериям. По типу социального процесса выделяет экономические, экологические, социальные, политические, культурологические, духовно-идеологические, информационные, управленческие социальные технологии. По масштабам объекта технологизации: глобальные, континентальные, национальные. По воздействию на структуру общества: технологии обновления общественной системы, технологии трансформации подсистем общества, технологии трудовой ассоциации, технологии человеческого капитала. По степени новизны: инновационные, традиционные и ретро (рутинные) технологии. По типу выполняемой функции: по-знавательные, диагностические, информационные, обучающие, игровые, управленческие, деятельностные, технологии противоборства, миротворческие технологии. По характеру воздействия: формирующие, стимулирующие, сдерживающие, деструктивные технологии. По степени жёсткости: жёсткие, адаптивные и развивающие технологии. По типу целевой ориентации: стратегические, тактические и оперативные.

5 стр., 2044 слов

Опытно-педагогическая работа по умственному развитию детей в ...

... 2004 г.); ? на научной студенческой конференции на факультете психологии, педагогики и социальной работы (22 марта 2005 г.) на тему: «Умственное развитие дошкольников в ... педагогической технологии. Гипотеза Если систематически и целенаправленно формировать у детей элементарно-научные знания об объектах растительного мира (деревья, кустарники, цветы), используя эффективные формы, методы, приемы ...

Л.П.Кузнецова выделяет следующие 2 типологии технологийсоциальной работы: универсальные и частные. К универсальным технологиям социальной работы относятся социальная диагностика, социальная терапия, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная адаптация, социальное консультирование, а к частным (социальная работа с бедными и малоимущими, социальная работа с мигрантами,социальная работа с инвалидами, социальная работа с пожилыми людьми, социальная работа с детьми )[5].

П.Д. Павленок по масштабности выделяет глобальные социальные технологии, направленные на решение общечеловеческих проблем, и региональные социальные технологии, направленные на изучение и реализацию закономерностей территориальной организации социальной жизни и планомерное её изменение. По новизне: инновационные социальные технологии, представляющие собой такие методы и приёмы инновационной деятельности, которые направлены на осуществление нововведений в обществе, и рутинные, характеризующиеся малой наукоёмкостью и не стимулирующие социальный объект, социальную систему развитию [9].

Г.Ф. Нестерова и И.В.Астер классифицируют технологии социаль-ной работы по оперативным целям и задачам : социальная профилактика, социальная абилитация , социальная реабилитация, социальное консультирование , социальная диспансеризация, сопровождение и патронаж.По различным сферам жизнедеятельности общества : в системе образования, системе здравоохранения, организациях, исправительных учреждениях. В зависимости от категорий объектов выделяют технологии социальной работы с семьями, дезадаптированными детьми и подростками, зависимыми людьми, пожилыми людьми, инвалидами, безработными, бездомными, мигрантами и беженцами [7].

Рассмотрим технологии социальной работы с дезадаптированными подростками. Г.Ф. Нестерова и И.В Астэр представляют следующие методики социальной работы с подростками:

1 Психолого-социальная коррекция в форме групповых бесед на основные темы бытия и взаимоотношений, волнующие подростков.

2 Арт-терапевтические методы

а)Проективный рисунок

б)Песочная терапия

в)Телесно-ориентированная терапия

г) Музыкотерапия

д) Когнитивная терапия

е) Психодрама

ж) Игротерапия

з)Гештальт-терапия

Проективный рисунок — это один из видов арт-терапевтических методов, помогающий детям избавиться от своих страхов и тревог.

Песочная терапия — форма психологической поддержки и помощи для детей в терапевтических и развивающих целях.

Телесно-ориентированная психотерапия, или как ее часто называют — телесно-фокусированная (соматическая) терапия, является сравнительно молодым и перспективным направлением современной психологии. Она ориентирована на осознание и «освобождение» тела, познание его биологических и социально обусловленных реакций, возврат к собственному телу и открытие в себе первичных импульсов, работу через изменения тела с состояниями сознания, достижение целостности в реагировании и проживании настоящего момента [16].

3 стр., 1130 слов

Экономические, административные, социально-психологические, финансовые ...

... экономические, обусловленные экономическими стимулами, -социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. Экономические методы управления Экономическим методам управления отводится централь­ное ... с их логической (технологической) последовательностью. Для выполнения контрольной работы использованы труды как отечественных так и зарубежных экономистов, таких ...

Музыкотерапия- это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства [3].

Когнитивная терапия — стройная система процедур, направленных на исследование и модификацию «личной парадигмы» пациента [1].

Психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором ис-пользуется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми[16].

Игротерапия- это метод коррекции эмоциональных и поведенческих рас-стройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра.

Гештальттерапия — направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз, Пол Гудман, Лаура Перлз [11].

3 Методы развития социальных контактов в Т-группах по выработке навыков общения. Т-группы — это общности людей, объединённые общими проблемами и созданные с целью решения этих проблем и представляющие собой закрытые восстановительные группы с неизменным составом.

4 Программы формирования базисныхкопинг-стратегий. Базисные копинг-стратегии — это системы обучения здоровому жизненному стилю, формирующие умения и навыки преодолевать жизненные трудности , справляться со стрессом без употребления алкоголя и наркотиков , находить позитивные решения проблемных ситуаций.

5 Психологические тренинги для подростков

Главная задача реализации этих методов это помощь подросткам в их социализации, посредством коррекции психического развития и формирования необходимых социальных навыков. Психолого-социальная коррекция в форме групповых бесед на основные темы бытия и взаимоотношений, волнующие подростков, помогает решить многие важные проблемы. Для подростков с разными проблемами подходят различные методы и технологии социальной работы. Коррекционные методы абилитации применяются, когда нарушения в поведении детей связаны с задержкой психического развития вследствие патологии центральной нервной системы. У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается задержка психического развития социального происхождения. В этом случае применяют аналогичные развивающие программы и программы развивающих занятий с имитацией семейных отношений и семейных ролей путём моделирования ситуаций, а также методы развития социальных контактов в Т-группах по выработке навыков общения. Т-группа имеет иерархические взаимодействия и развивающую структуру, благодаря чему помогает сформировать социальные качества личности. Также групповые занятия в закрытых восстановительных Т-группах применяются при работе с детьми,повергшимися насилию, под влиянием которого у них появляются посттравматические стрессовые расстройства как ответные реакции на травмирующие события.

6 стр., 2661 слов

Социально-педагогическая реабилитация как технология социальной ...

... СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ 1.1 Анализ понятий «технологии социальной работы», «социально-педагогическая реабилитация» в научной литературе Для рассмотрения теоретических основ социально-педагогической реабилитации как технологии социальной работы с несовершеннолетними необходимо рассмотреть сущность понятий «технологии социальной работы», «социально ...

Также для решения проблемных ситуаций, преодоления страха у детей и подростков применяют методы арт-терапии. Проективный характер имеют методы психодрамы и игротерапии, основанные на самовыражении ребёнка и адекватном разрешении им проблемных ситуаций. Песочную терапию, кукольный театр с сюжетно-ролевыми играми применяют для коррекции страхов. Телесно-ориентированную терапию используют для профилактики агрессии у детей. Когнитивную терапию используют при работе с детьми, имеющими посттравматические стрессовые расстройства. Данный метод проводится индивидуально с ребёнком, только переживания за ребёнком записывает специалист, реализующий данный метод. С подростками, имеющими отклонения в поведении, вызванные социальными факторами, проводят групповые беседы на темы бытия и взаимоотношений. У подростков, имеющих стойкие отклонения в поведении, как правило, сформированы чёткие поведенческие стереотипы, подкреплённые системой искажённых представлений о взаимоотношениях между людьми. Для помощи таким подросткам лучше использовать психолого-социальную коррекцию. Для самовыражения подростков применяют метод групповой гештальт-терапии.

В работе с подростками из неблагополучных семей используют программы формирования базисных копинг-стратегий [7].

Существуют масса различных технологий социальной работы с дезадаптированными детьми, представленные у разных авторов. Мы считаем, что среди крупнейших российских исследователей в области социальной работы можно выделить Е. И. Холостову, проанализировавшую особенности социальной работы с различными категориями населения. На наш взгляд, её анализ работы с дезадаптированными подростками наиболее полно отражает тему нашего исследования. По проблеме социальной работы с дезадаптированными подростками она разработала систему работы по профилактике социальной дезадаптации несовершеннолетних, включающую в себя 4 уровня. На первом уровне происходит выявление дезадаптированных детей и их семей до их попадания в социальные учреждения. На втором уровне осуществляется работа с неблагополучными семьями, имеющими детей, и детьми группы риска непосредственно в учреждениях образования, социальной защиты и здравоохранения. На третьем уровне предполагается создание новых типов учреждений для работы с детьми и родителями. Четвёртый уровень предусматривает создание новых форм “замещения’’ кровной семьи: приёмные семьи, патронат, детские дома семейного типа, семейно-воспитательные группы. На каждом из перечисленных уровней применяются свои технологии социальной работы. На первом уровне наиболее приемлема технология превентивного патронажа, предполагающая раннее выявление семейных проблем. Главный принцип которым руководствуются специалисты по социальной работе при работе с такими семьями принцип опережения. Для выявления семей группы риска проводится социальное диагностирование, паспортизация всех семей на участке, координируется работа учреждений системы про-филактики на данной территории, которая направлена на объединение усилий психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе и медиков. Появляется реальная возможность организации целенаправленной и планомерной работы с семьями по предотвращению семейного неблагополучия, деградации семьи, реализуемой на втором уровне. Для работы с семьями групп риска специалисты, занятые в профилактике, организуют и координируют взаимодействия разных ведомств. Но прежде всего определённой системы, комплексного подхода в организации жизни и деятельности детей и подростков, их реабилитации, а также реабилитации их семей, в которой большое значение отводится социальному патронату. На четвёртом уровне специалисты реализуют технологию реабилитации кровной семьи. Вмешательство социальной службы в хронически кризисную ситуацию неблагополучной семьи наиболее эффективно и целесообразно в момент её обострения, всплеска. Основная задача специалиста на этапе кризисного вмешательства — постепенный перевод иждивенческих состояний в ранг полноценной потребности человека. Действенность вмешательства зависит от доверия членов семьи к специалистам и от осознания ими факта, что с помощью социальной службы они смогут справиться со многими своими проблемами. Патронат – это система долгосрочной работы с клиентом, при проведении которой временные ограничения практически отсутствуют и процесс развивается в соответствии с собственной динамикой. Реалистичному взгляду клиента и специалиста способствует именно установление сроков на каждом участке работы, особенно при формировании и развитии отношений, на фоне которых осуществляются анализ и определение проблем. Формирование доверительного контакта длится от 1 до 2 месяцев. Структурировать содержание встреч и разговоров можно с использованием ступенчатой схемы расположения элементов, когда каждая предыдущая стадия служит базой для последующей.

17 стр., 8347 слов

Социальная работа с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением

... детям, ссылаясь на занятость, усталость и т.п. Преодолеть эти ошибки – задача современной семьи. Объект исследования – семья, имеющая подростка с девиантным поведением Предмет исследования – процесс социальной работы с семьей ... несовершеннолетних кроются в семье. Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации. В семье ребенок ... представителями различных социально-демографических групп ...

По нашему мнению, стратегия работы с дезадаптированными детьми Е. И. Холостовой, является наиболее актуальной и приемлемой в сложившейся в нашей стране, а также г. Туле и Тульской области, ситуации. Система технологий социальной работы, предложенная в её трудах, безусловно, актуальна, и должна быть использована в деятельности специалистов по социальной работе, а также супервизорами в социальной работе [20].

2.2. Опыт использования технологий социальной работы в социально-реабилитационных центрах России

Наличие проблем в адаптации у детей-сирот, детей, имеющих отклонения в развитии, педагогически запущенных детей, детей остав-шихся без попечения обусловило создание социально-реабилитационных центров, деятельность которых направлена на восстановление или формирование у ребёнка способностей и качеств, необходимых для успешной социализации в обществе. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних оказывают социальную помощь и поддержку несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

9 стр., 4311 слов

Социальная работа в учреждениях социальной защиты населения с ...

... социальной работе. Таким образом, несомненно, тема данной курсовой работы актуальна. Цель курсовой работы: изучить направления социальной работы в учреждениях социальной защиты с беспризорными детьми. Объект: беспризорные дети; Предмет: социальная работа в учреждениях социальной ... несовершеннолетних» дается следующее определение: «беспризорный - это несовершеннолетний, находящийся в социально ...

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних Центр обслуживает несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Центр оказывает несовершеннолетним социально-бытовые , социально-медицинские , социально-психологические,социально-педагогические,социально-экономические,социально-правовые услуги.

http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/10/16/obobshchenie-opyta-po-teme-fomirovanie

Для оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в Белгородской области создана сеть социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, которая включает 14 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.

У детей, находящихся в социально-реабилитационных учреждениях, имеются трудности в общении как со взрослыми, так и с детьми, в развитии коммуникативных навыков. У детей искажается процесс становления «Я-концепции». Дети часто испытывают дефицит социального признания собственной ценности со стороны окружающих, что затрудняет нормальное развитие их личности.

ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» был открыт в 1999 году в городе Белгороде.Деятельность центра направлена на решение следующих основных задачи деятельности: профилактика безнадзорности несовершеннолетних, комплексная реабилитация семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, коррекция социально-педагогической реабилитации.

Сотрудниками центра было организовано исследование коммуникативной сферы общения младших школьников. Изучение детей включало выявление следующих показателей: статусное

положение, уровень благополучия взаимоотношений , социометрический статус , уровень развития коммуникативных навыков, коэффициент взаимности , критерии выбора партнёров для общения . В исследовании приняло участие 7 детей младшего школьного возраста .

В ходе исследования были применены следующие диагностические методы :

1 Анкетирование воспитателей, проводимое психологами, по теме «Особенности общения и отношений ребёнка со сверстниками» с целью выявления причины трудностей в общении со сверстниками . По результатам анкетирования были составлены краткие характеристики на исследуемую группу детей , испытывающих трудности в общении

2 Метод наблюдение . Наблюдение, проводимое в естественных условиях без вмешательства в ситуацию , имело систематический, но выборочный характер . Фиксация результатов проводилась в процессе наблюдения . Данные , полученные в ходе наблюдения анализировались в соответствии с критериями , предложенными Т.А. Репиной для изучения общения детей .

Анализ результатов диагностик показал ,что наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого ребёнка. Только у одних оно носит пассивно-защитный характер, а у других активный, ярко выраженный.

Навыки адаптивного бесконфликтного поведения ребёнок может получить только в ходе активного общения. Поэтому важно предоставить ему возможность обрабатывать эти навыки в специально организованной для этого обстановке. Для этого с ребёнком необходимо проводить коррекционную работу.

На втором этапе исследования проводилась психокоррекционная работа , которая включает в себя 4 раздела : «Я взрослею , я расту », « Наша группа» , « Мир общения », « Уверенность » . Первый раздел посвящён развитию у детей способности к самопознанию. Второй раздел на развитие у детей групповой сплочённости, навыков совместной деятельности , доброжелательных отношений. Третий направлен на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Четвёртый направлен на развитие чувства уверенности в себе .

Для эффективности реабилитационной работы были использованы следующие коммуникативные игры :«Поменяйся местами »,« Весёлая сороконожка »,« Лесные братья »,« Коврик примирения »,

« Пожелание »,«Угадай кто это »,« Возьмёмся за руки друзья »,« Рисунок на спине »,« Здороваемся без слов ».

Третий этап представляет из себя контрольный эксперимент , в ходе которого были применены следующие методы : цветовой тест Люшера, методика « День рождения » и анкетирование воспитателей.

Полученные результаты были сравнены с имеющимися данными первичной диагностики и сделаны выводы о наметившихся позитивных изменениях. У детей произошло расширение круга общения у детей и улучшилось их статусное положение . Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведённой коррекционной работы, направленной на формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония» был открыт постановлением №1426 03.10.1995 г. администрацией г. Тольятти в целях оказания помощи детям и подросткам, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Опыт работы социально-правового отделения МУ СРЦ «Гармония»

В социально-реабилитационном центре «Гармония» г. Тольятти социально-правовую реабилитацию осуществляет социально-правовое отделение. Социально-правовое отделение состоит из 3-х социальных педагогов, курирующих соответствующий район города, социального педагога по работе со школой и юрисконсульта. Деятельность социально-правового отделения направлена в первую очередь на выполнение следующих целей и задач:

• защита прав и законных интересов воспитанников;

• организация поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающих восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи;

• оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников;

• развитие мотивации социально-полезной деятельности, при которой будут практически исключены какие-либо правонарушения или преступления со стороны воспитанников;

• общая социально-правовая диагностика контингента воспитанников, формирование представления об их проблемном поле;

• организация социально-правовой поддержки воспитанников.

Для реализации указанных целей и задач отделением социально-правовой помощи используются следующие способы:

1. Планирование, программирование, проектирование социально-правовой деятельности.

2. Работа по реализации проблемного поля жизнедеятельности воспитанников.

3. Осуществление социально-правовой поддержки, заботы в период адаптации вновь прибывших несовершеннолетних.

4. Осуществление социально-правовой, коррекционной, социально-профилактической, просветительской, организационно-массовой, групповой, индивидуальной деятельности.

5. Оказание всесторонней помощи в восстановлении утраченных социальных связей несовершеннолетних через розыск родственников детей.

6. Определение юридического статуса несовершеннолетних для последующего устройства в образовательные учреждения, передачу в приемные семьи, под опеку, на усыновление.

7. Защита имущественных и личных неимущественных прав и интересов несовершеннолетних путем защиты жилищных прав детей, оформления пенсий и пособий, взыскания алиментов на содержание детей, признания сделок купли-продажи жилья недействительными и т.д.

Социально-правовое отделение в своей работе руководствуется законами РФ, Конституцией РФ, нормативными актами РФ, локальными актами и правилами внутреннего распорядка учреждения.

Одним из направлений социальной защиты детей является сохранность жилищных прав несовершеннолетних. За каждым ребенком должно быть закреплено жилье, где он был зарегистрирован по месту жительства до поступления в центр.

Большое внимание уделяется также профилактике асоциального поведения детей. Социальными педагогами ежемесячно проводятся групповые и индивидуальные занятия с несовершеннолетними, направленные на формирование общей культуры личности, тематика которых соответствует социальному запросу и зависит от контингента воспитанников. Данные занятия проводятся в «Гармонии» социальными педагогами, юристом совместно со специалистами городского центра «Семья», инспекторами ОДН УВД г. Тольятти.

Ежегодно в марте-апреле проводится месячник по пропаганде института приемной семьи, где социальные педагоги освещают цели проводимого мероприятия через СМИ, выступают в различных учреждениях и организация города с целью приоритетного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Организационно-методической формой деятельности специалистов центра является медико-психолого-педагогический консилиум (МППК).

Основные задачи МППК: организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования; разработка рекомендаций воспитателям (учителям) и другим специалистам для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания; выбор оптимальных для социальной реабилитации ребенка коррекционно-развивающих программ; профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов; организация лечебно-оздоровительных мероприятий; подготовка заключения о состоянии развития и здоровья воспитанников для предоставления в медико-психолого-педагогическую консультацию.

Заседания консилиума проводятся один раз в квартал для каждого ребенка. На первом заседании МППК (через две недели пребывания воспитанника в центре) специалистами — социальными педагогами, врачом, педагогами-психологами, учителем-дефектологом, воспитателями, инструкторами по труду и физкультуре, музыкальным руководителем — разрабатывается индивидуальная комплексная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего. Основой программы являются диагностические карты, педагогические наблюдения, отражающие состояние физического и психического здоровья, наличие санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, личностные качества, степень общеобразовательной подготовки, отношение ребенка к взрослым, сверстникам, самому себе, познанию, труду, игре, навыки общения. Обсуждение результатов динамического наблюдения и коррекционной работы с несовершеннолетними проводится специалистами консилиума на втором заседании.

После завершения реализации программ социальной реабилитации, при выпуске ребенка из СРЦ членами МППК рассматриваются результаты коррекционно-реабилитационной работы, составляются характеристики, заключения на каждого воспитанника, определяются приоритетная форма жизнеустройства несовершеннолетних, вырабатываются рекомендации для специалистов муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приемных и биологических), опекунов.

Организация и проведение МППК в условиях центра способствует комплексной реализации диагностико-воспитательных задач.

Деятельность консилиума осуществляется во взаимодействии с медицинской, социально-правовой, дефектологической и психологической службами, методическим объединениями воспитателей.

МППК проводится под руководством председателя консилиума — заместителя директора по реабилитационной работе, что гарантирует статус консилиума, придает его рекомендациям предписывающий характер и обеспечивает подключение к выполнению решений МППК всех необходимых средств Центра.

С целью оказания своевременной социальной, психологической, правовой помощи семье по ликвидации трудной жизненной ситуации и содействие возвращению ребенка в родную семью проводится совместные заседания консилиумов специалистов СРЦ и территориальных центров социальной помощи семье и детям. Одной из самых главных задач совместных заседаний МППК — определение основных направлений, форм и сроков коррекционно-реабилитационной работы с ребенком и его родной семьей.

Исследования и практика показывают, что данное сотрудничество способствует осуществлению важнейшей цели социального оздоровления семьи — восстановление ее воспитательной функции. Это весьма сложный процесс: важно не просто навязать семье новые установки, нужно мобилизировать ее внутренний потенциал и обогатить его совместными усилиями. При этом необходимо успешное прохождение нескольких этапов: проработка жизненной истории семьи и ребенка; ознакомление с мнением родителей и детей по поводу сложной семейной проблемы и признание ими наличия проблемы, которую необходимо разрешить; выведение переживаемых родителями и ребенком негативных чувств вовне; поиск позитивного в семье и ребенке; социальное научение тех и других; поддержка волевых усилий родителей, снова принявших ребенка в семью.

Одной из главных задач МУ CРЦ «Гармония» является педагогическая реабилитация несовершеннолетних, в которую входят следующие мероприятия : 1) изучение и сбор сведений о несовершеннолетних .2)диагностика причин школьных трудностей .3) помощь в адаптации ребёнка к школе.

На этапе реабилитационно-коррекционной работы с детьми проводятся: 1) дополнительные часы с неуспевающими.

2) индивидуальная реабилитация детей с задержкой психического развития

3) совместная разработка программ коррекции школьной дезадаптации.