Курсовая работа — Социально-психологические проблемы молодой семьи

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Курсовая работа

Социально-психологические проблемы молодой семьи

Выполнила: ______________________________

_________________________________________

Студентка группы _________________________

Проверила: _______________________________

_________________________________________

Содержание

Введение … 3

Понятие брак и семья … 5

Стадии жизненноо цикла семьи … 10

Распределение ролей в современной молодой семье … 16

Адаптация в молодой семье … 18

Психологическая совместимость в молодой семье … 23

Заключение …

Список используемой литературы …


ВВЕДЕНИЕ

2 стр., 988 слов

Психология, как наука. Введение в психологию

Психология, как наука. Психология в последние годы стала наукой, востребованной самой жизнью. Однако слово "психология" все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с психологами на практике. Психологов ценят, уважают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог "насквозь видит человека" даже в простом разговоре. При этом затрудняются точно сказать, "кто ...

Актуальность.

Согласно «Демографическому ежегоднику России за последние 5 лет произошли изменения в отношении населения к институту брака. Так в 2004 г. в России было заключено 6,8 браков на тыс. населения, в 2007 г. — 8,9[1]. Если же рассматривать браки по возрастам жениха и невесты, то в сравнении с 2004 г. уменьшилось количество браков молодых людей до достижения им лет 18 лет, увеличилось количество браков молодых людей в возрасте от 18 и более.

Таким образом можно говорить о повышении интереса к институту семьи и брака, но возрастающее количество разводов (в 2004 г. — 4,4 случая на тыс. населения, а в 2007 г. — 4.8) говорит о том, что люди, создающие семью недостаточно серьезно подходят к этому вопросу. Поэтому проблема молодой семьи достаточно актуальна.

Отношение к любви и браку каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. По мнению специалистов, непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи.

Семья — это новый объект, с новыми свойствами, где «старые» свойства членов семьи могут исчезнуть. Семья — это, прежде всего, отношения между составляющими ее лицами.

16 стр., 7528 слов

Молодая семья и конфликтность в период первой адаптации

... «брак» и «семья» 1.2 Молодая семья 1.3 Студенческая семья как особая категория молодых семей 2 Типы молодой семьи и стадии её развития 3 Молодая семья и конфликтность в период первичной ... Причины конфликтности в молодой семье в период первичной адаптации В период брачной адаптации формируются общие представления супругов о браке и семье. Конфликт в молодой семье происходит именно из ...

Как утверждает Е.Г. Силяева, молодое супружество - это супружество, продолжающееся менее 5-ти лет, согласно большинству исследователей, данный период составляет 10 лет[2]. Возраст супругов от 18 до 30 лет. В этот период, супруги привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалых затрат, в том числе психологических.

Большинство психологов и социологов, исследующих семейные отношения, подчеркивают важность начального периода развития семьи (М.С. Мацковский, А. Г Харчев., В.А. Сысенко, И.Ф. Дементьева, Т.М. Трапезникова, Р. Ричардсон, Г. Навайтис, И.Ф. Гребенников, С. Кратохвил, А. Харчев, Е.В. Антонюк, А.К. Дмитриенко, E Burges и др.).

Именно в этот период происходит супружеская адаптация, формируются семейные нормы, осуществляется овладение ролевым поведением. Одновременно в этот период обостряются почти все проблемы супружеской жизни.

Цель данной работы: дать теоретический анализ проблем молодой семьи.

Объект исследования: молодая семья.

Предмет исследования: особенности работы с молодой семьей.

Задачи исследования:

изучить и проанализировать состояние проблемы в современной литературе;

дать характеристику понятий семья и брак;

описать стадии жизненного цикла молодой семьи;

9 стр., 4139 слов

Семейные отношения супругов в повторном браке

... социального заказа, ведь усиление дестабилизации семьи отмечают практически все исследователи проблемы. Актуальность темы семейных отношений супругов в повторном браке обусловлена реалиями современного социокультурного контекста ... женщин, напротив, возрастает. По определению отношения повторного брака возникают в результате распада семьи или смерти одного из супругов, когда при наличии оставшихся от ...

описать возможность распределения ролей в молодой семье;

исследовать проблему адаптации супругов на стадии создания семьи;

изучить психологическую совместимость молодых супругов.

ПОНЯТИЯ «БРАК» И «СЕМЬЯ»

Прежде чем перейти к обсуждению понятия «молодая семья», необходимо проанализировать имеющиеся теоретические подходы к двум другим родственным понятиям — «семья» и «брак».

В обыденном представлении и специальной литературе понятие «семья» нередко отождествляется с понятием «брак». Данные термины имеют общее, однако не являются синонимами. Исходная точка для существования семьи — это чаще всего заключение брака. Правда, наличие зарегистрированного брака между мужчиной и женщиной необязательно означает, что они — единая семья. Следует рассмотреть несколько наиболее известных определений брака, чтобы разделить эти два понятия.

В Юридическом энциклопедическом словаре дано такое определение брака: это свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины основанный на чувствах взаимной любви и уважения, заключающийся для создания семьи и порождения взаимных прав и обязанностей супругов .

А.Г. Харчев так раскрывает данное понятие[3]: это исторически изменяющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности .

Ю.И. Семенов считает, что брак есть определенная социальная организация отношений между полами, он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами .

17 стр., 8133 слов

Образ семьи у детей младшего школьного возраста

... семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам, особенности "Я-образа" ребенка, его половой идентификации. Оба этих аспекта - "семья глазами ребенка" и "развитие ребенка в семье ... .Теоретические основы исследования образа семьи у детей младшего школьного возраста 1.1Понятие семьи и типы семейных взаимоотношений Семья - основанная на браке или кровном родстве малая ...

Важный сущностный признак брака отражен в определении этого понятия, данном в Философском энциклопедическом словаре[4]: брак — это постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода; пользуется охраной и покровительством законов лишь при совершении по известным формам… влечет за собою известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям (право на содержание, наследование и пр.).

Таким образом, брак — это важная правовая категория, отражающая характер взаимных прав и обязанностей вступивших в соответствующие правоотношения лиц.

Нелишне также вспомнить, что русское слово «брак» происходит от слова «брать»[5]. Это означает, что, вступая в брак, каждая сторона берет на себя некие обязательства в отношении другой. Причем делается это перед значимой инстанцией — перед Богом (в церкви), перед законом (в загсе), и перед людьми, в частности, перед «свидетелями», которые до сих пор участвуют в регистрации брачного союза. Это придает браку свойство публичности, делает отношения между супругами значимыми в глазах других людей, социума. Вступление в официальный брак придает мужчине и женщине новый социальный статус. Брак оказывается легитимным признанием отношений между мужчиной и женщиной.

Человек, не состоящий в браке, издревле считался неполноценным членом общества, например, в русской крестьянской общине бессемейные крестьяне (так называемые «бобыли», «малые») не имели права участвовать в решении значимых для общины вопросов .

Таким образом, брак — это, прежде всего, официальное признание взаимных обязательств двух взрослых людей. Но не каждый брачный союз можно назвать семьей; самый явный пример — так называемый фиктивный брак, который определяется Семейным кодексом как «заключенный без цели создания семьи» .

Итак, брак — это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Существовавшие с давних времен моральные нормы брачных отношений дополняются религиозными и юридическими установлениями, при помощи которых государство и общество защищают брак и карают нарушителей установлений.

Говоря о семье и браке, следует иметь в виду то, что возникли они в разные исторические периоды, а также то, что семья представляет собой более сложную систему отношений, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Семья является объектом изучения многих наук: социологии, психологии, педагогики, демографии, этики, истории и других, этот факт обуславливает существование достаточно разных определений данного понятия.

По мнению А.Г. Харчева[6], семью можно определить как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, эмоциональной связью и взаимными моральными обязанностями .

Таким образом, семейные отношения могут складываться как реально существующие союзы вне зависимости от формы их заключения, то есть фактические (незарегистрированные) и зарегистрированные браки. На первый план выступает следующий признак семьи: осознание и принятие обоими супругами факта совместности в моральном, эмоциональном, финансовом и хозяйственно-бытовом планах. В данном случае важное и определяющее значение имеет добровольное признание данного факта и мужчиной и женщиной. По мнению В.П. Шахматова, брак и семья существуют лишь тогда, когда оба супруга признают себя состоящими в браке и осознают себя членами одной семьи .

А.И. Антонов определяет семью несколько иным образом[7]: это основанная на интимной общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. То есть здесь идет речь о семье как о триединстве: супружество-родительство-родство, остальные типы семьи А.И. Антонов называет «семейными группами». Таким образом, с точки зрения данного автора, главным признаком семьи является наличие в ней детей.

Итак, первоначально основу семейных отношений обычно составляет брак. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать как систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода на основе определенных ценностей и норм, подверженных социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций. В то время как термин «брак» употребляется для обозначения юридически оформленного союза, «семья» выражает внутренние сущностные характеристики межличностных отношений брачных партнеров, родителей и детей, а также родственников.

Термины «брак» и «семья» как в обыденной речи, так и в научных публикациях находятся обычно рядом. Это правомерно, поскольку реальности, обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак и семья — не одно и то же, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак — без семьи.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

В последние десятилетия современная семья в большинстве стран претерпевает серьезные изменения. По данным литературы можно выделить общие черты, свойственные семьям в современном обществе: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, рост разводов и, следовательно, рост числа неполных семей и семей с неродными родителями, широкое распространение внебрачных рождений. В нашей стране остро стоят социальные проблемы семьи: снижение ее материального уровня, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей, увеличение числа одиноких мужчин и женщин[8].

В последнее время широкое распространение получили альтернативные браку семьи. Это прежде всего внебрачное сожительство, когда супруги, живя вместе и ведя общее хозяйство, не регистрируют свой брак или уже появился ребенок. Либерализация общественного мнения по отношению к сожительству обуславливает взгляд на него как на нормальное явление и не дает оснований говорить об уменьшении их количества в будущем.

В настоящее время, можно говорить о том, что семья в своем развитии выходит на стадию супружества[9]. Супружество же — это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями.

В такого рода семье стратегическое отношение определяется не родством (как в патриархальной) и не родительством (как в детоцентристской), а свойством. Понять это можно так. Норма семейной жизни меняется: родители в такой семье отказываются полностью подчинять собственные интересы интересам детей. Зафиксированное движение расценивается частью исследователей как одно из фундаментальных, определяющих лицо современной цивилизации.

Супружеская семья — исторически наименее стереотипизированное образование. Если иметь в виду зрелую ее стадию, то здесь открываются уникальные возможности для отхода от господства зависимых отношений и раскрытия деятельной палитры по всем структурным составляющим: муж — жена, родители—дети, супруги — родственники, дети — прародители. Иными словами, в границах одного семейного типа возникают разнообразные и богатые отношения между полами и между поколениями, возможности индивидуальной самореализации для всех.

На стадии создания семьи двое людей вступают в брак, поэтому когда речь идет о молодой семье, целесообразнее говорить о браке.

По мнению Т.В. Андреевой[10], брак регулирует отношения между полами. В обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Конечно, половые отношения могут происходить вне, брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленным законом формой, не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов.

Вступление в брак, рождение и воспитание детей, создание крепкой семьи — дело отнюдь не такое простое. Успешно решать эту задачу большой общественной значимости может лишь тот, кто вступает в брак с сознаем своей огромной ответственности.

Брак — это общественное установление, учреждение или, как говорят юристы и социологи, особый общественный институт, особая форма общественного устройства, исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к своему потомству.

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ

Дж. Зибах[11] определяет развитие семьи как закономерную последовательность изменений, протекающих во времени, в процессе которых появление тех или иных качеств функционирования или организации, обусловленных предыдущей стадией, определяет качества последующей стадии (1986).

Существует много вариантов деления жизненного цикла семьи на стадии, этапы, периоды. Э. Дюваль (1957), Э. К. Васильева (1975), Дж. Зибах (1986) и другие авторы в качестве основных признаков, определяющих стадию развития семьи, используют факт наличия или отсутствия в семье детей, их количество, а также их возраст.

Как утверждает И.М. Желдак[12], термин «жизненный цикл» введен в науку американским демографом Полом Гликом в конце 40-х годов XX века. Жизненный цикл семьи — закономерная последовательность стадий развития семьи на протяжении всего периода ее существования.

Одной из первых периодизаций жизненного цикла семьи является периодизация Дюваль (Duvall Е.М.), опубликованная в 1957 году. Согласно Дюваль, жизненный цикл семьи включает в себя 8 стадий, от момента заключения брака до прекращения существования семьи в связи со смертью обоих супругов. Она выделяет задачи, характерные для различных стадий жизненного цикла (см. табл. 1).

Таблица 1. Развитие жизненного цикла семьи (по Э. Дюваль)

Стадия

Задачи, связанные с развитием семьи

1

Супружеские пары без детей

Брак, удовлетворяющий обоих супругов. Урегулирование вопросов, касающихся беременности и желания стать родителями

2

Появление в семье детей (возраст старшего ребенка -30 месяцев)

Появление детей. Адаптация к ситуации их появления и забота о правильном развитии младенцев. Организация семейной жизни, удовлетворяющая потребности как родителей, так и младенцев

3

Семьи с детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка от 2,5 до 6 лет)

Адаптация к основным потребностям и склонностям детей-дошкольников с учетом необходимости содействия их развитию. Преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства

4

Семьи с детьми (возраст старшего ребенка от 6 до 13 лет)

Присоединение к семьям с детьми школьного возраста. Побуждение детей к достижению успехов в учебе

5

Семьи с подростками (старшему ребенку от 13 до 20 лет)

Установление равновесия между свободой и ответственностью. Создание круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и проблемы карьеры

6

Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет дом)

Ритуализация освобождения молодых людей от родительской опеки. Сохранение духа поддержки как основы семьи

7

Средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухода на пенсию)

Перестройка супружеских отношений. Сохранение родственных связей со старшим и младшим поколениями

8

Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов)

Решение проблемы тяжелой утраты и одинокой жизни. Сохранение связей и адаптация к старости. Адаптация к уходу на пенсию.

Основанием выделения стадий явились типичные задачи, решение которых необходимо для развития семьи. Стадия знакомства будущих супругов, период их эмоциональной вовлеченности предшествует заключению брака, с которого и начинается жизненный цикл семьи.

Анализ представленной периодизации свидетельствует о том, что Дюваль признает детскую подсистему семьи ведущей. Задачи развития связаны с рождением детей, их воспитанием и уходом из родительской семьи.

Существующие в настоящее время периодизации жизненного цикла семьи отличаются теми критериями, которые положены в основу выделения стадий (Васильева Э.К., 1975; Duvall E.M., 1957; П. Сорокин, А.И. Антонов, 1998 и др.).

Социологический подход к периодизации состоит в признании первостепенной значимости воспитательной функции семьи, а также системообразующим фактором семейной системы родительской подсистемы. Российский социолог А.И. Антонов (1998) выделяет четыре стадии жизненного цикла семьи: 1) стадия предродительства, 2) стадия репродуктивного родительства, 3) стадия социализированного родительства, 4) стадия прародительства.

Психологический подход к периодизации жизненного пути семьи (Минухин, Мак-Голдрик, Хейли, А.Я. Варга, А.В. Черников и др.) исходит из целостности семьи как системы, взаимозависимости и автономности основных подсистем семьи: супружеской, родительской, детской, взаимосвязи функций и структуры семьи. Закономерно возникающие события в семье (возникновение супружеской пары, рождение детей, их уход из семьи и т. п.) естественным образом влекут за собой изменения в структуре семейного взаимодействия, меняют функции семьи, их содержание и иерархию.

На каждой стадии семья встречается с определенными задачами развития, от эффективности решения которых зависит успешность прохождения ею последующих этапов. Для каждой стадии жизненного цикла семьи характерны типичные проблемы и своя динамика изменений. Переходя от одного этапа к другому, семья становится более высокоорганизованной и сложной системой.

И.В. Гребенников выделяет следующие основные этапы полного цикла функционирования семьи с учетом типичных задач развития[13]:

1. Добрачный период.

2. Заключение брака и возникновение супружеских отношений.

3. Рождение детей.

4. Возникновение детской подсистемы.

5. Введение детей во внесемейные институты.

6. Сложившаяся, зрелая семья.

7. Фаза, в которой дети покидают дом.

8. Стадия «опустевшего гнезда».

9. Завершающий этап жизни семьи: после ухода из жизни одного из супругов.

Как видно, только 1−5 периоды — это периоды становления молодой семьи. Поэтому стоит подробнее остановиться на рассмотрении этих периодов.

Добрачный период: от встречи и знакомства будущих супругов до заключения брачных отношений. Это этап возникновения эмоционального притяжения в паре, обнаружения сходства ценностей, ориентации. Прояснение ожиданий и притязаний относительно будущей совместной жизни. Решаются проблемы личностной идентичности, достижения эмоциональной и финансовой независимости от родителей, определения собственного социального статуса, развиваются навыки ухаживания и привлечения партнера.

Как отмечает Е.А. Тюташев[14], становление брачных отношений делится на два этапа: а) до знакомства с брачным партнером и б) после знакомства с брачным партнером. На первом этапе формируются общие представления о браке и семье, ценностные ориентации и установки, идет процесс поиска и выбора брачного партнера (потенциального), согласно сложившимся эталонам и в соответствии с личной мотивацией. На втором этапе идет процесс проверки отношений между потенциальными супругами и подготовки к браку, а также формируются мотивы, побуждающие вступить в брак с данным партнером.

2. Заключение брака и возникновение супружеских отношений. Основное содержание — выработка правил совместной жизни. Решаются проблемы власти: распределение сфер ответственности, выбор способов разрешения споров и конфликтов. Устанавливается баланс эмоциональной близости/отдаления. Приобретается опыт сексуального общения с партнером-супругом. Выстраиваются границы с родительскими семьями, родственниками, друзьями мужа и жены. Приобретаются навыки распределения семейного бюджета, организации досуга, ведения домашнего хозяйства. Подготовка к роли родителей.

Типичные проблемы данного этапа связаны:

— с различием моделей семьи у супругов, обусловленные опытом жизни в родительских семьях;

— с невозможностью в короткий период выработать модель собственной семьи, отказавшись от части личных стереотипов, убеждений, привычек;

— с отсутствием или разницей в опыте сексуальных отношений;

— с неготовностью или нежеланием иметь детей;

— с финансовыми трудностями и необеспеченностью жильем;

— с неизбежностью проведения огромного количества переговоров относительно жизни вдвоем.

3. Рождение первого ребенка. Появление первого ребенка требует освоения родительских ролей, перехода от диадных отношений к отношениям в треугольнике, в котором эмоциональная дистанция в отношениях мать—новорожденный значительно короче, чем в отношениях муж—жена, отец—ребенок. У мужчин появляется характерная ревность к ребенку из-за сверхвовлеченности матери. Заботливое отношение обоих родителей способствует формированию у ребенка чувства доверия к другим людям. При отсутствии заботы со стороны родителей ребенок становится вялым и заторможенным.

Освоение новой семейной функции, связанной с рождением и воспитанием ребенка, требует новой перестройки структуры семьи. Необходимы: изменения некоторых установившихся правил взаимодействия между супругами, ставших родителями, выстраивание новых отношений с бабушками и дедушками, перераспределение семейного бюджета, принятие новой иерархии ценностей: семья, ребенок, супруг, работа, друзья, родители, родственники. У супругов возникает проблема снижения интенсивности сексуальных отношений. Женщины переживают дефицит профессиональной самореализации, появляется зависть к «свободе» мужчин. Как следствие трудностей решения естественных задач этого периода, у супругов могут возникнуть неудовлетворенность друг другом, складывающимися семейными отношениями.

4. Возникновение детской подсистемы. Рождение второго и последующих детей вновь ставит перед семьей необходимость изменения сложившейся ситуации, переструктурирования способов межличностного взаимодействиями в семейной системе. Появление братьев, сестер означает возникновение самостоятельной подсистемы — детской (сиблинговой) со своими правилами и нормами. Между детьми естественным образом возникают отношения соперничества, конкуренции, сотрудничества, взаимопомощи и поддержки. Родителям предстоит установить баланс между осуществлением своей власти, заботой и ответственностью и принятием права каждого ребенка и сиблинговой подсистемы на автономию.

5. Введение детей во внесемейные институты: детские дошкольные учреждения, школу — ответственная задача семьи. Расширяется сеть внешних социальных контактов, требующих от супругов готовности, знаний и умений взаимодействовать с воспитателями, учителями, медицинскими работниками, руководителями кружков, тренерами, другими родителями и их детьми. Родители учат ребенка принятию социальных норм и правил тех групп, в которые он включается, решению возникающих там проблем взаимодействия со сверстниками, со статусными лицами. При решении задач социализации ребенка одновременно перед родителями встает важная экзистенциальная проблема — сохранение и развитие уникального своеобразия ребенка, признание его индивидуальности и неповторимости, принятие как сильных, та и слабых сторон его личности.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

Типы семейных структур, определяемые по критериям власти, можно разделить на патриархальные семьи, матриархальные и элигарные.

Патриархальной называют семью, в которой стратегическим и деловым лидером является муж, а жена эмоциональным и тактическим партнером. Матриархальная семья - это семья в которой стратегическим и деловым лидером является жена, а муж- тактическим и эмоциональным партнером. Элигарная семья — семья, в которой нет четко выраженного главы семейства, и преобладает ситуативное распределение власти между мужем и женой.

Однако в зависимости от особенностей распределения власти и влияния семье и о того, совместно или авторитарно принимаются семейные решения, возможно выделение большего числа семейных структур. Так, американский социолог Морис Зелдич[15], помимо вышеназванных типов семей, где имеется одна структура влияния и где один супруг принимает решения, выделяет так называемую партнерскую семью. Партнерская семья — это семья в которой присутствует совместное обсуждение семейных проблем, взаимное доверие, принятие и автономность членов семьи. Синкратический тип партнерства будет иметь место в случае с равным влиянием супругов. Кроме того, выделяются еще семьи с более, чем одной структурой влияния, причем при совместном обсуждении решений образуется коллегиальная семья, а при принятии решений одним из супругов — автономная семья.

К числе исследований, посвященных психологическим типам семьи, относится работа М. Арутюнян. По ее мнению[16], существует три варианта семьи: традиционная, детоцентристская и супружеская (демократическая).

Гендерные взаимоотношения в семье представляют собой систему, в которой переплетаются отношения ее членов с представителями своего и противоположного пола, а именно: а) отношения между супругами; б) отношения между детьми одного пола; в) отношения между детьми противоположного пола — братьями и сестрами; г) отношения матери с дочерью; д) отношения матери с сыном; е) отношения отца с сыном; ж) отношения отца с дочерью.

В молодой семье могут быть представлены не все типы гендерных отношений — детей может еще не быть или это один ребенок, или 2 ребенка (одного пола или противоположных).

Сама молодая семья и тем более — гендерные отношения в ней сравнительно редко становятся объектом исследования отечественных психологов. Т.В. Беданс отмечает[17], что за рубежом же накоплен интересный опыт таких исследований, на основании которых можно выделить несколько направлений исследования:

1. Лидерство в семье. Существует 3 типа семей по распределению лидерства между супругами: а) традиционная патриархатная (с мужем-лидером); б) современная эгалитарная (оба- лидеры) и в) нетрадиционная матриархатная, или, учитывая современные тенденции в мире — скорее, «суперфеминистская» (с женой-лидером).

Американские исследования показали, что одновременно существует несколько тенденций, кажущихся противоречивыми: в молодых семьях идет более острая борьба за лидерство, чем в семьях со стажем; чем больше опыт взаимодействия супругов, тем чаще лидерство переходит к жене; молодые супруги чаще выбирают эгалитарную модель семьи; даже специалисты (психологи и психотерапевты) оценивают женское лидерство в семье как признак ее патологии[18]. Как отмечает Т.В. Беданс[19] при сравнении молодых семей и семей со стажем 20 лет — русских, казахских и смешанных по этнической принадлежности супругов (всего 150 пар, проживающих в сельской местности) обнаружилось, что мужчины чаще предпочитают патриархатную модель семьи, а женщины — эгалитарную; наиболее эгалитарные взгляды на лидерство в семье продемонстрировали русские молодые семьи; во всех типах семей взгляды на лидерство и реальное выполнение супругами лидерских функций не совпадали, а именно: взгляды супругов на проявление лидерства носили традиционный характер (муж-лидер), а реально лидерские функции выполняли оба супруга. В эксперименте на выявление лидерского потенциала во взаимодействии с супругом, обнаружилось, что в целом мужчина чаще становился лидером, чем женщина; исключение составляли казахские пары со стажем — в них одинаково часто лидером становились оба супруга; наблюдалось большее стремление к лидерству у казахов обоего пола (по сравнению с русскими мужчинами и женщинами); зрелые казахи чаще выступали в качестве лидеров, чем зрелые русские.

2. Взаимоотношения родителей и детей в семье. Данные американских исследований, обобщенных Э. Мэккоби[20], показали наличие нескольких аспектов в этих взаимоотношениях: а) разделение видов ответственности за детей (мужчины в целом возлагали ее на жену и значительно меньше взаимодействовали с детьми, даже в условиях, когда жены работают, а отцам фирмы предоставляют дополнительное время для воспитания детей; правда, среди молодых семей появилось явление «нового отцовства», активно вовлекающихся во все виды ухода за детьми); б) родительские стили матерой и отцов по отношению к детям в целом и к дочери и сыну, в частности (отцы демонстрируют инструментальный стиль, играют с детьми в физические и интеллектуальные игры, более строго относятся к сыну, чем к дочери; матери заботятся о разных аспектах воспитания детей, демонстрируют экспрессивный стиль, не делают различий в отношении к сыну и дочери); в) демонстрация в поведении гендерно типичных черт своего пола (мужчины больше заботятся о маскулинности своего поведения, чем женщины — фемининного); г) желание усиливать конфронтацию или гармонию полов во взаимоотношениях в семье (женщины чаще усиливают конфронтацию, чем мужчины, используя для этого манипулирование детьми).

3. Реакции женщин и мужчин на измену и разрыв отношений. В отличие от стереотипа, и мужчины, и женщины одинаково глубоко переживают измену и разрыв отношений; однако первые при этом больше реагируют на сексуальную, а вторые — на психологическую измену; мужчины чаще женщин вступают после разрыва в повторный брак.

АДАПТАЦИЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ

Адаптация — взаимоуподобление супругов и во взаимном согласовании мыслей, чувств и поведения. Адаптация к семейному образу жизни включает адаптацию к статусу и функциям мужа и жены, согласование образцов внесемейного поведения, сложный процесс интеграции в круг взаимных родственных связей. Адаптация представляет собой единство двух процессов, обеспечивающих успешное приспособление: ассимиляции — изменения окружения и аккомодации — изменения себя.

Н.Н. Обозов[21] обращает внимание на то, что начальный период, по праву можно считать наиболее ответственным периодом в жизни супругов, когда молодожены сталкиваются с первыми не любовными, интимными и приятными проблемами, а семейно-бытовыми. Период притирки характеров, взглядов на жизнь, семейный уклад — очень сложный этап в отношениях, вызывающий подъемы и спады настроения молодых. Насыщенный самыми противоречивыми переживаниями, этот момент супружеской жизни часто запоминается на всю жизнь и отражается на дальнейшей судьбе семьи. Каждый из партнеров не только открывает мир другого, но и сам обнаруживает в себе что-то раньше не замеченное.

Кроме первичной ролевой и межличностной адаптации Е.А. Тюгашев выделяет этап вторичной (негативной адаптации)[22]. Чувства супругов подвержены действию общего психофизиологического закона адаптации, по которому величина любого ощущения уменьшается при постоянном действии одного и того же раздражителя. Для поддержания величины ощущения на том же уровне необходимо или увеличивать силу раздражения, или производить перерывы в раздражении, или же менять качество раздражения. Вторичная негативная адаптация проявляется в ослаблении чувств, их обесцвечивании, превращении в привычку, возникновении равнодушия.

Существуют три главных условия борьбы со вторичной адаптацией. Первым условием является постоянная работа над собой, личностный рост, позволяющий успешно разрешать возрастные и семейные кризисы. Второе условие состоит в формировании благоприятного семейного микроклимата, совершенствование сложности и разнообразия культуры супружеского общения. Третьим условием прочности семьи является увеличение степеней свободы в поведении каждого ее члена, повышение автономности и самостоятельности.

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. А.Н. Сизанов утверждает[23], что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность.

Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (возраст, среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье. Социологические исследования показывают, что раннее заключение брака является важным фактором, влияющим на удовлетворенность отношениями между супругами. Создать семью можно в 18 лет, но наиболее благоприятный с медицинской точки зрения возраст вступления в брак — 20−22 года для девушек и 23−28 — для юношей (здесь учитывается тот факт, что мужской организм достигает полной зрелости позже женского[24].

Уровень нравственного сознания молодых людей — одно из важных условий готовности к созданию семьи. Развитое нравственное сознание проявляется в понимании молодежью социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, в продуманном выборе спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему мужу (жене), к представителям старшего поколения, к другим членам семьи, в чуткости, а также в общении с ними.

Готовность к созданию семьи и ее благополучие во многом зависят от состояния здоровья молодых людей, вступающих в брак. Но здоровье приобретается не за один день, а в течение всей предшествующей жизни. Здоровый образ жизни способствует развитию духовной культуры человека, укреплению внутрисемейных отношений, поддержанию дружеских и высоконравственных отношений с окружающими людьми, а также позволяет человеку значительно легче преодолевать психоэмоциональные трудности и стрессовые ситуации, которые порой возникают в семейной жизни.

Как отмечает И.В. Гребенников, существует несколько уровней готовности к семейной жизни: мотивационный, психологический, нравственный[25].

Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей.

Доктор философских наук В.И. Зацепин в книге «О жизни супружеской» рисует диаграмму подъемов и спадов любовного влечения у разных индивидов. Он обнаружил, что повышенная конфликтность возникает между супругами, у которых накладываются друг на друга волна прилива и пора спада чувств[26]. Ученый считает, что супругам полезно в пору осложнений и охлаждений отправляться в отпуск, отвлечься каким-нибудь интересным занятием (т.е. отходить друг от друга на безопасное расстояние).

Психологическая готовность к созданию семьи — это наличие развитых навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения создать здоровый морально-психологический климат в семье, устойчивости характера и чувств, развитых волевых качеств личности. От атмосферы семьи, в которой выросли будущие супруги, зависит во многом и то, как сложится судьба будущей семьи, будет ли она благополучной или, напротив, столкнется с проблемами и трудностями, а то и распадется.

Данные психологических исследований свидетельствуют: развод родителей в три раза увеличивает вероятность развода у детей, в то время как вероятность развода детей из полной семьи составляет 5 из 100[27].

Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические умения и навыки, сексуальную воспитанность.

Педагогическая грамотность молодых людей, вступающих в семейную жизнь, предполагает знание закономерностей развития детей и особенностей их воспитания, навыки ухода за младенцем. Под хозяйственно-экономическими умениями и навыками подразумеваются умение планировать, распределять и соблюдать семейный бюджет, организовывать быт и досуг, создавать в семье уют.

Сексуальная воспитанность предполагает усвоение необходимых знаний об интимных сторонах жизни человека, правильных взглядов на взаимоотношения полов, знание того, как беречь свою любовь.

Молодые браки характеризуются первоначальным вхождением в мир друг друга, распределением труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождением в роли мужа и жены, доформированием личности, процессом приобретения жизненного опыта, взросления и возмужания. По мнению С.В. Ковалева[28] этот период брачной жизни является самым трудным с точки зрения стабильности семьи.

О.А. Карабанова[29], говоря о проблемах первых лет супружеской жизни, указывает, что «первые год-два совместной жизни — это время формирования индивидуальных стереотипов общения, согласование систем ценностей, выработка общей поведенческой линии». В этот период происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа взаимоотношений, которые удовлетворяют обоих. На этом этапе решаются следующие задачи:

формирование структуры семьи;

распределение функций (ролей) между мужем и женой;

выработка общих семейных ценностей.

Многие психологи отмечают, что процесс формирования молодой семьи протекает весьма интенсивно и напряженно[30]. Они считают, что в период до рождения детей у супругов наиболее характерны трудности выработки своего семейного уклада, разочарование друг в друге как результат более глубокого узнавания, конфликты по поводу распределения функций, проблемы во взаимоотношениях с родственниками, материальные и экономические проблемы.

В ряде исследований отечественных авторов (Т.А. Гурко, В.В. Меньшутин, Г. Навайтис) показано, что некоторая переоценка, идеализация партнера присуща в основном молодым семьям. Согласно другим данным, эта особенность имеет место и на других этапах развития семьи, причем величина разности между оценкой и самооценкой уменьшается с увеличением семейного стажа, приближаясь к нулю, что свидетельствует о более адекватной оценке партнера по мере приобретения опыта семейной жизни.

Е.В. Антонюк отмечает[31], что для молодых людей, вступающих в брак, характерна некоторая идеализация семейной жизни. Это выражается в том, что от семейной жизни они в первую очередь ожидают удовлетворения своих потребностей в духовном росте и самосовершенствовании. При этом ожидание удовлетворения материальных потребностей заняло последнее место, хотя их значение в реальной жизни несоизмеримо выше.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ

Совместимость — является одним из наиболее сложных феноменов социально-психологической науки в целом и психологии семьи в частности. Разработкой проблем психологической совместимости занимался отечественный психолог А.В. Петровский. Под групповой совместимостью понимается социально-психологическая совместимость группы, состоящая из способности ее членов согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия и поддерживать соответствующие взаимоотношения, что является одним из условий создания психологического климата.

Наряду с многочисленными проблемами, проблема психологической совместимости также очень остра в молодых семьях. Данный вид совместимости определяется взаимодействием характерологических и мотивационных особенностей супругов. Супружеская совместимость — межличностный феномен, существующий в рамках личных отношений, основанных на симпатии, взаимном притяжении.

Существуют две концепции оптимального сочетания личностных особенностей и иных характеристик людей: симметричности (сходства, подобия) и комплементарности (контраста, взаимодополнения).

Обе эти две взаимоисключающих концепции находят своих последователей, хотя большая часть как советских, так и зарубежных ученых в отношении психологической совместимости придерживается концепции симметричности. Однако, по темпераментным свойствам, большинство ученых придерживаются концепции комплементарности.

Американские психологи Р. Акофф и Ф. Эмери[32] создали следующую модель совместимости. Типология людей состоит из четырех типов (по 2 осям: пассивность - активность и чувствительность к внешним обстоятельствам или к личным переживаниям. Соответственно типы ОА и ЛП будут «чистыми» типами характеров, а ОП и ЛА — смешанными. Считается, что чистые типы труднее приспосабливаются как к внешним обстоятельствам, так и к другим людям. В конфликтных ситуациях им свойственно реагирование по их типу. Смешанные же типы в конфликтных ситуациях смещаются к точке равновесия и с возрастом становятся более гармоничными, в то время как «чистые» типы с возрастом акцентуируются все больше. Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис считают[33], что условием стабильности брака является контрастность личностей супругов.

А. Кемпински считает[34], что для супружеской гармонии предпочтительней является согласованность поверхностных черт личности, чем глубинных. Поверхностные черты выражаются в ситуативном поведении, их согласованность облегчает функционирование супружеской пары как группы. Глубинные черты личности обусловливают эмоциональные отношения между партнерами.

По мнению Т.А. Гурко[35], сложности во взаимоотношениях молодых супругов обусловлены прежде всего тем, что в современной семье образцы поведения мужа и жены становятся все менее жесткими. Она отмечает, что наблюдается отход от регламентированных форм ролевого взаимодействия: отношения в семье, способы ее организации зачастую определяются ситуацией и зависят от склонностей, возможностей и способностей каждого члена этой общности. В прошлом преобладали традиционные образцы поведения мужа-отца и жены-матери, когда мужчина выполнял роль главы семьи, ее кормильца и носителя социального статуса, а женщина — хранительницы домашнего очага, хозяйки и воспитательницы детей. Сейчас в результате массового вовлечения женщин в производственную деятельность, роста их образования, широкого распространения идей равноправия муж и жена нередко имеют примерно одинаковый социальный статус и заработок, на равных участвуют в принятии семейных отношений. В то же время в обществе функционируют представления о семейных ролях и обязанностях супругов, недостаточно соответствующие реальности: с одной стороны, ожидания определенной части населения связаны с традиционной семьей, с другой — бытует мнение о прямом равенстве мужчины и женщины в выполнении большинства семейных функций.

Е.В. Антонюк[36], изучая становление ролевой структуры молодой семьи, отмечает, что рассогласование установок относительно выполнения семейных ролей супругами, неизбежно приводит к конфликтам.

Таким образом, характер супружеских отношений определяется следующими факторами: психофизиологической совместимости темпераментов; распределением ролей в семье; ценностно-ориентационным единством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Постановка проблемы семейных отношений в молодой семье, определение психологических оснований их понимания и изучения являются актуальными задачами не только по причине отмечаемого исследователями кризиса современной семьи и назревшими в связи с этим психотерапевтическими задачами, — психологическое понимание семейных отношений будет иметь теоретическое и практическое значение как в плане достижения благополучия и стабильности семейных отношений, так и для реализации эвристических целей научного поиска в ситуации власти информационных технологий, кризиса общественных систем. Большинство специалистов сходятся во мнении, что современная российская семья переживает подлинный кризис, причем проявление этого кризиса обнаруживается тем ярче, чем выше общий уровень социально-экономического развития общества, чем выше уровень жизни и материального благополучия людей.

Анализ литературы показывает, что можно выделить общие черты, свойственные семьям в изменяющемся обществе: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, рост разводов. Проводимые в этом направлении исследования в основном касались изучения отдельных сторон качества брака: стабильности и устойчивости брака, совместимости супругов, роли семьи в обществе и т. д. В связи с этим актуальность исследования факторов описывающих механизмы становления семейной идентичности, характер протекания и особенности реагирования на супружеский кризис, функционально-ролевое поведение молодых супругов резко возрастает.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Авермат Э. Социальное влияние в малых группах. // Перспективы социальной психологии — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.- 723 с.

Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 432 с.

Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.

Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970. — 241 с.

Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. — 293 с.

Арутюнян М. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи // Отец в современной семье. Вильнюс, 1988. — 192 с.

Баховен И.Я. Материнское право /. Мистика. Религия. Паука. Классики мирового религиоведения: антология. — М.: Канон, 1998.- 382 с.

Бендас Т. В., Нурышева Б. С. Сравнительный анализ лидерского поведения в семьях разных культур // Человек и общество: Материалы международной научно-практической конференции. Ч. 2. Оренбург, 2001.- 182 с.

Бендас Т. В., Нурышева Б. С. Факторы, определяющие своеобразие взглядов на лидерство в семьях разных культур // Теоретические и прикладные проблемы психологии: Тезисы докладов II Всероссийской научной конференции. Ставрополь, 2001. — 149 с.

Винникотт Д. В. «Семья и развитие личности. Мать и дитя», 2004.- 177 с.

Вишневский А.Г. Демографическая революция. М., 1976. — 219 с.

Волков А.Г. Семья — объект демографии. М., 1986. — 184 с.

Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984.- 193с.

Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1991.-157с.

Гуггенбюль-Крейг А. Брак умер — да здравствует брак! М.: Когито-Центр, 2007. — 112 с.

Дружинин В. Н. Психология семьи: 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 176 с: ил.

Елизаров А. Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи// Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1996, № 1. — 56 с.

Желдак И.М. Искусство быть семьей: Практическое руководство. -Мн.: МП «Лерокс», 1998. — 160 с.

Карабанова О.А. Психология семейных отношений. М., 2004. — 259 с.

Кон И.С. Социологическая психология. — М.: Московский психолого-социальный институт// Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.—560 с. (Серия «Психологи отечества»).

Кочарян Г. С, Кочарян А. С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. М, 1994.- 311 с.

Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с.

Майерс Д. Социальная психология/Перев. с англ.—СПб.: Питер, 1997.—688 с: ил.

Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии, методики. М., 1989

Мацумото Д. Психология и культура.-Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 416 с.

Нго Тхи Туан Зунг. Роль социально-психологических факторов в стабилизации молодой семьи во Вьетнаме // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. № 6. — С. 90−92.

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособ. / Под ред. Силяева. — М.: Академия, 2002.-

Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. — М.: Педагогика-пресс, 1992. — 190 с.

Семёнов Ю. И. Льюис Генри Морган: легенда и действительность // Советская этнография. — 1968. — № 6. — С. 3−24.

Семенова М. Мы — славяне, М.: Азбука, 2007. — 560 с.

Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М., 1987

Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983.—840с.

Харитонов А.Н. Типология семейных отношений // Актуальные проблемы семьи в современной России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2002. — 581 с.

Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования. М., 1964.- 215 с.

Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978; Антонов А.И. Семья как социальный институт/ /Основы социологии (под ред. Эфендиева А.Г.).

Ч. II. М., 1994

Хрестоматия. Семейная психотерапия. Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В., Юстицкис В. — Питер, С-П., Москва, Харьков, Минск, 2000.- 291 с.

Шнейдер Л. Б. Семейная психология. -- М, 2005.- 258 с.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкас В.В. Психология семьи и семейная психотерапия. Л., Питер, 2000. — 394 с.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990. — 382 с.

Юркевич Н. Г. Советская семья. Функции и условия стабильности.- Минск, 1970. — 241 с.

Зеленский В.В. Толковый словарь по аналитической психологии (с английскими и немецкими эквивалентами).

М., Когито-Центр, 2008. — 942 с.


[1]Демографический ежегодник России. Статистический сборник. М., 2008.-

[2] Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. /Под редак. Силяевой Е.Г. М., 2004.- с. 46

[3] Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978; Антонов А.И. Семья как социальный институт/ /Основы социологии (под ред. Эфендиева А.Г.).

Ч. II. М., 1994

[4] Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Ф56 Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983.—стр. 60

[5] Семенова М. Мы- славяне, М.: Азбука, 2007. — 560 с.

[6] Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования. М., 1964.- С. 138

[7] Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. — С. 25

[8] Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2000.- С. 19

[9] Голод С.И. Историко-социологический анализ семьи. — М., ИФРА-М, 1998 г. с. 69.

[10] Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — С. 120

[11] Винникотт Д. В. «Семья и развитие личности. Мать и дитя», 2004.- С. 39

[12] Желдак И.М. Искусство быть семьей: Практическое руководство. -Мн.: МП «Лерокс», 1998. — С. 26

[13] Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1991.- С. 61.

[14] Тюгашев Е.А., Попкова Т.В. Семьеведение: Учебное пособие. — Новосибирск: СибУПК, 2003. — С.99 (299)

[15] Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990. — С. 125

[16] Арутюнян М. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи // Отец в современной семье. Вильнюс, 1988. — С. 33

[17] Бендас Т. В., Нурышева Б. С. Факторы, определяющие своеобразие взглядов на лидерство в семьях разных культур // Теоретические и прикладные проблемы психологии: Тезисы докладов II Всероссийской научной конференции. Ставрополь, 2001. — С. 24

[18] Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства. — Оренбург: ИПК ОГУ, 2000. — 251 с.

[19] Бендас Т.В., Нурышева Б.С. Сравнительный анализ лидерского поведения в семьях разных культур // Человек и общество: Матер.междун.науч.-практ. конференции. Ч. 2. Оренбург, 2001. С.12−14.

[20] Бендас Т.В., Нурышева Б.С. Факторы, определяющие своеобразие взглядов на лидерство в семьях разных культур // Теоретические и прикладные проблемы психологии: Тезисы докладов II Всероссийской научной конференции. Ставрополь, 2001. С. 75.

[21] Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990. — С. 16

[22] Тюгашев Е.А., Попкова Т.В. Семьеведение: Учебное пособие. — Новосибирск: СибУПК, 2003. — С. 100

[23] Сизанов А.Н., Быков В.М., Тюхлова И.Н., Смирнова Е.С. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися I-XI классов о ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости: Пособие для класс. рук., воспитателей, психологов и соц. педагогов / под ред. А.Н. Сизанова. — Мн.: «Тессей», 1998. Ч. III.-176с.

[24] Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С. Н и др. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя. — Мн.: Нар. асвета, 1989.-286с.

[25] Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1991.-157с.

[26] В.И. Зацепина: О жизни супружеской. М. Молодая гвардия, 1984.- С. 251

[27] Витек К. Проблемы супружеского благополучия. / Пер. с чеш. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. — М.: Прогресс, 1988.- С. 48, 138с.

[28] Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1988.-208с.

[29] Карабанова О.А. Психология семейных отношений. М., 2004. — С. 92

[30] Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб, 2003. —  С. 27

[31] Антонюк Е.В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами. //Вестник МГУ, сер. 14, психология. 1989. № 4. с. 25−34

[32] Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. М., 1990. с. 270

[33] Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб, 2003. — С. 189

[34] Зацепин В.И. Молодая семья: социально -экономические, правовые, морально-психологические проблемы. Киев, 1991. — С. 313

[35] Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи.//Социологические исследования. 1993. — С. 58−74

[36] Антонюк Е.В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами. //Вестник МГУ, сер. 14, психология. 1989. № 4. — С. 25