Дидактическая игра как средство развития логического мышления дошкольников

Содержание

Введение…3

Глава 1. Теоретический аспект развития мышления в дошкольном возрасте…5

1.1 Понятие мышления, его виды и формы…5

1.2 Особенности развития мышления у дошкольника…15

Глава 2. Развитие логической сферы мышления в дошкольном возрасте…21

2.1 Формирование и развитие логической сферы дошкольников…21

2.2 Дидактическая игра как средство развития логического мышления дошкольников…25

Глава 3. Практическое применение дидактических игр…31

3.1 Игровой комплекс для развития логического мышления дошкольников…31

Заключение…37

Список литературы…39

Введение

Актуальность. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально — логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте — в школе.

И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба — решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. В целях развития логического мышления нужно предлагать ребенку самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

13 стр., 6174 слов

Развитие ребенка 2

... ? Ответ: Это липа. Задержка в развитии логического мышления и в образовании понятий проистекает непосредственно из того, что дети не овладели еще достаточно языком, этим ... то, что такая центральная проблема для истории культурного развития ребенка, как проблема развития речи и мышления, оказывается в согласии с нашей схемой. Эта схема ...

Цель исследования — рассмотреть дидактические игры как средство формирования логического мышления в работе со старшими дошкольниками.

Задачи исследования:

1. Конкретизировать представления об особенностях мышления у дошкольников.

2. Изучить формирование и развитие логической сферы дошкольников.

3. Рассмотреть дидактические игры как средство активизации обучения математике.

4. Составить игровой комплекс для развития логического мышления дошкольников

Объект исследования — мышление детей дошкольного возраста. Предмет исследования — дидактические игры как средство развития логического мышления дошкольников. Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Сычева Г. Е., Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. и других. Методы исследования: анализ литературы. Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретический аспект развития мышления в дошкольном возрасте

1.1 Понятие мышления, его виды и формы

Венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека является его способность мыслить. Мышление — высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов. Способность мышления к отражению невидимых связей обусловлена тем, что оно использует в качестве своего орудия практические действия. Оно также связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей; оно осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

20 стр., 9857 слов

Мышление старших дошкольников 2

... исследования будет являться мышление как процесс. Предмет исследования - мышление старших дошкольников. Цель работы - выявить особенности мышления старших дошкольников. Задачи исследования: 1. Выявить актуальность и изучить состояние проблемы развития с мышления ... языка. Развитие мышления отдельного человека выступает, прежде всего, как часть исторического развития мышления, познания всего ...

Существует много определений понятия мышления. Мышление — процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира и внутренних переживаний [Методы изучения и диагностики психического развития ребенка /Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — М.: Педагогика, 1975. — 319 с.]. Мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий [Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 208 с.]. Мышление опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними [Умственное воспитание дошкольников /Под ред.

14 стр., 6619 слов

Отражение мира эмоций в лексике

... чувства как две иерархически различные формы отражения мира. Чувства и эмоции являются различными ступенями развития эмоциональной сферы отражения действительности. В то же время чувства ... категории состояния, междометия). Как только ни обозначают эту удивительную способность человека переживать, испытывать эмоции: психическая реальность, психическое состояние, внутреннее состояние, эмоциональная ...

Н. Н. Поддъякова. — М.: Педагогика, 1972. — 341 с.]. Бертран Рассел считал: «То, что мы называем мыслями… зависит от организации путей в мозге, примерно таким же образом, каким путешествия зависят от дорог и железнодорожных путей» Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный процесс, характеризующий обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности. Мышление, отражая предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого познания. При этом, имея своим единственным источником ощущения, оно раздвигает границы непосредственного отражения, что дает возможность получать знание о таких свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. Обобщение результатов чувственного опыта, которое происходит, когда человек познает мир, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Такое опосредованное отражение возможно лишь на основе обобщения, на основе знаний. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности. Мышление — опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. Психология мышления рассматривается здесь в широком смысле этого понятия, поскольку мышление изучается не только в психологии и нейрофизиологии, но и в теории познания и логики, в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных процессов [Рубинштейн С.Л. Психология. — М.: Просвещение, 1991. — 790 с.]. Процессы мышления как бы завершают цепь обработки информации, но, в тоже время, восприятие, внимание и память ближе всего к нервной деятельности и являются фундаментальными процессами. Мышление — активный процесс, в котором происходит взаимодействие сохраненных и извлеченных ментальных репрезентаций для воспроизведения новых репрезентаций. Благодаря понятийному мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов более «низкого» уровня — ощущения, восприятия, представления. Чувственные образы, создаваемые с помощью этих процессов, обладая качеством надежной достоверности, то есть высокой степени соответствия объектам и ситуациям реального мира, дают возможность вовремя реагировать на происходящие изменения и эффективно строить свое поведение в ответ на эти наличные, непосредственно воспринимаемые события. Придавая движениям определенное направление в пространстве, и регулируя их силу и скорость, чувственные образы в то же время, будучи жестко «привязанными» к объекту, его форме, свойствам, местоположению и скорости его продвижения, создают и определенные ограничения в познании окружающего мира. В этих образах окружающий мир предстает, так сказать, в нетронутом виде. Для того, чтобы проникнуть в суть вещей и явлений, понять скрытые от непосредственного взора связи и отношения внутри них и между ними, необходимо активно в них вмешаться, произвести с ними некие физические или мысленные манипуляции, в результате которых эти скрытые связи и отношения становятся явными. Целью мышления является приспособление к новым условиям на поведенческом уровне и решение новых задач. Процессы мышления сводятся к образованию: 1) общих представлений и понятий; 2) суждений и умозаключений. Сущность мышления составляет мысленное моделирование человеком различных событий. Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, связи и отношения, в которых находятся предметы и явления, причинно-следственную связь в общественно-исторических событиях, закономерности психики человека. Мышление носит обобщенный характер, имеет дело с общими и существенными признаками предметов. Мышление дает возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Оно дает возможность предвидеть ход событий, результаты действий в будущем [Кравцова Е.Е. Мышление дошкольника. — М.: Педагогика, 1977. — 276 с]. Процесс мышления начинается с возникающей потребности (желания, стремления) ответить на тот или иной вопрос, решить ту или иную задачу, выйти из того или иного затруднения. Чем больше человек знает, тем богаче его кругозор, тем больше возникает у него новых вопросов, тем активнее и самостоятельнее его мысль. В процессе преобразующей деятельности человека мышление выступает как средство постановки цели и как аппарат для подготовки целенаправленных действий. То и другое возможно только на основе использования языка как средства, в котором в обобщенной форме закреплены наиболее общие свойства предметов и явлений и отношения между ними. Формирования языка, существующего в речевой форме и являющегося средством общения, в свою очередь возможно только в социальной среде. Спецификой отражения на уровне мышления является отражение именно отношений между объектами и признаками внутри них, оно требуется, в том числе и для осуществления обобщений. Специфическое отражение указанных отношений в мышлении психологически представлено в феномене понимания. До тех пор, пока эти отношения не будут поняты субъектом, их отражение в психике будет представлено только на сенсорно-перцептивном уровне, как это случается при восприятии речевых звуков — можно усл…

21 стр., 10094 слов

1. Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... применения приобретенного. Проблема соотношения обучения и развития.  была и остается одной из проблем психологии и педагогики. Историче­ски сложились различные т.зрения ... вопросов . Внеситуативно- личностная-6-7.  Взрослый выступает для старшего дошкольника как источник социальных познаний, как эталон поведения в различных ситуациях ...

13 стр., 6477 слов

Мышление дошкольников

... помощью отвлеченного, ло-гического мышления. Образное мышление - основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно ... , ни со знанием. В советской психологии мышление определяется как обобщенное и опосредованное отражение ... психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1971. 17. Макарова Е.Г. В начале было детство: Записи педагога. - М.: Педагогика ...

23 стр., 11159 слов

Системный анализ особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития

... Институт специальной педагогики Кафедра коррекционной педагогики Курсовая работа на тему: Системный анализ особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития Выполнила: Студентка ... . Помимо коррекции речи с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте, и математике. Ведущие учёные (Р.Е. Левина ...

Список литературы

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 328 с.

2. Болотова А. К., Макарова И. В., Угарова Г. М. Прикладная психология. — М.: Аспект-Пресс, 2001. — 383 с.

3. Венгер Л. А. Умственное развитие дошкольников. — М., 1974. — 275 с.

4. Вилюнас В.К. Развитие мышления и воображения у детей. — Ярославль: «Академия развития», 1996. — 239 с.

5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии //Собр. Соч. Т. 4. — М.: Педагогика, 1984. — С. 243−426.

6. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. — М., 1956. — 540 с.

7. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследование мышления в советской психологии. — М., 1956. — С. 236−278.

8. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. — М.: Педагогика, 1978. — 237 с.

9. Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.-Л., 1958. — С. 81−91.

10. Кравцова Е.Е. Мышление дошкольника. — М.: Педагогика, 1977. — 276 с.

11. Краткий психологический словарь /Под общ. ред. А. В Петровского, М.Г.Ярошевского. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 560 c.

12. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. — В 2 т. — М.: Педагогика, 1983. — 427 с.

13. Люблинская А. А. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1971. — 218 с.

14. Белошистая А.В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5−6 лет. — М.: Ювента, 2006.

15. Методы изучения и диагностики психического развития ребенка /Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — М.: Педагогика, 1975. — 319 с.

16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М., 2000. — С.164.

17. Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 208 с.

18. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста /Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. — М.: Педагогика, 1988. — 346 c.

19. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1969. — 372 с.

20. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Л. А. Венгер, Е. Л. Агаева, Н. Б. Венгер и др. — Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Педагогика, 1986. — 223 с.

21. Рубинштейн С.Л. Психология. — М.: Просвещение, 1991. — 790 с.

22. Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения до 7 лет. — М.: Школа_пресс, 1997. — 381 с.

23. Умственное воспитание дошкольников /Под ред. Н. Н. Поддъякова. — М.: Педагогика, 1972. — 341 с.

24. Философский словарь /Под ред. проф. А.Г. Смирнова. — М.: Энциклопедия, 1996. — 560 с.

25. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. — М.: Эксмо, СКИФ, 2005.

26. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — М.: ТЦ «Учитель», 2007.

27. Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для дошкольников. Старшая группа 5+. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.

28. Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. — М.: Учитель, 2007.

29. Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. — М.: МЦНМО, МИОО, 2006.

30. Кузнецова В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. — СПб.: Оникс, Оникс-СПб, 2006.

31. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. — М.: Детство-Пресс, 2007.

32. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Ювента, 2006.

33. Сычева Г. Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. — М.: Книголюб, 2007.

34. Шалаева Г. Математика для маленьких гениев дома и в детском саду. — М.: АСТ, Слово, 2009.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector