Проблема адаптации ребенка-дошкольника к условиям дошкольного учреждения

Курсовая работа

Проблема адаптации ребенка-дошкольника к условиям ДОУ

Содержание

  • Введение
  • 1. Функции и соотношение ролей родителей и воспитателей в успешной адаптации ребенка в ДОУ
    • 1.1 Понятие адаптации. Фазы адаптации
    • 1.2 Проблема соотношения воспитания ребёнка в семье и детском саду
    • 1.3 Роль родителей в успешной адаптации ребенка-дошкольника к условиям ДОУ
    • 1.4 Роль воспитателя в успешной адаптации ребенка-дошкольника к условиям ДОУ
  • 2. Практической исследование успешной адаптации детей в ДОУ
    • 2.1 База и методы практической работы
    • 2.2 Практическая работа, проведенная с родителями
    • 2.3 Практическая работа проведенная с воспитателями
    • 2.4 Практическая работа, проведенная с детьми
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение
  • Тезаурус
  • Введение
  • Что такое адаптация? Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).

    При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: это внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (т. е. способность легко и точно выполнять требования среды).

  • С приходом ребенка двух-пяти лет в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких родственников, взрослых, новые требования к провидению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения. Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.).

    Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с двух до пяти лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении, а с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной в данное время.

  • К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения. Среди педагогов и психологов, занимавшихся проблемами адаптации детей-дошкольников возраста двух-пяти лет к условиям дошкольно-образовательного учреждения, можно выделить следующих: Е. И. Рогов, Л. С. Выготский, Л. М. Фридман, А. И. Захаров, Л. М. Левитан и другие. Целью данной курсовой: разработать и провести теоретические рекомендации родителям и воспитателям. Отсюда, задачи исследования:
  • 1. Проанализировать источники (литературу) по данной теме;
  • 2. Изучить психолого-педагогический опыт по данной проблеме;
  • 3. Найти более эффективный путь адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения;
  • 4. Сделать вывод о проведенной работе.
  • Мы выдвигаем следующую гипотезу: если следовать рекомендациям, приведенным в курсовой работе, то адаптация ребенка-дошкольника к условиям дошкольно-образовательного учреждения пройдёт успешно.
  • Объект исследования — процесс адаптации личности к условиям дошкольно-образовательного учреждения.

    22 стр., 10952 слов

    Выявление и решение проблем адаптации у детей дошкольного возраста ...

    ... педагогических возможностей и условий, обеспечивающих эффективность адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Цель исследования: изучить особенности адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. Объект исследования: процесс адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. Предмет исследования: условия адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. Цель, объект, ...

    Предметом исследования является адаптация ребенка-дошкольника (возраста от двух до пяти лет) к условиям дошкольно-образовательного учреждения.

  • В работе мы использовали следующие общетеоретические методы:
  • 1) Метод анализа и синтеза;
  • 2) Метод сравнения;
  • 3) Метод противопоставления.
  • 1. Функции и соотношение ролей родителей и воспитателей в успешной адаптации ребенка в ДОУ

1.1 Понятие адаптации. Фазы адаптации

Понятие адаптации многогранно. Сначала мы дадим несколько общих определений. Затем вычленим из них общие моменты, чтобы дать определение адаптации, которое будет применено в нашем исследовании.

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому живые организмы, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности. Этот процесс позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время максимальное соответствие деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Адаптация социальная — процесс взаимодействия личности или социальной группы со средой социальной; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта : а).

5 стр., 2479 слов

Роль среды в формировании личности подростка

... Заключение В настоящее время проблема изучения роли среды в формировании личности подростка является очень актуальной. Проведенный нами ... 5. «Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова)». В ходе эксперимента мы выявили, ... деятельности, возрастает роль взаимоотношений как со взрослыми, так и со сверстниками и т.д.). Особое влияние на формирование и развитие личности ...

оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б).

установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками. Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы.

Таким образом, из приведенных определений можно вычленить общие параметры, которые будут использованы в дальнейшем. Во-первых, является динамическим процессом. Во-вторых, в этом процессе выделяется взаимодействие личности с средой адаптации. В-третьих, результатом этого взаимодействия является удовлетворение потребностей и реализация целей личности. В-четвертых, реализация целей и удовлетворение потребностей личности обеспечивается в максимальном соответствии его поведения и деятельности требованиям среды. При этом ребенок учится приспосабливаться к любым обстоятельствам, адаптироваться в любой среде и обязательно приспосабливается к ней.

Очевидно, что столь сложный и неоднозначный процесс требует длительного времени. В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1) Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и в психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушениям сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2) Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится в среднем три — пять месяцев);

3) Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате чего дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

1) Легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение десяти — пятнадцати дней, то есть ребёнок прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, а также болеет не чаще обычного;

2) Адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, и при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, также может наступить заболевание длительностью около пяти-семи дней, а это и есть признаки психического стресса;

3) Тяжелая адаптация — может длиться от двух до шести месяцев. Ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся у него навыки, а также может наступить как и физическое, так и психическое истощение организма ребёнка.

Приведенные данные с добавлениями сведены нами в двух таблицах, разделенных по писхо-эмоциональным и психо-физиологическим критериям.

Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка-дошкольника в учреждении, которое приводило бы к наиболее адекватному, и почти безболезненному приспособлению к новым условиям, а также позволяло бы формировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми.

1.2 Проблема соотношения воспитания ребёнка в семье и детском саду

Практика воспитания детей в дошкольно-образовательных учреждениях возникла сравнительно недавно. Но идея о коллективном воспитании детей зародилась ещё в древности.

Так, греческий философ Платон (V-IV вв. до н. э.) в своей книге «Государство» высказал предположение, что коллективное воспитание детей поможет сделать из них достойных граждан.

Однако Платон, с нашей точки зрения, в своих воззрениях на воспитание подрастающего поколения был чрезмерно радикален. Он, в частности, считал, что друзья должны иметь все общее, включая женщин и детей. Далее все дети после рождения будут отобраны у своих родителей, и будут приняты серьезные меры предосторожности, чтобы родители не знали, которые дети являются их детьми, а дети не должны знать, кто их родители. Платон объяснял это так: поскольку ребенок не знает, кто его родители, он должен называть «отцом» каждого мужчину, которые по возрасту мог бы быть его отцом; это также относится к «матери», «брату» и «сестре».

Сегодня преобладающим является мнение о необходимости воспитания ребенка для его успешной социализации в дошкольно-образовательных учреждениях. Однако существует и другое мнение. Например, супруги Никитины утверждают следующее.

«Ни в ясли, ни в детские сады мы детей не отдавали, поэтому опыта «детсадовских родителей» не приобрели. Конечно, мы об этом не жалеем, потому что и тогда, и сейчас считаем, что наши дошкольно-образовательные учреждения представляют очень мало возможностей для физического, умственного и нравственного развития ребятишек: не побегать босяком, ни подвигаться всласть, ни поиграть в охотку, ни трудных задачек на смекалку, ни букв, ни цифр до школы, ни совместных дел и занятий со взрослыми или со старшими, ни учета личных особенностей состояний, ни непременной доброты, любви к каждому ребёнку — как же без этого жить и каким вырастешь?

Кроме этого, для нас оказалось просто невозможным передать детей, даже на время, в другие руки, пусть добрые, умелые, но чужие.

В общем, и сознание, и чувства — все было настроено против этих «камер хранения» для детей, которые представлялись нам своеобразными казармами, где всё делается по жесткому режиму и «чохом» — всеми разом. Мы не представляли себе там своих детей!»

Столь радикальное мнение, конечно, сегодня неприемлемо. По нашему мнению, воспитание ребенка в детском саду должно дополнять, а не заменять семейное воспитание. Детский психолог Бенджамин Спок следующим образом аргументирует данную точку зрения.

«Хороший детский сад не заменяет семейное воспитание, а дополняет его. Большинству детей детский сад приносит огромную пользу. Детский сад особенно ценен для единственного в семье ребёнка, для ребёнка, не имеющего достаточно возможностей общаться с другими детьми, для ребёнка, живущего в плохих жилищных условиях, для ребёнка, с которым матери трудно справляться по каким-либо причинам. Каждому малышу необходимо общество детей его возраста не только для игр и развлечения, но и самое главное, чтобы научиться жить в коллективе, что является главной задачей его жизни. Ребёнку также необходимы пространство, где он мог бы бегать и кричать, приспособления для физических упражнений, кубики, блоки, доски, чтобы строить, куклы, поезда и другие игрушки. Ему необходимо общаться и с другими взрослыми людьми, кроме своих родителей. Очень немногие дети имеют все эти преимущества дома».

1.3 Роль родителей в успешной адаптации ребенка-дошкольника к условиям ДОУ

А что же нужно конкретно делать родителям для успешной адаптации ребёнка? Во-первых, родители должны заранее решить, в какое время они предполагают отдать своего ребёнка в детский сад и сообщить об этом своему участковому педиатру, так как перед поступлением в коллектив ребёнка следует заранее тщательно обследовать, сделать все профилактические прививки, при необходимости провести соответствующие лечебно-оздоровительные мероприятия.

Во-вторых, ребёнка психологически надо подготовить к детскому учреждению.

Участковый педиатр, участковая медицинская сестра, медицинский персонал комнаты здоровья ребёнка, детской поликлиники могут дать ряд советов. Если эти советы выполнять, адаптация ребёнка пройдет значительно легче.

Родителям нужно заранее создать дома такой режим и условия жизни, которые были бы максимально приближены к режиму и условиям жизни дошкольного учреждения. Он должен привыкнуть спать, кушать, играть, гулять именно в те часы, которые приняты в данной возрастной группе детского сада (а это надо выяснить в том учреждении, куда пойдёт ребёнок).

Очень важно, чтобы ребёнок привык к такой температуре воздуха, какая поддерживается в детском саду. Обычно температура в группах бывает не выше 22 градусов, но, может быть, именно в том учреждении, куда пойдёт малыш, приняты другие нормативы, дети приучены к более низкой температуре. Тогда и дома надо стараться снижать температуру до этого уровня. В противном случае, привыкнув находится постоянно при более высоких температурах, малыш в первый день пребывания в группе будет испытывать состояние теплового дискомфорта, что может привести к заболеванию.

Немаловажно, чтобы малыш своевременно овладел навыками в самообслуживании: умел самостоятельно есть, пользоваться туалетом, одеваться и раздеваться. Все это поможет исключить ряд стрессовых ситуаций, которые, естественно, возникают у ничего не умеющего ребёнка в «организованном» детском коллективе. Также нужно приучать малыша самостоятельно играть с игрушками и уметь их убирать по местам.

Нужно стараться предупреждать вредные (а в ряде случаев и не очень вредные, но неприемлемые в детском коллективе) привычки. Например, если в возрасте от трех до пяти лет ребёнок не спит днём, а в детском коллективе сон — принятый норматив, а во время бодрствования он большую часть времени на руках у взрослых, конечно, ему будет очень трудно первое время в группе, где всё сразу станет по-другому.

Нужно обратить внимание на такой факт. Если малыш рос в очень узком кругу, ему будет трудно привыкнуть к большому числу новых детей и чужих взрослых. Поэтому, прежде чем отдать ребёнка в детский сад на четвертом году жизни, уже с самого первого года нужно знакомить его с посторонними людьми, приучать спокойно идти к ним на руки, а иногда можно отправлять его с кем-то из родных или знакомых. Очень хорошо, если не бояться контактов ребёнка со сверстниками, и постараться воспитывать к ним доброжелательное отношение, поощрять совместные игры, научить делиться игрушками. Было бы неплохо, в первые дни дать ребенку с собой в группу его любимую игрушку. Она будет для него частичкой дома в непривычных условиях.

Не нужно отдавать ребёнка в группу сразу на целый день, это будет для него непосильной нагрузкой. Хорошо, если первые дни он будет находиться в группе всего два-три часа, а обедать и спать дома в обычной обстановке. Затем постепенно, по мере привыкания, можно привести его к завтраку и оставить до обеда, но днем он может спать, опять дома. А уже через несколько дней можно оставить ребёнка и на дневной сон, но забрать сразу после пробуждения.

Адаптация пройдет более безболезненно, если всё это учесть.

Поэтому совет мамам — не спешить с выходом на работу. Лучше провести этот сложный для малыша первый месяц вместе с ним. Лучше постараться самой отводить ребёнка в садик и самой забирать.

Когда мама забирает своего ребёнка, лучше всего поговорить с воспитательницей, выяснить, как малыш вел себя в группе, как ел и как спал. При необходимости нужно компенсировать дома недоедание или недосыпание ребёнка в детском учреждении. В период привыкания ребёнка к дошкольно-образовательному учреждению, лучше всего исключить из домашней обстановки лишние раздражители, а именно — телевизор, радио, магнитофон, компьютер. В крайнем случае, не включать их громко. Ребёнку сейчас очень важно побольше быть вместе с родителями и заниматься спокойными играми, рассматриванием картинок, собиранием пазлов и т. д.

Иногда мама беспокоится больше, чем сам ребёнок. Поэтому очень важно, чтобы мама старалась держать себя спокойно. Если она прощается с ребёнком несколько раз подряд с беспокойным видом, у ребёнка возникает мысль: «Она ведёт себя так, как будто беспокоится, что со мной случится что-нибудь ужасное, если я здесь останусь. Лучше я её не отпущу от себя, останусь вместе с ней». Если ребёнок боится или просто отказывается идти в детский сад с добрыми воспитателями, родителям нужно проявить твердость и объяснить ребёнку, что ему следует идти в детский сад, также как родители каждый день ходят на работу.

Итак, первая роль в подготовке ребёнка к детскому саду отводится, конечно, родителям. Нужно учитывать все эти факторы, все эти условия при подготовке ребёнка. Если это сделать правильно и тактично, то адаптация ребёнка к детскому саду пройдёт значительно легче.

1.4 Роль воспитателя в успешной адаптации ребенка-дошкольника к условиям ДОУ

Итак, родители привели своего ребёнка в детский сад, оставили его там, и теперь главная роль отводится воспитателю.

Когда малыш поступает в детское учреждение, о нем обычно имеются какие-то сведения, хотя они бывают весьма различные по своей значимости или точности. Очень ценными могут оказаться заметки о поведении ребёнка в течение первых недель привыкания к группе, поскольку впоследствии по ним можно будет судить о том, как ребенок адаптировался к новым условиям и к новым людям. Однако с достаточно надёжной оценкой типичного поведения или уровня развития следует подождать, пока малыш не «впишется» в группу. От взрослых требуется умение и опыт, чтобы определить, прижился ли ребёнок в группе. Адаптация может занять пять-шесть недель, а того и ещё больше. Все эти заметки потом могут пригодится в дальнейшем, при работе с другими детьми. Так как ребёнок, в основном, приходит в детское учреждение в возрасте от двух до четырех лет, нужно помнить и учитывать, что именно этот возраст считается критическим периодом детства. Этот период можно назвать так: буйство эмоций и капризное упрямство. Важно учесть, что критический период, — это не только переломный пункт, чреватый различными осложнениями, но и наиболее благоприятный период для провидения коррекционных мероприятий, имеющих далеко идущие последствия.

Поэтому воспитатели и, конечно, родители должны быть особенно внимательны и наблюдательны в этот период, готовы немедленно прийти на помощь ребёнку.

Для успешной адаптации ребёнка в детском учреждении необходимо условие создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит прежде всего от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до первого сентября с повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинги, консультации, родительские собрания), развитие у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т. д.

Второй немаловажный момент организации знакомства ребёнка с детским садом, это первый день пребывания в детском саду, должен стать для ребёнка праздником. Можно даже организовать «праздник знакомства». В этот день ребёнка и его родителя встречают оба воспитателя, которые знакомят его с группой, проводят игры, направленные на знакомство детей между собой.

Ещё один немаловажный момент — это формирование в ребенке чувства уверенности в окружающем. Давайте представим себе впечатление ребенка, попавшего в детский сад. Пофантазируйте: вы в незнакомом городе, жители которого больше вас, а есть и просто гиганты, они проявляют к вам особый интерес, но их намерения пока не ясны (поэтому, на всякий случай, нужно быть с ними поосторожней!).

20 стр., 9841 слов

Реабилитация детей группы риска в интернатном учреждении

... Летунова. Т.И.Шульга рассматривала смысл жизни детей группы риска. Адаптацией данной категории детей занималась И.М. Осмоловская и др. Проблеме реабилитационно – воспитательной работы в детском интернатном учреждении уделял внимание В.Морозов, ...

А в квартире, в которой вам предстоит жить, живут ещё пятнадцать-двадцать человек. Они о чем-то говорят, играют в незнакомые игрушки, бегают, некоторые плачут, и нет места, где можно было бы от всего этого кошмара спрятаться, и нет ни одного знакомого человека, который объяснил бы, что все это значит.

Согласитесь, картина не из приятных. Но ведь это ни ч то иное, как видение ситуации поступления в детский сад глазами ребёнка: кругом много детей, повсюду незнакомые взрослые, которые что-то спрашивают, о чем-то просят, что-то требуют.

Именно поэтому одна из основных задач адаптационного периода — формирование чувства уверенности в окружающем. Для этого необходимо следующее:

· Знакомство детей, их сближение друг с другом.

· Знакомство с воспитателями, установление отношений между воспитателями и детьми, основанных на доверии.

· Знакомство с группой и детским садом, «освоение» их.

· Знакомство со всем персоналом детского сада

Все это, то есть знакомство с окружающим, организуется в форме развивающих игр, проведение которых требует от взрослого знания и выполнение определенных условий, таких как:

· Доброжелательность, участие в игре. Необходимо добиваться того, чтобы ребёнок сам захотел принять участие в предложенной игре. Ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка делать то, что он не хочет, заниматься тем, что ему не нравится.

· Непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает её важной и значимой для них.

· Многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое).

· Специальный наглядный материал — определенные игрушки, различные предметы и т. д. — должен использоваться только в данных развивающих играх (нельзя превращать наглядный материал в обычный, всегда доступный, так он дольше остается для детей необычным).

· Представление ребёнку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на мир.

Но всё это, конечно, приемлемо с детьми четырёх-пяти лет. Но так как сейчас дети, поступающие впервые в детский сад, значительно младше, то эти методы не совсем подходят. Дети двух-четырёх лет ещё не совсем умеют объяснить, что они хотят. Такому ребёнку не объяснишь, что мама должна работать. Поэтому нужно хоть в чем-то на этот период, пока он в детском саду, заменить ему мать. Может быть, где-то брать его на руки, но, конечно, не баловать. Быть доброй, с ласковой улыбкой на лице, и что немаловажно, тихим спокойным голосом разговаривать с ребёнком.

Ещё можно держать в группе какое-нибудь животное или птицу. Это позволит выполнить три немаловажные задачи:

ь Забота о животном или птице поможет сформировать уважительное отношение ребенка ко всему живому.

ь Ребенок, видя, что есть существо более беззащитное, чем он сам, будет чувствовать себя увереннее и постарается позаботиться о тех, кто слабее его.

ь Ребенок, рассматривая животное или птицу, не заметит, что мама уже ушла, а потом заинтересуется новым яркими игрушками, игрой с другими детьми.

Немаловажно в группе иметь разные красивые яркие игрушки, которые быстро привлекали бы внимание детей. При этом важно, чтобы группа была красиво обставлено. Кроме того, большое значение имеет и цветовая гамма. Цвета должны быть теплыми, не возбуждающими. Хорошо, если в группе будут стоять домашние растения. Нужно, чтобы все было удобно и уютно. Детский сад, таким образом, должен стать для ребёнка вторым домом. Каждый воспитанник будет чувствовать себя в таких условиях как дома. Итак, в конце можно сказать, что основная роль в успешной адаптации ребёнка в детском саду ложиться на плечи воспитателя. Всё зависит от его профессионализма, чуткости, умения найти подход к каждому ребёнку, уметь сопереживать, успокоить, выслушать его — все это должен уметь настоящий воспитатель.

2. Практическое исследование успешной адаптации детей в ДОУ

2.1 База и методы практической работы

Базой исследования явилась средняя группа дошкольно-образовательного учреждения (ДОУ) №506 Свердловской области г. Екатеринбурга. Исследование проводилось с 17 апреля по 5 мая 2006 г. Экспериментом были охвачены четыре ребёнка в возрасте от двух до пяти лет.

Проведенный нами констатирующий эксперимент был направлен на выявление успешной адаптации ребенка-дошкольника к условиям дошкольно-образовательного образовательного учреждения.

При составлении схемы обследования и наблюдения мы руководствовались методами Л. П. Стрелковой.

Для изучения выбранной темы использовались разные методы: наблюдение, беседы с родителями и воспитателями, анкетирование (как родителей, так и воспитателей).

Материал для обследования подбирался с учетом программных требований для детей средней группы дошкольно-образовательного учреждения.

Обследование и беседы проводились в непринужденной игровой форме ежедневно два раза в день в течение трех недель по десять-пятнадцать минут.

2.2 Практическая работа, проведенная с родителями

Перед поступлением ребёнка в дошкольно-образовательное учреждение был проведен анкетный опрос родителей с целью выявления психологического микроклимата семьи и эмоционального состояния ребёнка.

Анкеты выдавались родителям на отдельных листах формата А4. Процедура анкетирования проводилась добровольно в индивидуальном порядке. Кроме того, была проведена следующая работа: на дверях кабинета психолога детского сада и группы, куда должны были поступить дети, были вывешены рекомендации, предварительно разработанные нами (См. Глава 1: «1.3 Родители»).

Таким образом, родители могли ознакомиться с нашими рекомендациями и принять необходимые меры для более успешной адаптации их детей в ДОУ.

Мы приводим ниже анкету, по которой опрашивались родители поступающего в детский сад ребенка.

АНКЕТА №1

1. Как ваш ребёнок засыпает?

· Быстро

· Медленно

· Требует, чтобы с ним сидели

· Требует, чтобы не гасили свет

2. Как он спит?

· Крепко, спокойно

· Неспокойно

· Вскрикивает

· Плачет

3. Как он просыпается?

· Сразу

· Не сразу

4. В каком настроении просыпается Ваш ребёнок

· Весёлый, спокойный

· Раздражительный

· Грустный

· В слезах

5. Как он ест?

· Охотно, не выбирает пищу, быстро, сам

· Неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых

6. Замечаете ли вы проявление страха у Вашего ребенка?

· Да

· Иногда

· Нет

7. Как проявляется страх у ребенка?

· Плачет

· Убегает

· Впадает в ярость

· Зовет взрослых

· Справляется сам

8. Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным?

· Часто

· Иногда

· Редко

9. Часто ли ребенок плачет?

· Да, часто

· Нет, редко

10. Какие эмоции наблюдаются в игре по отношению к предметам и игрушкам?

· Доброжелательный интерес

· Агрессивность

· Безразличие

11. Жалуется ли на сверстников?

· Да

· Иногда

· Нет

12. Какой Ваш ребёнок в общении с другими детьми?

· Уравновешенный

· Терпеливый

· Чуткий

· Уступчивый

· Приветливый

· Вспыльчивый

· Склонный чаще командовать, чем подчиняться

В анкетировании участвовало 4 человека. Один из родителей отказался заполнять анкету.

Результаты анкетирования оказались следующими:

Ш Два ребенка оказались спокойными, радостными, эмоциональными, уравновешенными, доброжелательными. Они, по словам родителей, обладают хорошим сном и аппетитом, охотно идут на контакты со сверстниками.

Ш Третий ребенок склонен чаще командовать, чем подчиняться, возбужденный, плаксивый, раздражительный, неохотно идущий на контакт со сверстниками. По словам родителей, плохо спит и просыпается в слезах.

Таким образом, с помощью анкетирования мы смогли выяснить, каков микроклимат в семье и эмоциональное состояние трех из четырех поступающих в детский сад детей. К сожалению, родители четвертого ребенка отказались идти на сотрудничество. Мы предполагаем, что из-за нехватки информации о ребенке процесс успешной адаптации этого ребенка в ДОУ будет осложнен.

воспитатель родитель адаптация дошкольный

2.3 Практическая работа, проведенная с воспитателями

Мы составили тестовый опросник для воспитателей с целью изучить особенности понимания и принятия педагогом необходимости взаимодействия и сотрудничества с родителями как равных партнеров. Для заполнения опросника нами была составлена инструкция для воспитателей.

ь Инструкция к использованию опросника:

ь процедура является индивидуальным процессом;

ь дается 3-6 минут;

ь тест предлагается на отдельном листе формата А4

ь воспитателю даются суждения, если воспитатель согласен с суждением, он обводит его в кружок, если не согласен — зачеркивает, если суждение кажется ему неполным, или неверным, ставит рядом вопросительный знак.

Ниже мы приводим суждения, предложенные воспитателям.

1. Считаю, что все родители полностью довольны моей работой с детьми.

2. Родители уверены в моем хорошем отношении к их ребёнку.

3. Общаясь с родителями, я часто приглашаю их в группу для участия в различных видах деятельности (играх, труде).

4. Содержание повседневного общения с родителями я строю преимущественно на информации об успехах и затруднениях ребенка в детском саду.

5. Родители моих воспитанников получают от меня много полезных советов.

6. Семью воспитанника я рассматриваю только как источник знаний о ребёнке.

7. В проблемных ситуациях стараюсь склонить родителей ребёнка на свою сторону.

8. Если обнаруживаю ошибку родителей в воспитании ребёнка, всегда говорю им об этом.

9. В общении с аудиторией родителей использую разные методы и приёмы активизации отцов и матерей, повышения их интереса к обсуждению проблемы.

10. Приглашая родителей в детский сад на встречу, ставлю своей задачей дать им педагогические знания.

Табл. 1 Обработка ответов.

№ суждения

Правильный ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

?

О

?

О

Х

Х/?

?

О

Х/?

При обработке ответов учитывается каждое совпадение с ключом. Оно оценивается в три балла. Несовпадения не оцениваются. По суждению 9 три балла ставятся в том случае, если есть указания активных методов общения с родителями, в иных случаях баллы не ставятся. Максимальное количество баллов равно 30.

24-30 баллов — много.

18-23 баллов — среднее.

15 баллов — мало.

Количество набранных баллов показывает, насколько педагог готов сотрудничать с родителями.

По результатам опроса педагога были сделаны следующие выводы: педагог квалифицированный, опытный, готовый сотрудничать с родителями детей, поступающих в детский сад.

2.4 Практическая работа, проведенная с детьми

При поступлении четырех детей в дошкольно-образовательное учреждение мы проводили практическое исследование. Целью исследования было знакомство ребенка с группой, а в дальнейшем и получение общего представления о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в группе по результатам кратковременного наблюдения, индивидуальных собеседований и индивидуальных экспериментов с детьми. Методика применяется работе с детьми средней группы детского сада. В процессе наблюдения мы также отмечали степень успешности адаптации по физиологическим критериям (здоровье, аппетит, сон).

С детьми, поступающими в детский сад, был проведен праздник знакомства. Цель его проведения состояла в том, чтобы адаптация детей в новом коллективе прошла легче, чтобы ребенок быстрее привык к группе и воспитателю. Очень важно, чтобы ребёнок сам захотел принимать участие в игре. Ни в коем случае нельзя заставлять делать это насильно. На празднике ребенку могут что-то подарить, делают то, что ему нравится. Каждый ребенок из группы делает или говорит новичку что-то приятное, называя при этом своё имя.

Дети поначалу вели себя настороженно, боялись воспитателя и будущих одногруппников. Они держались поближе к родителям, а один мальчик даже плакал. В процессе представления новичков группе двое детей так и не решились назвать свое имя. Их представили родители. После праздника родители вместе с детьми ходили по группе. Через некоторое время детей привлекли яркие игрушки. Родители наблюдали неподалеку за своими детьми, но еще не решались покинуть группу. Дети же, играя с игрушками, постоянно оглядывались на родителей.

Перед обедом родители вместе с детьми ушли домой, пообещав вернуться на следующий день. Всю первую неделю дети ходили в детский сад вместе с родителями. При этом с каждым днем дети проводили в детском саду без родителей всё большее количество времени, постепенно привыкая к условиям детского сада, сверстникам и воспитателю.

По прошествии 10 дней пребывания детей в детском саду была проведена методика «Разложи картинки». Задание выполняется индивидуально. Для этого необходим набор картинок с изображением различных ситуаций из жизни детей. Набор состоит из восьми картинок:

1. Дети бегут к воспитателю.

2. Ребёнок разговаривает со взрослым.

3. Дети идут на прогулку парами.

4. Дети играют в группе.

5. Дети занимаются, сидя за столами.

6. Два взрослых и один ребёнок стоят рядом и смотрят друг на друга.

7. Два ребёнка и один взрослый стоят рядом и смотрят друг на друга.

8. Дети сидят на стульчиках.

Ребенку дается инструкция: «Возьми в одну руку все грустные картинки, а в другую — все весёлые». Затем фиксируется количество «грустных» и «веселых» картинок у каждого ребенка, независимо от их содержания.

По результатам эксперимента мы определяем индивидуальное и общее количество «грустных» и «весёлых» картинок. Если общее количество «грустных» картинок превышает общее количество веселых, это является свидетельством негативного эмоционального состояния детей в группе.

В выполнении этого задания участвовали четверо детей, недавно поступивших в детский сад. Приводим результаты проведенного задания в таблице 2. Дети условно обозначены цифрами от 1 до 4. «Весёлые» картинки даны во втором столбце под знаком «+», «грустные» — в третьем со знаком «-». В четвертом столбце даны результаты для каждого ребёнка.

Табл. 2

№ ребёнка

+

Результаты

1

6

2

+

2

3

5

3

7

1

+

4

8

0

+

Таблица выявила, что трое из четырех детей успешно адаптировались в группе. Осложнения возникли у четвертого ребенка.

Мы также наблюдали за здоровьем, сном и аппетитом новичков. В тех случаях, когда мы это сделать не могли, обращались за помощью к воспитателю.

По нашим наблюдениям, в первые дни дети неохотно ели пищу, приготовленную в детском саду, плохо засыпали, сон их был беспокойным. Однако ближе к середине практической работы были четко видны улучшения. Трое из четверых новичков ели с аппетитом, спали спокойным, крепким сном. Четвертый ребенок адаптировался медленнее других. К концу второй недели у него еще был плохой аппетит и неспокойный сон. Он предпочитал играть не в коллективе, а в одиночку; он часто плакал и лез в драки. Но к концу практического исследования мы увидели и у этого ребенка явные улучшения. Адаптация его также прошла успешно.

Заключение

В данной курсовой работе нам удалось и провести теоретические рекомендации родителям и воспитателям для того, чтобы адаптация детей-дошкольников к условиям дошкольно-образовательного учреждения прошла более успешно.

Мы проанализировали источники по данной теме, изучили психолого-педагогический опыт по данной проблеме, нашли более эффективный путь адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения.

Мы пришли к выводу о безусловной необходимости совместного участия в процессе успешной адаптации ребенка-дошкольника родителей, воспитателя и сверстников.

Выдвинутая нами гипотеза о том, что, если следовать рекомендациям, приведенным в курсовой работе, то адаптация ребенка-дошкольника к условиям дошкольно-образовательного учреждения пройдёт успешно, подтвердилась. На практике мы обнаружили, что адаптация детей дошкольников к условиям дошкольно-образовательного учреждения проходила успешнее в тех случаях, когда все заинтересованные в этом лица (воспитатель, родители, сверстники, сам ребенок) активно участвовали в этом и охотно шли на сотрудничество для достижения общей цели.

Кроме того, мы получили бесценный психолого-педагогический опыт, который, несомненно, окажется полезным в последующей работе.

Список литературы

1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагога детского сада с семьей ребенка//Дошкольное воспитание. 1998, №6.

2. Арнаутова Е. П. Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. М.: Линка-пресс, 2004.

3. Балакера Т. Б. Эмоции и дети//Дошкольное воспитание. 2005, №1.

4. Воспитателю о работе с семьей/Под ред. Виноградовой Н. Ф. М.: Просвещение, 1989.

5. Гарбузов В. И. Нервные дети. М.: Наука, 1990.

6. Данилина Т. А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ/ Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, М. Н. Степина. М.: Айрис-пресс, 2006.

7. Денисенкова Н., Пороцкая Психологическая консультация. Добро пожаловать//Дошкольное воспитание.2003, №10.

8. Доронова Т. Защита прав и достоинства маленького ребенка//Дошкольное воспитание. 2000, №9.

9. Заочный курс лекций для матерей/Под ред. Петрова Т. А. М.: Медицина, 1969.

10. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации, Новосибирск, 1980.

11. Казыгереев Л. А. Ваш малыш идет в детский сад//Дошкольное воспитание, 1998, №4.

12. Как измерить успешную адаптацию?//Дошкольное воспитание. 2000, №3.

13. Краткий словарь по логике/Горский Д. П., Ивин А. А., Никифоров А. Л. М.: Просвещение, 1991.

14. Лемли Д. Работать с маленькими детьми. М.: Просвещение, 1991.

15. Миронов А. Критические периоды детства. М.: Знание, 1979.

16. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. М.: Молодая гвардия, 1989.

17. Никитин Б., Никитина Л. Наш малыш в три года. М.: Молодая гвардия, 1989.

18. О работе в детском саду/Обруч. 2000, №3.

19. Психолого-педагогический словарь. М.: Феникс, 2003.

20. Рассел Б. История Западной философии. Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

21. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 1998.

22. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях/Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кальмер, А. Атоносовой-Вуловой — М.: «Москва-медицина», 1980.

23. Спок Б. Ребёнок и уход за ним. Владикавказ: «ИР», 1991.

24. Студеникин М.Я., Макаренко Ю.А. и Бурмистрова Н.Н. Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения и лечебного стационара. Вестн. АМН СССР, 1979, №10.

25. Танкова-Ямпольская Р. В. Ваш ребенок М.: «Москва-медицина», 1990.

26. Управление образовательным процессом в дошкольно-образовательном учреждении/ Микляева Н. М., Микляева Ю. В., Новицкая М. Ю. М.: Современное слово, 2003.

27. Фридман Л. М. Психология воспитания М.: Сфера, 1990.

28. Чернооченко А. А. http://www.abc-people.com/search.htm

29. Чеснова Н. Ю. Настольная книга воспитателя детского сада. Ростов н/Д: Феникс, 2004

Приложение

Психо-физиологические критерии

Степень адаптации

Здоровье

Аппетит

Сон

Легкая степень

В период адаптации — заболевание не более одного раза сроком на 10 дней.

Отказ от еды не наблюдается

В первые дни может быть снижен, затем нормализуется

Средняя степень

Заболевают не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней. Возможны изменения вегетативной нервной системы.

Может снижаться вес, тени под глазами, бледность, потливость. Восстановление происходит через 20-40 дней.

Аппетит снижается

В первые дни возникает отказ от еды.

Аппетит восстанавливается через 20-40 дней

Ребенок плохо засыпает

Сон короткий

Вскрикивает во сне

Просыпается со слезами

Сон восстанавливается через 20-40 дней

Тяжелая степень

Часто болеют, более 3 раз за период. Изменение вегетативной нервной системы.

Появляются признаки невротических реакций.

Шелушение кожи диатез, бледность потливость.

Тени под глазами вес может снижаться.

Возможны нарушение стула, бесконтрольный стул, невротическая рвота.

Аппетит снижен.

Стойкий отказ от еды. С трудом привыкает к новой пище.

Может отказываться от самостоятельного приема пищи.

Аппетит восстанавливается к 60 дню.

Плохо засыпает, сон короткий, прерывистый.

Во время сна наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во сне.

Восстанавливается примерно к 60 дню.

Психо-эмоциональные критерии

Степень адаптации

Эмоциональный фон

Поведение

Социальные навыки

Легкая степень

Настроение бодрое, заинтересованное, может сочетаться с утренним плачем.

Преобладает спокойное эмоциональное состояние

однако это состояние не стабильно.

Любой новый раздражитель влечет за собой возврат как к положительным, так и к отрицательным эмоциональным реакциям

В первые дни возможно проявление пассивно-разрушительной активности, направленное на выход из ситуации

это активный двигательный процесс.

Активность ребенка направлена на восприятие и переработку информации активность может проявляться как в речевом, так и в действенном плане это смех голосовые реакции

Отношения с близкими взрослыми не нарушается

интересуют другие взрослые

поддается ритуалам прощания

откликается и выполняет указания взрослого

отношения к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным.

Ребенок вступает в активный контакт с взрослыми и окружающими предметами может проявлять поисковый ориентировочный интерес.

Средняя степень

Наблюдается подавленность, напряженность пассивное подчинение.

Быстрый переход к отрицательным эмоциям, частый плач, или наоборот заторможенность.

Постепенно, обычно к 20 дню эмоциональное состояние нормализуется.

Отсутствие активности.

В дальнейшем активность избирательна

Возможен отказ от участия в деятельности, в игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная и кратковременная, речью может не пользоваться

Отношение к взрослым избирательное

Общение только в определенных условиях.

Отношение к детям: избегает, сторонится, или проявляет агрессию.

Тяжелая степень

Отсутствие активности при стертых отрицательных и эмоциональных реакциях.

(тихий плач хныканье, страх, ступорозное состояние без попыток активного сопротивления)

Настроение безучастное много и длительно плачет.

Пассивное поведение.

Активность отсутствует

Часто отрицание любой деятельности

В первые дни преобладает отрицательное отношение к взрослым.

По отношению к детям или безучастность, или страх.

По мере привыкания появляется избирательность в общении с взрослыми.

Тезаурус

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому живые организмы, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Анкета — опросный лист для получения каких-либо сведений о том, что его заполняет и для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе.

Воспитание — целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества.

Воспитательница детского сада — педагог, осуществляющий воспитательную работу и общее наблюдение за группой детей в дошкольном учреждении. Назначается из числа окончивших дошкольные педагогические училища или соответствующий факультет пединститута.

Детский сад — учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста.

Личность — человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений.

Потребность — психическое явление, отражение объективной нужды организма в чем-либо (биологические потребности, свойственные человеку и животным), личности (социальные или духовные, свойственны только человеку).

Стресс — психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды.

Теория (от греч. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — система основных идей в той или иной отрасли знания, форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связей действительности.

Тест — стандартизированное задания, по результатам выполнения которых, судят о психо-физиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Эмоции — особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих или тормозящих деятельность.

Размещено на