Особенности воспитания дошкольников в кризисные периоды психического развития.

План.

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Понятие «кризис», «кризисные проявления» в отечественной психологии…………………………………………………………………………5

2. Характеристика кризисных периодов психического развития дошкольников……………………………………………………………………..7

3. Особенности воспитания дошкольников в кризисные периоды психического развития…………………………………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………………20

Приложение………………………………………………………………………21

Введение.

Дошкольный возраст — самый длительный и сложный с точки зрения психического развития этап раннего онтогенеза. Сложен он и как объект психологического исследования. Как показывает анализ научной литературы, многообразие событий, происходящих в психической жизни детей этого возраста, обладает разной степенью привлекательности для ученых, в связи с тем, что дошкольный возраст исследован крайне неравномерно. Наименее изученным он остается со стороны процессов, интегрирующихся в его критические моменты: кризис 3 и 7 лет.

В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. В отечественной психологии термин «возрастные кризисы» введен Л.С. Выготским и определен как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов.

Л.И. Божович понимала под кризисами переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение предыдущего этапа развития и начало последующего. Каждое системное новообразование, возникая в ответ на потребности ребенка, включает аффективный компонент и потому несет в себе побудительную силу. Именно поэтому центральное для данного возраста системное новообразование, являющееся как бы обобщенным результатом, итогом всего психологического развития ребенка в соответствующий период, не остается нейтральным по отношению к дальнейшему развитию, а становится исходным для формирования личности ребенка следующего возраста. Это и дает право рассматривать кризисы в качестве переломных этапов онтогенетического развития личности, анализ которых позволит вскрыть психологическую сущность этого процесса.

13 стр., 6402 слов

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития ...

... средство развития речи детей младшего возраста. Задачи исследования: . Рассмотреть дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи. . Привести психологические характеристики кризиса 3-х лет. . Проанализировать развитие речи детей в период кризиса ...

Данная проблема актуальна потому, что поведение ребенка в период кризиса становится весьма проблематичным для окружающих и формы реагирования детей изменяются порой кардинально. Проявления упрямства и негативизма направлены главным образом против взрослых, которые постоянно ухаживают за ребенком, опекают его. Особенности протекания этого периода развития во многом зависят от отношения к ребенку со стороны взрослых. Именно поэтому актуально изучение особенностей воспитания детей дошкольного возраста в кризисные периоды психологического развития.

Объект исследования: психическое развитие ребенка-дошкольника.

Предмет исследования: исследование особенности психического развития личности ребенка-дошкольника в кризисные периоды.

Цель исследования: изучение особенностей воспитания дошкольников в кризисные периоды психического развития.

Задачи исследования:

1) дать понятие возрастного кризиса;

2) охарактеризовать особенности воспитания дошкольного возраста в кризисные периоды психического развития.

Методологический материал изложен в рамках традиций отечественной психологической школы и основан на идеях Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович.

Методом исследования в работе является анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.

Работа состоит из введения, теоретического обоснования проблемы, заключения, библиографии.

1. Понятие «кризис», «кризисные проявления» в отечественной психологии.

В дошкольном возрасте закладываются основы развития детей, и от того, как мы (педагоги-психологи, воспитатели, родители) развиваем детей, во многом зависит их дальнейшая судьба.

Особенно важны знания возрастных особенностей детей для выстраивания психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. В основании периодизации лежат теоретические обоснования разных авторов, (кратко напомним некоторые из них) так например Л.С. Выготский определял возрастные особенности как наиболее типичные для детей того или иного возраста, указывающие на общие направления развития на том или ином этапе жизни(Выготский, Л.С.)[2].

Формирование личности ребенка происходит в его активной деятельности. Автором данной теории является А.Н. Леонтьев. Основанием данной теории является идея, заключающаяся в том, что на каждом возрастном этапе ведущей является определенная деятельность (общение, игра, учение, труд), обусловливающая основные изменения в личности(Леонтьев, А.Н.)[5].

Согласно теоретическим положениям, А.А. Бодалева, А.А. Ломова, А.М. Матюшкина органы, системы и психические функции ребенка развиваются с разной интенсивностью и не параллельно. Существуют периоды, в течение которых организм становится особенно чувствителенк определенным воздействиям окружающей действительности. Такие периоды называют сенситивными.

11 стр., 5245 слов

Особенности психического развития в младший школьный возрастной период

... рамках данной работы является психическое развитие ребенка младшего школьного возраста. Предмет исследования - особенности психического развития в младший школьный возрастной период. Цель работы - выявить и ... психоаналитической теории, выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой из стадий человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между ...

Учет вышеперечисленных теоретических обоснований является главным критерием возрастной периодизации в отечественной психологии.

Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность.

В соответствии с периодизацией Д.Б. Эльконина (приложение 1), дошкольным детством считается период от 3-х до 7-ми лет (Д.Б. Эльконин)[6].

Термин «кризисы возрастные» был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов, и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. Кризис — переломный этап онтогенетического развития.

Кризис случается на стыке двух возрастов. У детей появляются неудовлетворенные потребности, которые появляются в конце каждого этапа психического развития вместе с центральным новообразованием возраста.

Особенности кризиса (по Выготскому Л.С.):

а) временные границы кризиса неотчетливы. В середине кризиса есть резкое обострение — кульминационная точка;

б) во время кризисов — трудновоспитуемость (нежелание учиться, конфликты с окружающими, острые переживания).

Но у некоторых детей этого не наблюдается;

в) негативный характер развития — ребенок теряет интересы, направляющие всю его деятельность, прежние формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают [2].

Особенности протекания возрастных кризисов во многом зависят от индивидуальных социобиологических особенностей: характера, эмоционально-мотивационной сферы. Начало кризисного периода знаменуется конфликтом между желаемым и доступным, т. е. рассогласованием рефлексивных моделей (представления человека о собственной личности, о других людях, об окружающем мире, направленность личности) и готовности человека выполнить прогнозируемую жизненную траекторию.

Возрастной кризис характеризуется стремлением к смене ведущей деятельности, так как реализация прежней ведущей деятельности в новых возрастных условиях затруднена, невозможна, возрастная детерминанта исчерпана. Внешние условия могут спровоцировать возрастной кризис при обострении внутри личностных противоречий. Человек при этом становится все более реактивным, неустойчивым, отвечает на слабые раздражители неадекватно интенсивными реакциями, что приводит к существенным изменениям в поведении, появлении трудновоспитуемости.

Возрастной кризис можно считать переходным периодом, который неизбежно переживает человек при смене возрастных этапов, завершении определенных стадий развития. Возрастной кри……..