Коррекционные развивающие игры и упражнения как средство снижения замкнутости у дошкольников.

Министерство общего и профессионального образования свердловской

области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего

профессионального образования свердловской области

« нижнетагильский педагогический колледж № 1»

КУРСОВАЯ РАБОТА 5 КУРСА

Коррекционные развивающие игры и упражнения как средство снижения замкнутости у дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Теоретическая часть……………………………………………………….5

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы замкнутости у дошкольников…………………………………………………………………………………5

1.1. Замкнутость как психолого-педагогическая проблема……………5

1.2. Особенности проявления замкнутости у дошкольников……………8

1.3. Причины проявления замкнутости у дошкольника………………12

1.4.Направления коррекционной работы с замкнутым дошкольником…18

1.5.Формы и методы работы с родителями замкнутого дошкольника…23

Практическая часть……………………………………………………..…26

Глава 2. Проектирование деятельности педагога по снижению уровня замкнутости у дошкольников…………………………………………………..26

2.1 Методы исследования проявлений замкнутости у дошкольников…26

2.2 Комплекс коррекционных игр и упражнений, направленных на снижение проявления замкнутости у дошкольников…………………………31

2.3 Рекомендации для родителей и воспитателей по преодолению замкнутости у дошкольников………………………………………………………..42

Заключение…………………………………………………………….…..45

Список литературы…………………………………………………………47

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что общение и совместная деятельность – это основа, на которой строится вся жизнь людей. Общение детей является одной из важнейших целей и в то же время основным средством воспитания и обучения. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение, в частности, такой задачи, как развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Необходимым условием, свидетельствующим о наличии настоящего общения, является способность к идентификации, к умению отождествиться с партнером по общению, к возможности встать на другую точку зрения. Другими словами, в общении всегда есть диалог. Это помогает детям найти новые эмоциональные и деловые контакты, служит поддержанию атмосферы симпатии и уважения друг к другу. Умение общаться поможет детям в процессе их дальнейшей социализации.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Замкнутые дети не испытывают потребности в общении, что в дальнейшем может осложнить их успешную интеграцию в социум. Поэтому с данной категорией детей необходима специальная работа, направленная на коррекцию проявлений замкнутости.

В современной системе образования возникает противоречие между необходимостью работы по коррекции замкнутости у дошкольников и отдельными недостатками в методическом обеспечении данного процесса.

Обнаруженное противоречие обозначило проблему исследования, которая заключается в поиске возможностей коррекционных развивающих игр и упражнений в преодолении замкнутости дошкольников.

Объект исследования: проявления замкнутости у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: содержание коррекционных игр и упражнений, направленных на снижение проявлений замкнутости у дошкольников.

Цель: теоретически обосновать необходимость коррекционной работы по снижению уровня замкнутости у дошкольников и составить комплекс коррекционно — развивающих игр и упражнений, направленных на решение данной проблемы.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме замкнутости у дошкольников.

2. Раскрыть особенности и причины замкнутости у дошкольников.

3. Рассмотреть принципы коррекционно-развивающей работы с замкнутыми дошкольниками.

4. Подобрать диагностические методики, направленные на выявление замкнутости.

5. Составить комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений, направленных на снижения замкнутости у дошкольников.

6. Предложить рекомендации (буклет) для родителей, воспитателей по конструктивному взаимодействию с замкнутыми дошкольниками.

Практическая значимость исследования: разработанный комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений может быть использован в деятельности педагога-психолога, воспитателей и родителей для снижения уровня замкнутости дошкольников в условиях как ДОУ, так и семьи.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 20 наименований.

5 стр., 2079 слов

Замкнутость у детей

Введение Во время своих наблюдений студентка записала: Саша (5 лет) внимательно слушал объяснения воспитателя. Об этом, казалось, свидетельствовала его поза: он, не отвлекаясь, смотрел на воспитателя. Однако когда его спросили, он ответил неправильно. Иногда в силу своих внутренних переживаний или особенностей характера дети становятся скрытными, замкнутыми или просто бывают очень застенчивыми. ...

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы замкнутости у дошкольников.

1.1. Замкнутость как психолого-педагогическая проблема

Детское неблагополучие – негативное психологическое явление, за ним скрывается глубинный конфликт в отношениях со сверстниками, эмоциональные и поведенческие нарушения. Конфликтные отношения способствуют значительным искажениям в поведении ребенка, в его отношениях к сверстникам и себе. Это находит отражение в комплексе защитных (агрессивных и пассивных) форм поведения, свидетельствует о возникновении защитных поведенческих компенсаторных реакций у ребенка в ответ на трудности во взаимоотношениях с детьми и взрослыми.

Сам конфликт ребенка со сверстниками и возникающие вследствие него негативные черты характера длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник внутриличностного конфликта, его первопричина, как правило, упускается родителями и педагогом ДОУ.

Опасность для жизни заключается и в том, что появившиеся у ребенка эмоциональные нарушения, в связи с особой «способностью» дошкольного возраста определять все дальнейшее формирование личности ребенка, могут проявиться только в школьном и более взрослом возрасте. Одной из форм таких эмоциональных нарушений является замкнутость ребенка.

На первый взгляд, может показаться, что замкнутый и застенчивый ребёнок – это одно и то же. На самом деле между ними есть важное различие психологических особенностей общения: застенчивый ребёнок знает, как общаться с другими, но не умеет, не может использовать эти знания. Замкнутый же ребёнок не хочет и не знает, как общаться. В словаре С.И. Ожегова понятие «замкнутый» трактуется как «необщительный, скрытный» [13, с.189].

В целом же замкнутость можно охарактеризовать как «нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, затруднении эмоционального контакта с окружающими людьми, сложности установления новых социальных отношений» [12, с.50]…

Заключение

Замкнутость – нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений. Причинами этого нарушения у детей могут быть: длительный стресс (развод родителей), недостаток эмоционального общения (длительные пребывания в больнице или ситуация, когда ребенок является в семье нежданным, нежеланным и родители не проявляют любви к нему, и пр.), индивидуальные особенности эмоциональной сферы (сверхвозбудимость, инертность психических процессов и т.п.).

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

Дети имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на любые изменения в своей жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Замкнутый ребенок чаще всего не знает, что и как надо делать, и поэтому не хочет общаться. Постепенно потребность в окружающих людях и общении с ними у такого ребенка сужается. Замкнутых детей не видно в группах ДОУ, они послушны и выполняют просьбу значимого взрослого. Такие дети часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребенок скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми.

Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда замкнутость начинает серьезно мешать им и самому ребенку: он боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних.

Основное направление коррекционно-развивающей работы значимого взрослого (практического психолога, воспитателя, родителей) с таким ребенком – тьюторство: помощь ему в выражении своих переживаний в иной, социально более приемлемой форме, открытие его на доверие и расположение в общении, разрешение в непосредственном контакте с родителями травмирующей ребенка ситуации.

Если ребёнок замкнут, значит, он боится общения, боится людей. В процессе отношений с людьми, дошкольник ощущает дискомфорт и испытывает тревогу по поводу своих действий. Ощущение неловкости, неумелости приводит к недооценке себя и самоуничижению. Родителям замкнутых детей не нужно упрекать ребенка, а стараться создавать ситуации, в которых бы дошкольник смог себя проявить и почувствовать уверенно.

Основная задача в работе с замкнутыми детьмиформирование желания общаться и развитие коммуникативных навыков ребёнка.

12 стр., 5551 слов

Электронный учебно-методический комплекс

Введение 19 сентября 2003 года после подписания Болонской декларации Россия вступила в единое европейское образовательное пространство. В результате в системе высшего профессионального образования начали происходить существенные изменения. В настоящее время готовятся новые образовательные стандарты высшего профессионального образования ГОС ВПО - стандарты «третьего поколения», в которых, помимо ...

Целесообразно проводить коррекционную работу с замкнутыми детьми в следующих направлениях:

— формирование желания общаться;

— формирование коммуникативных умений.

— формирование мотивации достижения успеха.

Список литературы

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 937 с.

2. Бондаренко Н. В. Наиболее вероятные причины тех или иных трудностей [Электронный ресурс]. Режим доступа: shkola/psikhologiya/library/naibolee-veroyatnye-prichiny-tekh-ili-inykh-trudnostei-0.

3. Васильева В. Замкнутый ребенок – как с ним быть? [Электронный ресурс] Режим доступа: child_closed.html.

4. Губкина Т.К. Психологическое здоровье личности [Электронный ресурс]. Режим доступа: articles/605224/.

5. Замкнутый ребенок: методы и формы работы. Дайджест / Сост. Ивашкина Г.В., Антонова Е.В. – Нижний Тагил: ГБОУСПОСО «НТПК № 1», 2013. – 61 с.

6. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А. И. Захаров. – М.: Просвещение, 1993. – 127 с.

7. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. — М., 1983. – 145 с.

8. Крикян М.М. Учим ребенка общаться [Электронный ресурс]. Режим доступа: detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/uchim-rebenka-obshchatsya-3.

9. Кучеренко Е.М. Замкнутые дети. [Электронный ресурс]. Режим доступа: articles/593287/.

10. Луговская А. Если ваш малыш замкнут / А. Луговская. – М.: Эксмо, 2008. – 25 с.

11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – Спб.: Речь, 2007. – 136 с.

12. Неретина Т.Г. Приемы коррекции поведения детей с различными эмоционально-волевыми нарушениями // Начальная школа плюс до и после. – 2005. –№ 10. – С. 50 – 52.

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 14-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1982. – 816 с.

8 стр., 3877 слов

Лекция 3 информационные мультимедиа-ресурсы для общего среднего образования

3.1. Образовательные мультимедиа-ресурсы Электронные мультимедиа издания и ресурсы, используемые в обучении школьников. Классификация мультимедиа-ресурсов и их компонент Знакомство с электронными мультимедиа-ресурсами, используемыми в обучении школьников, начнем с классификации. В основе такой классификации могут лежать разные критерии. В частности, можно учитывать, что внедрение ...

14. Психологический практикум по детской психологии / под ред. Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной. – М.: Просвещение, 1994. – 291 с.

15. Развитие общения дошкольника со сверстниками / под.ред. А. Н. Рузской. – М.: Педагогика, 1989. – 216 с.

16. Рассейкина О.В. Стиль поведения с замкнутыми детьми [Электронный ресурс]. Режим доступа: detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/stil-povedeniya-s-zamknutymi-detmi.

17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.: Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста.– М.: Владос, 2001. –– 384 с.

18. Сотниченко А.Н. Замкнутость у детей раннего возраста [Электронный ресурс] Режим доступа: 355-zamknutost-u-detey-rannego-vozrasta.html

19. Шипицына Л.М., Хилько А.А. Галлямова Ю.С. и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003. – 240 с. с. 95-102.

20. Шуклина С. Замкнутые дети [Электронный ресурс]. Режим доступа: chuklina.htm.