Оглавление
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ПОЗНАНИИ ПРИРОДЫ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Анализ психолого-педагогического литературы по проблеме исследования 5
1.2. Сущность наблюдения как деятельности. Использование наблюдения для познания дошкольниками природы в образовательном процессе ДОУ 10
1.3. Виды наблюдений и их структура 14
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 16
2.1. Диагностика уровня сформированности экологических представлений у детей дошкольного возраста 16
2.2. Формирование экологических представлений у средних дошкольников в процессе наблюдения 24
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 29
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Приложение 35
Введение
В 90-е годы в России наблюдается интенсивное развитие системы непрерывного экологического образования, формируется концептуальное видение этого направления (И.Д.Зверев, Н.М.Мамедов, И.Т.Суравегина, А.Н.Захлебный, Б.Т.Лихачев, Н.С.Дежникова, И.В.Цветкова, Г.А.Ягодин, С.Н.Глазачев).
Признается всеми: начальным звеном системы является сфера дошкольного воспитания, т.к. именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение – он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.
В эти же годы наблюдается активизация практики дошкольного воспитания – стимулом к развитию ДОУ становится появление новых комплексных программ («Детство», «Истоки», «Развитие», «Радуга», «Детский сад — дом радости», «Золотой ключик», «Кроха»), в которых экологическому воспитанию уделяется должное внимание. Разрабатываются и становятся востребованными программы экологического воспитания («Юный эколог», «Мы — земляне», «Открой себя», «Мы», «Паутинка», «Семицветик», «Я – человек», «Надежда», «Наш дом – природа»).
Дошкольное воспитание №5, 1989
... сверстника как возможного партнера по игре. Как мы указывали в предыдущей статье (Дошкольное воспитание.— 1989.— № 4), более эффективно формирование игровых умений осуществляется в совместной ... об этом см.: Михайленко Н. Я. Формирование предметно-игрового взаимодействия // Дошкольное воспитание.— 1987.— № 5). Организация условий для совместных предметных действий очень быстро дает результат ...
Исследуются новые аспекты проблемы экологического воспитания в период дошкольного детства: создания обогащенной эколого-развивающей среды, условий формирования экологической культуры детей, подготовки специалистов к экологическому воспитанию дошкольников (О.М.Газина, Н.А.Гуняга, Е.В.Клюева, Н.В.Кривощекова, Н.Г.Лаврентьева, О.А.Овсянникова, Н.А.Рыжова, Т.Г.Табукашвили, Т.А.Федорова и др.).
Детский сад рассматривается в качестве «эталона экологической культуры» (Т.В.Потапова).
Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Цель работы – раскрыть методику использования наблюдений как ведущего метода экологического воспитания дошкольников.
Объект исследования – экологическое воспитание в ДОУ.
Предмет исследования – наблюдение как метод экологического воспитания в ДОУ.
Задачи работы:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. определить сущность понятия «наблюдение»;
3. рассмотреть виды и структуру наблюдений;
4. провести диагностику сформированности экологических представлений дошкольников;
5. разработать план занятий по организации наблюдений для детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы; системный анализ процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста; анализ и систематизация опыта экологической практики в дошкольном учреждении; экспериментальная диагностика уровня сформированности экологических знаний дошкольников.
Экспериментальная база исследования – МДОУ №111 г.Челябинска.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ПОЗНАНИИ ПРИРОДЫ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Анализ психолого-педагогического литературы по проблеме исследования
Экология как наука быстро развивается и эволюционирует. В 50-ые годы прошлого столетия в центре ее внимания были вопросы, направленные на изучение взаимодействия организмов, образующих сообщества-системы (биоэкология).
К 70-м годам складывается социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества людей и окружающей среды. В конце столетия происходит «экологизация» целого ряда естественных наук, образуются связи экологии с философией, она активно влияет на формирование современной научной картины мира.
В.С.Данилова и Н.Н.Кожевников подчеркивают: в основе экологической философии лежит идея единства человека и космоса, в ней утверждаются гармоничность и целостность природы; обосновываются идеи отказа от традиционных ценностей современной цивилизации (успех, прибыль, карьера) и моделей поведения (эгоизм, индивидуализм) [14, с.10].
Дидактическая игра как средство ознакомления детей с природой. ...
... исследования: Педагогический анализ литературы, наблюдение эксперимент, беседа, анализ документации. Глава I. Теоретические и методические основы использования дидактической игры в ознакомлении с природой 1.1.Игра в экологическом воспитании детей ... обучения и формирования у дошкольников системы представлений о природе станет эффективным средством воспитания детей. Особо важным достижением при ...
Экологическая философия хорошо коррелирует с коэволюционной стратегией (Н.Н.Моисеев), ориентированной на сотрудничество с природой. Время стихийного развития человечества заканчивается, наступает эпоха управляемого развития (ноосфера, по В.И.Вернадскому).
Одним из механизмов (если не ведущим) самоорганизующегося начала нового типа равновесия в биосфере становится экологическое образование, которое формирует у человечества экологическое сознание, экологическое мировоззрение, экологическое мышление, а в итоге — целостную систему экологической культуры………………
Заключение
В проведенном исследовании в целом решены поставленные задачи и подтверждены основные положения, что позволяет сделать следующие общие выводы.
Методологической основой экологического воспитания на этапе дошкольного детства являются системный подход. Экологическое воспитание дошкольников интегрирует в себе ведущие положения экологии (биоэкологии, социальной и экологии человека), детской психологии, дошкольной педагогики и современного менеджмента. Его можно рассматривать как теоретическую модель интегративного научного построения, обеспечивающего становление начал экологической культуры у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Наблюдение — один из методов непосредственного восприятия. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями.
В работе проведен анализ работы МДОУ №111 г.Челябинска и представлены результаты диагностики сформированности экологических знаний дошкольников.
Дальнейшие исследования могут быть связаны с вариативным использованием «системы» — обширный потенциал всестороннего развития ребенка, имеющийся в экологическом воспитании, позволяет создать воспитательно-образовательную доминанту и осуществить эколого-эстетическое, эколого-оздоровительное, эколого-экономическое, эколого-нравственное (духовное) воспитание детей.
Список использованной литературы
1. Адам Д.А. Формирование эколого-ориентированных ценностей у дошкольников средствами современного искусства. — Екатеринбург, 2005. — 22с.
2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. — М.: Элизе Трэйдинг, 2004. — 112с.
3. Аракчаа Л.К. Методические подходы в экологическом воспитании. – М., 2001. — 102 с.
4. Бобылева Л. Береги природу! Беседы со старшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. — 2002. — №7. — С. 9-17.
5. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практ.пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: Учитель, 2004. — 159с.
6. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практ.пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: Учитель, 2004. — 190с.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста
... знаний о возрастных, индивидуальных и психофизических особенностях дошкольника. Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ... рассматриваются эти задачи. Главной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание организма детей, которая относится к общей оздоровительной задаче. ...
7. Борзова Е.Ю. Моделирование в экологическом воспитании // Ребенок в детском саду. — 2007. — №4. — С. 49-50.
8. Брендюрева В.Е. Любим и бережем природу // Ребенок в детском саду. — 2007. — №4. — С.46-48.
9. Дмитриевский Р.С. Экологическая культура и образование в России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2007. — №1. — С. 124-127.
10. Ковтун Т.Ю. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края в условиях города. – М., 2004. — 25 с.
11. Лазарева О.Н. Теория и методика экологического образования детей. — Екатеринбург, 2004. — 279с.
12. Максимова Л.И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста. — Якутск, 2003. — 18 с.
13. Моисеева Л.В. Естественнонаучная картина мира как компонент профессиональной подготовки // Образование и наука. — 2007. — №2. — С. 3-12.
14. Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования . — Екатеринбург, 2004. — 168с.
15. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. — М.: Академия, 1999. — 182 с.
16. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. — 2007. — №5. — С. 22-27.
17. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. – М., 2005. – 310 с.
18. Потапова Т. Праздник леса в детском саду: экологическое воспитание дошкольников // В мире науки. — 2007. — №1. — С. 88-89.
19. Россихина Л.А. Формирование экологических ценностных ориентаций в процессе образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. — 2007. — №2. — С.26-29.
20. Тарасов А.И. Экскурсии в лес по экологической тропе. – М. 1997. — 64 с.
Приложение
……………………