Исследование проблемы профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте

Содержание.

Введение…3

Глава 1. Теоретический анализ. Исследование проблемы профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте…6

1.1Выбор профессии как самоопределение личности…6

1.2Особенности выбора профессии старшеклассников

«Восемь углов выбора профессии»…13

2. Экспериментальное исследование проблемы профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте…19

2.1 Описание выборки и методик исследования…19

2.2. Анализ результатов исследования проблемы…27 профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.

Заключение…34

Список литературы…35

Приложения…36

Приложение А…36

Приложение В…44

Приложение С…48

Введение

Выбор профессии — это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого во многом зависит его будущее, да и вся его жизнь. Правильно выбрать профессию — это значит найти свое место в жизни, в обществе. Поспешность, легкомысленность могут расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным. Нет практически ни одной профессии, в которую старшеклассник смог бы «шагнуть» без предварительной психологической работы над собой. Не существует такой индивидуальной психофизиологической организации, которая еще до начала профессиональной деятельности оказалась бы и в целом и в отдельных функциях соответствующей этой деятельности.

Индивидуализированная структура способностей, удовлетворяющая требованиям определенной деятельности, формируется только в процессе этой деятельности и благодаря усилиям самого человека. В выборе профессии и подготовке к ней велика роль мотивации, настойчивости, активности, самостоятельности самих старшеклассников. В настоящее время отсутствует согласованная система воздействия на социально-профессиональное самоопределение молодого поколения. Образовательные структуры не выполняют свои функции по формированию профессионального самоопределения, в результате чего молодое поколение вынуждено приспосабливаться к сложным условиям вхождения в общество. Профессиональные учебные заведения начали открывать набор на те специальности, которые пользуются спросом у молодежи, причем этот процесс принял массовый характер. Этот процесс не опирается на информацию о реальной потребности в кадрах, но является фактическим откликом на социальный заказ. В этом есть свои плюсы — смягчен существующий годами конфликт между ожиданиями молодежи и структурой системы образования. Однако отрицательные последствия данного процесса очевидны — весьма остры проблемы, связанные с трудоустройством тех, кто оканчивает профессиональные учебные заведения, то есть возникает несоответствие структуры подготовки кадров и потребностей в них народного хозяйства, противоречие между рынком труда и рынком специалистов.

17 стр., 8428 слов

Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте

... профессии. Наибольшей сензитивностью в развитии профессионального самосознания обладают люди рассматриваемого в нашей работе старшего школьного, для которых проблема профессионального самоопределения ... отдельным предметам, связанных с областью выбора будущей профессиональной деятельности. Заключение Проблема профессионального самоопределения является значимой в современной жизни. Сделать социально ...

Представления молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, процесс принятия решений о выборе профессии у современных выпускников школ часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей. Старшеклассники ориентируются на профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные», «престижные», «выгодные». Тогда как в действительности экономика развивается таким образом, что потребность в рабочих профессиях, особенно квалифицированных, не уменьшается, а растет. Это свидетельствует об отсутствии у молодежи сформированного профессионального самоопределения.

Всё это послужило основанием выбора темы курсовой работы «Проблема профессионального самоопределения старшеклассников».

В качестве объекта нашего исследования мы рассматривали учащихся старших классов (9−11 классы).

Предмет исследования: профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте.

Цель исследования: выявление профессионального самоопределения у старшеклассников.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ исследования профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.

18 стр., 8734 слов

Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте

... профессии повышается самоуважение и позитивное представление человека о себе. Цель исследования - изучение психологических особенностей профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте. Объект исследования - профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте. Предмет исследования - психологические особенности профессионального самоопределения ...

2. Выявить профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте.

3. Экспериментально изучить профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте.

Методологией нашего исследования послужили работы ученых:

— Теоретические методы психологического исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

— Е. А. Климов «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)

— Методика «Профиль»

— Л. Йовайши (модификация Г. В.Резапкиной) «Опросник профессиональных склонностей»

Глава 1. Теоретический анализ. Исследование проблемы профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.

1.1Выбор профессии как самоопределение личности.

Профессия — (лат. PROFESSIO — официально указанное занятие, специальность, от PROFITEOR — объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы (12).

Разнообразие профессий велико, и большинством из них, по мнению психологов и педагогов, может овладеть каждый. Однако, в определенный момент в своей жизни человек может делать что-то одно. А так как жизнь ограничена, он может сделать лишь несколько отдельных дел. Чтобы «стать действующим», человек должен расстаться с бесконечностью, которой он обладал лишь в возможности, так как реально он может не все, а лишь что-то. Так возникает проблема выбора будущей профессии.

Согласно И. Кон, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает связанное с ним поведение. Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. (Например: стул — «прилавок», бумага — «деньги»).

5 стр., 2018 слов

Роль профессии в жизни человека

... школе его самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумывание, придумывание, проектирование вариантов профессиональных жизненных путей. В большинстве случаев мотивами выбора профессии становятся: ... . Возможный недостаток информации об интересующей профессии или обладание неверной информацией. выбор профессия Роль профессии в жизни Рассматривать профессию можно с разных углов, но ...

Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека (7).

Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его.

Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того — сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел бы старшеклассник, выбор профессии — его главная постоянная забота.

В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.

Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность — это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления (1).

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

... ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной ... . Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии — мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию (7).

Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией (9).

Становление планов на будущее составляет важнейшее содержание развития социальной взрослости в подростковом периоде. Существенным показателем социально-психологической зрелости подростка является именно его отношение к своему будущему. Определенность планов многое изменяет в подростке: появляется важнейший стержень личности — определенные цели, задачи, мотивы (8).

В старшем школьном возрасте детские формы мечты о профессии сменяются размышлениями, о ней с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни, появляется стремление реализовать намерения в практических действиях. Однако некоторые старшеклассники полностью живут настоящим, о будущей профессии размышляют мало.

Многое может стимулировать появление интереса к определенной профессии: учение, люди, книги, телевидение. Старшеклассники интересуются многим, часто ориентируются в нескольких направлениях сразу, посещают различные секции и кружки. Очень часто они переоценивают свои возможности в привлекающей их профессии. Занятия в кружках помогают им осознать свои склонности, возможности, недостатки. Проверка себя в деятельности — лучший способ и для осуществления мечты, и для предотвращения разочарований. Подрезать «крылья мечты» старшеклассника нельзя, но необходимо «приземлить» ее, доводить до его сознания мысль, что путь к успеху в любом деле устлан трудностями, а не розами (8).

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... внешние положительные и внешние отрицательные. Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале ... себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внеположных самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т ...

Для многих юношей и девушек старших классов время обучения в 9−11 классах — период интенсивных размышлений о будущем. Одни стараются перевести мечтания в действия, другие примеривают себя к разным вариантам будущего. Третьи думают о соответствии своих возможностей требованиям профессии, четвертые собирают информацию о привлекающей профессии и учебном заведении, где ее получают. Юноши и девушки интересуются планами одноклассников, обсуждают сомнения, колебания, они отказываются от прежних мечтаний как от «детских». Периодически возникают споры и разногласия относительно разных профессий и того, где именно продолжать учение. Приближающееся окончание школы стимулирует размышления старшеклассников о своем будущем.

Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональной подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование», предполагает 2 пути его получения — самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования (2).

Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двухаспектное явление (10):

1) субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;

2) объект выбора — то, что выбирают.

Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают.

Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Продолжительность этих этапов зависит от:

— внешних условий;

6 стр., 2920 слов

Влияние мотивов и ценностей на эффективность деятельности педагогов в системе повышения квалификации

... и моделирование профессиональной деятельности; эмпирические методы: наблюдение; swod-анализ, gap-анализ профессиональной деятельности педагогов системы повышения ... отношений, призывает личность к самостоятельному выбору и поиску пути в условиях ... профессионального развития, вызванные несовпадением стремлений личности с избранной профессией. После нескольких лет выполнения однообразной деятельности ...

— индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Профессиональное самоопределение — процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Этапы, предшествующие самоопределению.

Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст и предшествующие ему (10):

1) Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста):

— малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений.

2) Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст):

— возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда.

3) профессиональное обучение:

— осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии.

4) Профессиональная адаптация:

— формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений.

5) Самореализация в труде:

— выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека.

Предпосылки профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение с позиции принципов детерминизма и деятельности предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой — система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии. Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей деятельности (7).

Испытываемая человеком потребность в самоопределении сама по себе беспредметна. А.Н. Леонтьев отмечал, что «…до своего первого удовлетворения потребность „не знает“ своего предмета, так как она еще не обнаружена…».(7)

Взаимосвязь личности и внешней по отношению к ней системы профориентационных воздействий возникает только в процессе деятельности. Деятельность как форма взаимосвязи субъекта с объектами образует условие психического отражения и выступает как механизм детерминирующегося воздействия на личность (6)

В процессе постоянной связи с внешним миром человек выступает как активн…

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector