Социально-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к условиям жизнедеятельности в ВУЗе

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра социальной работы, психологии и педагогики

высшего образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

Социально-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к условиям жизнедеятельности в вузе

Работу выполнила Васильева Ирина Олеговна

Факультет управления и психологии,

направление 040400.62 Социальная работа

Научный руководитель

канд. философ. наук, доцент

Бондарев П.Б.

Краснодар 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

1.1 Понятие и характеристика социально-психологической адаптации личности

.2 Особенности социально-психологической адаптации у первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в вузе

.3 Анализ причин трудностей социально-психологической адаптации к новым условиям жизнедеятельности у первокурсников

.4 Выводы по главе 1

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

2.1 Содержание социально-педагогической работы по адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в вузе

.2 Разработка программы социально-педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в вузе

.3 Выводы по главе 2

. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. В современном обществе остро стоит проблема социально-психологической адаптации студентов-первокурсников, так как студенту очень сложно привыкнуть к новым условиям обучения в ВУЗе. Адаптационный период студентов-первокурсников сопровождается трудностями в обучении, появление которых обусловлено объективными противоречиями между наличным уровнем готовности к обучению в вузе и требованиями учебной деятельности в высшей школе.

Сложности социально-психологической адаптации обусловлены факторами новизны учебной коммуникации, объема информации, специфике взаимодействия с преподавателями и общения в учебной группе выражается в ситуациях сложности усвоения учебной информации, повышенной утомляемости, нехватки времени, несогласованности взаимной ответственности при выполнении коллективного учебного проекта, отсутствия регламентации и контроля со стороны преподавателя сопровождается отрицательными эмоциональными состояниями тревожности, чувством неполноценности, несостоятельности, беспомощности. Чем студент успешнее адаптируется к новым условиям, к новому коллективу, к новым нормам и ценностям студенческой группы, тем успешнее будет процесс самореализации в его студенческой жизни, а затем в будущей профессиональной деятельности. Существуют различные методы психологической работы со студентами- первокурсниками, которые испытывают трудности социально- психологической адаптации к условиям ВУЗа, заключается в том, чтобы помочь этим студентам привыкнуть к новой социальной среде.

12 стр., 5591 слов

Формы психолого-педагогического сопровождения студентов первого ...

... студентов первого курса на этапе адаптации к обучению в вузе. Объект исследования - процесс адаптации студентов-первокурсников в вузе. Предмет исследования - трудности адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза. ... ее интегрированности со средой [13]. Фундаментальные вопросы социально-психологической адаптации личности освещены в трудах отечественных и зарубежных исследователей ...

Таким образом, можно сформулировать проблему исследования: как организовать социально-педагогическое сопровождение, способствующее успешной адаптации студентов-первокурсников к условиям жизнедеятельности в вузе.

Объектом исследования является процесс социально-психологической адаптации первокурсников, а предметом — социально-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в вузе.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что адаптация студентов-первокурсников к среде вуза будет более успешной, при реализации организованного педагогического сопровождения.

Цель: исследовать процесс адаптации студентов-первокурсников к условиям жизнедеятельности в вузе при реализации программы социально-педагогического сопровождения.

Задачи:

1.       Провести теоретический анализ подходов к проблеме адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в вузе, к организации социально-педагогического сопровождения данного процесса.

2.      Разработать и реализовать программу социально-педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в вузе.

3.      Осуществить психолого-педагогическую диагностику показателей адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности в вузе.

4.      Обобщить, интерпретировать и представить результаты исследования.

Методы получения данных: анкетирование первокурсников. В анкетах для первокурсников будут заданы вопросы, касающиеся их самочувствия в образовательной среде вуза, выяснения их мотивов обучения и причин, из-за которых первокурсники испытывают трудности в социально-психологической адаптации к образовательной среде вуза.

В первой главе курсовой работы будут раскрываться понятие «социально-психологическая адаптация» и ее особенности у студентов первого курса, а также будут проанализированы причины трудностей социально-психологической адаптации первокурсников.

Во второй главе будет представлено описание социально-педагогической работы с первокурсниками, которые испытывают сложности социально-психологической адаптации, будет разработана программа по организации социально-педагогического сопровождения первокурсников.

11 стр., 5395 слов

Взаимосвязь стиля в одежде с социально-психологическими личностями

... Цель данной работы - это исследование взаимосвязи стиля в одежде с социально-психологическими личностями. Задачи: 1)рассмотреть стиль одежды в психологии; 2)изучить роль одежды в ... Необходимый имидж». В ней рассматриваются практические алгоритмы формирования имиджа с учетом социально-психологических закономерностей восприятия и интерпретации внешнего облика человека. В-третьих, проблема ...

В третьей главе представлены и интерпретированы результаты эмпирического исследования.

адаптация личность первокурсник студент

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

.1      Понятие и характеристика социально-психологической адаптации личности

Существует много определений феномена адаптации. В обобщенном виде адаптация описывается как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также, как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий.

Социально-психологическую адаптацию личности, по мнению Федоровой Е.Е, можно охарактеризовать как состояние взаимоотношений личности и социальной группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою деятельность, удовлетворяет свои социальные потребности, соответствует ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней данная социальная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей [14].

Социально-психологическая адаптация личности, согласно определению В.Г. Березина, — это также процесс приобретения личностью определённого социально-психологического статуса, овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. И этот процесс происходит как в автономных системах психологических связей и отношений, так и в тех психологических связях и отношениях, которые возникают при решении различных задач, связанных с деятельностью в социальной среде, в которой личность проходит социально-психологическую адаптацию. В этом случае, овладевая деятельностью и совершенствуясь в ней, личность включается в соответствующие, вполне определенные социальные и различные социально — психологические связи и отношения. И, затем, происходит не только профессиональная, но и социально-психологическая адаптация (или дезадаптация) личности.[2]

По мнению М.С. Яницкого, социально-психологическая адаптация личности — это процесс её вхождения в системы психологических связей и отношений, возникающих в контактной социальной среде жизни и деятельности индивида. Эти психологические связи и отношения личности возникают главным образом в связи и по поводу объективных её социальных и деятельных связей и отношений. И потому социально-психологическая адаптация личности может выступать как аспект профессиональной и социальной адаптации. Но социально-психологическая адаптация есть и самостоятельный, автономно происходящий процесс в системах взаимоотношений людей (товарищеские, дружеские, деловые и др. отношения)[17].

Кольцова Н.Г определяла социально-психологическую адаптацию как двусторонний и активный процесс взаимодействия личности и коллектива, содержанием которого является включение в систему межличностных отношений и усвоение личностью психологии микрогруппы, а результатом является изменение личных качеств личности [4].

Социальная адаптация, по мнению Л.Г. Почебута, представляет собой процесс интегрирования индивида в социальную группу, предполагающее принятие им групповых норм, ценностей, стандартов, стереотипов и требований. В основе адаптации личности как динамического явления лежат противоречия между требованиями, предъявляемыми условиями новой среды, и готовностью личности к ним на основе предшествующего опыта [8].

1 стр., 311 слов

20. Теории личности и практика психологического консультирования

... – система психол защит: вытеснение, интеллектуализация, проекция и т.д. 5) Способ психологической поддержки личности. Найти ответ – где и когда впервые был сформирован конфликт, чтобы ... продолжительное время работающих в области психологического консультирования и психотерапии, создают собственную теоретическую систему, обычно эклектичную, наиболее соответствующую личности и мировоззрению каждого из ...

Эти противоречия разрешаются путем перестройки деятельности и поведения личности, а также с помощью регулирующего влияния объективных факторов на процесс взаимодействия личности и среды. Процесс адаптации имеет решающее значение в поддержании адекватных соотношений человека и среды. Адаптация характеризуется как активное творческое приспособление студентов первого курса к условиям высшей школы, в процессе которого у них формируются навыки и умения организации и умения организации умственной деятельности, призвание к избранной студентом профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

В психологии выделяют два вида адаптации: профессиональную и социально-психологическую.

Профессиональная адаптация — это определенный уровень овладения профессиональными навыками и умениями, формирование профессионально необходимых качеств личности, развитие устойчивого положительного интереса и отношения к избранной специальности.

Социально-психологическая адаптация — это включение личности в систему взаимоотношений, которые характеризуют данную группу людей. Социально-психологическая адаптация представляет собой изменение, перестройку психики индивида под воздействием объективных факторов среды, процесс ломки старого и установление нового динамического стереотипа — устойчивой системы временных нервных связей, обеспечивающей определенную интенсивность и последовательность реакций организма и психики на изменение внешних и внутренних воздействий.

Социально-психологическая адаптация личности компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях, благодаря ей создаются возможности оптимального функционирования личности в новой обстановке.

1.2 Особенности социально-психологической адаптации у первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в вузе

По мнению И.А. Винтина, процесс социально-психологической адаптации как специфический момент в развитии и становлении личности студента имеет особое значение [3]. Во-первых, потому, что в ходе адаптации важно дать правильную ориентацию линии поведения первокурсника. А во-вторых, потому, что в ходе процесса адаптации формируется социально-психологическая общность студенческого коллектива, в котором студент-первокурсник обучается.

Адаптация личности студента к обучению — это сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс. Он обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и профессиональных затруднений.

При кардинальной смене деятельности и окружения начинающему студенту нужно активно приспособиться к условиям новой среды. Ведь социально-психологическая адаптация студента сейчас ориентирована на нормы, направлена на установление социально-полезных отношений с социальными субъектами (преподаватели, группа студентов, её члены), изменение в позитивном плане общения, поведения, деятельности. Она тесно связана с психологическими аспектами адаптации, т.е. можно говорить о социально-психологической адаптации (усвоение полезных стандартов поведения — участие в семинарах, дискуссиях; ценностные ориентации -порой полное несовпадение с ожидаемым, переориентация ценностей; освоение новых социальных ролей — студент, практикант; формирование мотивационной сферы, восприятие себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования).

3 стр., 1240 слов

Понимание природы конфликтности личности студентов как следствие ...

... хаосе возможностей, отношений и могут определять направление развития личности студента. Немаловажным моментом в гуманистической ориентации молодого специалиста представляет его ... внутренней конфликтностью». Самоуважение выражает оценку собственного «Я» по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению. Аутосимпатия в ...

В условиях социально-психологической адаптации студентам приходится осмысливать свою новую социальную роль — в процессе деятельности, общения, самопознания происходит преобразование их внутреннего потенциала за счёт адаптации механизмов: когнитивный (включает познавательные процессы: ощущение, восприятие, представление, память, мышление воображение); эмоциональный (нравственные чувства, эмоциональные состояния радость, огорчение, тревога и т.д.); практический, обуславливающий поведение студента в различных ситуациях практической деятельности.

Психолого-возрастные особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, самоидентификацией. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Очень часто в одну группу попадают юноши и девушки с разным социальным уровнем, период адаптации данных категорий будет различным.

Средой адаптации студентов выступает образовательная среда вуза. Адаптивная ситуация студента-первокурсника к образовательной среде вуза вызвана новизной самой деятельности и условий, в которых она протекает. И можно выделить следующие ее виды:

новизну целей студента

новизну деятельности, протекающей в рамках учебно-воспитательного процесса вуза.

новизну социального окружения студента

для тех студентов, которые приехали в город из сельской местности — можно выделить новизну городской среды, к которой они должны также адаптироваться.

Адаптивная потребность может быть осознана студентом или нет. В последнем случае студент-первокурсник, видя, что прежние способы деятельности и поведения уже невозможны, ищет другие способы адаптации к среде вуза. Чаще всего стихийно, методом проб и ошибок, в результате чего адаптация протекает медленно и со значительными трудностями. Адаптивная потребность студента может быть удовлетворена на двух уровнях:

—     вузовский уровень, на котором создаются внешние условия реализации адаптивной потребности;

—       личностный уровень, когда адаптивная потребность становится движущей силой самовоспитания и саморазвития личности студента.

Социально-психологическая адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях, создает возможности оптимального функционирования личности в новой обстановке. Если первокурсник не сможет адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, то он начинает испытывать дополнительные затруднения в учебной деятельности и межличностном общении.

13 стр., 6326 слов

Педагогическая адаптация у студентов с нарушениями слуха

... социально-психологическая адаптация, которая осуществляет преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную функции жизнедеятельности человека. Поскольку нам необходимо сформулировать собственную точку зрения понятия «адаптация студентов ... образовательной подготовки абитуриентов, с другой стороны. Социальная адаптация в условиях ВУЗа имеет для них большое значение. От нее ...

1.3 Анализ причин трудностей социально-психологической адаптации к новым условиям жизнедеятельности у первокурсников

Социально-психологическая адаптация первокурсников к образовательной среде вуза проходит через определенные этапы. Н.А. Лызь выделяет следующие этапы социально-психологической адаптации студентов-первокурсников [6]. Она проходит через 4 этапа:

этап — подготовительный, связанный с профессиональным самоопределением подростка и формирование начальной психологической базы для преодоления трудностей первого периода адаптации к обучению.

этап — ориентировочный, связанный с ориентацией и приспособлением подростка к общей специфике среднего специального учебного заведения, с усвоением действующих норм, правил и подчинением его требованиям.

этап — происходит приспособление учащихся к особенностям и требованиям, связанным с выбором специальности, а также к учебной группе.

этап — первокурсник за счет расширения понятия о профиле своей специальности формирует первичную самооценку правильности профессионального выбора и поведения в группе.

Теперь нужно выявить следующие причины трудностей социально-психологической адаптации первокурсников к обучению в вузе. По мнению Смирнова, выделяются следующие причины трудностей в социально-психологической адаптации первокурсников к новой среде[13]: неумение студента распределять свое время и силы; неготовность первокурсника к выполнению высоких требований преподавателей; неготовность работать с большим объемом новой информации; отсутствие привычного контроля и опеки со стороны родителей и школьных учителей; неготовность студента к самостоятельному обучению; отсутствие у студентов трудолюбия, силы воли, а также желания учиться; недостаточная общеобразовательная подготовка; слабо развитые навыки общения и ведения дискуссий.

Наибольшие трудности связаны недостатком времени на самоподготовку и его правильным использованием, а также разлукой с родителями, повышенными по сравнению со школой требованиями преподавателей вуза, что отрицательно сказывается на его психологическом состоянии и повышении уровня тревожности, беспокойства, снижении уровня самооценки.

Особенности нового коллектива также негативно отражаются в психике первокурсника, так как первокурсник чувствует себя скованно и неуверенно в новом коллективе.

Слабая подготовка в школе отрицательно сказывается на процессе адаптации, так как незнание основ общеобразовательных предметов приводит к сложностям адаптации к учебному процессу в вузе, сложностям в усвоении предметов в высшей школе. Слабо развитые навыки общения и ведения дискуссии приводит к тому, что студент-первокурсник испытывает трудности в межличностных отношениях в группе, в своем студенческом коллективе.

1.4 Выводы по главе 1

Таким образом, можно сделать выводы о том, что социально-психологическая адаптация первокурсников представляет собой изменение, перестройку психики индивида под воздействием объективных факторов среды, процесс ломки старого и установление нового динамического стереотипа — устойчивой системы временных нервных связей, обеспечивающей определенную интенсивность и последовательность реакций организма и психики на изменение внешних и внутренних воздействий. Социально-психологическая адаптация личности компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях, благодаря ей создаются возможности оптимального функционирования личности в новой обстановке.

11 стр., 5014 слов

Социальная адаптация первокурсников к университетской жизни

... Раскрыть сущность социальной адаптации первокурсников. 2. Рассмотреть типологию социальной адаптации в социологической науке 3. Изучить основные проблемы социальной адаптации 4. Проанализировать особенности адаптации студентов при поступлении в ВУЗ (на примере СахГУ). ...

Также можно сказать о том, что процесс социально-психологической адаптации как специфический момент в развитии и становлении личности студента имеет особое значение. Во-первых, потому, что в ходе адаптации важно дать правильную ориентацию в системе поведения. А во-вторых, потому, что в ходе процесса адаптации формируется социально-психологическая общность студенческого коллектива, в котором студент-первокурсник обучается. Адаптация личности студента к обучению представляет собой сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс. Он обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и затруднений.

Можно выявить следующие проблемы адаптации первокурсников к обучению в вузе: неумение студента распределять свое время и силы; неготовность первокурсника к выполнению высоких требований преподавателей; неготовность работать с большим объемом новой информации; отсутствие привычного контроля и опеки со стороны родителей и школьных учителей; неготовность студента к самостоятельному обучению; отсутствие у студентов трудолюбия, силы воли, а также желания учиться; недостаточная общеобразовательная подготовка; слабо развитые навыки общения и ведения дискуссий.

В результате анализа научной литературы было выявлено, что наибольшие трудности в адаптации первокурсников связаны с недостатком времени на самоподготовку и его правильным использованием, а также разлукой с родителями, повышенными по сравнению со школой требованиями преподавателей вуза, что отрицательно сказывается на его психологическом состоянии и повышении уровня тревожности, беспокойства, снижении уровня самооценки. Особенности нового коллектива также негативно отражаются в психике первокурсника, так как первокурсник чувствует себя скованно и неуверенно в новом коллективе. Слабая подготовка в школе отрицательно сказывается на процессе адаптации, так как незнание основ общеобразовательных предметов приводит к сложностям адаптации к учебному процессу в вузе, сложностям в усвоении предметов в высшей школе. Слабо развитые навыки общения и ведения дискуссии приводит к тому, что студент-первокурсник испытывает трудности в межличностных отношениях в группе, в своем студенческом коллективе.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

.1 Содержание социально-педагогической работы по адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в вузе

Оптимальная организация учебной работы студентов, пробуждение интереса к учебной деятельности, побуждение к активности, успешность профессиональной деятельности после окончания вуза во многом зависит от уровня их адаптации к новой образовательной среде. Под адаптацией понимается процесс привыкания приспособления личности к новым условиям среды. Очевидно, что рассмотрение процесса адаптации студентов к обучению в вузе должно включать ряд аспектов:

11 стр., 5184 слов

Взаимодействие преподавателей и студентов в вузе

... на удовлетворение которого студент вуза ориентирован в первую очередь: престиж, расширение кругозора, приобретение научных знаний и др. Поэтому одним из основных требований к организации образовательного процесса должна ...

—     психолого-педагогический (связанный с приспособлением студентов к новой дидактической системы, принципиально отличающейся от форм и методов школы);

—       социально-психологический (имеющий связь с усвоением учащимися социальных норм, установлением и поддержанием социального статуса в новом коллективе);

—       мотивационно-личностный (определяющий формирование позитивных учебных мотивов и личностных качеств).

Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения. Педагогическое сопровождение (поддержка, помощь, обеспечение и защита) необходимо студенту-первокурснику для успешной социально-психологической адаптации к условиям вуза.

Педагогическое сопровождение социально-психологической адаптации студентов — это процесс взаимосвязанной деятельности всех субъектов сферы образования, направленной на обеспечение эффективного взаимодействия студентов с образовательной средой вуза, способствующего их самоопределению, самоактуализации, самоутверждению, саморазвитию.

Выделяются следующие виды педагогического сопровождения: индивидуальное, групповое, социальное.

Индивидуальное педагогическое сопровождение осуществляется преимущественно в сфере личностной адаптации студента, выявляются затруднения и проблемы учащегося, осуществляется помощь педагога в разрешении внутриличностных противоречий, конфликтов первокурсника, прогнозируются индивидуальные траектории его личностного развития.

Групповое сопровождение социально-психологической адаптации студентов реализуется в формировании благоприятного психологического климата в группе, коррекции внутригрупповых отношений, разрешении возникающих внутригрупповых конфликтов. Оно осуществляется в ситуациях взаимодействия личности студента с другими людьми, т.е. с группой.

Социальное педагогическое сопровождение осуществляется с учетом того, что личность является членом общества, по отношению к которому педагогическое сопровождение состоит в том, чтобы студент-первокурсник успешно адаптировался к условиям вуза, активно включился в его деятельность. Помощь психолога, педагога состоит в том, чтобы сформировать необходимые социальные качества, необходимые для успешной адаптации первокурсника и проводить коррекцию его линии поведения в образовательной среде вуза.

Можно выделить следующие функции социально-педагогического сопровождения:

.        Познавательная. Включает помощь студентам в адаптации к учебному процессу в образовательной среде вуза.

.        Функция самоопределения. Включает в себя помощь в личностном и профессиональном самоопределении студентом-первокурсником в образовательной среде вуза, создание условий первокурснику для его самореализации и самоопределения.

.        Коммуникативная. Помощь в формировании навыков общения и построения отношений с другими людьми у студента-первокурсника.

.        Функция социализации. Помощь первокурснику во включении его в образовательную среду вуза, ознакомление его с нормами и ценностями образовательной среды.

11 стр., 5479 слов

Адаптация студентов первого курса

... первокурсников. Объект исследования - вуз как среда адаптации студентов. Предмет исследования - студент первого курса как субъект психологической адаптации. Цель работы - исследование сущности и процесса адаптации студентов ... Важнейшим средством оптимизации процесса социальной адаптации студентов выступает социально-культурная деятельность в вузе. Теоретической основой исследования послужили работы ...

В социально-педагогическом сопровождении адаптации первокурсников особое внимание уделяется на включение первокурсника в образовательную среду вуза, формирование у первокурсника жизненной устойчивости, способности преодолевать трудности и сформировать активную жизненную позицию. Социально-педагогическое сопровождение должно включать в себя этапы психолого-педагогической работы, которые будут способствовать гармоничному взаимодействию первокурсников с образовательной средой вуза, а также их успешному профессиональному и личностному самоопределению и самореализации.

2.2 Разработка программы социально-педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в вузе

Показателями адаптации первокурсников к новой среде является их приспособленность к различным требованиям учебного процесса без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой.

И поэтому, целью программы “Педагогического сопровождения социально-психологической адаптации первокурсников” является осуществление психолого-педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов к учебной деятельности. По мнению Г.И. Симоновой, основными задачами по содействию адаптации первокурсников к образовательной среде вуза выступают [11]:

1.      Подготовка первокурсников к новым условиям обучения.

2.      Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе.

.        Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов.

.        Предупреждение и снятие у первокурсников психологического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

Ниже приведена разработка специальной программы социально-педагогического сопровождения адаптации первокурсников, которая рассчитана на первый год обучения и предполагает проведение комплекса мероприятий, которые условно можно разделить на 3 этапа.

Первый этап предполагает социально-психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательную среду, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности, проведение тренингов знакомства в учебной группе, помощь в выработке личной стратегии поведения в новом коллективе

Второй этап заключается в комплексном индивидуально-психологическом обследовании студентов, выработке рекомендаций и разработке индивидуальных программ для адекватного усвоения учебного материала и адаптации первокурсников в новой образовательной среде.

Третий этап предполагает индивидуальную психологическую помощь дезадаптированным студентам. Это могут быть индивидуальные психологические консультации, которые направлены на то, чтобы сформировать у студентов необходимые навыки общения, которые помогут ему в установлении межличностных отношений в группе или в учебной деятельности в вузе.

2.3 Выводы по главе 2

Оптимальная организация учебной работы студентов, пробуждение интереса к учебной деятельности, побуждение к активности, успешность профессиональной деятельности после окончания вуза во многом зависит от уровня их адаптации к новой образовательной среде.

Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения. Педагогическое сопровождение (поддержка, помощь, обеспечение и защита) необходимо студенту-первокурснику для успешной социально-психологической адаптации к условиям вуза.

Педагогическое сопровождение социально-психологической адаптации студентов — это процесс взаимосвязанной деятельности всех субъектов сферы образования, направленной на обеспечение эффективного взаимодействия студентов с образовательной средой вуза, способствующего их самоопределению, самоактуализации, самоутверждению, саморазвитию.

Выделяются следующие виды педагогического сопровождения: индивидуальное, групповое, социальное.

Индивидуальное педагогическое сопровождение осуществляется преимущественно в сфере личностной адаптации студента, выявляются затруднения и проблемы учащегося, осуществляется помощь педагога в разрешении внутриличностных противоречий, конфликтов первокурсника, прогнозируются индивидуальные траектории его личностного развития.

Групповое сопровождение социально-психологической адаптации студентов реализуется в формировании благоприятного психологического климата в группе, коррекции внутригрупповых отношений, разрешении возникающих внутригрупповых конфликтов. Оно осуществляется в ситуациях взаимодействия личности студента с другими людьми, т.е. с группой.

Социальное педагогическое сопровождение осуществляется с учетом того, что личность является членом общества, по отношению к которому педагогическое сопровождение состоит в том, чтобы студент-первокурсник успешно адаптировался к условиям вуза, активно включился в его деятельность. Помощь психолога, педагога состоит в том, чтобы сформировать необходимые социальные качества, необходимые для успешной адаптации первокурсника и проводить коррекцию его линии поведения в образовательной среде вуза.

В социально-педагогическом сопровождении адаптации первокурсников особое внимание уделяется на включение первокурсника в образовательную среду вуза, формирование у первокурсника жизненной устойчивости, способности преодолевать трудности и сформировать активную жизненную позицию. Социально-педагогическое сопровождение должно включать в себя этапы психолого-педагогической работы, которые будут способствовать гармоничному взаимодействию первокурсников с образовательной средой вуза, а также их успешному профессиональному и личностному самоопределению и самореализации.

Показателями адаптации первокурсников к новой среде является их приспособленность к различным требованиям учебного процесса без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой.

Целью программы “Педагогического сопровождения социально-психологической адаптации первокурсников” является осуществление психолого-педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов к учебной деятельности. По мнению Г.И. Симоновой, основными задачами по содействию адаптации первокурсников к образовательной среде вуза выступают [16]:

1.      Подготовка первокурсников к новым условиям обучения.

2.      Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе.

.        Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов.

.        Предупреждение и снятие у первокурсников психологического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

Ниже приведена разработка специальной программы социально-педагогического сопровождения адаптации первокурсников, которая рассчитана на первый год обучения и предполагает проведение комплекса мероприятий, которые условно можно разделить на 3 этапа.

Первый этап предполагает социально-психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательную среду, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности, проведение тренингов знакомства в учебной группе, помощь в выработке личной стратегии поведения в новом коллективе

Второй этап заключается в комплексном индивидуально-психологическом обследовании студентов, выработке рекомендаций и разработке индивидуальных программ для адекватного усвоения учебного материала и адаптации первокурсников в новой образовательной среде.

Третий этап предполагает индивидуальную психологическую помощь дезадаптированным студентам. Это могут быть индивидуальные психологические консультации, которые направлены на то, чтобы сформировать у студентов необходимые навыки общения, которые помогут ему в установлении межличностных отношений в группе или в учебной деятельности в вузе.

3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Было проведено анкетирование среди студентов первого курса (11 человек — девушек и юношей в возрасте от 17 до 19 лет), обучающихся на специальности социальная работа. В анкете было включено 13 вопросов, которые касались проблемы самоорганизации времени первокурсника при самоподготовке, его тревожности, беспокойства, стеснения и агрессивности в среде вуза, и три из этих вопросов предполагали продолжения высказывания с той целью, чтобы первокурсник попытался сам назвать причину своих трудностей, возникающих у него при обучении, их предполагаемые пути решения и описал мотивы своего обучения в вузе.

На вопрос: «Нравится ли Вам учиться в вузе?», 9% опрашиваемых первокурсников ответили «нет», а 91% — «да», им нравится учиться.

На вопрос: «Испытываете ли вы сильную неловкость, стеснение перед тем как задать вопрос преподавателю?» ответили «да» 36% опрашиваемых, а 64% опрошенных первокурсников не испытывают такой проблемы.

На вопрос: «Часто ли вы опускаете руки перед трудностями, возникающими при обучении?» 18 % первокурсников ответили никогда 82% — иногда.

На вопрос: «Часто ли вы злитесь, выходите из себя при общении с вашими однокурсниками?» 45% опрошенных первокурсников ответили «иногда», 55% — «никогда».

На вопрос: «Часто ли вы чувствуете себя встревоженными, обеспокоенными перед тем, как надо идти на занятия в вуз?» 64% первокурсников ответили — никогда, 27% — часто, 9% — иногда.

% опрашиваемых первокурсников выделяют такие причины своих трудностей в адаптации к условиям обучения- это лень и неправильное распределение своего времени, остальные 36% первокурсников выделяют другие причины трудностей: страх перед публичным выступлением, неправильная подача материала преподавателем студентам и невнимательность студентов при усвоении материала, 9% — вообще не выделяли трудностей. Далее, на рисунке №1. представлены результаты процентного распределения причин трудностей в социально-психологической адаптации к обучению у первокурсников.

Рисунок №1.

Процентное распределение причин трудностей, возникающих у первокурсников при адаптации к обучению.

При вопросе о том, как бы первокурсники решили бы свои трудности при обучении, результаты распределились так:

% опрашиваемых первокурсников считают, что трудности в учебной деятельности можно преодолеть лишь силой воли (заставлять себя учить и поставить себе цель добиться чего-то в жизни), а также организованно и правильно распределить свое время при самоподготовке.

Остальные 30% опрашиваемых первокурсников выделили другие пути решения своих причин трудностей: побороть страхи перед публичным выступлением, быть внимательней и более сосредоточенным при усвоении учебного материала.

На последний вопрос, где нужно было продолжить высказывание: «Учеба в вузе для меня лично — это…» распределились результаты так:

У 36 % первокурсников преобладают мотивы получения новых знаний, они ставят себе цель исследовать и познавать окружающий мир.

% учатся потому, чтобы получить диплом и просто приобрести специальность.

% респондентов считают учебу в вузе как возможности карьерного роста и реализации своего потенциала.

Для 19% респондентов-первокурсников учеба в вузе — это новые знакомства, друзья и приятное времяпровождение. Результаты исследования приведены на рисунке № 2.

Рисунок №2.

Процентное распределение целей обучения первокурсников в вузе.

Из этого исследования можно сделать выводы о том, что первокурсники в основном психологически нормально адаптированы к условиям обучения вуза, не было выявлено полностью дезадаптированных студентов. В основном были выявлены у первокурсников трудности с организацией своего времени на самостоятельную подготовку, страх публичного выступления. При возникающих трудностях в обучении обычно ничего не предпринимают, но это проявляется изредка. Также редко проявлялась тревожность у первокурсников, чувствовавших себя обеспокоенно на занятиях в вузе или же находясь в нем. И таким образом можно сделать выводы о том, что большинство первокурсников к концу года уже психологически адаптированы к условиям обучения в вузе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди актуальных проблем, касающихся оптимизации процесса обучения и развития студентов в образовательной среде вуза, выделяется проблема социально-психологической адаптации первокурсников к новым условиям их жизнедеятельности. У первокурсников возникают трудности с социально-психологической адаптацией, приводящие к низкой эффективности усвоения учебной информации, повышенной утомляемости при обучении, нехватке времени для самоподготовки и т.п. Психологическое состояние первокурсника характеризуется повышенной тревожностью, чувством неполноценности, несостоятельности, беспомощности и низкой самооценкой.

Чем успешнее первокурсники адаптируются к новым условиям обучения в вузе, к новому коллективу, к новым нормам и ценностям студенчества, тем успешнее будет процесс их самореализации в студенческой жизни, как подготовки к будущей профессиональной деятельности. Таким образом, актуализируется задача организации эффективного социально-педагогического сопровождения, которое способствовало бы успешной адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в вузе. Объектом нашего исследования выступает процесс социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности вуза, а предметом — социально-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников.

Социально-психологическая адаптация личности представляет собой изменение, перестройку психики индивида под воздействием объективных факторов среды, процесс ломки старого и установление нового динамического стереотипа поведения и ценностей личности. По мнению И.А. Винтина, процесс социально-психологической адаптации как специфический момент в развитии и становлении личности студента имеет особое значение. Во-первых, потому, что в ходе адаптации важно дать правильную ориентацию в системе поведения. А во-вторых, потому, что в ходе процесса адаптации формируется социально-психологическая общность студенческого коллектива, в котором студент-первокурсник обучается.

Адаптация личности студента к обучению представляет собой сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс. Он обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и затруднений. Средой адаптации студентов выступает образовательная среда вуза.

Н.А. Лызь выделяет следующие этапы социально-психологической адаптации студентов-первокурсников.

этап — подготовительный, он связан с профессиональным самоопределением первокурсника и формированием личностных качеств, необходимых для преодоления трудностей первого периода адаптации к обучению;

этап — ориентировочный, он связан с ориентацией и приспособлением первокурсника к общей специфике высшего учебного заведения, с усвоением действующих норм, правил;

этап — интегрирующий, предполагает приспособление студентов к особенностям и требованиям, связанным с выбранной специальностью, а также к учебной группе, в которой они обучаются;

этап — рефлексивный, первокурсник за счет расширения понятия о профиле своей специальности формирует первичную самооценку правильности профессионального выбора и линии поведения в группе.

Можно выявить следующие проблемы адаптации первокурсников к обучению в вузе: неумение студента распределять свое время и силы; неготовность первокурсника к выполнению высоких требований преподавателей; неготовность работать с большим объемом новой информации; отсутствие привычного контроля и опеки со стороны родителей и школьных учителей; неготовность студента к самостоятельному обучению; отсутствие у студентов трудолюбия, силы воли, а также желания учиться; недостаточная общеобразовательная подготовка; слабо развитые навыки общения и ведения дискуссий.

Наибольшие трудности связаны недостатком времени на самоподготовку и его правильным использованием, а также разлукой с родителями, повышенными по сравнению со школой требованиями преподавателей вуза, что отрицательно сказывается на его психологическом состоянии и повышении уровня тревожности, беспокойства, снижении уровня самооценки. Особенности нового коллектива также негативно отражаются в психике первокурсника, так как первокурсник чувствует себя скованно и неуверенно в новом коллективе. Слабая подготовка в школе отрицательно сказывается на процессе адаптации, так как незнание основ общеобразовательных предметов приводит к сложностям адаптации к учебному процессу в вузе, сложностям в усвоении предметов в высшей школе. Слабо развитые навыки общения и ведения дискуссии приводит к тому, что студент-первокурсник испытывает трудности в межличностных отношениях в группе, в своем студенческом коллективе.

Педагогическое сопровождение социально-психологической адаптации студентов — это процесс взаимосвязанной деятельности всех субъектов сферы образования (педагогов, психологов, организаторов досуга), направленный на обеспечение эффективного взаимодействия студентов с образовательной средой вуза, способствующего самоопределению, самоактуализации и саморазвитию студентов-первокурсников.

Социальное педагогическое сопровождение осуществляется для того, чтобы студенты-первокурсники успешно адаптировались к условиям вуза, активно включились в его деятельность. Помощь психолога, педагога состоит в том, чтобы сформировать необходимые социальные качества, необходимые для успешной адаптации первокурсников и проводили коррекцию их линии поведения в образовательной среде вуза (сформировать активную жизненную позицию и способности преодолевать трудности).

По мнению Г.И. Симоновой, основными задачами по содействию адаптации выпускников школ к новым условиям жизнедеятельности в образовательной среде вуза выступают: подготовка первокурсников к новым условиям обучения; установление и поддержка социального статуса личности первокурсников в новом коллективе; формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов; предупреждение и снятие у первокурсников психологического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

Мы предлагаем реализовывать в вузе специальную программу социально-педагогического сопровождения адаптации первокурсников, которая рассчитана на первый год обучения и предполагает проведение комплекса мероприятий, которые условно можно разделить на 3 этапа.

Первый этап — предполагает социально-психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательную среду, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности, проведение тренингов знакомства в учебной группе, помощь в выработке личной стратегии поведения в новом коллективе.

Второй этап — заключается в комплексном индивидуально-психологическом обследовании студентов, выработке рекомендаций и разработке индивидуальных программ для адекватного усвоения учебного материала и адаптации первокурсников в новой образовательной среде, предполагается осуществление диагностики удовлетворенности образовательной средой, самооценки, выявления мотивов выбора данной профессии и ценностей первокурсника

Третий этап — включает в себя индивидуальную психологическую помощь дезадаптированным студентам. Это могут быть индивидуальные психологические консультации, которые направлены на то, чтобы сформировать у студентов необходимые навыки общения, которые помогут ему в установлении межличностных отношений в группе или в учебной деятельности в вузе.

Было проведено анкетирование среди студентов первого курса (11 человек — девушек и юношей в возрасте от 17 до 19 лет), обучающихся на специальности социальная работа. В анкете было включено 13 вопросов, которые касались проблемы самоорганизации времени первокурсника при самоподготовке, его тревожности, беспокойства, стеснения и агрессивности в среде вуза, и три из этих вопросов предполагали продолжения высказывания с той целью, чтобы первокурсник попытался сам назвать причину своих трудностей, возникающих у него при обучении, их предполагаемые пути решения и описал мотивы своего обучения в вузе. Из этого исследования можно сделать выводы о том, что первокурсники в основном психологически нормально адаптированы к условиям обучения вуза, не было выявлено полностью дезадаптированных студентов. В основном были выявлены у первокурсников трудности с организацией своего времени на самостоятельную подготовку, страх публичного выступления. При возникающих трудностях в обучении обычно ничего не предпринимают, но это проявляется изредка. Также редко проявлялась тревожность у первокурсников, чувствовавших себя обеспокоенно на занятиях в вузе или же находясь в нем. И таким образом можно сделать выводы о том, что большинство первокурсников к концу года уже психологически адаптированы к условиям обучения в вузе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога: Монография. Краснодар: КубГУ. — 2001.

.        Березин В.Г. Психическая и психофизическая адаптация человека. Л.: Мысль, 1988

.        Винтин, И.А. Организация воспитательной работы в вузе во внеучебное время / И.А. Винтин // Педагогика. — 2004. — №9. — с 58-64

.        Кольцова Н.Г. Динамика характеристик личности студента //Психологические проблемы трудовой подготовки учащихся. Психология и высшая школа. — М.: Наука, 1989.

.        Кренчик Е.П. К проблеме психологического сопровождения профессионального становления студентов психологов // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. — 2004. № 4.

.        Лызь Н.А. Образовательная компетентность студентов как фактор качества высшего образования / Н.А. Лызь // Педагогика. — 2011. — №5. — с.67 -76.

.        Попков В.А., Коржуев А.В. Учебный процесс в вузе: состояние, проблемы, решения. М.: Просвещение, 2000.

.        Почебут Л.Г. Социальная психология: учеб. пособие /Л.Г. Почебут, И.А. Мейчипс. — СПб:Питер, 2010. — 672 с.

.        Практическая психодиагностика. Методики, тесты. /под. ред. В.Л. Райгородского. — Самара: Пульс, 1998.

.        Рудкова С.Г. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов в вузе. Автореферат дис. канд. психол. н.

.        Симонова, Г.И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации школьников / Г.И. Симонова // Педагогика. — 2006. — №9.-с.34-40.

.        Слободчиков В.И. Упреждающая адаптация как особая образовательная деятельность преподавателей вуза / В.И. Слободчиков, Л.Ф. Мирзаянова // Педагогика. — 2008.- №6.- с 68-73.

.        Смирнов А.Г. Вопросы динамики протекания социально-психологической адаптации студентов к вузу // Психологические условия профессионального становления личности в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Наука. — 2000.

.        Федорова Е.Е. Проблемы адаптации студентов к профессиональной деятельности в вузе /Е.Е. Федорова // Педагогика. — 2007. — №5. — с.71-75.

.        Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М.- 1995.

.        Щепкина Е.С. Что мешает студенту учиться // Высшее образование в России. — 1997. — № 4.- с. 68-70.

.        Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учебное пособие / М.С. Яницкий. — Кемерово: Кемеровский государственный университет.- 1999.