Исследование проблемы агрессивности детей дошкольного возраста

Оглавление

Введение

Глава 1. Научные подходы в исследовании агрессивности детей дошкольного возраста

1.1 Понятие агрессивности и формы её проявления. Психологические особенности детей, склонных к агрессии

1.2 Источники и причины детской агрессивности

Глава 2. Опытно — экспериментированная работа по изучению агрессии детей дошкольного возраста

2.1 Выявление уровня агрессии детей дошкольного возраста

2.2 Опыты экспериментальной работы по снижению уровня агрессивности у детей

Заключение

Список использованной литературы

агрессивность дошкольный корректирующая

Введение

Актуальность темы определяется тем, что повышенная агрессивность детей на сегодняшний день является одной из острейших современных проблем. Несмотря на выявление многих причин и типов агрессивных действий психологами и педагогами, уровень жестокости дошкольников не уменьшается. Как правило, агрессивными могут быть названы многие из детей дошкольного возраста, причем агрессивное поведение может ярко проявиться не только при взаимодействии другими детьми, но и со взрослыми тоже. Рост количества дошкольников, предрасположенных к агрессивному поведению, ставит задачу исследования психологических условий, инициирующих подобные явления.

Проблема исследования: агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между детьми дошкольного возраста и серьёзно влияет на их дальнейшее развитие, на их становление в жизни.

Цель исследования: исследовать степень эффективности корректирующей работы с детьми дошкольного возраста, склонными к агрессии.

Задачи исследования:

выявить разные подходы психологического исследования детей,

склонных к агрессии;

провести эмпирическое исследование по изучению агрессии детей дошкольного возраста;

3) апробирование способов коррекции

Объект работы: дети дошкольного возраста. В ходе выполнения работы было обследовано 25 воспитанников МБДОУ Детский сад № 3 «Колокольчик» г. Котельниково Волгоградской области.

Предмет исследования: склонность детей дошкольного возраста к проявлению агрессии.

Гипотеза исследования: агрессивное поведение детей является весьма серьёзной социальной, педагогической и психологической проблемой, так как дошкольном возрасте создаётся фундамент нравственного поведения, усваиваются моральные нормы и правила поведения, начинает ся формирование общественной направленности личности.

3 стр., 1155 слов

Содержание и методика обучения движениям детей дошкольного возраста

... конкретного процесса обучения. Поэтому целью работы является исследование содержания и методики движениям детей дошкольного возраста. В качестве объекта исследования был выбран процесс физического воспитания детей дошкольного возраста. Предметом исследования работы является содержание и методика обучения ...

Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, объединяющих в общей сложности пять параграфов, а также заключения и списка использованной литературы. Объём курсовой работы — 26 страниц.

Глава 1. Научные подходы в исследовании агрессивности детей дошкольного возраста

1.1 Понятие агрессивности и формы её проявления

Агрессия (лат. аgressio — нападение) — это осмысленное деструктивное поведение, направленное против норм и правил сосуществования людей в обществе, причиняющее вред объектам такого поведения. Показателем агрессивности является количество агрессивных реакций. Агрессия — один из наиболее распространенных способов разрешения проблем, появляющихся в сложных ситуациях, являющихся причиной психической напряженности. Агрессивные действия зачастую не адекватны сложившейся ситуации.

Агрессия так или иначе свойственна всем людям, так как она является инстинктивной формой человеческого поведения, ключевой целью которого изначально является выживание в окружающем мире. Однако человек, в отличие от животных, с накоплением жизненного опыта учится видоизменять свои инстинкты в социально-приемлемые виды реагирования, иначе говоря, у большинства людей происходит социализация агрессии.

Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста может принимать различные формы. Принято различать вербальную и физическую агрессию (см. рис. 1.1), каждая из которых может быть прямой или косвенной.

Рис. 1.1. Виды и формы агрессии

Вербальная агрессия в косвенной форме может быть направлена на обвинение или на угрозы. Они могут проявляются в виде:

— жалоб;

— демонстративного крика, имеющего целью устранение объекта агрессии;

— фантазий агрессивной направленности.

Вербальная агрессия в прямой форме проявляться в виде оскорбления и вербальное унижение объекта агрессии.

Физическая агрессия в косвенной форме направлена на причинение материального ущерба объекту агрессии путём непосредственных физических действий:

— разрушения продуктов деятельности того, против кого направлена агрессия;

— уничтожения или порчи чужих вещей.

Физическая агрессия в прямой форме проявляется в виде непосредственного нападения на жертву и причинения ей физической боли или унижения. Может быть символической и реальной. Символическая агрессия — это угрозы, запугивание, демонстрация намерений; реальная — это прямое физическое нападение, драка.

К ситуациям, провоцирующим агрессивность, можно отнести:

— стремление привлечь к своей персоне внимание;

— попытка ущемления достоинств другого с целью подчеркивания своего мнимого превосходства;

— желание защититься и отомстить;

— тяга к главенству;

— желание получить какой-либо предмет.

Большинство отрицательных проявлений замечается в ситуации защиты личных интересов, отстаивания собственного превосходства. Подобные действия применяются как средство достижения какой-то своей цели. Ребенок чувствует удовлетворение, если его цель достигнута. Таким образом, зачастую агрессивные действия у дошкольников носят утилитарный характер. При этом у некоторых из детей агрессивные действия не имеют никакой цели и направлены лишь на нанесение вреда другому.

3 стр., 1434 слов

«Агрессия детей дошкольного возраста».ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОГО ...

... -педагогической литературы по проблеме агрессии детей дошкольного возраста и методов ее психолого-педагогической коррекции. 2. Исследовать проявления агрессивности и агрессивного поведения в группе детей дошкольного возраста. 3. Составить ...

Психологические особенности детей, склонных к агрессии

Различные формы агрессивного поведения отмечаются у большинства детей дошкольного возраста. В то же время, часть детей имеет существенно более выраженное стремление к агрессивности, которое может выражаться в следующем:

1) повышенная частота агрессивных действий — в течение одного часа наблюдений такие дети демонстрируют не менее четырех актов, направленных на причинение вреда другим, тогда как у остальных наблюдается не более одного;

2) преобладание прямой физической агрессии — если у большинства дошкольников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети нередко применяют прямое физическое насилие;

3) присутствие враждебных поступков, устремленных не на достижение какой-то реальной цели, а на причинение физическую боли или страдания другим детям.

У детей в возрасте до 3 лет агрессивное поведение чаще всего возникает по поводу игрушек. Дети могут кусаться, плеваться, толкаться, бить других, кидаться различными предметами, устраивать истерики. В этом возрасте они обучаются адекватным способам коммуникации с другими детьми: как предлагать играть, успокаиваться, переключаться. Попытка со стороны родителей воздействовать на ребенка силой может привести только к тому, что он будет действовать более агрессивно в следующий раз или это приведет к желанию нанести ответный удар [Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р., 2011]. В этом возрасте ребенка лучше переключать, давать отдохнуть от деятельности, которая провоцирует агрессию. С 3 до 5 лет у детей обычно физическая агрессия снижается, они начинают использовать слова, чтобы общаться со сверстниками, в то же время они еще достаточно эгоцентричны и чужую точку зрения еще с трудом могут принять. Для них все или плохое или хорошее, нет нюансов. Дети не способны обдумывать, планировать, им нужны четкие руководства, инструкции, как и что делать. В этом возрасте они не могут разобраться, что фантазия, а что реальность в фильме или телевизионном шоу. Они могут неправильно понять желание другого ребенка присоединиться к его играм и увидеть в этом враждебность, вторжение на их территорию. Соответственно, будут стремиться защититься и, скорее, с применением агрессии. Объяснения, что другой ребенок миролюбив, часто не воспринимаются.

В 6 лет дети уже обладают достаточным самоконтролем, чтобы не выражать обиду, неудовольствие или страх через агрессию по отношению к другим детям. Но в то же время они еще могут защищать свои интересы с помощью агрессии.

Мальчики обычно действуют открыто через физическую агрессию. Девочки склонны к косвенной, скрытой — без прямой конфронтации. Например, через вербальное нападение — насмешки, прозвища или, наоборот, через игнорирование, молчание. И мальчики, и девочки, склонные к агрессии, часто имеют низкую самооценку и скрытую депрессию. Обычно число дошкольников с повышенной агрессивностью составляет от 15 до 30 процентов от общего числа наблюдаемых детей.

1.2 Источники и причины детской агрессивности

Есть множество причин, почему дети ведут себя агрессивно. Агрессивное поведение ребенка чаще всего возникает в ответ на такие его чувства, как страх, печаль, разочарование, отчаяние и ревность. Они могут возникнуть как реакция на события или обстоятельства, которые приводят к низкой самооценке, состоянию изоляции или потере контроля. Некоторые дети не имеют возможности или не знают, как контролировать свои действия, в результате их чувства обостряются, и гнев проявляется в виде агрессивного поведения. Агрессия у маленьких детей может проявляться в виде ударов руками, ногами, головой, плевков, укусов, бросания предметов, уничтожения или порчи вещей и игрушек.

В некоторых случаях взаимодействие между темпераментом ребенка и/или генетической предрасположенностью и воздействием окружающей обстановки (например, атмосфера в семье или стрессы) увеличивает вероятность использования ребенком агрессии в качестве основной стратегии выживания.

Можно выделить три основных источника деструктивного поведения (рис. 1.2):

— чувство страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;

— столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;

— отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.

Рис. 1.2. Основные источники деструктивного поведения

Важно также понимать, что агрессия — это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводящее к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача родителей — научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях. Нередко выясняется, что модель агрессивного поведения ребенок перенимает от кого-то из близких. Если родители часто ссорятся, подавляют сына или дочь, и реагируют на проступки лишь вспышками гнева, то и ребенок, скорее всего, будет вспыльчивым и раздражительным, подражая поведению, принятому в семье.

Кроме неблагополучных семейных взаимоотношений есть и другие причины агрессии. Бывают ситуации, когда здоровые дети, которые могли бы посещать детский сад и тратить энергию на игры и прогулки со сверстниками, сидят дома с бабушками или нянями. Они не имеют достаточно возможностей, чтобы побегать, поиграть в активные игры с другими детьми, им не хватает свежего воздуха и новых впечатлений. Следствием этого также может быть агрессивное поведение, как выход накопившейся энергии.

Еще одной причиной агрессии является ревность. Дети испытывают чувство ревности гораздо чаще, чем думают взрослые. Это чувство отравляет даже взрослого человека, а что говорить о малыше, который еще не умеет справляться со своими чувствами. Некоторые дети даже ревнуют не к кому-то в отдельности, а чуть ли не ко всему миру. Им кажется, что мама с папой любят кого угодно, только не их. Но самый очевидный «виновник» ревности к родителям — младший брат или сестра, появление которых сразу же начинает отнимать у ребенка большую долю родительского внимания [Непомнящая Н. И, 2012]. Есть дети, которые более подвержены чувству ревности по сравнению с другими (например, первый ребенок в семье намного ревнивее, чем последующие малыши, которые с рождения уже приучены «делить» родителей ещё с кем-то; ребенок одного из родителей может длительное время (или всегда) относится с ревностью к совместным детям с «чужим» новым родителем и потребуют для себя большей любви и поддержки).

У детей ревность может возникать на основе сравнения, кому от родителей достанется больше внимания или материальных вещей, на основе того, что «соперник » имеет лучшие оценки, или того, что взрослые относятся к конкуренту с большей привилегией. Признаки ревности — плохое, отличное от предыдущего поведение, имеющее признаки агрессии (часто по отношению к «сопернику»), капризность, желание привлечь внимание, пусть и отрицательное. Ревность может получать и совсем неожиданные для взрослых формы, по-своему корректные: ребенок становится чересчур заботливым по отношению к объекту своей ревности (скажем, потому что касается отношения к новому ребёнку), а может и замкнуться внутри себя, переживая это чувство. Как правило, детская ревность проявляется острее у детей до 5 лет, в этом возрасте ребенок наиболее зависим от своих родителей, и не имеет больших интересов за пределами семьи. Может быть, ребенка кто-то обижает, а он боится дать отпор обидчику и вымещает свою злость на близких и безопасных людях. В такой ситуации непросто разобраться, потому что гордость часто не позволяет ребенку (особенно мальчику) рассказать о своем унижении родителям [Обухова Л.Ф, 2013].

Часто дети могут действовать агрессивно просто потому, что чувствуют себя расстроенными или беспомощными и не могут выразить это словами. Дети не обладают столь развитыми коммуникативными навыками, бытовыми психологическими знаниями, понятиями, как взрослые. Поэтому важно поощрять ребенка, когда он пытается выразить свои чувства. Здесь бывают очень полезны ролевые игры, вам подойдут игрушки, куклы, различные герои, которые популярны сейчас у ребенка. Вы можете вместе с малышом разыграть противостояние, конфликт, противоречие интересов. Создайте провокацию, во время которой можно на примере игрушек продемонстрировать ребенку, как можно разрешать конфликты, не проявляя агрессию, физическую силу, без унижений и обид: находя общие интересы, компромиссы с помощью переговоров.

Если в семье ребенок не получает необходимых знаний о приемлемом и неприемлемом поведении со сверстниками, например, если он часто дерется с братом/сестрой, и его никто не учит справляться с конфликтами, ему сложно понять, когда он ведет себя агрессивно. Бранные, злобные слова, и, конечно, физическая агрессия со стороны родителей передают детям образцы агрессивного поведения.

Фильмы, онлайн-игры тоже моделируют поведение ребенка и допустимый уровень агрессии. Телевизионные передачи, шоу бывают достаточно жестокими, и если дети видят это, они просто не понимают разницы между игрой и реальностью, тем более, что часто насилие может выглядеть очень естественно. Если у ребенка есть проблемы с агрессивным поведением, вам обязательно надо ограничить или исключить просмотр ТВ и агрессивных фильмов. Если ребенок не чувствует себя в безопасности, он может сигнализировать о помощи, становясь агрессивным.

Иногда у детей могут быть вспышки агрессии из-за событий в семье, например, при разводе родителей. Кроме того, у детей есть потребность в контроле. Иногда ребенок может действовать агрессивно, чтобы получить реакцию или восстановить контроль над ситуацией, над другим ребенком. Это нормально для детей 2-6 лет. Маленькие дети еще не умеют регулировать свои реакции, чувства не отделяются от поведения.

Если не управлять агрессивностью ребенка, он не узнает, где находится граница дозволенного, и будет продолжать провоцировать и проявлять себя подобным образом, не понимая, когда он может остановиться. Если не принимать мер, ребенок остается в замешательстве, не зная, ни когда он должен остановиться, ни какие могут быть последствия. Важно указывать детям на последствия своего поведения — это помогает им чувствовать себя эмоционально в безопасности.

Анализ мотивов агрессивного поведения приведен в таблице 1.1

Таблица 1.1

Мотивы агрессивного поведения

Мотивы

Привлечь внимание

Власть

Месть

Избегание неудачи

Социаль-ные при-чины

1.Эмоциональная холодность родителей

2. Внимание уделяется плохому поведению

Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктив-ного подчинения

Рост насилия в обществе, фрустрация потребностной сферы

Завышенные требования родителей

Сущность поведения

Получить внимание любым способом

«Ты мне ничего не сделаешь»

Вредит в ответ на обиду

«Не буду и пробовать, все равно ничего не получится

Сильные стороны поведения

Потребность в контактах, эмоциональном общении с родителями

Смелость, сопротивление влияниям

Способность защищать себя от боли и обид

нет

Реакция родителей: эмоция

Раздражение, негодование

Гнев, негодование, может быть, страх

Обида, боль, негодование, опустошение, страх

Беспомощность

Реакции родителей: действие

Сделать замечание

Прекратить выходку с помощью физического действия

Немедленно ответить силой или уйти от ситуации

Все делают за ребенка или «закрывают глаза», объясняя это внешними причинами

Реакции ребенка

Временно прекращают

Прекращают выходку, когда сами решат

Прекращают действия, когда сами решат

Попадают в зависимость от родителей. Продолжают ничего не делать

Способы предотвра-щения

Утолить жажду в «поглаживаниях». Учить детей проявлять себя социально-одобряемыми способами пове-дения. Оказывать внимание, хвалить за хорошее поведение

Уходить от конфронтации. Пытаться договариваться, идти на компромисс, сотрудничать, позволяя проявлять самостоятельность.

Строить отношения с ребенком по принципу заботы о нем (в трудных ситуациях оказывать безусловную поддержку).

Поддержка ребенка и закрепление успеха, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на «Я могу»

 

Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов, агрессивные действия прекращаются при достижении цели. Кроме мотивированной агрессии у детей дошкольного возраста наблюдаются агрессивные действия, не имеющие никакой цели, кроме причинения вреда другому человеку. В этих случаях можно говорить о психопатическом формировании личности. Считается, что на агрессивные поступки ребенка могут толкнуть факторы, инициирующие у него состояние депрессии, стресса, фрустрации. Как уже было упомянуто в параграфе 1.2, имеет место общественная установка, что мальчики более склонны к агрессии, чем девочки. Гендерные различия агрессивности таковы, что у мальчиков преобладает невербальная агрессия, то есть выражение их чувств и эмоций открыто; у девочек — вербальная агрессия или «внутренняя», проявляющаяся в обидах, зависти и т. п. [Ковалев П. Л., 2010].

Развиваясь, ребенок как бы нащупывает способы своего поведения в разных, особенно в конфликтных, ситуациях, формирует собственную манеру общения, и этот стиль у него закрепляется. Следуя этому наблюдению, можно сделать вывод: если ребенок реагирует агрессивно, скорее всего, он и в дальнейшем будет прибегать к подобным действиям.

Исследования показали, что родители, подавляющие выбросы негативных эмоций у своих детей, не устраняют агрессивность, а, напротив, способствуют развитию у них в дальнейшем чрезмерной агрессивности, которая в зрелые годы становится частью характера. При этом, некоторые родители искренне верят, что дети просто не могут быть агрессивными, и внушают эту мысль своему ребенку с раннего детства. В результате, ребенок вынужден постоянно подавлять свой гнев, а значит, он становится более подверженным риску психосоматических расстройств, таких как крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония.

Если же совсем не обращать внимания на агрессивные реакции ребенка, то рано или поздно он станет считать такое поведение нормальным и дозволенным. Одиночные вспышки гнева постепенно перерастут в стойкую привычку подавлять окружающих, с которой очень трудно будет что-то поделать впоследствии [Лебединский В. В., 2010].

Глава 2. Опытно-экспериментированная работа по изучению агрессии детей дошкольного возраста

2.1 Выявление уровня агрессии детей дошкольного возраста

Исследование проводилось на базе центра развития ребенка детского сада № 3 «Колокольчик».

В исследовании принимали участие 25 детей. Были выявлены дети с проявлениями агрессивности. Выявление основывалось на их рисунках, собеседованиях с ними, а также с их родителями и воспитателями. Производилось наблюдение за детьми, за их поведением, обращением со сверстниками.

В целях раскрытия уровня агрессивности дошкольников были применены следующая совокупность методов.

1. Тест «Несуществующее животное». Ряд ученых полагает, что рисунок несуществующего животного служит своеобразным автопортретом, так как в рисунке дошкольник представляет те черты, которые какой-то определенной мере имеют для него значение.

Стремление к рисованию указывает на развитие образного мышления и потребность в самовыражении. Исследование рисунков помогает осмыслить круг интересов, увлечений дошкольников, специфику их темперамента, переживаний и особенности их внутреннего мира. Доминирование серых тонов и черного цвета указывает на отсутствие оптимизма, пониженное настроение, страхи, с которыми он не может справиться.

Серые и коричневые тона нередко используются напряженными, конфликтными детьми. Увеличенная возбудимость и гиперактивность отыскивают свое выражение в зыбкости изображения, его смазанности либо в большом количестве перекрещивающихся линий. Дошкольники с истерическим характером независимо от своего истинного положения рисуют себя всегда в центре группы.

О существовании агрессивных направленностей в поведении можно судить по таким деталям в рисунке:

— пустые глазницы;

— оскал;

— агрессивная поза или взгляд;

— зачеркнутая или деформированная фигура;

— клыки, шипы, рога.

2. Тест Руки Вагнера.

Прием, взятый в основу теста, состоит в том, что ребёнка просят истолковать содержание действия, показанного в виде «стоп-кадра». Образ кисти руки человека, социально нейтральный и не несущий смысловой нагрузки. Испытуемому показывают по очереди 10 карточек и просят его ответить на вопрос: «Что делает эта рука? На какой поступок способен человек с такой рукой?».

Материал для теста — 9 стандартных карточек, на которых есть изображение руки и одна не имеющая изображения, при демонстрации которой ребёнка просят представить себе кисть руки и описать ее возможные действия.

Ответы систематизируются по следующим категориям:

1. Агрессия.

2. Указание.

3. Страх.

4. Эмоциональность.

5. Коммуникация.

6. Зависимость.

7. Демонстративность.

8. Увечность.

9. Пассивная безличность.

10. Активная безличность.

11. Описание.

Выполненная диагностика выявила следующие результаты.

Дата диагностики: сентябрь 2013 года.

2.2 Опыты экспериментальной работы по снижению уровня агрессивности у детей

По результатам проведенного анализа первого теста «Несуществующее животное» из 25 обследуемых детей было обнаружено, что у испытуемых доминируют следующие формы агрессии:

— вербальная агрессия была выявлена у 10 детей, что составляет 37 %;

— защитно-ответная агрессия была выявлена у 8 детей, что составляет 30%;

— агрессивная защита от людей, располагающих властью была выявлена у 3 детей, что составляет 11 %.

С целью уточнения и расширения суждений о свойствах личностных качеств, которые сопутствуют агрессивным формам поведения дошкольников, был использован тест «Руки Вагнера».

По результатам анализа теста «Руки Вагнера» выявлены следующие преобладающие категории:

«Агрессивность» — 30 %, это говорит о присутствии агрессивных направленностей в поведении детей;

«Коммуникативность» — 27% позволяет допустить несформированность коммуникативной сферы и трудности в общении с окружающими;

«Демонстративность» — 45%, может подтверждать потребность в привлечении чужого внимания и о конструктивном поведении;

«Зависимость» — 35% показывает неумение самостоятельно решить конфликтную ситуацию, о потребности в заботе и защите, об отсутствии способности к эффективному взаимодействию;

«Эмоциональность» — 9%, может свидетельствовать о неумении рефлексировать и распознавать эмоции в себе и в других, о несформированности позитивного эмоционального самоотношения, трудностях в межличностных контактах, отгороженности;

«Пассивная безличность» — 0%, отсутствие полученных ответов по этой категории дает основание считать, что только немногочисленные внешние стимулы могут являться нейтральными, а высокая чувствительность к внешним стимулам может быть выражена неадекватными агрессивными реакциями.

В ходе проведения исследования также были отмечены формы агрессивности в поведении дошкольников с помощью специального опросника для воспитателей. Ответы показали, что открытая агрессия — наиболее характерная форма проявления агрессии в поведении дошкольников.

Таблица 1

Степень выраженности разных видов агрессии по результатам опросника для воспитателей

Категория ответа

Количество детей

девочки

мальчики

физическая агрессия

3

6

вербальная агрессия

5

7

косвенная агрессия

5

4

раздражительность

4

6

негативизм

4

6

В качестве базы для эксперимента была использована методика, разработанная доктором психологических наук Поповой О. М.

На этапе формирующего эксперимента использовались «скиллтерапия», изменение системы установок, ролевая игра, конфронтация, интерпретация, возвращение в прошлое, варьирование количества положительных установок подкрепляющих стимулов, техники антисуггестии и фиксированной альтернативной роли; дети анализировали, сравнивали, группировали, проигрывали, рисовали, переконструировали комические ситуации, в которых фигурировали агрессивные персонажи; осуждали, высмеивали последних. 

Факторы, отрицательно сказавшиеся на процессе психокоррекции агрессии, обусловили необходимость проведения дополнительной надкоррекционной работы с испытуемыми. В процессе коррекционной работы была замечена эффективность дополнительных занятий, проводимых в утренние отрезки времени и ориентированных на обучение детей структурированию комических произведений графического плана, дополнительных заданий на динамическую релаксацию, снижение гиперактивности агрессивных дошкольников; положительный эффект различных модификаций театральной деятельности, где реализовывалась техника парадоксальной интенции, и дети упражнялись в моделировании эмоциональных состояний.

После проведения такого рода занятий можно было заметить повышение концентрации внимания, эмоционального тонуса, снижение конфликтных столкновений (особенно проявлений прямой физической агрессии) в первой половине дня. Данный факт объясняется тем, что и дети, и педагоги, работая с комическим материалом, получали положительный эмоциональный заряд, который оказал влияние на микроклимат детской группы и на взаимоотношения дошкольников и педагогов.

Учитывая склонность к демонстративности высокоагрессивных детей, а также низкий уровень развития у них игровых и коммуникативных навыков, в свободное время активно использовались различные модификации театрализованной деятельности, в ходе которой создавались условия для максимального самовыражения испытуемых. Например, во время прогулок агрессивные дошкольники, используя театральные костюмы и атрибуты, показывали инсценировки-миниатюры для детей младших групп и при этом следили за текстом, стараясь не пропустить свои реплики.

Наблюдение за поведением испытуемых в ходе экспериментальной работы позволило установить, что, неправильно интерпретировав эмоциональное состояние персонажей, агрессивные дошкольники затрудняются проследить сюжетную линию рисунка, не замечают деталей обстановки, не выделяют причины конфликта, инициатором которого он является.

В соответствии со сказанным, дополнительная работа коррекционно-развивающего характера строилась таким образом, что испытуемые сначала составляли рассказы по сюжетным картинкам, а затем проигрывали их содержание. Экспериментатор постоянно акцентировал внимание испытуемых на внешних проявлениях агрессии, и в результате этого дошкольники постепенно научились выделять цели и мотивы поступков конфликтных персонажей и оценивать их поведение, стали чаще отмечать непривлекательность мимики дерущихся.

Значительная часть надкоррекционной работы была направлена на снижение интенсивности неадекватных реакций на неуспех в деятельности у агрессивных испытуемых. На первом этапе обучения таким детям предлагались более легкие задания, которые обеспечивали успех в деятельности. Одновременно проводилась работа с педагогами и родителями агрессивных детей, в процессе которой экспериментатор обучал их использованию конструктивных форм поощрения за успех и эффективным приемам повышения мотивации достижения. На втором этапе при повышении сложности заданий внимание детей акцентировалось не на сравнении их собственных результатов с результатами деятельности других детей, а на их аккуратности, последовательности действий, желании оказать помощь другим детям, индивидуальности и творчестве. Психологическое воздействие на испытуемых осуществлялось как на занятиях, так и в другие режимные моменты и имело форму похвалы, подбадривания, оказания стимульной помощи, вербального и невербального выражения уверенности в способностях ребенка.

По результатам констатирующего и формирующего экспериментов нами были составлены «портреты» детей с разными уровнями агрессии. Объектами комического для высокоагрессивного ребенка являются: физическое несовершенство («Сильно хромает»), причинение вреда и ущерба («Он всех расстрелял и сказал: «Отдыхайте, ребята!»).

Воспринимая комическое, высокоагрессивный дошкольник или молчит, или критически оценивает реакции других детей; отождествляет «смешное» с «грустным» («Смешно, как глухие руками разговаривают»), «жестоким» («Смешно — кошка без хвоста»), «некрасивым» («Смешно, потому что грязный свитер»); идентифицирует себя с агрессивными комическими персонажами, руководствуясь «культом силы» («Мне нравится больше тот, который дерется: он сильнее»); расценивает комические ситуации как угрожающие; продуцируя комические импровизации, предпочитает военную и фантастическую тематику и деструктивные способы создания комических положений в повседневной жизни («Когда он спит, ему на голову поставили стакан воды, проснется — прольет все на себя. Вот смешно-то будет»).

Объектами комического для низкоагрессивных детей выступают забавные действия домашних животных, оговорки и ошибки в речи и объекты необычного цвета и формы. Воспринимая комические ситуации, неагрессивные дети улыбаются, смеются, делятся друг с другом впечатлениями, отождествляют «смешное» с «обычным» и «веселым» («Смешной тот, который веселый»); оценивая поведение агрессивных комических героев, руководствуются «барьером красоты» («Лиса очень красивая. Она хорошая. Над ней не надо смеяться»); конструируя комические ситуации, отдают предпочтение сказочной и бытовой тематике и конструктивным способам создания комических положений в повседневной жизни («Нужно рассказать что-нибудь смешное»); проявляют доброжелательность по отношению к окружающим, стараются не вступать в конфликты с агрессивными детьми.

На этапе контрольного эксперимента выяснилась эффективность проведенной психокоррекционной работы с дошкольниками. Для диагностики уровней чувства комического и агрессии после формирующего эксперимента использовались те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента.

 

Динамика проявления агрессивности у дошкольников до и после формирующих воздействий

Тест «Несуществующее животное»

Тест «Руки Вагнера»

Опросник для воспитателей

До

30 %

30 %

44 %

После

4 %

4%

5%

 

Показатели агрессии у дошкольников, прошедших курс психокоррекции, снизились в среднем с 37% до 4,5 % .

Заключение

Немало исследователей как в нашей стране, так и за рубежом занимались вопросом детской агрессии, никто из них не пришёл к однозначному выводу. Данный факт является показателем того, насколько рассматриваемая проблема сложна и многогранна и, таким образом, одного универсального решения быть не может. 

Среди существующих нарушений у детей дошкольного возраста данная проблема самая распространенная. Детская агрессивность выражается в готовности к поведению, которое противоречит нормам поведения в обществе и может приводить к нанесению физического и морального ущерба. При этом дети дошкольного возраста, проявляющие агрессивное поведение, чаще всего, не имеют самого агрессивного мотива. Давайте попробуем разобраться в том, что в жизни ребенка провоцирует его на агрессивность. Агрессия может возникать и как механизм самозащиты, как проявление страха или тревоги в тех случаях, когда ребенок видит реальную или мнимую опасность. Проявляя агрессивность, ребенок стремится защитить себя, оградить от того, с чем он по-другому не может справиться. У него создается иллюзия смелости.

Выполненный анализ показал, что на возникновение и развитие агрессивности у дошкольника может влиять целый ряд негативных факторов и биологического, и социального генезиса. Психологическими источниками агрессивного поведения дошкольника могут быть свойства его темперамента, проявленные в несдержанности, вспыльчивости и т. д. Но всё же одна из основных причин детской агрессивности кроется в неблагополучных взаимоотношениях дошкольника с окружающим его миром, сверстниками, членами семьи, воспитателями. Проявление агрессивности, следовательно, является результатом:

1) неудовлетворенности дошкольника содержанием общения с членами семьи и со сверстниками;

2) невысокого социального статуса дошкольника в группе;

3) отсутствия успеха в совместной со сверстниками деятельности;

4) неудовлетворенной потребности в популярности.

Недостатки семейного воспитания, определенные как психологиче-скими качествами родителей, так и нарушением отношений между членами семьи, выступают одной из основных причин агрессивного поведения у ребенка.

Сфера взаимоотношений детей в семье и в детском коллективе представляет для них основной источник напряжений, хронических конфликтов, психологических проблем и трудностей, поэтому очень важно для сохранения психического здоровья дошкольника, успешного его развития, создать необходимые комфортные социально-психолого-педагогические условия, обеспечивающие его эмоциональное благополучие.

В процессе выполнения курсовой работы была изучена научная литература по теме детской агрессии; было пояснено понятие детской агрессивности, выявлены психологические особенности детей, склонных к агрессии; были определены основные источники и причины детской агрессивности, а также было проведено эмпирическое исследование, имеющее целью определение возможности снижения уровня агрессии детей дошкольного возраста. По результатам исследования были сделаны необходимые выводы. Таким образом, были решены все поставленные задачи и достигнута цель курсовой работы, состоявшая в исследовании проблемы агрессивности детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы

Алексеева Е. Е. Семейное консультирование в работе детского практического психолога // Психолог в детском саду, 2009

Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии, 2011

Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М., 2008

Габрунер М., Соколовская В. Эмоционально-личностный тест «Сказка» // Обруч, 2013

Ковалев П. Л. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. — Ростов-на-Дону, 2010

Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. — СПб, 2011

Лебединский В. В. Нарушения психического развития у де-тей. — М, 2010

Лютова Е. К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2011

Нагимова С. Н. Причины агрессивного поведения детей // Современные наукоемкие технологии, 2009

Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка — М, 2012

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 2013

Смирнова Е. О., Хузеева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии, 2011

Смолярчук И. В. Влияние детско-родительского взаимодействия на социализацию дошкольников // Вестник Тамбовского университета, 2009

Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. — М., 2010

Холод Н. И. Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей // Ярославский педагогический вестник, 2005

Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой — М., 2010

Размещено на