2. Современные методы исследований в психофизиологии

1.Предмет Психофизиологии как науки.

Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Термин «психофизиология» был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.).

Психофизиология — естественно-научная ветвь психологического знания, поэтому необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации:

физиологической психологии;

физиологии высшей нервной деятельности;

нейропсихологии.

Электрофизиологические методы изучения органических функций, основываются на регистрации биопотенциалов, возникающих в тканях живого организма спонтанно или в ответ на внешнее раздражение. Чаще всего используется регистрация биотоков мозга.

Отражение психофизиологических процессов в динамике ЭЭГ. Частотно-амплитудные изменения электрической активности в связи с:

1) активацией внимания — блокада ?-ритма, возрастание ?-ритма, изменение уровня ассиметрии фаз колебания, концентрация внимания, глубокая депрессия биопотенциалов.

2)Эмоциональным состоянием — нет единой точки зрения; тревога слабая — усиление 2 ритма, усиление тревоги — десинхронизация основного ритма ЭЭГ, отрицательные эмоции — усиление теста активности, положительные эмоции — ослабление теста активности.

«Волна ожидания». Изменение психофизиологического состояния отражается на электрофизиологических показателях; высокая эмоциональная напряженность — повышение амплитуды волны; неустойчивое внимание — снижение амплитуды волны.

Исследование медленных электрических процессов мозга (МЭП).

При бурных эмоциях — резкое изменение.

Изучение динамики наличного кислорода (коры и глубоких структур мозга), т.е. переменное давление в структурах мозга.

КГР (кожно-гальваническая реакция).

Относится к показателям изменения внимания и эмоций. Феномен Краснова — эффект изменения разности потенциалов сопротивления кожи в связи с ориентировочной реакцией и эмоциями.

3.Строение нервной системы.

11 стр., 5011 слов

Чувство ритма у детей младшего школьного возраста

... развитие ритмической стороны, иногда приводившее к крутой ломке установившихся, традиционных средств, ритма, к изменению «ритмического мышления», эволюция ритмики побуждала теоретическую мысль описывать новые ритмические явления, ... возрасте. Именно тогда формируются основы эстетического воспитания, так как в этот период мозг и весь организм человека наиболее восприимчивы к новому (Г.А. Кураев, Т.Н. ...

Вся нервная система делится на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна —периферическая нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными органами — мышцами и железами.

Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические изменения в окружающей среде.

Стимулы внешней среды (свет, звук, запах, прикосновение и т.п.) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы —серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным (афферентным) нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, железам).

Эти исполнительные органы называются эффекторами.

Основная функция нервной системы —интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма.

Структурной единицей нервной системы является нервная клетка —нейрон. Он состоит из тела клетки, ядра, разветвленных отростков —дендритов —по ним нервные импульсы идут к телу клетки —и одного длинного отростка —аксона —по нему нервный импульс проходит от тела клетки к другим клеткам или эффекторам.

Отростки двух соседних нейронов соединяются особым образованием — синапсом. Он играет существенную роль в фильтрации нервных импульсов: пропускает одни импульсы и задерживает другие. Нейроны связаны друг с другом и осуществляют объединенную деятельность.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг подразделяется на ствол мозга и передний мозг. Ствол мозга состоит из продолговатого мозга и среднего мозга. Передний мозг подразделяется на промежуточный и конечный.

Все отделы мозга имеют свои функции.

Так, промежуточный мозг состоит из гипоталамуса —центра эмоций и витальных потребностей (голода, жажды, либидо) , лимбической системы (ведающей эмоционально-импульсивным поведением) и таламуса (осуществляющего фильтрацию и первичную обработку чувственной информации).

У человека особенно развита кора больших полушарий — орган высших психических функций. Она имеет толщину 3— мм, а общая площадь ее в среднем равна 0,25 кв.м.

Кора состоит из шести слоев. Клетки коры мозга связаны между собой.

Их насчитывается около 15 миллиардов.

Различные нейроны коры имеют свою специфическую функцию. Одна группа нейронов выполняет функцию анализа (дробления, расчленения нервного импульса) , другая группа осуществляет синтез, объединяет импульсы, идущие от различных органов чувств и отделов мозга (ассоциативные нейроны).

Существует система нейронов, удерживающая следы от прежних воздействий и сличающая новые воздействия с имеющимися следами.

По особенностям микроскопического строения всю кору мозга делят на несколько десятков структурных единиц —полей, а по расположению его частей —на четыре доли: затылочную, височную, теменную и лобную.

Кора головного мозга человека является целостно работающим органом, хотя отдельные его части (области) функционально специализированы (например, затылочная область коры осуществляет сложные зрительные функции, лобно-височная —речевые, височная —слуховые).

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... данных о характере внешнего воздействия. Ощущение – психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств, явлений и предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. ... следить за несколькими процессами одновременно),переключение. а) природное, связанное с саморегуляцией организма (непроизвольное); б) социально обусловленное, связанное с воспитанием и обучением (произвольное). ...

Наибольшая часть двигательной зоны коры головного мозга человека связана с регуляцией движения органа труда (руки) и органов речи.

Все отделы коры мозга взаимосвязаны; они соединены и с нижележащими отделами мозга, которые осуществляют важнейшие жизненные функции. Подкорковые образования, регулируя врожденную безусловно-рефлекторную деятельность, являются областью тех процессов, которые субъективно ощущаются в виде эмоций (они, по выражению И.П.Павлова, являются “источником силы для корковых клеток”).

В мозгу человека имеются все те структуры, которые возникали на различных этапах эволюции живых организмов. Они содержат в себе “опыт”, накопленный в процессе всего эволюционного развития. Это свидетельствует об общем происхождении человека и животных.

По мере усложнения организации животных на различных ступенях эволюции значение коры головного мозга все более и более возрастает.

Если, например, удалить кору головного мозга у лягушки (она имеет незначительный удельный вес в общем объеме ее головного мозга) , то лягушка почти не изменяет своего поведения. Лишенный коры головного мозга голубь летает, сохраняет равновесие, но уже теряет ряд жизненных функций. Собака с удаленной корой головного мозга становится полностью не приспособленной к окружающей обстановке.

Основным механизмом нервной деятельности является рефлекс. Рефлекс

— реакция организма на внешнее или внутреннее воздействие при посредстве центральной нервной системы.

Термин “рефлекс”, как уже отмечалось, был введен в физиологию французским ученым Рене Декартом в XVII веке. Но для объяснения психической деятельности он был применен лишь в 1863 году основоположником русской материалистической физиологии М.И.Сеченовым. Развивая учение И.М.Сеченова, И.П.Павлов экспериментально исследовал особенности функционирования рефлекса.

Все рефлексы делятся на две группы: условные и безусловные.

Безусловные рефлексы —врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители (пищу, опасность и т.п.).

Они не требуют каких-либо условий для своей выработки (например, рефлекс мигания, выделение слюны при виде пищи).

Безусловные рефлексы представляют собой природный запас готовых, стереотипных реакций организма. Они возникли в результате длительного эволюционного развития данного вида животных. Безусловные рефлексы одинаковы у всех особей одного вида; это физиологический механизм инстинктов. Но поведение высших животных и человека характеризуется не только врожденными, т.е. безусловными реакциями, но и такими реакциями, которые приобретены данным организмом в процессе его индивидуальной жизнедеятельности, т.е. условными рефлексами.

Условные рефлексы —физиологический механизм приспособления организма к изменяющимся условиям среды.

Условные рефлексы —это такие реакции организма, которые не являются врожденными, а вырабатываются в различных прижизненных условиях.

Они возникают при условии постоянного предшествования различных явлений тем, которые жизненно важны для животного. Если же связь между этими явлениями исчезает, то условный рефлекс угасает (например, рычание тигра в зоопарке, не сопровождаясь его нападением, перестает пугать других животных).

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

... отдел обонятельного анализатора. Древняя кора больших полушарий, ее связь с лимбической системой. Феромоны как средство внутривидовой ... пищи -предшествующей пищи (вкусовой контраст) -сост организма -хим состав пищи -модальность вкуса (кислый, сладкий, ... нарастании звука мышца рефлекторно сокращается – акустический рефлекс) 7.внутреннее ухо. Полость заполнена перелимфой, лабиринт – эндолимфой. ...

4.Сенсорные системы.

Сенсорные системы

  1. Формулировка понятия СС.
  2. Общие принципы организации СС.
  3. Основные функции СС.
  4. Зрительная система (строение аппарата глаза, структура и функции сетчатки, нервные пути и связи зрительной системы, цветовое зрение).

СС называется часть мозга, воспринимающая внешнюю для него информацию, анализирующая и опознающая её. СС состоит из рецепторов, нервных путей, передающих информацию, и корковых структур мозга (принимают и анализируют).

Карта Бродмана – мозг ≈ из 35 полей (каждый за что-то отвечает).

Общие принципы:

  • многослойность (несколько слоёв взаимодействия (нейронов) СС с рецепторами и с моторными зонами коры);
  • многоканальность (в каждом нейроновом слое несколько каналов связи с нервными волокнами, и каналы эти параллельны);
  • наличие сенсорных воронок;
  • дифференциация СС по вертикали и горизонтали.

Основные функции СС:

  • обнаружение сигналов;
  • различение;
  • передача;
  • преобразование;
  • координирование;
  • декодирование признаков сенсорного образа;
  • опознание.

Рецептор – специализированная клетка, эволюционно приспособленная к восприятию во внешней и внутренней среде определенного раздражителя и преобразованию его энергии из физической формы в форму нервного возбуждения. Модальные: зрение, слух, осязание и т.д. Вторичные: отвечают на действия раздражителя после восприятия рецепции (когда есть реакция клетки и предмет, воздействующий на нас нужно различить, то есть подключить другие нервные окончания, которые будут реагировать).

Шеррингтон. По взаимодействию: контактные (осязание), дистантные (зрение, слух, обоняние).

По источнику: наружные (экстероцептивные), внутренние (интероцептивные).

Классификации рецепторов:

  • экстероцепторы – зрительные;
  • слуховые;
  • обонятельные;
  • вкусовые;
  • осязательные;
  • проприо- (мышцы) и вестибулорецепторы (вестибулярный аппарат) — опорно-двигательные аппарат;
  • интероцепторы – сигнализируют о состоянии внутренних органов.

Поза Ромберга. Перекрестили ноги, руки в стороны, глаза закрыты.

В зависимости от природы раздражителя: терморецепторы (кожи), болевые (ноцицептивные), хеморецепторы (вкус, обоняние, тканевые и сосудистые рецепторы), механорецепторы (слуховые, тактильные барорецепторы сердечной системы), фоторецепторы (зрение).

Э. Кендел: «организующие механизмы зрения лучше всего могут быть продемонстрированы при помощи зрительных иллюзий. Иллюзии показывают, что восприятие – это творческий процесс, который совершает мозг, интерпретируя зрительную информацию. Обучение не оберегает нас от иллюзий…».

5.Зрительная система.

Сетчатка – высокоспециализированная часть мозга, отделившаяся от него на ранних стадиях развития, но связанная с ним зрительным нервом; имеет форму пластинки толщиной приблизительно в четверть миллиметра.

Принципы организации зрительной коры:

2 стр., 601 слов

Психическая деятельность – это свойство мозга

... На особо высоком уровне своего развития материя (в виде живых организмов с нервной системой и мозгом) приобрела психические качества. Человек отражает окружающий мир не пассивно (как это происходит, ... ты получаешь все свои понятия»,— писал он. Без деятельности мозга невозможны ни процессы памяти, ни воображение, ни мышление. Мозг — материальная основа психики, без него человек не может ...

  • Колонки ориентированной чувствительности.
  • Колонки глазодоминанстности.
  • Колонки цветочувствительности нейронов.

Депривация.

Куча всего, связанного со зрением. Записывать не успеваем, успеваем только воспринимать. =)

Теории цветового зрения.

Немецкий физиолог Э. Геринг (1874).

Эффект Пуркенье. Сдвиг Пуркенье.

Механизмы стереоскопического зрения.

Аномалии цветовосприятия.

И много чего другого, не менее интересного.

6.

Теория функциональных систем — модель, описывающая структуру поведения; создана П. К. Анохиным.

«Принцип функциональной системы» — объединение частных механизмов организма в целостную систему приспособительного поведенческого акта, создание «интегративной единицы».

Выделяются два типа функциональных систем:

Системы первого типа обеспечивают гомеостаз за счёт внутренних (уже имеющихся) ресурсов организма, не выходя за его пределы (напр. кровяное давление)

Системы второго типа поддерживают гомеостаз за счёт изменения поведения, взаимодействия с внешним миром, и лежат в основе различных типов поведения

Стадии поведенческого акта:

Афферентный синтез

Любое возбуждение в центральной нервной системе существует во взаимодействии с другими возбуждениями: головной мозг проводит анализ этих возбуждений. Синтез детерминируют следующие факторы:

Мотивация

Пусковая афферентация (возбуждения, вызываемые условными и безусловными раздражителями)

Обстановочная афферентация (возбуждение от привычности обстановки, вызывающей рефлекс, и динамические стереотипы)

Память (видовая и индивидуальная)

Принятие решения

Формирование акцептора результата действия (создание идеального образа цели и его удержание; предположительно, на физиологическом уровне представляет собой циркулирующее в кольце интернейронов возбуждение)

Эфферентный синтез (или же стадия программы действия; интеграция соматических и вегетативных возбуждений в единый поведенческий акт. Действие сформировано, но не проявляется внешне)

Действие (выполнение программы поведения)

Оценка результата действия

На этом этапе идёт сравнение реально выполняемого действия с идеальным образом, созданным на этапе формирования акцептора результата действия (происходит обратная афферентация); на основании результатов сравнения действие или корректируется, или прекращается.

Удовлетворение потребности (санкционирующая прекращение деятельности стадия)

Выбор целей и способов их достижения — ключевые факторы, регулирующие поведение. По Анохину, в структуре поведенческого акта сравнение обратной афферентации с акцептором результата действия даёт положительные или отрицательные ситуативные эмоции, влияющие на коррекцию или прекращение действий (другой тип эмоций, ведущие эмоции, связан с удовлетворением или неудовлетворением потребности вообще, то есть — с формированием цели).

Кроме того, на поведение влияют воспоминания о положительных и отрицательных эмоциях.

В целом поведенческий акт характеризуется целенаправленностью и активной ролью субъекта.

7. Концепция установки или доминанты отражающая функциональный настрой организма ( а.А. Ухтомский)

Главным открытием Ухтомского принято считать разработанный им принцип доминанты — теорию, способную объяснить некоторые фундаментальные аспекты поведения и психических процессов человека. Принцип доминанты описан им в работе «Доминанта как рабочий принцип нервных центров» и в других научных трудах. Этот принцип явился развитием идей Н. Е. Введенского.

4 стр., 1723 слов

Психика, психические явления, поведение человека

... усилия). Текущим поведением человека руководит преобладающая в данный момент потребность. Это называется принципом доминанты. Память — психическое отражение прошлого опыта, обеспечивающее его использование или исключения из деятельности и ...

Под «доминантой» Ухтомский и его последователи понимали «более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, чем бы он ни был вызван, причём вновь приходящие в центры возбуждения сигналы служат усилению (подтверждению) возбужденияв очаге, тогда как в прочей центральной нервной системе широко разлиты явленияторможения».

Доминанта — рабочий принцип и основное правило деятельности нервной системы, которому подчиняется осуществление любой рефлекторной реакции организма.

Доминанта характеризуется следующими основными чертами:

1)  в центре, становящемся доминантным, повышается возбудимость;

2)  возбуждение в этом центре отличается стойкостью: оно не может быть мимолетным во времени;

3) доминирующий центр способен стимулировать возбуждение;

4) возбуждение доминантного центра обладает инерцией; дальние волны возбуждения подбадривают установившуюся доминантную реакцию, ускоряя ее разрешение;

5) возбуждение доминантного центра сопряжено с торможением других рефлекторных механизмов, не принимающих участия в доминантной реакции.

Научные работы А. Ухтомского и его учеников были посвящены физиологии нервно-мышечного аппарата и нервных центров. Он ставил перед собой задачу найти на нервно-мышечном препарате принципиальные пути для постижения общих закономерностей жизнедеятельности органов, систем органов и организма в целом.

А. А. Ухтомский сформулировал взаимоотношение живой системы и раздражителя в виде следующих положений:

1) при одном и том же раздражении содержание текущей реакции определяется историей или функциональным состоянием живой системы;

2) при одном и том же функциональном состоянии живой системы содержание ее ответной реакции определяется особенностями действующего раздражителя.

Ухтомский доказать ошибочность распространенных представлений о рефлекторной деятельности, которая якобы имеет лишь защитное значение для организма и направлена на удаление или прекращение раздражения. Он подчеркнул, что рецепторы организма животного не могли развиваться, если бы рефлекторная система только защищала их от сближения с раздражителем.

8. Модель психологической системы деятельности, включающая показатели психофизиологического уровня обеспечения ( б.Ф.Ломов)

Б. Ф. Ломовым рассматривал психические процессы как системные по своей природе, органически вписанные во всеобщую взаимосвязь явлений и процессов материального мира и сами выражающие органическое единство уникальных качеств. Согласно Б. Ф. Ломову, понять психическое можно лишь в результате его анализа во множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно является целостной системой.

Обосновывая данную идею, исследователь исходил из того, что психическое выступает как отражение действительности и отношение к ней, как природное и социальное, сознательное и бессознательное. Психика, по Б. Ф. Ломову, — многомерное, иерархически организованное, динамически целое, т.е. система.

5 стр., 2117 слов

Организм — саморегулирующаяся система

... физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в разные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере ... н.э.) сохраняет веками почетное имя "отца медицины". Своими трудами он показал пути изучения человека, план исследования ее, задачи ... наблюдений и экспериментов в 1628 издал свой знаменитый труд "Анатомическое исследование о движении сердца и крови у ...

Ядро системного подхода образуют шесть основных принципов:

1) Психические явления воспринимаются с нескольких сторон: как некоторая качественная единица, как внутреннее условие взаимосвязи и взаимодействия объекта со средой, как совокупность качеств, приобретаемых индивидом, и как результат активности микросистем организма.

2) Психические явления многомерны, а потому должны рассматриваться в различных системах измерения. Если к их изучению подходить с одной стороны, то явление никогда не будет исследовано целиком.

3) Система психических явлений состоит из многих уровней, психика в целом разделяется на когнитивную, коммуникативную, регулятивную, каждая из которых также разделяется на уровни.

4) Свойства человека организованы в единое целое, по своему строению напоминающее пирамиду: на вершине находятся основные психические свойства, в основании — раскрывающие их свойства, а грани символизируют различные категории свойств.

5) Целостное познание психического явления подразумевает учет множественности его детерминант. В их число входят причинно-следственные связи, общие и специальные предпосылки психических явлений, опосредующие звенья, а также внешние и внутренние факторы.

6) Психические явления должны изучаться в их динамике и развитии. Целостность и дифференцированность психических явлений возникают, формируются или разрушаются в ходе развития индивида. Таким образом, психическое развитие индивида можно представить как постоянное движение, возникновение, формирование и преобразование основных свойств и качеств.

На самом высоком уровне человек рассматривался Б. Ф. Ломовым в системе человеческих отношений и изучался как личность. Предметом исследования в этом случае являются развитие личности и социально-психологические явления. На следующем уровне личность рассматривается с точки зрения ее собственных свойств и структуры, в контексте ее деятельности и непосредственного поведения. На еще более низком уровне изучаются процессы и состояния человека, его восприятие, мышление, память. Низший уровень находится в области исследований нейродинамики и физиологического обеспечения психических процессов.

9. Системный подход к детерминации деятельности связывающий психическое и физиологическое

Современные варианты решения психофизиологической проблемы можно систематизировать следующим образом:

1) Психическое тождественно физиологическому, представляя собой не что иное, как физиологическую деятельность мозга. В настоящее время эта точка зрения формулируется как тождественность психического не любой физиологической деятельности, но только процессам высшей нервной деятельности.

В этой логике психическое выступает как особая сторона, свойство физиологических процессов мозга или процессов высшей неравной деятельности.

2) Психическое — это особый (высший класс) или вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессам ВНД. Психическое — это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличаются субъективным компонентом (наличием внутренних образов и их переживанием).

3) Психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее не тождественно ей. Психическое не сводимо к физиологическому как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.

5 стр., 2474 слов

Рекомендации воспитателям по организации деятельности детей в ...

... (1,5—3 месяца), о возможных нарушениях.   Деятельность воспитателя в период адаптации детей к детскому саду   Воспитателю необходимо предупредить ... страда­ет хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, то его адаптация к детскому саду будет затруднена.   Воспитатель группы в ... сна Дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать перед сном; утром же ...

Ни одно из приведенных решений не получило общего признания, и работа в этом направлении продолжается. Наиболее существенные изменения в логике анализа проблемы «мозг — психика» повлекло за собой внедрение в психофизиологию системного подхода.

10. Психофизиологические качества личности

К личностным элементам конфликта следует отнести также такие психофизиологические качества людей, которые нашли свое выражение в выделении двух типов личности: 1) художественного и 2) мыслительного. Это деление обусловлено тем, что мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых «отвечает» за свои функции организма и психики. У людей, относящихся к художественному типу, доминирует правое полушарие мозга. Для них характерны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия. У представителей мыслительного типа доминирует левое полушарие. У них преобладают абстрактное мышление, стремление к теоретизированию, логические рассуждения, рациональность преобладает над эмоциональностью. Говорить, кто из них умнее, или какой тип «лучше» также, как и в предыдущем случае, не имеет смысла. Речь идет лишь о двух специфических особенностях восприятия мира человеком. Однако их следует учитывать, когда речь идет об общении и взаимодействии людей.

  1. Психофизиологические компоненты работоспособности.

Структура личности

Основные факторы условий труда:

  • санитарно-гигиенические;
  • эстетические;
  • социально-экономические;
  • психофизиологические.

Основные характеристики профессиональной деятельности:

Работа: тяжесть или напряженность.

Группы труда по тяжести:

  1. Легкий.

Мощность внешней работы или энергозатраты организма (ккал/час или ккал/мин): до 150 (до 2,5).

Рабочий пульс (уд/мин): до 80.

Рабочая поза: стационарное рабочее место, свободная поза.

Максимальная величина перемещаемого груза (кг): до 5.

  1. Средний.
  2. Тяжелый.
  3. Очень тяжелый.

Мощность внешней работы или энергозатраты организма (ккал/час или ккал/мин): больше 360 (больше 6).

Рабочий пульс (уд/мин): 120-140.

Рабочая поза: стационарное рабочее место. Вынужденные наклоны до 30° больше 300 раз за смену, или нахождение в наклоненной позе до 30° более 50%.

Максимальная величина перемещаемого груза (кг): больше 40.

Группы труда по напряженности:

  1. Ненапряженный.
  2. Малонапряженный.
  3. Напряженный.
  4. Очень напряженный.

Монотония => утомление => оптимальное рабочее состояние => стресс.

Утомление – результативность любого вида деятельности, любой работы лимитируется утомлением. Вопросы предупреждения утомления и реабилитаций непосредственно связано с производительностью труда.

  1. Основные стадии работоспособности

Монотония => утомление => оптимальное рабочее состояние => стресс.

Утомление – результативность любого вида деятельности, любой работы лимитируется утомлением. Вопросы предупреждения утомления и реабилитаций непосредственно связано с производительностью труда.

4 стр., 1636 слов

Инновационная деятельность преподавателя высшего учебного заведения

... к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, ... технологии, содержательные программы и т.п. " Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В ...

Климов Е.А.

Оптимальное рабочее состояние:

  • Стадия врабатывания – мобилизация сил (1-5 минут), гипермобилизация, гиперкомпенсация.
  • Стадия расцвета оптимальной работоспособности (функциональный комфорт).
  • Полная компенсация (удовлетворение тем, что ты делаешь).
  • Неустойчивая компенсация (усталость субъективная и объективная – физиологические показатели утомления).
  • Стадия конечного прорыва или в экстремальных условиях (только на основе воли, заставляешь себя работать усилием воли).
  • Декомпенсация (…).
  • Переутомление и болезнь.

Утомление – уменьшение работоспособности, вызванное предшествующей работой, имеющее временный характер (умственное и физическое утомление).

Стадии утомления:

  1. Незначительное проявление чувства усталости, производительность труда не снижена.
  2. Значительное снижение производительности труда и психические изменения.
  3. Острое переутомление, переживание утомления.

Формы утомления: физическое (мышечное) и нервно-психическое (центральное).

  1. Основные этапы становления психофизиологической системы адаптации.

В процессе трудовой адаптации работник проходит следующие стадии:

1) ознакомление, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения в коллективе, о членах коллектива;

2) приспособление — на этом этапе работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки;

3) ассимиляция, когда осуществляется полное приспособление работника к среде и к коллективу, идентификация с новой группой;

4)идентификация, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации, предприятия, фирмы, акционерного общества, кооператива и т. д.

По характеру идентификации различают три категории работников: 1)безразличные; 2) частично идентифицированные;

3) полностью идентифицированные. Ядро любой трудовой организации составляют полностью идентифицированные работники. Как правило, это ядро составляют не подхалимы, а наиболее квалифицированные и добросовестные работники, которые в дальнейшем могут исполнять функции на-ставников. Для них характерны высокий уровень ответственности, обучаемости и желание передавать свои знания другим, делиться ими.

14. Детерминанты развития системы адаптации

По Анохину:

  • релаксация;
  • сон;
  • оптимальное рабочее состояние;
  • утомление;
  • стресс (норма, пограничное состояние, патология):
  • дистресс (отрицательная форма стресса),
  • эустресс (положительная форма стресса).

По Селье (стресс как общий адаптационный синдром):

  • реакция тревоги;
  • стадия сопротивляемости;
  • стадия истощения.

15. Стратегии адаптации.

Адаптационный синдром:

  • реакция тревоги,
  • сопротивление,
  • истощение.

Меры предупреждения:

  • рационализация процесса труда;
  • усовершенствование орудий и средств труда;
  • рациональная организация рабочих мест (рабочих зон);
  • разработка оптимальных режимов труда и отдыха;
  • использование рациональных форм чередования различных трудовых заданий и обогащение содержания труда;
  • нормализация условий работы;
  • создание благоприятного социально-психологического климата.

Действие ФС на компоненты профессиональной деятельности:

  • формулировку целей;
  • определение потребностей в достижении целей;
  • определение средств достижения целей;
  • и т.д.

16. Дезадаптативные процессы у менеджера

Дезадаптация может возникнуть вследствие кратковременных и сильных воздействий среды на человека или под влиянием менее интенсивных, но продолжительных воздействий. Дезадаптация проявляется в различных нарушениях деятельности: в снижении производительности труда и его качества, в нарушениях дисциплины труда, в повышении аварийности и травматизма. Критериями психофизиологической адаптации считаются состояние здоровья, настроение, тревожность, степень утомляемости, активность поведения. Стойкие нарушения психической адаптации проявляются в клинически выраженных психопатологических синдромах и/или отказе от деятельности.

Синдром менеджера – суженное состояние сознания, когда достижение прибыли и работа воспринимаются как единственно существующая реальность.

Симптомы этого заболевания – постоянная, хроническая усталость, апатия, полное отвращение к работе, неспособность сконцентрироваться на каком-либо деле, ощущение тупика, бессмысленности всего происходящего.

  Наиболее восприимчивы к нему люди активного возраста — от 30 до 45 лет. Уловить момент, когда любовь к работе перерастёт в нездоровую зависимость, не всегда просто. Недуг распознаётся прежде всего по неумению переключаться со служебных переживаний на личные. Признаки у синдрома менеджера впечатляющие — бессонница, тревожность, сбои сердечного ритма, головные и мышечные боли, раздражительность, угасающее либидо, снижение работоспособности и прочие малоприятные симптомы.

 Синдром менеджера грозит привести к множеству серьёзных заболеваний. Даже дисбактериоз может быть последствием стресса. При любом стрессе происходит выброс в кровь гормона коры надпочечников, который угнетающе действует на иммунную систему, и это приводит к плохой сопротивляемости организма различным инфекциям.

Лечением синдрома занимаются иммунологи.

В самых запущенных случаях человек теряет интерес к семье, прежним увлечениям и собственному здоровью.

Что же такое синдром менеджера с точки зрения специалистов?

     Психотерапевты считают, что это побег от реальности, способ уйти от личностных проблем.

Часто планирование рабочего дня сводится к тому, чтобы максимально загрузить себя делами. Хотя нужно, напротив, попытаться понять, на чём сэкономить силы, чтобы добиться лучших результатов. К сожалению, среди наших менеджеров пока не сформировалась культура разделения задач на срочные и второстепенные. К тому же, большинство руководителей, не доверяя нижестоящим звеньям, стараются самостоятельно решать даже незначительные вопросы.

17. Уровни и варианты развития адаптационных систем

Механизм психологической адаптации:

  1. социально-психологические контакты;
  2. поиск, восприятие и переработка информации;
  3. обеспечение бодрствования и сна;
  4. эмоциональное реагирование;
  5. эндокринно-гуморальной регуляция;
  6. другие подсистемы;
  7. условный барьер психической адаптации.

Адаптационный барьер – это условная граница параметров внешней среды, в том числе и социальной, за которыми адекватная адаптация невозможна.

Результатом функционирования всей системы и является состояние психической адаптации.

Адаптационный синдром:

  • реакция тревоги,
  • сопротивление,
  • истощение.

18. Компенсаторные возможности и ресурсы человека

19. Управленческая деятельность в структуре социономических видов трудовой деятельности. Управление как деятельность имеет четыре функции: планирование, организация, формирование мотивации у подчиненных, контроль за выполнением заданий. Эти функции связаны между собой процессами коммуникации в виде общения и обмена информацией, а также принятия определенных решений. Общение руководителя, вызванное необходимостью осуществления управленческих функций с учетом обратной связи, называется управленческим общением. Цель его состоит в изменении деятельности людей в определенном направлении, что соответствует одной из целей управления, как они понимаются в кибернетике и точных науках. Руководитель вступает в управленческое общение для того, чтобы, во-первых, передать информацию в форме распоряжений, указаний, рекомендаций и советов, во-вторых, получить от подчиненных сведения о выполнении задания и, в-третьих, для оценки качества его выполнения. Однако руководители, отдавая распоряжения, не каждый раз контролируют их исполнение и не всегда дают оценку выполненному, поэтому первая из названных функций управленческого общения — выдача распорядительной информации — осуществляется наиболее часто и оказывает наибольшее влияние на деятельность организации.

20.

Понятие деятельности имеет статус общенаучной категории. Она изучается во многих науках: социологии, экономике, инженерных дисциплинах, философии, физиологии, психологии и др.

Деятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта. Предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. Основными психологическими свойствами деятельности являются активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность ее строения. В основе деятельности всегда лежит какой-либо мотив (или несколько мотивов).

Деятельность предполагает два основных плана характеристики – внешний (предметно-действенный) и внутренний (психологический).

Внешняя характеристикадеятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности. Предмет труда – совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в процессе работы должен мысленно или практически оперировать. Средства труда – совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на нее. Условия труда – система социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности. Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, операционных средств ее реализации.

Основными структурными компонентами деятельности являются такие психологические образования, как цель, мотивация, информационная основа, принятие решения, план, программа, индивидуально-психологические свойства субъекта, психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые), а также механизмы контроля, коррекции, произвольной регуляции и др. Основными средствами реализации деятельности являются действия и операции. Действие – это основная единица строения деятельности, представляющая собой произвольную, преднамеренную активность, направленную на достижение осознаваемой цели. Операции – автоматизированные и неосознаваемые элементы действий, выступающие как способы выполнения и определяемые условиями деятельности. Наличие у деятельности постоянной, стабильной структуры основных компонентов и средств реализации деятельности считается ее важнейшей психологической особенностью и обозначается понятием инвариантной структуры деятельности. Она, однако, может претерпевать довольно существенные изменения в связи с различиями в видах и формах самой деятельности, с различиями в условиях ее реализации и внешних требований к ней. В силу этого в психологии существуют многочисленные классификации видов деятельности, различающиеся по используемым в них основаниям.

Так, виды деятельности классифицируются по предметной сфере труда (на трудовые профессии и специальности); по специфике содержания (интеллектуальная и физическая); по специфике предмета (на «субъект-объектные» виды, где предметом деятельности является какой-либо материальный объект, и «субъект-субъектные» виды, где предметом трудовых воздействий выступают люди); по условиям осуществления (деятельность в нормальных и в экстремальных условиях); по ее общему характеру (трудовая, учебная, игровая) и др.

По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.).

Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной. Поэтому инвариантная система управленческих функций является еще одной из основных ее характеристик.

Все характеристики и признаки управленческой деятельности образуют в своей совокупности и во взаимосвязи друг с другом определенный симптомокомплекс психологических особенностей, присущих ей как особому типу профессиональной деятельности и отличающих ее от других типов. Данный симптомокомплекс особенностей может, однако, проявляться с разной степенью выраженности. Ключевым параметром, определяющим эти различия, является уровень руководства, иерархический статус руководителя. Чем он выше, тем выраженнее все указанные признаки и наоборот. В связи с этим существует понятие континуума управленческой деятельности, образованного с одного «полюса» низшими уровнями управления небольшими группами, а с другого – высшими уровнями руководства крупными (и крупнейшими) организациями, предприятиями, фирмами. В нем выделяются три основные категории управленческих должностей, содержание деятельности которых довольно существенно различается именно по степени выраженности основных признаков (особенностей) управленческой деятельности. Это – уровни руководителей низшего, среднего и высшего звена.

21. Учебная деятельность и ее психологические особенности.

Учебная деятельность – ведущая деятельность в школьном возрасте и на этапах получения профессионального образования . Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются новообразования, соответствующие возрасту (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий).

Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе и в высшем учебном заведении . Особенно интенсивно формируется учебная деятельность в период младшего школьного возраста.

В ходе учебной деятельности происходят изменения:

− в уровне знаний, умений и навыков;

− в уровне сформированности отдельных сторон учебной деятельности;

− в умственных операциях, особенностях личности, т.е. в уровне общего и умственного развития.

Учебная деятельность – это, прежде всего, индивидуальная деятельность. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования. Как и труд, учебная деятельность характеризуется целями и задачами, мотивами. Как и взрослый человек, выполняющий работу, ученик должен знать, что делать, зачем, как, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. Ребенок, поступающий в школу, ничего этого самостоятельно не делает, т.е. он не обладает навыками учебной деятельности. В процессе учебной деятельности школьник не только осваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

Структура учебной деятельности. Психологические компоненты

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих элементов (по Б.А. Сосновскому):

1) учебные ситуации и задачи – как наличие мотива, проблемы, её принятия учащимися;

2) учебные действия, направленные на решение соответствующих задач;

3) контроль — как соотношение действия и его результата с заданными образцами;

4) оценка – как фиксация качества (но не количества) результата обучения, как мотивация последующей учебной деятельности, работы.

Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности. В то же время, являясь по природе интеллектуальной деятельностью, учебная деятельность характеризуется тем же строением, что и любой другой интеллектуальный акт, а именно: наличием мотива, плана (замысла, программы), исполнением (реализацией) и контролем

В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки).

Это обусловливается тем, что всякое другое учебное действие становится произвольным, регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности.

16.12.11

21(продолжение)

В учебной деятельности присутствуют многие психологические компоненты:

— мотив (внешний или внутренний), соответствующее желание, интерес, положительное отношение к учению;

— осмысленность деятельности, внимание, сознательность, эмоциональность, проявление волевых качеств;

— направленность и активность деятельности, разнообразие видов и форм деятельности: восприятие и наблюдение как работа с чувственно представленным материалом; мышление как активная переработка материала, его понимание и усвоение (здесь же присутствуют и разнообразные элементы воображения); работа памяти как системного процесса, состоящего из запоминания, сохранения и воспроизведения материала, как процесса, неотрывного от мышления;

— практическое использование приобретенных знаний и умений в последующей деятельности, их уточнение и корректировка.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

1) самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

2) организацией образовательного процесса;

3) субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);

4) субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;

5) спецификой учебного предмета.

Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации.

Все составляющие элементы структуры учебной деятельности и все её компоненты требуют особой организации, специального формирования. Всё это задачи комплексные, требующие для своего решения соответствующих знаний и немалого опыта и постоянного каждодневного творчества.

22.

23.

24 Профессиограмма менеджера 1. Общая характеристика труда менеджера Содержание и основные операции (действия): Участие в организации, контроле деятельности фирмы, предприятия, банка и др. Делопроизводство, выполнение различных видов работ с документацией: подготовка, печатание, тиражирование, работа с оргтехникой — компьютером, принтером, телефаксом, ксероксом и др. Переработка и анализ получаемой корреспонденции и информации. Работа с телефоном. Организация и проведение деловых встреч и официальных приемов, прием посетителей и клиентов. Выполнение срочных работ, командировки, участие в работе конференций. Условия и характер труда менеджера: Работа в специально оборудованном помещении, при комнатной температуре. Рабочий день регламентирован. Работа часто имеет монотонный, однообразный, исполнительский характер, требует усидчивости. Рабочая поза: сидя с ограниченным передвижением, в комфортных условиях. 2. Требования профессии к качеству подготовки Знания: Знание правил оформления документации, орфографии, литературный стилистики, делопроизводства, стенографии, устройства и правил работы с оргтехникой, этики и психологии, иностранных языков. Умения и навыки: Навыки работы с оргтехникой, умение быстро печатать и красиво писать, редактировать тексты. Умение общаться с клиентами, быть приятным собеседником, поддерживать престиж фирмы. 3. Требования профессии к личностным качествам Интересы и склонности: Широкий кругозор, эрудиция, увлечение иностранными языками, компьютерной техникой, склонность к общению с людьми. Эстетические наклонности. Профессионально важные качества офис менеджера: Образованность, эмоциональная устойчивость, тактичность, усидчивость, аккуратность, опрятность в одежде, вежливость, приятный голос и хорошая дикция, технические способности. Произвольное и устойчивое внимание, способность воспроизводить и перерабатывать большие объемы информации. Высокий уровень развития, большой объем оперативной памяти. 4. Медицинские противопоказания Заболевания суставов (в первую очередь рук).

Язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Нарушения зрительного восприятия, связанные с потерей более 50 % зрения (бинокулярно).

Нарушения зрительного восприятия, связанные с потерей более 25 % слуха (бинаурально).

Эпилептиформные явления, невриты, невротические расстройства.

25 ФС – системная реакция организмического или личностного уровня, обеспечивающая необходимый уровень ресурсного обеспечения деятельности и компенсации возникающих затруднений [психология труда]. Базовым для оценки ПФС является полиэффекторный метод. Классификация состояний: • от сна до бодрствования; • личностные и ситуативные; • положительные и отрицательные (Левитов); • кратковременные и долговременные. Основные виды ФС в профессиональной деятельности: • монотония; • утомление; • напряженность; • стресс. Показатели: • изменения в функционировании физиологических систем (ЦНС, сердечно-сосудистой системы, дыхательной, эндокринной и др.); • сдвиги в протекании психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, изменения в эмоционально-волевой сфере, оцениваемые при помощи психометрических процедур. Методы диагностики: • количественные (оценка показателей производительности труда, интенсивности и темпа выполнения работы, числа сбоев и количества ошибок); • качественные (оценка показателей двигательного и речевого поведения).

Саморегуляция ФС: • активизация механизмов непроизвольной и произвольной регуляции; • приёмы произвольной саморегуляции (аутотренинг, йога и др.); • поиск индивидуального стиля (гармонического, экономического, затратного) саморегуляции (связанной с механизмами экстра-интроверсии) и вегетативной регуляции (ответственной за энергетическое обеспечение ПД).

Продукты, влияющие на особенности саморегулции ПФС: • продукты с выраженным эрготропным (для внутренней регуляции) действием являются (); • более или менее нейтральные продукты питания (); • в список наиболее трофотропных входят следующие продукты питания ().

26. 27.

28.

29. Модели изучения профессионального выгорания

В настоящее время существует несколько моделей эмоционального выгорания, описывающих данный феномен.  Однофакторная модель эмоционального выгорания (Пайнс, Аронсон).

Согласно ей, выгорание — это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Истощение является главной причиной (фактором), а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считают следствием. Согласно этой модели риск эмоционального выгорания угрожает не только представителям социальных профессий.  Двухфакторная модель (Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма). Синдром эмоционального выгорания сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй — деперсонализация — проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочного».

Трехфакторная модель (К. Маслач и С. Джексон).

Синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая эмоционального выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.

Вторая составляющая (деперсонализация) сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других — усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам и т. п.  Третья составляющая эмоционального выгорания — редукция личностных достижений — может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.  Четырехфакторная модель (Firth, Mims, Iwanicki, Schwab).

В четырехфакторной модели выгорания один из его элементов (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связана с работой и с реципиентами соответственно и т.д.  Процессуальные модели эмоционального выгорания рассматривают выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени и имеющий определенные фазы или стадии (см. Стадии эмоционального выгорания).

Процессуальные модели рассматривают динамику развития выгорания как процесс возрастания эмоционального истощения, вследствие которого возникают негативные установки по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Подверженный выгоранию специалист пытается создать эмоциональную дистанцию в отношениях с ними как способ преодолеть истощение. Параллельно развивается негативная установка по отношению к собственным профессиональным достижениям (редукция профессиональных достижений).

Эмоциональное выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений. Например, динамическая модель Б. Перлман и Е. А. Хартман описывает развитие процесса эмоционального выгорания как проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы. Это:  • физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение);  • аффективно-когнитивнаые реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация/деперсонализация);  • поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах преодолевающего поведения (дезадаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная рабочая мотивация и продуктивность).

Согласно процессуальной модели М. Буриша, развитие Синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий. (Подробнее см.: Стадии эмоционального выгорания)

30. Личностные и профессиональные факторы психологического выгорания

Во-первых, профессиональному выгоранию больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Прежде всего это руководители, менеджеры по продажам, медицинские и социальные работники, консультанты, преподаватели, полицейские и т. п. Причем особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без «сбрасывания» отрицательных переживаний во внешнюю среду.

Во-вторых, синдрому профессионального выгорания больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего как в России, так и за рубежом это — женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также «прессинг» в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.

В-третьих, профессиональному выгоранию больше подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. В России к этой группе относятся прежде всего люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места в случае неудовлетворительных условий труда на старой работе резко снижается по причине возраста. Кроме того, в этой группе находятся работники, занимающие на рынке труда позицию внешних консультантов, вынужденных самостоятельно искать себе работу.

В-четвертых, на фоне перманентного стресса синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность. Например, после лояльных условий обучения в высшем учебном заведении на дневном отделении молодой специалист начинает выполнять работу, связанную с высокой ответственностью, и остро чувствует свою некомпетентность. В этом случае симптомы профессионального выгорания могут проявиться уже после шести месяцев работы.

В-пятых, синдрому выгорания больше подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.

С меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности синдром профессионального выгорания переживают работники, которые характеризуются следующими особенностями. В первую очередь это люди, имеющие хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно заботящиеся о своем физическом состоянии (они постоянно занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни).

Это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Необходимо также подчеркнуть, что профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях.

Если говорить о характере таких людей, то необходимо выделить такие индивидуально-психологические особенности, как высокая подвижность, открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы.

Наконец, важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.

К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:

  • чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений;
  • возможно, профессиональное выгорание является одной из причин снижения продолжительности жизни в России, особенно у мужчин..

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
  • вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
  • руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
  • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Замечено, что симптоматика профессионального выгорания может быть «инфекционной» и проявляться не только у отдельных работников. Нередко встречается профессиональное выгорание организаций , которое проявляется в том, что у подавляющего большинства сотрудников присутствует внутреннее физическое или эмоциональное состояние с одними и теми же симптомами, а также одни и те же формы поведения. В таких случаях заметно «стираются» индивидуальные различия между работниками, они становятся неестественно похожими и одинаковыми, как бы «на одно лицо». Люди становятся пессимистами, у которых нет веры в позитивные изменения на работе и возможность что-то изменить собственными усилиями.

Причинами профессионального выгорания организации выступают постоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве; чрезмерные, невыполнимые требования к работникам; передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий; отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда; неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала.

31. Синдром психического выгорания у менеджеров

В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции деятельность менеджера насыщена множеством экономических, организационных и социально-психологических стрессов. Они создают предпосылки для возникновения синдрома эмоционального выгорания. Работа менеджера характеризуется высокой интенсивностью, насыщенностью действий, частым вмешательством внешних факторов, многочисленными  социальными контактами разного уровня, преобладанием непосредственного общения с другими людьми. Помимо сугубо производственных функций и связанных с ними формальных отношений, большой удельный вес в менеджерской деятельности имеет «человеческий фактор» и неформальные отношения в коллективе. Последние, в свою очередь, характеризуются значительной эмоциональной напряженностью.

Исследователи выделяют ряд факторов, ведущих к развитию эмоционального выгорания у менеджеров. Это такие личностные характеристики, как интроверсия, низкое самоуважение, низкий уровень эмпатии, трудоголизм, определенные мотивационные особенности и др. При этом многие зарубежные исследователи отмечают, что факторы, связанные с работой и стилями организационного поведения, в большей мере коррелируют с выгоранием, чем личностные факторы менеджеров.

Отечественные исследователи (Водопьянова, 1998) выделяют три основных фактора, влияющих на эмоциональное выгорание.  Первый фактор, снижающий вероятность синдрома выгорания, образуют: ориентация на сотрудничество и компромисс, высокая мотивация саморазвития и профессионального роста, креативность подхода к решению профессиональных задач, высокий уровень коммуникативных умений. К личностным факторам, препятствующим психическому выгоранию, относятся: высокая общительность в малых группах, социальная смелость, радикализм.  Второй фактор, определяющий вероятность развития эмоционального истощения и деперсонализации, включает заниженную самооценку, эмоциональную неустойчивость, низкую активность и неумение формировать свою команду (сплачивать коллектив), использование стратегии избегания (ухода от проблем).  Третий фактор эмоционального выгорания менеджеров — это «размытость» личных целей и ценностей, низкий уровень управленческих умений, неадекватность самооценки, консерватизм, негибкость моделей поведения. Личностные качества и умения, составившие второй и третий факторы, могут рассматриваться как персональные факторы риска выгорания для менеджеров.

Также изучалось влияние стилей поведения в конфликтных ситуациях и личностных характеристик на степень выраженности синдрома выгорания. Было обнаружено, что наиболее высокое эмоциональное выгорание и истощение наблюдаются у тех менеджеров, которые предпочитают управленческий стиль избегания (пассивный уход от разрешения конфликтов).

Менеджеры с преобладанием стилей «компромисс» и «сотрудничество» подвержены выгоранию реже, чем те, кто в конфликтных ситуациях использует поведенческие модели «соревнование» и «приспособление». 

Особую опасность возникновения эмоционального выгорания представляет сочетание импульсивности и низкой эмоциональной устойчивости с неэффективными стилями поведения в конфликтных ситуациях. Получены эмпирические данные о том, что менеджеры с высокой жизненной активностью и оптимистичной жизненной позицией менее подвержены эмоциональному выгоранию по сравнению с их коллегами, характеризующимися низкой жизненной активностью и пессимистичностью. Обнаружена связь между степенью эмоционального выгорания и умением генерировать новые идеи. Также установлено, что на склонность менеджеров к эмоциональному выгоранию оказывает влияние тип организационной культуры

Психологами выделены личностные факторы, снижающие риск эмоционального выгорания у менеджеров. Их целесообразно учитывать при подборе или выдвижении работников на руководящие должности, а также при разработке обучающих программ для управленцев:

Оптимизм Склонность к гипертимности (см. Акцентуации характера) Общительность, постоянный поиск новых контактов Ориентация на компромисс, сотрудничество при разрешении конфликтов Высокий уровень коммуникативных умений Креативность при решении профессиональных задач  Понимание особенностей управленческого труда и др.

32. Психофизиология профессионального стресса

Профессии с высоким уровнем стресса

    Исследователь Роберт Карасек и его коллеги, изучая профессиональный стресс, выявили профессии, где уровень стресса очень высок, возможность принятия решений крайне низка, а требования к работникам очень высоки.

   Примеры психологических требований: быстрая работа и ее большой объем. Ниже перечислены виды деятельности с наиболее высоким и низким уровнем стресса.

   Максимальный уровень стресса: электрик, фальшивомонетчик, кассир, электронщик, повар.

   Минимальный уровень стресса: архитектор, дантист, лесник, терапевт, сборщик деталей.

   Является ли ваша профессия той, где от вас ожидают, что вы будете полностью выкладываться, но практически не позволяют принимать решений о том, как вы будете это делать? Если это так, то, возможно, вам стоит задуматься, хотите ли вы испытывать стресс и напряжение, которые может повлечь за собой эта работа?

   Одной из моделей профессионального стресса можно назвать модель, согласно которой стресс является результатом повышенных требований к работе и низким уровнем влияния на процесс деятельности. Вы можете представить, как тяжело, когда от вас ожидают высокой продуктивности, не давая возможности решить, что и как делать. В этом случае способ оценивания вас (соответствия выдвинутым высоким требованиям) зависит от факторов, которые вы не можете контролировать. Это крайне неприятно!

   Другой моделью может быть несоответствие усилий и вознаграждения. Согласно этой модели стресс – результат слишком больших усилий и очень низкого вознаграждения за хорошо сделанную работу. Здесь на одном полюсе стоит высокая загруженность на работе, а на другом – заработок, оценка и статус на работе. Согласно модели несоответствия усилий и вознаграждения, «требуемые задачи в плохих условиях, плохое продвижение и низкий заработок по сравнению с квалификацией могут угрожать здоровью и благосостоянию работников».

   Возможно, профессиональный стресс является комбинацией факторов, включенных в обе эти модели. Таким образом, высокие требования, низкий уровень влияния на процесс деятельности и недостаточное вознаграждение, возможно, являются факторами, вызывающими профессиональный стресс.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРЕССОРЫ

   Профессиональный стресс возрастает, когда неясны цели работы, когда выдвигаются противоречивые требования, когда работы слишком много или слишком мало, когда работники в лучшем случае могут оказывать незначительное влияние на принятие решений и несут ответственность за профессиональное развитие других людей.

Недостаточное участие

   Восприятие работниками степени своего участия в процессе принятия решений, уровне консультаций, получаемых по поводу проблем организации, и вовлеченности в формирование норм и правил поведения связано с удовлетворенностью работой, ощущением угрозы на работе и самооценкой.

Ролевые  проблемы

   Четкое понимание своей роли в организации и ощущение, что «вы играете роль», очень важны для поддержания минимального уровня стресса. У работников, которым не хватает этих ощущений, может возникнуть множество ролевых проблем.

   Когда требования настолько высоки, что работник чувствует, что не может справиться, развивается стресс. Вы можете себе представить, каково это, когда нужно сделать очень много за слишком короткое время.

   Когда работникам не хватает сноровки, образования, навыков или опыта для работы, они испытывают стресс. Несоответствие возможностей и способностей работника и ожиданий организации создают дисгармонию и неудовлетворенность.

   Другой возможный источник стресса – ситуация, при которой не прояснены детали работы. Работники должны знать о возможностях продвижения, приоритетах организации и о том, что от них ожидается.

   Иногда работники попадают «между двух огней», когда два начальника ставят перед ними разные цели. Работник может столкнуться с противоречащими требованиями. Подобная ситуация – также фактор профессионального стресса.

Неудовлетворенность работой

   Факторами, обычно связанными с неудовлетворенностью работой, являются заработок и условия работы (например, шум, плохое освещение, плохая вентиляция, слишком много сотрудников в одном помещении и т.д.).

Однако высокая зарплата и хорошие условия труда еще не гарантируют удовлетворенность работой. На данный показатель оказывает влияние и группа факторов, которая называется мотивационными факторами. В число таких факторов входит степень сложности заданий, объем работы, хорошо оцененной по выполнении, отношения между сотрудниками и степень побуждения взять на себя большую ответственность. К несчастью, во многих организациях при заключении контрактов эти факторы игнорируются. На самом деле большинство из них трудно документально зафиксировать. Однако они достаточно важны, чтобы попытаться документально это сделать.

Потребности человека и возможности их удовлетворения на работе

 Потребность в самореализации

Удовлетворенность работой 

 Раскрытие потенциала

Независимость

Креативность (творчество)

Самовыражение

Возможность планирования своей работы

Свобода в принятии решений, влияющих на работу

Проявление креативности в работе

Возможности роста и развития 

Потребность в признании

Удовлетворенность работой 

 Ответственность

Самоуважение

Признание

Достижения

 Символы статуса

Награды за заслуги

Проблемная работа

Совместное принятие решений

Возможность продвижений

Социальные потребности 

Удовлетворенность работой 

 Сотрудничество

Принятие

Любовь и симпатия

Принадлежность к группе

Возможность общения с другими

Командный дух

Дружба с коллегами 

Потребность в безопасности 

 Удовлетворенность работой

Безопасность личности и собственности

Избегание риска

Избегание вреда

Избегание боли 

Безопасные условия работы

Старшинство

Предельные выгоды

Законы, программы и практика на предприятии 

Физические потребности 

Удовлетворенность работой 

 Пища

Одежда

Кров

Комфорт

Самосохранение

Приятные условия работы

Адекватный заработок

Периоды отдыха

Устройства для охраны труда

Эффективные методы работы 

 Рабочая среда

    Некоторые рабочие места характеризуются постоянной суетой, что является источником стресса. Опасные задания или распорядок работы, токсические вещества, высокий уровень шума, переохлаждение, неприятные запахи и другие факторы стресса могут привести к появлению заболевания.

Трудоголизм

   Слишком большой объем работы, даже если это вам нравится, может быть источником профессионального стресса. Среди нас есть люди, которые получают такое удовольствие от работы, что совершенно не могут жить без нее, а потому загружают себя по максимуму. Работа поглощает этих людей. Если вы никогда не задумывались над тем, трудоголик вы или нет, пройдите предложенный тест и выясните это. Если вы ответите «да» больше чем на восемь вопросов, возможно, вы тоже трудоголик.