Курсовая работа
Характеристика компетенций бакалавров — психологов образования
Содержание
Введение
1. Описание компетенции ОК-2
2. Описание компетенции ОК-11
3. Описание компетенции ОПК-9
4. Описание компетенции ПКПП-6
5. Описание компетенции ПКСПП-4
6. Описание компетенции ПКСП-6
7. Описание компетенции ПКНО-2
8. Описание опыта работы психологов
Заключение
Список литературы
Введение
В 2009 году Министерством образования и науки Российской Федерации был издан приказ, подписанный министром образования А. Фурсенко, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)».
Согласно данному приказу, с 1 января 2010 г. в действие был введен федеральный государственный образовательный стандарт. Данный стандарт был разработан в соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 14, ст.1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110).
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр» состоит из 7 пунктов:
. Область применения
. Используемые сокращения
. Характеристика направления подготовки
. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата.
Дошкольная ступень в образовании в системе российского образования
... правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в соответствии с которыми утверждаются следующие базовые ценности российского дошкольного образования: поддержки специфики и ... государственной власти субъектов Федерации в области образования, регулирует в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, а также вводит ...
. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата.
. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата.
Объект курсовой работы — Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр».
Предмет — конкретные анализируемые компетенции стандарта: ОК-2, ОК-11, ОПК-9, ПКПП-6, ПКСПП-4, ПКСП-6, ПКНО-2.
Цель данной курсовой работы — анализ конкретных компетенций образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр».
Задачи:
. Раскрыть суть каждой анализируемой компетенции.
. Описать значимость конкретной компетенции при получении образования по профилю «Психолог образования».
. Согласно плану подготовки бакалавров, рассмотреть, на каких учебных дисциплинах может быть сформирована конкретная компетенция, сколько всего часов посвящено изучению данной дисциплины.
. Раскрыть структуру каждой рассматриваемой компетенции.
. Представить планируемые уровни сформированности компетенции — на пороговом уровне и на повышенном уровне.
Курсовая работа состоит из введения, семи глав, каждая из которых посвящена определенной компетенции, заключения и списка литературы.
1. Описание компетенции ОК-2
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр» предусматривает, что выпускник должен обладать определенными общекультурными компетенциями (ОК).
В целом, под общекультурными компетенциями понимается способность человека ориентироваться в пространстве культуры, она включает знаниевую составляющую: представление о научной картине мира, знание основных научных достижений, представление о художественных ценностях.
В содержание общекультурной компетенции входят обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые. Представление об указанных способах действия формируется в рамках компетентностного подхода. В общекультурной компетенции можно выделить познавательно-информационную компетенцию, включающую следующие способы познавательной деятельности: интеллектуальные умения (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, видение закономерностей), умения поиска, переработки, использования и создания информации, а также наблюдение, эксперимент, определение понятий, выдвижение гипотез и т.д. Опыт познавательно-информационной деятельности формируется в условиях высокой степени самостоятельности учащихся в процессе обучения.
Общекультурная компетенция ОК-2 предусматривает, что выпускник должен владеть историческим методом и уметь его применять к оценке социокультурных явлений.
Соответствие рейтинговых баллов и академической оценки. Психолого-педагогическое ...
... -ХХ вв.: просветительский, аксиологический, этнологический и антропологический, деятельностный и социокультурный, символический, структурно-семиотический и информационно-семиотический. Дайте широкое антропопологическое ... её достижения: функционализм, культурный релятивизм, диффузионизм. 5. Теории культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского и типы взаимодействия культур. 6. Сравнить цивилизационные ...
Под компетенцией ОК-2 «владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений» мы понимаем способность к интерпретации социокультурных явлений с исторической точки зрения, к интерпретации историчности человеческого бытия, а также владеть историческим методом как совокупностью приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется следующими обстоятельствами:
необходимостью формирования целостного взгляда на всемирно-исторический процесс и овладения знаниями о движущих силах и специфике различных исторических этапов;
требованием сформировать у выпускников вуза умение работать с историческими источниками и ориентироваться в большом потоке современной исторической информации;
потребностью современного общества в использовании исторического метода для прогнозирования и выявления тенденций последующего политического и социально-экономического развития человечества;
необходимостью давать правильную оценку различным социокультурным явлениям.
Данная компетенция, согласно учебного плана бакалавров-психологов образования, формируется в процессе изучения дисциплин цикла Б.1, Б.3, а именно такие дисциплины как:
история (всего 108 ч.);
философия (всего 108 ч.);
история педагогики и образования (всего 72 ч.);
качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований (всего 108 ч.);
педагогическая психология (всего 108 ч.);
— введение в психолого-педагогическую деятельность (всего 108 ч.);
история психологии (всего 108 ч.);
психолого-педагогическое сопровождение развивающих образовательных программ (всего 108 ч.).
Рассмотрим структуру компетенции «владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений»:
Бакалавр знает:
— движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека во всемирно-историческом процессе, особенности социокультурных явлений;
умеет
— анализировать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантность исторического процесса, с использованием исторического метода раскрывать и объяснять причинно-следственные связи исторических событий;
владеет
— информацией о движущих силах исторического процесса и месте человека в социокультурной организации общества; навыками современного анализа исторических источников.
Представим планируемые уровни сформированности компетенции:
Уровни сформированности компетенцииОсновные признаки уровня Пороговый уровень- знает движущие силы и закономерности исторического процесса; — особенности социокультурных явлений; — умеет анализировать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии; — владеет информацией о движущих силах исторического процесса и месте человека в социуме.Повышенный уровень — знает место человека в историческом процессе; — умеет с использованием исторического метода раскрывать и объяснять причинно-следственные связи исторических событий; — владеет навыками современного анализа исторических источников.
Методические рекомендации к занятиям по дисциплине «Основы здорового ...
... жизни и здоровье человека 4 часа Занятие 1. Современная концепция гармоничного здоровья и здорового образа жизни ПЛАН 1. Понятие «здоровья» и «здорового образа жизни». 2. Состояние здоровья ... представления о профилактических прививках, вакцинах, сыворотках, знакомятся с неспецифическими факторами защиты организма. Занятие 3. Основы эпидемиологии, причины возникновения инфекционных заболеваний ПЛАН ...
Таким образом, компетенция ОК-2 формируется у бакалавров-психологов образования на протяжении всего учебного времени при изучении восьми вышеперечисленных дисциплин.
. Описание компетенции ОК-11
Общекультурная компетенция ОК-11 предусматривает, что выпускник способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Под компетенцией ОК-11 «способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий» мы понимаем способность и готовность выпускника формировать навыки здорового образа жизни для укрепления собственного здоровья и здоровья окружающих, а также владеть основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется необходимостью подготовки выпускников способных следить за своим здоровьем, имеющих устойчивый интерес к систематическим занятиям физической культурой и спортом, приобщенных к физической активности и здоровому образу жизни, а также необходимостью подготовки выпускников способных оценить обстановку и принять целесообразные решения в опасных и чрезвычайных ситуациях, организовать защиту от возможных последствий чрезвычайных ситуаций в образовательном учреждении.
Данная компетенция, согласно учебного плана бакалавров-психологов образования, формируется в процессе изучения дисциплин цикла Б.2, Б.3, а именно такие дисциплины как:
основы педиатрии и гигиены (всего 108 ч.);
экология (всего 72 ч.);
безопасность жизнедеятельности (всего 72 ч.);
психология дошкольного возраста (всего 72 ч.);
Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...
... стратегии совладания — проблемно-фокусированный и эмоционально-фокусированный копинг в специфических ситуациях стресса (например, болезнь, боль, потеря работы и т.д.). Исследователей другого, ... [23]. Так, в психоанализе механизмы совладания объединялись с механизмами психологической защиты личности; бихевиоризм привлек к пониманию копинга идею модификации поведения, опирающуюся на ...
образовательные программы для детей дошкольного возраста (всего 72 ч.);
образовательные программы начальной школы (всего 72 ч.);
основы медицинских знаний и здорового образа жизни (всего 72 ч.);
человек в чрезвычайных ситуациях в условиях Забайкалья (всего 72 ч.).
Рассмотрим структуру компетенции «способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий»:
Бакалавр знает
— методы эффективного физического воспитания и укрепления здоровья с помощью физических упражнений, способствующие повышению адаптационных резервов организма;
место и значение физических упражнений в системе физического воспитания и спорта, технику их выполнения;
методы и средства для развития физических качеств;
основы охраны труда, безопасности жизнедеятельности, возможные последствия аварий, катастроф, стихийных бедствий.
умеет
формировать навыки здорового образа жизни и безопасной среды с учетом требований гигиены и охраны труда;
— использовать методы физического воспитания для достижения должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
— применять средства индивидуальной и коллективной защиты от производственных вредностей и опасностей;
осуществлять мероприятия по защите учащихся и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
владеет
— методиками самооценки работоспособности и применения средств физической культуры и спорта;
основами методики самомассажа;
навыками формирования здорового образа жизни на основе потребности в физической активности с целью оздоровления и физического совершенствования;
— основными методами защиты жизни и здоровья в условиях чрезвычайных ситуаций, оказания само- и взаимопомощи.
Представим планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза:
Уровни сформированности компетенцииОсновные признаки уровня Пороговый уровень- знает методы физического воспитания; — способен к самовоспитанию, направленному на повышение адаптационных возможностей организма и укрепления здоровья; — умеет использовать теоретические знания о методах физического воспитания и самовоспитания в практической деятельности; — знает необходимые индивидуальные меры безопасности в повседневной жизни и трудовой деятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; — умеет оценивать обстановку и принимать целесообразные решения в опасных и чрезвычайных ситуациях; — владеет способами защиты, позволяющими минимизировать возможный ущерб личности, обществу и окружающей среде в опасных и чрезвычайных ситуациях.Повышенный уровень — знает методику применения физических упражнений, способствующих повышению адаптационных возможностей организма и укреплению здоровья; — способен применять эффективные методы физического воспитания, направленные на повышение адаптационных возможностей организма и укрепление здоровья; — умеет составлять комплексы упражнений, направленные на повышение физической подготовленности, способствующие укреплению здоровья; — знает современные способы защиты человека в чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, разработанные на основе научных достижений; — умеет применять индивидуальные и коллективные меры безопасности в повседневной жизни и трудовой деятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; — владеет опытом организации защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий в конкретном образовательном учреждении.
Психологическое обеспечение процесса формирования и развития ...
... связанных с их управленческой и профессиональной деятельностью и развитием организации в целом. Такая помощь может ... ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Оптимизация управления организациями, формирование и развитие организационной культуры предусматривает учет разных ... персонала. Но даже лучшая система подбора не способна обеспечить должный результат, если не уделить ...
Таким образом, компетенция ОК-11 формируется у бакалавров-психологов образования на протяжении всего учебного времени при изучении девяти вышеперечисленных дисциплин. В заключении рассмотрения общекультурных компетенций (ОК-2 и ОК-11) отметим, что радикальные социально-экономические преобразования в российском обществе, изменение роли людей в системе производственных и общественных отношений актуализируют потребность в высококультурном специалисте. В этих условиях происходит смена приоритетов, становится возможным усиление культурообразующей роли образования, появляется новый идеал студента — «человека культуры», обладающего общекультурной компетенцией. Именно общекультурная компетенция определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом.
3. Описание компетенции ОПК-9
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр» предусматривает, что выпускник должен обладать определенными профессиональными компетенциями, общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК).
В современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность сотрудника выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами.
Анализ основных подходов к определению и структуре профессиональной компетентности выпускников выявил следующие сходные черты:
- профессиональная компетентность представляется профессионально-значимыми качествами личности, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности в рамках определенной компетенции на уровне данной квалификации;
- профессиональная компетентность специалиста рассматривается как готовность и способность к действию в различных ситуациях с учетом сложившихся обстоятельств.
Итак, профессиональная компетенция — это способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности, а требования должности — задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли.
Руководство развитием личности в процессе деятельности
... педагогического процесса 3. общение как основа межличностных отношений руководство развитием личности в процессе деятельности 5. авторитарность руководителей педагогического процесса 405. Для эффективного воспитательного ... и шефствующими организациями 323. Целостный педагогический процесс - это: 1. Система образования 2. Сотрудничество учителя и учеников, направляющее на достижение целей воспитания ...
Общепрофессиональная компетенция направлена на формирование основ профессионального мастерства, при этом закладывается предметность профессионального мышления, здесь личность приобщается к духовному и ценностному контексту профессии, у нее формируется ориентация на профессию, четкие мотивационные потребности в ее получении.
Общепрофессиональная компетенция ОПК-9 предусматривает, что выпускник способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК- 9).
В рамках компетенции «способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития» осуществляется ознакомление студентов с понятиями культурных ценностей и культурных норм, культурных традиций, культурной картины мира, культурной самоидентификации, социокультурной коммуникации, социокультурной динамики и ее типами. Формируется осмысленное уважительное отношение к российскому, мировому, региональному и национальному культурному наследию.
Под компетенцией ОПК-9 понимается также способность к позитивному восприятию чужого образа жизни, поведения, чувств, мнений, терпимое отношение к идеям, верованиям и обычаям и реализация данной способности в практике профессионально-педагогической и культурно-просветительской деятельности.
Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется следующими обстоятельствами:
необходимостью формирования у выпускников вуза целостного взгляда на всемирный культурно-исторический процесс, овладения ими знаниями о специфике культурно-исторического развития народов мира на различных исторических этапах;
потребностью современного глобализирующегося мира в выработке толерантного отношения к социальным и культурным особенностям различных народов, позитивного восприятия многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Данная компетенция, согласно учебного плана бакалавров-психологов образования, формируется в процессе изучения дисциплин цикла Б.3, а именно такие дисциплины как:
теория обучения и воспитания (всего 108 ч.);
история педагогики и образования (всего 72 ч.);
поликультурное образование (всего 72 ч.);
социальная психология (всего 108 ч.);
психология развития (всего 108 ч.);
клиническая психология детей и подростков (всего 108 ч.);
Особенности компетенций психологов образования
... данных в сетях; - классификацию и основные свойства информационно-коммуникационных технологий в образовании; умеет - использовать современные информационно-коммуникационные технологии; - выбирать конкретные сервисы; - ... сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях». Под компетенцией ОК-7 понимается способность к ...
дефектология (всего 72 ч.);
социальная педагогика (всего 72 ч.);
профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности (всего 72 ч.).
Рассмотрим структуру компетенции «способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития»: Бакалавр знает:
— основные понятия теории культуры;
историю культурного развития человечества;
умеет
ориентироваться в комплексе информации по проблемам современной теории и истории культуры;
— проявлять и транслировать уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям;
владеет
навыками формирования и обоснования собственной позиции по отношению к проблемам современной культуры, путях ее развития в России и за рубежом;
— навыками бережного отношения к историко-культурному наследию.
Раскроем планируемые уровни сформированности компетенции ОПК-9 у студентов-выпускников вуза:
Уровни сформированности компетенцииОсновные признаки уровняПороговый уровень- знает основные понятия теории культуры; — основные концепции культурологического знания; — структуру культуры и ее функции; — основные конфессиональные, транслокальные и исторические типы культур; — имеет представление о динамике культуры и ее основных видах; — о месте отечественной культуры в мировой социокультурной динамике; — об особенностях отдельных типов культур и культурных эпох; — применяет полученные знания в области культуры на практике; — имеет представление об основах культурно-исторического развития человечества; — знает содержание понятия толерантности и основные законодательные акты по вопросам толерантности; — понимает специфику современного мира с его многообразием культур, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности; — демонстрирует внимание и уважение к чужим идеям, верованиям и обычаям.Повышенный уровень- знает основные понятия теории культуры в их современном значении и проблематике; — интерпретирует основные концепции современной теории и истории культуры; — интерпретирует историю развития культурологического знания за рубежом, знает о западном опыте исследования культуры; — имеет представление о месте и значении отечественной теории и истории культуры в мировых исследованиях культуры, дает им оценку; — имеет представление об особенностях культурно-исторического развития человечества на различных исторических этапах; — знает тенденции модернизации, глобализации, социальных изменений общества, обеспечивающих культурно-этнические условия развития человечества, его толерантных качеств; — обладает необходимым в современном мире качеством терпимого отношения к различным культурам; — владеет навыками бережного отношения к историко-культурному наследию человечества; — способен содействовать широкому распространению как самих идей и социальных образцов толерантности, так и информации о практическом опыте приобщения к культуре толерантности людей разного возраста, вероисповедания, национальности и пр.профессиональный образование психолог бакалавр
Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития: ...
... было оправданным лишь на этапе дифференциации системы специального образования 11. Диапазон различий в развитии детей с ЗПР достаточно велик – от детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно ... и содержания образования детей с ОВЗ, и с ЗПР, в частности, удовлетворения их особых образовательных потребностей, и, прежде всего, в сфере освоения жизненных компетенций. Лишь на ...
Таким образом, компетенция ОПК-9 формируется у бакалавров-психологов образования на протяжении всего учебного времени при изучении девяти вышеперечисленных дисциплин.
. Описание компетенции ПКПП-6
Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП).
Компетенция ПКПП-6 определяется как «способность эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности».
Под компетенцией «способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности» мы понимаем способность управлять собственной деятельностью, предварительно выстроив систему собственных действий, направленных на организацию взаимодействия с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами.
Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется необходимостью подготовки выпускников имеющих навыки:
включения коллег и специалистов в процесс постановки целей, в планирование и реализацию планов, в процесс самоконтроля, самоанализа и самооценки результатов деятельности;
совместного анализа деятельности, проектирования системы собственных действий и действий коллег.
Данная компетенция, согласно учебного плана бакалавров-психологов образования, формируется в процессе изучения дисциплин цикла Б.3, а именно такие дисциплины как:
психология семьи и семейного воспитания (всего 144 ч.);
психология детей с сенсорными нарушениями (всего 144 ч.);
Структура компетенции ПКПП-6:
Бакалавр знает
— модели развития отношений в коллективе;
основные направления деятельности классного руководителя;
умеет
выявлять стадии развития коллектива;
составлять программу взаимодействия членов коллектива;
владеет
— навыками педагогического мониторинга в деятельности классного руководителя;
навыками включения специалистов в проектирование, организацию и управление в классном коллективе;
навыками анализа эффективности сотрудничества членов коллектива.
Планируемые уровни сформированности компетенции ПКПП-6:
Уровни сформированности компетенцииОсновные признаки уровня Пороговый уровень — имеет представление о теории коллектива, моделях развития отношений между членами коллектива, направлениях деятельности классного руководителя; — умеет подбирать методики, направленные на изучение особенностей развития коллектива; — способен планировать и анализировать программу взаимодействия членов коллектива.Повышенный уровень- знает теорию коллектива, модели развития отношений между членами коллектива; — умеет реализовывать собственную программу взаимодействия участников коллектива; — способен прогнозировать развитие сотрудничества на основе анализа его эффективности
Таким образом, компетенция ПКПП-6 формируется у бакалавров-психологов образования на протяжении всего учебного времени при изучении трех вышеперечисленных дисциплин.
5. Описание компетенции ПКСПП-4
Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании (ПКСПП).
Компетенция ПКСПП-4 определяется как «способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями».
Под данной компетенцией мы понимаем способность контролировать свое психическое состояние, взаимодействовать с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями, грамотно и без эмоционального напряжения.
Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется необходимостью подготовки выпускников имеющих навыки:
контролирования своего эмоционального состояния;
грамотного выстраивания взаимодействия с детьми, имеющими ОВЗ, и их родителями.
Данная компетенция, согласно учебного плана бакалавров-психологов образования, формируется в процессе изучения дисциплин цикла Б.3, а именно такие дисциплины как:
— клиническая психология детей и подростков (всего 108 ч.);
патопсихология (всего 108 ч.).
Структура компетенции ПКСПП-4:
Бакалавр знает
— закономерности распада психики в сопоставлении с нормой развития;
патопсихологические синдромокомплексы;
умеет
последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли;
выявлять интересы детей с ОВЗ, проблемы и отклонения в их поведении и в психическом развитии;
анализировать собственную профессиональную деятельность;
владеет
— способностью организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательного пространства;
методами патопсихологического исследования и интерпретировать полученные результаты в исследовательских целях.
Планируемые уровни сформированности компетенции ПКСПП-4:
Уровни сформированности компетенцииОсновные признаки уровня Пороговый уровень- имеет общее представление о проблемах клинической психологии и патопсихологии, методах их изучения; — умеет подбирать методики диагностики и коррекции трудностей в развитии психики и личности субъектов; — способен выявлять интересы детей с ОВЗ, проблемы и отклонения в их поведении и в психическом развитииПовышенный уровень — знает фундаментальные понятия клинической психологии и патопсихологии, основные направления и подходы; — умеет создавать благоприятные условия для познавательного развития и личностного роста детей с ОВЗ; — способен осуществлять процесс развития социально-личностных компетенций детей с ОВЗ
Таким образом, компетенция ПКСПП-4 формируется у бакалавров-психологов образования на протяжении всего учебного времени при изучении двух вышеперечисленных дисциплин.
6. Описание компетенции ПКСП-6
Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в области социально-педагогической деятельности (ПКСП).
Компетенция ПКСП-6 определяется как «владеет методами социальной диагностики».
Социальная диагностика — это процесс исследования социального объекта, явления путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его состояние и тенденции развития. Цель диагностики заключается в проникновении в сущность конкретных социальных проблем, присущих объекту или явлению, и их описание в системе показателей (норм, нормативов, ориентиров диагностируемой сферы жизнедеятельности).
Под компетенцией ПКСП-6 мы понимаем способность осуществлять процесс диагностирования социальных проблем, присущих объекту или явлению.
Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется необходимостью подготовки выпускников имеющих навыки:
проверки, оценивания, накопления статистических данных, их анализа.
Данная компетенция, согласно учебного плана бакалавров-психологов образования, формируется в процессе изучения дисциплин цикла Б.3, а именно такие дисциплины как:
теория обучения и воспитания (всего 108 ч.);
история педагогики и образования (всего 72 ч.);
поликультурное образование (всего 72 ч.);
психология развития (всего 108 ч.).
Структура компетенции «владеет методами социальной диагностики»:
Бакалавр знает
— теорию обучения и воспитания, теорию диагностирования социальных проблем;
умеет
— статистически обрабатывать данные, анализировать их, выявлять динамику и тенденции;
владеет
— навыками обработки данных, их анализом, выявления динамики и тенденций.
Планируемые уровни сформированности компетенции ПКСП-6 у студентов-выпускников вуза:
Уровни сформированности компетенцииОсновные признаки уровняПороговый уровень — имеет представление о теории обучения и воспитания, о диагностировании социальных проблем; — умеет статистически обрабатывать и анализировать данные.Повышенный уровень — знает теорию обучения и воспитания, теорию диагностирования социальных проблем; — умеет статистически обрабатывать и анализировать данные; выявлять динамику и тенденции, прогнозировать дальнейшее развитие событий; — способен намечать и реализовывать эффективные пути решения социальных проблем объекта или явления.
Таким образом, компетенция ПКСП-6 формируется у бакалавров-психологов образования на протяжении всего учебного времени при изучении четырех вышеперечисленных дисциплин.
7. Описание компетенции ПКНО-2
Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в образовательной деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО).
Компетенция ПКНО-2 определяется как «способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности».
Под компетенцией ПКНО-2 мы понимаем способность осуществлять процесс диагностирования достижений обучающихся и воспитанников через осуществление контроля, проверки, оценивания, накопления статистических данных, их анализа, через выявление динамики и тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.
Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется необходимостью подготовки выпускников имеющих навыки:
проверки, оценивания, накопления статистических данных, их анализа, через выявление динамики и тенденций;
прогнозирование дальнейшего развития событий в обучении и воспитании школьников.
Данная компетенция не прописана в учебном плане бакалавров-психологов образования, но мы предполагаем, что она может формироваться в процессе изучения дисциплин цикла Б.3, а именно такие дисциплины как:
теория обучения и воспитания (всего 108 ч.);
психология развития (всего 108 ч.).
Бакалавр знает
— теорию обучения и воспитания, теорию диагностирования достижений обучающихся и воспитанников;
умеет
— проверять и оценивать уровень обученности и воспитанности школьников;
статистически обрабатывать данные, анализировать их, выявлять динамику и тенденции;
прогнозировать дальнейшее развитие событий в обучении и воспитании детей;
владеет
— навыками проверки, оценки уровня обученности и воспитанности школьников;
навыками обработки данных, их анализом, выявления динамики и тенденций;
навыками прогнозирования дальнейшего развития событий в обучении и воспитании детей.
Планируемые уровни сформированности компетенции ПКНО-2:
Уровни сформированности компетенцииОсновные признаки уровняПороговый уровень — имеет представление о теории обучения и воспитания, о диагностировании достижений обучающихся и воспитанников; — умеет подбирать методики для проверки и оценки уровня обученности и воспитанности школьников, статистически обрабатывать и анализировать данные; — способен предполагать пути решения индивидуальных жизненных проблем ребенка.Повышенный уровень — знает теорию обучения и воспитания, теорию диагностирования достижений обучающихся и воспитанников; — умеет применять соответствующие методики для проверки и оценки уровня обученности и воспитанности школьников, статистически обрабатывать и анализировать данные; выявлять динамику и тенденции, прогнозировать дальнейшее развитие событий в обучении и воспитании детей; — способен намечать и реализовывать эффективные пути решения индивидуальных жизненных проблем ребенка.
Таким образом, компетенция ПКНО-2 формируется у бакалавров-психологов образования на протяжении всего учебного времени при изучении двух вышеперечисленных дисциплин.
. Описание опыта работы психологов
По компетенции ОК-2:
«владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений»
Считаем, что каждый психолог в своей деятельности должен владеть историческим методом и уметь его применять к оценке социокультурных явлений.
Частично данный опыт отражен в статье «История одной сказки» в журнале «Школьный психолог» №12 за 2010 г. Автор Т. Щербакова — психолог из Москвы рассказывает об особенностях применения в работе сказкотерапии, конкретнее — сказки с историческим смыслом. Цитата:
«Лечение сказкой, или сказкотерапия, на мой взгляд, один из удивительно пластичных подходов в психотерапии, основным достоинством которого является метафоричность, использование скрытых смыслов. …Позиция со-присутствия, со-исследования, поддержки и неподдельного интереса терапевта позволяет клиенту амплифицировать символические смыслы, заключенные в каждом из персонажей сказки, связывая их с ранее недоступной, неосознаваемой, «незадействованной», сокрытой частью души. Это происходит за счет того, что терапевт как бы отражает, откликается всем своим существом, всем содержанием своего внутреннего мира на содержание внутреннего мира клиента, в итоге эти миры резонируют. Неизбежным результатом происходящего является актуализация и развитие творческих способностей клиента, а следствием часто оказывается решение реальной жизненной сложности клиента».
По компетенции ОК-11:
«способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий».
Опыт работы психолога по применению данной компетенции отражен в статье «Соперничество сиблингов» в журнале «Школьный психолог» №6 за 2009 г. В статье автор рассказывает об опыте работы в Центре образования, где существует школа развития «Шар» и где, помимо групповых занятий с детьми осуществляется индивидуальная психологическая поддержка. Одним из направлений школы развития «Шар» является работа с детьми по формированию навыков здорового образа жизни и безопасной образовательной среды.
По компетенции ОПК-9:
«способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития».
Опыт работа психолога можно отметить в статье «А мы хорошие или плохие?» в журнале «Школьный психолог» №2 за 2008 г., где автор рассматривает ситуацию, когда в одной школе учатся большое количество детей разных национальностей. Автор описывает поликультурную среду данной школы на примере конкретного класса и отдельно останавливается на конкретных проблемах данной среды:
«Как я уже говорила, класс оказался многонациональным: русские, украинцы, белорусы, грузины, азербайджанцы, армяне, татары… Минимум семь национальностей в классе из 25 человек… На психологическом занятии несколько ребят рассказали, какие черты характера, по их мнению, присущи представителям их национальности, а потом — что характерно для их одноклассников другой национальности. В итоге мы пришли к выводу, что все мы — веселые, трудолюбивые, общительные, настойчивые, щедрые, смелые, целеустремленные, любящие свою нацию и гордящиеся ею, и что, в общем-то, у нас нет причин для вражды. И опять было очень приятно слышать очень взрослые рассуждения ребят на эту тему».
По компетенции ПКПП-6:
«способность эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности».
Для отражения опыта работы психологов по данной компетенции можно привести статью М. Семенович из г.Москвы «Интеграция стихийная и продуманная» в журнале «Школьный психолог» №23 за 2005 г. Речь в статье идет о совместной работе учителей, психологов и дефектологов по вопросам интеграции детей-инвалидов в образовательную среду обычной образовательной школы. Цитата из статьи: «Следующей задачей психолога в его связке с учителем или дефектологом центра должно стать обоснованное (то есть опирающееся на знание типичных особенностей интегрируемых детей) прогнозирование трудностей детей именно в плане овладения программным материалом. Мы не ошиблись — именно прогнозирование! И появления этих проблем нужно не ждать, как схода снежной лавины на тихое горное селение, а предотвращать их, продумывая тактику совместно с другими специалистами».
По компетенции ПКСПП-4:
«способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями».
Опыт работы психологов представлен в статье «История Никиты» из журнала «Школьный психолог» №43 за 2003 г., где автор Е. Моржина — психолог психологического центра из г.Москвы рассказывает о ее работе с мальчиком Никитой, имеющего ОВЗ. Автор подробно останавливается на тех проблемах, с которыми ей пришлось столкнуться при общении с Никитой и его родителями, и о том, как эти проблемы были преодолены в совместной работе.
По компетенции ПКСП-6:
«владеет методами социальной диагностики».
Считаем, что каждый психолог должен иметь опыт работы с методами как дифференциальной, так и социальной диагностики. Частично данный опыт представлен в статье «Цель и стратегия», посвященной социальной диагностике в работе психолога образования (журнал «Школьный психолог» №5 за 2004 г.).
«Что может сделать психолог на основании результатов диагностики? Прежде всего, это важные ориентиры в планировании индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с учащимися. На основании выявленных трудностей как познавательного, так и аффективного плана психолог формулирует цели коррекционно-развивающей работы, составляет программу, подбирает соответствующие формы и методы работы. По завершении коррекционной программы нужно повторить диагностическое обследование с целью выяснения результативности проделанной работы. Это повторное измерение должно обязательно проводиться с помощью тех же методик, что и первое обследование».
По компетенции ПКНО-2:
«способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности».
Опыт работа представлен в статье «Коррекционная программа или контакт с ребенком» в журнале «Школьный психолог» №3 за 2002 г. Авто рассказывает о проблемах школьной дезадаптации детей и о возможностях диагностики: «Разные причины приводят к одному результату — неуспеваемости и отказу от посещения школы. Этот феномен получил название «школьная дезадаптация». В возрастной психологии хорошо исследованы ее причины, а также выработаны способы их установления: так называемые коррекционные программы и методы. Задача психолога — провести психологическую диагностику, позволяющую выявить причину проблемы, затем в соответствии с полученным результатом выбрать коррекционную программу и работать с ребенком по ней».
Заключение
Итак, современный Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр» основан на компетентностном подходе.
Широкое распространение этого понятия в образовании объясняется желанием подчеркнуть использование прогрессивных инновационных технологий и наилучших методов обучения, что, несомненно, будет способствовать достижению более совершенного качества образования. Ведущим направлением при этом становится построение профессионального образования не как академического, ориентированного на передачу готовых знаний, а как контекстного, обучающего находить знания и применять их в ситуациях, имитирующих профессиональные. Можно утверждать, что компетентностный подход означает постепенный переход с трансляции знаний и формирования навыков к конструированию содержания образования, разработке и построению мониторинга, систем контроля качества образования.
При наличии такой сильной практической составляющей содержание образовательного процесса будет строиться на основе освоения компетенций и приобретения профессиональной компетентности, а вместе с этим проектного мышления, аналитических способностей, мотивированного стремления студентов к непрерывному самообразованию, самосовершенствованию, что и обеспечит в дальнейшем успешность личностного и профессионального роста.
В этой связи все чаще возникает вопрос о формировании в процессе образования некоторого набора специфических субъектных качеств, определяемых как «компетентности» и «компетенции».
Анализ опыта работы исследователей показал, что наиболее сложно процесс формирования профессиональной компетентности протекает у тех студентов, которые не являются самоактуализирующимися личностями. У них отсутствует потребность в самореализации. Вследствие этого такие студенты имеют значительные сложности в процессе адаптации к новым условиям при обучении в высшем учебном заведении, они не умеют строить свою жизненную и профессиональную программу. Исходя из этого, можно предположить, что специалист с набором вышеизложенных характеристик даже при наличии требуемых образовательными стандартами знаний, умений и навыков, вряд ли сможет рассчитывать на успех в профессиональной деятельности.
Допустимо предположить, что на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов необходимо воздействовать уже на первом курсе, применяя методы обучения, содействующие выявлению субъектного опыта и формированию компетентности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
В качестве ведущего дидактического средства, напрямую связанного с индивидуализацией обучения, повышением самостоятельности обучаемых, их активизацией с учетом личных потребностей и возможностей, как мы считаем, может выступать модульная программа построения содержания учебных дисциплин.
В курсовой работе были подробно рассмотрены семь компетенций, являющихся обязательными для формирования у студентов согласно ФГОС ВПО третьего поколения. Также были прописаны те учебные дисциплины, на которых данные компетенции могут быть сформированы на протяжении всего времени учебы бакалавра-психолога образования.
Цель курсовой работы — провести анализ конкретных компетенций образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр» — была достигнута.
Список литературы
. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр».
. Учебный план направления 050400 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования», квалификация выпускника — «бакалавр».
. Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход — М., ГУ ВШЭ, 2009. — 182 с.
. Баскаев Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу // Инновации в образовании. — 2007. — № 1
. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учебное пособие. — М., 2005.
. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С.41-44.
. Игнатьева Е.А. Общекультурные компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в высшей школе // Режим доступа
. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб.науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. — М.: Научно — внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007
. Компетентностный подход в педагогическом образовании
. Морозова О.М. Формирование ключевых компетенций обучающихся // Режим доступа:
. Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию: Материалы семинара / Под ред. А.В. Великановой. — Самара
. Чернявская А.П. Компетентный подход в профессиональном развитии педагогов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. — 2011. — № 4. — С.32-34.