Квалификационные характеристики спасателей

Социально-правовые основы деятельности спасателей

2.1. Юридические основы прав и обязанностей спасателя

 

В Федеральном законе «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» определено, что «Спасатель – гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ». В соответствии с этим законом определен статус спасателей, т.е. совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям.

По отношению к военной службе, имеющие статус спасателя граждане подразделяются на военнослужащих и гражданских.

Спасатели-военнослужащие приобретают статус спасателя на основании решения соответствующей аттестационной комиссии по результатам аттестации после прохождения военнослужащими медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программе первоначальной подготовки курсантов-командиров отделений и солдат-специалистов спасателей подразделений войск гражданской обороны Российской Федерации.

Гражданам, после принятии решения о присвоении им статуса спасателей, выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем, отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя.

Книжки спасателя предназначены для учета участия спасателя в работе по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Положение о книжке спасателя утверждается МЧС России.

Спасатели после дополнительной подготовки и приобретения опыта работы могут стать спасателями от 3-го класса и выше.

Квалификационные характеристики этих категорий спасателей приведены в табл. 2.1.

 

Таблица 2.1

Квалификационные характеристики спасателей

 

Квалификация Требования
Спасатель Спасатель 3-го класса Спасатель 2-го класса Спасатель 1-го класса Спасатель международного класса Специальная учебно-курсовая подготовка Работа спасателем не менее двух лет и владение одной из указанных в специальном перечне специальностью Работа спасателем 3-го класса не менее двух лет и владение двумя специальностями Работа спасателей 2-го класса не менее двух лет и навыки командирской или инструкторской подготовки Работа спасателем 1-го класса не менее двух лет, участие в международных спасательных работах и сертификат курсов иностранных языков

 

Юридические основы прав и обязанностей спасателей определены Федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», другими нормативно-правовыми актами в области предупреждения и ликвидации ЧС.

Так, в Федеральном законе «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» утверждается, что в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели имеют право на:

полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей;

беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации ЧС;

требование от всех лиц, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, соблюдения установленных норм безопасности;

экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ;

использование для спасения людей и в случае крайней необходимости в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах ЧС.

Закон устанавливает такие обязанности спасателей.

Спасатели обязаны:

быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую и психологическую подготовку;

совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований;

неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;

активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи;

неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации ЧС командирами (начальниками), в подчинении которых находятся спасатели;

разъяснять гражданам правила поведения в целях недопущения ЧС и порядок действий в случае их возникновения.

Одной из важнейших, основных обязанностей спасателя в зоне ЧС является поиск пострадавших, принятие мер по их спасению и оказанию им первой медицинской и других видов помощи. Своевременно и правильно оказанная первая медицинская помощь спасает жизнь пораженному и предупреждает развитие неблагоприятных исходов.

Статистика свидетельствует о том, что в первый час после возникновения ЧС при отсутствии помощи умирают около 40 % тяжелораненых, через 3 часа – 60 %, через 6 часов – 95 %. В течение 3 часов после начала землетрясения удается спасти 90 % пострадавших, через 6 часов это число сокращается до 50 %, а по истечении нескольких дней оказывать помощь уже некому. В первые минуты под лавиной погибает 20 % засыпанных снегом людей, в течение первого часа количество погибших увеличивается до 60 %, а по истечении двух часов в живых остается один из десяти человек. Поэтому на проведение поисково-спасательных работ и оказание помощи пострадавшим должны быть направлены все силы, участвующие в ликвидации ЧС.

Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» устанавливает также ответственность спасателей за неисполнение своих обязанностей, умышленное причинение вреда здоровью спасаемых граждан при проведении аварийно-спасательных работ, нанесение ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям.

Спасатели-военнослужащие на основании Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации несут ответственность, установленную для гражданских спасателей Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» с учетом особенностей своего правового положения.

Дисциплинарную ответственность спасатели-военнослужащие несут за проступки, связанные с нарушениями воинской дисциплины, норм морали и воинской чести на основании и в порядке, установленных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Административную ответственность спасатели-военнослужащие несут на общих основаниях в соответствии с законодательством об административных нарушениях. Однако к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, исправительных работ, административного ареста и другие административные взыскания, установленные законодательством Российской Федерации.

Гражданско-правовую ответственность спасатели-военнослужащие несут за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных законодательством обязательств, за причинение умышленного ущерба государству, физическим и юридическим лицам в процессе ликвидации ЧС.

Материальную ответственность спасатели-военнослужащие несут за материальный ущерб, умышленно причиненный государству, в соответствии с Положением о материальной ответственности военнослужащих.

Уголовную ответственность спасатели – военнослужащие несут за совершенные преступления в соответствии с законодательством Российской Федерации. За преступления против установленного порядка несения военной службы они несут ответственность по закону «Об уголовной ответственности военнослужащих».

 

2.2. Индивидуальные психологические особенности личности и их учет при профессиональном отборе и подготовке спасателей

В чрезвычайных ситуациях человек подвергается воздействию различных поражающих факторов, в число которых входит и психогенный поражающий фактор (см. материалы учебного предмета «Медицинская подготовка»).

Спасателям, прибывающим в зону чрезвычайной ситуации, не следует недооценивать воздействие этого фактора. Так, например, спасатели, прибывшие в район железнодорож­ной катастрофы, происшедшей под Уфой в 1989 году из-за взрыва га­зопровода, не проходили специальную психологическую подготовку. При виде обожженных и раненых 98 % из них испытали «страх и ужас», 62 % — растерянность и сла­бость в конечностях, 20 % — предобморочное состояние, у 30 % отмечено снижение кистевой силы, у 10 % — изме­нение сердечной деятельности. Имелись у спасателей и другие нарушения физиологии и психики. В целом, в пер­вые часы проведения спасательных работ работоспособ­ность спасателей снизилась на 50 %. Тогда как своевремен­ное проведение психологической подготовки позволило бы не снижать работоспособность спасателей, повысить эф­фективность их действий в первые часы после катастрофы, то есть в то время, когда имеется наибольшая возможность помочь пострадавшим.

Подготовленность специалистов и населения к действи­ям в ЧС существенно снижает людские, а нередко и ма­териальные потери. Даже само по себе информирование населения, работников предприятий о психогенном воздей­ствии ЧС и об особенностях поведения людей при катаст­рофе существенно уменьшает силу психотравмирующего воз­действия различного рода катастрофических явлений.

Однако, кроме информирования о возможных ЧС и сценариях их развития, важным фактором повышения пси­хической устойчивости работников различного рода пред­приятий, населения в ЧС, является учет их индивидуальных психологических особенностей. Так, различного рода руко­водители и, что немаловажно, неформальные лидеры кол­лективов и групп, обладающие психологическим складом, проявляющимся в манерности, артистизме, желании при­влекать к себе внимание, чрезмерно демонстрировать ре­альные или мнимые достоинства или страдания, находиться в центре всеобщего внимания, часто в чрезвычайной ситу­ации становятся генераторами паники. Поэтому от их пове­дения в критических условиях может зависеть поведение всех остальных.

Мерами профилактики таких «провокаций» может слу­жить специальный тренинг, в результате которого личности демонстративного типа обучаются правильным действиям в ЧС (в этом случае они могут стать образцом поведения), а члены коллектива обучаются в экстремальной обстановке не реагировать на истерические реакции. Вообще же лю­дей с явно выраженными признаками демонстративного типа характера следует крайне осторожно назначать на должности, связанные с необходимостью действий в экстре­мальных условиях.

Для людей с чувствительной психикой (ранимость, тре­вожность, стеснительность) важны тренировки в ситуациях, близких к экстремальным. Это закаляет их психику, и в критических условиях психологически подготовленные спе­циалисты с такими личностными особенностями действуют не хуже других, а часто намного лучше из-за развитого чувства сопереживания, чуткости, ответственности за других.

При организации подбора и подготовки кадров следу­ет учитывать явления так называемого синдрома посттрав­матического стресса, которые не обходят стороной не только пострадавших, но и самих спасателей, действующих в зоне ЧС. Примерно в течение месяца после катастрофы у не­которых спасателей в той или иной степени проявляются душевные нарушения, типичные для острой стадии психи­ческого заболевания, известного как синдром посттравма­тического стресса. Это различные вегетативные неврозы, проявляющиеся в нарушении работы сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, функциональной не­достаточности гормональной и иммунной систем, наруше­ниях сна, неотвязных мыслях, переживаниях. Могут возник­нуть проявления так называемой «раздражительной слабо­сти», когда вспыльчивость сочетается с психической истощаемостью, тревожностью.

Через некоторое время, как правило, не более чем через 30 суток, нормальное состояние, как правило, восстанавливается и дает о себе знать лишь редкими, очень незначи­тельными проявлениями.

Однако картина человеческих страданий полностью не изглаживается из сознания спасателей. В случае жизненных неурядиц, возникновения болезней, угрожающих жизни и здоровью человека, существенного ухудшения социального статуса болезнь переходит из скрытой (ничем не проявля­ющейся) в открытую, острую форму, симптомы которой приведены выше. Обострения могут наступить через не­сколько лет и даже десятилетий. Спровоцировать эти обостре­ния может вид разрушений и человеческих жертв, напо­минающий образы пережитой катастрофы, групповые вос­поминания на встречах ветеранов, социальное осуждение тех или иных негативных действий, совершенных в зоне ЧС, участни­ком которых был пострадавший. Организаторам професси­онального отбора и подготовки специалистов аварийно-спа­сательных формирований (АСФ), самим спасателям следу­ет учитывать этот фактор в своей работе.

Среди спасателей могут оказаться люди с низкой эмоционально-волевой устойчивостью, не прошедшие спе­циальной психологической тренировки, а также те, кто ра­нее перенес глубокую психотравму (связанную, например, с участием в боевых действиях, с неправильным, неудов­летворительным поведением в той или иной экстремаль­ной ситуации и т.п.).

Поэтому процедура профессиональ­ного отбора спасателей должна включать тестирование глубинных психических свойств и особенностей личности для того, чтобы предупреждать нежелательные явления и своевременно корректировать психическое состояние спасателя.

Существует также большое количество иных индивиду­альных особенностей, учитываемых при профотборе, профориентации и подготовке спасателей, которые относятся к компетенции специалистов-психологов.

 

2.3. Профессионально важные качества спасателя

 

Как уже отмечалось, спасатели, прибывшие на место катастрофы, не застрахованы от различных психиче­ских отклонений. Это может существенно снизить темпы и качество поисково-спасательных работ.

Средствами, позволяющими подготовить спасателя к действиям в экстремальной обстановке, являются профес­сиональный психологический отбор, практическое обучение в ситуации, приближенной к реальной, изучение факторов психогенного воздействия ЧС и реакции человека на них, освоение спасателями навыков аутогенной тренировки.

Для профессионального психологического отбора при­меняются специальные тесты, которые позволяют оценить психологическую предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности, выявить наличие у него необходимых профессионально важных качеств (ПВХ).

К психологическим профессионально важным качест­вам спасателей предъявляются следующие основные требования:

— высокая нервно-психическая устойчивость;

— высокий уровень самоконтроля;

— высокая активность;

— хороший интеллект;

— невысокий уровень тревожности.

Для руководителей всех уровней важно, кроме того, обладать хо­рошими организаторскими способностями.

Также психологические ПВК спасателей: как уровень демонстративности, стремление к позерству, эгоцентризм, желание привлечь к себе внимание не должны превышать среднестатистической нормы. Лица с сильным развитием этой группы личностных черт могут послужить причиной дезорганизации со­вместной деятельности спасателей в экстремальных условиях;

кроме того, уровень беспокойства за свое здоровье должен быть достаточно низким, в противном случае спаса­тель не сможет эффективно действовать в обста­новке, угрожающей опасностью;

наряду с этим уровень социальной ориентации личности, приоритет­ность для человека социальных, групповых норм и ценностей должны быть весьма высокими.

Существует также ряд других психологических ПВК, к которым предъявляются не менее жесткие требования, но содержание которых не всегда интересно для неспециалиста.

Психологические качества личности спасателя не явля­ются чем-то застывшим. Учебные занятия и тренировки, внутригрупповое взаимодействие, самостоятельные упражнения и приемы аутогенного психокоррекционного воздей­ствия способны существенно изменить и развить те или иные личностные психологические черты. Кроме того, вла­дение спасателями навыками саморегуляции позволит в экстремальных условиях быстро преодолевать утомление, в значительной степени восстанавливать работоспособность.

Повысить эмоциональную устойчивость спасателя к та­ким психотравмирующим факторам ЧС, как вид обезобра­женных живых и погибших людей, крики и стоны и т. п. позволя­ют тренировки на полигонах, где применяются специаль­ные муляжи, звуковое сопровождение. Такими достаточно дорогими и «жестокими» способами обучения не следует пренебрегать, т.к. в реальной обстановке обученный спа­сатель не потеряет несколько часов на психологическую адаптацию к экстремальным условиям.

Детальные сведения о ПВК, их влиянии на работоспособность спасателей, а также вопросы совершенствования психологической устойчивости спасателей к стрессовому воздействию психогенных факторов ЧС, излагаются в учебном предмете «Психологическая подготовка».