Основные проблемы, с которыми сталкивается психолог

Подходы к осуществлению психологической диагностики развития. (Методологические основы и общая технология оценки психического развития детей младшего школьного возраста).

План:

Основные понятия;

Диагностика

Психологическая диагностика

Диагностика психического развития

Развитие

Диагностическая деятельность психолога

Основные проблемы, с которыми сталкивается психолог

Основные положения и принципы психолога

5. Принцип «триединства» методологии

Список литературы

Основные понятия

1) диагностика- процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов и их обобщении в виде заключения (диагноза).

2)Психологическая диагностика — это исследование способностей, особенностей и качеств личности каждого человека индивидуально.

3) Диагностика психического развития — обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической «нормы» и т.д.

4) Развитие-Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

 

Диагностическая деятельность психолога

Диагностическая деятельность психолога образования, которая ограничена, прежде всего, возрастом обследуемых детей до 18 лет, вряд ли должна строиться по «отраслевому» принципу (образовательная психодиагностика, клиническая, профессиональная и т.п.).

Во всех случаях используются различные способы исследования особенностей детей, например, таких как индивидуально-психологические характеристики.

Методологические аспекты практической деятельности психолога получили приоритетное развитие. Уходит в прошлое чисто «рецептурный» подход к диагностике – простое описание и использование диагностических методик. Специалисты начинают понимать, что без ориентированной на практику методологии и теоретической базы, опирающихся на современные представления и исследования, простое манипулирование диагностическими материалами (пусть даже и огромным их количеством) недостаточно эффективно. Приходит понимание, что психологическая диагностика из искусства специалиста начинает превращаться в технологический процесс, как это должно происходить и происходит в большинстве отраслей общественного производства.

9 стр., 4427 слов

Закономерности индивидуального развития. Особенности онтогенеза человека

... образуется морула - шаровидное скопление бластомеров. Иногда морулу рассматривают как отдельную стадию эмбрионального развития, а иногда как разновидность следующей стадии - бластулы. Поздние фазы дробления (бластуляция) завершаются ... женской половых клеток и образование зиготы. Зигота у всех живородящих существ, включая человека -- это уже организм, но еще не особь, поскольку она не может ...

Осознание необходимости включения в технологию диагностики реально-практических (а не теоретико – философских, как это в большинстве случаев наблюдалось до сих пор) методологических подходов повлекло за собой и обязательность уточнения, конкретизации и даже в какой-то степени пересмотра достаточно большого объема терминов и категорий, имеющих непосредственное отношение к оценке психического развития ребенка.

Основные проблемы, с которыми сталкивается психолог

Так, одной из основных проблем, с которыми приходится сталкиваться педагогу-психологу, является «многострадальная» проблема соотношения количественного и качественного подхода в диагностической деятельности и вытекающих отсюда определениях нормы и нормативов развития. Здесь же возникают и терминологические сложности.

В том случае, когда речь идет о количественном определении (измерении) психических явлений (от психофизических до личностных) и сопоставимости результатов подобных измерений с какими-либо среднестатистическим показателями (возрастными и тому подобными нормативами), вероятно, имеет смысл говорить о психометрии и о «психометрических тестах», под которыми понимаются

«…стандартизированные методики, относительно которых известна валидность и надежность методики, удовлетворяющие принципам измерения»

Требования точности, достоверности и адекватности методики измерения выполняются путем применения математико-статистических процедур. Преимущественное развитие психометрия получила именно в психологическом тестировании. Определенным образом (с неукоснительным соблюдением ряда требований) организованные методики измерения были названы «психометрическими тестами» — на практике: просто тесты.

Требование соблюдения строгого выполнения как самой процедуры тестирования, так и других, не менее строгих условий выделяет тесты среди диагностического инструментария психолога.

Однако существуют и другие виды диагностических процедур, методик и методов, которые не подходят под определение тестов и, следовательно, отличаются соответствующей процедурой их использования, в связи с чем и само название этой процедуры должно быть иным, нежели тестирование.

 

В настоящее время для решения подобных задач и проведения соответствующих диагностических процедур все большее использование находит термин психологическая оценка. Под психологической оценкой понимается

«… изучение (оценивание) индивидуальности применительно к возникающим в ее жизнедеятельности проблемам».

Таким образом, в отличие от тестирования, оценка – это сбор и интеграция данных, которые могут быть получены различными путями (интервью, наблюдение, психологические тесты или клинически ориентированные методы исследования и т.п.).

Кроме того, понятие психологическая оценка все больше заменяет понятие тестирование вследствие осознания того факта, что познание индивидуально-психологических различий не может быть ограничено только процедурами измерения, то есть тестами. Совершенно очевидно, что, помимо тестов как строго стандартизированных процедур, существует и успешно развивается внетестовая диагностика, связанная с качественными оценками психического развития ребенка.

11 стр., 5373 слов

Сущность, методология и принципы принятия управленческих решений

... управленческих решений; организацию разработки управленческого решения; оценку качества управленческих решений. Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого ... но берет на себя всю полноту ответственности (единоначалие). - принцип соучастия. Этот принцип означает активное и непосредственное участие в принятии решения тех, кого ...

Основные положения и принципы психолога

Необходимо конкретизировать и сформулировать основные положения и принципы, непосредственно касающиеся диагностической составляющей деятельности психолога образования. К ним следует отнести:

1. Теоретико-методологическое «позиционирование» психолога.

2. Единство методологии и диагностики (и последующей коррекционной работы).

3. Представление о структурно-динамической целостности развития.

4. Необходимость учета логики и последовательности нормативного развития.

5. Терминологическая адекватность.

6. Приоритетность образовательных задач.

7. Этический принцип (принципы).

8. Принцип профессиональной компетентности.

Прежде чем перейти к анализу каждого из этих положений, важно отметить, что все они теснейшим образом связаны друг с другом, а зачастую и содержательно неразделимы. Тем не менее, хотелось бы придерживаться именно такого разграничения в их изложении.

Теоретико-методологическое «позиционирование» психолога определяется необходимостью обозначить (признать) собственную теоретическую позицию, приверженность к определенной теоретической школе, научной концепции. Несмотря на кажущуюся очевидность и тривиальность этого требования, проблема реального осознания выбора собственной позиции достаточно сложна. Реальная практика заставляет задуматься, насколько однозначно строго или, наоборот, эклектично мы используем те или иные теоретические подходы, в рамках какой теоретической концепции проходит наша диагностическая работа, на каких методологических принципах построена организация собственной деятельности. Нередки случаи, когда специалист, декларируя свою приверженность одной теории, в реальной диагностической деятельности пользуется, не задумываясь, совершенно другими концептуальными подходами, иногда принципиально противоположными декларируемым.

Все это в определенной степени приводит к методологической неопределенности, «размывает»цельность не только теоретических, но, что куда более серьезно, практических разработок специалистов и, в конце концов, обусловливает снижение эффективности работы.

Особую важность данная проблема приобрела именно сейчас, в связи с тем, что в конце XX века появилось большое количество принципиально различающихся методологических подходов и концепций, в том числе, и при разработке диагностических средств, используемых в реальной практике. Все это заставляет предъявлять определенные требования к методологической позиции психолога.

Принцип единства методологии и диагностики (в дальнейшем и коррекции) непосредственно «смыкается» с предыдущим и исходит из необходимости теснейшей связи между теоретическими позициями психолога, соответствующей им методологии и использованием конкретных диагностических средств, «построенных» на основе той же методологии.

Принцип «триединства» методологии

Принцип «триединства» методологии, диагностики и коррекции дает нам возможность цельности и целостности как в изучении развития ребенка, так и в оказании ему психологической помощи. В соответствии с данным положением определяется возможность использования той или иной диагностической процедуры или методики для оценки особенностей сформированности познавательной, регуляторной или аффективно-эмоциональной сфер ребенка, то есть строится диагностический, а затем и коррекционно-развивающий сценарий психологической работы. Практическим следствием реализации этого принципа является повышение эффективности всей деятельности психолога. Руководствуясь этим принципом, психолог получает возможность всегда точно и однозначно ответить на «вечные» вопросы: «Зачем?», «Почему?» и «Как?».

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... к необходимос­ти научно и систематически изучать развитие. Принцип природосообразности вос­питания, следования всеобщим законам природы, ... Руссо, который изложил свои взгляды на психическую природу ребенка в своем известном произведении «Эмиль, или О воспитании». ... развитии и есть попытки их экспериментальной проверки. Так, К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выде­ляя разные виды деятельности ...

— Зачем необходимо именно так строить процесс диагностики?

— Почему на том или ином этапе диагностики используется та или иная методика, тот или иной подход к анализу?

— Как и каким образом должна быть «приподнесена» методика, изменена инструкция, построен анализ результатов, какие из всего этого следуют выводы?

Теснейшим образом связан с предыдущими принципами и принцип структурно-динамической целостности – понимание того, что отдельные стороны психического (психические функции и процессы, отдельные сферы) не изолированы, а проявляются целостно, системно. Он подразумевает, что все, что мы оцениваем и наблюдаем, базируется на единой структурно организованной динамической системе, которая столь же целостно реагирует на все внешние воздействия, преобразуя и амплифицируя их посредством собственной внутренней активности, «энергетики» ребенка.

В соответствии с этим принципом каждая конкретная особенность состояния ребенка изучается и оценивается с точки зрения и возрастной соотнесенности, и онтогенетически закономерной последовательности развития, проявляющейся во взаимодействии и гетерохронии (разновременности) формирования тех или иных функций, входящих в единый функциональный «ансамбль». Очевидным является то, что подобные функциональные системы формируются в деятельностном взаимодействии ребенка с окружающей образовательной средой в широком смысле этого слова. Учет данного принципа позволяет не только фиксировать индивидуально-типологические особенности ребенка, возможные нарушения той или иной сферы или функциональной системы и специфику развития, но и оценить причины и механизмы возникновения подобных особенностей.

Оценка эффективности деятельности психолога косвенно может быть определена через уровень или качество социально-психологической адаптации ребенка в образовательной среде.

Таким образом, рассматривая оценку психического развития как один из начальных этапов всего психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательной среде, данное положение может быть распространено и на диагностический компонент деятельности психолога.

Наиболее фундаментальным и смыслообразующим для определения целей и задач оценки психического развития ребенка является понятие «отклоняющееся развитие».

Список литературы:

1. Бурлачук Л. Психодиагностика. –СПб.: Питер,2002

2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. –М: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

3. Психологическая диагностика детей и подростков: Учебное пособие для студентов: М.К. Акимова, Г.А. Берулава, Е.М. Борисова и др. / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

 

15. Современные подходы к диагностике познавательного развития младших школьников. (Новые виды способностей: понимания, различения, воображения и др.).

План:

Основные понятия

Диагностика

Младший школьный возраст

Способности

Понимание

Воображение

Необходимость перемен в системе образования

Достаточно продолжительное время в системе образования преобладала авторитарная педагогика, рассчитанная на «среднего» ученика и готовящая из него послушного участника производства. В этой ситуации личностные качества учащегося не всегда учитывались в должной мере и в недостаточной степени развивались.

5 стр., 2441 слов

Доклад — Развитие творческого воображения у детей дошкольного ...

... ёнком, это приводит к более гармоничному его развитию. Для развития у детей творческого воображения, элементов творческой деятельности, также очень важно взаимодействие всех взрослых окружающих ... им вариантов свой. Но у большинства детей отсутствуют даже элементы творческой деятельности. Определение проблемы «Развитие творческого воображения у детей с нарушением слуха»: Какие теоретические положения ...

Происходящие перемены в обществе обусловили необходимость перемен в системе образования. В соответствии с изменившимися социальными заказами общества в значительной мере изменились и ориентиры в системе образования. Естественным образом повысился интерес к образованию, центральным звеном которого является личностно-ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности.

Время радикальных перемен требует от школы воспитания не бездумных исполнителей, а людей социально активных, мыслящих творчески и свободно, способных самостоятельно приобретать и оценивать новую информацию, делать осознанный выбор, принимать взвешенные, адекватные решения.

Отечественные и зарубежные специалисты в области педагогики и психологии все настойчивее подчеркивают противоречие между выдвигаемой современным обществом объективной потребностью в воспитании и развитии самостоятельной творческой личности и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на всех ступенях школьного обучения.

В связи с этим возникла настоятельная необходимость перехода от понимания сущности образования лишь как способа научения к рассмотрению его как средства разностороннего развития личности.

Самостоятельная познавательная деятельность является незаменимым средством активации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу. Характер познавательной деятельности, как известно, может быть воспроизводящим и творческим. И очень важно, как усваиваются новые знания. Давно установлено, что, если школьники только заучивают формулировки понятий, правил и решают задачи по образцам, то очень скоро утрачивают интерес к учению. На уроках в школе, включая начальную, пока еще велик удельный вес заданий, выполняемых по готовы образцам. Учителя особый упор делают на количество выполняемых заданий, что не только не решает задач сознательного и прочного усвоения школьниками основ научных знаний и формирования увлеченного отношения к учению, что и ведет к значительным перегрузкам школьников. Между тем, благодаря продуктивным видам самостоятельной учебной деятельности, представляется возможным длительное время поддерживать интерес учащихся к занятиям.

Для развития творческих способностей в учебный процесс необходимо включать различные игры, загадки, ребусы. Головоломки, занимательные задачи, а так же проводить нестандартные уроки: урок-путешествие, урок-лабиринт, урок-сказка.

Включение в структуру уроков подобны занятий создает возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходим условием формирования творческих способностей у младших школьников. Задания этого вида побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке цели, и в составлении плана, и в достижении нового результата, рассмотрим структуру творческой деятельности учащихся.

10 стр., 4897 слов

Ативизация познавательной деятельности учащихся посредством физического ...

... деятельности учащихся Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации по­знавательной деятельности учащихся — развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позво­ляет решить многие задачи обучения: ... ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, ... восприятие, представление, мышление, память, воображение и т. д. ...

Творческая деятельность

Структура творчества может быть определена структурой самой познавательной деятельности учащихся: содержательная, операционная, мотивационная.

Отличие творческой деятельности от других видов учебной деятельности состоит в том, что учеников не обучают непосредственному овладению тем или иным действием, приемом, операцией, а создают такие условия в учебной работе, которые требуют особого деятельностного состояния ума, приводящего к необходимости использования нестандартных способов. Ученик находится в сложной ситуации, первый момент не вполне для него определенной. Психологи называют это психической напряженностью. Психическая напряженность обуславливается характером деятельности: встреча со сложным знанием и неопределенность в поиске решения, установленный лимит времени на выполнение задания и, как следствие, увеличение темпа умственной работы для его выполнения, совмещение деятельностей.

Отсюда вытекает важный вывод: познавательный процесс будет творческим и полноценным в том случае, если кроме эмоциональной сферы ученика (настроения радости, удивления внимания к объекту) и появление познавательной потребности – интереса, учитель сможет создать и поддержать необходимое время «давление» в познавательной деятельности, инструментом которого является психическая напряженность.

Интеллектуальный рейтинг ученика выражается в умении быть компетентным в области науки, литературы, истории. Условно мы придерживаемся таких уровней обучения творчеству: низкий уровень – понимание познавательных и практических действий, формирование логических приемов мышления, творческое использование имеющихся знаний. Средний уровень – самостоятельное извлечение знаний из собственной деятельности и расширение границ их использования, привитие культуры мышления. Высокий уровень – вовлечение учащихся в деятельность, связанную с разрешением препятствий, с выдвижением идей, гипотез.

Это её раз подтверждает противоречивый характер концепции обучения творчеству. Учитель знает, какие качества он хочет развить у ученика, но для этого необходимо изменить методы и формы обучения, постоянно совершенствовать профессионально – методическую подготовку, находить средства, развивающие творческое начало личности обучаемого и обучающегося.

Развитие творческих способностей учащихся происходит на основе развития воображения и мышления младших школьников.

В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создать разнообразные ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. В условия деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побеждают его к произвольным действиям воображения. Педагог на уроке предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями – иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и др. полезно сочетать восприятие конкретных предметов и мысленное их представление. Так, хорошо показать картину, а потом предложить детям по памяти вести рассказ без опоры на наглядный образ, или сначала провести объяснение, потом предъявить наглядное пособие. Все это развивает способность детей мысленно представлять предметы и явления, которые в данный момент нельзя воспринять, т.е. помогает развитию воображения.

18 стр., 8923 слов

Развитие творческого воображения младшего школьника с нарушением слуха

... что, безусловно, влияет на уровень творческого воображения. Большие возможности для формирования у глухих школьников творческого воображения имеют уроки предметно-практической деятельности. Однако об эффективном развитии творческого воображения глухих учащихся стоит говорить только в ...

Задача педагога в начальных классах – создать у детей богатый запас представлений памяти и воображения. Вместо беспорядочного и часто малосодержательного фантазирования надо формировать у детей такие представления, которые станут основой научных понятий, будут правильно отражать окружающую действительность.

Список литературы:

1. Особенности процесса обучения младших школьников с использованием учебных творческих заданий // Вопросы теории и практики начального обучения. Саратов / СГПИ, 1996.

2. Логико-методологический подход к отбору содержания учебного материала, направленного на развитие самостоятельности учащихся // Пути активации творческой самостоятельности деятельности учащихся в школе и студентов в вузе. Учебное пособие. Саратов / СГПИ, 1996.

3. Система учебных творческих заданий, направленных на развитие самостоятельности младших школьников // Пути активизации творческой самостоятельной деятельности учащихся в школе и студентов в вузе. Учебное пособие. Саратов / СГПИ, 1996.