Кризисы психического развития человека

Содержание

Введение

. Понятие кризиса психического развития человека

. Психологическая характеристика кризисов в период от рождения до юности

. Психологическая характеристика кризисов в период от молодости до старости

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Личность — субъект собственной жизнедеятельности, общественное существо, наделенное сознанием и представленная психологическими характеристиками, которые являются стойкими, социально предопределенными, оказываются в общественных связях, отношениях с окружающим миром, другими людьми, определяют поведение человека.

В процессе онтогенеза человек преодолевает ряд возрастных периодов, во время которых изменяются его физиологические, морфологические, биохимические, социально-психологические особенности. Эти периоды являются определенными эпохами, циклами, ступенями развития. Общие законы развития в каждом возрасте имеют специфические особенности.

Каждый возраст характеризуется определенным уровнем достижений в психическом развитии, а также конкретной социально-психологической ситуацией, в которой происходит развитие личности. Динамика развития проявляется как в стабильных, так и в переходных периодах. Переломные, резкие перестройки, повороты в становлении является необходимым результатом диалектичности развития. Одной из характеристик возрастного периода является наличие кризиса.

Кризисы личности в психологии рассматривают давно, однако они еще не стали предметом глубоких и длительных исследований. Вследствие этого в психологии есть разные взгляды на кризис, присущие жизненном пути личности. В психологической науке представлены различные подходы и взгляды на понимание сущности кризисных явлений и их типологизации.

Каждый кризис — это всегда несвобода, она обязательно становится временным препятствием в развитии, самореализации. Иногда кризис содержит реальную угрозу существованию, полноценному бытию. Привычный образ жизни распадается, необходимыми становятся выход в иную реальность, поиск новой стратегии решения драматической коллизии.

В отечественной психологии большое значение придавали исследованию кризисов психического развития. Изучение работ отечественных психологов показывает, что в исследовании того же психологического явления используют различные термины. В современной психологической литературе и в практике все чаще используются понятия «жизненный кризис», «критические жизненные ситуации «, «возрастной кризис». Кризис порождается проблемой, возникшей перед индивидом и которой он не может избежать и не может решить за короткое время и привычным способом

4 стр., 1819 слов

Презентация на тему: Кризис методологических основ психологии

... наука Признаки кризиса неклассической психологии: 1) наличие множества несогласованных между собой теорий; 2) разная трактовка психологических терминов. Постнеклассическая наука Постнеклассическая стадия развития науки (началась ... современная стадия в развитии научного знания, добавляющая к идеалам неклассической науки требования учета ценностноцелевых установок ученого и его личности в целом. Эти ...

Важное место в психологии возрастных кризисов занимаетют труды Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, К.Н. Поливановой, Л.И. Анциферовой, Т.М. Титаренко и др.

Цель данной работы — дать характеристику понятию и сущности кризисов личности, особенностям их проявления и преодоления.

Объект исследования: кризисы возрастного развития.

Предмет исследования: психологические особенности человека в кризисные периоды его жизни.

Задачи исследования:

. Изучить понятие кризиса психического развития человека.

. Рассмотреть психологическую характеристику кризисов в период от рождения до юности.

. Дать психологическую характеристику кризисов в период от молодости до старости.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Список использованной литературы насчитывает 10 источников. Основной текст работы изложен на 26 страницах.

1. Понятие кризиса психического развития человека

В каждом периоде жизни человека окружают свои сложности, характерные именно для этого возраста. В психологии существует понятие периодизация — разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы. Каждый из этих этапов имеет свою специфику, свои закономерности человеческого развития.

В различные периоды жизни существуют стабильные и кризисные стадии. Развитие человека как личности определяется тем, что общество ожидает от него, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним в разном возрасте. Человек, взрослея и развиваясь, проходит ряд следующих друг за другом стадий не только психологических, но и биологических, то есть связанных с физическими изменениями и процессами в организме.

В современной психологической литературе и в практике все чаще используются понятие «жизненный кризис», «критические жизненные ситуации», «возрастной кризис».

Само понятие «кризис» (от гр. Сrisis — решение, поворотный пункт) характеризуется проблемой, которая появилась перед индивидом, и которую он не может избежать и не может решить за короткое время и привычным способом.

Проблему осмысления истоков возникновения личностного кризиса и ее возрастную динамику исследовали многие авторы.

Наибольший вклад в исследовании критических период в детском возрасте сделал известный отечественный психолог Л.С. Выготский, который ввел понятие о двух типах возрастных периодов (лет) — критический и стабильный. В относительно стабильном периоде ребенок развивается, в основном, в результате микроскопических изменений ее личности, которые накапливаются до определенного уровня, а затем в результате скачка появляется определенное возрастное новообразование.

19 стр., 9384 слов

Подход Берта Хеллингера при формировании устойчивости семейной ...

... прохождение семьей следующие стадии развития. [2] Ненормативные семейные кризисы – это кризисы, возникновение которых потенциально возможно ... и в несемейных системах (организации, «внутренние части личности», абстрактные понятия – такие как «война» или «судьба»), и ... при формировании устойчивости семейной системы в период ненормативных кризисов. Объект исследования: системный подход Б. Хеллингера ...

Стабильные периоды изучены значительно полнее, чем критические. В период кризиса развитие приобретает стремительный, иногда катастрофический характер, который исследователь сравнил с революционными изменениями. Стабильный период характеризуется гармонией между средой и отношением ребенка к ней, критический — дисгармонией, противоречием.

По мнению исследователя переломные, критические периоды в жизни ребенка обусловлены внутренней логикой самого процесса развития. Л.С. Выготский выделил пять периодов, а именно — кризис:

новорожденности, который отделяет эмбриональный период развития ребенка от периода младенца;

одного года, который отделяет период младенца от раннего возраста;

трех лет, который является переходным периодом от раннего к дошкольному возрасту;

семи лет, который является связующим звеном между дошкольным и школьным возрастом;

тринадцати лет, который совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту.

По Л.С. Выготскому, в критические периоды возникают такие новообразования, которые не сохраняются в следующем возрасте, а лишь участвуют в развитии, что приводит в стабильные периоды к более устойчивым новообразованиям.

Наиболее известной в российской психологической науке является возрастная периодизация Д.Б. Эльконина, основанная на подходе к психологии развития, сложившемся в школе Л.С. Выготского.

Ключевыми моментами концепции являются:

. Социальная ситуация развития — это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется.

. Основной, или ведущий вид деятельности ребенка в этот период, определяющий основное направление развития в том или ином возрасте.

. Основные психологические новообразования развития, т.е. та способность, которая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущего вида деятельности.

. Кризисы — переломные моменты, отделяющие один возраст от другого.

Д.Б. Эльконин выделял следующие кризисы в развитии личности: кризис новорожденности; 1 года; 3 лет; 7 лет; 11-12 лет; 15 лет. Д.Б. Эльконин по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 12 лет — кризисы отношений, вслед за которыми формируется ориентация в человеческих отношениях; 1 год и 7 лет — кризисы, открывающие ориентацию в мире вещей.

Э. Эриксон, создатель эго-теории личности, выделил 8 стадий психосоциального развития личности. Он считал, что каждая из них сопровождается «кризисом — поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии».

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 г.) на основе ... -а вида разделения труда: Вертикальное разделение – иерархия: выработка и проведение в жизнь главных перспективных направлений деятельности организации, т.е. высшее руководство; оперативное управление – составление ...

Каждый психосоциальный кризис сопровождается как позитивными, так и негативными последствиями. Если конфликт разрешен, то личность обогащается новыми, положительными качествами, если не разрешен — возникают симптомы и проблемы, которые могут повлечь за собой развитие психических и поведенческих расстройств.

Жизненный кризис — феномен внутреннего мира человека, который проявляется в разных формах переживания непроизводительности своего жизненного пути. Жизненный кризис является поворотным пунктом жизненного пути, который возникает в ситуации невозможности реализации жизненного замысла, который сложился. Результаты исследований разных авторов (Анциферова Л.И., Выготский Л.С., Василюк Ф.Е., Донченко Е.О., Титаренко Т.М.) и предложенные ими классификации жизненных кризисов можно объединить в одну:

возрастные (нормативные кризисы) — кризис одного, трех лет, подростковый кризис, кризис тридцати лет, кризис «середины» жизни и тому подобное;

по критерию длительности: микрокризисы — несколько минут; кратковременные — около четырех — шести недель; долговременные — до одного года;

по критерию результативности: конструктивные, деструктивные;

деятельностный критерий: кризис операционного аспекта жизнедеятельности: «не знаю, как жить дальше»; кризис мотивационно-целевого аспекта: «не знаю, для чего жить дальше»; кризис смыслового аспекта: «не знаю, зачем вообще жить дальше»;

по критерию детерминированности: кризисы, вызванные интрапсихическими факторами; кризисы, вызванные ситуационными факторами;

по критерию сложности: простые кризисы, вызванные одним событием; многомерные кризисы, которые касаются почти всех аспектов индивидуальной жизни человека.

Существуют разные взгляды относительно самой природы возникновения и хода жизненного кризиса. Одни ученые считают, что жизненный кризис возникает как эмоциональная реакция человека на угрожающую ситуацию, когда возникают существенные препятствия в процессе достижения жизненно важных целей, которые невозможно преодолеть привычным способом. Кризис, по мнению других ученых, может возникнуть и в условиях, которые внешне выглядят вроде бы полностью мирно. Однако, существуют ситуации, которые являются кризисными для всех или большинства людей.

К таким научные работники относят: поступление ребенка в детский садик, в школу, подростковый возраст, окончание школы, начало трудовой деятельности, рождения ребенка в семье, выход на пенсию и тому подобное. Такие ситуации, закономерно изменяя друг друга в течение жизни каждого человека, определяются как кризисы развития, в отличие от так называемых случайных кризисов: безработицы, стихийного бедствия, инвалидности, эмиграции и тому подобное. Именно в такие периоды жизни выдвигает к человеку наибольшие требования.

Обобщая симптомы кризисного состояния, можно выделить такие его показатели:

снижение адаптированности поведения;

5 стр., 2151 слов

анализ психологической сущности, структуры и содержанию кризиса ...

... является ребенок первого года жизни. Предмет исследования - кризис одного года. Цель исследования заключается в анализе психологической сущности, структуры и содержанию кризиса первого года жизни ребенка. Задачи ... объективной действительности, что противоречит его предыдущему опыту. Эта действительность ранее воспринята человеком, однако не преобразована, и её изменение затруднено либо в наше ...

падение уровня самовосприятия;

примитивизация саморегуляции.

Причиной кризисов является критические события. Критические события — это поворотные моменты индивидуальной жизни человека, сопровождающиеся значительными эмоциональными переживаниями. Все критические события можно разделить на три группы:

нормативные, обусловленные логикой профессионального становления и жизни человека: окончание школы, поступление в профессиональных учебных заведений, создание семьи, трудоустройство и т.п.;

ненормативные, для которых характерны случайные или неблагоприятные обстоятельства: неудача при поступлении в профессиональной школы, вынужденное увольнение с работы, распад семьи и др.;

экстраординарные (сверхнормативные), которые происходят в результате проявления сильных эмоционально-волевых усилий личности: самостоятельное прекращение обучения, смена профессии, добровольное взятие на себя ответственности и т.п.

Критические события могут иметь две модальности: положительную и отрицательную. Модальность событий определяется способами эмоционального реагирования на изменение жизненных, профессиональных обстоятельств и трудности. И то же событие для двух людей может иметь противоположную модальность.

События положительной модальности назовем эпическими, отрицательной — инцидентами.

Человек может переживать как нормативные, возрастные кризисы, так и ненормативный. Возрастные кризисы имеют типичный характер, так как характеризуются одинаковыми возрастными рамками течения, факторами и симптомами. Ненормативный кризис психического развития проявляется как явление обострения противоречий психики человека, вызванное сложными, неблагоприятными жизненными обстоятельствами. Ненормативные кризисы имеют незапланированные и автономный от возрастных кризисов характер.

Содержание и причины возрастных кризисов основательно разработаны относительно этапов становления личности, тогда как переживание кризисов развития в течение взрослости только изучается. Большинство психологов указывает на типичный характер так называемого кризиса середины жизни, которая разворачивается примерно в 40 лет и связывается с анализом и оценкой личностью жизненных достижений.

2. Психологическая характеристика кризисов в период от рождения до юности

Ребенок, появившись на свет, сообщает об этом окружающих своим криком. Это первый критический период развития ребенка — период новорожденности. Психоаналитики говорят, что первая травма, которую переживает ребенок, настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Не драматизируя это событие, все же отметим, что процесс рождения — тяжелый, переломный, критический момент в жизни ребенка.

Кризис новорожденности — промежуточный период между утробным (пренатальным) и внеутробным (постнатальным) образом жизни. Если бы рядом с новорожденным ребенком не было взрослого человека, то через несколько часов он бы погиб. Переход к новому способу существования обеспечивается только взрослым.

8 стр., 3572 слов

Нормативные кризисы периода взрослости

... и развитие человека прекращаются, когда он достигает средней взрослости. Человеку в этот период жизни придется распрощаться как со своими юношескими мечтами, так и с планами в ... У женщин во время кризиса 30-летия обычно меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости. Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени ...

Ребенок рождается значительно беспомощнее, чем дети большинства животных. Он не способен не только защитить себя, но даже держать прямо голову, не способен еще воспринимать окружающие предметы, находить пищу, передвигаться. Ребенок спит 80% времени в сутки и просыпается лишь для того, чтобы поесть. Таковы специфически человеческие условия его жизни.

С первых дней жизни у ребенка функционирует система безусловных рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных.

Таким образом, отрезок времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности. Этот период характеризуется катастрофическими изменениями условий жизни, умноженными на беспомощность ребенка. Все это могло бы привести к гибели новорожденного, если бы не сложилась особая, социальная ситуация его развития. С самого начала возникает ситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым. Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы.

По реакции сосредоточения на лице матери возникает это важное новообразование периода новорожденности — комплекс оживления. Комплекс оживления — это эмоционально-положительная реакция, которая возникает в конце второго месяца жизни, когда мать наклоняется к малышу, у ребенка появляется веселая мимика, блеск глаз, улыбка, он глубоко дышит, энергично гудит, интенсивно перебирает ручками и ножками. Такое поведение обусловлено не органической, а социальной необходимости. Это потребность в человеке, в общении с ним. Комплекс оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития — стадии младенчества.

Кризис первого года жизни — это кризис, обусловленный развитием необходимости эмоционального взаимодействия ребенка с взрослым. Он проявляется в плаксивости, мрачности, иногда в нарушении сна, потере аппетита и т. п.

Главным признаком кризиса первого года является резкий рост независимости ребенка от взрослых: он овладевает ходьбой и предметными действиями, становится активным, с ним нельзя не считаться. В такой ситуации обостряются переживания, чувствительность к различным воздействий. В течение этого периода развития важно установление социальных связей ребенка со всеми членами семьи (взрослыми и другими детьми).

Все это обуславливает появление в результате кризисных переживаний чувства доверия младенца к объектам окружающего мира.

Кризис первого года не считают острым. Установка новых отношений с ребенком, предоставление ему определенной самостоятельности в разрешенных пределах, терпение и выдержка взрослых смягчают характер кризиса.

Основными новообразованиями этого периода развития является формирование структуры речевых (в конце первого года ребенок произносит первые слова) и предметных (ребенок осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира) действий.

Осознавая значимость кризисного периода в жизни ребенка, взрослые должны своевременно перестроить отношения с ним, предоставить ему больше свободы и самостоятельности.

Кризис трех лет это рубеж между ранним и дошкольным возрастом — один из самых сложных моментов в жизни ребенка. Это распад, пересмотр старой системы социальных отношений. Как считал Д.Б. Эльконин, кризис трех лет — это кризис социальных отношений, а любой кризис отношений есть кризис выделения своего «Я».

7 стр., 3432 слов

Творческий труд как личностно-образующее взаимодействие взрослых ...

... деятельностью считается такая, в которой происходит развитие главнейших качеств личности ребенка в этот период его жизни) — мы получили самые противоречивые ответы. Так, 50% опрошенных признают ... личностным новообразованием дошкольного детства является возникающая на границе третьего-четвертого года жизни потребность ребенка в труде. В какой же деятельности может получить развитие потребность- ...

Изменение позиции ребенка, рост его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестройки отношений. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то у ребенка, возникают непосредственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми, а иногда и со сверстниками.

Э. Келер выделила 7 характеристик кризиса трех лет.

. Негативизм. Это негативная реакция, связанная с отношениями одного человека с другим. Ребенок отказывается вообще подчиниться определенным требованиям взрослых. Главный мотив действия — сделать наоборот, прямо противоположное тому, что ему предложили.

. Капризность. Это реакция на свое собственное решение. Капризность заключается в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.

. Гонорливость. Близка к негативизму и вредности, но имеет свои особенности. Это протест против порядков, которые существуют дома. Она направлена не против конкретного взрослого, а против системы отношений, сложившихся в семье, норм воспитания. Ребенок настаивает на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.

. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Разумеется, ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет делать и решать все сам. В принципе, это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

. Обесценивание. Это характеристика всех последующих переходных периодов. Что же обесценивается в глазах ребенка трех лет? Идет обесценивание старых правил поведения. Ребенок может начать ругаться, бросить или поломать любимую игрушку и так далее.

. Протест-бунт. Он проявляется в частых спорах с родителями. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, словно ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.

. Деспотизм. В семье с одним ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестоко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктует, что он будет есть, может ли мама идти домой или нет и так далее. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма могут возникнуть ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревности, невыносимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения маленького деспота.

13 стр., 6391 слов

Психическое развитие человека в период раннего возраста

... и актуальной. Целью нашей работы было дать общий анализ по психологии развития человека в период раннего детства. При написании данной контрольной работы нами были решены следующие ... деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных влечения - инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу ...

Кризис трех лет представляет собой значительное изменение взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. Тенденция жить общей жизнью со взрослым проходит через все детство, ребенок, отделяясь от взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения.

Дети 6-7-летнего возраста в связи с общим (психическим и личностным) развитием проявляют отчетливое стремление занять новое, значимое положение в жизни, выполнять новую, важную не только для них, но и для окружающих работу. Реализуя это стремление, они вступают в противоречие со стилем своей жизни, их перестает радовать игра. Дошкольный период заканчивается кризисом семи лет. Он проявляется в потере детской непосредственности, замкнутости, несколько искусственном поведении ребенка, клоунаде, ужимках. Ребенок начинает дифференцировать внутреннюю и внешнюю стороны своей личности, осознавать смысл своих переживаний, обобщать их. Еще одним признаком кризиса семи лет является симптом «горькой конфеты», когда ребенку плохо, но он этого не показывает. Взрослые оказываются перед новыми трудностями в воспитании, так малыш становится трудноуправляемым, а то и вовсе неуправляемым.

Основой этих проявлений является обобщение переживаний. Это означает, что у ребенка сформировалось новая внутренняя жизнь — жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на его внешнюю жизнь. Но внутренняя жизнь не нейтральна к внешней, оно на нее влияет. В дальнейшем направление поведения осуществляться именно во внутренней жизни.

Доминирование положительных изменений — второй аспект, характерный для понимания Л.С. Выготским проблем возрастного кризиса: речь идет о произвольности, которая обусловливает основные прогрессивные закономерные изменения в психике ребенка и перестройки его личности в этом переходном периоде. Появление нового уровня произвольности порождается появлением позаситуационного поведения, с освобождением от власти эмоций. Ребенок перестает слепо руководствоваться собственными реакциями. Эмоции прекращают определять его поведение, когда становятся предметом сознания, они трансформируются, протекают по-другому, чем когда переживались: становятся более интеллектуализированных, независимыми от сложившейся ситуации.

Другой особенностью кризиса 7 лет Л.С. Выготский считает возникновения осмысленного ориентировки в собственных переживаниях. Ребенок 6-ти, 7-ми лет открывает сам факт наличия собственных переживаний, которые постепенно приобретают для нее значение, что обусловлено их обобщением (интеллектуализация аффекта).

У дошкольника также переживания и каждую реакцию взрослого ребенок переживает как хорошую или плохую оценку, как хорошее или плохое отношение к себе со стороны взрослого или сверстников, но они еще непродолжительные, существуют как отдельные жизненные эпизоды, и есть мимолетными. В 7-м годам появляется обобщение единичного опыта общения, связанного с отношением взрослого: на основании такого обобщения у ребенка впервые возникает самооценка, ребенок вступает в новый период жизни, в котором начинают формироваться первые инстанции самосознания.

13 стр., 6072 слов

Возрастные кризисы развития личности

... моделей (представления человека о собственной личности, о других людях, об окружающем мире, направленность личности и др.) и готовности человека выполнить прогнозируемую жизненную траекторию. Возрастной кризис характеризуется стремлением к ... хотел бы иметь. В эти периоды он начинает понимать, что некоторые моменты своей жизни он переоценивал, а другие -- недооценивал. Человек может осознать, что не ...

Важно помнить о еще одном аспекте — вопрос трудновоспитуемости детей в кризисный период. Л.С. Выготский вкладывал такой смысл в это понятие: а) падение успеваемости, ослабление интереса к школьным занятиям, общее снижение работоспособности, более или менее острые конфликты с окружающими, болезненные переживания, внутренние конфликты, б) указав на обусловленность абсолютной трудновоспитуемости внешними факторами, он стремится показать необходимость кризисных периодов: но не при наличии или отсутствии каких-либо специфических условий, а внутренней логикой самого процесса развития вызвана необходимость кризисных, переломных периодов в жизни ребенка. Если ребенок в период кризиса и не становится трудновоспитуемым, то обязательно снижает темпы продвижения в обучении по сравнению со стабильными периодами.

Отличие новообразований этого периода от новообразований стабильных периодов заключается в том, что они имеют переходный характер и в будущем не встречаются в таком виде, в котором возникают в кризисный период и входят в качестве необходимой составной к интегральной структуры будущей личности. По Л.С. Выготскому, прохождение ребенком кризиса 7 лет является необходимым условием перехода к младшему школьному возрасту и формирования учебной деятельности: она состоит из трех фаз — предкризисной, кризисной, послекризисной — и если бы не была открыта эмпирическим путем, то понятие о ней необходимо было бы ввести на основе теоретического анализа. Ее лучше определить, отмечая кульминационные точки, принимая за начало предыдущие полгода, а за окончание — ближайшие полгода следующего возрастного периода.

Л.И. Божович видит природу кризиса 7 лет в появлении фрустрационности, аффектов, обусловленных стереотипными действиями взрослых, а также особой необходимостью отделения от взрослого. Дети уже «созрели» для включения их в новые формы жизни, а внешние обстоятельства этому препятствуют, удерживая их в системе предыдущих отношений. Для кризиса 7 лет характерна депривация двух потребностей — в знаниях и социальных отношениях, которые проявляются в статусе школьника. Получается, что предоставление ребенку статуса школьника снимает проблему кризиса. Л.И. Божович обосновывала это тем, что переход к обучению в 7 лет в ее исследовании уменьшал количество детей с симптомами кризиса.

Почти все дети 6-7-летнего возраста готовы к обучению и хотят идти в школу, у многих, однако преобладает внешняя мотивация: «У меня будет портфель», «Я пойду с букетом цветов» и др. Именно в этом стремлении коренятся возможности преодоления кризиса семи лет, ведь поступление в школу свидетельствует о переходе к новой, общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности — учению. Очень важно, чтобы эти изменения в жизни ребенка согласовывались с его внутренней потребностью.

Подростковый возраст (11-15 лет) связан с перестройкой организма ребенка — половым дозреванием и качественно новым этапом личностного развития. И хотя линии психического и физиологичного развития не идут параллельно, однако пределы этого периода являются достаточно неопределенными. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие — позже, кризис может возникать и в 11 и в 13 лет. Начинается подростковый возраст с кризиса, и, как правило, весь период протекает сложно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Л.И. Божович отмечает, что кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов предыдущих периодов, он является наиболее острым и длительным. Поэтому этот период часто называют сплошным кризисом.

В психологической литературе существуют разные точки зрения относительно характера хода подросткового кризиса:

понимание всего периода подростковости как одного непрерывного, длительного кризиса;

взгляд на кризис, как на точку, момент очень непродолжительных по времени изменений;

рассмотрение кризиса как результата неправильных воспитательных влияний;

оценка кризиса, как необходимого и закономерного этапа психического развития.

Разнообразие этих представлений базируется на эмпирических исследованиях, которые действительно указывают на то, что у одних подростков ярко проявляются основные симптомы кризиса: упрямство, негативизм, эгоцентризм, дерзость, протесты против авторитетов, отчуждение (деперсонализация), нарушения оценки образа физического «Я» и идентичности, асоциальность поведения. У других личностное развитие происходит без особенных экстраординарных внешних проявлений.

Представление о психическом развитии как процессе качественных превращений (криз), периодического излома старых структур и формирования новых, наиболее полное выражение нашли в работах Л.С. Выготского. При этом ученым подчеркивалось то, что чем ярче, более энергично протекает кризис, тем более производительным становится процесс формирования личности.

Сам подростковый кризис не имеет симптомов болезни, но может в острой стадии способствовать возникновению экстремальной ситуации и определить развитие психогений, акцентуаций, неврозов.

Исследователи кризисов психического развития выделяют в них три этапа:

предкритическую или негативную фазу — период излома, нарушения, разладки привычных форм поведения и ранее сформированных структур;

собственно момент кризиса;

посткритическую фазу, то есть период построения нового.

Кризис личности в период взросления может быть связан с переживанием «отчуждения». Под последним понимают изменения в восприятии самого себя, других людей или окружающей действительности (дереализация).

Для деперсонализации характерная тревога, связанная с изменениями собственного тела. Подросткам кажется, что их руки и ноги значительно увеличились, пропорции лица нарушились, рост или очень мал, или слишком высокий и т.п. Кое-кто чувствует сомнения в реальности собственной личности. Чтобы избавиться от таких переживаний, они производят «истинные» поведенческие ритуалы, которые позволяют удостовериться в реальности своих действий и самого себя. Например, могут часами не отходить от зеркала, внимательно рассматривая свое лицо и все тело. Деперсонализация в пределах подросткового кризиса выступает и как переживание оторванности от связей с людьми, ценностями и миром. Подростки могут жаловаться на то, что их никто не понимает, что они одиноки, не нашли своего места в жизни, не заслуживают уважение, не имеют собственного «Я».

Юность является началом взрослой жизни. В этом возрасте возникает ощущение того, что вся жизнь впереди, а это дает возможность пробовать, ошибаться и вести поиск. Детство остается в прошлом. Все психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастных периодов носят все более условный характер. Кризис 17 лет — рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни.

Кризис юношеского возраста напоминает кризис 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция).

В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он погружается в сомнения, раздумья, мешающие его активной действенной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).

Юность — период, когда молодой человек продолжает рефлексировать на свои отношения с семьей в поисках своего места среди близких людей. Он проходит через олицетворение и даже отчуждение от всех тех, кого любил, кто был ответственен за него в детстве и подростковом возрасте. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить непосредственные отношения с ребенком.

3. Психологическая характеристика кризисов в период от молодости до старости

возрастной психический личность онтогенез

Жизнь взрослого человека неизбежно без кризисов. По мнению Т.М. Титаренко различают нормальный, т.е. возрастной кризис, связанный с завершением определенного этапа психического развития и переходом к новому возрастного периода, и анормальный, или ненормативный кризис, возникающий в сложных условиях жизни и требующий от человека действий, которые превосходят его возможности, а в некоторых случаях такие кризисы меняют судьбу человека.

А.Г. Абрамова выделяет также биографические кризисы, характеризующиеся переживаниями и противоречиями во внутреннем мире человека и выражающие его субъективное отношение к событиям в его жизни или к жизни в целом.

Так, кризис нереализованности возникает в том случае, когда, по мнению человека, жизненная программа не выполнена, когда он недоволен производительностью своей жизни, не видит, или недооценивает свои достижения, недооценивает существенные в прошлом событий, которые бы влияли на настоящее и будущее жизни.

Кризис опустошенности возникает тогда, когда человек слабо представляет себе актуальные связи, ведущие от прошлого через настоящее к будущему. Человек может осознавать важные и значимые достижения в своей жизни, но на будущее у него «нет сил», она не имеет конкретной цели, которая привлекала бы его.

Кризис бесперспективности характеризуется слабым осознанием потенциальных связей событий, проектов, планов на будущее. У человека есть и активность, и достижения, и ценные личностные черты, но он не может строить новых жизненных программ и самосовершенствоваться, реализовывать себя в разных ролях.

Кризисы могут возникать и тогда, когда меняются жизненные роли человека. Жизненные роли (личностные роли) всегда связаны с важными функциями человека в личной и общественной жизни. У одних людей изменение роли проходит спокойно, без больших противоречий, продуктивно и завершается принятием человеком новой роли — так протекает гармоничное развитие. У других, наоборот, — принятие новой роли вызывает большие разногласия, нежелание смириться с новой ролью, отклонения в поведении — это характерно для дисгармоничного развития.

Жизненный кризис — это переходный период жизни, когда происходит ломка и активная смена жизненных ролей личности. Жизненный кризис характеризуется невозможностью (или трудностью) усвоить новую жизненную роль, или осложнением с возможностью избавиться от старой жизненной роли. Другим случаем дисгармоничного развития личности может быть неразвитость важных психологических ролей человека, что связано с неразвитостью его важных социальных функций.

Выделяют:

. Кризисы становления личности, их еще называют возрастными или нормативными, то есть такими кризисами, которые необходимы для развития личности. Эти кризисы характеризуются полными, качественными изменениями, а именно изменениями ролей, которые выполняет человек в игре, учебе, общении, труде, т.е. изменения ролей, которые требует ведущая деятельность.

. Кризиса здоровья. Потеря здоровья часто ведет к значительным проблемам в жизни человека, меняет способ его существования и социальные функции, перечеркивает намерения и жизненные планы.

. Терминальные кризисы — определены понятием «срок» и связанные с «терминальными ценностями» человека. Например, известие о тяжелой болезни, что неизбежно приведет к окончанию жизни, может вызвать кризис.

. Кризисы значимых отношений. Для каждого человека очень важен круг людей, с которыми он поддерживает определенные отношения и играет определенные межличностные роли. Изменения в структуре этих отношений приводят к кризисному состоянию. Так, например, смерть близкого человека, развод, недоразумения со взрослыми детьми, разлука сопровождается кризисами и изменениями межличностных ролей. Новые межличностные роли отца и матери, с появлением в семье младенца, также могут привести к кризису. К категории кризисов значимых отношений относятся и кризиса любви.

. Кризисы личностной автономии, связанные с потерей или ограничением личной свободы. Это может быть принудительное воздействие или опека других людей, или лишение свободы по ложному обвинению.

. Кризисы самореализации возникают при определенных обстоятельствах, которые делают невозможным нормальную, обычную самореализации человека. Это может быть потеря работы, места жительства, выход на пенсию, банкротство, любая катастрофа.

. Кризисы жизненных ошибок могут возникать тогда, когда действия человека или его бездействие привели к фатальным последствиям.

Относительно кризиса середины жизни, то период с 20 до 27 лет справедливо считается сравнительно спокойным. Другими словами потрясения, происходящие в этой возрастной группе, носят индивидуальный характер. Многие люди эти годы вспоминают как лучшие в своей жизни. Это возраст создания семьи и деторождения, в последние десятилетия он приблизился к 35 годам.

Классическим началом зрелости считается возраст 27-29 лет, предшествующий кризису тридцатилетия. В этом возрасте в корне меняют род деятельности и образ жизни. Женщины посвящают себя созданию семьи и рождению потомства. А матери семейств, напротив, начинают заниматься карьерой. Отчасти это связано с крепко вбитым в сознание мифом «родить нужно до 30 «. Начиная с 30-летнего, все последующие кризисы в человека происходят под знаком переоценки ценностей и постановки под сомнение всего ранее достигнутого в жизни. Именно в этот период возникают мысли: «мне уже… лет, а я еще» и «и это все, чего я заслуживаю?».

После тридцатилетней кризиса наступает кризис середины жизни, который оказывает существенное влияние на личностный, карьерный, и, главное, семейный статус человека. 40-45 лет — возраст разводов и повторных браков. Именно сорокалетние чаще всего обращаются к психоаналитикам. И в случае отрицательного выхода из кризиса, именно они чаще вступают во всевозможные секты. Этап «середины жизни» часто появляется перед нами кривым зеркалом, в котором наши ошибки отражаются преувеличенно, а достижений не видно совсем.

Примерно с 55 до 75 лет человек проходит через кризис старения. В этом периоде наблюдается несколько этапов, точное их количество и продолжительность зависит от состояния здоровья, достигнутого в трудовой и социальной сферах, а также от интеллектуального и духовного уровня человека. Многие боятся, что их «выживут» на пенсию и начинают работать лучше, чем молодежь. Некоторые женятся или выходят замуж. Одним из этапов кризиса старения считается «узловой период» (70-80 лет), когда человек как бы собирает в узелок все достижения, полученные в процессе жизни. Люди, которым удается дожить до 100 лет, сталкиваются с «футурологическим кризисом». Среди столетних весьма вероятны удачные попытки самоубийства. Однако и «просветление» в этом возрасте вполне реально. Таких пожилых людей не зря во все времена и во всех культурах считают мудрецами.

Основа для переоценки ценностей в зрелом и старческом возрасте закладывается на предыдущих стадиях развития. Б. Ливехуд пишет, что если человек в третьем десятилетии жизни не заложил хотя бы фундамента для установления содержательных связей с другими (на работе, в семье, с друзьями), то в кризисе сорока лет он будет испытывать большие трудности. При этом решающим условием преодоления кризиса взрослости является идеал человека, который сознательно или бессознательно носят в душе. Тот, кто убежден в том, что у человека только биологическое существование, с ужасом будет думать о том времени, когда исчезнут скромные радости тела. В тоске по собственной юности такие люди стремятся найти более молодого спутника жизни.

Известно, что творческие силы можно развивать и в глубокой старости. В жизни можно наблюдать удивительную способность старых людей к работе и творчеству, если они своей деятельности не прерывали. Это можно видеть на примерах выдающихся людей — ученых, художников, государственных деятелей и т.д. Писатели, художники и музыканты по сравнению с учеными и предпринимателями могут часто дольше выполнять свою работу. Причина, вероятно, в том, что в глубокой старости они все глубже погружаются во внутренний мир, в то время как способность восприятия того, что происходит во внешнем мире, ослабевает.

В разные периоды жизни человека происходят изменения в его психике. Они могут развиваться медленно и постепенно (эволюционные изменения).

В кризисные периоды развития и становления индивида эти изменения внезапно взрываются, развиваются бурно и быстро, приводя к глубоким последствиям. Этот психологический феномен обозначен понятием «возрастные кризисы».

Возрастные кризисы — особые, переходные периоды развития человека, которые характеризуются психологическими изменениями и им переживаются.

В современной психологии еще не выработано единого взгляда на возрастные кризисы. Одни исследователи считают их ненормальным, болезненным явлением, результатом неправильного воспитания, другие — видят в кризисах конструктивную функцию, считая их закономерным, неизбежным явлением. Очевидно, больше правы те, кто называет возрастной кризис естественным явлением, поскольку в течение жизни его переживают все люди. По своей сути он является внутренним конфликтом по поводу жизни, ее смысла, главных целей и путей их достижения.

Переживания человеком кризиса тесно связано с глубиной и остротой осознание кризисного состояния, с уровнем личностной зрелости, со способностью его к рефлексии. Возрастной кризис вызревает внутри личности, наступление его вызывается тем, насколько человек усвоил все, что необходимо было овладеть на определенном возрастном этапе.

Застраховаться от возрастных кризисов в психическом развития человека невозможно. Однако кризис, как и все в этой жизни, имеет свое окончание. А каким оно будет — зависит только от самого человека. Это окончание может быть как причиной бесконечных депрессий, так и странным новым этапом в жизни.

Список использованной литературы

1.Абрамова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Именно там. — 2010. — №6. — С. 12-16.

2.Асмолов А.Г. Психология личности. — М.: Академия, 2011. — 490 с.

.Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2010. — 398 с.

.Выготский Л.С. Проблема возраста: в 6 т. // Собрание сочинений / Л.С. Выготский. — М.: Наука, 2008. — Т.4 — С. 244-269.

.Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: ЭКСМО, 2011. — 684 с.

.Дуткевич Т.В. Общая психология. — Каменец-Подольский: Медобори, 2011. — 410 с.

.Общая психология: Учебник / Под общ. Ред. Проф. А.В. Карпова.- М.: Педагогика, 2011. — 390 с.

.Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. Л.В. Трубицыной и Д.А. Леонтьева]; под общ. ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2009. — 609 с.

.Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. — М.: Наука, 2009. — 538 с.

.Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. / Э. Эриксон — М.: Изд-во МГУ, 2010. — 412 с.