Оценка нервно-психического развития ребенка

Комплексная оценка состояния здоровья детей.

Включает:

1. Изучение факторов риска в анамнезе.

2. Определение физического развития.

3. Оценку нервно-психического развития.

4. Изучение состояния резистентности.

5. Определение функционального состояния органов и систем.

6. Изучение наличия хронических заболеваний или пороков развития.

Критерии здоровья.

Анамнез (жизни, заболевания).

Анамнез жизни:

v биологический,

v генеалогический,

v социальный.

В зависимости от анамнеза выделяют 4 группы:

1. С неотягощенным анамнезом.

2. С отягощенным биологическим анамнезом.

3. С отягощенным генеалогическим анамнезом.

4. С отягощенным социальным анамнезом.

Определение уровня физического развития.

Определяемые параметры для оценки физического развития:

Длина (рост)(характеризует ростовые процессы детского организма).

Масса тела (свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов).

Окружность головы и груди (свидетельствует о степени гармоничности физического развития)/

Ориентировочные формулы физического развития.

РОСТ (длина).

1. Рост детей первых 6 месяцев — рост при рождении + 3хn.

2. Рост детей от 7 до 12 месяцев — 64 + n, где n — число месяцев.

Граница допустимых колебаний: ±4 см. (или поправочный коэффициент k = ± 5% от долженствующей длины).

3. Рост детей с 2 до 15 лет.

Рост детей в 8 лет — 130 см.

На каждый недостающий год — 7 см.

На каждый превышающий год + 5 см.

Или: а) рост детей 2−8 лет = 74 см +7 см х n,

б)рост детей 8−15 лет = 90 см + 5 см х n, где n — число лет.

Границы колебаний: 0−5 лет ± 6 см,

5−10 лет± 9 см,

10−15 лет±10 см.

Или: рост после года = рост в год + 6 см х n, где n — число лет.

МАССА.

1.Первый год жизни:

Ø Первое полугодие:

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

Физическое развитие ребенка 2 - 3 лет Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит ... Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на ... ухаживание за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими ...

Масса тела = масса при рождении + 800 х n (n — число месяцев).

Ø Второе полугодие:

Масса тела = масса при рождении + 800×6 + 400 х (n- 6).

Границы допустимых колебаний или поправочный коэффициент k = ± 10% от долженствующего веса.

В год масса в среднем = 10−11 кг.

2. После года:

Ø От 1 до 10 лет:

Масса = масса в год (=10,5 кг) + 2 кг х n (n — число лет).

Ø После 10 лет:

Масса = масса в 10 лет + 4 кг х (n-10), n — число лет.

Ø Или:

Масса тела 5 лет = 19 кг.

На каждый недостающий год — минус 2 кг.

На каждый последующий год — плюс 3 кг.

Ø Или:

а) масса тела детей 2−5 лет = 2 кг х n + 9 кг,

б) масса тела детей 5−12 лет = 3 кг х n + 4 кг, где n — число лет.

Ø Масса тела детей 12−16 лет = (5 кг х n) — 20 кг, где n — число лет.

Границы колебаний: 0−5 лет ±3 кг,

5−10 лет ± 6 кг,

10−15 лет ± 10 кг.

ОКРУЖНОСТЬ ГОЛОВЫ.

При рождении норма — 34−36 см.

Прибавка в месяц — по 1 см.

К году увеличится на 10−12 см. (будет равна 44−46 см).

1−2 года — по 2 см.

2−5 лет — по 1 см в год, в 5 лет окр. гол.= 50 см, затем увеличивается на 0,5 см в год.

ОКРУЖНОСТЬ ГРУДИ.

При рождении норма — 32−34 см.

До 1 года по 1,2 -1,3 см в месяц (14,4 см-15,6 см).

С года до 10 лет увеличивается на 1,5 см в год,

в 5 лет окр. гр. = 55 см, в 10 лет = 63 см,

после 10 лет увеличивается на 3 см в год.

Вариант оценки физического развития детей до года

(таблица).

Возраст ребенка, месяцы Масса тела, г За месяц Масса тела, г За весь период Длина, см За месяц Длина, см За весь период
2,5 8,5
2,5
1,5 20,5
1,5
1,5 23,5
1,5

Способы оценки физического развития:

1. Параметрический или сигмальный.

2. Непараметрический или центильный.

При оценке по таблицам центильного типа получаем данные, которые могут быть использованы для:

v Характеристики антропометрических данных и определения соматотипа.

v Скрининг-обследования при массовых профосмотрах.

v Суждения о темпе биологического развития.

1−3 коридоры — развитие ниже среднего — дефицит массы или длины.

4 коридор — развитие среднее.

5−7 коридор — развитие выше среднего — избыток массы или длины.

При скрининг-обследовании:

Проводится измерение длины и массы тела (исключается измерение окружности грудной клетки, кроме детей до года, у них проводится измерение и окружности головы).

Оценка массы тела производится только по таблице соответствия длине тела.

Выделяются условно три группы детей:

1. Группа — основная, условная норма — от 10 до 90 центиля или оценки по номерам коридоров 3, 4, 5.

2. Группа — «пограничная» — диспансерная (дети, получившие оценки коридоров 2и 6 (или между 3 и 10 центилем и между 90 и 97 центилем) по любому антропометрическому признаку.

3. Группа. Дети с выраженными отклонениями, имеющие по результатам измерений оценки 1 и 7 (ниже 3 и выше 97 центиля).

Дети этой группы требуют дополнительного углубленного обследования с привлечением узких специалистов или даже госпитализации для такого обследования.

Для детей 2-ой группы вопрос решается индивидуально, но эти дети должны оставаться под специальным наблюдением врача-педиатра.

Алгоритм определения физического развития:

1. Провести антропометрию.

2. При осмотре оценить наличие или отсутствие резко выраженных конституциональных особенностей.

3. Определить возрастную группу.

4. Определить соматотип.

5. Определить гармоничность.

ВАРИАНТЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Область или «коридор» № 1 (до 3 центиля).

Область «очень низких величин», встречающихся у здоровых детей редко (не чаще 3%).

Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование и, по показаниям, обследование.

Область или «коридор» № 2 (от 3 до 10 центиля).

Область «низких величин», встречающихся у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития.

Область или «коридор» № 3 (от 10 до 25 центиля).

Область величин «ниже среднего» свойственных 15% здоровых детей данного пола и возраста.

Область или «коридор» № 4 (от 25 до 75 центиля).

Область «средних величин», свойственных 50% здоровых детей и поэтому наиболее характерных для данной возрастно-половой группы.

Область или «коридор» № 5 (от 75 до 90 центиля).

Область величин «выше среднего», свойственная 15% здоровых детей.

Область или «коридор» № 6 (от 90 до 97 центиля).

Область «высоких» величин, свойственных 7% здоровых детей. Медицинское решение зависит от существа признака и состояния других органов и систем.

Область или «коридор» № 7 (от 97 центиля).

Область «очень высоких» величин, свойственных не более чем 3% здоровых детей. Вероятность патологической природы изменений достаточно высока, поэтому требуется консультирование.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОМАТОТИПА.

Выделяют три следующих соматотипа:

1. Микросоматический.

2. Мезосоматический.

3. Макросоматический.

После проведения антропометрических измерений (длины, массы тела, окружности грудной клетки) по «центильной таблице» необходимо определить область или «коридор» для каждого показателя.

Отнесение ребенка к одному из соматотипов производится согласно сумме номеров областей или «коридоров» центильной шкалы, полученных для длины тела, массы тела и окружности грудной клетки.

При сумме баллов (номеров) до 10 ребенок относится к микросоматическому типу (физическое развитие ниже среднего).

При сумме баллов (номеров) от 11 до 15 — ребенок относится к мезосоматическому типу (физическое развитие среднее).

При сумме баллов (номеров) от 16 до 21 — ребенок относится к макросоматическому типу (физическое развитие выше среднего).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГАРМОНИЧНОСТИ.

Производится на основании центильных оценок.

Если разность номеров областей (коридоров) между любыми из трех показателей не превышает 1, то это гармоническоеразвитие.

Если разность номеров областей (коридоров) между любыми из трех показателей составляет 2, то — развитие дисгармоническое.

Если разность номеров областей (коридоров) между любыми из трех показателей равна 3 и более, — резко дисгармоническоеразвитие.

Оценка нервно-психического развития ребенка.

Для детей 2-го года жизни ведущими линиями развития являются:

Ра, Рп, СР, До, Н, И (игра и действия с предметами)

Для детей 3-го года жизни определяют 7 линий развития:

Ра, И (игра сюжетная), Н (НО, НК), КД, ИД.

Оценка НПР детей в возрасте 4−7 лет осуществляется по следующим показателям: моторное развитие, сенсорное развитие, умственное развитие, игровая деятельность, поведение, навыки.

Нормальное развитие констатируется при выполнении ребенком не менее

4-х заданий на первом и втором году жизни и не менее 7−8 заданий — на 3-м году жизни.

При отставании указать, по каким линиям развития ребенок отстаёт и на сколько месяцев.

Дети с отставанием в нервно-психическом развитии должны быть проконсультированы невропатологом или психоневрологом.

В ДОУ оценку НПР проводить:

1 раз в квартал на 2-м году жизни,

1 раз в полугодие на 3-м году жизни,
в последующем — 1 раз в год.

(детям первого года жизни — 1 раз в месяц).

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ВЕДУЩИХ ЛИНИЙ РАЗВИТИЯ:
Т — мышечный тонус И — игра
Р — рефлексы новорождённых КД — конструктивная деятельность
А — зрительный и слуховой анализаторы ИД — изобретательная деятельность
Э — эмоции РП — понимание речи
Д — развитие движений РА — активная речь
ДР — движения руки, действия с предметами РАГ — активная речевая грамматика
ДО — движения общие
Н — навыки РАВ — активные речевые вопросы
НО — навыки одевания СР — сенсорное развитие
НК — навыки кормления СРФ — сенсорное развитие, воспроизведение формы
СП — социальное поведение СРЦ — сенсорное развитие, воспроизведение цвета

Оценка и определение группы нервно-психического развития ребенка.

По уровню нервно-психического развития детей выделяют 5 групп развития.

Критерии оценки НПР и группы развития детей.

I группа II группа III группа IV группа V группа
1.Дети с нормальным развитием. 2. Дети с опережением в развитии: 1) на 1 эпикризный срок (ускоренное развитие); 2) на 2 и более эпикризных срока (высокое развитие); 3) Дети с дисгармоничным развитием: с опережением на различные эпикризные сроки по одному или нескольким показателям. 1.Дети с отставанием в развитии на 1 эпикризный срок: 1 степень — по 1−2 показателям; 2 степень — по 3−4 показателям; 3 степень — по 5−7 показателям. 2. Дети с дисгармоничным развитием: часть показателей выше на 1−2 эпикризных срока, другая часть — ниже на 1 эпикризный срок. 1.Дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока: 1 степень — по 1−2 показателям; 2 степень — по 3−4 показателям; 3 степень — по 5−7 показателям. 2. Дети с дисгармоничным развитием: часть показателей выше на 1−2 эпикризных срока, другая часть — ниже на 1−2 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме. 1.Дети с отставанием в развитии на 3 эпикризных срока: 1 степень — по 1−2 показателям; 2 степень — по 3−4 показателям; 3 степень — по 5−7 показателям. 2. Дети с дисгармоничным развитием: часть показателей ниже нормы на 1−2 эпикризных срока, другая часть — ниже на 3 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме. 1.Дети с отставанием в развитии на 4−5 эпикризных срока: 1 степень — по 1−2 показателям; 2 степень — по 3−4 показателям; 3 степень — по 5−7 показателям. 2. Дети с дисгармоничным развитием: часть показателей ниже нормы на 1−3 эпикризных срока, другая часть — ниже на 4−5 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме.

Детям раннего возраста с дисгармоничным развитием определить группу дисгармоничного развития (группа внимания, группа риска, группа высокого риска, группа диспансерная).

Показатели нервно-психического развития детей в возрасте 7−18 лет:

· ЭВС — эмоционально-вегетативная сфера.

· ППС — поведение и психомоторная сфера.

· ИР — интеллектуальная сфера.

По каждому из разделов отмечается наличие или отсутствие отклонений в развитии. В случае наличия отклонений хотя бы в одной из психических сфер, необходима консультация детских специалистов: педиатра, психоневролога, логопеда, психолога.

4. ОЦЕНКА РЕЗИСТЕНТНОСТИ:

§ Высокая — острых заболеваний нет.

§ Средняя — 1−3 раза в год.

§ Низкая — 4−7 раз в год.

§ Очень низкая — 8 и более заболеваний в год.

Группы здоровья детей и подростков

Группа здоровья
I Здоровые дети, без отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья. Дети с незначительными единичными морфологическими отклонениями — мАР (аномалия ногтей, мало выраженная деформация ушной раковины, единичные стигмы).
II Дети с отягощенным биологическим, генеалогическим анамнезом, с некоторыми функциональными и морфофункциональными изменениям, то есть дети с риском возможности развития у них хронической патологии.
IIа Здоровые дети с минимальной степенью риска формирования хронических заболеваний, с отклонениями в онтогенезе (имеющие факторы риска в антенатальный период).
IIб Здоровые дети выраженной степенью риска формирования хронических заболеваний, с пограничными состояниями функциональными отклонениями по возрасту (имеют факторы риска в интранатальный период или факторы риска в антенатальный, интранатальный период и факторы риска первых трех лет жизни).
III Больные дети с хроническими заболеваниями или врожденной патологией в стадии компенсации.
IV Дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации.
V Дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации.

Задачи.

1. Мальчик 4-х лет, масса = 15 кг, длина тела = 106 см, окр. Груди = 51 см.

Оценить физическое развитие, определить соматотип, гармоничность.

Дать рекомендации по наблюдению.

2. Девочка 11 лет, масса = 47 кг, длина тела = 132 см, окр. груди = 75 см.

Оценить физическое развитие, определить соматотип, гармоничность.

Дать рекомендации по наблюдению.

3. Девочка 4 года, 9 месяцев, масса = 17,5 кг, длина тела = 106 см, окр. груди = 54,5 см.

Оценить физическое развитие, определить соматотип, гармоничность.

4. При скрининг-обследовании мальчик 13 лет, масса = 31,5 кг, длина = 142 см.

Определите группу физического развития, дайте рекомендации по наблюдению.

5. Ребенку 4 года. Движения свободные, четкая координация, хорошо играет мячом, любит прыгать с небольшой высоты, подскакивать на месте, хорошо владеет карандашом, фломастером. Знает 6−7 цветов. Может сравнивать подлине и ширине предметы различной геометрической формы. Ориентируется в пространстве. Владеет счетом до 10. Владеет понятиями много и мало. Задает вопросы «зачем», «почему».

Пересказывает рассказ, речь грамматически правильная. Любит играть в группе детей и с конструктором. Ребенок вежлив, знает взрослых по имени и отчеству, знает элементы этики, правила

поведения. Владеет гигиеническими навыками. Хорошо одевается, застегивает пуговки, молнию. Аккуратно ест ложкой, вилкой.

Оценить нервно-психическое развитие.

6. Девочка, 7 лет.

Катается на двухколесном велосипеде, на лыжах, умеет плавать, играет в теннис. Владеет иголкой с ниткой. Хорошо рисует, подбирая правильно цвета и оттенки. Решает задачи на сложение вычитание. Речь грамотная, читает свободно. Умеет делать обобщения. Любит играть с детьми, умеет совершенствовать замысел игры. Знает правила этики. Переживает за свои и чужие поступки. Ухаживает за комнатными цветами, занимается уборкой помещения. Охотно выполняет поручения. Вежлива со взрослыми. Бережет книги, игрушки, вещи.

Оценить нервно-психическое развитие.

7. Мальчик, 6 лет.

Из анамнеза известно, что при рождении перенес тяжелую асфиксию, до 2-х лет наблюдался у невропатолога с ПП ЦНС с синдромом двигательных нарушений, гипертензионно-гидроцефальным синдромом. В 6 месяцев диагностирован врожденный порок сердца, с нарушениями кровообращения 1−2 степени, в 8 мес. проведено оперативное лечение ВПС. Продолжает наблюдаться у кардиолога, невропатолога.

Посещает ДДУ. Часто болеет ОРВИ (до 6 раз в год), ОРВИ протекает с явлениями трахеита, бронхита, в течение последнего года дважды перенес пневмонию.

Масса тела при осмотре = 16 кг, длина = 109 см, окр. груди = 54 см.

При оценке нервно-психического развития выявлено отставание в сенсорном и умственном развитии.

Проведите комплексную оценку состояния здоровья ребенка.

Группы здоровья детей и подростков.

Группа здоровья
I Здоровые дети, без отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья. Дети с незначительными единичными морфологическими отклонениями — мАР (аномалия ногтей, мало выраженная деформация ушной раковины, единичные стигмы).
II Дети с отягощенным биологическим, генеалогическим анамнезом, с некоторыми функциональными и морфофункциональными изменениям, то есть дети с риском возможности развития у них хронической патологии.
IIа Здоровые дети с минимальной степенью риска формирования хронических заболеваний, с отклонениями в онтогенезе (имеющие факторы риска в антенатальный период).
IIб Здоровые дети выраженной степенью риска формирования хронических заболеваний, с пограничными состояниями функциональными отклонениями по возрасту (имеют факторы риска в интранатальный период или факторы риска в антенатальный, интранатальный период и факторы риска первых трех лет жизни).
III Больные дети с хроническими заболеваниями или врожденной патологией в стадии компенсации.
IV Дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации.
V Дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации.

Вариант оценки физического развития детей до года

(таблица).

Возраст ребенка, месяцы Масса тела, г за месяц Масса тела, за весь период Длина, см за месяц Длина, см за весь период
2,5 8,5
2,5
1,5 20,5
1,5
1,5 23,5
1,5

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector