Приложение 2
Краткая характеристика периодов
онтогенетического развития в детстве
Младенчество
Социальная ситуация развития
Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ” (Л.С. Выготский)
Ведущая деятельность
Непосредственно-эмоциональное общение: ситуативно-личностное и ситуативно-деловое.
Достижения возраста
в когнитивной сфере
- реакция сосредоточения как первое проявление внимания
- представление о предмете как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства
- развитие памяти: двигательной, эмоциональной, образной
- расширение в связи с этим границ опыта ребенка и начало его формирования
- зачатки мышления как установления первых причинно-следственных связей
- возникновение предпосылок для освоения речи
- установление первых связей слова с предметом
в эмоциональной сфере
- появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого: радость от доброжелательного внимания к себе, недовольство отсутствием общения
- яркие эмоциональные взрывы, связанные с трудностями взаимопонимания (гипобулические реакции)
- в ситуативно-деловом общении — удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах и поощрениях, обида или гнев при порицании, неудачном действии
- интерес как предпосылка познавательных чувств
в мотивационной сфере
- потребность в новых впечатлениях
- интерес к окружающим
- потребность в общении со взрослым
- способность действовать под влиянием не только непосредственно воспринимаемых объектов и ситуаций, но и под влиянием всплывающих в памяти образов и представлений (мотивирующие представления)
в развитии личности
- под влиянием личностно-адресованного общения со взрослым складывается ощущение своей важности для другого
- эмоционально-положительное отношение к себе
- инициативность в общении
- формирование внешнего “образа Я”
в поведении и деятельности
Влияние стиля педагогического общения на взаимоотношения дошкольников
... психологически подготовленным к школе. Поэтому изучение внутригрупповых взаимоотношений, общения, совместной деятельности, влияния дошкольной группы на формирование личности детей, становление отношений ... интерес. Объектом исследования являются межличностные отношения дошкольников. Предметом - влияние стиля педагогического общения на межличностные взаимоотношения дошкольников. В данной работе нами ...
- первые формы общения со взрослым
- инициативное употребление осмысленных слов
- освоение предметных действий: результативных, соотносящих, функциональных
- подражание окружающим людям и изучение норм их поведения
Основные новообразования
- прямохождение
- активность
- наглядно-действенное мышление
- автономная речь
- мотивирующие представления
Кризис возрастного развития
Резкое изменение ситуации развития, переход с биологического типа развития к социальному.
Противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом, но не имеет специфических средств воздействия на него.
Причины разрыва тесной ситуации взаимодействия:
— “вклинивается” новая деятельность — предметная;
— освоение ходьбы и появление первых слов стимулирует рост самостоятельности малыша.
Поведенческие симптомы: появление гипобулических реакций.
Раннее детство
Социальная ситуация развития
Ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества. Ситуация “РЕБЕНОК — ПРЕДМЕТ — ВЗРОСЛЫЙ”. Содержание совместной деятельности составляет освоение малышом социально выработанных способов употребления предметов.
Ведущая деятельность
Предметно-манипулятивная — ребенок учится действовать с предметом соответственно со скрытой в нем функцией.
Достижения возраста
в когнитивной сфере
- знаково-символическая функция сознания
- предметное восприятие
- воспроизведение как процесс памяти
- обогащение содержания представлений
- освоение наглядных форм мышления
- овладение операциями обобщения и сравнения
- возникновение воображаемой ситуации в игре как первое проявление воображения
- активная речь
- коммуникативная и обобщающая функции речи
в эмоциональной сфере
- социализация эмоций
- освоение способов выражения эмоций
- симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда
- включение слова в эмоциональные процессы
в мотивационной сфере
- потребность в реализации и утверждении собственного “Я”
- дифференциация мотивов от ситуации
- мотивация поступков отношениями с другими людьми
- возникновение поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка
- разделенность мотива и реализуемой цели
в развитии личности
Ценностные ориентации студентов как основа развития их профессиональной ...
... Цель работы – раскрыть сущность ценностных ориентаций студентов как основы развития их профессиональной деятельности. Объект исследования - профессиональные ценностные ориентации студентов. Предмет исследования – ... основой, которая определяет значение деятельности для личности и общества. От того, как личность в процессе профессионального развития выстраивает свою систему ценностей, ...
- психологическое отделение от ближайших взрослых
- развитие самостоятельности
- предметное отношение к действительности
- проявление целеполагания и целеустремленности
- возникновение личного действия и личного желания
- гордость за собственные достижения
- сознание “Я САМ”
в поведении и деятельности
- предметная деятельность
- общение со сверстниками
- возникновение предпосылок игровой и продуктивной деятельности
Основные новообразования
- самосознание
- личное действие
- социальная речь (речевое общение)
- воображение
- гордость за собственные достижения
Кризис возрастного развития
Течение кризиса трех лет связано с первоначальным осознанием малышом своей «самости», осознанием себя отдельным человеком, деятелем.
Противоречие: способ действия с предметом принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие, ребенок хочет действовать самостоятельно, но реальность его жизни делает это невозможным.
Причины распада социальной ситуации развития:
— ребенок отделяет себя от взрослого;
— ребенок начинает относиться к себе как к самостоятельному “я” — отделяет от себя свои действия.
Симптомы кризиса:
— негативизм — отрицательная реакция, связанная с негативным отношением к другому человеку, ребенок отказывается подчиняться определенным требованиям взрослых;
— упрямство — реакция на собственное решение, ребенок настаивает на своем требовании, происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались;
— строптивость — протест против порядков, которые существуют дома, направлена на ситуацию воспитания;
— своеволие — стремление к освобождению от взрослого, речь идет о самостоятельности намерения, замысла;
— обесценивание взрослых;
— протест-бунт — частые ссоры с родителями;
— стремление к деспотизму.
Дошкольное детство
Социальная ситуация развития
Отделение ребенка от взрослого. Ребенок выходит за пределы семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых, где взрослый выступает в обобщенной форме как носитель общественных функций в системе общественных отношений.
Природные и общественно-исторические предпосылки возникновения ...
... возобновлению процессу становления, возникновения и развития сознания. Сознание современного человека является продуктом всемирной истории, результатом многовекового развития практической и познавательной деятельности, многих поколений людей. ... и старения и т.д. проявляется во всех процессах природных и общественных изменений. Глубокие догадки заключены и в мыслях и противоборстве противоположностей, ...
Две системы социальных отношений: “ребенок — взрослый” и “ребенок — дети”, связанные игровой деятельностью и существующие параллельно.
Ведущая деятельность
Сюжетно-ролевая игра. Позволяет смоделировать социальные отношения и действовать внутри этой модели.
Достижения возраста
в когнитивной сфере
- элементы послепроизвольного внимания
- целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия
- освоение системы сенсорных эталонов (представлений о чувственно воспринимаемых свойствах объектов: цвет, форма, величина)
- словесно-смысловая память
- произвольный характер воображения, предполагающий создание замысла, его планирование и реализацию
- внеситуативность мышления
- развитие рассуждений как способа решения мыслительных задач
- преодоление “познавательного эгоцентризма”
- развитие фонематического слуха как предпосылка для освоения грамоты
- связные формы речи
- планирующая функция речи
- возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоозрения
в эмоционально-волевой сфере
- освоение социальных форм выражения чувств
- эмоциональное предвосхищение — опережающая эмоциональная коррекция действий
- внеситуативность чувств, их осознанность
- обобщение переживаний
- формирование высших чувств: нравственных, интеллектуальных, эстетических
- целеполагание
- способность к волевому усилию
- произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов
в мотивационной сфере
- потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности
- потребность в приобретении знаний
- способность мотивировать самооценку
- борьба и соподчинение мотивов
в развитии личности
- критическое отношение к оценке взрослого и сверстника
- осознание своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний и некоторых психических процессов
- возникновение первых этических инстанций
- различение Я-реального и Я-идеального
- осознание себя во времени
- “личное сознание” (Д.Б. Эльконин)
- становление “позиции школьника”
в поведении и деятельности
- освоение широкого круга видов деятельности: игровая, бытовая, трудовая, продуктивная
- формирование произвольного поведения
- освоение средств и способов познавательной деятельности
- стремление к осуществлению общественно необходимой, общественно полезной деятельности
Основные новообразования
Схема логопедического обследования детей с II уровнем речевого развития
... данные обследования с эталонами возрастной нормы. Схема логопедического обследования детей с III уровнем речевого развития* 1. Сведения о ребенке (Ф. И. О., дата рождения, домашний адрес, откуда ... птиц; чувств, эмоций; различных явлений природы; действий, связанных с различной профессиональной деятельностью; глаголов, связанных с животным и растительным миром; семантически близких названий ...
- возникновение внутренней психической жизни
- обобщение переживаний
- произвольность поведения
- структура мотивационной сферы (соподчинение мотивов)
- дифференциация самооценки
- позиция школьника
Кризис возрастного развития
Противоречие: ребенок не может жить вне общества, но вместе с тем жизнь ребенка находится в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.
Источник кризиса: несоответствие нового личностного образования — позиции школьника — старой системе отношений, характерной для дошкольного детства (Л.И. Божович).
Симптомы кризиса:
— потеря непосредственности — между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка;
— манерничанье и кривляние — ребенок что-то скрывает за этими формами поведения;
— симптом “горькой конфеты” — ребенок не показывает, когда ему плохо, замыкается в себе;
— трудности воспитания — ребенок становится неуправляемым.
Изменения в поведении ребенка:
— пауза — промежуток времени между обращением к ребенку и его реакцией, ребенок “не слышит, о чем его просят”;
— спор — в ответ на просьбу, требование ребенок начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения;
— непослушание — невыполнение привычных требований, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей;
— хитрость — нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме, намеренное создание
Младший школьный возраст
Социальная ситуация развития
Ребенок переходит от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Вместе с новыми обязанностями школьник получает и новые права.
Система “ребенок — взрослый” дифференцируется: “ребенок — учитель” и “ребенок — родители”. Система — “ребенок — учитель” становится определяющей.
Ведущая деятельность
Учебная — непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством.
Деятельность педагога – психолога по формированию эмоциональной ...
... система деятельности педагога - психолога 2. Разработать систему деятельности педагога- психолога по формированию эмоциональной ... ни радость, ни удовлетворение, ни стремление к счастью. «Стоит лишь на ... степени они включают в себя чувства, эмоции: «Угроза Я-концепции вызывает ... изучению влияния образовательной среды на формирование эмоционально - волевой сферы личности, существует острая потребность ...
Достижения возраста
в когнитивной сфере
- интеллектуализация психических процессов, их осознание
- развитие произвольности познавательных процессов
- формирование отвлеченного словесно-логического мышления
- целенаправленное и произвольное наблюдение как форма восприятия
- расширение объема произвольного внимания и умения распределять его между разными видами действий
- осознание мнемической задачи
- интенсивное формирование приемов запоминания, увеличение удельного веса смыслового запоминания по сравнению с наглядно-образным
- управление процессами запоминания, воспроизведения, припоминания
- увеличение признаков и свойств в образах воображения
в эмоциональной сфере
- эмоционально-положительное отношение к себе
- сдержанность в выражении эмоций, умение владеть своими чувствами
- способность проявлять гнев не столько в моторной форме, сколько в словесной
- новые оттенки в выражении чувств — ирония, насмешка, сомнение
- формирование моральных чувств: чувство совести, чувство долга, чувство сопричастности общему делу
- гордость не только одобряемым взрослым поступком, но и своими положительными качествами
- эмоциональная децентрация (способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию эмоционального состояния другого человека)
в мотивационной сфере
- насыщение мотивов новым социальным содержанием
- выстраивание иерархии мотивов
- формирование познавательных интересов
- мотивация поведения моральными соображениями, долгом, альтруистическими установками
в развитии личности
- переживание своей уникальности, своей “самости”
- стремление утвердить себя среди взрослых и сверстников
- обостренная чувствительность к овладению нравственно-психологическими нормами, целями и способами систематического обучения
- развитие ответственности
в поведении и деятельности
- стремление к нормативному поведению
- стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности
- потребность соответствовать положительному эталону поведения
- подчинение авторитету старших
- планирование и самоконтроль в деятельности и поведении
Основные новообразования
- произвольность психических явлений
- внутренний план деятельности
- рефлексия
- анализ
- самоконтроль
Кризис возрастного развития
« Формирование характера личности»
... чувства в его личности, насколько ими проникнуты сознание и деятельность человека. Но не все индивидуальные особенности в чувствах закономерно относить к характеру. Чувства ... действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство ... формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ...
Противоречие: стремление принадлежать к сообществу взрослых с одной стороны и недостаточная социальная зрелость с другой.
Симптомы кризиса: эмоциональная неустойчивость, чувствительность, застенчивость, агрессивность, эмоциональная напряженность, конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам.
Подростковый возраст
Социальная ситуация развития
Переходный, критический период. Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира.
Ведущая деятельность
Интимно-личностное общение со сверстниками
Достижения возраста
в когнитивной сфере
- освоение системы научных понятий
- развитие абстрактно-логического мышления
- способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям
- осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими
- длительное удержание внимания на отвлеченном, логически организованном материале
- развитие установки на размышление
- умение формулировать и выражать мысли своими словами
в эмоциональной сфере
- активное развитие социальных эмоций: самолюбие, чувство доверия, способность к сопереживанию, чуткость, отзывчивость
- длительность и устойчивость эмоциональных отношений
в мотивационной сфере
- личностные интересы
- мотивация общения со сверстниками: общие интересы, понимание, отзывчивость
- аффилиативная потребность в принадлежности к группе
- потребность в неформальном общении с родителями
- мотивация учебной деятельности: стремление завоевать определенное положение, добиться признания сверстников
- предметная направленность учебно-познавательных интересов
в развитии личности
- интерес к себе как к личности, к своим возможностям, способностям
- адекватность самооценки
- самокритичность
- стремление к независимости, самостоятельности
- превращение ценностей и норм из мира взрослых в критерии оценки и самооценки
- “способность к целеполаганию, рождение жизненной перспективы” (Л. Божович)
в поведении и деятельности
- стремление к поведенческой автономии
- реакция эмансипации — освобождение от опеки со стороны взрослых
- полоролевое поведение
- деятельность по самовоспитанию, тенденция организовать себя
Основные новообразования
Психология эмоциональной сферы личности
... чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности. Цель работы: изучение психологических особенностей эмоциональной сферы личности. Задачи: Проанализировать литературные источники эмоциональной сферы. ... на его мысли и деятельность. Факторы эмоциональной природы регулярно затрудняют установление контакта ...
- абстрактно-логическое мышление
- самооценка
- чувство взрослости
Кризис возрастного развития
Противоречие: представление подростка о собственной взрослости и его претензии на новые права с одной стороны, а с другой — неумение или нежелание взрослого найти подростку новое место рядом с собой.
Причина: расхождение в представлениях ребенка и взрослого о характере прав и меры самостоятельности подростка.
Поведенческие симптомы: зависят от отношений с родителями, социального статуса в коллективе, академической успешности, сформированности творческих интересов и физиологических особенностей.
юность
Социальная ситуация развития
Переход к самостоятельной взрослой жизни. Количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, качественное их изменение с возрастающей мерой самостоятельности и ответственности.
Ведущая деятельность
Учебно-профессиональная
Достижения возраста
в когнитивной сфере
- становление мировоззрения
- формирование теоретического мышления
- развитие творческого воображения
- формирование индивидуального стиля умственной деятельности
в эмоциональной сфере
- разнообразие переживаний: эстетические чувства, чувство влюбленности, радость творчества
- интерес к миру чувств другого человека
- эмоциональная сензитивность
- умение скрывать и маскировать собственные чувства
- формирование обобщенных чувств: чувство прекрасного, чувство трагического, чувство юмора
- формирование общей эмоциональной направленности и эмоциональной культуры личности
в мотивационной сфере
- потребность в глубокой эмоциональной привязанности
- мотивы, направленные на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений
в развитии личности
- психологическая устойчивость личности
- осознание собственных коммуникативных, волевых и интеллектуальных качеств как основание для ценностного отношения к себе
- поиск своей значимости для других и для себя
- самоуважение, т.е. обобщенная самооценка, степень принятия себя как личности
в поведении и деятельности
- деятельность по профессиональному самоопределению
- саморазвитие
Основные новообразования
- мировоззрение
- индивидуальный стиль умственной деятельности
- профессиональное самоопределение
- выбор собственного жизненного пути
Кризис возрастного развития
Формирование и развитие морали
... сверстниками. Обычно процесс общего интеллектуального развития детей начинается и завершается несколько раньше, чем процесс их формирования как личностей. Если интеллект ребенка, понимаемый как ... Представление стершеклассников о себе в прошлом, настоящем и будущем. Аномальная эмоционально-психологическая симптоматика ранней юности. Акцентуации характера у старшеклассников. Относительная стабилизация ...
Кризис юношеских надежд