Природные и общественно-исторические предпосылки возникновения и развития сознания

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Философия»

по специальности : Маркетинг

по разделу учебного плана : Философия

преподаватель — консультант : Чуйко В.Л.

Природные и общественно-исторические предпосылки возникновения и развития сознания.

План;

1. Возникновение и природа сознания.

2. Генезис сознания.

3. История становления психического отображения.

4. Структура сознания, ее основные уровни.

В мире вокруг нас нет ничего удивительнее и загадочнее за человеческий разум, интеллект, сознание. Стало обычным высказывание: все, что существует вне нашего сознания, является ничем другим, как конкретной разновидностью и формами материального. Идеальные, духовные явления, которые в отличие от материальных существуют только в головах людей как производные от материальных, как результат их отображения, устанавливают содержание сознания.

Тысячелетия человечество искало ответы на вопросы, в чем состоит суть феномена сознания, какая его природа, как оно возникло и какое его предназначение в мире. В историко-философском процессе проблема сознания приобретала разнообразные толкования.

Известно, что идеализм считает сознание активным началом материи.

Фактически сознание оторвалось от человека и природы, ему приписывали самостоятельное, независимое существование. Такое сознание не имело никакого отношения к мозгу, дух не рождался, не возникал: оно жило своей собственной жизнью, развивалось, продолжало явления природы и истории. Идеалисты утверждали, что сознание может быть понятым только из самого себя.

В мире всегда существовали две самостоятельные субстанции — материя и сознание. Сознание, как и материя есть вечной, оно не возникает и не рождается. Соответственно отпадала необходимость решения вопроса о его возникновении.

Никто, в том числе и наши предки не заметил появления разума на земле, «человек вошел в мир бесшумно». Сознание возникло «между двумя индивидами»: на «точечном уровне» состоялась некоторая «мутация от нуля ко всему». Поэтому конкретный механизм разума, сознания, по мнению Тейяра де Шардена, постичь невозможно.

Вопрос о происхождении и сущности сознания связывается с рассмотрением материи, которая способна к самодвижению и саморазвитию. Последнее определило возможность понимать природу сознания как свойство высокоорганизованной материи, как высшую форму ее атрибутивной свойственности — отображения.

27 стр., 13494 слов

Понятие сознания. Структура сознания

... и формы такого отражения на разных его уровнях. Именно в субъективном мире сознания осуществляется воспроизведение объективной реальности и мысленная подготовка к преобразующей практической ... оформление системы понятий, определенных форм мышления, свойственных сознанию как таковому. Но деятельность сознания порождает и феномены сознания – мир ощущений человека, его восприятий, эмоций, идей и ...

Мировое философское мнение ХХ ст. Преимущественное внимание уделяло роли субъективных факторов в существовании и функционировании сознания. Вопрос сознания становится предметом постоянной сосредоточенности и поиска зарубежной философии этой эпохи. Большинство представителей разных философских школ подчеркивали, что в их теоретических концепциях в противовес предыдущей «метафизике» речь будет идти о перестройке «особенной онтологии человеческого сознания и субъективности».

Относительно мировой современной философии, то ее трактовка «онтологии субъективности и сознания» не однозначна. Представители различных школ описывали сознание а его существенной «чистоте» и феноменальной выразительности, или фиксировали жизнь сознания на феноменально-телесном уровне, или проявляли детерминацию сознания через языковые и другие структуры несознательного — психоанализ, структурализм.

За последние 15-20 лет философия сознания в англоязычных странах заметно перестроилась. Она взяла курс на сближение с природознанием,, на разработку «научной метафизики», приобрела более эмпирический, натуралистический вид. Сегодня опыты философов сосредоточились на соотношении «духа» и «тела», физических и психических состояний. Много внимания уделяется вопросам , которые возникают на границе философии и языка, кигнетивной психологии и компьютерного моделирования сознания.

Многоуровневый характер сознания обусловливает разные подходы к ней. Оно изучается и описывается разными науками: эволюционной теорией, медициной, кибернетикой, психологией, физиологией, антропологией, а также некоторым образом художественной литературой, искусством и др.

Принимая во внимание достижения современных наук, философия углубляет теорию сознания, придавая более адекватного характера понятийному возобновлению процессу становления, возникновения и развития сознания.

Сознание современного человека является продуктом всемирной истории, результатом многовекового развития практической и познавательной деятельности, многих поколений людей. Сознание имеет не только свою социальную историю, а и природную предисторию — развитие своих чисто биологических предпосылок.

Активная деятельность материи выходит за рамки обычных перемен и обычных взаимодействий. Она предусматривает существование в материи другого свойства, родственного с раздражительностью и ощущением. Этот признак материи явлется не иначе, как свойством отображения.

К основным типам отображения современная наука относит:

1) неорганическое отображение — связанное с механическим, физическим, химическим изменением тел;

2) органическое отображение — имеет место в живой природе (раздражительность, психика);

3) социальное отображение — уровень существования человеческого сознания.

Все эти типы имеют общие свойства, которые выделяются следующим образом:

* всякий тип отображения есть результатом влияния одного объекта на другой;

* в объекте, который поддавался действию , остается след, который отображает особенности структуры действующего объекта;

* этот след влияет на дальнейшее функционирование и развитие объекта.

На уровне химической формы движения материи способность к созданию специфического противоречивого взаимоотношения отображающей материальной системы с окружающим миром значительно выше, чем на уровне физической формы движения материи

20 стр., 9860 слов

Лекция 2 Сознание как высшая ступень развития психики

... точка зрения (Л. Л. Рубинштейн) согласно которой самосознание — высший вид сознания, возникший как результат развития сознания. Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе ... развития сознания личности. Третье направление психологической науки исходит из того, что осознание внешнего мира ...

Общее рассмотрение отображения в неживой природе убеждает нас в необходимости ставить вопрос о роли отображения, как эффекта материального взаимодействия в ходе становления и развития в частности и простейших форм организации материальных систем , форм движения материи, которые обеспечивают поступательное движение материи в целом.

В дальнейшем развитии материи возникают сложные за организацией материальные системы — нервная материя, центральная нервная система, органы ощущения, условно-рефлекторная деятельность, психическое отображение.

Постепенное усовершенствование нервной системы обеспечило возникновение процессов приспособленности организмов к окружающей среде, активизировало и разрешило потребность в полученной информации от окружающего мира, а также сформировало способность живых существ приобретать жизненного опыта и сохранение его в памяти.

Ощущения имеют начальную форму психики животных. Психика, таким образом, не является признаком всей живой материи, она возникает на определенном этапе исторического развития материи.

С появлением психики возникает сигнальное, образное отображение действительности в виде идеальных образов — ощущений, восприятий, представлений. Психическая форма отображения действительности является вершиной природной эволюции форм отображения. Она является биологической предпосылкой возникновения человеческого сознания.

Человек имеет не только присущи четыре важные биологические особенности — это скелет, подвижные руки, способные манипулировать предметами, трехизмерное цветное зрение

1. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ.

План:

1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии.

2. Диалектическое и метафизическое понимание отрицания.

3. Прогрессивный характер развития.

4. Развитие как процесс.

5. Спиралевидный характер развития.

В философии Гегеля, согласно принципу тождества бытия и мышлений, ритм разрешений диалектических противоречий мысли и связанных с ними диалектических отрицаний был перенесен и на бытие. В материалистической диалектике также были предприняты попытки осмыслить диалектические «противоречия» и «Отрицания» в бытийных (онтологических) понятиях.

«Отрицание» как реальный аналог логического, мысленного отрицания (антитезиса) при этом было истолковано как непременный момент, многократно повторяющийся в любом процессе, где имеет место смена фаз, периодов, этапов изменения того или иного объекта.

В отличие от метафизически толкуемого «отрицания», подчеркивающего разрыв, противоположность черт предыдущего и последующего этапов изменений, диалектическое «отрицание» предполагает связь, переход от одного этапа к другому. Диалектическое «отрицание» включает в себя триединый процесс:

* деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего;

* комуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) ;

* конструкции (формирования, созидания нового).

Первый момент — преодоление пройденного, его «сбрасывание» изживание — обеспечивает необходимую почву для следующей фазы данного процесса. Но сама по себе деструкция, возобладай она, отбрасывала бы процесс вспять, разрушала бы предпосылки продвижения к последующим фазам. Нормальное продолжение процесса, его связь, единство, целостность обеспечиваются вторым моментом — сохраняемостью, преемственностью. Без этого условия процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке, а потому в целом напоминал бы некое «топтание на месте», а то и вообще становился бы невозможным. Нарастание процесса движение его к новым фазам требует также третьего момента — новаций (формирование качественно новых связей, функций, черт).

24 стр., 11801 слов

Особенности развития познавательных процессов на разных этапах ...

... мной теме. Так как изучается именно динамика развития мышления, необходимо дать определение «развитию»: «Развитие -- это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к ... для изучения мышления. 2. Подобрать методы для диагностирования уровня развития данного познавательного процесса. 3. Провести непосредственную диагностику и проанализировать результаты исследования. При ...

Реальным аналогом «отрицания отрицания» и в природе, и в обществе служат, в частности, «спиралевидные» процессы, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность. Циклических процессов — различных циклов, кругооборотов — существует в мире великое множество. Цикличность формирования и гибели, рождения и смерти, обновления и старения и т.д. проявляется во всех процессах природных и общественных изменений. Глубокие догадки заключены и в мыслях и противоборстве противоположностей, ритмическом чередовании их сбалансированности, гармонизации и нарушении равновесия как постоянно воспроизводящихся циклах. Эти высказывавшиеся еще в древности догадки в дальнейшем развитии диалектики были уточнены, получили свое развитие. идея цикличности была дополнена идеей поступательности прорыва, преодоления исходного уровня бытия, выхода за рамки того, что существовало на предыдущем уровне, формирования качественно новых уровней бытия. В материалистической диалектике отношение противоположностей толкуется не просто как чередование нарушений и восстановлений их равновесия, но и как их ассиметрия, приводящая к направленному поступательному изменению, развитию.

Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира. Чтобы понять сущность и значение этого закона, нужно прежде всего выяснить, что такое диалектическое отрицание и каково его место в развитии.

В любой области материальной действительности постоянно происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век и возникновения нового, передового. Замена старого новым, отмирающего нарождающимся и есть развитие, а само преодоление старого новым, возникающим на основе старого, и называется отрицанием.

Термин «отрицание» в философию ввел Гегель, но он вкладывал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит развитие идеи, мысли.

Маркс и Энгельс, сохранив термин «отрицание», истолковали его материалистически. Они показали, что отрицание представляет собой неотъемлемый момент развития самой материальной действительности. «Ни в одной области, — указывал Маркс, — не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». Развитие земной коры, например, прошло через ряд геологических эпох, причем каждая новая эпоха, возникшая на базе предыдущей, есть известное отрицание старой. В органическом мире каждый новый вид растения или животного, возникая на основе старого, является в то же время и его отрицанием. История общества также есть цепь отрицаний старых общественных порядков новыми: первобытного общества — рабовладельческим, рабовладельческого — феодальным, феодализма — капитализмом. Отрицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, более совершенная научная теория преодолевает старую, менее совершенную.

8 стр., 3617 слов

Психологические особенности старых людей. Психологические задачи ...

... взрослости. 4. Изучить особенности самосознания старого человека. 5. Определить психологические задачи развития в поздней взрослости. 1. Взаимосвязь ... постоянных жалобах на недомогание при объективно хорошем самочувствии, отрицании старости и акцентировании своей дееспособности, ссылках на ... от 40 до 65 лет. Предполагается, что в основе физиологических изменений со стороны высших мозговых функций ...

Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явление извне. Оно результат его собственного, внутреннего развития. Предметы и явления, как мы уже знаем, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами создают условия для собственного уничтожения, для перехода в новое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самодвижения предметов и явлений.

Диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о сущности отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития материальной действительности, понимает отрицание как отбрасывание, абсолютное уничтожение старого.

Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Так, высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохранили присущее им клеточное строение, избирательный характер отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его производительные силы, достижения науки, техники, культуры. Связь нового со старым осуществляется и в познании, науке.

Теория отрицания., для марксистского понимания отрицания, характерно признание преемственности, связи нового со старым в процессе развития. Но следует иметь в виду, что новое никогда не воспринимает старое полностью, в его прежнем виде. Оно берет из старого только его отдельные элементы, стороны, причем не механически присоединяет их к себе, а ассимилирует, преобразует их соответственно своей собственной природе. Марксистская диалектика требует критического отношения к прошлому опыту человечества, указывает на необходимость творческого использования этого опыта, строгого учета изменившихся условий и новых задач революционной практики. Марксистская философия, например, не просто восприняла достижения философской мысли пошлого, а критически проработала, обогатила их новыми достижениями науки и практики, подняла философскую науку на качественно новую, высшую ступень.

Итак, мы выяснили, что в результате отрицания разрешается то или иное противоречие, уничтожается старое и утверждается новое. Но прекращается ли на этом развитие? Нет, с возникновением нового развитие не прекращается. Всякое новое не остается вечно новым. Развиваясь, оно готовит предпосылки, условия для возникновения еще более нового и передового. И как только эти предпосылки и условия созреют, снова наступает отрицание. Это уже отрицание отрицания, то есть отрицание того, что раньше само преодолело старое, замена нового еще более новым — новейшим. Результат этого второго отрицания снова отрицается, преодолевается, и так без конца. Развитие выступает, таким образом, как бесчисленное множество следующих друг за другом отрицаний, как бесконечная замена, преодоление старого новым.

12 стр., 5769 слов

Вопрос 2: Стадии развития литературного процесса, периодизация.

... доминирующей формой словесного искусства; активизируется открытое индивидуальное авторство; литературное развитие обретает гораздо больший динамизм. Все это представляется бесспорным. Сложнее ... географических границ Возрождения обнаружило недостаточность традиционной схемы мирового литературного процесса, которая ориентирована в основном на западноевропейский культурно-исторический опыт и ...

Поскольку всякая высшая ступень развития отрицает в низших только то, что устарело, воспринимая и умножая в то же время достижения предыдущих ступеней, развитие в целом приобретает прогрессивный, поступательный характер. Прогресс и есть то общее направление, которое характерно для диалектического развития.

Прогресс осуществляется во всех областях действительности. Рассмотрим, хотя бы в общих чертах, прогрессивное развитие на нашей планете.

Как мы уже говорили, исходным материалом для образования

планет Солнечной системы, в том числе и Земли, послужила газопылевая материя, содержащая простейшие химические вещества. В ходе развития природы эти вещества становились все сложнее и сложнее. В результате возникла живая, органическая природа. Живые организмы также развивались от простого к сложному: от одноклеточных форм — к клетке, из одноклеточных — к более сложным животным, эволюция которых привела к появлению человекоподобных существ, а позднее и человека. С возникновением человека начинается процесс общественного развития. Последовательными этапами прогрессивного развития общества явились первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический строй.

Важнейшей особенностью прогресса в обществе является нарастание темпов развития. Процесс возникновения человека начался примерно миллион лет назад. Если учесть, что современный человек существует всего несколько десятков тысяч лет, то можно представить себе, какими медленными темпами шел процесс становления человека. Более быстро шло становление рабовладельческого и феодального обществ, хотя и оно затянулось на тысячелетия. В дальнейшем строй меняется еще быстрее.

Утверждение прогрессивного характера развития представляет собой главную, но не единственную черту закона отрицания отрицания. Этот закон характеризует развитие не как прямолинейное движение, а как чрезвычайно сложный, как бы спиралеобразный процесс с определенным повторением пройденных ступеней, с известным возвратом к прошлому. «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющие их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии…» — писал В.И.Ленин, указывая на эту черту диалектики.

Спиралевидный характер развития присущ различным областям действительности. Одним из самых ярких проявлений этой особенности развития в неживой природе является периодический закон химических элементов, открытый Д.И.Менделеемым.

Спиралеобразное развитие имеет место и в общественной жизни. Первой формой общественной организации был первобытнообщинный строй. Это было бесклассовое общество, основанное на общем владении крайне примитивными средствами производства. Дальнейшее развитие производства привело к отрицанию этого строя классовым рабовладельческим обществом и т.д.

Итак, развитие осуществляется посредством отрицания старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая строе, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по

6 стр., 2701 слов

Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического ...

... 9, 10]. Методика и организация исследования. Средовая и генетическая обусловленность развития познавательных процессов человека обязывает начинать анализ возможностей педагогического влияния на них с возрастных ... характера и объема двигательной активности возрастным и половым особенностям детей. С учетом критериев подбора игр были разработаны годовые планы развития познавательных процессов ...

спирали с построением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших.

Такова суть диалектического закона отрицания отрицания.

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТА:

1. «Ведение в философию» 2 т., Москва, 1989 г.

2. В.Г.Афанасьев «Основы философских знаний»,

Москва, «Мысль», 1987 г.

3. Квасова И.И. «Учебное пособие по курсу «Введение

— в философию», Москва — 1990 г.