Особенности познавательной сферы и личности

План психолого-педагогической характеристики школьника

Вариант

Анкетные данные

1. Имя и фамилия, дата и место рождения, возраст на момент исследований;

2. Дата исследования;

3. Место жительства ребенка;

4. Имена и фамилии родителей, их профессии;

5. Школа, класс и год обучения, адрес школы и классный руководитель.

Факты развития и жизненные условия

1. Серьезные заболевания у родителей, братьев, сестер, других родственников ребенка. Психические нарушения и аномалии у родителей, братьев, сестер, других родственников ребенка.

2. Ранее развитие. Физическое состояние и развитие ребенка. Развитие анализаторов, движений, речи, обращение с предметами, эмоциональные проявления.

3. Перенесенные заболевания. Легкие и частые заболевания, серьезные заболевания. Реакция родителей и окружения на болезнь и травму. Последствия.

4. Семейное влияние. Социальное положение:

a. экономическое положение семьи

b. образование

c. культурный уровень семьи

d. состав семьи (полная — неполная, родители родные – неродные, наличие прародителей)

e. подготовка ребенка для школы и условия учения дома; отношение семьи к школе.

5. Внесемейные и внешкольные влияния.

a. организованные: протекание воспитания ребенка вне семьи (ясли, родственники, воспитательные дома), членство и активность в организациях; культурные влияния (чтение, искусство); лагерь отдыха, субботники, воскресники и др.

b. неорганизованные: товарищи, которых себе ребенок выбирает, способ проведения свободного времени: неформальные компании и детские общества.

Внешняя картина личности

1. Проявления

a. физическая внешность (внешний вид, чистота, одежда, прическа, кожа, форма головы и черты лица, бросающиеся в глаза признаки),

b. пантомимика (особенности физических движений: быстрота, напряжение, гармоничность, координация, осанка, особенности походки, жестикуляция);

c. голос и речь (громкость, скорость, высота, окраска, тон, ритм, интонация и мелодия, артикуляционные особенности);

d. речевое поведение (многоречивость – молчаливость, речевая готовность, грамматические и стилистические особенности, содержание и культура речи);

2 стр., 920 слов

Особенности социальной ситуации развития.Учебная деятельность ...

... ребенок - учитель" пронизывает всю жизнь ребенка. 1.Особенности социальной ситуации развития Социальная ситуация развития младшего школьника связана с особенностями ... ребенок - взрослый" дифференцируется: Система "ребенок - учитель" начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Система "ребенок ... в школе, какие отметки. В семье выделяется специальное время занятий, ...

e. письмо (индивидуальные особенности почерка, зрелость и организованность письма).

2. Способ поведения (приводятся с точки зрения возрастных изменений)

a. основные черты поведения (активность – пассивность, общение – уклонение от общения, организованность – хаотичность, дезинтегрированность) и его нарушения, как например, активности, контакта, организованности.

b. отношение к самому себе (к своему телу, здоровью, внешности, к собственной личности, к недостаткам и преимуществам, возможностям, к личным вещам, к будущему, к перспективам).

c. поведение по отношению к остальным (положение в коллективе: популярность, внушение опасений, самостоятельность – доминантность; поведение по отношению к отдельным лицам: к родителям, братьям и сестрам, сверстникам, руководящим и подчиненным, старшим и младшим, больным, к другому полу; способ установления контакта);

d. действия при психологически значимых ситуациях (общественно и этически важных, при получении задания, в конфликте: спокойствие, рассудочность – хаос, сопротивление)

e. поведение по отношению к воспитательным средствам; реакция на поведение коллектива (послушание, самокритичность, равнодушие, сопротивление, негативизм, улучшается – ухудшается и т.п.);

f. обзор успеваемости, особенно по главным предметам с 1 класса.

Особенности познавательной сферы и личности

1. Особенности восприятия (ширина, глубина, объективность, схватывание);

2. Особенности внимания (постоянство, активность, ширина, сосредоточенность, распределение, сдвиги);

3. Особенности памяти (запечатление, постоянство, точность, готовность, механическая – логическая, к чему особенно);

4. Особенности воображения (живость, активность, творческий характер);

5. Особенности мышления (быстрота, объективность, понятливость, ширина, критичность; особенности сравнения, анализа, синтеза, конкретности, антиципирования и т.п.);

6. Особенности речи (ясность, выразительность; различие в устной и письменной речи; объективность, зрелость запасов и т.д.);

7. Структурные свойства личности (уравновешенность, стойкость, единство, постоянство, ширина и глубина, масштаб, ценность, зрелость)

Педагогические выводы

Предпосылки и условия дальнейшего развития (исправления) с привидением вероятных пределов возможных изменений при тех или иных условиях.

 

Вариант 2

Общие данные

Фамилия, имя

Дата рождения

Класс

Общее физическое развитие

Состояния здоровья

Условия жизни в семье. Правильность основной линии семейного воспитания.

Учебная деятельность

1. Успеваемость (преобладающие оценки, успеваемость по разным предметам).

2. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность).

9 стр., 4027 слов

Деловая женщина: особенности имиджа, мышления и поведения

... – путь куспеху----------------------------------4 – 6 Глава 2. О деловых качествах женщины-----------------------7– 10 Глава 3. Особенности межличностноговзаимодействия----11 – 14Глава 4. Правилаигры «в работу»----------------------------15 – 22Заключение-----------------------------------------------------------23Список использованной литературы-------------------------------24 Введение Издавна ...

3. Развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность, умение выразить свою мысль письменно и устно).

4. Способности к учению:

a. особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению),

b. осмысленность восприятия учебного материала, быстрота его осмысления,

c. уровень и характер преднамеренной и осмысленной памяти (механическое или осмысленное заучивание, овладение приемами преднамеренного запоминания, быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти),

d. развитие мышления (умение различать существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстрота нахождения решения).

5. Старательность в учебной работе.

6. Интерес к знаниям и отношение к учению (наличие или отсутствие интереса к учебе, к каким предметам проявляется наибольший интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя или родителей, основной мотив учебной деятельности).

7. Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, учение самостоятельно работать книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять план, конспект и пр.).