Коррекция девиантного поведения

Содержание работы

Пояснительная записка…………………………………………………………2

Содержание программа…………………………………………………………5

Заключение………………………………………………………………………19

Список литературы………………………………………………………………20

Пояснительная записка

Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.

В данной работе рассмотрена группа детей в возрасте 9-10 лет. В рассматриваемом возрасте наиболее распространены такие формы отклоняющегося поведения, как непослушание, выражающееся в шалостях, озорстве, проступках; детский негативизм, проявляющийся в упрямстве, капризах, своеволии, недисциплинированности и пр.

Е. В. Змановская объединяет все виды отклоняющегося поведения в три группы:

  • антисоциальное (делинквентное);
  • асоциальное (аморальное);
  • аутодеструктивное (саморазрушительное).

В возрастной категории от 5 до 12 лет, в которую входит рассматриваемый нами возраст, к первой группе ученый относит такие формы девиаций, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги; ко второй группе — побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество); к третьей — курение и токсикоманию, но в целом, считает ученый, для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна.

Типичными нарушениями поведения детей, по М. Э. Вайнер, являются:

  • гиперактивное поведение (повышенная потребность в движении, обусловленная преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка);
  • демонстративное поведение (намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения; варианты такого поведения: детское кривляние, капризы, сопровождающиеся внешними проявлениями раздраженности);
  • протестное поведение (негативизм, строптивость, упрямство);
  • агрессивное поведение (физическая, вербальная агрессия);
  • инфантильное поведение (сохранение в поведении ребенка черт, присущих более раннему возрасту);
  • конформное поведение (полностью подчинено внешним условиям — требованиям других людей);
  • симптоматическое поведение (закодированное сообщение, своеобразный сигнал тревоги со стороны ребенка, например у ребенка закономерно поднимается температура именно в день проведения контрольной работы, диктанта).

Данная коррекционная работа составлялась с учетом возрастных особенностей детей с девиантным поведением, а именно детей в возрасте 9-10 лет. А также с опорой на проблемы, возникающие у детей с девиантным поведением.

9 стр., 4330 слов

Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте

... поведение подростка. Цель: выявить особенности копинг-поведения в подростковом возрасте. Задачи: 1. Осуществить теоретический анализ проблемы копинг-поведения подростка в психологической науке. 2. Определить содержание ... закладываются основы сознательного поведения. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Биологические изменения ...

Цель: коррекция девиантного поведения у детей 9-10 лет.

Задачи:

· помочь детям справиться с агрессией и переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками;

· снизить эмоциональное напряжение;

· создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу «безопасности» в группе;

· перенести положительный опыт из группы в реальную школьную ситуацию;

· воспитать уверенность в себе;

· научить детей сотрудничать.

По длительности данная программа рассчитана на 1,5 — 2 месяца, занятия должны проводиться 2 раза в неделю. Причем каждое второе занятие проводится в последний учебный день недели.

Занятие 1

Цель: научить контролировать агрессию.

Продолжительность 37 минут.

1. Спустить пар (продолжительность игры 10 минут).

Цель: работа с гневом и обидами, возникающими в отношениях между детьми.

Инструкция: сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется «Спустить пар». Играют в нее так.

Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Например: «Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки придурковаты»; или: «Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты».

Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь «спустить пар». Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: «У меня пока ничего не накипело и мне не нужно «спускать пар».

Когда круг «спускания пара» завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.

8 стр., 3699 слов

Диагностика и коррекция агрессии у детей

... условия фрустрации, то необходимо сказать о реакциях на фрустрацию. Основные реакции: 1. Агрессия является самой естественной и чаще всего встречающейся реакцией на фрустрацию. Целью агрессии в этом случае ... наличием фрустрации, и наоборот - наличие фрустрации всегда влечет за собой какую-нибудь форму агрессивности". Фрустрацию могут вызывать множество различных реакций и агрессивность лишь одна ...

А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: «Я не хочу больше называть всех мальчишек придурками … Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты».

2. Датский бокс (10 минут)

Цель: научить отстаивать интересы, сохраняя хорошие отношения с партнером.

Инструкция: Кто может рассказать мне о каком-нибудь своем хорошем споре? Как все проходило? Почему этот спор ты считаешь хорошим? О чем вы спорили?

Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хоти никого обидеть.

Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный — к его безымянному, ваш средний — к его среднему, ваш указательный – к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре спорящие всегда тем или иным образом зависят дуг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и на счет «три» начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать новый раунд.

После пяти раундов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выберите себе другого партнера. Прощаясь со своим партнером, поклонитесь ему в благодарность за честное ведение игры.

3. Агрессивное поведение (10 минут).

Цель: разобраться в собственном агрессивном поведении и исследовать чужое.

Материалы: Бумага и карандаш – каждому ребенку.

Инструкция: Возьмите каждый по листу бумаги и запишите на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: «Да, он действительно агрессивный». Выпишите небольшой рецепт, следуя которому можно создать агрессивного ребенка. Например, пара крепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д. (Затем попросите нескольких учеников продемонстрировать элементы такого поведения, а класс должен отгадывать, что именно они показывают.)

А теперь подумайте, какие элементы агрессивного поведения встречаются здесь, в этом классе. Что тебе кажется агрессивным? Когда ты сам проявляешь агрессивность? Каким образом ты можешь вызвать агрессию по отношению к себе?

Возьми еще один лист бумаги, раздели его вертикальной линией посередине. Слева запиши, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к тебе. Справа запиши, как ты сам проявляешь агрессию по отношению к другим детям в школе.

После этого попросить учеников зачитать свои записи.

Анализ упражнения:

· Вы можете представить, что кто-нибудь из вас станет драчуном или эдаким «Рэмбо»?

· Бывают ли такие дети, которые проявляют свою агрессию не кулаками, а каким-то другим способом?

· Почему и дети, и взрослые так часто пытаются почувствовать свое превосходство, унизив других?

13 стр., 6006 слов

1. Общие нормы определения целей воспитания

... они порождены объективными условиями жизни людей. И хотя в целях воспитания пересекаются социальные цели и цели личности, но именно потребности общества в людях выполняющих те ... этих процессов (цели отдельных форм воспитательной внеклассной работы, цели урока, цели классного коллектива). Все эти цели должны составлять единую систему, древо целей; соответствие содержания целей реальным - возможностям ...

· Как ведет себя жертва агрессии?

· Как бы ты описал свое собственное поведение?

4. Безмолвный крик (7 минут)

Цель: помочь детям понять, что они могут одновременно контролировать себя и избавляться от напряжения.

Инструкция: закрой глаза и трижды глубоко и сильно выдохни. Представь себе, что ты идешь в тихое и спокойное место, где никто тебе не помешает. Вспомни о ком-нибудь, кто действует тебе на нервы, кто тебя злит и причиняет тебе какое-то зло. Представь себе, что этот человек еще сильнее раздражает тебя. Пусть твое раздражение усиливается. Определи сам, когда раздражение станет достаточно сильным. Тот человек тоже должен понять, что больше раздражать тебя уже нельзя. Для этого ты можешь закричать изо всех сил, но так, чтобы никто не услышал в классе. То есть кричать нужно про себя. Может быть, ты захочешь заорать: «Хватит! Перестань! Исчезни!» Открой рот и закричи про себя так громко, как только сможешь. В твоем потайном месте ты один, там никто не может услышать тебя. Закричи еще раз, и в этот раз ори еще громче! Ну вот, теперь хорошо…

А теперь снова вспомни о человеке, который осложняет тебе жизнь. Представь себе, что каким-то образом ты мешаешь этому человеку злить себя. Продумай в своем воображении, как ты сможешь сделать так, чтобы он больше тебя не мучил.

А теперь открой глаза и расскажи нам о том, что ты пережил.

Анализ упражнения:

· Смог ли ты в своем воображении крикнуть очень-очень громко?

· Кого ты представил в образе своего злого духа?

· Что ты кричал?

· Что ты придумал, чтобы остановить этого человека?

Занятие 2

Цель: научить верить в себя.

Продолжительность 36 минут.

1. Ворвись в круг (10-12 минут).

Цель: проанализировать чувство отверженности.

Инструкция: Кто из вас бывал когда-нибудь в ситуации, когда другие дети не принимали его в свою игру? Что вы делали в таких случаях? Что происходит, если одного и того же ребенка постоянно не принимают в игру?

Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один ребенок должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него и остаться в нем. Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить боли.

Дайте возможность как можно большему количеству детей собственными силами проникнуть в круг. Если ребенок оказывается не в состоянии сделать это, проследите, пожалуйста, чтобы, он находился вне круга не более одной минуты. Дети должны пустить этого ребенка в круг, а кто-то другой выходит из него и продолжает игру.

2. Достижение цели (18 минут).

Цель: настроить на успех.

Инструкция: Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте, чего бы вы хотели достичь в этом году. Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов показать группе, чему вы хотите научиться.(2-3 минуты).

После этого дать каждому ребенку 2 минуты, чтобы он показал собственную пантомиму. Остальные дети угадывают, что им хотели показать. В больших классах можно прводить эту игру, объединяя детей в подгруппы по 6-7 человек.

Анализ упражнения:

· Трудно ли тебе было выбрать важную цель?

7 стр., 3119 слов

Подростковый алкоголизм глазами родителей

... учатся в одиннадцатом классе . 3. Цели и задачи исследования Цель исследования - проблема подростковой алкоголизации глазами родителей. Задачи исследования: Провести опрос родителей с целью выяснения их мнения о причине ...

· Как ты себя чувствовал, когда изображал ее?

· Веришь ли ты, что в течение года сможешь достичь этой цели? Что тебе нужно сделать для этого?

· Чему ты научился, узнав о том, к чему стремятся другие дети?

· Откуда ты берешь свои цели?

· Не слишком ли они глобальные? Или, может быть, слишком мелкие? Или как раз достижимые?

3. Растянись! (8 минут).

Цель: научить раздвигать границы собственного образа «Я».

Инструкция: Сейчас вы можете научиться растягивать свое тело и дух.

Встаньте где-нибудь на свободном месте и закройте глаза. Представьте, что у вас в руках кусок глины. Начните разминать его, чтобы он стал как можно более мягким. Возможно, вам понадобится для этого вся сила кистей рук и предплечий. (30 секунд.)

Теперь откройте глаза. Покажите мне различные способы того, как вы можете растягивать этот комок размягченной глины. Вы можете крутить его между ладоней, чтобы он от этого вытягивался, можете его растянуть, можете защипывать края и сделать из них тонкие жгутики. Когда вы хотите растянуть свой комок глины другим способом, сначала снова скатайте его в мягкий шар… (2-3 минуты)

Это у вас хорошо получилось. Теперь положите комок перед собой на пол, встаньте ровно и прямо и снова закройте глаза. Представьте, что ваши ноги прочно прикреплены к полу. Теперь высоко-высоко задерите свои руки в небо, как будто вы хотите достать ими до звезд. Встаньте на цыпочки…

Наклонитесь и прикоснитесь к полу… Как далеко от тела вы можете потянуться руками по полу в одну сторону, не сгибая колен? А теперь покажите мне, как далеко вы можете вытянуть руки позади спины?

Представьте, что вы находитесь в большом стеклянном шаре, который окружает вас со всех сторон. Оставайтесь в середине этого шара и попытайтесь прикоснуться к нему изнутри кончиками пальцев и носками ног. Постарайтесь достать до всех точек этого шара. Если хотите, вы можете для этого вертеться на месте, но следите за тем чтобы вы всегда стояли точно в середине этого шара… (1-2 минуты.)

Теперь остановитесь, пусть ваши глаза будут закрыты. Представьте, что ваше тело во все стороны немного расширилось и удлинилось. Представьте себе какую-нибудь новую интересную цель, которую вы хотели бы достичь. Может быть, вы хотели бы научиться играть в новую игру или играть на музыкальном инструменте… Представьте себе, как вы тянетесь к этой цели. Посмотрите, что вы делаете, чтобы дотянуться до нее. А теперь постарайтесь увидеть, как вы достигли этой цели и делаете при этом все, что хотите. Насладитесь тем, что смогли достичь эту цель. Порадуйтесь этой новой возможности… (1-2 минуты.)

А теперь немножко потрясите головой, откройте глаз и вернитесь на свои места.

Занятие 3

Цель: научить добиваться успеха.

Продолжительность 30 минут.

1. Звучащая сила (2 минуты).

Цель: придать детям свежие силы, бодрое настроение и оптимизм.

Инструкция: 1. Энергия из звука «Аааааа»

Я хочу помочь вам наполнить себя свежей. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и снова выдохните. Но в этот раз выдохните со звуком. Пропойте во всеемя выдоха долгое «Ааааа». Представьте себе, что при этом из ваас вытекают ощущение усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом «Ааааа» все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью… (1 минута)

7 стр., 3492 слов

Занятие 13. Тема: Рефлексотерапия. Цель: Освоить методику точечного самомассажа

... головные боли при волнениях, используется также для облегчения родов. ЗАНЯТИЕ 14. Тема: Психопрофилактика ЦЕЛЬ: Освоить способы оптимизации психического состояния. Классификация способов оптимизации ... и самомассаж -поведенческая психотерапия групповой тренинг специальная подготовка и спецобучение ЗАНЯТИЕ 15. Тема: Аутогенная тренировка. Аутогенная (буквально-«самородная») тренировка - система ...

2. Энергия из звука «Иииии»

На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины «Скорой помощи». Положите руку себе на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук «Иииии». Постарайтесь почувствовать, как ваша голова начинает дрожать от этого звука… А теперь на самом деле попробуйте прокричать этот звук подобно сигнальной сирене, произнося его то ниже, то выше. Через некоторое время вы заметите, что тем самым сохранили свои силы… (30 секунд) В некоторых случаях можно использовать звуки «Аааа», «Оооо», «Ииии», «Уууу».

2. Стряхни! (1 минута).

Цель: стряхнуть все негативное, ненужное и мешающее.

Инструкция: Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас множество сил. Например, кому-нибудь из вас может придти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не умею рисовать и никогда не научусь этому». А кто-то может сказать себе: «В последнем диктанте я наделал кучу ошибок. В следующем я опять наделаю не меньше». Другой может подумать: «Все равно я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?»

Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно то же самое. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки… Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились. (Всего 30 – 60 секунд.)

3. Взгляд в будущее (17 минут).

Цель: поверить в «мечту жизни».

Материалы: Бумага, карандаш – каждому ребенку.

Инструкция: Вы когда-нибудь задумывались о том, что вы будете делать в этом году… через пять лет… через десять лет? С кем вы говорите о том, чего бы вы хотели достичь и что пережить в своей жизни?

Я хотела бы, чтобы вы сейчас задействовали свою фантазию и представили, какой прекрасной станет ваша жизнь.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха.

Представь себе, что ты ночью лежишь в своей постели и видишь прекрасный сон. Ты видишь самого себя через пять лет… (15 секунд.)

Обрати внимание, как ты выглядишь через пять лет… где ты живешь… что ты делаешь… (15 секунд.)

Представь себе, что ты очень доволен своей жизнью. Ты еще продолжаешь ходить в школу или ты уже работаешь? За что именно ты отвечаешь? Что ты умеешь делать из того, чего не умеешь еще сейчас, когда ты еще ребенок и ходишь в школу? (30 секунд.)

В течение некоторого времени подумай и постарайся понять, что тебе потребовалось сделать, чтобы достичь такого результата. Какие шаги ты для этого предпринял? (1 минута.)

Теперь вернись обратно, в настоящее, и хорошо запомни все, что ты увидел и что узнал о самом себе. Потянись немного, напряги и расслабь все свои мускулы и открой глаза…

24 стр., 11576 слов

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми раннего ...

... личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми раннего возраста на занятиях по развитию речи в условиях ДОУ. Цель работы: исследовать фактор личностно-ориентированного взаимодействия педагога с ... у детей раннего возраста на занятиях по развитию речи 2.1.4 Развитие речевого дыхания у детей раннего возраста на занятиях по развитию речи 2.1.5 Развитие фонематического слуха детей раннего ...

Теперь возьми лист бумаги и опиши, что ты будешь делать через пять лет. Запиши, где ты будешь жить, во что будешь играть. Напиши, кто будет важен для тебя в твоей жизни. Опиши, как ты достиг всего этого. (15 минут.)

4. Копилка хороших поступков (10 минут; далее проводится каждый последний день учебной недели).

Цель: завершить школьную неделю приятными переживаниями.

Материал: Каждому ребенку нужны бумага и карандаш.

Инструкция: Мы все хотим достичь в жизни успехов. Может быть, вы хотите стать такими же успешными в своих делах, как и ваши родители, а, может быть, даже еще больше, чем они. Большинство людей полагает, что они добьются большего успеха, если постоянно будут подгонять себя, требуя от самих себя быть лучше, быстрее, умнее. И многие из них забывают сделать самый первый и самый важный шаг, лежащий в основе всякого успешного результата. Мы можем считать себя добившимися успеха лишь тогда, когда знаем, в чем мы его добились и каким образом мы это сделали. Обычно нам нужно некоторое время на то, чтобы заменить и запомнить свои достижения. Возьмите лист бумаги и запишите три хороших поступка, которые вы совершили на этой учебной недели. Мысленно вспомните все хорошее, что вы сделали. Например, выполнили сложное и неприятное задание, подготовились к трудному уроку, выучили длинное-длинное стихотворение. Выберите три таких поступка, которыми вы гордитесь больше всего, но только три. После того, как вы запишите их, похвалите себя одним спокойным предложением за все три события. Например: «Инна, ты на самом деле сделала» это здорово. Затем запишите на свой лист эту фразу.

На все это у вас есть пять минут.

Такое признание своих достижений мы будем отныне проводить каждую неделю.

Конечно, вы всегда радуетесь, когда окружающие признают ваши достижения. Но они могут и не замечать всех ваших успехов. Поэтому важно уметь самостоятельно замечать все хорошее, что вы сделали и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом ваших новых побед.

Занятие 4

Цель : научить видеть эмоции окружающих.

Продолжительность 37 минут.

1. Прогноз погоды (цель: снятие агрессии; 7 минут).

2. Фотография (цель: распознавание эмоций 5 минут).

3. Успокой обезьянку (цель: развитие чувства эмпатии; 8 минут).

4. Сказка «Про хвастунишку Коки» (цель: развитие умения слушать; 4 минуты).

5. Беседа по сказке (цель: подготовка к инсценировке; 3 минуты).

6. Инсценировка по сказке (цель: пропустить через себя другой образ; 8 минут).

7. Комплекс «Музыкальная мозаика» (цель: саморасслабление; 2 минуты).

Занятие 5

Цель: показать, что другие люди не представляют опасности.

Продолжительность 35 минут.

9 стр., 4013 слов

Занятие первое РСО СПО

... работников образовательных учреждений устанавливается, исходя из сокращённой продолжительности рабочего времени (не более 36 часов в неделю) и составляет как раз 36 часов для старших ... 36 часов. Трудовой кодекс различает два возможных случая работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени: по инициативе работника — совместительство и по инициативе работодателя — сверхурочная ...

1. Нарисуй другого (цель: дать детям возможность изобразить того, кто, по их мнению, не принимает их, 5 минут).

2. Рассказ ребенка (каждого) о своем рисунке (цель: осознание причин непринятия окружающих; 10 минут).

3. Беседа о сказанном (цель: настроить на доверие к миру; 10 минут).

4. Копилка хороших поступков (цель: завершить школьную неделю приятными переживаниями; 10 минут).

Занятие 6

Цель: научить сотрудничеству.

Продолжительность 37 минут.

1. Передай клубочек (цель: эмоциональная разминка; 2 минуты).

2. Трио (цель: научить синхронизировать свои действия с действиями других; 10 минут).

3. Распускающийся бутон (цель: активизация совместной деятельности детей; 10 минут).

4. Рисунок в два этапа (цель: разнообразное взаимодействие детей друг с другом; 15 минут).

Занятие 7

Цель: повышение самооценки.

Продолжительность 35 минут.

  1. Приятные воспоминания (цель: научить выстраивать позитивную перспективу своей жизни; 15 минут).
  2. Я справился! (цель: осознать, что смогли преодолеть трудности; 10 минут).
  3. Копилка хороших поступков (цель: завершить школьную неделю приятными переживаниями; 10 минут).

Занятие 8

Цель: продолжить повышать самоуважение.

Продолжительность 40 минут.

1. Невидимые помощники (цель: сконцентрироваться на вещах, которые делают жизнь прекрасной; 15 минут).

2. От третьего лица (цель: вселить уверенность; 15 минут).

3. Что я люблю делать? (цель: поделиться с другими своим внутренним миром; 10 минут).

Занятие 9

Цель: показать, что проблемы решаются.

Продолжительность 38 минут.

1. Любовь и злость (цель: научить контролировать чувства; 5 минут).

2. Выше — ниже (цель: помочь почувствовать себя естественнее и проще в общении; 6 минут).

3. Шутливое письмо (цель: показать решение проблемы с помощью юмора; 10 минут).

4. Новые рамки (цель: научить оптимистически относиться к жизни; 7 минут).

5. Копилка хороших поступков (цель: завершить школьную неделю приятными переживаниями; 10 минут).

Занятие 10

Цель: развитие творческих способностей.

Продолжительность 31 минута.

1. Прослушивание музыки (цель: эмоциональный настрой; 2 минуты).

2. Свободное рисование (цель: создание образов; 5 минут).

3. Рассказ о своем рисунке (цель: развитие речи; 10 минут).

4. Этюд «Два маленьких ревнивца» (цель: подготовка к беседе; 3 минуты).

5. Беседа о прочитанном (цель: сосредоточение на образах; 5 минут).

6. Инсценировка отдельных моментов (цель: активизация совместной деятельности детей; 6 минут).

Занятие 11

Цель: гармонизация противоречивости личности.

Продолжительность 35 минут.

1. Этюд «Три характера» (цель: моральная оценка злости и плаксивости; 5 минут).

2. Минута шалости (цель: дать детям почувствовать себя собой; 1 минуты).

3. Что слышно? (цель: собрать внимание, подготовиться к последующей деятельности; 2 минуты).

4. Сочинение всеми детьми совместно с психологом «общей истории» (цель: совместная деятельность; 7 минут).

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... на предварительную под­готовку, больший или меньший опыт учебных занятий, по­падает в принципиально новые условия. Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью дея­тельности ... объем такого рода занятий сокращается. Образное начало все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности, во всяком случае при освоении основных школьных дисциплин. Это соответствует ...

5. Инсценировка «общей истории» (цель: дать возможность оживить собственную историю; 10 минут).

6. Копилка хороших поступков (цель: завершить школьную неделю приятными переживаниями; 10 минут).

Занятие 12

Цель: гаучить бесконфликтному общению.

Продолжительность 35 минут.

1. Ролевая гимнастика (цель: снятие напряжения, эмоциональное оживление; 7 минут).

2. На кого я похож (цель: помочь осознать себя и черты своего характера; 10 минут).

3. Встреча сказочных героев (цель: коррекция негативных поведенческих реакций; 18 минут).

Занятие 13

Цель: формирование понимания индивидуальности других.

Продолжительность 37 минут.

1. Магазин игрушек (цель: развитие игровой инициативы; 7 минут).

2. Близнецы (цель: осознать и принять индивидуальные особенности себя и других людей; 5 минут).

3. Закончи предложение (цель: повысить уверенность в себе и свои силы; 5 минут).

4. Сказка по кругу (цель: выразить свою индивидуальность и мысли; 10 минут).

5. Копилка хороших поступков (цель: завершить школьную неделю приятными переживаниями; 10 минут).

Занятие 14

Цель: развитие умения владеть своим телом.

Продолжительность 37 минут.

1. Маленькая птичка (цель: развивать мышечный контроль; 10 минут).

2. Колпак мой треугольный (цель: способствовать осознанию своего тела; 10 минут).

3. Сделай так (цель: развитие мышечного контроля, умения владеть собой; 10 минут).

4. Послушай тишину (цель: развитие внимания и владения собой; 7 минут).

Занятие 15 (заключительное)

Продолжительность 37 минут.

1. Забавные человечки (цель: двигательная и эмоциональная разминка; 2 минуты).

2. Сказка наоборот (цель: расширение понятия о разных стилях поведения и осознание наиболее оптимального; 15 минут).

3. Копилка хороших поступков (цель: завершить школьную неделю приятными переживаниями; 10 минут).

4. Тетрадь моих достижений (цель: помочь выработать привычку фиксировать новые успехи в жизни; 10 минут).

Заключение

Наиболее эффективно, когда помимо работы психолога с девиантными детьми, учитель планирует индивидуальную работу, отражая ее цели и этапы в «Индивидуальной карте» ребенка. В своем плане работы учителя планируют профилактические мероприятия, организуя либо родительский лекторий, либо работу с группами родителей по конкретной проблематике.

Родители тоже должны включиться в процесс коррекции девиации у детей. Они могут в домашних условиях проводить упражнения и игры с ребенком, получив необходимые рекомендации психолога. А главное для родителей – это принять правильную позицию в общении со своим ребенком и установить определенные правила в семье, при этом самим обязательно соблюдать их.

Список литературы

1. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 240 с.

2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие. Для студентов высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 288 с.

3. Пятунин В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения. Часть I. Факторы формирования девиантного поведения. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 345 с.

4. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 270 с.

5. Клюева Н.В., Ю.В.Касаткина. – Ярославль.: Академия развития, 1996. – 240с.

6. Лютова Е.К.,. Монина Г.Б. – СПб.: Тренинг эффективного взаимодействия с детьми, 2001. – 190с.

7. Овчарова Р.В. – М.: Справочная книга школьного психолога, 1998. – 238с.

8. Подласый И.П. – Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. – М.: Владос, 2002. – 332с.

9. Фопель К. – М.: Как научить детей сотрудничать?, 2000. – 160с.