Содержание
Введение……………………….………………………………….………..………..…3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА АГРЕССИИ…………………6
1.1 Анализ современного состояния проблемы агрессии……………….…………6
1.2. Особенности агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте.…..12
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………….20
2.1. Определение наличия агрессивности в поведении детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………….………….20
2.2. Коррекция агрессивного поведения старших школьников посредством формирования коммуникативных навыков…………………………….…………..27
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента………………..………….41
Заключение………………………………………….….….…………………..….…..45
Список использованной литературы……….….…..…….…………………….…….47
Приложения………………………………………………………………….……….50
Введение
Актуальность темы. В настоящее время во всем мире, в частности в нашей стране, наблюдается рост преступности, терроризма и насильственных действий, выражающихся с особой жестокостью по отношению к людям.
Такие социально опасные явления обычно связывают с понятиями агрессии и агрессивности. Среди западных ученых, занимавшихся данной проблемой, следует выделить З. Фрейда, К. Лоренца, А. Адлера, Дж. Долларда, А. Бандуру, С. Розенцвейга, Р. Бэрона, Д. Ричардсон и др.
Повышенная агрессивность — одна из частых проблем детского коллектива. Те или иные формы ее характерны для большинства дошкольников. Но если с усвоением правил и норм поведения у многих из них эти непосредственные проявления агрессивности уступают место просоциальным формам, то определенные категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие.
В связи с тем, что проблема «детской агрессивности» в отечественной психологии не получила должной разработки, российские ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов, используя опыт западных коллег.
Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически. Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.
Лекция 1. Психология девиантного поведения как социально-психологическая ...
... отклоняющимся поведением, включая нервно-психическое отклонение, социальную девиацию, отмечают чувства повышенной тревожности, агрессивности, стремления ... является причиной девиантного поведения. В данном аспекте проблемы девиантного поведения рассматривались также в ... отклоняющегося поведения, как агрессия, аномия, фрустрация. В последнее время доминирующим фактором девиантного поведения является ...
Анализ научной литературы показывает, что проблема агрессии исследуется рядом авторов. Большой интерес представляет работа Роберта Бэрона и Деборы Ричардсон “Агрессия”. Эта книга является первым учебным пособием в России по этой теме.
Р. С. Немов предположил, что за агрессивным поведением лежит особого рода мотив, получивший название мотив агрессивности. К. Э. Изард в своей работе “Психология эмоций” проанализировал и обобщил различные экспериментальные данные и теоретические концепции. Проблему агрессии также рассматривал Дэвид Майерс. Глубокий анализ этой проблемы представлен в его работе “Социальная психология”.
В старшем дошкольном возрасте проявление форм агрессивного поведения у детей наблюдается в процессе их взаимодействия со сверстниками, в совместной деятельности, игре.
Цель работы: Коррекция агрессивных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста путем формирования коммуникативных навыков.
Объект исследования: Агрессивность как свойство личности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: Процесс формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с проявлением агрессивности.
В качестве гипотезы мы выделили следующее предположение: Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста будет более успешной при выполнении следующих условий:
1. Создание благоприятной эмоциональной обстановки в группе;
2. Соблюдение норм и правил межличностного общения окружающими взрослыми;
3. Использование игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков (сплочение группы, доверие и групповую динамику)
Исходя из этого, мы выделили следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научно – методической литературы по исследуемой проблеме;
2. Изучить особенности проявления агрессивности старших дошкольников в ходе их взаимодействия со сверстниками;
3. Разработать и апробировать систему психолого-педагогических воздействий, направленных на коррекцию агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологические основы исследования составили:
— Концепция агрессивного поведения детей Р. Бэрона;
— Теория социального научения А.Бандуры;
— Исследования агрессивного поведения З. Фрейда, К. Лоренца, А. Адлера;
— Концепция общения М.И. Лисиной.
В ходе исследования использовали следующие методы:
Психология детей с нарушением поведения
... связана с такой базовой человеческой характеристикой, как агрессия. В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе ... развития и полового созревания. 1. Понятия, используемые при характеристике детей с нарушением поведения Очевидная сложность данного понятия обусловлена прежде всего его междисциплинарным ...
1. Теоретический анализ научной литературы;
2. Проективные методики;
3. Наблюдение;
4. Беседа с воспитателями.
Экспериментальной базой нашего исследования являлось ДОУ№86 ЦРР «Оюна». В эксперименте участвовали дети 5 – 6 лет общим количеством 40 человек: 20 человек экспериментальной группы и 20 человек контрольной группы.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанный комплекс мероприятий может быть использован в деятельности дошкольных учреждений, родителями и психологами……..
Список использованной литературы
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: Юнити, 2000. – 286с.
2. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. — №6. –С.112-121.
3. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. — М., 1999. – 512с.
4. Бениаминова М.В. Воспитание детей: Учебник – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Медицина, 1991. – 288с.
5. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. – 512с.
6. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 2001.
7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб. «Питер», 2000.
8. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – 1993. — №3. –С.183 –190.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1967. – 23с.
10. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.
11. Детская психология: Учеб. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399с.
12. Изард К. Психология эмоций. – СПб. «Питер», 1999
13. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности. — М., 1998. – 368с.
14. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. — СПб., 1996. –358с.
15. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001. – 208с.
16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. — М.: Издательство УРАО, 1998.
17. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995. -№6. –С.20-21.
18. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл. 2000.
19. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») М., 1994. –269с.
20. Майерс Д. Социальная психология. – СПб. «Питер», 1997.
21. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей — М: Пресс, 1977.
22. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
23. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2001.
24. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. /П. ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина — М: Просвещение, 1964 г.
25. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999.
26. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения – 97. – 1997. — №2. – С.14.
По психологии. «Агрессия»
... социобилологов считают что причиной агрессии может быть биологическое сходство. То есть будут способствовать выживанию особям с аналогичными параметрами ДНК(родственникам). Социобиологи считают: агрессивность — это средство, с помощью ... данное побуждение можно только путем воздействия на фрустратора, а не на любую личность, в том числе не имеющую никакого отношения к фрустратору или же любым ...
27. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996. — №5. – С.3-18.
28. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у детей // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. — 1999. — №3. — С.6-7.
29. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 2001.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989
31. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. — №5/6. – С.35-40.
32. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996.
33. Словарь практического психолога. – Минск, «Харвест», 1997.
34. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.
35. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. – М., 1998.
36. Фурманов И.А. Детская агрессивность. М., 1996. – 192с.
37. Хвелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. «Питер», 1997.
38. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — ч1 — М: Просвещение, 1980.
39. Хрестоматия по общей психологии. М., 1981.
40. Хрестоматия по психологии/Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. – М., 2001.
41. Чалдин Р. Психология влияния. – СПб. «Питер», 1999.