Коррекция девиации подростков через систему культурно-досуговой деятельности

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Кировский областной колледж культуры»

Курсовая работа

Выполнил:

Студент III курса специальности

071302 социально-культурная

деятельность и народно-

художественное творчество

(специализация постановка

театрализованных представлений)

Грухина Ксения Александровна

Научный руководитель:

Утемов Вячеслав Викторович

Преподаватель

Киров, 2011

Введение

В России в современных условиях на фоне резкого изменения характера и форм социальных отношений, кризиса традиционного воспитания подрастающего поколения, усиления негативных тенденций в подростковой среде (рост алкоголизма, наркомании, бродяжничества, правонарушений и т.п.)*, коммерциализации культурно-досуговых учреждений, возникла необходимость совершенствования форм воспитания и нравственного развития детей и юношества. В настоящее время одной из задач является работа с подростками находящимися в зоне риска, т.е дети из неблагополучных семей и дети с девиантным поведением. Что подчеркивает актуальность нашего исследования.

Дети с девиантным поведением – это подростки, имеющие отклонения в умственном и психическом развитии, что затрудняет их социальную адаптацию и требует особых социально–педагогических условий и коррекционной работы с данной категорией. Работа с подростками по коррекции девиантного поведения в рамках педагогического процесса через систему культурно-досуговой деятельности в литературе рассмотрена, на наш взгляд, не достаточно, обособляя противоречие исследование.

Научная новизна заключается в том, что исследователь не смог ознакомиться с литературой наиболее полно описывающей коррекцию девиации у подростков через систему культурно-досуговых учреждений

26 стр., 12909 слов

Основные и профессиональные компетенции специалистов работающих ...

... - учреждения социально-психологической коррекции детей, подростков и молодёжи. Предмет исследования - кадровый потенциал учреждений социально-психологической коррекции и его компетентность. Цель данной работы - изучение компетенций специалистов, работающих с детьми подростками и ...

Объект исследования: коррекционный воспитательный процесс

Предмет исследования: педагогическая работа по коррекции девиантного поведения через систему культурно-досуговой деятельности

Гипотеза: театрализованное представление способствует коррекции девиантного поведения у подростков

* по данным статистики ОПМК «Перекресток» за 2010-2011 год

Цель: Изучить педагогический процесс коррекции девиации у подростков через систему культурно-досуговой деятельности

В соответствии с поставленной целью курсовой работы перед ней стоит ряд конкретных задач:

— изучить понятие девиантного поведения

— рассмотреть формы работы с подростками девиантного поведения

Цель и задачи работы обусловили выбор его структуры. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной при написании работы литература, приложений к работе.

Глава 1. Девиантное поведение подростков и его учет при работе с подростками.

  1. Определение девиантного поведения

Первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский.

Зарубежные ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.

В отечественной литературе под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением:

  1. Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».
  2. Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным  или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

В первом значении девиантное поведение является преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предметом социологии и социальной психологии.

В дальнейшем при исследовании мы берем первое определение девиантного поведения.

Поскольку девиантное поведение стало ассоциироваться со многими негативными проявлениями (олицетворением «зла» в религиозном мировоззрении, симптомом «болезни» с точки зрения медицины, «незаконным» в соответствии с правовыми нормами), возникла даже тенденция считать его «ненормальным». Поэтому следует подчеркнуть, что девиации как мутации в живой природе являются всеобщей формой, способом изменчивости, следовательно, жизнедеятельности и развития любой системы. Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью, в которой социальные изменения реализуются также путем девиантного поведения, отклонения в поведении естественны и необходимы. Они служат расширению индивидуального опыта. Возникающее на основе этого разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием совершенствования общества, осуществления социального развития.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... поведения: нормальное и девиантное поведение. Человек — существо социальное, мы живем в обществе, которое четко прописало нормы поведения. Отсюда – нормальное поведение – это поведение, ... в таких условиях форму поведения обозначают как делинквентное (проступок, правонарушение ), или антиобщественное, противоправное поведение. Делинквентное поведение (лат. delictum — проступок, ...

Различные классификации и формы девиантного поведения.

Некоторые отечественные и зарубежные ученые считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное).

Данные типы (разновидности) девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий.

Криминальной называют личность, совершившую преступление. Убийства, изнасилования, бесчеловечные поступки во всем мире считаются девиацией, несмотря на то, что во время войны убийства оправданы.

Под делинквентностью традиционно понимается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности. В немецком языке понятие «делинквентность» включает все случаи нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом, т.е. все юридически наказуемые деяния. Отечественные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, называют делинквентной; совершеннолетнего — криминальной.

А.Е. Личко под делинквентным поведением подразумевает мелкие общественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми и т.д. однако В.В. Ковалев возражает против такой трактовки понятия «делинквентное поведение», приравнивая его к «криминальному».

Поэтому относительно подросткового возраста девиантное поведение целесообразно подразделять на два типа — делинквентное и неделинквентное.

Существует еще одна точка зрения, определяющая делинквентность как провинность, склонность, психологическую тенденцию к правонарушению. Делинквентными расцениваются такие характеристики поведения, как агрессивность, лживость, прогулы школы, бродяжничество, крайнее непослушание, враждебность к учителям и родителям, жестокость к младшим и животным, дерзость и сквернословие.

Поскольку отмеченные качества являются аморальными (противоречащими нормам этики и общечеловеческим ценностям), наблюдается определенная трудность в отграничении делинквентных и аморальных поступков. По многим характеристикам криминальное и делинквентное поведение рядоположены. Различие между всеми этими понятиями заключается в том, что преступное и делинквентное поведение носят антисоциальный характер, аморальное — асоциальный. Аморальное поведение, отражающее аномалии характера, предрасполагает к совершению делинквентных и криминальных проступков.

Существует еще одна классификация, выделяющая следующие формы отклоняющегося поведения: асоциальное (аморальное, деструктивное, политическое преступление), делинквентное (криминальное) и паранормальное.

Третья обобщенная классификация выделает такие типы девиантного поведения: преступность, алкоголизм, употребление наркотиков, проституция, самоубийство. Эти типы могут быть отнесены как к болезненным проявлениям, так и к нормальным, и даже оставаться без внимания, если общество относится к ним терпимо (как, например, к абортам и гомосексуализму в различных культурах, в разные эпохи).

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... наблюдателем. В класс средств, выявляющих своебразие личности, попадают мимика, жесты, позы, форма тела, прическа, косметика, украшения, одежда, стиль речи, почерк, рисунок, окружающая среда ...

Появившийся термин «аддиктивное поведение» обозначает злоупотребление различными веществами, изменяющими психиче­ское состояние до того, как от них сформируется зависимость, а аутоагрессивное поведение направлено на самого себя, связано с психическими заболеваниями или сильными душевными расстройствами и определяется как суицид.

Беличева С.А. среди отклонений от нормы выделяет асоциальный тип отклоняющегося поведения; рассматривает социальные отклонения корыстной направленности (хищения, кражи и т.п.), агрессивной ориентации (оскорбление, хулиганство, побои), социально-пассивного типа (уклонение от гражданских обязанностей, уход от активной общественной жизни); считает, что они различаются по степени общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. Ею выделяется докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал объектом преступления, и криминогенные проявления — асоциальное поведение преступной ориентации.

В.В. Ковалев выделяет 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:

  1. уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы;
  2. систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах;
  3. антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях;
  4. антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве;
  5. антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола;
  6. злоупотребление алкоголем;
  7. употребление наркотических и токсических веществ;
  8. уходы из дома, бродяжничество;
  9. азартные игры;
  10. прочие виды отклоняющегося поведения.

А.Е. Личко выделяет следующие формы проявления нарушений поведения: делинквентное поведение, побеги из дома и бродяжничество, ранняя алкоголизация как токсикоманическое поведение, девиации сексуального поведения, суицидальное поведение.

Рассмотрев и проанализировав эти классификации, за основную классификацию нашего исследования берем классификацию В.В. Ковалева.

Критерии девиантного поведения неоднозначны. Латентные правонарушения (безбилетный проезд, нарушение правил уличного движения, мелкие кражи, скупка краденого) могут остаться без внимания. Однако резкие изменения в поведении, когда потребности личности не соответствуют предложению; снижение ценностного отношения к себе, своему имени и телу; негативное отношение к институтам социального контроля; нетерпимость к педагогическим воздействиям; ригоризм в отношении к наркомании, проституции, бродяжничеству, попрошайничеству, связанный с особым виктимным опытом; правонарушения служат наиболее устоявшимися признаками девиантного поведения. Недопустимо навешивать ярлык девиантности на некий вид поведения при всех обстоятельствах.

16 стр., 7704 слов

Девиантное поведение подростков

... Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии. 1.1. Формы проявления нарушений поведения. Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение - это ...

В настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения. Проанализировав понятие «девиантное поведение», рассмотрев его типы и формы, более определенные и жесткие виды девиаций, мы пришли к выводу, что данный феномен является относительным: в каждой стране девиантные явления имеют конкретный облик в зависимости от историко-культурных традиций, экономико-политических отношений и целого ряда других факторов. Необходимо указать, что девиантное поведение может иметь разнообразную структуру и динамические характеристики, формироваться как изолированное явление или как явление группового порядка, сочетать в себе несколько клинических форм или единственную, быть устойчивым или неустойчивым, иметь различную направленность и социальную значимость.

Итак, девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансировнности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Психолого-педагогическая характеристика «трудного» подростка

    Причинную связь между девиантным поведением и личностью позволяет установить теория девиантного поведения американского психолога Говарда Кэплана, проверенная на изучении употребления наркотиков, делинквентного поведения.

    Кэплан (1975, 1980, 1982) начинал с изучения взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением. Поскольку каждый человек стремиться к положительному образу «Я», низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, а принятие себя ассоциируется с освобождением от травмирующих переживаний. Это побуждает людей поступать так, чтобы уменьшить субъективную вероятность самоуничижения и повышать субъективную вероятность принятия себя. Люди, сильнее других страдающие от самоуничижения, испытывают большую потребность в том, чтобы своим поведением изменить это состояние. Поэтому людей, в целом принимающих себя, всегда значительно больше, чем отвергающих себя, склонных к самоуничижению.

    Пониженное самоуважение статистически у юношей практически со всеми видами девиантного поведения – нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением.

    В научной литературе на сей счёт существуют четыре главные гипотезы.

    1. Девиантное поведение способствует снижению самоуважения, потому что вовлечённый в него индивид невольно усваивает и разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым к себе.

    2. Низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе.

    3. При некоторых условиях, особенно при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует повышению самоуважения.

    17 стр., 8347 слов

    Социальная работа с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением

    ... Теоретические основы исследуемой проблемы социальной работы с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением 1.1 Девиантное поведение в теории социальной работы Девиантное поведение (от лат. deviation – отклонение) – совершение поступков, которые противоречат нормам ...

    4. Кроме делинквентности важное влияние на самоуважение оказывают другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется.

    Сравнивая долгосрочную динамику самоуважения подростков, начиная с 12 – летнего возраста, с их участием или неучастием в девиантном поведении, Кэплан нашёл убедительные свидетельства в пользу второй и третьей гипотез. Оказалось что у подавляющего большинства подростков положительные самооценки превалируют над отрицательными, причём в возрастом эта тенденция усиливается – самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение.

    Однако у некоторых подростков не происходит, и они постоянно чувствуют себя неудачниками. Их негативное самовосприятие складывается из трёх различных, но взаимосвязанных видов опыта.

    Во-первых, они считают, что не имеют личностно – ценных качеств или не могут совершить личностно – ценные действия, и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия.

    Во – вторых, они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно.

    В – третьих, они не обладают или не умеют эффективно использовать механизмы психической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта.

    Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантным формам поведения.

    Чувство самоуничижения, своего несоответствия предъявляемых требованием ставит перед выбором либо в пользу требований и продолжение мучительных переживаний самоуничижения, либо в пользу повышения самоуважения в поведении, направленном против этих требований. Поэтому желание соответствовать ожиданиям коллектива, общества уменьшается, а стремление уклоняться от них растёт. В результате и установки, и референтные группы, и поведение подростка становится всё более антинормативным, толкая его всё дальше по пути девиации. [1]

    Разумеется, девиация – не лучший и не единственный способ избавиться от чувства самоуничижения. «Высокое самоуважение» подростка – преступника нередко проблематично, в нём много напускного, демонстративного, в глубине души он не может не измерять себя общесоциальным масштабом, и рано или поздно это сказывается. Тем не менее Девиантное поведение как средство повышения самоуважения и психологической самозащиты достаточно эффективно.

    Компенсаторные механизмы, посредством которых подросток «восстанавливает» подорванное самоуважение, не совсем одинаковы для той, или иной стороны его «Я». Чувство своей недостаточной маскулинности может побудить подростка начать курить и пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». Кроме того, подростковое самоуничижение снимается девиантсным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре.

    Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституционные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.

    6 стр., 2748 слов

    Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с речевыми нарушениями

    ... перспективным является анализ своих ощущений, эмоционального состояния и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации, что ... друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни; 2. Развиваем наглядно-образное и логическое ... овощей, фруктов, цветов, ягод натюрморты. Занятие №6 «Сказка Деда Мороза» Цель: 1. Учим детей взаимодействовать друг с другом, ...

    При этом образуется прочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ним. Это способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлечённости в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными. [8]

    Культурно-досуговые формы при работе с детьми девиантного поведения

      При рассмотрении культурно-досуговой деятельности как педагогического процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с подростками отклоняющегося поведения – объекта педагогического влияния.

      Прежде всего, эффективность воспитательного воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражения содержания деятельности. Форма – это сочетание способа и средств организации процесса культурно-досуговой деятельности, обусловленное его содержанием.

      Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Одна из таких форм – художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия.

      К данной форме можно отнести – массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.

      Вечер – универсальная по характеру и содержанию решаемых задач массовая воспитательная акция, построенная по заранее разработанной художественно-педагогической программе – сценарию.[ ]

      9 стр., 4101 слов

      Коррекция девиантного поведения подростков

      ... В данной главе мы рассмотрим теоретические вопросы психологии девиантного поведения, охарактеризуем его сущность, виды. 1.1. Сущность понятия «девиантное поведение». Классификации девиантного поведения подростков «Девиантное поведение» как психологический феномен к концу двадцатого века стал ...

      Представление – система массовых действий, выстроенных по законам драматургии, с использованием средств театральной выразительности.

      Вышеперечисленные формы как вечера отдыха, шоу-представления вызовут особый интерес у подростков в двух случаях: если пронизаны духом соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом. Ведь нереализованная нежность души и стремление во всем соревноваться со сверстниками являются особенностями трудных подростков.

      Яркой формой организации зрелищных представления являются балы и карнавалы. Они посвящаются важнейшим событиям в жизни подростков, но, к сожалению, эти формы сейчас применяются редко, так как для таких праздников нужны красивые костюмы, чего не могут дать многие досуговые учреждения.

      Бал – распространенная форма массового отдыха и культурных развлечений, отличающаяся разнообразием средств идейно-эмоционального воздействия и большой вариативностью композиционного построения.

      Карнавал – народное празднество под открытым небом или в помещении, сопровождающееся шествиями, танцами, маскарадами, театрализованными играми и затеями.

      Глава 2. Описание и анализ опытно-экспериментальной работы.

      Необходимость проведение профилактических и коррекционных мероприятий среди молодого поколения с девиантным поведением объясняется, с одной стороны, с возрастанием кризисных проявлений, а с другой стороны, с фактическим отсутствием подобного рода профилактической и коррекционной работы с подростками.

      Практика отклоняющегося поведения – это заранее спланированный, продуманный комплекс предупредительных мероприятий, направленных на создание условий, препятствующих возникновению тех или иных форм социальных отклонений, а также их распространению. Профилактика обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, то есть устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия.

      Для того чтобы построить профилактическую или коррекционную работу с детьми и подростками, склонными к отклонениям в поведении, необходимо знать виды девиации, их характеристики и проявления, а также причины, являющиеся основополагающими в формировании девиантного поведения, а в данном случае семейное неблагополучие.

      В данном исследовании за основную классификацию мы принимаем классификацию В.В. Ковалева, а в частности один из критериев характеризующий девиантное поведение подростков: уклонение от учебной и трудовой деятельности.

      Проанализировав статистику ОПМК «Перекресток» за 2010 год, 15 клубов по месту жительства посещают 21 подросток, состоящий на внутрешкольном учете за систематические прогулы и неуспеваемость.

      Наибольшее количество подростков (5 человек) посещают клуб по месту жительства «Чайка».

      Мы предполагаем, что эффективным способом для коррекции девиантного поведения у подростков является театрализованное представление.

      При создании сценария праздника учитывались как психолого-возрастные четы характера, так и личные качества подростков. Создавался образ героя, который позволял бы посмотреть подросткам на себя со стороны. (Приложение 1)

      18 стр., 8700 слов

      Профилактическая работа с подростками с девиантным поведением

      ... большей мере лишь как ее оправдание. Глава 1. Особенности девиантного поведения подростков. 1.1. Типичные формы девиантного поведения подростков. Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям "взрослого" отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм ...

      Спустя 3 месяца после проведения театрализованного представления мы просмотрели статистику ОПМК «Перекресток» за I квартал 2011 года, в частности статистику посещения клуба «Чайка». Из 5 человек состоящих на внутрешкольном учете 3 человека были сняты с учета. На данный момент они систематически посещают занятия, и их успеваемость является удовлетворительной.

      Заключение

      В большинстве случаев акцентуации характера создают предпосылки для формирования девиантного поведения, особенно в подростковом возрасте. Для того чтобы избежать отклонений в поведении подростков, педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера подростка.

      Эффективным способом коррекции девиации является театрализованное представление. В ходе его, подростки могут посмотреть на себя со стороны, оценить свое поведение и в последующем не совершать плохих поступков.

      Список использованных источников.

      1. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. — Свердловск, 1985

      2. Афанасьев С.П. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних. – М.: Мысль, 2000

      3. Безленкина ЛФ. Социально-коррекционная работа с подростками девиантного поведения. – М.: Наука, 1995.

      4. Бочкарева Г.Г. Воспитание подростков. – М.: Просвещение, 1997.

      5. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., Просвещение, 1988.

      6. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая школа, 1999

      7. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – М., 1988

      8. Трудный подросток: причины и следствия / Под редакцией

      Татенко В. А. — Киев, 1985

      Приложения

      Приложение 1.

      (сбор детей)

      (выходит Елка)

      Елка(складывает подарки в мешок): Васе от Деда Мороза, Маше от Деда Мороза…а мне опять нет подарка, варежка чья то..вот так всегда!!! Все, мне это надоело! Я ухожу!

      (выходит заяц с подарком, кладет под елку подарок, елка забирает его подарок и кладет в мешок)

      Заяц: не понял, ЕЛКАААА…ты куда собралась?

      Елка: каждый новый год, всем дарят подарки, а мне хоть бы раз, хоть кто нибудь подарил бы подарок…я зря, что ли каждый год наряжаюсь? Самые лучшие бусы одеваю…

      Заяц:даа…проблема, а я знаю кто нам поможет! Дед Мороз! Он все знает и все может!

      Елка: нет, к нему я точно не пойду!

      Заяц: ну тогда сиди без подарков

      Елка: хорошо, но если он не поможет…не видать вам больше подарков!

      Заяц: взялись все за руки, мы начинаем увлекательное путешествие на северный полюс к Деду Морозу…сначала мы едем на паровозе…чучучучух….а теперь мы летим на самолете……ууууу…..

      Елка: а теперь мы едем на коньках…вжих вжих…..пересели на снегоход….тррртррр….

      Заяц: мы уже совсем близко, теперь мы едем на лыжах….да! вот уже виден дом Деда Мороза!

      (выходит Дед Мороз, садится на стул, плачет)

      Заяц: фууух….ну вот мы и добрались. Здравствуй Дедушка Мор.. Дедушка, что случилось? Почему ты плачешь?

      Дед Мороз: я разносил подарки и где то обронил свою рукавицу…

      (Елка достает мешок с подарками и начинает рыться в нем)

      Елка(тихо):где то была…не то…ааа…вот эта?

      Дед Мороз: да! Она самая!

      Елка: ну раз твоя, тогда догони!

      (отдает варежку ребятам, заяц бегает помогает Деду Морозу найти варежку, а Елка мешает)

      Заяц: вот дедушка, держи (отдает варежку)

      Дед Мороз: а что с нашей Елочкой случилось?

      Заяц: Она решила уйти, обиделась видите ли…

      Дед Мороз: На что?

      Елка: так то в ночь с 31 декабря на 1 января у меня день рождения, я зря что ли наряжаюсь, но все о нем забыли…

      Дед Мороз: Как забыли?! Не может быть!!! Я же оставлял тебе подарок?

      Елка: мне? Подарок?

      (Ищет подарок)

      Дед Мороз: ребята, а что поют имениннице?

      Заяц: Карава!

      Дед Мороз: Не простой каравай, а новогодний!

      («В лесу родилась елочка»)

      Заяц: ребята! А давайте пожелаем чего нибудь елочке!

      (пожелания)

      Елка: хорошо! Я остаюсь! И поиграю с вами!

      (Лавата, Нос к носу, Фруктовый салат)

      Дед Мороз.

      Подошел к концу наш праздник,

      И прощаться надо нам.

      Но грустить о нем не стоит —

      Он шагает по домам.

      Заяц: Дома — елка и веселье,

      И у мамы выходной,

      А уж к ночи новогодней —

      Гости, шутки, пир горой!

      Дед Мороз.

      А когда наступит новый,

      Самый лучший Новый год,

      Обязательно с ним вместе

      Счастье новое придет.

      Елка:

      Подойдет оно неслышно

      И на ушко вам шепнет:

      «Самый лучший и счастливый

      Наступает Новый год!»

      До свиданья, до свиданья,

      Уезжаем с дедом мы.

      Дед Мороз.

      До свиданья, до свиданья,

      И до будущей зимы!

      Содержание

      Введение…………………………………………………………………….3

      Глава 1. Девиантное поведение подростков и его учет при работе с подростками……………………………………………………………………….5

      1. Определение девиантного поведения………………………………….5
      2. Психолого-педагогическая характеристика «трудного» подростка………………………………………………………………12
      3. Культурно-досуговые формы при работе с детьми девиантного поведения………………………………………………………………15

      Глава 2. Описание и анализ опытно-экспериментальной работы……..17

      Заключение………………………………………………………………..19

      Список использованных источников……………………………………20

      Приложения……………………………………………………………….21

      23