Девиантное поведение детей и подростков

1. Определение понятий «девиация», «поведение», «девиантное или отклоняющееся поведение»

2. Классификация видов отклоняющегося поведения

3. Отклоняющееся поведение как проявление детско-подростковой дезадаптации

4. Механизм формирования социальной дезадаптации

5. Факторы, которые влияют на формировании девиантного поведения

1. Определение понятий «девиация», «поведение», «девиантное или отклоняющееся поведение»

Термин «девиация» в буквальном переводе с латинского означает – уклонение. И употребляется в двух аспектах:

1) как социальные явления, которые выражаются в массовых формах человеческой деятельности, которая не отвечает официально установленным в данном социуме нормам и стандартам поведения и составляет угрозу для нормального функционирования общества (такими явлениями являются алкоголизм, наркотизм, преступность, суициды, бродяжничество и др.).

Эти явления изучает социология и социальная психология.

2) поступки и действия людей, которые не отвечают официально установленным, принятым и фактически действующим в социуме нормам. В данном случае речь идет о девиантном поведении и его изучением занимается психология, педагогика, психиатрия.

Нас с вами интересует именно девиантное поведение как отклоняющееся поведение отдельной личности именно в психологическом и педагогическом аспектах.

В психологии термин поведение широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, его взаимодействия с внешней окружающей средой, которая имеет внешние и внутренние компоненты.

Под внешней активностью человека понимаются любые внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции.

Внутренними составляющими поведения являются: мотивация и целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные явления, процессы саморегуляции.

Поэтому в психологии под поведением понимают процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.

Одним из наиболее существенных признаков или свойств человеческого поведения является то, что оно социально по своей сути — то есть оно формируется и реализуется в обществе.

В целом поведение личности отражает процесс ее социализации – то есть интеграции в социум.

Социализация же, в свою очередь, предполагает адаптацию к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей.

28 стр., 13551 слов

Отклоняющееся поведение как социальное явление

... характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, ... составляющих индивидуальности, так и аномалии и девиации основываются на их изменениях, отклонениях и нарушениях. Таким образом, девиантное поведение человека можно обозначить как систему поступков ...

Выделяют следующие варианты социальной адаптации:

  • радикальная адаптация — самореализация личности через изменение существующего социального мира;
  • гиперадаптация — самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством ее собственных сверхдостижений;
  • гармоничная адаптация — самореализация личности в социуме посредством ориентации на социальные нормы и требования;
  • конформистская адаптация — приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировка самореализации;
  • девиантная адаптация — самореализация посредством выхода за существующие социальные требования (нормы);
  • социально-психологическая дезадаптация — блокирование процессов самореализации и адаптации.

При любом варианте социализации поведение конкретного человека можно описать, используя общие характеристики поведения:

  • мотивированность — внутренняя готовность действовать, направляемая потребностями и целями личности;
  • адаптивность — соответствие ведущим требованиям социальной среды;
  • аутентичность — соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности;
  • продуктивность — реализация сознательных целей; адекватность — согласованность с конкретной ситуацией.

Более частными, но не менее важными являются такие признаки поведения личности, как:

  • уровень активности — энергичность и инициативность;
  • эмоциональная выразительность — сила и характер проявляемых аффектов;
  • динамичность – предполагает общий темп жизнедеятельности;
  • стабильность — постоянство проявлений в различное время и в разных ситуациях;
  • осознанность — понимание своего поведения, способность объяснить его словами;
  • произвольность — контролируемость, самоконтроль;
  • гибкость — изменение поведения в ответ на изменения среды.

Когда речь идет об отклоняющемся поведении, то такое поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация – дезадаптация – изоляция».

Специфические особенности отклоняющегося поведения личности, которые помогают отличать его от других психологических явлений и феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека, следующие:

1.Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2.Само девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей.

3. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям.

4. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5. Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласоваться с общей направленностью личности.

6. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы.

8 стр., 3755 слов

Особенности социальных отклонений у подростков, употребляющих спиртные напитки

... на определенное сходство, социальные отклонения отличаются от отклоняющегося поведения личности. В первом случае имеет место социальный феномен, а во втором — психологический. Отметим, что некоторые социальные отклонения одновременно являются и отклоняющимся поведением личности: алкоголизм, самоубийство, преступное ...

7. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.

8. Отклоняющееся поведение имеет четко выраженное индивидуальное, возрастное и половое своеобразие.

Исходя из сказанного выше, можно дать следующее определение отклоняющегося (девиантного) поведения – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

На социальном уровне отклоняющееся поведение – это только одна из возможных форм взаимоотношения между обществом и личностью.

На личностном уровне отклоняющееся поведение – это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля поведения и образа жизни человека.

2. Классификация видов отклоняющегося поведения

Условно можно выделить три основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений — социально-правовой, клинический и психологический.

Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные явления, в которых устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социаль­но-пассивного типа.

Социальные отклонения корыстной направленности – действия, проступки и правонарушения, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д.).

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство).

Социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление сло­вом), так и невербальный характер (физическое воздействие), то есть в виде проступков и аморального поведения, вызывающих мораль­ное осуждение, и в виде преступных уголовно-наказуемых действий.

Отклонения социально-пассивного типа — стремле­ние к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих граж­данских обязанностей, долга, нежелании решать как личностные, так и социальные проблемы.

К такого рода проявлениям можно отнести ук­лонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, игровая увлеченность, погружающие в мир искусственных иллюзий и разрушающие психику. Крайнее проявление социально-пассивной позиции – самоубийство (суицид).

Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:

– вид нарушаемой нормы;

– психологические цели поведения и его мотивация;

– результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;

– индивидуально-стилевые характеристики поведения.

В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, например Ю.А. Клейберг, выделяют три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество).

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... потребительское, манипулятивное, конфликтное; массовое; групповое; просоциальное; антисоциальное; помогающее; конкурентное; девиантное (отклоняющееся); противоправное и др. Массовое поведение — активность масс, не имеющая определенной цели и организованности, например, мода, ...

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских объединяют все поведенческие девиации в две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение.

Змановская Е.В. классифицирует поведенческие отклонения, на основании таких критериев, как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения.

В соответствии с перечисленными критериями она выделяет три основные группы отклоняющегося поведения:

— антисоциальное (делинквентное) поведение,

— асоциальное (аморальное) поведение,

— аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Антисоциальное (делинквентное) поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.

Асоциальное поведение это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.

В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).

У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.

Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, зависимое поведение — пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивнйми веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).

Спецификой аутодеструктивного поведения (аналогично предыдущим формам) в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже – суицидальное поведение.

3 стр., 1145 слов

Социальная работа с детьми в условиях социального приюта

... полугода, поэтому в задачу социального работника этого учреждения входит: § Снятие у ребенка остроты психического напряжения или стрессового состояния; § Выявление и анализ причин, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних; § Содействие органам ...

В детском возрасте имеют место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция мало характерна.

То есть, различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются на единой оси «деструктивное поведение», с двумя противоположными направлениями – на себя или на других.

В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.

3. Отклоняющееся поведение как проявление детско-подростковой дезадаптации

Отклоняющееся поведение детей и подростков является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, которые выражаются в различных формах детско-подростковой дезадаптации уже в раннем возрасте.

Формы детской и подростковой дезадаптации

В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют:

– патогенную,

– психосоциальную;

– социальную дезадаптации, которые могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании.

Патогенную дезадаптацию вызывают отклонения и патологии психического развития и нервно-психические заболевания, причиной которых являются функционально-органические поражения центральной нервной системы и связана с различными формами проявления психической патологии. В ваших школах таких детей практически нет, поэтому нет необходимости на этом останавливаться.

По степени и глубине своего проявления патогенная дезадаптация может иметь

– устойчивые, хронические формы (психозы, эпилепсия, шизофрения, олигофрения и т.д., в основе которых серьезные органические повреждения центральной нервной системы) и

– легкие, пограничные формы, в частности так называемую психогенную дезадаптацию (фобии, тики, навязчивые дурные привычки, энурез и т.д.) вследствие неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуаций.

В современных условиях прослеживаются негативные изменения здоровья детского и подросткового населения: стремительно увеличивается рост хронических, соматических заболеваний, снижаются показатели физического здоровья. Растет удельный вес психической патологии и пограничных состояний. В настоящее время социальная дезадаптация у детей и подростков приобретает особую значимость в силу нарастающей социально-психологической напряженности общества. В Украине заболеваемость психическими и поведенческими расстройствами за период 1990-2003г. возросла на 2,8% и составила 265,8 на 100 тыс. населения. В общей сложности (по данным детского психотерапевта А.И. Захарова) до 42% детей дошкольного возраста страдают теми или иными психосоматическими проблемами и нуждаются в помощи психоневрологов и психотерапевтов. Отсутствие своевременной помощи приводит к более глубоким и серьезным формам социальной дезадаптации и отклоняющегося поведения.

Среди форм патогенной дезадаптации особое место занимают проблемы социальной адаптации умственно-отсталых детей – олигофренов. У них отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям и при адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания они в состоянии осваивать определенные социальные программы, получать некоторые профессии, трудиться в меру своих возможностей и быть полезными членами общества. Однако умственная неполноценность этих детей затрудняет их социальную адаптацию и требует специальных социально-педагогических условий и коррекционно-развивающих программ.

22 стр., 10911 слов

Социально-педагогическая запущенность детей

... ситуации развития ребенка, вызывает определенные деформации его лич­ности. Основными проявлениями социальной запущенности в дет­ ... исследования – отклоняющееся поведение «трудных» детей и подростков, предметом  исследования выступает социально-педагогическая запущенность детей и подростков. В ... «трудные» пишется в кавычках? В советской школе это было связано с официальным мнением начальст ...

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обусловливают их нестандартность, трудновоспитуемость, воспитание таких детей требует индивидуального педагогического подхода, а в отдельных случаях – применения специальных коррекционных психологических программ.

По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации бывают:

– устойчивые и

– временные, неустойчивые формы.

Устойчивые формы возникают за счет таких индивидуально-психологических особенностей, как акцентуация характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сферы (недостаточная эмпатия, расторможенность либо патологическая застенчивость и т.д.).

К временным, неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести, прежде всего, психофизиологические особенности кризисных периодов развития, в частности кризис подросткового возраста. В течении обучения в школе ребенок переживает 3 возрастных нормативных кризиса: кризис 7 лет (морально-этический, когда ребенок болезненно реагирует на замечания, связанные с соблюдением морально-этических норм), кризис подросткового возраста, связанный с психофизиологическим созреванием и взрослением и перестройкой всей системы взаимоотношений ребенка с окружающими; и юношеский кризис самоопределения, связанный с жизненным и профессиональным самоопределением и ценностно-смысловой саморегуляцией поведения, что также усложняет процесс активной адаптации ребенка в социуме.

Как известно, в подростковом возрасте переживается как бы глобальный психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис, характеризуемый ускоренным и неравномерным развитием костно-мышечной и сердечно-сосудистой системы, «эндокринной бурей», сопровождающей половое созревание. В этот период жизни подросток проявляет повышенный интерес к вопросам пола, стремится к общению со сверстниками и самоутверждению. У него активно формируются самооценка и самосознание, он пытается отделиться от взрослых, вступает с ними в конфликт. Вследствие всего этого подростковый возраст – весьма трудный как для окружающих, так и для самого подростка и ведет к различным, как правило, временным, проявлениям дезадаптации.

Временные формы психосоциальной дезадаптации могут быть также вызваны различными конфликтными ситуациями в школе, дома, со сверстниками, переживаниями первой влюбленности и т.д. Преодоление психосоциальной дезадаптации подростка, прежде всего, требует большого педагогического такта взрослых, учителей и родителей, а в отдельных случаях – применения специальных психосоциальных и психотерапевтических техник по коррекции самооценки, формированию коммуникативных навыков, нейтрализации отрицательных установок, развитию эмоционально-волевой сферы и т.д.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок.

13 стр., 6440 слов

1.Теоретические основы изучения девиантного поведения в психолого-педагогической ...

... и криминогенное. В основе - нарушение социализации, социально-педагогическая запущенность, деформация регуляции поведения, социальная дезадаптация, десоциализация. При всей относительности понятия "девиантное поведение" за ним, тем не менее, скрываются вполне реальные и ...

В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации подростков:

– педагогическая и

– социальная запущенность.

При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно-нормативных представлений., для них небезразлично мнение окружающих, сохранены социально-значимые референтные связи.

При социальной запущенности наряду с асоциальным поведением резко деформируется система ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентации, социальных установок. Их референтные связи и ориентации характеризуются глубоким отчуждением от всех лиц и социальных институтов с позитивной социальной направленностью.

Признаками социальной дезадаптации в школьном возрасте могут выступать: регулярное употребление психоактивных веществ, сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, совершение противоправных действий и преступлений.

Таким образом, социальная дезадаптация и социально-психологическое не­благополучие, могут быть вызваны причинами как внешнего, так и внут­реннего характера, либо их сложным сочетанием. Так при рассмотрении социальной дезадаптации детей и подрост­ков наряду с неблагоприятными психобиологическими и психосоциаль­ными особенностями могут усугублять ситуацию семейное неблагопо­лучие, школьная неуспешность, конфликты в семье, школе, со сверст­никами.

4. Механизм формирования социальной дезадаптации

Хочу обратить ваше внимание на описанный в литературе механизм формирования педагогической запущенности, который непосредственно приводит к социальной запущенности и непосредственно с ней связан. Этот механизм, на мой взгляд, полностью распространяется и на формирование девиантного поведения детей и подростков в целом. И в него вовлечены и принимают активное участие и педагоги, и родители и все социальное окружение, в котором живет и развивается ребенок. На мой взгляд этот механизм является универсальным в развитии и формировании девиантного поведения, поскольку обучение ребенка в школе невозможно отделить от общения, взаимодействия с педагогами, родителями, сверстниками и все в этот процесс вовлечены.

Механизм представлен стадиями формирования педагогической запущенности, описан в книге Колесова Д.В., Мягкова И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. – М.: Просвещение, 1986. – С. 59-60.

Может эти стадии педагогической запущенности описаны еще где-то, но я больше нигде их не видела.

Суть этого взгляда состоит в том, что авторы связывают начало формирования педагогической запущенности и соответственно социальной запущенности, социальной дезадаптации с неуспехом или неуспешностью в школьном обучении. Если иметь ввиду, что до этого момента (6-7 лет, и начала обучения в школе) социальная ситуация развития у ребенка была относительно нормальная – семья, работающие родители, посещение детского сада и др. признаки социального благополучия.

3 стр., 1146 слов

Девиантное поведение социальная проблема.

... В.А. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности // актуальные поблемы суицидологии / Ред.А.Портнов М., 1978. 4. Афанасьев В.С., Гилинский Я.И. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского ...

Так вот, неуспех в учебной деятельности порождает разнообразные изменения в эмоциональной сфере – негативные эмоции и пониженное настроение, которые многократно поочередно подкрепляются как в школе педагогами, так и дома родителями – педагог ставит низкие баллы, а дома за них наказывают. Это приводит к раздражительности, отрицательному отношению к учебным предметам и в целом к обучению, школе. Хроническая эмоциональная напряженность в подобных случаях обычно находит выход в усиленном общении со сверстниками вне школы, вне дома. Постепенно изменяется характер подростка, приобретается отрицательный социальный опыт и личность в целом приобретает негативную и асоциальную направленность.

Таким образом, при формировании педагогической и социальной запущенности прослеживается четыре стадии.

На первой стадии обнаруживается многообразие отрицательных эмоциональных переживаний, что свидетельствует о функциональной неприспособленности ребенка: неуспех в учебе, конфликтные ситуации в семье, неудовлетворенность своим социальным статусом в группе сверстников. С другой стороны этому могут способствовать возрастные психофизиологические особенности: пубертатный период, акселерация, соматическое неблагополучие и др. Все это рано или поздно приводит к внутриличностному конфликту и эмоциональному неблагополучию.

Диапазон проявления эмоциональных проявлений очень широк: страхи, апатия, депрессии и др. Если конфликт долго не разрешается, то развивается хроническая эмоциональная напряженность. Ребенок, пытаясь найти способ выхода из сложившейся ситуации, чтобы облегчить свое состояние, или использует способы психологической защиты: происходит знакомство с алкогольными напитками или наркотическими препаратами, попадает в уличную компанию. Это временно облегчает душевное состояние, но усугубляет конфликт с окружением. Происходят эмоциональные срывы, конфликты с родителями, учителями, друзьями, изоляция в школе, проблемы с родителями.

На второй стадии межличностный и внутриличностный конфликты формируют страхи (наказания), различного рода опасения трансформируются в тревожность, лабильность настроения, раздражительность, повышенную возбудимость. Даже незначительные неблагоприятные воздействия вызывают аффективную реакцию. Изменяется стиль поведения, личность становится неустойчивой к внешним воздействиям, что приводит к постоянным межличностным конфликтам со всеми, с кем ребенок взаимодействует.

На третьей стадии постепенно формируется патологический характер, то есть происходят характерологические изменения либо в чрезмерно выраженной форме акцентуации, либо в форме выраженных черт патологического характера (психопатий).

Психопатическое развитие характеризуется появлением в раннем возрасте аномалий характера (психопатий).

Причем нежелательные качества становятся относительно устойчивыми в течении последующей жизни, проявляются тотально (в различных сферах жизни) и достигают степени, нарушающей социальную адаптацию личности, т.е. степени социальной дезадаптации.

На четвертой стадии типичными становятся глубокие и стойкие изменения личности, появляется асоциальная направленность поведения. Характерными признаками являются противоречивое отражение действительности, наличие асоциальных взглядов, позиций, вредных привычек, навыков, закрепляется и становится устойчивой система враждебного отношения ко многим ценностям. Все это приводит к стойким нарушениям взаимодействия с окружающей социальной средой или социальной дезадаптации.

25 стр., 12090 слов

Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция

... что сочетание доминантности и эмоциональной неустойчивости в структуре личности матери может способствовать формированию гиперактивного поведения ребенка. Данными исследования можно будет пользоваться при ... трех учащихся Голицынской средней школы №2, Голицынской средней школы №1, Большевяземской гимназии, Одинцовской средней школы №3, Захаровской средней школы. В результате анкетирования родителей ...

Перечисленным этапам формирования педагогической и социальной запущенности соответствует механизм формирования личностных (характерологических) аномалий:

Единичная поведенческая реакция в ответ на ситуативное взаимодействие

Поведенческая модель как стереотип

Закрепившаяся личностная черта наряду с другими чертами

Акцентуация или психопатия, при которой закрепившаяся черта становится ведущей чертой личности

Социальна запущенность (социальна дезадаптация) проявляется в:

– нарушении или отсутствии социально-полезных связей и отношений;

– наличие отрицательного влияния микросреды, в которой ребенок оказался.

Причины отклоняющегося поведения детей и подростков

Первое и основное место среди причин отклоняющегося поведения несовершеннолетних занимает чрезмерно усложненная жизненная ситуация. В абсолютном большинстве случаев эти причины лежат не в индивидуальных биологических особенностях, а в неблагоприятной микросоциальной среде.

Даже умственно отсталый в степени дебильности, ребенок со значительными церебральными, эндокринными и соматогенными нарушениями, прошедший соответствующие ступени специального обучения и воспитания, находит для себя социально полезное место, реадаптируется, приспосабливается к быту и трудовой деятельности, к различным видам неквалифицированного труда.

Второе место среди причин отклоняющегося поведения принадлежит аномалиям биологической структуры мозга в виде психопатического развития, проявляющегося ущербностью и дисгармоничностью личности с постоянной готовностью к импульсивным взрывам поведения, с утратой корригирующих свойств мышления. Причем неадекватность мыслительных возможностей тем более выражена, чем более усложненная жизненная обстановка.

Третье место, весьма незначительное, среди дезадаптации поведения с созданием конфликтных ситуаций, также принадлежит биологической ущербности.

Речь идет, во-первых, об атипичных формах легких степеней дебильности.

Во-вторых, эпизодических патохарактерологических особенностях личности ребенка (подростка), обусловливаемых особенностями критических фаз развития, когда биологическая почва временно становится неустойчивой.

Критические фазы развития обусловливают особую неустойчивость и ранимость с проявлением тревожных реакций, усилением навязчивости, прожектерской мечтательности, неправильным реагированием на особенности среды.

Таким образом, в определении причин отклоняющегося поведения нашло отражение сочетание и взаимосвязи социального и биологического в отклоняющемся поведении.

5. Факторы, которые влияют на формировании девиантного поведения

Девиантное поведение ребенка является результатом взаимодействия условий в формировании его личности в семье, школе, неформального общения с взрослыми и сверстниками и психических черт, которые снижают адаптивные возможности индивида.

К психологическим предпосылкам девиантного поведения относятся такие личностные особенности:

— повышенная возбудимость, неуравновешенность, импульсивность, расторможенность;

— упрямство и слабость воли;

— скудность эмоциональной сферы, неразвитость высших чувств;

— восприимчивость и обидчивость;

— акцентуации характера (гипертимный тип, неустойчивый, истероидный, конформный, эпилептоидный) и психопатии (в большинстве случаев);

— некритическое отношение к себе, неадекватная самооценка (преимущественно заниженная);

— экстернальность;

— неразвитость сферы интересов, упрощенная мотивация, ориентация на гедонистическое времяпрепровождение;

— противоречивость мировоззрения, узость кругозора;

— моральная неустойчивость;

— повышенная потребность в общении и самоутверждении.

Микросоциальными факторами девиантного поведения являются трудности в трех сферах: в семье; общении с педагогами (школа) и общение в неформальных группах со сверстниками.

В семье предпосылками девиантного поведения детей и подростков является асоциальная и конфликтная атмосфера, недостаточное и некорректное педагогическое влияние, отчужденность и жесткое, даже жестокое отношение к ребенку.

Выделяют 4 типа семьи воспитание в которых способствует формированию девиантного поведения:

— Криминальные и аморальные семьи;

— Конфликтные семьи (отношения в семье характеризуются постоянными конфликтами);

— Семьи с недостаточными воспитательными ресурсами (неполные, многодетные семьи и др.);

— Педагогично некомпетентные семьи (родители занимают неправильную педагогическую позицию, не владеют или используют недопустимые методы воспитания).

Следствием воспитания в таких семьях может быть стремление к поиску эмоционального комфорта, психологической поддержки и образцов для подражания вне семьи.

В школе склонность к девиантному поведению закрепляется у педагогически слабых и запущенных детей с клеймом «трудновоспитуемых», «двоечников», «неуспевающих», «недисциплинированных». Такие дети ищут референтную группу вне школы.

В неформальных группах дети и подростки ищут то, чего они не получили в семье и школе – эмоциональный комфорт, уважение, поддержку, ощущение безопасности. И если такая группа уже имеет асоциальную направленность, она усиливает проявление девиантного поведения, к тому же группа становится средой обмена асоциальным опытом.

10