Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте

Курсовая работа

ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Содержание

Введение

Глава 1.Теоретические основы исследования особенностей копинг-поведения в подростковом возрасте

1.1 Понятие копинг — поведения

1.2 Стратегии копинг-поведения

1.3 Копинг — поведение в процессе преодоления трудностей социально-психологической адаптации

Глава 2. Эмпирические показатели особенностей копинг-поведения в подростковом возрасте

2.1 Результаты обследования подростков с не успешным копинг-поведением

2.2 Особенности поведения подростков с успешным выбором копинг-стратегий

2.3 Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте с успешной социально-психологической адаптацией Заключение Список литературы Введение Политические и экономические преобразования 20 века оказали существенное влияние на все сферы жизни. Огромные изменения происходят в образовательной структуре, что заставляет общество решать множество проблем. Наиболее важной и широкой проблемой является становление личности. Особенно это касается подросткового возраста, так как — это самый трудный и сложный из всех возрастов. Главное содержание подросткового возраста — это переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Биологические изменения дополняются психологическими. В биологической сфере происходят гормональные и физические изменения. В переходном возрасте меняется характер отношений со сверстниками и родителями. Круг друзей, в том числе противоположного пола, расширяется. Мальчики и девочки ходят на свидания, идет подготовка к сексуальным отношениям. Позже возникают пары, которые отделяются от компании. Дружба становится теснее и продолжительнее. Нарушения в эмоциональной и поведенческой сфере у подростка могут возникнуть из-за самых различных стрессов, характерных именно для этого возраста: переход в другую школу, экзамены, первая любовь, конфликты в школе — подросток воспринимает всё это крайне серьёзно.

Стрессовая ситуация в жизни подростка способна повлиять на личностное развитие подростков. Часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В стрессовых ситуациях мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на восприятие, мышление, поведение. Всё это делает актуальным исследование преодоления стрессовых состояний, что в психологии получило название копинг-поведение (преодоление, совладание).

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...

... перевод»). В нашем переводе методика получила название «КПСС — Копинг-поведение в стрессовых ситуациях — опросник обобщенных реакций». Опросник прошел адаптацию ... инструментов; хорошее теоретическое обоснование связи между особенностями личности и ее социальным поведением и т.д. [2, 3, 5, 7, ... гг. в исследовании совладеющего поведения*. Выборка состояла из 210 взрослых людей в возрасте 27—50 лет, а ...

Копинг-поведение достаточно хорошо изучено для взрослого возраста, когда человек способен к генерированию и исследованию собственных гипотез, к абстрактному мышлению, а также приспособиться к разного рода ситуациям, возникает чувство роста собственных возможностей, это в свою очередь, ведет к положительной самооценке. Однако, изучение подросткового возраста с точки зрения существующих способов поведения в трудных жизненных ситуациях ещё не получило в психологии развития достаточной разработки.

Подросток сталкивается с трудностями, которые не только связаны с проблемами развития и возрастными кризисами, не только с экстремальными событиями в социальной и личной жизни, но и с обыденными жизненными ситуациями. Для преодоления повседневных трудных ситуаций человеку требуются представления о способах, условиях и возможностях, необходимых для реализации своих усилий, а также умения эти способы применять. Всё это происходит по мере взросления и накопления определенного жизненного опыта.

Таким образом, проблема работы, по своей актуальности может быть оценена, как одна из важных и её решение требует внимания специалистов в области психологии и педагогики.

Объект исследования курсовой работы: поведенческая сфера личности подростка.

Предмет исследования: копинг-поведение подростка.

Цель: выявить особенности копинг-поведения в подростковом возрасте.

Задачи:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы копинг-поведения подростка в психологической науке.

2. Определить содержание основных понятий данной курсовой работы

3. Выявить гендерные особенности копинг-поведения подростка.

Методы:

В данной работе, обратились к таким методам исследования, которые наиболее соответствуют поставленным задачам и объекту исследования. При этом использовался не один метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

На этапе сбора данных использовались:

o Индикатор копинг-стратегий (Д. Амирхан)

o Методика определения копинг-поведения в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер)

o Шкала социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд).

1. Теоретические основы исследования особенностей копинг-поведения подростка

1.1 Понятие копинг — поведения

Интерес к проблеме поведения в трудных жизненных ситуациях пронизывает все человеческое бытие. Поведение в трудных жизненных ситуациях стало предметом изучения психологической науки сравнительно недавно. Во второй половине XX в. в зарубежной психологии возникло направление, занимающееся проблемой «копинга» (англ. термин — «coping» -справляться, преодолевать, совладать; нем. — «Bewaltigung» — переработка нагрузок) личности с трудными жизненными ситуациями, т.е. выяснением того, каким образом человек ведет себя в трудных жизненных ситуациях различного рода и свойства.

13 стр., 6045 слов

Копинг-поведение, определяемое по методике Э

... распространяет это понятие на сложные и необычные ситуации. Под термином копинг он понимает сочетание творческого, созидательного и рефлексивного поведения. Исходя из медико-социального аспекта, D.Mechanik ( ... базируется на связи стресса и копинга. По мнению автора, взаимодействие среды и личности регулируется двумя процессами: когнитивной оценкой и копингом. Выделяется два вида когнитивной оценки ...

Основные теоретические подходы к пониманию феномена «трудная жизненная ситуация».

Поведение является функцией взаимодействия личности, и среды в определенный момент времени при определенных обстоятельствах. Чтобы понять сущность поведения, необходимо выяснить содержание и структуру ситуаций, которые составляют жизнь и деятельность человека, опосредуют процессы его социализации, становления личности, формирования образа «Я» и т.д.

Человеку необходимо вырабатывать навыки копинг-поведения, особенно это касается подросткового возраста. Правильное и эффективное поведение в различных жизненных ситуациях позволит избежать множество проблем и трудностей в дальнейшем.

Понятие «копинг» интерпретируется по-разному в разных психологических школах.

Первый подход — неопсихоаналитический. Копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, направленные на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях. Функционирование копинг-процессов предполагает включение когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности в процессе совладания с проблемой. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Такие механизмы определяются как ригидные, дезадаптивные способы совладания с проблемой, препятствующие адекватной ориентации индивида в реальной действительности. Иначе говоря, копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессах, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем.

Второй подход определяет копинг как качества личности, позволяющие использовать относительно постоянные варианты ответа на стрессовые ситуации. А.Биллингс и Р.Моос выделяют три способа совладания со стрессовой ситуацией:

1. Копинг, нацеленный на оценку, — преодоление стресса, включающее в себя попытку определить значение ситуации и ввести в действие определенные стратегии: логический анализ, когнитивная переоценка и др.

2. Копинг, нацеленный на проблему, — совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса.

3. Копинг, нацеленный на эмоции, — преодоление стресса, включающее в себя когнитивные, поведенческие усилия, с помощью которых человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие.

В третьем подходе копинг выступает как динамический процесс, который определяется субъективностью переживания ситуации и многими другими факторами. Р.Лазарус и С.Фолькман обозначили психологическое преодоление как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса.

Активная форма копинг-поведения, активное преодоление, является Пассивное копинг-поведение, или пассивное преодоление, предполагает использование различного арсенала механизмов психологической защиты, которые направлены на снижение эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации.

По мнению С.Фолькман и Р.Лазаруса, копинг выполняет две основные функции:

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... развития. Столь же вредной оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно-развлекательной, культурно бесплодной. Организаторам ... и полезным. Подводя итоги, можно сказать, что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние.  

? регуляция эмоций (копинг, нацеленный на эмоции);

? управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему).

Обе эти функции осуществляются в большинстве стрессовых ситуаций. Их количественное соотношение зависит от того, как оцениваются стрессовые ситуации. Оценка происходящего играет важную роль в процессе эволюции человека, от нее зависит интенсивность и характер эмоций, которые испытывает человек, встречаясь с проблемами.

1.2 Стратегии копинг-поведения

Основной задачей в существующей на сегодняшний день парадигме исследования активности человека по преодолению трудных жизненных ситуаций является их анализ с позиции внутреннего мира индивида. Один из способов увидеть мир глазами другого человека, войти в его положение, был предложен Дж. Келли в рамках его «теории личностных конструктов» Представляется, что каждая используемая подростком стратегия копинг-поведения может быть оценена по всем вышеперечисленным основаниям, хотя бы потому, что подросток, оказавшийся в трудной ситуации может использовать как одну, так и несколько стратегий совладания.

Проблеме совладания со стрессом посвящено множество исследований. Среди них наиболее популярны работы, изучающие механизм действия копинг-стратегий (поведенческих стратегий).

В этих работах определяются стили совладающего поведения, изучается его влияние на процессы адаптации, самочувствие людей. Большой интерес вызывают возрастные и половые различия копинг-поведения.

Установлено, что психическое и физическое самочувствие подростка зависит от выбора копинг-стратегий в момент столкновения с психотравмирующей ситуацией. Понятие стратегии означает способность к самостоятельному построению своей жизни, к осмысленному ее регулированию в соответствии с кардинальным направлением.

На формирование жизненной стратегии в немалой степени влияет жизненная позиция человека, совокупность жизненных целей и задач. Если эти задачи предельно примитивны, жизненный кругозор человека узок, нет жизненных перспектив, необходимость в стратегии сама по себе отпадает. Если позиция противоречива, неустойчива, стратегию построить трудно.

Избегание проблемных ситуаций в жизни, нежелание «усложнять» себе жизнь чем-то выходящим за рамки повседневного распорядка равносильны отказу от стратегии и организации своей жизни. Стратегия помогает увидеть возможности дальнейшего расширения жизненных перспектив, сохранить и выявить последовательность в реализации жизненной линии. В определении принципов решения жизненных задач и заключается суть стратегии. Умение принимать решения и должно отличать стратега в повседневной жизни.

Осмысливая задачи стратегического характера человек не стремится поскорее сбросить их с себя, а осуществляет их решение и с учетом предыдущего опыта и с перспективой на будущее. Сами эти задачи решаются не «одноразово», а последовательно и пролонгировано. Стратегический план не есть совокупность жизненных шагов, совершаемых по рецептам на все случаи жизни (женитьба, диссертация, ребенок), а он наполнен индивидуальным, личностным содержанием тем, как личность хочет выразить себя, от чего уберечь, в чем найти.

В процессе своей жизни личность выступает в качестве то субъекта общения, то субъекта деятельности, являясь при этом субъектом своей жизни, объединяющим в единое целое свою жизненную практику, мировоззрение, отношения. Основную жизненную стратегию личность осуществляет только в качестве субъекта своей жизни. Стратегия жизни — это ее интегральная характеристика. Это стратегия поиска, обоснования и реализации своей личности в жизни путем соотнесения жизненных требований с личной активностью, ее ценностями и способом самоутверждения.

3 стр., 1413 слов

Копинг-стратегии подростков в зависимости от доминирующей родительской стратегии

... подростков играют детско-родительскиеотношения. Одни воспитательные стили формируют активные функциональные копинг- стратегии (стратеги разрешения проблем и поиска социальной поддержки) и развивают ... структурные свойства личности, выступающие в качестве психологических ресурсов стресспреодолевающего поведения подростков; 6.Определить особенности взаимодействия родителей и детей в изучаемой ...

Стратегия жизни в широком ее понимании — это принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию. Для каждой личности характерен свой, неповторимый способ жизни, способ ее структурирования, организация, с одной стороны, и оценивание, осмысление — с другой.

В использовании копинг-стратегий существует определенная возрастная динамика. С увеличением возраста повышается вероятность использования активных проблемосовладающих поведенческих стратегий (Petrosky M., BirkimerJ., 1991).

По статистике, исследование стратегий преодоления стресса, используемых подростками показало, что эмоционально-ориентированные поведенческие стратегии служат непосредственному эмоциональному решению снятия негативных ощущений, а стратегии, ориентированные на проблему, направлены на изменение реальной ситуации. Было установлено, что подростки с высокой тревожностью чаще используют эмоциональные копинг-стратегии (избегание, обвинение и т.п.), которые связаны со снижением самооценки, ухудшением адаптации к заболеваниям (Newton T.L., Contrada R.J., 1992), а высокий уровень психологической зрелости людей, ощущение собственной значимости, высокая самооценка обуславливают использование когнитивных копинг-стратегий. (Felton B.J., RevensonT.A., 1987).

Исследуя половые различия в стиле преодоления стресса, Н.Эндлер и Д.Паркер пришли к выводу, что у девочек-подростков стиль преодоления депрессии более эмоционален и более ориентирован на избегание. Однако и у мальчиков, и у девочек с явно выраженной депрессивной симптоматикой более склонны к эмоциональному стилю преодоления стресса, чем люди с менее выраженной депрессией (Endler N.S.,Parker J.D.,1990).

В 1978 году Л. Перлин и К. Шулер впервые использовали метод интервью для измерения копинг-поведения взрослых испытуемых. Они выделили три копинг-стиля, соответствующих основным сферам психической деятельности: поведенческие ответы, которые изменяют ситуацию; ответы, которые изменяют значение или оценку ситуации; ответы, нацеленные на контроль негативных ощущений (Pearlin L.I., Schooler С, 1978).

Дж. Амирхан на основе факторного анализа разнообразных конинг-ответов на стресс разработал «Индикатор копинг-стратегий».

Он выделил 3 группы копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания (Amirkhan J., 1990).

1. Стратегия разрешения проблем — это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

13 стр., 6283 слов

Особенности копинг-поведения школьников с глубоким нарушением зрения

... обнаруживается и влияние личностных факторов на выбор слепыми подростками той или иной стратегии копинг-поведения. Так, чем выше у незрячих подростков уровень личностной тревожности, тем в большей степени они ...

2. Стратегия поиска социальной поддержки — это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

3. Стратегия избегания — это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.

Человек может использовать пассивные способы избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания — суицид.

Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.

Существует достаточно большое количество различных классификаций стратегий копинг-поведения . На наш взгляд, можно выделить три основных критерия, по которым строятся эти классификации:

I. Эмоциональный/проблемный:

1. Эмоционально-фокусированный копинг — направлен на урегулирование эмоциональной реакции.

2. Проблемно-фокусированный — направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.

II. Когнитивный/поведенческий:

1. «Скрытый» внутренний копинг — когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс.

2. «Открытый» поведенческий копинг — ориентирован на поведенческие действия, используются копинг-стратегии, наблюдаемые в поведении.

Ш. Успешный/неуспешный:

1. Успешный копинг — используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс.

2. Неуспешный копинг — используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению трудной ситуации.

Итак, развитие подростка и процесс формирования его поведения будет зависеть в основном от личностных факторов влияния, таких как отношение подростка, к себе как к личности, отношение к сверстникам, к своему будущему, способность или неспособность выбрать карьеру, продлить образование и т.д.

Важно отметить, что при рассмотрении трудных жизненных ситуаций подростка нужно проанализировать их с позиции внутреннего мира индивида. Один из способов увидеть мир глазами другого человека, войти в его положение, это позволит выделить моменты несоответствия внутренних установок подростка и запросов общества, поэтому в следующей части мы обратимся к понятию «социальной адаптации» .

1.3 Копинг — поведение в процессе преодоления трудностей социально-психологической адаптации

Для формирования новых форм адаптации в подростковом возрасте особенно важное значение имеют психологические механизмы преодоления эмоционального стресса, или копинг-механизмы, которые определяют развитие различных вариантов поведения, приводящих к адаптации либо к дезадаптации индивида.

9 стр., 4453 слов

Глава 1. Девиантное поведение как проблема социальной работы

... города и области по вопросам дезадаптации подростков с девиантным поведением. Практика показывает (и у нас особенно), что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни ...

Модель активного адаптивного функционального копинг-поведения. Для этой модели характерно сбалансированное использование соответствующих возрасту копинг-стратегий с преобладанием активного начала, направленного на разрешение проблем и поиск социальной поддержки, с доминированием мотивации на достижение успеха над мотивацией избегания неудач и с готовностью к активному противостоянию среде.

Модель псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения. Основные признаки данной модели характеризуются сочетанием в использовании как пассивных, так и активных базисных копинг-стратегий. Отмечается повышение удельного веса стратегий, не соответствующих возрасту (инфантилизм).

Дефицит навыков активного использования стратегии разрешения проблем компенсируется заменой ее на копинг-стратегию избегания неудач либо фармакологическим механизмом реализации данной стратегии.

Модель пассивного дисфункционального копинг-поведения. Характеризуется преобладанием пассивных копинг-стратегий над активными, дефицитом социальных навыков разрешения проблем, интенсивным использованием детских копинг-стратегий, не соответствующих возрасту. В качестве ведущей используется копинг-стратегия с преобладанием мотивации на избегание неудач. Характерны неготовность к активному противостоянию среде, подчиненность ей при негативном отношении к проблемам и оценке их как угрозы. Преобладает псевдокомпенсаторный, защитный характер поведения.

Подростковый период является не только периодом нарушенного равновесия, но и транзитивным (переходным) периодом, в котором формируются направления последующих форм адаптации и развития, периодом активного формирования механизмов преодоления стресса.

Подростковый возраст представляет собой период особой концентрации конфликтов, часто приводящих к различным поведенческим отклонениям, таким как делинквентность, агрессивное поведение, проживание в особой субкультуре, наркомания, суициды. В подростковом возрасте особенно сложно определить, является то или иное поведение проявлением психического заболевания или вариантом нормального развития, особенно в случае так называемых кризисов взросления, которые могут со временем полностью компенсироваться.

У подростка происходят большие перемены — и в жизни, и в организме, на которые он реагирует выработкой определенной системы запретов и предписаний на основе своих личностных особенностей и жизненного опыта.

Дети и подростки со свойственной этому возрасту особой чувствительностью оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми, одинокими и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Часто они не готовы к новым жестким требованиям общества, не способны сделать самостоятельный выбор и взять на себя ответственность за свое поведение, за свое будущее и потому оказываются в стрессовых ситуациях. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные способы снятия напряжения, которые давали бы им возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный стиль жизни, они не справляются с многочисленными проблемами. Это приводит к дезадаптивному и саморазрушающему поведению, в том числе к злоупотреблению наркотиками и другими психоактивными веществами и как следствие — к заражению ВИЧ-инфекцией. К копинг-ресурсам, помогающим справиться со стрессогенными ситуациями, относятся:

5 стр., 2452 слов

Алкоголизм у детей и подростков. Проблема профилактики раннего алкоголизма.

... психических заболеваний и в 2 раза больше вероятность делинквентного поведения. Очевидно, что часть проблем может объясняться влиянием генетических факторов, рассмотренных нами в обзоре, ... бытового пьянства может быть непродолжительным- несколько месяцев, реже 1-2 года.Всех подростков, которые употребляют спиртные напиткирегулярно, можно считать группой риска в аспектеалкоголизма.Именно поэтому ...

* ресурсы личности (Я-концепция; интервальный локус контроля; ресурсы когнитивной сферы; аффиляция; эмпатия; позиция человека по отношению к жизни, смерти, любви, вере; духовность; ценностная мотивационная структура личности);

* ресурсы социальной среды (окружение, в котором живет человек; умение находить, принимать и оказывать социальную поддержку).

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в подростковом возрасте очень важно удовлетворение базовых фундаментальных потребностей:

* в любви, признании, самоидентификации и самоуважении (духовных);

* в познании и понимании; эстетических (когнитивных);

* в красоте, в порядке (эстетических);

* потребностей в эмоциональном и моторном самовыражении (экспрессивных).

Не удовлетворив их, подросток не может перейти к потребностям роста и самоактуализации, к развитию своих способностей и задатков, что приводит к саморазрушающему и дисгармоничному развитию личности, неумению преодолевать стресс.

Важно, чтобы родители воспринимали ребенка в этот возрастной период адекватно и не обвиняли его в излишнем эгоизме, так как это может привести подростка к акцентуации переживания собственного одиночества и к отчуждению от семьи.

2. Эмпирические показатели особенностей копинг-поведения в подростковом возрасте

2.1 Результаты обследования подростков с не успешным копинг-поведением

Подросток способен выбрать правильный стиль поведения, тактику, самостоятельно справиться с возникшими трудностями и даже воспользоваться накопленным положительным опытом в будущем, но можно наблюдать и прямо противоположную картину. В первой методике Д. Амирхана, мы отмечаем, что 40% подростков выбрали стратегию «избегание проблем».

Подростки недостаточно организованны, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным. Подростки не могут самостоятельно и адекватно воспринимать всё окружающее их. Отношение взрослых к подростку меняется: они ждут от подростка более зрелого поведения, предполагающего проявление волевых качеств личности, ведь подросток становится и более разумным, и более сильным. В подростковом возрасте, при достаточно ускоренном физическом и в некоторой степени психическом развитии особенно бросается в глаза отсутствие волевых качеств. В результате, подростки нередко чувствуют себя людьми со слабой волей, что вызывает у них недовольство собой, а главное не верее в свои силы, что ведет к использованию пассивных способов избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания — суицид. 20% респондентов выбрали стратегию «поиска социальной поддержки». Это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям.

Руку помощи подростку должны подать родители первыми. Безусловная любовь, пристальное внимание, обучение навыкам общения с подростком, умение поддержать любые стремления подростка к независимости и самостоятельности, способность понять и разделить его интересы. Важно, приглашать его друзей домой, постоянно разговаривать с подростком, быть в курсе всех событий его жизни, не навязывая ему своего авторитарного мнения, постараться обеспечить ему интересную жизнь (это вовсе не означает одобрения постоянных развлечений: дискотеки, кино и пр.).

26 стр., 12789 слов

Влияние акцентуации характера подростков на поведение в конфликтной ситуации

... по проблеме терминальных ценностей. . Анализ и изучение атрибутивного стиля и копинг-поведения, как параметров, которые отражают когнитивно-поведенческие компоненты социальных установок. . ... ценностями и когнитивно-поведенческими установками. Объект исследования: терминальные ценности личности. Предмет исследования: взаимосвязь терминальных ценностей с когнитивно-поведенческими установками ...

Такое поведение со стороны его окружающих, прежде всего родителей, повышает самооценку и уверенность подростков. Он сможет с меньшей боязнью брать ответственность на себя. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка правильно проявлять и направлять свои мысли и действия.

Многие эмоциональные состояния у подростка возникают под влиянием социальных воздействий. Состояние вызывается или сильными, значимыми для личности воздействиями, или же слабыми, но длительно действующими раздражителями. Эмоциональные состояния влияют на силу реагирования человека в определенной ситуации. В каком эмоциональном состоянии находится подросток, будут зависеть особенности его поведения и способы реагирования на возникающие жизненные препятствия. По поводу методики С. Нормана 10% наших респондентов склонны ориентироваться на эмоции, при выборе стратегии. Влияние внешних воздействий на поведение человека зависит от его психических, эмоциональных состояний, т.е. от того, как ощущает себя на данный момент человек, будет зависеть его реакция на окружающий мир. Многие эмоциональные состояния у подростка возникают под влиянием социальных воздействий. На формирование жизненной стратегии в немалой степени влияет жизненная позиция подростка, совокупность жизненных целей и задач. Если эти задачи предельно примитивны для данных подростков, жизненный кругозор человека узок, нет жизненных перспектив, то в условиях трудной ситуации, подростки просто пытаются убежать и закрыть на неё глаза. Подростки хотят свободы, еще не понимая, что свобода неразрывно связана с таким понятием, как ответственность. Ответственность за свои поступки и просто неожиданные решения.

Самое главное для подростка — это уверенность в том, что он любим своими родителями, что взрослые видят в нем достоинства, а не только недостатки. Важно, создавать в подростке чувство твердости, оказывать поддержку. Нужно помочь понять ребенку, что избегание это не решение.
психологический подростковый эмоциональный адаптация

2.2 Особенности поведения подростков с успешным выбором копинг-стратегий

По первой методики С. Нормана, изучение показало, что стратегию “разрешения проблем” наиболее часто применяют подростки с высокой самооценкой и оптимистическим отношением к жизни. Их количество составило 40% респондентов. Они вполне самостоятельно смогут справиться с возникшими проблемами. У подростков много новых разнообразных интересов, выходящих далеко за пределы школы. Они начинают увлекаться спортом, техникой, различными видами искусства. У них возникает интерес к другому полу, тяга к времяпрепровождению в компании сверстников. Все это в какой-то степени вырабатывает в подростках чувство ответственности за свои поступки и решения. Данные подростки адекватно воспринимают происходящие изменения вокруг него, способны отвлечься от негативных мыслей путем вовлечения в различные виды деятельности. Одновременно с этим у подростков уже складывается умение анализировать свое поведение.

Жизненный опыт подростков недостаточен, им свойственно стремление к самоутверждению показывать свою самостоятельности. В кругу своих сверстников они часто стремятся показать себя людьми, знающими жизнь. Вырабатывается возможность предвидеть, как он поступит в той или иной ситуации.
Во второй стратегии С. Нормана, было выявлено, что 30 %, это ориентировано на решение задач. Принять решение — значит оборвать сомнения и прекратить колебания. Доминирование данной стратегии, свидетельствует о сильной личности и наличие определенных знаний, умений и навыков, из которых она возникает и формируется, стратегия в свою очередь создает условия для осознания своей роли и своего назначения в жизни и их реализации. Подросток сам постоянно создает противоречия, неожиданности, так как «без оглядки» предпринимает нечто новое, предлагает, изобретает. Стратегия помогает увидеть возможности дальнейшего расширения жизненных перспектив, сохранить и выявить последовательность в реализации жизненной линии. Данные респонденты способны адекватно разделять понятия — качество, перспективность, оперативность принятия решения.

2.3 Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте с успешной социально-психологической адаптацией Следующей частью работы стала диагностика по К. Роджерсу и Р. Даймонду. Перед анализом полученных данных, респондентов проверили на лживость, с помощью специальной таблицы. По результатам этого подсчёта, не оказалось людей, отвечающих не искренне. Затем были проанализированы данные по интегральным показателям. 45%, а это большинство испытывают эмоциональный комфорт в большинстве своих жизненных ситуаций. Эмоциональное благополучие подростка является одним из объектов внимания школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная диагностика подобного показателя поможет воспрепятствовать возникновению нежелательных тенденций в развитии личности, появлению различных форм отклоняющегося поведения, трудностям в школьной и внешкольной деятельности подростка. Эмоциональное благополучие в подростковом возрасте все больше и больше начинает зависеть от статуса, который он занимает в группе, определяются отношения и оценки со стороны сверстников. Респонденты обладают наличием положительной самооценки, что является необходимым условием развития личности. Эмоциональный комфорт особенно важен в учебной деятельности, что ведет к успешному усвоению знаний. Следующие показатели, это самопринятие и принятие других. Группа испытуемых показала высокие баллы по отношению к самопринятию, но явную враждебность по отношению к другим. Здесь хотелось бы отметить, что ещё Роджерс в своих разработках предположил, что чем в большей степени человек принимает себя, тем выше вероятность, что он принимает других. Такая связь между самопринятием и принятием других основана на наблюдении. Эрих Фромм, например, утверждал, что любовь к себе и любовь к другим идут рука об руку (Fromm, 1956).

Далее он отмечал, что нелюбовь к себе сопровождается существенной враждебностью к другим. Однако из исследований мы увидели противоположную картину. Испытуемые не считают, что имеют какие-то общие цели с остальными людьми коллектива. Не находят совместные идеалы, интересы, ценности, а это мешает любому взаимодействию и как следствие принятие других. Человеку необходимо ощущать дополняемость своего темперамента и характера. Таким образом, 60% респондентов испытывают затруднения в принятии других. Они не способны позволить другому человеку быть таким, как он есть. А также испытывать внимание к чувствам и мыслям другого человека и готовность их услышать. Сюда же относится их не готовность уважать решение другого человека, «найденную им правду». Готовность к поддержке другого; при этом человек остается самим собой, понимая, что ценности и системы взглядов могут не совпадать, готовность делиться собственными ценностями и взглядами, способствуя возможности понимания себя другим человеком, готовность к открытости и принятию нового опыта — всё это наши респонденты не хотят оказывать окружающим людям.

Заключение
Исследуя теоретические основы психологических проблем подростка в школе можно сделать вывод о том, что с самого рождения на подростка оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Всё это создает ряд проблем и трудностей в его жизни. В настоящее время становится хроническим, когда стрессовая ситуация в нашей стране способна повлиять на личностное развитие подростков. Поэтому становиться логичным продолжение изучения преодоления стрессовых состояний или копинг-поведение. Нарушения в эмоциональной и соответственно физической сфере у подростка могут возникнуть из-за самых различных стрессов.

Одним из самых важных средовых ресурсов является социальная поддержка. К личностным ресурсам относятся “Я — концепция”, позитивная самооценка, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция и другие психологические конструкты. Нами было проведено исследование, главной целью которого было изучение копинг -стратегий, определяющих преодолевающее поведение в подростковом возрасте. Основные результаты можно обобщить следующим образом:

o Были изучены основные копинг — стратегии в подростковом возрасте. На I месте по частоте использования стоит стратегия “разрешение проблем”, на II — “избегание”, на III — “поиск социальной поддержки”.

o Была изучена взаимосвязь основных личностно-средовых ресурсов и копинг-поведения подростков. Анализ показал, что стратегию “разрешения проблем” наиболее часто применяют подростки с высокой самооценкой (умение преодолевать трудности), интернальным локусом контроля; “поиск социальной поддержки” используют подростки с повышенной чувствительностью к отвержению. Не было получено данных о связи эмпатии и аффилиации с конструктивными стратегиями поведения.

o С помощью нашего исследования, были выявлены два основных типа поведения личности в трудных ситуациях, связанных с развитием разных личностно-средовых ресурсов: 1) “активное разрешение проблем” используют подростки с оптимистическим отношением к жизни и высокой самооценкой умения преодолевать трудности;

2) “обращаются за помощью”, прибегают к таким способам ухода от решения проблемы, как фантазирование, отвлечение, подростки с высоко развитой аффилиацией и чувствительностью к отвержению, а также с высоким уровнем восприятия социальной поддержки.

Список литературы

1. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. — 1990. — № 4. — С. 14-22.

2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков// Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 288-318.

3. Василюк Ф.Е. Психологии переживания М.: Знание, 1984. 388 с.

4. Диссертационная / докторская работа: Колосова Татьяна Александровна. Копинг-поведение и механизмы психологической защиты у подростков: диссертация… кандидата психологических наук : 19.00.10 Санкт-Петербург, 2007 150 с. РГБ ОД, 61:07-19/452

5. Диагностика и коррекция нарушении социальной адаптации подростков / Под ред. С.А. Беличевой, М.: Наука, 1998. 388 с.

6. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. — 1996. — № 1. — С. 6-14.

7. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000

8. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. — СПб., 1999

9.http://www.slovarik.kiev.ua/psychology/k/123052.html>Копинг-Поведение

10. Трудный подросток: причины и следствия / Под редакцией Татенко В. А. — Киев, 1985

11. Кон И. С. Психология ранней юности.- М., 1989.

12. Личко А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. — Л., 1983.

13. Патохарактерологические исследования у подростков. Под ред. Личко А.Е. и Иванова Н.Я., Л., 1981.

14. http://mirslovarei.com/content_psi/Koping-Povedenie-838.html

15. Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростка. — М. :Знание, 1978.

16. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал №1, 1994, с. 3-19

Размещено на