Возраст как критерий структурирования научного психологического знания

Содержание

1. Возраст как критерий структурирования научного психологического знания: основные отрасли возрастной психологии, их характеристика. Социальный критерий структурирования научного психологического знания, краткая характеристика отраслей 2

2. Понятие о восприятии. Функции восприятия. Закономерности восприятия. Апперцепция 8

3. Основные факторы психического развития и формирования личности, их характеристика и соотношение 11

1. Возраст как критерий структурирования научного психологического знания: основные отрасли возрастной психологии, их характеристика. Социальный критерий структурирования научного психологического знания, краткая характеристика отраслей

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. Существуют ряд критериев, с помощью которых структурируют научное психологическое знание. К ним относятся критерий возраста и социальный критерий.

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий науки вообще и психологии в частности. Это важнейший атрибут существования любого физического тела. Возраст в психологии – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст. Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков.

В науке возрастные категории выглядят чрезвычайно сложными и противоречивыми. Как указывает И.С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего, необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст, и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Во-первых, это индивидуальное развитие, описываемое в таких понятиях, как «онтогенез», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография»; его составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производные («возрастные свойства», «возрастные нормы»).

21 стр., 10488 слов

Современное состояние теории психического развития в отечественной ...

... в дошкольном и школьном возрастах. Можно сказать, что «культурно-историческая концепция» - это вершинная точка развития отечественной возрастной психологии советского периода. 1.2 ... становления психологических новообразований возраста, раскрытия механизмов этого становления в условиях обучения и воспитания. Необходимость дальнейшего развития возрастной психологии была вызвана изменениями, ...

Вторая система отсчета – социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества, описываемые в таких терминах, как «возрастная стратификация», «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколение», «когортные различия» и т.д.

Третья система отсчета – возрастной символизм, т.е. представления о возрастных процессах в культуре, то, как их воспринимают и символизируют представители разных социально-экономических и этнических общностей и групп («возрастные обряды», «возрастные стереотипы» и т.п.).

В психологии понятие «возраст» разделяют на хронологический и психологический. Хронологическим называют паспортный возраст, т.е. зафиксированную дату рождения. Он является неким фоном для процессов психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психологических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, от того, какие чувства, стремления, желания испытывает человек.

В отличие от хронологического возраста, в психологии возраст обозначает определенную, качественно новую ступень онтогенетического развития. Психологический возраст опосредуется социальными и биологическими факторами. Возрастные «прибавки» являются в действительности суммацией разнородных явлений роста: общесоматического, полового и нервно-психического созревания. Этот рост имеет место и в период зрелости, и в период старения, так как он пересекается со многими сложными явлениями социального и культурного развития человека в конкретных исторических условиях его существования. Обозначение определенных этапов в систематиках возрастного развития свидетельствует лишь о том, что для данного возраста новыми и наиболее типичными являются определенные психические качества индивида. Датирование сроков начала и особенно окончания этапа является также весьма искусственным. В систематике возрастных этапов оправдано использовать метод «перехлестывания» возрастных периодов, а главным является последовательность стадий. Каждая стадия является периодом эволюции психики и одновременно типом поведения человека.

Возрастная психология – это одна из областей психологии. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей. Каждая возрастная стадия имеет свои неповторимые характеристики и внутренние условия развития. Возрастная психология занимается изучением динамики процессов психики. Для возрастной психологии интересно понятие «возраст», которое Л.С. Выготский описал как некий цикл в развитии человека, который имеет собственную структуру и динамику. В процессе каждого цикла развития происходят психологические и физиологические изменения, которые не зависят от индивидуальных отличий и присущи всем людям (учитывая норму их развития).

Разделами возрастной психологии являются следующие:

1) Детская психология – отрасль возрастной психологии, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Детская психология занимается исследованием деятельности детей, особенностями этого процесса. Сюда входят детские игры, общение с взрослым и со сверстниками, овладение трудовыми навыками, особенности обучения. Этот раздел включает в себя исследование детей с момента рождения до наступления юности, т.е. детей до 14-15 лет. Детская психология изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольном, начальном школьном, подростковом периодах. Она также исследует кризисы развития на разных этапах, занимается изучением социальной ситуации развития, ведущих видов деятельности, новообразований, анатомо-физиологических изменений, особенностей развития психических функций, эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также комплексов и путей их преодоления.

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, своеобразно и неповторимо. Каждый ребенок усваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, при этом путь ее развития остается индивидуальным. Методы исследования психологии дошкольного возраста ...

2) Психология юности – отрасль возрастной психологии, занимающаяся изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, а также исследованием жизненных позиций детей, их стремления к самоопределению. Она изучает новообразования этого возраста, социальную ситуацию развития, особенности познавательной и эмоциональной сфер, общение, процессы развития самосознания и формирования мировоззрения. Психология юности охватывает период от 14 до 20 лет.

3) Психология зрелого возраста – это отрасль возрастной психологии, занимающаяся изучением закономерностей и механизмов развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, т.е. данный раздел возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста. Этот период охватывает возраст от 20 до 50-60 лет. Так же как и первый раздел, он разделен на ряд возрастных этапов, имеющих свои особенности и отличия. Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей познавательных процессов, эмоциональной сферы, становления «я-концепции» и самоактуализации, особенностей сферы человеческой активности, противоречий индивидуального развития, социализации нравственного поведения, развития потенциала личности.

4) Геронтопсихология – это отрасль возрастной психологии, занимающаяся изучением психических явлений и процессов, связанных со старением организма. Она выявляет инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости.

Наряду с возрастом важным критерием структурирования научного психологического знания является социальный критерий. Усложнение общественной жизни, проявляющееся и в убыстрении социальных процессов, и в возникновении новых форм и «сечений» общественных институтов, и во все умножающихся бурных социальных изменениях, а порою катаклизмах, требует от человека понимания того, что же происходит вокруг [3]. Структурированное с помощью социального критерия научное психологическое знание, – это совокупность психологических знаний о различных социальных явлениях, отношениях, фактах, задачах и способах ее решения исследователями. Психология социального познания ставит своей задачей раскрыть механизмы, посредством которых человек осознает себя частью той социальной реальности, в которой он живет и действует, а также всю совокупность социальных факторов, которые обусловливают эти процессы. Иными словами, это вопрос о том, как человек строит образ социального мира или «конструирует» социальный мир. Под «конструированием» понимается приведение в систему информации о мире, организация этой информации в связные структуры с целью постижения ее смысла. Ее результатом является построение образа социального мира, который предстает перед человеком как определенная социальная реальность. По выражению У. Томаса, «если люди воспринимают некоторую ситуацию в качестве реальной, то она будет реальной и по своим последствиям» [см. 3, С. 66]. Следовательно очень важно проанализировать процесс, в ходе которого такая реальность «конструируется».

12 стр., 5510 слов

Кросс-культурная и этническая психология как отрасли социальной психологии

... этнических общностей получили название этническая психология (этнопсихология) и кросс-культурная психология. Они в свою очередь являются отраслями социальной психологии и базируются на исследованиях, осуществляемых ... деловые отношения, в том числе и деятельность следователя, разрешение конфликтов, восприятие информации). Для иллюстрации сказанного приведем пример из практики одной западноевропейской ...

Социальная психология – раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, и психологических характеристик самих групп.

Краткая характеристика основных отраслей социальной психологии [10]:

Этническая психология – отрасль социальной психологии, которая занимается выявлением и описанием психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей. Основные объекты этнопсихологии – племена, народности, нации, а также специфические в этническом отношении группы населения (например, группы иммигрантов и т. д.).

Содержание этнопсихологических исследований – установление взаимосвязи между типом хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и характером духовной культуры (традиции, верования и пр.), с одной стороны, и особенностями психики членов исследуемых общностей – с другой.

Психология религии – отрасль социальной психологии, изучающая психологию людей, вовлеченных в религиозные общности, а также их религиозную деятельность, психологические и социально-психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции.

Политическая психология – отрасль социальной психологии, исследующая различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей, политическое поведение человека, касающегося проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнеров переговоров), так и внутренней (политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентаций).

Психология управления – отрасль социальной психологии, уделяющая главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы людей, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.

Психология межгруппового и межличностного влияния – недостаточно пока систематизированная отрасль социальной психологии, занимающаяся изучением особенностей, закономерностей, форм и методов воздействия на людей и их группы в различных условиях развития общества.

3 стр., 1090 слов

Понятие о личности человека в психологии

... личность человека. Согласно гуманистической психологии, цель такой личности – самоосуществление, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру и наделен стремлением к непрерывному развитию ... науки – нейропсихологии. П.Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях). ...

Психология общения раскрывает не только своеобразие обмена информацией между людьми и социальными группами, но и показывает, как должны строиться, поддерживаться и развиваться взаимодействие и отношения между ними.

Психология семьи (семейных отношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики отношений между членами первичной звена человеческого общества.

Психология конфликтных отношений (конфликтология) – бурно прогрессирующая отрасль социальной психологии, нацеленная на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявления путей эффективного их предотвращения и разрешения.

2. Понятие о восприятии. Функции восприятия. Закономерности восприятия. Апперцепция

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы в форме целостных образов. Процесс формирования этих образов также называется перцепцией, или перцептивным процессом. Он отличается большой сложностью и включает различные ощущения, образующие в совокупности более или менее сложный комплекс; представления, сохранившиеся от прежнего опыта; узнавание предметов и явлений; мышление; речь; чувства.

Перцептивное действие содержит четыре операции:

1. обнаружение – это исходная фаза развития любого сенсорного процесса (на этой стадии можно ответить лишь на простой вопрос – есть ли стимул);

2. различение, или собственно восприятие (конечная цель – формирование перцептивного образа эталона);

3. идентификация – отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов;

4. опознание – категоризация (отнесение к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение аналогичного эталона из памяти.

Образы восприятия отличаются следующими особенностями:

а) объективация, вынесение образа вовне: воспринимая какой-нибудь предмет (дерево, книгу и т. д.), мы осознаем его не как наше субъективное психическое переживание, а как объективный, вне нас существующий предмет;

б) целостность: в получаемых в процессе восприятия конкретных образах предметов внешние явления отражаются в их целостности, в органической совокупности их свойств и качеств;

в) подвижность: отсутствие длительной фиксации определенных частей, невозможность на сколько-нибудь длительное время сохранить постоянство образа, который все время находится в движении, изменении;

г) константность: мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине;

д) осмысленность: восприятие тесно связано с мышлением, с понимаем сущности предметов;

е) структурность: восприятие не сводится к простой сумме ощущений, мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру;

ж) избирательность: преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими;

з) анизатропность: неоднородность (мы воспринимаем только то, что становится объектом нашего внимания);

и) биполярность: в образе представлен не только внешний мир, но и сам воспринимающий;

к) историчность: один и тот же предмет или явление в разных контекстах может наполняться разными смыслами.

9 стр., 4465 слов

Психологии восприятия и психология личности

... работы Рассмотреть особенности физиологии восприятия. Изучить психологию наследственности и развития личности.   Глава 1. Теоретические аспекты психологии восприятия 1.1. Физиологический порог и порог восприятия. Восприятие - это отражение в сознании человека предметов или явлений ...

Эти свойства восприятия рассматриваются и как его функции.

Закономерности восприятия:

1. Любой вид восприятия характеризуется порогом начального ощущения, который имеет индивидуальные различия.

2) В организме человека различные области настроены на различные виды восприятия, и чувствительность их сконцентрирована также по-разному.

3) Чрезвычайно низкие пороги возникновения возбуждения и наличие спонтанной активности у рецепторов предполагают неустойчивое стационарное состояние всех возбудимых систем восприятия.

4) Адаптированность рецепторов позволяет организму выявлять изменения во внешнем пространстве, вместе с тем обуславливает значимость для нас различий.

5) Восприятие основывается на выделении более значительной информации на текущий момент перед всеми остальными – принцип доминантности основного сигнала.

6) Восприятие обладает некоторой устойчивостью при выпадении некоторого количества конечных рецепторов.

7) Существует общий принцип обратной связи для всех сенсорных путей, и тем самым для восприятия.

8) Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в восприятии всегда в той или иной мере сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, мотивы, потребности, интересы, устремления, желания и чувства человека.

Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей личности носит название апперцепции. Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не является просто суммой мгновенных ощущений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта. Восприятие есть активный процесс, использующий информацию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер же этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Как показали результаты исследований, при предъявлении испытуемым незнакомых фигур, представляющих произвольное сочетание прямых и кривых линий, уже на первых фазах восприятия осуществляется поиск тех эталонов, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Таким образом, при восприятии какого-либо предмета активизируются следы прошлых восприятий. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете.

3. Основные факторы психического развития и формирования личности, их характеристика и соотношение

Развитие человека – это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Вопрос о том, что определяет развитие психики, другими словами, вопрос о факторах (движущих силах) психического развития, является одним из самых важных и сложных в психологии. Традиционно выделяют две основные категории факторов психического развития: биологические и социальные [2].

Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «общества» считают, что человек являет собой продукт внешнего влияния. Представителей этого направления называют «социологизаторами», а само направление – социогенетическим. У истоков этого направления стоял Дж. Локк. Он считал, что душа ребенка подобна «чистой доске» (tabula rasa), на которой можно написать все что захочется. Любая черта личности обусловлена исключительно личным опытом, а врожденные факторы не имеют большого значения. Решающая роль в психическом развитии человека отводилась обучению и воспитанию. Этот взгляд на развитие человека существует до сих пор. Например, концепции современного «ситуационализма» в теориях личности настаивают на том, что люди изначально не делятся на честных и бесчестных, добрых и злых, альтруистов и эгоистов – они становятся такими под давлением ситуации [7].

4 стр., 1567 слов

4. Проблема личности в психологии

... идей Аристотеля. Это привело к формированию двух истин: разума и веры. Проблема личности в психологии. Человек — самое непостижимое явление из всего существующего в мире и наиболее ... человека, возникающих уже на ранних ступенях развития жизни. «Индивидом рождаются». Личность — одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии ...

Противоположной точки зрения придерживались французские философы Р.Декарт и Жан-Жак Руссо. Это представители так называемого «природного», «биологизаторского» направления, основная идея которого состоит в том, что наибольшее значение для развития личности имеет наследственность, генетические факторы, влияние же среды минимально. Ребенок растет согласно естественным законам, реализуя то, что дано ему от природы; необходимо лишь довериться этому росту, не мешать ему.

Современная психология приходит к пониманию того, что сама формулировка проблемы – «наследственность или воспитание» – некорректна, и это явилось причиной бесплодных дебатов в течение многих столетий. Выходом из сложившегося положения стали двухфакторные теории детерминации развития личности. Согласно одной из этих теорий – теории конвергенции двух факторов В.Штерна, психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий, но результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Она рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием Х-элементов наследственности и У-элементов среды. Ограниченность теории конвергенции проявляется в том, что механистическое сложение биологических и социальных факторов не позволяет понять сущности развития человека в природе и обществе.

Другой подход к решению вопроса о детерминации развития с позиций влияния двух факторов сформировался в рамках психоанализа 3.Фрейда и неофрейдизма. В этих теориях, в отличие от позиции В.Штерна, развитие рассматривается как результат конфронтации, противоборства двух факторов: биологического и социального. 3.Фрейд считал, что развитие личности может быть понято исходя из изучения двух принципов – принципа стремления к удовольствию и принципа реальности. Стремление к удовольствию связано с удовлетворением сексуальных влечений, биологически заданных, врожденных и естественных, однако это стремление сталкивается с запретами и нормами, существующими в обществе, в социальной среде. В соответствии с принципом реальности человек вынужден считаться с теми отношениями, которые сложились в мире. Благодаря воспитанию удается временно примирить те силы, которые сталкиваются из-за противоборства принципа реальности и принципа удовольствия. Таким образом, конфронтация двух факторов предстает как конфликт между обществом и влечениями личности, а во внутреннем плане выражается изначальным конфликтом между различными инстанциями самой личности – «Сверх-Я» и «Оно». Теория конфронтации двух факторов неоднократно подвергалась критическому анализу, прежде всего, в силу того, что предложенная схема влечет за собой резкое противопоставление личности и общества. В неофрейдизме были предприняты попытки «социологизации» психоанализа, но основные теоретические установки остались прежними.

4 стр., 1734 слов

Психология личности в правоохранительной деятельности

... определяющих его поведение и деятельность, регуляцию и саморегуляцию. Индивидуально-психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ... не только в психиатрии, но и в психологии. По существу, аналогичные взгляды высказываются в ... оценки уровня развития и сформированности личностной зрелости человека. 3. Какова психологическая структура личности Психологическая структура личности -- ...

Отечественной психологии в рамках культурно-исторического направления, у истоков которого стоял выдающийся психолог Л.С. Выготский, удалось преодолеть дуализм в решении вопроса о движущих силах психического развития. Одна из главных идей Л.С. Выготского состоит в том, что в развитии поведения ребенка надо различать две линии: естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления (социализацию) [12]. Культурное развитие заключается в овладении такими средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития: языком, письмом счетными системами и др. Усвоение культурно-исторических достижений человечества ребенком происходит в процессе перехода внешней предметной деятельности ребенка во внутреннюю психическую реальность, внешний прием как бы «вращивается» и становится внутренним, – этот процесс называется «интериоризация». Дальнейшее развитие его идей осуществили психологи Харьковской школы А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Л.И.Зинченко, П.Я.Гальперин, Л.И. Божович и др. в комплексной программе исследований развития психики ребенка [12]. Концептуальным стержнем программы стало понятие предметной деятельности.

Как отмечал Д.Б. Эльконин, введение понятия «деятельность» позволяет совершенно по-иному взглянуть на процесс психического развития и указывает путь выхода из тупика проблемы двух факторов. Процесс развития определяется прежде всего активностью самого субъекта — это его самодвижение благодаря деятельности с предметами, факторы же наследственности и среды лишь представляют условия, которые определяют не суть процесса развития, а его вариации в пределах нормы.

Активность является ведущим признаком человека как субъекта психического развития. Современной психологией субъектность рассматривается как интегральный феномен, объединяющий в себе такие различные характеристики личности как свобода, ответственность и рефлексивность [1]. Ведущая способность субъекта – это способность к взаимообусловленным преобразованиям себя и широкой окружающей действительности, включающей как объекты материального мира, так и систему социальных отношений. Представление о человеке как субъекте своей активности и связанные с этим представлением субъектный и личностный подходы к анализу деятельности и поведения человека стали основополагающими для отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Л.М. Митина, А.В. Петровский, А.А. Смирнов, В.Э. Чудновский и др.).

Обобщение этих идей позволяет определить субъектность как приобретаемое свойство личности, в основе которого лежит отношение к себе как к деятелю, соотносимое с активным, инициативным, творческим пребразованием самого себя и окружающего мира [4].

Вопрос о субъектности неразрывно связан с проблемами выбора и ценностей. Субъектность проявляется в активном и самостоятельном выборе личностью форм деятельности и последующем осуществлении этого выбора. Наряду со способностью к свободному, внутренне обусловленному выбору, характеристикой субъектности является ответственность, которая предполагает, что субъект совершает выбор в соответствии с наличной ситуацией, учитывает последствия этого выбора и посвящает свои усилия его осуществлению. Другими словами, субъект не растворен в окружающих его стимулах – биологических и социльных, но осуществляет определенный контроль над своим поведением.

5 стр., 2131 слов

Психология развития личности

... субъектом деятельности, проявляет себя в индивидуально-своеобразной форме поведения, поступков, деятельности, включая её процессы и результаты. Указанные признаки - общие проявления того, что мы называем личностью. Психология личности, ... · Мотивы и потребности как источники индивидуальной активности; · Развитие личности или возможности её качественного изменения под влиянием воздействия разных ...

Таким образом, факторами (ведущими детерминантами) психического развития и формирования личности в настоящее время принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности, то действие фактора активности – во взаимодействии двух предшествующих.

Список использованной литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности. – М.: Наука, 1989. – С.110-133.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – Сб.: Питер, 2001. – 272 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 363 с.

4. Брушлинский А.В. Психология субъекта. – СПб.: Алетейя, 2003. – 272 с.

5. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие. – М.: Книжный дом Университет, 2000. – 336 с.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2002. – 336 с.

7. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – 592 с.

8. Немов Р.С. Психология: Кн.1 Основы общей психологии. – М.: Владос, 2006. – 688 с.

9. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2001. – 448 с.

10. Парыгин Б.Д. Социальная психология: учебн. пос. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 616 с.

11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Академия, 2000. – 512 с.

12. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.

13. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.

14. Радугин А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2002. – 356 с.

15. Реан А.А. Общая психология и психология личности. – М.: АСТ, 2009. – 639 с.

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 712 с.