Тема 9: Психологические особенности подростка

  1. Периодизации подросткового возраста
  2. Биологическое развитие подростка
  3. Психологическое развитие подростка
  4. Социально-психологическое развитие подростка
  5. Подростковые кризисы

Подростковый период жизни составляет переходный этап между детством (с его полной зависимостью от старших и невозможностью просуществовать без них) и зрелостью (самостоятельной жизнью, воспроизведению и воспитанию потомства).

Именно поэтому подростковый возраст всегда считался критическим, однако кризис этого возраста (пубертатный) значительно отличается от кризисов младших возрастов, т. к. является самым острым и длительным. Связано это с комплексным воздействием на подростка целого ряда соматических, психологических и социальных факторов. Отсюда следуют бурные и подчас болезненно переживаемые соматические изменения организма (из-за интенсивной перестройки эндокринной системы); формирование нового самосознания с повышенным чувством собственного достоинства, собственных способностей, наклонностей, интересов (в результате глубоких психологических, личностных изменений); и установление значительной части социальных отношений.

9.1. Периодизации подросткового возраста

Уже в античности подростковый возраст рассматривался как период развития, имеющий свою специфику. В основном, это проявлялось в рекомендациях по воспитанию и обучению. Согласно Платону, в 12-16 лет дети должны посещать школу физического воспитания, а в 16-18 изучать арифметику, геометрию и астрономию, преимущественно с практическими целями. То есть эти периоды рассматривались как подготовка к практической деятельности в дальнейшей жизни человека. В эпоху Возрождения Я.А. Коменский называет отрочеством период 6-12 лет (основная характеристика – развитие памяти, воображения и их исполнительных органов – языка и руки), а юностью – 12-18 лет (более высокий уровень развития мышления).

Ж.-Ж. Руссо считал «периодом бурь и страстей», когда осуществляется нравственное становление личности, возраст от 16 лет до совершеннолетия.

В период становления психологии как самостоятельной науки С. Холл называл подростковым периодом, периодом «бури и натиска», возраст от начала полового созревания (12-13 лет) до наступления взрослости (22-25 лет) и характеризовал его как кризисный, парадоксальный, амбивалентный и содержащий ряд противоречий. Его ученик К. Гетчинсон выделяет «земледельческую стадию» – от 11 до 15 лет (подростковый возраст) и «стадию промышленности и торговли, или стадию современного человека» — от 14 до 20 лет (юность).

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение придавалось воспитанию. ... жизни как внутреннем развитии. Осознание наличия в человеческом развитии дифференцированных этапов и, в частности, такого своеобразного периода, как детство, привело к необходимос­ти научно ...

У Э. Эриксона подростковый возраст (отрочество) не отделяется от юношеского и занимает возраст 12-18 лет. Это период, характеризующийся самым глубоким жизненным кризисом, на котором эго-идентичность (личностная индивидуальность) стоит против ролевого смешения (спутанности идентичности).

Эго-идентичность понимается в двух измерениях – временном и ситуативно-ролевом. Во временном измерении идентичность обеспечивает преемственность прошлого, настоящего и будущего. В ситуативно-ролевом – составляет центральное образование, удерживающее в единстве многие ситуации и роли, в которых выступает человек. Кризис идентичности, который в норме должен завершиться формированием идентичности, требует от человека переосмысления своих связей с окружающими и своего места в социальном мире. Э. Эриксон особо подчеркивает в ее формировании роль отношений с родителями: происходит ли изменение роли управляемого и опекаемого на большую независимость. Человек, сформировавший эго-идентичность, остается самим собой вне зависимости от ситуации, не теряет своего лица, но при этом он адекватен ситуации. Недостатком данной периодизации можно назвать смешение двух возрастных периодов в один, так как подростковый возраст и юность имеют значительные отличия в физическом созревании, ведущей дельности, интересах и т.д.

В настоящее время в зарубежной науке все еще не выработан единый подход к проблеме периодизации подросткового возраста. Sherrod, Haggerty, and Featherman отмечают, что термин «несовершеннолетний» в юридической практике США варьируется от штата к штату. Строго говоря, под определение подростка в английском языке (teenager – англ. – подросток) попадают лица в возрасте 13-19 лет. Однако такие возрастные рамки являются слишком общими для описания комплексного процесса развития в данном возрасте, поэтому предлагается подразделять подростковый период на два: ранний подростковый возраст (11-14 лет) и средний или старший подростковый возраст (15-19 лет).

Границы подросткового возраста в современной отечественной медицинской, педагогической, психологической, социологической и юридической литературе понимаются по-разному. В юриспруденции несовершеннолетними считаются лица 14-17 лет. В психиатрической литературе подростковым возрастом называют период 12-17 лет. В данных периодизациях возраст начала и конца подросткового периода не отличается для мальчиков и девочек.

В возрастной физиологии приняты различные границы подросткового возраста для мальчиков и девочек. Периодизации этого типа опираются на описание полового созревания (изменений половых органов и вторичных половых признаков) и выделяют в подростковом возрасте следующие стадии:

  1. гипофизарная (от 8-10 до 9-12 лет у девочек и от 10-13 до 12-14 лет у мальчиков);
  2. активизация половых желез (от 9-12 до 10-13 лет у девочек и от 12-14 до 12-16 лет у мальчиков);
  3. максимальный стероидогенез (от 10-13 до 11-14 лет у девушек и от 12-16 до 15-17 лет у юношей);
  4. окончательное формирование репродуктивной системы (от 11-14 до 15-16 лет у девушек и от 15-17 до 17-18 лет у юношей).

Данная периодизация справедлива для анализа темпов полового созревания, но в ней не учитываются психологические особенности подросткового возраста, что можно считать основным недостатком.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... и ответственность, дисциплина, единоначалие и коллегиальность, единство направления, подчиненность личных интересов общим, вознаграждения, централизация, скалярная цепь (иерархия власти), порядок, справедливость, ... возможностей. Школа науки управления (количественная). С 1960 г. информационный период. Управление рассматривается как логический процесс, который может быть выражен математически, ...

Л.С. Выготский предлагает рассматривать подростковый возраст с точки зрения интересов, которые являются целостными динамическими тенденциями, определяющими структуру направленности реакций. Например, особенности поведения подростков (падение школьной успеваемости, ухудшение отношений с родителями др.) можно объяснить коренной перестройкой всей системы интересов в этом возрасте. В соответствие с этим автор делит подростковый возраст на две фазы: негативную (фазу влечений) и позитивную (фазу интересов).

Первая фаза связывается со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов и с процессами вызревания и появления первых органических влечений. Симптомы первой фазы подросткового возраста отличаются крайней вариативностью, ситуационной зависимостью, неоднородностью и сложностью поведения. Вторая фаза характеризуется вызреванием нового ядра интересов.

Д.Б. Эльконин, основываясь на критерии смен ведущих форм деятельности, называет подростковым возрастом период 11-17 лет, но подразделяет его на два этапа: средний школьный возраст (11-15 лет), когда ведущей деятельностью является общение, и старший школьный возраст (15-17 лет), когда ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. В данной периодизации, напротив, отсутствует указание на психосексуальное развитие. Кроме того, в современной школе даже в старших классах не всегда придается такое большое значение общественно-полезному труду, какое придавалось ему раньше. Следовательно, возникает вопрос, можно ли считать деятельность в старших классах учебно-профессиональной, или профессиональные интересы, исследовательские умения и способность строить жизненные планы формируются позднее, в период профессионального обучения.

Следует отметить, что Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин рассматривали подростковый возраст как в норме стабильный, несмотря на то, что реально он может протекать весьма бурно. Временем, отделяющим подростковый возраст от младшего школьного и юношеского, Л.С. Выготский считал кризисы 13 и 17 лет, соответственно. Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова рассматривают возраст 11-12 лет, как переходный от младшего школьного к подростковому периоду. Кризисом, отделяющим подростковый возраст от юношеского, Д.Б. Эльконин считает кризис 15 лет, а отделяющим юность от взрослости — кризис 17 лет.

Л.И. Божович также считает, что подростковый возраст состоит из двух фаз: 12-15 лет и 15-17 лет. Однако наряду с термином «подростковый возраст» автор употребляет термин «подростковый кризис» как синоним первого, что говорит о том, что Л.И. Божович рассматривает весь подростковый возраст как критический. Отличием кризиса подросткового возраста от других кризисов является его длительность и острота из-за значительной выраженности депривации потребностей подростка. Причем источником депривации потребностей в подростковом возрасте являются не только внешние запреты, как было на предыдущих этапах развития, но и внутренние запреты, то есть ограничения, накладываемые самим подростком на себя. Эти ограничения не являются внешним конфликтом между желаемым и разрешенным, они есть внутренние противоречия, которые составляют суть подросткового возраста. Это превращает понятие «кризис» из негативного явления, тормозящего развитие, в позитивное, то есть обуславливающее развитие и являющееся внутренним переходом.

А.Е. Личко соединил выделенные им показатели созревания с концепцией Д.Б. Эльконина о смене ведущих форм деятельности. Это позволило принять 12-17 лет как подростковый возраст и подразделить его на следующие фазы: предподростковая (предпубертатная) — 10-11 лет, младшая подростковая (первая пубертатная) — 12-13 лет, средняя подростковая (вторая пубертатная) — 14-15 лет, старшая подростковая (третья пубертатная) — 16-17 лет и послеподростковая (постпубертатная) — 18-19 лет.

9.2. Биологическое развитие в подростковом возрасте

Подростковый возраст начинается с интенсивной перестройки эндокринной системы и заканчивается достижением половой зрелости (табл. 9-2).

Таблица 9-2. Последовательность развития первичных и вторичных половых признаков

Мальчики

Возрастной диапазон

Девочки

Начало роста яичек, мошонки, оволосение лобка.

Слабая пигментация и набухание груди (позднее пропадает)

Начало периода быстрого роста

Начало роста пениса*

11,5-13

10 — 11

Начало периода быстрого роста

Незначительное оволосение лобка

Молочные железы и соски слегка выпячены, фаза «бутона»

Прямые пигментированные волосы на лобке

Начало ломки голоса

Быстрый рост пениса, яичек, мошонки, предстательной железы, семенных пузырьков*

Первая эякуляция*

Курчавые волосы на лобке

Период максимального роста

Начало роста волос под мышками и на лице

13 — 16

11 — 14

Прямые пигментированные волосы на лобке

Понижение тембра голоса

Быстрый рост влагалища, яичников, половых губ, матки*

Курчавые волосы на лобке

Период максимального роста

Дальнейшее увеличение, пигментация, выпячивание соска и околососкового кружка, формирование «первичной груди»

Менархе*

Быстрый рост волос под мышками

Заметное изменение голоса

Рос бороды

Появление фронтальной линии оволовения

16 — 18

14 — 16

Рост волос под мышками

Округление груди и ее окончательное формирование, вторая стадия развития молочных желез

Примечание. Первичные половые признаки отмечены звездочкой.

Помимо формирования вторичных половых признаков у подростков отмечается изменение взаимоотношений частей тела; туловище — еще детское при быстром развитии конечностей. Движения при этом становятся угловатыми и неуклюжими. Часто за бурным ростом тела не успевают внутренние органы, что приводит к развитию целого ряда функциональных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой и пищеварительной системы.

По принципу бинарности действия гормонов перестройка эндокринной системы не может протекать без соответствующих изменений в психике. В связи с этим в момент особенно резких эндокринных сдвигов у подростков отмечается выраженное психическое беспокойство, повышенный уровень тревожности. Пытаясь избавиться от этой тревожности, выплеснуть ее вовне, они часто вступают в конфликты, нередко отмечаются коллективные драки. Этим же объясняется повышенная склонность подростков к посещению массовых шумных рок-концертов, употреблением наркотиков и алкоголя.

Сами юноши и девушки воспринимают период «трудного возраста» как период физических перемен, становления психосексуальной идентификации. В переходном возрасте люди чаще, чем когда-либо, становятся жертвами синдрома дисморфомании (бреда физического недостатка).

Причиной этого является повышенная чувствительность к особенностям своего тела и внешности. У подростков вырабатываются определенные стандарты, идеалы, образцы «мужественности» и «женственности», которым они изо всех сил стремятся следовать в одежде, манерах, жаргоне. Часто эти эталоны завышены или противоречивы, что порождает множе­ство внутренних, повышенную тревожность, понижение уровня притязаний, трудности в общении, застенчивость. У молодых людей источником беспокойства могут служить нездоровая кожа, избыточный/недостаточный вес, размер груди, талии, половых органов, избыточный/недостаточный рост, и т.п. Желая соответствовать идеалам возраста, социума, юношеской субкультуры, они компенсируют реальные или вымышленные недостатки экстравагантностью в одежде, при­ческах, избытке косметики, вызывающем макияже, жаргоном, вы­зывающими элементами поведения. Это часто делает юношей похо­жими друг на друга, что противоречит их стремлению к подчеркну­той демонстрации своей индивидуальности. Поэтому они часто внутренне нестабильны, конфликтны, мнительны и тревожны.

9.3. Психологическое развитие подростка

Наряду с психическими изменениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием, у подростков наблюдаются и глубоко психологические, личностные изменения.

Процесс формирования новообразований подросткового возраста растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно присутствуют как детские черты и стереотипы поведения, так и взрослые. Основным новообразованием подросткового возраста Л.С. Выготский и Эльконин Д.Б. считали чувство взрослости, под которым понимается переживание себя как взрослого, представление о себе, как о взрослом, стремление быть, казаться взрослым и действовать как взрослый. Основой возникновения данного новообразования является осознание физиологических сдвигов в собственном организме и субъективное переживание социальных изменений. Своеобразие подросткового чувства взрослости заключается в том, что подросток отвергает детские стереотипы поведения (не хочет казаться ребенком), но еще не имеет взрослых клише, то есть у него отсутствует полноценная взрослость. Так как потребность в признании собственной взрослости в подростковом возрасте максимальна, а социальная ситуация, по большому счету, не изменяется, то это может вызвать многочисленные конфликты с родителями и учителями.

Т.В. Драгунова описывает несколько видов взрослости.

Первый вид взрослости — средством проявления, утверждения и демонстрации собственной взрослости, которое дается подростками легче всего, являются внешние признаки взрослости (курение, употребление алкоголя, способы отдыха, свобода в режиме дня, и др.).

Такой вид взрослости распространен среди подростков и отличается стойкостью, познавательные интересы при этом отходят на второй план или утрачиваются.

Второй вид взрослости – это подражание, равнение на психосексуальные образцы своего пола, то есть ориентация подростков на определенное содержание мужского или женского идеала. Желание обладать качествами «настоящего мужчины» или «настоящей женщины» заставляют подростка подражать персонажам из фильмов и книг, знакомым, родителям, сверстникам.

Взрослость в познавательной сфере и интересах можно охарактеризовать как интеллектуальную взрослость. Она проявляется в познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы учебной программы (кружки, факультативы, секции, самостоятельная работа и др.).

Развитие направление социально-моральной взрослости осуществляется, если подросток равняется на взрослого как образец деятельности и старается вступить его помощником. Т.В. Драгунова отмечает, что такая ориентация явственнее наблюдается в семьях, переживающих трудности, где подросток фактически занимает положение взрослого. Это прививает подростку ответственность, самостоятельность, внутренние нормы взрослой жизни.

Л.С. Выготский указывал еще на два новообразования подросткового возраста (развитие рефлексии и на ее основе – самосознания), которые были подробнее исследованы Л.И. Божович. Автор называет основными новообразованиями подросткового возраста следующие:

  • новый уровень самосознания, проявляющийся в способности подростка познать самого себя как личность и обусловленный развитием понятийного мышления;
  • формирование самоопределения, основывающегося на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях, опирающегося на формирующееся мировоззрение, характеризующееся учетом своих возможностей и внешних обстоятельств и связанное с выбором профессии;
  • развитие рефлексии, формирующейся одновременно с развитием самосознания.

Содержание развивающегося самосознания составляют ценности, которые подросток активно присваивает и которые существуют как цели и мотивы поведения и деятельности, требования к себе и другим, критерии оценок и самооценок. В доподростковом возрасте самооценка строится, в основном, на оценке ребенка взрослыми. В подростковом возрасте возникает потребность изучить свои особенности, которая выражается в интересе к себе и размышлениях о себе. Характерной чертой этих размышлений является то, что подросток прежде всего обращается к своим недостаткам и только потом – к своим достоинствам и возможностям, индивидуальности и особенностям личности в целом.

Рассматривая интересы подросткового возраста, Л.С. Выготский выделил «эгоцентрическую доминанту» (интерес к собственной личности), «доминанту дали» (установку на обширные, большие масштабы, которые для него субъективно легче достижимы, чем ближние цели), «доминанту усилия» (тягу к сопротивлению, которые проявляются в упрямстве, негативизме, протесте, конфликтах со взрослыми и др.), «доминанту романтики» (стремление к неизвестному, рискованному, героическому).

Однако при объективно наступающем взрослении социальная ситуация для него, как правило, не меняется — он остается учащимся и находится на иждивении у родителей, лишен ряда гражданских прав. Поэтому многие притязания приводят к неразрешимым трудностям, входят в конфликт с реальной действительностью, который может принять форму определенных поведенческих реакций, еще не являющихся патологическими или девиантными, но иногда перерастающими в «краевые психопатии» или девиации поведения. К таким реакциям относятся «реакция оппозиции» (активный протест, выражающийся иногда в делинквентном поведении, причиной которого могут быть слишком высокие требования, предъявляемые к подростку, непосильные нагрузки, утраты или недостаток внимания со стороны взрослых) и «реакция эмансипации» (стремление освободиться от опеки, контроля и покровительства старших, которое проявляется в желании сделать все по-своему, а в крайних вариантах — в побегах из дома).

Опасность таится и в случае, если в какой-либо области подросток испытывает затруднения. У него может возникнуть настойчивое стремление добиться успеха именно в той области, в которой он слаб («реакция гиперкомпенсации»); а неудача в некоторых случаях заканчивается нервным срывом.

А.Е. Личко отмечает, что именно во подростковом возрасте происходит настолько яркое заострение некоторых типологических черт характера, что оно напоминает патологические аномалии. Такое явление было названо акцентуацией характера – крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость к определенным факторам среды при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. В динамике акцентуаций характера выделяют следующие наиболее значимые феномены:

  • Заострение черт акцентуированного характера в подростковом возрасте с последующим сглаживанием и компенсацией;
  • Возникновение на фоне акцентуации характера нарушений – девиаций поведения, острых аффективных реакций, неврозов и др.;
  • Развертывание черт акцентуированного характера при скрытых акцентуациях под влиянием психических травм или трудных ситуаций;
  • Место наименьшего сопротивления, удар по которому наиболее болезнен, у каждого типа акцентуации характера индивидуален.

Классификация А. Е. Личко предназначена специально для подросткового возраста и включает следующие типы:

1).

Гипертимный тип. Главная их черта — почти всегда очень хорошее настроение. Лишь изредка и ненадолго эта «солнечность» омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии. Реакция эмансипации протекает не только под знаком постоянного тяготения к компаниям сверстников, но и стремлением к лидерству в этих компаниях. Они всегда устремляются туда, где «кипит жизнь». Реакция увлечения отличается богатством, разнообразием проявлений, и крайним непостоянством хобби. Взгляд на собственное будущее, как правило, полон оптимизма, даже если для этого нет особых оснований. Неудачи способны вызвать бурную аффективную реакцию, но не выбить надолго из колеи.

2).

Циклоидный тип. В детстве ничем не отличается от гипертимов, но с наступлением пубертатного возникает первая субдепрессивная фаза. То, что раньше давалось легко, теперь требует неимоверных усилий, избегаются компании сверстников и т.д. Созвучно настроению всё приобретает пессимистическую окраску. Мелкие неприятности и неудачи, которые появляются из-за падения работоспособности, переживаются крайне тяжело. На замечания и упрёки нередко отвечают раздражённо, порой грубо и гневно, но, в глубине души, впадают в ещё большее уныние.

3).

Лабильный тип. Главная черта этого типа — крайняя изменчивость настроения. О формировании этого типа можно говорить, когда настроение меняется часто и круто, а поводы для этого ничтожно малы. Этим переменам свойственна значительная глубина. Похвалы, поощрения доставляют им искреннюю радость, а неприятности, утраты способны вызвать острые аффективные реакции.

4).

Астено-невротический тип. Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Раздражение по ничтожному поводу явно изливается на окружающих, порой случайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и слезами. В отличие от эпилептоидов аффекту не присущи ни постепенное нарастание, ни сила, ни продолжительность.

5).

Сенситивный тип. Не любят озорных игр, избегают больших детских компаний, вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Но это не свойственные шизоидам аутистические склонности. Они достаточно общительны. Сверстникам они предлагают игры с малышами, большая привязанность к родным. Школа поначалу трогает, но затем, привыкнув, они неохотно переходят в другой коллектив. Упреки, нравоучения вызывают угрызения совести и даже отчаяние, вместо обычного, свойственного подросткам, протеста. В себе видят много недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых.

6).

Психастенический тип. Основными чертами психастенического типа характера в подростковом возрасте являются нерешительность, склонность к рассуждениям, тревожная мнительность и любовь к самоанализу, легкость возникновения обсессий — навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мнений, представлений.

7).

Шизоидный тип. Наиболее существенными чертами данного типа считается замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность или нежелание устанавливать контакт. Шизоидные подростки страдают от своего одиночества (в большинстве случаев), и еще больше уходят в себя. Начинают бурно реагировать на малейшую попытку вторгнуться в мир их интересов, фантазий, увлечений.

8).

Эпилептоидный тип. Главной чертой этого типа является аффективная взрывчатость, отличающаяся не только большой силой, но и продолжительностью. В аффекте выступает безудержная ярость — циничная брань, жесткие побои и т.д. Повод для гнева может быть ничтожен, но он всегда связан с ущемлением его интересов. Повод может быть случайным и обычно играет роль последней капли.

9).

Истероидный тип. Его главная черта — беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе. Им нужно восхищение, удивление, почитание, сочувствие. В худшем случае предпочитают даже негодование или ненависть окружающих, но только не безразличие и равнодушие. Большая склонность к рисовке и позёрству. Реакцией эмансипации может быть обусловлен демонстративный поклоноформизм — напоказ выставленное отрицание принятых норм поведения, взглядов и вкусов. Слабым звеном у истероидов, по которому можно выявить аффективную реакцию, чаще всего бывает ущемлённое самолюбие, крах надежд на престижное положение, развенчанная исключительность.

10).

Неустойчивый тип. В формировании социально приемлемых норм поведения выявляется наибольшая недостаточность этого типа. Обнаруживается большая тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Им свойственна неустойчивость эмоций, слабость воли и т.д.

Существую явные (50%) и скрытые (50%) акцентуации, а также чистые (50%) и смешанные (50%).

9.4. Социально-психологические изменения в подростковом возрасте

Социальная ситуация развития подростка, по Л.С. Выготскому, отличается двумя тенденциями: 1)процессы, тормозящие развитие взрослости (зависимость от родителей и учителей, отсутствие постоянных социально значимых обязанностей помимо учебы и др.);2)овзросление (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и др.).

Так как вариантов взаимодействия этих тенденций существует множество, то и индивидуальные варианты развития весьма разнообразны. Именно в подростковом возрасте наблюдается огромный разрыв между подростками в усвоении обязанностей и норм поведения, интересах и устремлениях.

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте связана с переходом от характерного для детства типа отношений взрослого и ребенка к новому типу, характерному для взрослых людей. Это происходит в процессе постепенного замещения родительской опеки зависимостью подростков от других социальных институтов. При этом эмоциональные связи и материальная зависимость от родителей сохраняется, что усугубляет трудности как самого подростка, так и взрослых.

Специфичность социальной ситуации подростка заключается в том, что права взрослых он ограничивает, а свои расширяет, претендуя при этом на уважение его личности, доверие, самостоятельность, то есть признание его равноправным со взрослыми. Так как эти претензии подкреплены обостренным у подростка чувством собственного достоинства, то подчас их выражение бывает очень бурным: обиды, протесты, негативизм, упрямство, уход из школы. Найти удовлетворяющее подростка место в системе отношений со взрослыми большинство подростков не могут. Этому мешают, во-первых, стереотипы воспитания, заключающиеся в привычке контролировать и управлять ребенком (как со стороны родителей, так и со стороны учителей); во-вторых, полная материальная зависимость от родителей; в–третьих, неизменность общественного положения подростка (он по-прежнему является школьником, лишен гражданских прав, не может легально зарабатывать и др.); в-четвертых, сохранение у подростка детских черт в поведении. Т.В. Драгунова отмечает, что если взрослые могут перестроить свои отношения со взрослеющим ребенком, то развитие происходит бесконфликтно и прогноз развития более благоприятен. Если же родители продолжают относиться к подростку как к маленькому ребенку, то возникает конфликт, взаимное непонимание.

И в первом, и во втором случае для подростка характерна переориентация от отношений с родителями на отношения со сверстниками и господство детского общения над взрослым, так что Д.Б. Эльконин предлагает считать общение со сверстниками ведущей деятельностью подросткового возраста.

Вопрос о том, какая деятельность в подростковом возрасте является ведущей, решается различными авторами по-разному.

Д.Б. Эльконин считает ведущей деятельностью в младшем подростковом возрасте общение со сверстниками, в котором осваивается область моральных норм и строятся социальные взаимоотношения. Общение со сверстниками выходит за пределы школы, выделяется в самостоятельную сферу жизни, представляет для подростка большую ценность и может отодвинуть на второй план учение и общение с родителями. Даже равное общение со взрослыми не может заменить общение со сверстниками, так как второе обладает особой притягательностью для подростков в силу равенства его участников. В.Д. Менделевич отмечает, что поведение подростков по сути является коллективно-групповым и предоставляет подросткам важный специфический канал информации, по которому они узнают необходимые сведения, не сообщаемые им взрослыми (например информация по вопросам пола).

И.С. Кон исследовал подростковую и юношескую дружбу и установил, что она имеет исключительное значение для становления личности подростка. Дружеские отношения в подростковом возрасте отличаются ростом их избирательности (четко разграничивается дружба и товарищество), устойчивости (благодаря росту терпимости, общему повышению стабильности интересов и предпочтений) и глубины (основными критериями дружбы называются взаимопомощь и верность, а также психологическая близость).

Подростковый возраст отличает «жажда полного и безоглядного самораскрытия», которую подросток не может удовлетворить при общении со взрослыми или младшими детьми. Поэтому чаще всего в подростковом возрасте и мальчики, и девочки выбирают в друзья ровесников, которые переживают те же чувства и тяготятся теми же проблемами. Общение со сверстниками решает целый ряд специфических задач: 1) это очень важный канал специфической информации (которую нельзя или по каким-то причинам стыдно получить у взрослых); 2) это специфический вид деятельности и межличностных отношений (усвоение статусов и ролей, отработки коммуникативных навыков и стилей общения и т.д.); 3) это специфический вид эмоционального контакта (осознание групповой принадлежности, автономия, эмоциональное благополучие и устойчивость).

Для старшего подросткового возраста Д.Б. Эльконин называет ведущей учебно-профессиональную деятельность. Различие с учебной деятельностью младшего школьного и младшего подросткового возрастов состоит в том, что появляется дифференцированное отношение к учителям и учебным предметам. Если в предподростковом и младшем подростковом возрасте ребята ориентируются на отношение учителей к ним, то в старшем – на качество преподавания. Если в предподростковом и в младшем подростковом возрасте ребята оценивают учебные предметы по тому, как к ним относится учитель и какие оценки они получают, то в старшем – по содержанию. Деление на «нужные» и «ненужные» предметы определяется также профессиональными намерениями подростка.

В подростковом возрасте в учение вносится элемент самостоятельности, направленной на удовлетворение индивидуальных интеллектуальных потребностей, выходящих за рамки школьной программы. Появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеалов и самосознания. Учебную деятельность многих подростков (особенно старших) можно назвать зрелой, так как она приобретает личностный смысл и превращается в самообразование. Д.И. Фельдштейн считает ведущей деятельностью подростков общественно полезную деятельность (например, посещение спортивных секций, творческих кружков, участие в молодежных движениях и др.).

А.Н. Леонтьев, характеризуя общественно-полезную деятельность, выделяет в ней следующие компоненты: 1) мотивом является личная ответственность за порученное дело как реализация потребности в самовыражении себя в обществе; 2) содержанием является общественно полезное дело; 3) структура определяется многоплановыми целями взаимоотношений подростка в различных группах.

Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что в школе недостаточно большое внимание уделяется общественно полезной деятельности, игнорируется ее воспитательное значение, не учитывается ее значимость для подростка. Часто общественно полезная деятельность в школе организована лишь формально, ограничена рамками классного коллектива, не дифференцирована по возрастам. Все эти факторы оказывают воспитательное воздействие, прямо противоположное желаемому: не затрагивает мотивационную сферу подростка, обуславливают отчуждение отданной деятельности, прививают отношение к ней как к чему-то формальному, ненужному, не оцениваемому.

Исследования поведения подростков в группе выявило влияние направленности группы на личностное развитие, профессиональное самоопределение, групповую активность и социальную адаптацию. Это еще раз подчеркивает, что, оказавшись в группе с асоциальным поведением и ценностями, подросток не может противостоять им, а копирует подобное поведение, несмотря на запреты взрослых. Подобная тенденция называется «реакцией имитации» — стремлением подражать определенному образцу, модель которого диктуется, как правило, компанией сверстников.

Действительно, филогенетический стадный инстинкт, «реакция группирования» (особенно выраженная у мальчиков, т.к. у них напряженная потребность в общении часто превращается в непреодолимое «стадное чувство»: они не могут и часа пробыть вне своей компании) предопределяет возникновение в среде подростков групп или общностей со своими собственными нормами и законами.

Особенную опасность представляют группы, требования которых не совпадают с требованиями родителей, школы, закона. Именно такие группы становятся регулятором поведения для педагогически запущенных подростков и несовершеннолетних правонарушителей. Наркоманы, социально распущенные, неустойчивые подростки, имеющие опыт асоциального поведения, легко объединяются в группы, поэтому для психолога особенно важно понять социально-психологические законы функционирования групп в среде подростков, а при работе с несовершеннолетними правонарушителями в первую очередь необходимо ограничить контакты подростка с асоциальной группой.

9.5. Подростковые кризисы

Как упоминалось выше, подростковый возраст начинается предподростковым кризисом, а завершается кризисом 17 лет. Л.С. Выготский считал, что предподростковый кризис переживается в 13 лет, но Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова рассматривают как переходный от младшего школьного к подростковому периоду возраст 11-12 лет.

Рассматривая предподростковый кризис, можно выделить его внешние и внутренние предпосылки. Внешними предпосылками являются:

  • изменение характера учебной деятельности (многопредметность и содержание учебного материала вызывают качественно новое отношение к знаниям);
  • отсутствие единства требований из-за наличия нескольких учителей, что вызывает необходимость формирования собственной позиции и освобождения от непосредственного влияния взрослых (некоторые исследователи отмечают, что смена типа преподавания от одного учителя к нескольким особенно трудно дается детям с дефектами в учебной деятельности);
  • предъявление новых требований и появление новых обязанностей в семье;
  • интенсивная рефлексия себя.

К внутренним предпосылкам относятся бурный физический рост и половое созревание. Неравномерность созревания различных органических систем приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму.

Предподростоквый кризис выражается в повышенной нервозности, чувстве напряженности, негативизме, непреодолимых угнетающих мыслях о себе, сомнениях, страхах, неудовлетворенности собой, демонстрации атрибутов взрослой жизни. А.А. Долженко, исследуя феномен подростковой агрессивности, отмечает, что она является типичным проявлением подросткового кризиса. К психофизиологической основе агрессивного поведения подростков автор относит смену гормонального фона. Высказывается мнение, что неоправданное применение физической силы в выяснении отношений выступает следствием отставания осознания образа собственного «Я» от реального роста физической силы и допущения использования физической силы в общении со сверстниками на предыдущем уровне развития. К социальным детерминантам автор относит типичную подростковую реакцию группирования с последующей расстановкой статусов в группе и постоянной необходимостью поддерживать их. Анализ вербальной агрессии подростков, проведенный О.В. Глуздовой, показал, что высокий уровень вербальной агрессии проявляют подростки вне зависимости от возраста и пола. Данный факт отражает дисгармоничное внутриличностное развитие подростка: при высокой самооценке и уровне притязаний высокая личностная и ситуативная тревожность мешает взаимодействию подростков с окружающими людьми, дезадаптирует их.

По мнению Д.Б. Эльконина, вступление подростка в новый вид деятельности чревато рядом трудностей: подросток может не найти своего места среди товарищей; может войти в группу сверстников, нормы которой отличаются от социально одобряемых; подросток отходит от семьи; происходит падение интереса к учебе. Все эти трудности вызывают многочисленные конфликты подростка со взрослыми и сверстниками и делают особо актуальной вопросы психологической поддержки подростков. М.М Тхуго констатирует, что подростки, которым оказывается достаточная поддержка в социуме и в семье, легче преодолевают стрессовые ситуации, выходят из кризиса с наименьшими потерями, способны мобилизовать свои потенциальные возможности в критические периоды жизни, ощущают благотворное влияние перемен на психическое и физическое здоровье.

Проблема современных подростков состоит в том, что при субъективном и объективном взрослении социальная ситуация подростков остается прежней, то есть общество не предоставляет социально приемлемых «мест» взросления. Многие разновидности девиантного поведения в подростковом возрасте возникают именно по этой причине. Способами предотвращения и коррекции девиантного поведения считаются следующие:

  • адекватные отношения родителей с подростком (предоставление новых прав, осмысленный разговор об обязанностях), дифференциация ситуаций взаимодействия (твердый отпор и обсуждение требований при негативизме, оказание помощи и поддержки, если подросток нуждается в ней);
  • наличие в отношениях со сверстниками социально приемлемого содержания (различные формы внешкольных занятий);
  • адекватные отношения с учителями (при всей своей критичности, подростков отличает высокая тревожность и озабоченность отношениям к ним окружающих, в том числе – учителей; принципы работы учителя с подростками сходны с принципами построения отношений с родителями).

Кризисом, отделяющим подростковый возраст от юношеского, принято считать кризис 17 лет. Этот кризис приходится на переход от школьной формы обучения к обучению в профессиональном учебном заведении или вузе. Он связан с необходимостью построения и реализации планов, связанных с выбором профессии и поиском смысла собственной жизни. Часто он усугубляется переживанием первой серьезной влюбленности, необходимостью адаптации к новой форме обучения, новому коллективу и новым требованиям.

Кризис проявляется в крушении жизненных планов (не поступил в вуз), в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании. В кризисе юности молодые люди сталкиваются с кризисом смысла жизни.

Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к развитию негативных явлений, например, наркомании, алкоголизму. Центральной проблемой становится нахождение молодым человеком индивидуального отношения к своей культуре, социальной реальности, своему времени, авторство в становлении своих способностей, определении своего собственного взгляда на жизнь. Обособляясь от образа себя в глазах ближайшего окружения, преодолевая профессионально-позиционные и политические детерминации поколения, объективируя многие свои качества как «Я», человек становится ответственным за собственную субъектность, которая зачас­тую складывалась не по воле и без ведома ее носителя. Этот мотив пристрастного и неустанного рассекречивания собственной самости, переживание чувств утраты прежних ценностей, представлений, интересов и связанное с этим разочарование и позволяет квалифицировать этот период как критический — кризис юности.

Можно выделить в кризисе юности негативные и позитивные стороны. Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни — взаимоотношений с другими, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности и т.п. и вступлением в новый период жизни; позитивные — с новыми возможностями становления индивидуальности человека, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования.

Выводы:

  1. Существует множество периодизаций подросткового возраста. Наиболее часто используется деление подросткового возраста на следующие фазы: предподростковая (предпубертатная) — 10-11 лет, младшая подростковая (первая пубертатная) — 12-13 лет, средняя подростковая (вторая пубертатная) — 14-15 лет, старшая подростковая (третья пубертатная) — 16-17 лет и послеподростковая (постпубертатная) — 18-19 лет.
  2. Анализируя социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, основные новообразования и кризисы подросткового возраста, можно заключить, что подростковый возраст отличается интенсивной перестройкой на биологическом, психологическом и социальном уровнях, что характеризует весь возрастной период как крайне нестабильный. Это ведет к многочисленным конфликтам подростка со взрослыми и непреодолимой тяге к общению со сверстниками.
  3. Подростковый возраст отделяется от младшего школьного предподростковым кризисом, а от юности – кризисом 17 лет.