Психическое развитие детей дошкольного возраста

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Психологические особенности развития детей дошкольного возраста»

Выполнила студентка

Группы ППЗ — 201

Шутан А.О.

Челябинск 2013

План:

Введение

. Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства

. Кризис трех лет

. Дошкольный возраст (3-7 лет).

Развитие восприятия, мышления и речи ребенка

. Дошкольный возраст(3-7 лет).

Развитие внимания, памяти и воображения

. Виды деятельности, характерные для дошкольного возраста

. Эмоционально-волевая сфера дошкольника

. Список литературы

Введение

Дошкольный возраст — это этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом к младшим школьным возрастом — от 3 до 6-7 лет. В дошкольный возраст выделяют 3 периода: младший (3-4 г.); средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет).

Этот возраст имеет исключительное значение для развития психики и личности ребенка. Это возраст игры, поскольку именно игра — ведущая деятельность данного возраста. Это сензитивный, прекрасный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому в данной работе мы попытаемся вкратце рассмотреть психологические особенности развития детей дошкольного возраста.

9 стр., 4003 слов

Анализ современного состояния и перспективы развития системы дошкольного образования в Красноярском крае

... помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплении психического и физического здоровья, развитии индивидуальных способностей и ... развития различных форм дошкольного образования. В практику образовательных учреждений активно внедряются группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста, оборудуются игровые комнаты. Работа с детьми ведётся по программам дошкольного ...

1. Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства

дошкольный возраст ребенок психологический

К концу раннего детского возраста начинают складываться новые виды деятельности, которые определяют психическое развитие. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование)

На 2-ом году жизни ребенка игра носит процессуальный характер. Действия однократные, неэмоциональные, стереотипные, могут быть не взаимосвязанными. Л. С Выготский назвал такую игру квазиигрой, что подразумевает подражание взрослому и отработку двигательных стереотипов. К 3 годам ребенок способен действовать не только в воспринимаемой ситуации, но и в мысленной (воображаемой).

Один предмет замещается другим, они становятся символами. Между предметом-заместителем и его значением становится действие ребенка, появляется связь между реальностью и воображением. Игровое замещение позволяет отрывать действие или назначение от названия, т. е. от слова, и видоизменять конкретный предмет.При становлении игровых замещений ребенку нужна поддержка и помощь взрослого.

Этапы, благодаря которым ребенок включается в игру-замещение:

) ребенок не реагирует на замещения, которые производит взрослый во время игры, ему не интересны ни слова, ни вопросы, ни действия;

) ребенок начинает проявлять интерес к тому, что делает взрослый, и повторять его движения самостоятельно, но действия ребенка пока автоматические;

) ребенок может производить замещающие действия или их имитацию не сразу же после показа взрослого, а по прошествии времени Ребенок начинает понимать разницу между реальным предметом и замещающим его;

) ребенок сам начинает замещать один предмет другим, но подражание все еще сильно. Для него эти действия пока не носят осознанного характера;

) ребенок может самостоятельно замещать один предмет другим, при этом давая ему новое название. Чтобы игровые замещения были успешными нужна эмоциональная вовлеченность взрослого в игру

17 стр., 8200 слов

Психологическое сопровождение детей в период кризиса 3-3,5 лет

... и не отреагирует на действия взрослого с этой расческой. Ребенок же, имеющий новообразование кризиса трех лет поднимет расческу ... обращался за помощью к экспериментатору. Дети самостоятельно могут распределять роли, используя взрослого на второстепенных ролях и эпизодически ... зависимости от взрослого и если взрослый прекращает игру, то ребенок не может самостоятельно ее продолжить. Дети шестой группы ...

К 3 годам у ребенка должна сложиться вся структура игры:

) сильная игровая мотивация;

) игровые действия;

) оригинальные игровые замещения;

) активное воображение.

(6, c. 26)

2. Кризис трех лет

Кризис трех лет — один из самых ярких по проявлениям кризисов детства, нередко застающий родителей врасплох. Кажется, еще вчера малыш был милым и послушным, как вдруг — ребенка как подменили. Он капризничает, упрямится, с ним трудно даже договориться в тех ситуациях, в которых раньше достаточно было просто попросить или даже указать на то, что нужно делать.

Что же случилось с хорошим ребенком? Отчего он «испортился» и испортился ли? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте попробуем разобраться в причинах кризиса трех лет и в чем его сущность.

Конструктивное содержание кризиса связано с нарастающей эмансипацией ребенка от взрослого. Кризис 3 лет — это перестройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по отношению к окружающим взрослым, прежде всего к авторитету родителей. Он пытается установить новые, более высокие формы отношений с окружающими. У ребенка появляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка. Ребенок может действовать наперекор своим желаниям (наоборот) Так, отказываясь от минутных желаний, он может показать свой характер, свое «я»

Самым ценным новообразованием этого возраста является желание ребенка сделать что-то самостоятельно. Он начинает говорить: «Я сам».

6 стр., 2727 слов

Месть (нарушение доверительных отношений между ребенком и взрослым)

Почему ребенок ведет себя плохо Зиновьева Н.О. Деструктивное поведение детей и методы коррекции. Впервые цели деструктивного поведения детей начал изучать Альфред Адлер, а в дальнейшем — его ученик и последователь Рудольф Дрейкурс. В настоящее время можно выделить целый ряд известных специалистов — практиков, серьезно разрабатывающих данную тему как основу для воспитания современных детей — О. ...

В этом возрасте ребенок может несколько завышать свои возможности и способности (т. е. самооценку), но уже многое он может делать самостоятельно. Ребенок нуждается в общении, ему необходимы одобрение взрослого, новые успехи, появляется желание стать лидером. Развивающийся ребенок противится прежним отношениям. Он капризничает, показывая негативное отношение к требованиям взрослого. Кризис 3 лет — явление преходящее, но связанные с ним новообразования (отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми) — важный шаг психического развития ребенка Стремление быть таким, как взрослые, может найти наиболее полное выражение только в форме игры.Поэтому кризис 3 лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.

Э. Келер дал характеристику кризисным явлениям:

) негативизм — нежелание ребенка подчиняться установленным правилам и выполнять требования родителей. Не путаем это с непослушанием. Непослушным ребенок может быть и в раннем детстве, отказываясь делать то, чего ему не хочется, или, продолжая делать то, чего очень хочется. В отличие от этого, негативизм — это реакция не на то, что предлагает взрослый, а фактически на взрослого — на то, что это именно он предлагает. Нередко малыш и сам страдает от своего негативизма, ведь ему иногда приходится отказываться даже от того, что ему хочется, но что взрослый успел ему предложить.

) упрямство — когда ребенок не слышит, не воспринимает чужих доводов, настаивая на своем. Как и в случае с негативизмом, дети нередко сами становятся «заложниками» своего упрямства: они бы и рады уже согласиться с взрослым и признать его правоту, но не могут, так как уже сказали свое «веское слово».

) строптивость — ребенок не принимает и выступает против заведенного домашнего уклада. Малыш как будто сопротивляется всему, что с ним пытаются сделать взрослые, неважно, требуют ли они чего-то или пробуют развлечь.

) своеволие — желание ребенка быть независимым от взрослого, т. е. быть самостоятельным;

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... музыкальной деятельности. Глава 2. Музыкальное развитие детей среднего дошкольного возраста 2.1 Основные задачи и средства музыкального развития детей среднего дошкольного возраста Основные задачи музыкального развития детей среднего дошкольного возраста ...

) обесценивание — ребенок перестает уважительно относиться к взрослым, может даже оскорблять их, родители перестают быть для него авторитетом. Вдруг теряется привязанность к любимым игрушкам. Правила поведения, принятые в семье и, казалось, уже усвоенные ребенком, вдруг перестают существовать для него.

) протест-бунт — любое действие ребенка начинает походить на протест;

) деспотичность — ребенок начинает проявлять деспотизм по отношению к родителям и взрослым в целом. Ребенок стремится проявлять деспотическую власть над окружающими, пользуясь для этого всевозможными способами и пытаясь стать «хозяином положения» в любой ситуации. Например, он может не отпускать мать из дома, протестовать против присутствия отца на кухне, требовать, чтобы бабушка принесла фломастеры из соседней комнаты и т.п. В семьях, где растут несколько детей, деспотизм чаще проявляется в виде яркой ревности, так как братья и сестры воспринимаются как люди, с которыми приходится делить «власть». (8, lomteva/vozupr.php )

3. Дошкольный возраст (3-7 лет).

Развитие восприятия, мышления и речи ребенка.ческий кризис ребенок игра дошкольный

У маленького ребенка восприятие еще не очень совершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали Восприятие детей дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет — это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним.

Процесс перестает быть аффективным и становится более дифференцированным. Восприятие ребенка уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу.

У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому, что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышление

3 стр., 1093 слов

Наблюдение на прогулках/ Значение наблюдений на прогулках в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Ангарский педагогический колледж» Контрольная работа по ПМ. 03 ««Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников Тема: «Наблюдение на прогулках» 2017 Содержание Введение 3 Наблюдение на прогулках. 4 1. ...

Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходят изменения, развитие в познавательной сфере. Изначально мышление основывается на чувственном познании, восприятии и ощущении реальности. Первыми мыслительными операциями ребенка можно назвать восприятие им происходящих событий и явлений, а также его правильную реакцию на них. Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с ними, И М Сеченов назвал стадией предметного мышления. Мышление ребенка дошкольного возраста является наглядно-образным, его мысли занимают предметы и явления, которые он воспринимает или представляет.

Навыки анализа у него элементарные, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто вовсе не существенные признаки («бабочка — птица, потому что летает, а курица — это не птица, потому что летать не может») С развитием мышления неразрывно связано и развитие речи у детей

Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи.На 1-м году жизни ребенка создаются анатомо-физиологические пи психологические предпосылки овладения речью Этот этап развития речи называется доречевым. Ребенок 2-го года жизни практически овладевает речью, но его речь носит аграмматический характер: в ней нет склонений, спряжений, предлогов, союзов, хотя ребенок уже строит предложения.

Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к 7 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью. (6, с.28)

. Дошкольный возраст(3-7 лет).

Развитие внимания, памяти и воображения

В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы

10 стр., 4556 слов

Периоды детского возраста 2

... Особенности и характер патологии дошкольного возраста. Дошкольный возраст - это период развития ребенка от 3 до 6-7 ... ­вильном формировании и развитии организма ребенка грудного возраста. Физически развитые и закаленные дети лучше приспосабливаются к окру ... в тканях составляет 80-85% (у детей более старшего возраста - 60%) Развитие нервной системы характеризуется формированием условных рефлексов, ...

Ребенок 4-5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями.Так, в 3-4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может удерживать до 8 секунд

Для детей 6-7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет быстрыми темпами развивается способность к произвольному вниманию.

На развитие произвольного внимания влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка сна нужный предмет.

Под влиянием игровой (отчасти и трудовой) деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.

Произвольно запоминать дети начинают с 3-4-летнего возраста благодаря активному участию в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, а также благодаря постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших

Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание.К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал

В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка

Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо. (6, с. 29)

. Виды деятельности, характерные для дошкольного возраста

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Значительную часть своего свободного времени дети проводят в играх Чем меньше ребенок, тем короче его игра. Например, дети трех лет неспособны играть более 20 минут, не переключаясь на что нибудь другое. У детей постарше время на игру измеряется часами. Это обусловлено развитием мозга и прослеживанием причинно следственных связей в игре. Порой, найдя интересный сюжет, старшие дошкольники могут играть — дни наполет. (7, children/78)

Сущность игры, по Л.С. Выготскому, заключается в том, что она представляет собой исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений с взрослыми.

Характерная черта игры в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив каждого действия заключен не в получении результатов, а в самом процессе его выполнения

В игре и других видах деятельности, таких как рисование, самообслуживание, общение, рождаются следующие новообразования: иерархия мотивов, воображение, начальные элементы произвольности, понимание норм и правил социальных взаимоотношений.

В игре впервые открываются отношения, существующие между людьми. Ребенок начинает постигать, что участие в каждой деятельности требует от человека исполнения определенных обязанностей и дает ему ряд прав Дети приучаются к дисциплине, соблюдая определенные правила игры

В совместной деятельности они учатся согласовывать свои действия. В игре ребенок постигает возможность замены реального предмета игрушкой или случайной вещью, а также может замещать предметы, животных и других людей своей собственной персоной.

Игра на этом этапе становится символической Использование символов, способность замещать один объект посредством другого представляют собой приобретение, обеспечивающее в дальнейшем овладение социальными знаками.

Благодаря развитию символической функции у ребенка формируется классифицирующее восприятие, существенно изменяется содержательная сторона интеллекта. Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче в игре.

Большое влияние игра оказывает на развитие речи.Воздействует и на интеллектуальное развитие: в игре ребенок обучается обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова.

Вхождение в игровую ситуацию является условием для разных форм умственной деятельности ребенка. От мышления в предметном манипулировании ребенок переходит к мышлению представлениями.

В ролевой игре начинает развиваться способность действовать в мыслительном плане Ролевая игра имеет значение и для развития воображения.

Дошкольный период делится на старший дошкольный и младший дошкольный возраст, т. е от 3 до 7 лет. За это время игры детей развиваются

Этапы дошкольного периода:

) младший дошкольный возраст (3-4 года).

Дети этого возраста чаще всего играют одни, их игры предметны и служат толчком для развития и совершенствования основных психических функций (памяти, мышления, восприятия и т. д.).

Реже дети прибегают к сюжетно-ролевым играм, в которых отражается деятельность взрослых;

) средний дошкольный возраст (4-5 лет).

Дети в играх объединяются во все большие группы. Теперь для них характерна не имитация поведения взрослых, а попытка воссоздать их отношения между собой, появляются ролевые игры. Дети распределяют роли, устанавливают правила и следят за их соблюдением

Темы для игр могут быть самыми разнообразными и основываются на уже имеющемся жизненном опыте детей. В этот период формируются лидерские качества. Появляется индивидуальный вид деятельности (как некая символическая форма игры).

При рисовании активизируются процессы мышления и представления.Сначала ребенок рисует то, что видит, после — то, что помнит, знает или выдумывает; 3) старший дошкольный возраст (5-6 лет) Для этого возраста характерно формирование и освоение элементарных трудовых навыков и умений, дети начинают понимать свойства предметов, происходит развитие практического мышления. Играя, дети осваивают предметы быта. Их психические процессы совершенствуются, развиваются движения рук.

Трудовая деятельность.

Дети постарше — 5-6 лет, начинают постепенно совершенствуют свои игры, нередко превращая их во что-то полезное и нужное. Так девочки пытаются помочь по дому или в саду. Мальчики начинают конструировать, пилить, прибивать. Дети стараются научиться пользоваться всевозможными инструментами — тем самым развивая не только моторику рук, но и воображение. Обуславливается это тем, что у детей данного возраста активно развивается практическое мышление. И если на данном этапе родители станут подавлять у ребенка естественные желания помогать и делать, то они рискуют вырастить лентяя. (6, с. 32)

Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте.

Творческая деятельность весьма разнообразна, но наиболее значимым является рисование и любимейшим является рисование. Рисуя, ребенок раскрывает свой внутренний мир, доверяя бумаге все свои ощущения как негативные, так и позитивные. Характер рисунка напрямую отражает все эмоции, переживания и события, которые произошли с малышом в ближайшее время. Также по рисунку можно понять физическое состояние ребенка — болезнь или напротив неуемную энергию. Неоднократно замечено, что рисунки, которые были выполнены больными детьми, очень сильно отличаются от тех, которые рисовали здоровые дети.

. Ребенок в раннем возрасте не имеет большого запаса образов, которые он переносит на бумагу. Поэтому рисунки часто носят весьма символический характер — солнышко, домик, облачко, речка или всевозможные животные.

. Детские рисунки не всегда отражают то, что ребенок видит, нередко ребенок изображает свои ощущения. Например, треугольная фигурка, которой он играл накануне, может быть изображена в качестве эллипса с отходящими от него остроконечными лучиками. Так ребенок пытается отразить свои ощущения от ощупывания предмета.

. Маленькие дети склонны рисовать одним цветом, но со временем у ребенка появляется необходимость расширить цветовую палитру и добавить красок в свои картины. Существует два типа раскрашивания: произвольный и целенаправленный.

. В произвольном типе ребенок берет разные краски и применяет их так, как душе угодно — то есть глазки у пупса он может сделать красными, а рот зеленым. Целенаправленный же тип отличается тем, что ребенок берет правильные цвета для окрашивания каких либо отдельных частей, отражая тем самым свое стремление к идеализму.

. Нередко ребенок, слушая родителей, использует установленный ими цвет и гасит собственное восприятие гаммы. Именно поэтому все рисунки ребенка практически одинаковы: солнце желтое, небо синее, трава зеленая.

. В рисунках дети стараются отразить свое отношение к тому или иному предмету, человеку или животному. То, что нравится ребенку, и что он считает красивым — всегда изображается яркими насыщенными красками, а то чего ребенок боится или не понимает — он рисует мрачными красками: черными, серыми, бордовыми. Нередко нарочно рисуя их из рук вон плохо.

. Изображения, которые рисуют дети дошкольного возраста, чаще всего отображают объективный мир, но иногда фантастические животные и нереальные персонажи также присутствуют на бумаге. Когда ребенок достигает 6-7 летнего возраста, количество рисунков значительно сокращается, потому что у детей появляется новый круг общения и новые интересы. (6, children/78#14)

6. Эмоционально-волевая сфера дошкольника

В эмоциональном представлении ребенка содержится:

будущий результат,

его оценка взрослым

Ребенок предвидит отрицательный (положительный результат), неодобрение (одобрение).

Переживание после оценки взрослого. Аффект — первое звено в цепочке развертывающихся событий.

Взрослый помогает ребенку создавать нужный положительный образ будущего события. Например, воспитатель в детском саду может потребовать немедленно привести в порядок помещение после игры или рассказать детям, как им будет приятно увидеть свою комнату чистой.

Эмоциональная неуравновешенность дошкольника.

Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют и изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу — это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка. (2, с. 124)

К трем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким.

У малышей нередки проявления недовольства в виде слез, истерик и крика. Хотя для старших истерики не так характерны, как для младших, у них сильны самоощущение и желание независимости. Если четырехлетний ребенок в споре аргументирует с помощью речи, ему незачем впадать в истерику. Но если взрослый не ответит малышу на его вопрос: «А почему я должен?» — то может случиться срыв. Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, его поведение скорее напомнит поведение ребенка более младшего возраста. Это сигнал взрослому, что в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог вытерпеть. Ему нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше.

Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами. (2, с.131)

Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально. (4, с. 318)

Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра — живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату и т.д. Другими словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ребенку избавиться от него, часто бывает, что чувства малыша вызывают полное недоумение.

Если плохое настроение не затягивается надолго — к примеру, на несколько дней — и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном настроении или с ним происходят резкие и неожиданные перемены нужна консультация психолога.

Но в большинстве случаев лучше не придавать слишком большого значения переменам настроения ребенка, что позволит ему самостоятельно обрести эмоциональную стабильность. (4, с. 318)

Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение.

Чем младше дошкольник, тем в больше степени слиты характеристики объекта и характеристики субъективного переживания. Например, врач, делая укол и причиняя боль, для ребенка является «плохой тетей».

С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний.

Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние).

Когда ребенок начинает рисовать себя в трудных ситуациях или просто рисует страшные сны, это сигнал о неблагополучном эмоциональном состоянии.

Условия развития эмоций и чувств дошкольника.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.

. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.

Отдельные стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаково чувствительны к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше его беспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, в которых он воспитывается.

При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь.

Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком.

Взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.

Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы — сказок, рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям. Ребенок сочувствует, например, сломанному цветку.

В семье ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний.

Неправильное общение в семье может привести:

к односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками;

к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным;

к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. И в необычной ситуации может возникать волнение. Страх может быть внушен ребенку. Например, страх темноты. Если ребенок испугался темноты, то потом темнота сама по себе будет пугать его.

Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка. Как правило, дошкольники, особенно растущие в дефиците личностного общения, не замечают своих настроений, чувств, переживаний. Взрослый может выделить эти переживания для ребенка и подсказать их: «Тебе обидно, что тебя не приняли в игру, ты очень расстроился, да? Тебе приятно, что тебя похвалили на занятиях? Ты гордишься своими успехами? Ты очень рассердился, что Сережа забрал у тебя машинку?» и т.п. Аналогичным образом можно открывать ребенку переживания других детей, особенно это, важно в конфликтных ситуациях.

. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки).

. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности — в игре, насыщенной переживаниями.

. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников.

В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение.

Шестилетний ребенок.

Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.

Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.

Если оценивать особенности чувств шестилетнего ребенка, то надо сказать, что в этом возрасте он не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Его день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной радости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Шестилетний ребенок — пленник эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь, — переживания. Эмоции формируют личность ребенка.

Эмоции утомляют его до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств.

При всей подвижности эмоций и чувств шестилетнего ребенка характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение. В то же самое время способность к рефлексии может привести не к развитию душевных качеств, а к демонстрации их для получения от этого своеобразных дивидендов — восхищения и похвалы окружающих.

Шесть лет — это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Шестилетний ребенок не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. Да, у него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни — это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.

Эмоциональное воспитание.

Эмоции не развиваются сами по себе. Воспитание через эмоциональное воздействие — очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Подлинные чувства — переживания — плод жизни. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему. (3, с. 115)

Невозможно, да и не нужно, полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в детской деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению действий (например, сильный страх мешает ребенку прочитать стихотворение перед публикой), и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Безусловно, воспитатель или взрослый должен главным образом ориентироваться на положительное подкрепление деятельности дошкольника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в процессе деятельности. С другой стороны, ориентация дошкольника только на получение положительных эмоций, связанных с успехами, тоже является малопродуктивной. Изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. Ребенку (как и взрослому) необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности.

Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать — это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность ребенка. (3, с. 116)

Нравственное воспитание.

Нравственное воспитание включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали. Нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. В этом случае он действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми, а не ради, например, получения одобрения.

Таким образом, основным результатам нравственного воспитания должно стать формирование нравственного поведения ребенка. Учитывая, что эмоциональная регуляция поведения и деятельности является ведущей в дошкольном возрасте, именно социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании детей, воспитании культуры межличностных отношений.

Итак, в этой работе мы разобрались в необычном и одним из самых сложных периодов в жизни каждого человека. Теперь мы знаем, что психологическое развитие детей дошкольного возраста характеризуется главным образом появлением следующих психических новообразований: произвольность поведения, самостоятельность, креативность, самосознание, детская компетентность. И все же основным личностным образованием дошкольного возраста является развитие самосознания ребёнка, что содержится в оценке своих умений, физических возможностей, нравственных качеств и осознание себя во времени. Постепенно дошкольник начинает осознавать свои переживания, свое эмоциональное состояние. Нам известно что, в дошкольном возрасте интенсивно развивается игра, речь, что способствует формированию словесно-логического мышления, произвольности психических процессов, возможности формирования оценки собственных действий и поведения. Из этого всего мы делаем вывод, что этот период достаточно труден не только для взрослого человека, которому приходится сталкиваться с, казалось бы, странным поведением своего чада, но и для самого ребенка это время представляет собой незыблемую сложность. Таким образом, ребенок нуждается в огромной поддержке и понимании взрослого. Изучив этот период, мы также начинаем понимать, что знания о нем необходимы не только потенциальным и практикующим психологам, но и людям любой другой профессии и деятельности, которые собираются привнести в этот мир еще одного человека. Это то, что должен знать каждый потенциальный родитель, то есть, в принципе, каждый из нас. И чем больше мы будем знать об этом, тем проще и интереснее будет нам и нашим «маленьким взрослым».

7. Список литературы

1. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. — М.: Просвещение, 1991.
2. Калинина Р.Р. В гостях у Золушки.- Псков; ПОИУУ, 1997
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.
4. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. — СПб: Питер Пресс, 1996.
. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.
. Лощенкова Н. Возрастная психология. Шпаргалка. — М.: 2010. — 45 с.
.

8. Практичесий психолог. —