Эмоциональные состояния, их характеристика. Роль аффектов, эмоций, чувств, настроения в регуляции активности человека.

Вопрос№12

Понятие внимания, виды внимания

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Основные функции внимания:

1. Активирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы.

2. Обеспечивает избирательнуюи длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

3.Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей человеку информации .

Виды внимания:

Непроизвольное вниманиене требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем.

Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями.

Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Отсутствует волевое усилие.

Свойства внимания:

Объем вниманияизмеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно.

Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому.

Распределение внимания – это способность проявлять сосредоточенность и способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе.

Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности. (отвлечение внимания происходит через 15 – 20 минут)

Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.

Отвлекаемость — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Вопрос№13

Эмоциональные состояния, их характеристика. Роль аффектов, эмоций, чувств, настроения в регуляции активности человека.

В психологии под эмо­циями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и от­ражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жиз­недеятельности человека.

6 стр., 2615 слов

Бодрствование — нейрофизиологический процесс человека

Содержание 1. Введение 2. Бодрствование 3. ЭЭГ исследования 4. Период бодрствования на разных возрастных этапах 5. Подходы к определению функциональных состояний 6. Блок регуляции тонуса и бодрствования 7. Нейро- и психофизиологические механизмы регуляции бодрствования 8. Регуляция функциональных состояний на уровне целого мозга 9. Заключение 10. Список литературы 1. Введение Значительные ...

По форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства.

Простейшая форма эмоционального переживания — это, так называемый чувственный, или эмоциональный, тон.Под чувственным тоном понимают эмоциональную окраску, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающие субъекта к их сохранению или устранению.

Под настроениемпонимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение очень разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.д

Эмоциив узком значении слова — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические.Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям.

К.Изард выделил следующие основные эмоции:

Радость -положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.

Удивление- не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание-отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

8 стр., 3824 слов

Причины возникновения отрицательных эмоций и меры их профилактики

... на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности;Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми ... Понятие об эмоциях и эмоциональных состояниях 1.1 Общее понятие эмоций и эмоциональных состояний 1.2 Возникновение эмоций 2. Причины возникновения отрицательных эмоций 2.1 Общее ...

Гнев- эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение- отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение- отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту, как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх- отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд- отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентностьвызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (так, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость).

3 стр., 1331 слов

— особенности регуляции состояний (эмоциональных, волевых)

ЛЕКЦИЯ 10 Общая характеристика физических способностей Вопросы: 1.Понятие о способностях, основные формы их проявления и классификация 2.Основные закономерности развития физических способностей 3.Методы контроля уровня развития физических способностей, требования к тестам Литература: 1.Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие / Под. ред. Ю.Ф.Курамшина, В.И.Попова; ...

Амбивалентность может быть порождена и противоречием между устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными эмоциями (так, например, совмещаются любовь и ненависть при ревности).

Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект.Аффект (от лат. affectuctus – «душевное волнение», страсть») — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Аффект возникает на уже произошедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу.

Еще одна обширная область состояний человека объединяется понятием стресс.Под стрессом (от англ, stress – «давление», «напряжение») понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия

Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации.Фрустрация (от лат. frustratio – «обман», «расстройство», «разрушение планов») — состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

Особой формой эмоционального — переживания является страсть. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. В чем же специфика страсти? Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Причины формирования страсти достаточно разнообразны — они могут .определяться осознанными убеждениями (например, страстность ученого в науке), могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение (как бывает при паранойяльном развитии личности).

28 стр., 13906 слов

Физиологические основы психической деятельности

Еще Чарльз Дарвин и Иван Михайлович Сеченов обратили внимание на то, что организм без внешней среды существовать не может. Поэтому Сеченов писал, что в определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Этот же взгляд разделял и Иван Петрович Павлов. Он подчеркивал, что организм постоянно приспосабливается к среде при помощи нервной системы, «уравновешивает» ее влияние. Механизмы ...

Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются нанравственные, эстетические, интеллектуальные.

Вопрос №14

Понятие о воле, структура волевого акта

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляцияего активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим психологи выделяют в качестве конкретизации указанной выше общей функции, две другие —активизирующую и тормозящую. Иногда первую функцию обозначают термином побудительная илистимулирующая.

Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда в побуждении ясно видна цель, непосредственно, переходящая в действие и не выходящая за пределы существующей ситуации, говорят о простом волевомакте. Сложное волевое действиепредполагает вклинивание между побуждающим импульсом и непосредственным действием дополнительных звеньев. Существенными моментами или фазами волевого процесса выступают: 1) возникновение побуждения и постановка цели; 2) стадия обсуждения и борьба мотивов; 3) принятие решения; 4) исполнение.

В зависимости от того, насколько осознана та или иная потребность, их разделяют на влечение и желание.

Сила воли – это обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели.

-Целеустремлённость Сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности.

6 стр., 2681 слов

Основы логопедии

Логопедия как наука. Предмет, задачи, методы, принципы логопедии. Логопедия и другие смежные науки. Этиология речевых нарушений. Анатомо-физиологические механизмы речи. Онтогенез речевого развития. Классификации речевых нарушений. Краткая характеристика речевых расстройств. 1. Логопедия. Предмет, задачи, принципы, методы логопедии. Связь логопедии с другими смежными науками. Логопедия– наука о ...

— Инициативность Умение строить яркие планы, выдвигать новые идеи, преодолевать свою инертность без стимула извне.

— Самостоятельность Умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

— Выдержка Умение затормозить действия, чувства, мысли, неадекватные ситуации, способность постоянно контролировать своё поведение.

— Дисциплинированность- это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам

— Решительность — способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению

— Настойчивость- способность до конца доводить принятые решения, достигать поставленной цели и без лишних задержек переходить к их выполнению.

Психологическая структура волевого акта: Побуждение к волевому действию.

Виды: Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует усилий, но чаще всего это все-таки связано с преодолением трудностей и препятствий– есть 2 вида трудностей и препятствий: это внешние и внутренние;

Внешние препятствия не зависят от человека, это внешние помехи, противодействия других людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зависят от самого человека: это нежелание делать то, что нужно, наличие противоположных побуждений, пассив­ность человека, плохое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чувство страха, чувство ложного самолюбия и т.д.

Вопрос №15

Индивидуально-типические свойства человека(Э.Кречмер,У.Шелдон)

К индивидным особенностям относятся также конституция (морфология, анатомия) тела. В психологии описана попытка установить связь между строением тела индивида и его психологическими особенностями. При этом исследователи пытались выделить наиболее характерные, типичные конституции и связать их с типичными проявлениями в поведении индивида. Широкую известность в психологии получили типологииЭ.Кречмера и У.Шелдона.

В работе «Строение тела и характер» Э.Кречмер попытался увязать психологические особенности, в первую очередь психические заболевания, с особенностями строения тела человека Он утверждал, чтоопределенной конституции соответствует определенный психологический склад человека. На основе клинических наблюдений он пришел к установлению связи между выделенными имтипами телосложения, типами характера и психическими заболеваниями.

9 стр., 4232 слов

Физиологические основы психики

7 Организм () - сложная саморегулирующаяся система, состоящая из отдельных элементов (клетки, органы), которые объединены в единое целое посредством специальных систем регуляции (нервная, эндокринная, иммунная). Нервная система (НС) – обеспечивает связь  со средой, - координирует Пр в  в зависимости от состояния внешн. и внутр. среды, - обеспечивает адекватное приспособление к меняющимся ...

Э.Кречмер (1888 — 1964) — немецкий психиатр и психолог, создатель теории зависимости психи­ческого склада личности от типа строения тела, им разработана классифика­ция типов конституции, каждому из которых соот­ветствуют свои особенно­сти темперамента и ха­рактера

Свою типологию Э.Кречмер строил для потребностей медицинской практики; в особенностях телосложения человека он пытался найти признаки, по которым в клинике можно было бы проводить диагностику психических заболеваний. Э.Кречмер выделял три постоянно повторяющиеся главных типа строения тела, которые назваластеническим, атлетическим и пикническим.

Астенический тип это худой, тонкий, «с узкими плечами, с сухими тонкомышечными руками, с тонкокостными костями, с длинной, плоской грудной клеткой… с тонким, лишенным жира животом, с такими же руками и ногами».

Атлетический тип характеризуется сильным развитием скелета и мускулатуры.

Пикнический тип отличается средним ростом, плотной фигурой, большим животом, круглой головой и маленькой плотной шеей.

ДляУ.Шелдона исходным при построении конституционной типологии выступило не понятие типа как совокупности физических и психических черт по Э.Кречмеру, а понятие компоненты или параметра. На основе анализа большого количества фотографий человеческих фигур он выделилтри варианта телосложения, максимально не похожих друг на друга.

Первый вариант характеризовался мягкостью, наличием большого живота, большого количества жира на плечах и бедрах, круглой головой, крупными внутренними органами, вялыми руками и ногами, неразвитыми костями и мышцами.

Длявторогохарактерны широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги, минимальное количество подкожного жира, массивная голова.

Третий вариант олицетворял худой человек, с вытянутым лицом, высоким лбом, тонкими длинными руками и ногами, узкой грудной клеткой и животом, неразвитой мускулатурой, отсутствием подкожного жирового слоя, хорошо развитой нервной системой.

На основании этих вариантов У.Шелдон выделил три первичных компоненты телосложения, или параметра (поэтому его типология называетсяпараметрической). Он обозначил параметры соответственно:эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный. Сочетание трех названных параметров образуетсоматотип.Приэтом каждый из параметров оценивается по семибалльной шкале. Таким образом, телосложение каждого конкретного индивида оценивается коэффициентом, состоящим из трех цифр, характеризующих степень выраженности компонентов телосложения данного человека.