Эмоциональные состояния, их характеристика. Роль аффектов, эмоций, чувств, настроения в регуляции активности человека.

Вопрос№12

Понятие внимания, виды внимания

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Основные функции внимания:

1. Активирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы.

2. Обеспечивает избирательнуюи длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

3.Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей человеку информации .

Виды внимания:

Непроизвольное вниманиене требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем.

Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями.

Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Отсутствует волевое усилие.

Свойства внимания:

Объем вниманияизмеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно.

Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому.

Распределение внимания – это способность проявлять сосредоточенность и способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе.

Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности. (отвлечение внимания происходит через 15 – 20 минут)

Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.

Отвлекаемость — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Вопрос№13

Эмоциональные состояния, их характеристика. Роль аффектов, эмоций, чувств, настроения в регуляции активности человека.

В психологии под эмо­циями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и от­ражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жиз­недеятельности человека.

По форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства.

10 стр., 4675 слов

Способности и объяснение жизненных успехов человека

... воспитываются и преобразуются. Способности человека, разные их типы и степени относятся к важнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне ... др. Различают несколько уровней в развитии способностей людей: одаренность — это совокупность нескольких способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его ...

Простейшая форма эмоционального переживания — это, так называемый чувственный, или эмоциональный, тон.Под чувственным тоном понимают эмоциональную окраску, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающие субъекта к их сохранению или устранению.

Под настроениемпонимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение очень разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.д

Эмоциив узком значении слова — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические.Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям.

К.Изард выделил следующие основные эмоции:

Радость -положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.

Удивление- не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание-отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев- эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение- отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение- отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту, как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

5 стр., 2173 слов

Человек, как субъект труда. Основные условия и этапы становления

... стали входить поиски закономерностей профессиональной карьеры, профессионального самоопределения, жизненного пути человека как субъекта труда. В круг задач психологии труда все более входит ... невербальные). Евгений Александрович Климов очерчивает и некоторые другие направления развития человека как субъекта труда: -формирование системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного ...

Страх- отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд- отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентностьвызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (так, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость).

Амбивалентность может быть порождена и противоречием между устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными эмоциями (так, например, совмещаются любовь и ненависть при ревности).

Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект.Аффект (от лат. affectuctus – «душевное волнение», страсть») — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Аффект возникает на уже произошедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу.

Еще одна обширная область состояний человека объединяется понятием стресс.Под стрессом (от англ, stress – «давление», «напряжение») понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия

Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации.Фрустрация (от лат. frustratio – «обман», «расстройство», «разрушение планов») — состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

Особой формой эмоционального — переживания является страсть. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. В чем же специфика страсти? Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Причины формирования страсти достаточно разнообразны — они могут .определяться осознанными убеждениями (например, страстность ученого в науке), могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение (как бывает при паранойяльном развитии личности).

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, тревожностью. Эмоциональные состояния человека разделяют на 5 категорий, которые идентифицируются по силе, качеству и ... которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противопоставляется импульсивности — склонности действовать по первому побуждению, поспешно, не ...

Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются нанравственные, эстетические, интеллектуальные.

Вопрос №14

Понятие о воле, структура волевого акта

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляцияего активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим психологи выделяют в качестве конкретизации указанной выше общей функции, две другие —активизирующую и тормозящую. Иногда первую функцию обозначают термином побудительная илистимулирующая.

Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда в побуждении ясно видна цель, непосредственно, переходящая в действие и не выходящая за пределы существующей ситуации, говорят о простом волевомакте. Сложное волевое действиепредполагает вклинивание между побуждающим импульсом и непосредственным действием дополнительных звеньев. Существенными моментами или фазами волевого процесса выступают: 1) возникновение побуждения и постановка цели; 2) стадия обсуждения и борьба мотивов; 3) принятие решения; 4) исполнение.

В зависимости от того, насколько осознана та или иная потребность, их разделяют на влечение и желание.

Сила воли – это обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели.

-Целеустремлённость Сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности.

— Инициативность Умение строить яркие планы, выдвигать новые идеи, преодолевать свою инертность без стимула извне.

— Самостоятельность Умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

— Выдержка Умение затормозить действия, чувства, мысли, неадекватные ситуации, способность постоянно контролировать своё поведение.

— Дисциплинированность- это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам

— Решительность — способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению

— Настойчивость- способность до конца доводить принятые решения, достигать поставленной цели и без лишних задержек переходить к их выполнению.

Психологическая структура волевого акта: Побуждение к волевому действию.

28 стр., 13906 слов

Физиологические основы психической деятельности

... связана с внешним миром через периферическую нервную систему, получая информацию о нем и осуществляя взаимодействие. Человек, не ... его строения и функций. Александр Романович Лурия на основе нейропсихологических исследований предложил структурно-функциональную модель мозга как ... нашего тела, то усвоенные знания становятся частью нашего поведения. Они определяют характер и поступки человека, его ...

Виды: Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует усилий, но чаще всего это все-таки связано с преодолением трудностей и препятствий– есть 2 вида трудностей и препятствий: это внешние и внутренние;

Внешние препятствия не зависят от человека, это внешние помехи, противодействия других людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зависят от самого человека: это нежелание делать то, что нужно, наличие противоположных побуждений, пассив­ность человека, плохое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чувство страха, чувство ложного самолюбия и т.д.

Вопрос №15

Индивидуально-типические свойства человека(Э.Кречмер,У.Шелдон)

К индивидным особенностям относятся также конституция (морфология, анатомия) тела. В психологии описана попытка установить связь между строением тела индивида и его психологическими особенностями. При этом исследователи пытались выделить наиболее характерные, типичные конституции и связать их с типичными проявлениями в поведении индивида. Широкую известность в психологии получили типологииЭ.Кречмера и У.Шелдона.

В работе «Строение тела и характер» Э.Кречмер попытался увязать психологические особенности, в первую очередь психические заболевания, с особенностями строения тела человека Он утверждал, чтоопределенной конституции соответствует определенный психологический склад человека. На основе клинических наблюдений он пришел к установлению связи между выделенными имтипами телосложения, типами характера и психическими заболеваниями.

Э.Кречмер (1888 — 1964) — немецкий психиатр и психолог, создатель теории зависимости психи­ческого склада личности от типа строения тела, им разработана классифика­ция типов конституции, каждому из которых соот­ветствуют свои особенно­сти темперамента и ха­рактера

Свою типологию Э.Кречмер строил для потребностей медицинской практики; в особенностях телосложения человека он пытался найти признаки, по которым в клинике можно было бы проводить диагностику психических заболеваний. Э.Кречмер выделял три постоянно повторяющиеся главных типа строения тела, которые назваластеническим, атлетическим и пикническим.

Астенический тип это худой, тонкий, «с узкими плечами, с сухими тонкомышечными руками, с тонкокостными костями, с длинной, плоской грудной клеткой… с тонким, лишенным жира животом, с такими же руками и ногами».

Атлетический тип характеризуется сильным развитием скелета и мускулатуры.

Пикнический тип отличается средним ростом, плотной фигурой, большим животом, круглой головой и маленькой плотной шеей.

ДляУ.Шелдона исходным при построении конституционной типологии выступило не понятие типа как совокупности физических и психических черт по Э.Кречмеру, а понятие компоненты или параметра. На основе анализа большого количества фотографий человеческих фигур он выделилтри варианта телосложения, максимально не похожих друг на друга.

Первый вариант характеризовался мягкостью, наличием большого живота, большого количества жира на плечах и бедрах, круглой головой, крупными внутренними органами, вялыми руками и ногами, неразвитыми костями и мышцами.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... Но припомнить тонкие существования очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в котором он временно живет, ... Все это находится в самом тесном взаимодействии и согласованности... Все оболочки, или тела человека, состоят из различных видов Материи, облекают его в порядке их уплотненности и ...

Длявторогохарактерны широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги, минимальное количество подкожного жира, массивная голова.

Третий вариант олицетворял худой человек, с вытянутым лицом, высоким лбом, тонкими длинными руками и ногами, узкой грудной клеткой и животом, неразвитой мускулатурой, отсутствием подкожного жирового слоя, хорошо развитой нервной системой.

На основании этих вариантов У.Шелдон выделил три первичных компоненты телосложения, или параметра (поэтому его типология называетсяпараметрической). Он обозначил параметры соответственно:эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный. Сочетание трех названных параметров образуетсоматотип.Приэтом каждый из параметров оценивается по семибалльной шкале. Таким образом, телосложение каждого конкретного индивида оценивается коэффициентом, состоящим из трех цифр, характеризующих степень выраженности компонентов телосложения данного человека.