Игра, как средство психического развития ребенка

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Воронежский государственный педагогический университет»

Кафедра обшей и педагогической психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:

«Игра, как средство психического развития ребенка»

Выполнил: студент 2 курса, 1 группы,

физико-математического

факультета, ФИ (физика и информатика)

Мануковский Сергей Сергеевич

Научный руководитель: доктор психологических

наук, профессор кафедры общей и

педагогической психологии,

Трофимова Наталья Борисовна

Воронеж 2012

Содержание

Введение

Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме игры, как средства психического развития ребенка.

1.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста

1.2 Влияние игровой деятельности детей дошкольного возраста на психическое развитие

Глава II Организация и методы исследования.

Заключение

Список литературы

Введение

Будучи на втором курсе Педагогического университета мне представилась возможность впервые написать научно-исследовательскую работу. В скором будущем мне предстоит пройти педагогическую практику и надо подготовиться к ней, хоть я и буду преподавать у детей подросткового возраста, я взял для исследования детей, возраст которых не достиг еще школьного — дошкольный возраст.

В этом возрасте дети как пластилин, только в руках взрослых, из которого лепят будущее поколение. Милые, безобидные, готовые слушать и понимать они впитывают в себя информацию и опыт и в дальнейшем пытаются воплотить это в жизнь. Даже если у них недостаточно предметов для игры, они воспользуются предметами-заместителями, указывающими на творческое развитие ребенка.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игра в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми надлежит ребенку.

19 стр., 9226 слов

Социальная адаптация детей с особенностями психофизического развития

... ;     Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2007. .      ... период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок - взрослый” и “ребенок - ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения [12, с. 77]. Основная задача ...

Игра важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игры на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы увидеть, как игра влияет на психическое развитие ребенка.

Предметом является развитие психики ребенка в процессе игровой деятельности.

Объект исследования — игровая деятельность ребенка.

Для исследования данной темы были выдвинуты следующие задачи:

1. Провести анализ литературы по проблеме влияния игры на психическое развитие ребенка дошкольного возраста.

2.Выяснить какие игры в дошкольных образовательных учреждениях используются для развития психики ребенка дошкольного возраста.

Для исследования использовались:

1.Наблюдение за детьми младшей, средней и старшей групп.

Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме игры, как средства психического развития ребенка

1.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста

Психологические особенности детей 3-го года жизни

К концу третьего года жизни происходит существенный сдвиг в развитии игровой деятельности детей. Он заключается, прежде всего, в том, что у ребенка начинает появляться представление о роли, которую выполняет взрослый в реальном взаимодействии с другими людьми. Первоначально эта роль привязана к конкретным предметам, поэтому ребенок должен освоить действия, соответствующие роли. При этом роль выступает не как особая социальная позиция, а скорее как набор действий, которые необходимо выполнить. Именно поэтому так важно, чтобы в этот период ребенок освоил действия, объединенные одной ролью (например, ролью матери — кормление ребенка, укладывание спать и т.д.).

Хотя выполнение подобных действий происходит с игрушкой, они почти полностью соответствуют реальным действиям взрослого. (Освоение игровой деятельности основано на подражании действиям взрослых.)

В раннем возрасте социальная ситуация развития характеризуется тем, что у детей появляются различные формы деятельности, такие как игра, рисование, конструирование, что подготавливает переход к дошкольному возрасту. Игра носит процессуальный характер, поэтому для ее развития ребенка необходимо обучать различным действиям с игровыми предметами (например, кормить куклу, укладывать ее спать, катать в коляске, кормить и т. д.).

4 стр., 1938 слов

Предполагаемые роли и игровые действия

... , прайсов с образцами изделий.   Предполагаемые роли и игровые действия Главные роли Ювелир - изготовляет новь кольца, серьги, бусы ... "»(с. 30 – 36.) Цель:развитие самостоятель­ной самодеятельной игры, дающей детям возможность не только вы­полнять трудовые процессы ... продавца-консультанта, охранника. 3-й вариант. Создать проблемную ситуацию: сломалась застёжка у сережки или браслета, обратиться за ...

При этом важно, чтобы ребенок повторял и действия, и слова взрослого[5. C.78].

Ключевым моментом возникновения игровой деятельности является осознание ребенком условности игровой ситуации. До тех пор пока малыш не осознает условность игровой ситуации, вся его деятельность, которая может выглядеть как игровая, таковой являться не будет (она может представлять собой лишь копирование поведения взрослого).

Особая задача родителя при развитии игровой деятельности малышей заключается в том, чтобы создавать ситуации такого типа. В качестве характерного примера можно привести ситуацию, когда ребенок готовит обед для куклы. В этом случае ребенок может взять ведерко, положить в него различные предметы (камешки, травку) и начать «варить суп». Здесь наступает несоответствие между теми действиями с предметами, которые ребенок реально выполняет, и теми смыслами, которые он вкладывает в эти действия: понятно, что камнями нельзя никого накормить, однако малыш осмысливает эту ситуацию как процесс приготовления еды. Условность ситуации позволяет ребенку совершать условные действия, в результате у него появляется возможность выполнять действия в не совсем правильной с точки зрения объективного результата форме. Эта особенность игровой ситуации раскрывает перед ребенком массу возможностей для проявления собственной инициативы, поскольку она оказывается зависимой не столько от объективного результата, сколько от желания малыша играть и действовать в процессе игры [1. С.70].

Наличие такой инициативы является условием развития автономии поведения ребенка. Помимо того, что малыш может самостоятельно выполнять такие культурные действия, как, например, одевание, умывание, он способен осуществлять действия, придуманные им самим. В этом отношении игра является тем пространством, в котором автономия ребенка становится принципиально другой. Здесь он сам является инициатором выполнения различных действий, а не послушным исполнителем. Однако если игровая деятельность ребенка развита недостаточно, может возникнуть ситуация, характеризующаяся очень сильной зависимостью малыша от взрослых — и в первую очередь от родителей..

22 стр., 10683 слов

Психологическая помощь детям в ситуации развода родителей

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ Содержание Описание проблемы, ее исследования (теоретическое введение) Феноменология проблемы (поведение ребенка) Список литературы Описание проблемы, ее исследования (теоретическое введение) Культура людей немыслима без семьи, любви, детей, супружеских и детско-родительских отношений. Эти отношения уникальны и неповторимы, потенциал их ...

Становление детской психики связано с развитием восприятия. Как было показано в исследованиях отечественных детских психологов (А. В. Запорожца, В. П. Зинченко, Л. А. Венгера и др.), развитие восприятия определяется развитием действий ребенка. При этом малыш способен исследовать свойства объекта, с которым он взаимодействует, и строить его образ. Первоначальные образы восприятия объектов оказываются несовершенными. Проявляется это в том, что малыш еще не может проанализировать особенности возникающего у него образа объекта. Он не может соотнести форму объекта, его величину с другими особенностями ситуации. Например, если взять коробку и уложить в нее кубики так, чтобы они покрывали дно, а затем высыпать их из коробки и предложить ребенку сделать то же самое, то окажется, что для него это чрезвычайно сложная задача (особенно если кубики различаются по форме и величине. Для развития восприятия ребенка полезно рассматривать с ним предметы и сравнивать их по размеру, цвету и форме: например, можно предложить малышу найти такую же по цвету машинку, как у взрослого.

Хотя восприятие в этом возрасте еще несовершенно, но при правильно организованной работе дети могут усвоить представление о 5-6 формах (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал) и научиться выделять до 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый и т. д.).

Однако в большинстве случаев дети испытывают трудности при анализе форм окружающих предметов и различении цвета.

Третий год жизни является переходным периодом от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. В этом возрасте наглядно-действенное мышление претерпевает существенные изменения, которые заключаются в характере взаимодействия ребенка с объектами. Если на втором году жизни ребенок непосредственно взаимодействует с объектами, то есть применяет к ним весь арсенал существующих в его распоряжении действии, то на третьем году его действия кардинально меняются[11].

На втором году жизни ребенок не заботится о результате действия, на третьем году он начинает учитывать тот результат, который вызывается его собственной активностью. Учет результата существенным образом меняет характер взаимодействия с объектом — ребенок начинает специально ожидать тот или иной результат в зависимости от произведенного действия. При этом малыш еще не знает, что может получиться, но у него уже существует стремление зафиксировать этот результат. Тем самым у ребенка появляется возможность сопоставить действие и результат. С помощью пробующего действия ребенок пытается выяснить скрытое свойство ситуации. Это позволяет ему проводить систематическое обследование окружающих предметов, в чем и заключается развитие наглядно-действенного мышления ребенка третьего года жизни. Взрослый может наблюдать, как ребенок заинтересованно манипулирует каким-то предметом, но это не простая манипуляция, а выяснение новых скрытых свойств объекта. В этот момент малыш проводит большое и сложное исследование. Не нужно вмешиваться в этот процесс и отрывать ребенка от занятия. Появление системных пробующих действий является главным условием для следующего этапа развития детского мышления — перехода от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному[11].

4 стр., 1811 слов

Особенности самооценки у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста из полной и не полной семей

Содержание Введение………………………………………………………………...…..3 Глава 1 Теоретические основы самооценки у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….6 1.1 Понятие самооценки в отечественной и зарубежной психологии….6 1.2 Особенности формирования самооценки у детей дошкольного с ОВЗ ……………………………………………………………………………….15 1.3 Особенности самооценки у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста из ...

Для того чтобы способствовать развитию такого перехода, дошкольникам можно предлагать специальные игры и игрушки, которые способствуют развитию наглядно-образного мышления. Например, можно взять лист бумаги и цветными карандашами начертить на нем несколько прямых дорожек. На одну из них нужно поставить маленькую машинку и объяснить ребенку, что она перевозит пассажиров. Затем следует спросить ребенка о том, на какую дорожку нужно поставить зайчика, чтобы машинка могла его перевезти. При этом машину нужно поставить на одном конце дорожки, а зайчика — на другом. Особенность этой игры заключается в том, что дорожка будет выступать в качестве особого средства, которое позволит ребенку соотнести направление движения машинки и положение зайчика[11].

В этом возрасте у ребенка начинают развиваться чувства гордости и стыда. В ходе воспитания нужно учитывать особенности эмоционального реагирования каждого малыша. Не рекомендуется ругать его. Совершая тот или иной поступок, маленький ребенок действует не по злому умыслу, а в соответствии с доминирующими в этот момент мотивами. Резкое наказание может привести к невротизации личности. Однако этот совет нельзя воспринимать как поощрение вседозволенности. В процессе общения с детьми взрослый должен обращать внимание на то, какие его высказывания, эмоциональные проявления или действия вызывают негативные (и позитивные) переживания у ребенка. Нужно избегать негативных переживаний и стремиться к установлению теплых эмоциональных отношений с малышом. Следует помнить, что в этом возрасте у ребенка развиваются идентификация с именем и самооценка. Вот почему особенно чутко следует подходить к оценке поведения ребенка. Он может сильно переживать, когда неправильно произносят его имя или негативно оценивают его деятельность. Основная задача взрослого заключается в том, чтобы у маленького ребенка сложилась положительная самооценка. Для этого надо поощрять его инициативу и максимально положительно подчеркивать его достижения[4. c. 32- 33].

3 стр., 1332 слов

В практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Дошкольный возраст (3-7 лет)

... По использованию пси ходиагностических методик В практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Дошкольный возраст (3-7 лет) Основными направлениями работы являются: сопровождение ... Установление последовательности событий Уровень овладения рисованием и развития мелкой моторики   Свободный рисунок   Развитие мышления и воображения   Свободная игра   ...

Ранний возраст завершается так называемым кризисом трех лет. Суть его заключается в том, что у ребенка формируется образ Я. Он переходит от называния себя в третьем лице к называнию в первом лице, при этом стремится утвердиться в разных сферах, в том числе и в повседневных действиях. Ребенок старается многие вещи делать самостоятельно («Я сам!»), поэтому желательно найти для него посильные поручения. Хорошо, если их требуется выполнять каждый день. Со временем ребенок сам, без напоминания, будет исполнять эти поручения. При этом всякий раз необходимо подчеркивать значимость малыша («Как хорошо, что ты это делаешь», «Что бы мы без тебя делали!»).

.

Очень часто взрослый сталкивается с такими проявлениями детского поведения, как упрямство и негативизм. Обычно они адресованы тем взрослым, которые непосредственно взаимодействуют с ребенком. За этими проявлениями стоит стремление ребенка отделиться от взрослого, что достигается за счет противопоставления взрослому. В эти моменты особенно важно не вступать в чрезмерные конфликтные отношения с ребенком, проявлять терпение, спокойно и позитивно взаимодействовать с ним, несмотря на его негативные проявления.

Психологические особенности детей 4-5 лет

С 4-5 летнего возраста мыслительная активность ребенка освобождается от обязательной опоры на физические действия. Ребенку становится интересно отгадывать загадки, составлять рассказ к картинке, спрашивать, спорить. Ориентировочные действия вместо беспорядочно-шарящих, становятся более организованными и подлинно познавательными. Появляются новые специальные виды деятельности слушание, рассказывание, словотворчество.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... развитие детей среднего дошкольного возраста 2.1 Основные задачи и средства музыкального развития детей среднего дошкольного возраста Основные задачи музыкального развития детей среднего дошкольного возраста рассмотрим ... применение сведений в процессе практических упражнений; самостоятельное использование музыкально-дидактических игр с сенсорными заданиями. Для развития ладо – мелодического слуха – ...

В результате детей начинает интересовать не столько новый предмет сам по себе, сколько его устройство, назначение и способ использования. В этот период, исследуя новую игрушку, они стремятся ее разобрать и посмотреть что у нее внутри, в результате, кроме вопросов «что это?» появляются вопросы «почему?».

Основным мотивом, побуждающим дошкольника вступать в общение с взрослым, выступает содержательность общения. Ребенок открывает для себя, что взрослые много знают, умеют, могут все показать и всему научить, в итоге взрослый приобретает для него авторитет.

Во взаимоотношениях дошкольника со сверстниками ему уже не достаточно «мирного соседства» с другими детьми, появляется желание играть с ними, выполнять вместе различные поручения. 

Активность ребенка в общении, также как и познавательная активность, приобретает у детей управляемый, произвольный характер.

Накапливая социальный опыт, опыт общения с людьми, дети к концу дошкольного возраста пользуются все более обобщенными правилами и используют знакомые им критерии оценок для выражения своего отношения к разным людям: близким и чужим, реальным и вымышленным. На основе этого оформляются нравственные отношения детей к окружающим.

Отличительной особенностью формирования личности в дошкольном возрасте является изменение мотивов, которыми руководствуется ребенок. Эти изменения проявляются в следующем:

Отдельные побуждения превращаются в систему мотивов; в побуждениях все больше обнаруживается определенная последовательность, хотя последовательность и системность действующих мотив у школьника имеет относительный характер. Более отчетливо начинает выступать различная побудительная сила разных мотивов. Накопление практического опыта дошкольника порождает его стремление к самостоятельности. Самостоятельность- продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. В дошкольном возрасте к деятельности органов чувств присоединяется деятельность мышления, в результате продолжается развитие ощущений, а с ними и чувствительности. Осмысленная деятельность ребенка ведет к образованию у него меж анализаторских связей, способствует разностороннему познанию предметов и явлений. Сочетание зрительных ощущений с тактично-двигательными имеет особое значение для познания свойств и качеств предмета и для освоения самого способа его познания. Именно по этой причине для сенсорного развития ребенка в этом возрасте важны такие виды деятельности, как рисование, лепка, танцы, дидактические игры и др. Слово, которое сначала сопровождало, а затем, замещало действие непосредственного раздражителя, ведет к следующим изменениям процесса ощущения: Называние ощущаемого качества предмета обеспечивает его быстрое вычленение среди множества других однородных качеств: узнавание цвета происходит значительно быстрее, чем при действии лишь непосредственного раздражителя[5. С.145].

Обозначенный словом цвет, звук или запах из раздражения превращается в знание соответствующего качества предмета или явления объективного мира. Оперирование знаниями качеств предметов позволяет не только их различать, но и сравнивать предметы по выделенным качествам (это синий, а это белый) т.е. выполнить элементарные мыслительные операции. Слово, как обобщающий сигнал позволяет ребенка увидеть то же качество и его варианты в новых для него предметах. Качества, постоянно встречающиеся у однородных предметов, становятся средством характеристики вещей. Так, по цвету, ребенок узнает яблоко, свеклу, банан и т.д. ребенок игра психический дошкольный

В дошкольном возрасте более сложную форму приобретает процесс восприятия. Так, восприятие цвета и формы: цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком только тогда, когда форма — более сильный признак, не получила сигнального значения (при игре в кубики или складывание мозаики).

В восприятии целого и части выступают диалектические связи, т.е. узнавание части вызывает образ предмета в целом с его названием. В дошкольном возрасте процесс восприятия интериоризируется, т.е. теперь ребенку достаточно увидеть предмет и не обязательно проводить по нему воспринимающим органом.

Восприятие картинки ребенком в дошкольном возрасте осуществляется еще довольно сложно. В этом процессе большую роль играет вопрос, задаваемый к картинке, ее название. Что касается восприятия пространства, то дошкольник уже может ориентироваться в расстоянии на основе зрительного восприятия. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Однако отношение правого и левого детям в этом возрасте усвоить довольно трудно[6. С.33].

Еще более сложным, чем восприятие пространства для ребенка является восприятие времени, т.к. для восприятия времени нет специального анализатора. 

Если говорить о внимании, то в дошкольном возрасте происходят следующие изменения: расширение объема внимания; рост устойчивости внимания; формирование произвольного внимания.

Эти изменения обусловлены тем, что объектом познания ребенка становится не только предмет, но и связи его с другими вещами, в первую очередь функциональные, усиливается роль речи как объекта внимания и т.д.

В дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный опыт, который систематически обогащается: накапливаются знания, представления и первичные понятия, дети приобретают навыки и умения. Все в большем количестве и на длительное время сохраняются следы мыслей, пережитых чувств. Большое значение для умственного развития ребенка имеет образная память, которая наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте.

У детей дошкольников значительную роль играет действенная форма мышления. На этом возрастном этапе происходит перестройка отношений практического действия к умственным и вместе с интериоризацией мышления («переходом во внутренний план») происходит перестройка практического действия. Что касается образного мышления, то дошкольнику свойственна доаналитическая ступень мышления, т.к. ребенок мыслит схемами, слитными ситуациями в соответствии с образом, который у него сохраняется на основе восприятия. А конкретная образность детского мышления проявляется в процессе развития словесных форм мышления, прежде всего в овладении понятиями.

Возросшие возможности у детей способствуют дальнейшему развитию речи, которая выражается, прежде всего, в совершенствовании ее понимания. 5-6 летний ребенок уже понимает сюжет сказки, небольшого рассказа. В этом возрасте речь сопровождает все виды деятельности: наблюдение, рисование, музыкальные занятия, счет, труд и игры[2. C. 55].

Для детей дошкольного возраста характерно выдумывание несуществующих слов, которые возникают по образцу тех слов, которые ребенку знакомы. В раннем дошкольном возрасте речь ребенка еще сохраняет ситуативный характер, но постепенно она сменяется связной. Раньше всего дети переходят к связному изложению спокойного повествовательного рассказа. Развитие разговорной связной речи тесно связано с формированием внутренней, которая осуществляет функцию планирования высказываемых вслух предложений, мыслей.

На протяжении дошкольного возраста происходят заметные изменения как в содержании чувств (в том, что именно взывает эмоциональное состояние и переживание детей), как и в форме их проявления. Ранее возникшие чувства углубляются, становятся более устойчивыми, разнообразными, легко выраженными. В дошкольном возрасте чувство симпатии перерастает в чувство товарищества и начальные формы дружбы. Развиваются новые чувства, которые раньше появлялись эпизодически. К ним относятся ,прежде всего интеллектуальные..

Таким образом, в дошкольном возрасте происходят значительные изменения практически во всех психических процессах.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст (6-ти — 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы[5. С.102].

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно грамматические конструкции.

Для деятельности ребенка 6 — 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 — 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников. У детей старшего дошкольного возраста 6 — 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций[7. С.30].

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 — 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Ребенок 6 — 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы[7. С. 34].

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции — «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 — 7 летнего возраста.

1.2 Влияние игровой деятельности детей дошкольного возраста на психическое развитие

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально — закрепленных способах осуществления предметных науки и культуры. В игре как в особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности.

Разыгрывание ролей в детских играх послужило основанием для создания некоторых психологических концепций развития личности. Одна из них принадлежит американскому психологу Дж. Миду. Он считал, что развитие личности происходит в процессе взаимодействия индивида с разными людьми. Детские ролевые игры служат тому доказательством, т.к. сначала в играх малышей выполняется любая роль, что заставляет многих ученых (в основном зарубежных) оценивать такое игровое поведение как подражание или идентификацию, а не взятие роли. В данном случае действует предположение, что ребенок приписывает себе различные качества внешних объектов и людей. Затем дети вырастают, обогащается круг их общения, в число значимых людей включаются другие родственники, сверстники. Теперь в игре ребенок усваивает целую систему регламентаций поведения в виде правил игры. На этом этапе развития игры дети уже берут на себя роли, например «мужчина», «учитель», «отец», означает усвоение системы взаимных требований и ожиданий.

Игры, в которые обычно играют дошкольники, можно разделить на три основных группы:

Подвижные игры: с мячом, со скакалкой, прятки и т.д., которые способствуют физическому развитию ребенка.

Образовательные игры: в лото, в разноцветные пирамидки. Такие игры дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности. У детей формируется представление, развивается наблюдательность, восприятие, память, мышление.

Ролевые игры — наиболее типичны для дошкольного возраста и наиболее важные для развития ребенка.

Взрослые показывают ребенку, как надо выполнять с игрушкой то или иное действие. Усваивая его, ребенок начинает входить в мир ролевой игры. Так, воспроизводя действия родителей, ребенок порождает одну из самых первых ролевых игр — «в семью» или «дочки-матери». По мере общения со взрослыми и познания окружающего мира он знакомится с тем, что делают люди разных профессий, в результате чего рождаются игры в строителя, врача, офицера и т.д.

К концу третьего года жизни дети начинают в своих действиях акивно использовать символы — указатели, обозначающие предметы, но уже отдаленные от них и вместе с тем сохраняющие определенное сходство с самими предметами. Так, для ребенка лист дерева начинает заменять одеяло для куклы, кубики становятся кирпичами и т.д. Окончательной формирование ролевой игры происходит после того, как у ребенка сформировалась самостоятельность.

В своем полном виде, ролевая игра включает:

сюжет — ту сторону действительности и те действия, которые воспроизводятся в игре. 

содержание игры — то, что воспроизводит ребенок в качестве центрального характерного момента деятельности взрослых и отношений между ними в их трудовой и общественной жизни. я условиями его жизни.

игровая роль — воспроизведение действий взрослого человека. 

структура игры — совокупность организованных игровых действий и операций реальных движений (по своему техническому и двигательному составу приспособленных к тем предметам, с которыми играют дети).

Взятие на себя определенной роли заставляет ребенка отказаться от мимолетных желаний, в результате чего начинает выступать средством воспитания волевых качеств. Кроме того, в игре создаются благоприятные условия для организации его движений Важно так же и то, что ролевая игра в своих развитых формах является коллективной деятельностью, и ни в чем другом коллективные отношения у детей — дошкольников не достигают такого уровня, как в игре.

Игра может изменяться:

1) от начала к концу: последовательность отдельных эпизодов, воссоздаваемых детьми в игре, не всегда связана с предварительным замыслом игры. У младших школьников этот замысел либо вообще не существует, либо не определяет всю игру. Часто лишь в процессе совместной деятельности игра развертывается в широкую коллективную деятельность.

2) от первой игры к последующим той же группы детей. Повторяя много раз одну и ту же сюжетно-ролевую игру, дети никогда не копируют ее. Каждый раз они играют по-новому, с новыми вариантами, что-то пропускают, что-то обыгрывают, детализируют. И пока эта обработка сюжета продолжается, игра живет, обогащается мыслью и фантазией детей.

3)по мере развития детей от младших возрастов к старшим. Эту перестройку можно проследить в содержании игр, в их структуре, т.е. в способах отражения действительности и в расстановке сил самих играющих.

Игровая деятельность дошкольников, особенно старших, отличается богатством мимики, выразительностью жестов, эмоциональной насыщенностью речи, разнообразием интонаций. Если при зарождении сюжетно-ролевой игры можно заметить у детей фрагменты изображения конкретного взрослого то по мере взросления игра идет не по пути изображения индивидуальных черт взрослых, а по линии обобщенного смысла действий, т.е. социальных роле, роли отражает нормы поведения взрослого. Играя, ребенок переходит в развитый мир высших моральных форм человеческого поведения, которые в процессе игры становятся источником развития морального поведения самого ребенка. И такое воспитание моральных качеств у детей с помощью игры намного эффективнее, чем беседы на эту тему с родителями. Очень благотворно влияет на воспитание ребенка разыгрывание конфликтных ситуаций, как в семье, так и в детском коллективе. Так, например, в семье можно предложить ребенку изобразить роль мамы или папы, а родителям — роль сына и дочери. Пусть каждый из членов семьи покажет свою точку зрения по поводу какого-либо события путем обсуждения причин и последствий поступков. Таким образом, ребенок (возраст старшего дошкольника) выявит сам свои заслуги и ошибки и в следующий раз в подобной ситуации ему будет проще принять правильное решение[9. С.143].

Главным мотивом сюжетно-ролевой игры служит стремление «быть таким, как взрослые», пользоваться такой же властью над вещами, таким же авторитетом и уважением. Ребенок развивает фантазию и свои творческие способности. В старшем дошкольном возрасте большое значение приобретают другие виды игр — подвижная дидактическая (обучающая) и спокойная. Подвижные и дидактические игры сходны с сюжетно-ролевой игрой и содержат ее элементы, иногда сюжет, привлекательный игровой материал содержит явные или скрытые роли. Младшие дошкольники неспособны всерьез играть в такие игры. В среднем дошкольном возрасте дети понемногу начинают выполнять правила более точно. И только старшие подчиняются правилам полностью и стремятся победить в игре, они становятся для них любимыми играми[5. С. 236].

Д.Б. Эльконин писал: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности[10. С.23].

Конечно, и другие виды деятельности принимают участие в формировании этих новых потребностей, но ни в какой другой деятельности нет такого эмоционального наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Если сравнивать роль сюжетно-ролевой игры разных возрастных групп, то выявляется множество различий: и в развитии сюжетов, и в продолжительности игр и в умении играть в коллективе и т.д. Развитие сюжетов детских игр идет от бытовых к играм с производственными сюжетами, а затем к играм с моментами, отражающими общественную жизнь. Это развитие связано с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта. На первый взгляд многие сюжеты игр детей младшего и старшего дошкольного возраста одинаковы. И те и другие играют в «Доктора», «Магазин», Семью», «театр» и др. Но содержание может быть различным в играх с одинаковым сюжетом. Так, содержание игры в «Больницу» различно у малышей и старших дошкольников. У 4-х леток главным содержанием игры является выслушивание, разные действия с ложкой, градусником или пинцетом, т.е. малыши подражают действиям взрослых людей с предметами. А у старших дошкольников на первый план выходит отображение в игре заботы доктора о больном, т.е. функции врача в обществе.

Для детей 3-4 х летнего возраста характерно объединение в группы по 2-3 человека и продолжительностью игры не более 10-15 минут. Старшие дошкольники уже могут объединяться в большие группы — до 15детей и их игра длится довольно долго: до 40 мин.-1 часа, в некоторых случаях может возобновиться и на следующий день.

Усложняются и взаимоотношения детей в игре. Так, младшие дошкольники еще не умеют четко распределять роли в игре (здесь приходит на помощь руководитель); а старшие дошкольники уже способны распределить роли, которые определяют отношения в коллективе играющих. Взяв на себя роли, дети строят свои отношения в игре по типу взрослых.

В возрасте 3-4 лет дети еще не умеют играть вместе; они способны играть рядом. Основными предпосылками для установления контактов между детьми в ходе игры является интерес к содержанию игры, стремление научиться или научить товарища тому, что умеешь делать сам. Активность детей 4-го года жизни выражается в движениях, действиях с игрушками, в речи (ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит за нее) и носит импульсивный эмоциональный характер.

Часто малыши прекращают свою игру, чтобы включить нового товарища. Однако, в ходе игры у 4-х леток могут возникнуть трудности в установлении и поддержании контактов. С одной стороны это обусловлено недостаточным запасом знаний, ограниченностью личного опыта, низким уровнем воображения, а с другой — с межличностными отношениями. Иногда дети не хотят принимать в свою игру нового партнера. Старшие дошкольники уже способны играть вместе. Ведущим мотивом игры становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Логика и характер действий определяется взятой на себя ролью. Действия становятся более разнообразными, появляется специфическая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии с выбранными ролями. Нарушение логики действий опротестовывается и протест сводится к тому, что «так не бывает». Вычленяются правила поведения, которым дети подчиняют свои действия.

Различное поведение детей 4-го и 6-го лет жизни хорошо прослеживается тогда, когда от игры в самих себя они переходят к играм во взрослых. Так, роль воспитателя играют охотно дети всех возрастов. Роли детей безропотно принимают только младшие дошкольники. Старшие же всеми силами стараются не играть в детей. Причину последнего указал Эльконин Д.Б: 1. Центральным мотивом игры является роль, а роль ребенка не может служить реализации этого мотива; 2. Старшие дошкольники, в отличие от младших, уже пережили ту стадию развития, когда отношение с руководителем являются существенными в жизни[10. С.30].

Отличаются младшие и старшие и в выборе заместителей. Так, малыши еще не могут самостоятельно выбрать заместителя, они подчиняются инициативе взрослых. 6-ти летки уже способны произвести замещения (листик-тарелка, палка-лошадка и т.д.).

Переименованный детьми предмет наделяется не только новым именем, но и новой функцией, соответствующей игровому сюжету. Таким образом, в игре формируется способность расчленения конкретной вещи и способа ее употребления, предмета и его названия.

У младших дошкольников игры в основном протекают как манипулятивные действия с предметами. Но эти действия довольно разнообразны. В них отражается не только манипуляция, связанная предметом, но и человек, действующий определенным образом. Но роль человека еще не выделилась из всего жизненного явления, которое отражается ребенком.

Различные эпизоды в играх малышей представляют собой ряд отдельных, бессвязных эпизодов. Такие игры, по мнению отечественного психолога А.П. Усовой, не требуют участия в них многих детей. Поэтому 3-х, 4-х летние играют по 2-3 человека, и длительность их игр не значительна..

А в играх 6-ти летних детей четко выделяется человек как субъект действий с определенными вещами. Дети отражают уже более сложные, целостные эпизоды из жизни людей; в них воспроизводятся люди с их межличностными, деловыми, производственными отношениями.

Такая игра развертывается с общим замыслом, который предваряет игру. Дети не отталкиваются от случайных предметов, а зачастую готовят нужные для игры вещи заранее. Увлеченные замыслом, дошкольники могут играть с воображаемыми предметами: как будто платят деньги, «понарошку» передают письма, используют диван как корабль (явление замещения) и т.д. Ход такой развернутой игры — глубоко эмоциональное, яркое и динамичное изображение целостной картины.

Глава II. Организация и методы исследования

Свое исследование я проводил на базе МДОУ «НОВОУСМАНСКИЙ ДС №1ОВ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОУСМАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» НОВОУСМАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ. Расположенного по адресу: 396320, Воронежская область, Новоусманский район, с. Новая Усмань, ул. Полевая, д. 19А.

Данное учебное учреждение работает по основной общеобразовательной программе воспитания в детском саду “От рождения до школы”/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304с. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями(ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.).

В исследовании принимали участие 49 человек из них 21 девочка и 28 мальчиков.

Исследовались три группы дошкольников:

· Младшая группа

· Средняя группа

· Старшая группа

Присутствуя на занятиях данных групп, я наблюдал за их деятельностью, продолжительностью игры, концентрацией внимания, уровнем памяти, количеством задействованных лиц. Рассмотрим младшую группу дошкольников: Перед началом занятия 19 детишек сидели на маленьких стульчиках и тихо ждали воспитателя. После того как воспитатель освободился занятие началось (в 15.30), все детишки сидели смирно (так как воспитатель для них авторитетный человек).

1) Сначала воспитатель продемонстрировала игру под названием “Специальные машины”. Цель данной игры заключается в том, чтобы научить ребенка различать отдельные признаки предметов (В частности миниатюрных моделей машин), систематизации предметов по общим признакам. Она начала читать книжку описывая и демонстрируя детям то, о чем она читает. Первой “специальной машиной ” оказалась полицейская машина. После того как воспитатель сообщила детям что это за машина, они тут же оживились и начали выкрикивать свои версии событий, связанных с данной игрушкой. После небольшого живого шума, дети успокоились и продолжили слушать. На вопрос воспитателя “для чего эта машина нужна?”, дети вспоминали, что машина нужна для ловли бандитов и хулиганов. Так же были рассмотрены и закреплены еще две машины — машина скорой помощи и пожарная машина. Данное повторение продлилось 10 минут. После данного повторения, дети не смогли обобщить все эти три машинки(обобщением являлось название игры), но как только воспитатель начала произносить слово специальные, дети оживились и выкриками ответили на вопрос, а затем хором повторили классификацию этих машин. В этой игре было задействовано все 19 детишек. Анализ проведенной игры: Данная игра влияет на развитие мышления, памяти, внимания, воображение. Внимание. Игра организована так, что ребенок видит, о чем идет речь. Воспитатель обращает внимание на машинку во время чтения ее особенностей, тем самым увеличивая время концентрирования внимания. Воображение. Дети ищут в голове похожие предметы в своём распоряжении (Например, полицейская машина, кто-то из детей говорит, что у него папа бандитов ловит).

Мышление. Ребенок учится систематизировать и объединять те или иные свойства предметов. Память. Данная игра проводится не однократно. Каждый раз дети повторяют пройденное и запоминают новые виды машин. Как отмечает Л.С. Выготский, творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Особое внимание уделяю тому, что во время чтения детям про автомобиль, воспитатель еще и показывала саму машинку, упрощая детям понимание прочитанного материала. В данной игре дети учились отличать признаки и запоминать названия машин. Оживление детей после названия автомобиля означало воспроизведение прошлого опыта с данной темой. Длительность игры в 10 минут позволила детям забыть название игры; воспитатель спросила: “А как же называют все эти машины?”- на что дети не смогли ответить, т.е. обобщить все эти машины одним словом, это связано с тем что у детей младшего дошкольного возраста память еще не может хранить много информации. 2) Следующей игрой, с которой меня познакомила воспитатель, называлась “Пузырь”. Это подвижная игра. Целью данной игры: знакомство и сближение детей друг с другом и с воспитателем. В этой игре дети учатся новым движениям. С одной стороны, это типичное для хоровода построение в круг. Дети берут друг друга за ручки и воспитатель произносит: Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой Да не лопайся. Дети отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!». Затем воспитатель проходит по кругу с условием, если она дотронется до головки ребенка, то он встает, поднимает всех детишек и начинает заново. После сказанных слов дети садятся, и воспитатель называет одного из детей и тот с таким же условием проходит по кругу, касаясь детей, поднимает их и так далее. Анализ проведенной игры: В игре принимало участие 14 детей и продлилась 7 минут. Она влияет на развитие памяти и воображения, так же на эмоциональную сферу и внимание. Память. Действие игры сопровождается стишком, который дети повторяют вместе с воспитателем. Воображение. Обращаясь к тому же стишку, дети повторяют движения, которые упоминаются в стишке, т.е. выполнение ритмизованных движений, подчиненных образному слову. Эмоции. Данная игра всегда забавляла детей младшей группы и поднимала настроение, плюс дети знакомятся друг с другом, что тоже положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка. Внимание. Во время хоровода дети должны слушать и в тоже время повторять движения за воспитателем и другими детьми. 3) Последним видом деятельности было свободное рисование с тематикой “персонажи из снега”. Детям дали задачу нарисовать, по прочитанному портрету нарисовать снежную бабу. Анализ деятельности свободного рисования: Дети рисовали всё, но только не снежную бабу. Из за того, что воображение и память не развиты, дети рисовали черточки, каракули и тому подобное, все что они запомнили из рассказа воспитателя. Рисование продлилось 10 минут. После чего дети отнесли рисунки к себе в шкафчики. Занятия окончились в 16.00. Следующая группа -средняя группа детей дошкольного возраста: Занятия с детьми средней группы начались в 15.30. 1) В этой группе мне удалось понаблюдать за сюжетно ролевой игрой “Больница”. В главных ролях: врач, медицинская сестра, больной. Сюжет: ребенок с “больной” игрушкой должен обратиться к врачу, с просьбой вылечить данную игрушку. Игровое задание: вылечить больных игрушек. Цель данной игры познакомить детей с профессиями врача и медицинской сестры, научить оказывать помощь больному, формировать понятие значимости труда врача и медсестры их заботливом отношении к детям, людям. Показать, что продукты труда врача и медсестры отражаются на их чувствах, интересах, личностных качествах. Вначале воспитатель провел небольшое повторение работников больницы и их деятельности. Затем воспитатель, взяв инвентарь для игры, и выбирал из группы двоих детей для ролей “доктора” и “медицинской сестры”. Дети, которые хотели быть персоналом больницы, добровольно подняли руки и окунулись в мир больницы. Их переодели в белые халаты, шапочки, дали игрушечные очки и фонендоскоп усадили за стол и ждали больных. Остальным детям было сказано взять по одной игрушке и сесть обратно на стулья. После чего воспитатель выбирает ребенка с его больной игрушкой и просит на прием. Действия ребенка с больной игрушкой: он подходит, стучит в воображаемую дверь и приветствует врача,с дргой стороны, врач , сидящий за столом приветствует его тоже. Далее завязывается небольшой диалог врача с больным: Врач: -Что у вас болит? На что больной ему отвечал: -у меня болит зайка, у меня болят ушки. Врач: -Давайте я посмотрю. Врач, взяв игрушку начал вращать ее и смотреть на уши зайки, затем он передал медицинской сестре, которая дала зайке воображаемые таблетки зайке и намазала “понарошку” уши мазью. После чего врач вернул зайца ребенку и сказал, что он здоров. Затем следующий ребенок со своим “больным” зверем пришел на прием к доктору. И так все остальные. В процессе игры все новые и новые дети принимали на себя роль врача, медицинской сестры и больного. В заключении игры воспитатель попросила детей повторить работников больницы и их деятельность. Анализ проведенной игры: В игре участие принимало 14 человек, и длилась она 20 минут. В данной сюжетно-ролевой игре дети не самостоятельно, при поддержке воспитателя поддерживали диалог и действия, требуемые ролью врача и медсестры. Для них пока еще тяжело принимать на себя роли из-за их слабо развитого воображения, и незнания деталей данной роли. В данной игре дети сами придумывали, что болит у их игрушек, т.е. воображение начинает включаться в игру вместе с фантазией ребенка. Весь инвентарь игры позволяет ребенку лучше ознакомиться с деятельностью врача и приобрести некий опыт, которым он в дальнейшем будет оперировать. Эта игра формирует у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему вызвать сочувствие к заболевшим игрушкам. Закрепление по окончанию игры окончательно утвердят понятия доктора и медсестры в памяти детей. Действия, которые проводились над игрушками: потирание, массаж, осмотр, намазывание мазью, дача таблеток и в общем взаимодействие с больным закреплялись у следующих детей, которые принимали на себя роли. 2) Далее следовала игра (подвижная) “Зайка”.

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

Описание: дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

Малыши вместе с ведущим поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,

Надо лапочки погреть.

Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и по плечам, как будто греются.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.

Мишка зайку испугал.

Зайка прыг… и ускакал.

Ведущий «пугает» детей, изображая злого косолапого мишке, а дети разбегаются.

Анализ игры “Зайка”:

В игре принимали участие 14 человек, игра длилась 10 минут

Игра хоть и подвижная, но она требует запоминания стиха, развивает память, воображение, внимание и формирует понятие об отношениях животных. Многие дети знали стишок и говорили его без помощи воспитателя, эта игра очень нравиться дошкольникам и они с радостью играли в нее. Игра влияет на развитие воображения из-за того, что дети принимают на себя роли животных в частности роли зайцев. Внимание играет неотъемлемую роль, ведь надо успевать соотносить слова стишка и физические действия.

В заключении занятия была организована свободная игра, в которой дети собирались в небольшие группы по 2-3 человека и играли там в свои сюжетно ролевые игры, в которых они становились животными или куклами. Они разбирали дидактические игры, но по большей части они их просто разбирали и переключались на другие.

Занятия окончились в 16.00

Последняя и ,пожалуй, самая интересная это старшая группа дошкольников.

Меня погрузили в атмосферу прошлого ,игра называлась “Путешествие в прошлое”. Воспитатель провел с детьми старшей группы предварительную работу: Беседы «Как жили древние люди?», «Как животные помогали человеку?», «Сокровища древних пещер». Просмотр мультфильмов «Кот, который гулял сам по себе», «Ледниковый период». Слушание песни «Если б не было школ…». Чтение отрывков из произведений А.М. Волкова «Волшебник изумрудного города», Р. Киплинга «Слоненок», журналов «Открой мир с Воли!». Рассматривание иллюстраций животных, быта, живописи древних людей, знакомство с книгой А. Маккорда «Доисторическая жизнь». Ручной труд «Маска, я тебя знаю», «Шерстистый мамонт», «Летящее перо». Аппликация «Царство диких животных». Рисование «Украсим одежду узорами», «Охотники и рыболовы». Дидактические игры «Угадай, чья тень», «Доисторический зоопарк», «Подумай и ответь»; игры «Найди отличия», «Запомни кроссворд»; подвижные игры «Попади в цель», «Перепрыгни через ручей», «Охотники и звери», «Кто самый меткий?», «Полоса препятствий».

Оборудование: Фонограммы пения птиц, журчания воды (или искусственный фонтан), кость, игрушки древнего человека, мамонта, саблезубой кошки, коробка с одеждой древних людей, палки, мех, искусственная зелень, палочка и щепка (для «разведения» костра), камешки, картинки грибов, ягоды (фишки разных цветов), кедровые шишки, семена, скорлупа кокосовых орехов, ракушки, палочки для изготовления ложек, бечёвка, мишень, «стрелы», «копья» (из бросового материала), маски диких животных, шумовые музыкальные инструменты, следы животных, веревка (для ямы), куклы, меховая одежда для них, мелкие ракушки для бус, ожерелья, шнурки, строительный материал.

И игра началась.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у нас в группе появилась какая-то кость! Кто бы её мог здесь оставить? (Предположения детей: собака, выбросить забыли и др.)

Дети: Да тут и нитка к ней привязана, давайте её смотаем и посмотрим, куда она нас приведёт. (Дети наматывают нить на кость и находят игрушки мамонта и древнего человека).

Воспитатель: Так вот кто хочет с нами поиграть! Посмотрите, а это что такое? (Рядом коробка с одеждой древних людей).

Дети: Это одежда древних людей.

Воспитатель: Необычная какая! Я вот это хочу примерить, а вам что понравилось? Скорее переодевайтесь! (Дети надевают одежду из меха, ленточек, цветов…)

Воспитатель: Не пойму, на кого мы похожи с вами?

Дети: На древних людей!

Воспитатель: А вы хотите оказаться в прошлом? Тогда нам нужно сказать волшебные слова, крепко закрыть глаза и мы окажемся в мире наших далёких предков. (Дети говорят волшебные слова: «Фунга, алафья, аше, аше» — 2-3 раза, закрывают глаза).

Ход игры:

Воспитатель включает фонограмму журчания воды, пения птиц.

Воспитатель: Вот мы и в прошлом. Посмотрите, вот горы, вот дремучий лес, вот река. Слышите, птицы поют, животные подают свои голоса. Красота, да и только. А из людей никого, только мы с вами — одна большая семья! Но нам нужно выбрать, кто в нашей семье будет папой — главой семейства, мамой — хранительницей очага, сыновьями, дочерьми. (Дети распределяют роли.)

Воспитатель: А где же мы будем жить? Тут не видно таких домов, как в нашем мире.

Дети: Нужно построить себе дом. Древние люди жили в пещерах, строили хижины из палок, бивней мамонтов, шкур животных, делали шалаши из веток.

Воспитатель: Тогда нам нужно найти из чего мы построим своё жилье. (Дети находят необходимый материал и строят жилище).

Воспитатель: Теперь нам не страшен ни дождь, ни ветер. Устали, посидеть хочется или полежать, только на голой земле холодно и не очень удобно.

Дети: Люди спали на ветках, траве, шкурах животных, потому что мебели не было.

Воспитатель: Что-то прохладно, вам не кажется? Наше жилище обогреть надо, а то замёрзнем. Кто-нибудь из вас взяли спички или зажигалку костёр развести?

Дети: Нет, детям нельзя их брать!

Воспитатель: И что теперь делать, замерзать?

Дети: Древние люди добывали огонь трением палочек или высекали его из камня.

Воспитатель: Тогда давайте не будем терять время и разведём огонь. К нему и звери дикие близко не подойдут, и очаг согреет дом. (Дети «разжигают» огонь, раздувают его).

Воспитатель: Что-то я проголодалась, пока мы работали. А продукты у нас есть?

Дети: Можно ягоды собрать, грибы, орехи, шишки, семена, на охоту сходить.

Воспитатель: Тогда мама — хранительница очага с дочерьми пусть подумает, из чего сделать посуду, да в лес сходят за дарами. (Девочки придумывают посуду из различного природного материала, «собирают» ягоды, шишки, грибы, готовят обед).

Воспитатель: А отцу нужно потренировать сыновей перед охотой, научить пользоваться оружием, чтобы они тоже стали настоящими охотниками? А какими они должны быть?

Дети: Сильными, меткими, отважными, мужественными.

Воспитатель: Тогда ищите, на чём вы будете тренироваться. (Мальчики находят мишень, бросают в неё копья, метают стрелы.)

Воспитатель: А что ещё древние люди делали перед охотой, чтобы она была удачной?

Дети: Они танцевали, изображали животных, на которых охотились и верили, что это им поможет в охоте.

Воспитатель: Тогда мы тоже должны совершить этот обряд. Как вы думаете, какие музыкальные инструменты были у древних людей?

Дети: Похожие на современные маракасы, барабаны.

Воспитатель: Тогда девочки будут играть на шумовых музыкальных инструментах, а мальчики-охотники — исполнять обрядовый танец.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то на земле оставил свои следы. Вы можете по следам определить, чьи они? (Дети разгадывают следы мамонта, саблезубого тигра, пещерного медведя).

Воспитатель: Звери здесь водятся огромные, а нас не так много, поэтому нужно придумать, где сделать яму, чтобы обхитрить животное, и как вы его будете загонять в неё. (Мальчики из верёвки имитируют яму, выкладывая круг на полу, шумят, загоняя зверя в яму. Девочки тем временем готовят обед, перебирают плоды, семена).

Воспитатель: Чей ребёнок проснулся и плачет? Может он проголодался или замерз? (Девочки кормят малыша, одевают ему меховую одежду).

Воспитатель: Я себе на память хочу украшения сделать, может кто-то из вас тоже попробует? (Девочки из ракушек, семян, бус собирают браслеты, делают подвески, серьги).

Воспитатель: Посмотрите, вот и охотники возвращаются с добычей. Теперь у нас будут запасы еды, да и одежду новую можно будет сшить.

Хранительница очага: Камни горячие, давайте обед готовить, садитесь к костру. Расскажите, как охота прошла? Сильно устали? Никого зверь не поранил? (Охотники рассказывают, что нашли следы, выкопали яму, загнали дикого зверя в неё, потом несли тяжёлую добычу).

Отец: А вы, дочери, чем занимались, чему научились? (Дочери рассказывают, что ходили в лес за ягодами, грибами, семенами, шишками. Делали посуду, украшения, нянчили малышей, помогали готовить обед, поддерживали очаг).

Воспитатель: Сегодня все постарались, и многое узнали, но нас уже заждались в нашем времени, пора нам домой возвращаться. Но сначала здесь нужно навести порядок, чтобы природу не нарушить. (Дети убирают пособия после игры.)

Воспитатель: А теперь закроем глаза, произнесём волшебные слова и мы окажемся дома. (Дети повторяют действия и слова.)

Воспитатель: Вот мы и дома, в нашей группе, но мы в любое время можем отправиться в путешествие в прошлое предков.

Анализ игры “Путешествие в прошлое”:

В игре принимали участие 14 человек и игра подлилась 50 минут.

Цель: Продолжать учить организовывать игру на основе знаний, полученных из бесед, литературных произведений, просмотра мультфильмов, иллюстраций, комбинируя разнообразные события из жизни древних людей. Развивать правильное взаимоотношение детей в коллективе, согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре, экологическое сознание. Воспитывать интерес и желание играть, доводить игру до логического завершения.

Путешествие в прошлое учит соблюдать правила поведения в игре. Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания сверстников. Побуждать детей творчески использовать полученные знания, развивать инициативу. Использовать игру для формирования интересов и способностей детей. Дети данного возраста способны самостоятельно распределять роли и следовать им, выполнять коллективные действия и добиваться требуемого результата, поставленных целей игрового процесса. Высокое развитие психических процессов позволяет организовать такое сложное игровое действие.

Вывод по второй главе:

Обобщая результаты проведенной работы, можно определить специфику игровой деятельности для каждого этапа развития дошкольника. Результаты указаны в таблице №1

Табл. №1. Специфика игровой деятельности дошкольника.

Группа

Наглядно-действенное

Наглядно-образное

Словесно-логическое

Совместная игровая деятельность

Произвольность психических процессов

Сформированность приемов игровой деятельности

Развитое воображение.

Высокий уровень наглядно-образного мышления, памяти, речи

Младшая

+

Средняя

+

+

+

-,+

+,-

Старшая

+

+

+

+

+

+

+

+

В подведении общих результатов, хотелось бы подчеркнуть, что игры, проводимые в различных возрастных группах, влияют на одно и то же, на психическое развитие ребенка. В различных группах игра у детей развивалась по-разному, в зависимости от развития их психических процессов: памяти, воображения, восприятия, внимания и т.д. По мере повышения возрастной планки игры становились красочнее и ярче, включая в себя массу новой информации, новых вещей, новых действий и манипуляций а так же получение нового опыта. у детей увеличивался словарный запас, запас действий, примеров. Никто из детей не желал сидеть в стороне и наблюдать за остальными, они находили или же им раздавали роли, ведь это так прекрасно играть со всеми вместе. В исследованных группах не было замечено негативных проявлений в игре и поставленные цели данных игр достигались детьми без особых затруднений.

Заключение

Современные игры в большем количестве являются антиигрушками, они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление к злу, насилию, распущенности, стяжательству. Поэтому необходимо тщательно относится к отбору современных игрушек, которыми завалены все наши магазины.

Хорошая игра оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов. Манипулируя с предметами, ребенок познает свойства предмета, мыслит. В ролевой игре ребенок воображает ту или иную ситуацию, подражает взрослым, мультипликационным героям. При игре активизируются все познавательные процессы: воображение, внимание, память, мышление. Даже простое разбрасывание игрушек является исследовательским действием ребенка. Игры должны подбираться соответственно возрасту детей. Играя, например, различными пирамидками в младшем дошкольном возрасте, ребенку 5-7 лет лучше подбирать технические игрушки, где он будет не просто манипулировать с предметами, а осознанно строить, шить, варить и т.д. 

Игры оказывают также большое влияние на личностное развитие ребенка. Они является неким инструментом для развития многих способностей ребенка. Взрослые должны обращать внимание на предпочтения ребенком той или иной игры или игрушки, что поможет в дальнейшем развить у ребенка многие способности. Игры оказывают огромное влияние на эмоционально-нравственную сферу ребенка. Главное знать четко различие между так называемыми полезными и вредными игрушками. Полезная игрушка учит добру и красоте, пониманию, сопереживанию, со радости. Главной игрушкой, влияющей на эмоционально-нравственную сферу, является кукла. Она является другом, партнером, слугой и т.д. Играя с куклой ребенку легче проявить свои эмоции и чувства, он не боится открыться. Также игрушки влияют на полоролевое различие между мальчиками и девочками. Уже в дошкольном возрасте можно увидеть какие игрушки и игры предпочитают мальчики, а какие девочки, что является первым признаком отождествления ребенком себя с конкретным полом. 

Таким образом, игра является средством общения и психического развития детей дошкольного возраста. Она оказывает огромное влияние на психику ребенка. Игра — это не только предмет для забавы. Она несет в себе огромное психологическое и педагогическое значение. На это стоит обращать более пристальное внимание как педагогам, психологам, так и родителям, ведь большую часть жизни ребенок проводит именно в игре.

Список использованной литературы

1. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения, в 2 томах., Т.1. — М.: Педагогика, 1983. 320 c.

2. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. — М., 1974. 200 c.

3. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М.; Воронеж, 1997. 272 c.

4. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра. — СПб., 1998. 176 с.

5. Мухина В.С. Возрастная психология — М., Академия, 1997 г. 450 с.

6. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста // Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. — М.: Педагогика, 1988. 136 c.

7. Психология личности и деятельности дошкольника // Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. — М., 1965. 294 c.

8. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. — М., 1985. 200 c.

9. Усова А.П.. Психология и педагогика игры дошкольника / / — М., 1966. 348c.

10. Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. — 1976. — 140 c.

11.

Размещено на