Введение Социальный работник — милосердная, добрая профессия, которая официально появилась в России всего 20 лет назад. С переходом страны к рыночной экономике труднее всех было справиться незащищенным слоям населения: одиноким немощным старикам, одиноким мамам и папам, инвалидам, тяжелобольным и детям, лишенным родительской заботы. На помощь им пришли представители новой профессии — социальные работники. Социальный работник — квалифицированный специалист, который работает в общественной сфере, имеет отношение к жизни людей и их отношениям в обществе. Это врач, священник, психолог в одном лице. Многие из пожилых людей сегодня одиноки, беспомощны и бедны. Оказать им эмоциональную поддержку — это самое главное. Они нуждаются не только в медицинской помощи, в лекарствах, но порой в элементарном уходе и решении бытовых вопросов. Трудно найти более благородную профессию, в ней работают по призванию, случайные люди здесь не задерживаются. В западных странах профессия социального работника входит в тройку самых уважаемых в обществе, наряду с профессиями врача и адвоката. Главная обязанность сотрудника органов социальной защиты населения — помогать тем, кто сам о себе позаботиться не в состоянии.
Например, в одном из городов России действует автобусная служба «Милосердие», в зимнее время они эвакуируют с улиц замерзающих бездомных людей. Ежегодно сотрудники этой службы спасают от переохлаждения и голодной смерти сотни людей. В этой профессии выделяют разные специальности: социальная работа, организация сурдокоммуникации, организация работы с молодежью. Преимущества профессии: доступность получения профессии; возможность каждый день совершать добрые поступки; высокая социальная значимость. Ограничения профессии: невысокий уровень заработной платы; не подходит для людей брезгливых, не имеющих терпения и не умеющих сострадать. В качестве контрольной работы составить профессиограмму специалиста по социальной работе. 1. Профессиограмма Основная часть жизни человека, как известно, связана с определенной профессиональной деятельностью. В решении проблемы «человек и профессия» психология играет значительную роль. В лице человека, не занятого профессиональной деятельностью, общество несет невосполнимые духовные и материальные потери. Огромный ущерб терпит и сама личность вследствие неудовлетворенности этим положением, ибо человек зачастую становится неудачником лишь потому, что он в свое время не смог или ему не помогли найти то место, на котором он испытал бы удовлетворенность от труда по призванию.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
В наше время выбор профессии, профессиональное самоопределение рассматривается как основа жизненного самоутверждения личности в обществе. Профессиография — это общий метод анализа и описания трудовой деятельности и условий труда, это технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Цель профессиографии — выявление особенностей взаимодействия специалиста в процессе профессиональной деятельности с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми и другими явлениями, сопровождающими эту деятельность. В результате профессиографирования составляются профессиограммы. Профессиограмма представляет собой описание профессии по определенным критериям. В следующей главе будет составлена профессиограмма специалиста по социальной работе отделения социально-правовой помощи КРКУ СО СРЦИ «Зеленогорский». Структура профессиограммы формируется в результате ответов на вопросы. 2. Структура профессиограммы профессии: специалист по социальной работе 1. Как называется работа и в чем она состоит? Название работы, специальности, профессии, должности, возможного рабочего места — описание существенных характеристик и видовых особенностей труда.
Социальная работа — это профессиональная деятельность по оказанию помощи и поддержки людям, цель которой содействие людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Современная социальная работа осуществляется преимущественно разветвленной сетью государственных социальных служб. Она включает в себя множество направлений и областей, например таких как: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная профилактика, социальная реабилитация, адаптация, терапия, консультирование. Специалист по социальной работе — работник, оказывающий услуги различным социальным, половозрастным, этническим группам населения и отдельным лицам, нуждающимся в социальной помощи, защите и психологической поддержке. Профессия «специалист по социальной работе», имеет следующие специализации: социальный работник; социальный работник службы занятости; профконсультант. Труд указанных работников может быть специализирован по возрастным, социальным, медицинским критериям (обслуживание детей и подростков, пожилых людей, безработных, бездомных, слепых, глухих и т.д.).
Профессия относится к типу: «Человек — Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью. Дополнительный тип профессии: «Человек — Природа», поскольку она связана с заботой и уходом за живыми людьми, с профилактикой и лечением заболеваний. Для этого требуется высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, физической выносливости, склонности и интерес к работе с людьми, которые нуждаются в помощи и заботе. 2. Каковы эффективность и цель работы (что производится и для какой цели)? Цель работы: продукция, услуги; значение работы: ценность и важность продукций или оказываемых услуг для предприятия и для всей страны. Деятельность специалиста по социальной работе включает оказание материально-бытовой помощи и морально-правовой поддержки инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям, детям-сиротам, лицам, страдающим тяжкими недугами, алкоголикам и наркоманам, бедствующим гражданам, находящимся в состоянии депрессии в связи с экологическими катастрофами, межнациональными конфликтами и войнами, потерей близких.
Компетентность социального работника в работе с людьми пожилого ...
... социальной работы являются благотворительность и филантропическая деятельность - безвозмездная помощь нуждающимся людям, пожертвования богатых в виде денег и вещей в пользу бедных и нищих, устройство сиротских приютов, богаделен, хосписов, помощь детям, ... предлагаемым процедурам социальной терапии. Социологические методы он использует при составлении социальной истории семьи. Педагогические методы ...
Сферами профессиональной деятельности специалиста по социальной работе являются система социальной защиты, службы занятости на уровнях федеральном, республиканском, региональном, а также местные предприятия, учреждения и организации социальной помощи населению, государственные и негосударственные учреждения, территориальные центры и фонды социальной помощи. Специалист по социальной работе выполняет ясные, четко сформулированные цели, решает стандартные, типичные задачи. К основным целям социальной работы как профессиональной деятельности можно отнести следующие: — увеличение степени самостоятельности индивидов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; — создание условий, в которых индивиды могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону; — адаптация или реадаптация людей в обществе; — создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих; — и как конечная цель — достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.
3. Что является предметом труда (из чего производят, над чем, с чем и с кем работают)? Материал, сырье, полуфабрикаты, нематериальные источники — информация, письменные данные и документы; финансы, обслуживание, оказание услуг — вспомогательная деятельность. Специалист по социальной работе оказывает помощь и поддержку незащищенным социально уязвимые категориям населения, нуждающимся в социальной поддержке, помощи, обслуживании и защите. Клиентами социальных работников являются: дети и молодые люди: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети с особыми потребностями; дети, живущие с ВИЧ; дети и молодые люди правового риска или вступившие в конфликт с законом; воспитанники и выпускники детских институциональных учреждений; учащиеся и выпускники специализированных учебных и учебно-воспитательных учреждений; безнадзорные дети; дети, испытавшие жестокое или небрежное обращение, свидетели насилия; дети, вовлеченные в трафик, наихудшие формы труда и эксплуатацию всех видов; дети, пострадавшие от стихийного бедствия, вооруженных конфликтов и другие; семьи и женщины: малообеспеченные семьи, многодетные семьи, семьи с одним родителем, семьи с членом семьи с ВИЧ, семьи с членом семьи с особыми потребностями, семьи в кризисной ситуации (пережившие смерть одного из членов, развод, конфликты, домашнее насилие, миграцию и т.д.); семьи, пострадавшие от стихийного бедствия, вооруженных конфликтов; приемные семьи и семьи-усыновители и другие; — люди с инвалидностью и их семьи; — одинокие пожилые люди, нуждающиеся в социальной поддержке; — люди, находящиеся в сложной жизненной ситуации: пережившие смерть или тяжелые заболевания близких, имеющие хронические заболевания, потерявшие работу, жилье и другие; — люди, живущие с ВИЧ; — люди с алкогольной и/или наркотической зависимостью; — люди, вышедшие из пенитенциарных учреждений и/или отбывающие сроки наказаний в закрытых учреждениях; — беженцам и др. 4. Каким способом выполняется работа (как это делается)? Технологический процесс, трудовой процесс, операции, задание. Специфика деятельности социальной работы определяется конкретными условиями рабочего места. В обязанности специалиста по социальной работе в основном входят: — осуществление приема и предоставление информации по запросам граждан (социальная помощь, защита, трудоустройство, профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, повышение квалификации, психологическая поддержка); — проведение консультаций по правовым вопросам (оформление опеки, усыновление, лишение родительских прав, пенсионного обеспечения, вопросы трудоустройства, занятости) и оформление соответствующих документов; — участие в разрешении спорных вопросов (трудовые, жилищные, нарушение прав матерей, пенсионеров и т.д.), разработке и реализации программ по медико-социальной адаптации и реабилитации нетрудоспособных граждан; — выявление и оформление социальных выплат, госпитализации в лечебные учреждения, принятие на обслуживание нуждающихся категорий граждан. Социальный работник обслуживает закрепленных за ним лиц, нуждающихся в помощи, от 8 до 16 человек. По указанию специалиста по социальной работе выполняет технические функции: навещает подопечных по месту жительства, оказывает им моральную поддержку, обеспечивает каждого продуктами и лекарствами по его просьбе по заранее составленному и согласованному списку, оплачивает коммунальные услуги, производит доставку вещей в прачечную, химчистку получает пенсии и пособия, начисленные на имя подопечного. Оказывает помощь по дому: производит уборку и косметический ремонт квартиры, при необходимости готовит еду, кормит подопечного, обработке приусадебного участка и т.п. В случае болезни подопечного оказывает ему экстренную доврачебную медицинскую помощь (измерение температуры, накладывание горчичников и т.п.).
Культурно воспитательная работа с детьми и подростками
... автор излагает актуальность тематико-целевой установки работы, и целесообразность ее применения при работе с детьми определенного периода детства. Дети первого периода детства (дошкольники) - 1 ... правового разрешения вопросов благополучия детей. Причины дезорганизации и отчуждения детей в семье. Укажите и охарактеризуйте типы "неподобающей" любви к детям, выделенные Р.Кэмпбеллом: Какому возрасту ...
Вызывает врача на дом, сопровождает на прием в поликлинику. В случае госпитализации подопечного посещает его в больнице. По просьбе подопечного пишет письма, делает телефонные звонки родственникам, а также решает других вопросы, с которыми сталкиваются одинокие, пожилые и больные люди. 5. На основании чего производится работа (на каком основании это делается)? Основания для выполнения работы: производственная документация, указания, подробные технологические инструкции, планы, расчеты; опосредованная информация, инструкции, описания, приказы. Работа социального работника имеет четко определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими: — должностными обязанностями; — законодательными и нормативными правовыми актами; — постановлениями, распоряжениями, приказами; — нормами профессиональной этики, Профессия относится к классу исполнительских, она связана с исполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям. Согласно заданным стандартам, правилам и алгоритмам специалист по социальной работе выполняет задачи поставленные другими людьми. Работа требует организованности, исполнительности, умения заниматься конкретными делами. 6. Каковы критерии оценки результатов труда (на основании чего оцениваются качество и эффективность труда)? Критерии оценки, нормы, лимит затрат времени, квалификационные разряды. В результате деятельности специалиста по социальной работе и существования института профессиональной социальной работы достижимы следующие результаты: — решение или снижение социальных проблем, существующих в обществе (проблемы, связанные с семьями, детьми, молодыми людьми, пожилыми, людьми с инвалидностью, с ВИЧ, с алкогольной и наркотической зависимостью и проблемы других, нуждающихся в помощи, защите и поддержке); — профилактика возникновения различного рода социальных проблем; — экономическая целесообразность и выгода вложения средств в деятельность социальных работников, способствующую предотвращению появления социальных проблем и их усугубления; — прогнозирование появления социальных проблем на уровне общества, семьи, различных групп населения, человека. Оплата труда работников социального работника производится на основе окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, с применением выплат компенсационного и стимулирующего характера. Наименование должностей работников, профессий рабочих и квалификационные требования к ним определяются в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утверждаемых в порядке, установленном действующим Федеральным законодательством. При определении разрядов социального работника руководствуются постановлением Министерства труда и соцзащиты № 60 от 26.04.2010. Труд специалиста по социальной работе тарифицируется по 7-13 разряду, социального работника — по 3-5 разряду. Если имеется категория, то ЕКСД, квалификационные требования к должности по категориям. Специалист по социальной работе может быть назначен (выбран) на руководящую должность директора или замдиректора дома-интерната для престарелых и инвалидов с тарификацией по 15-18 разряду. Труд указанных работников может быть специализирован по возрастным, социальным, медицинским критериям (обслуживание детей и подростков, пожилых людей, безработных, бездомных, слепых, глухих и т.д.).
Албегова И.Ф. Исследование мотивации социальных работников. М., 2005. 4 с
... "Почему я хочу быть социальным работником?". Объектами исследований стали 620 студентов отделения социальная работа ЯрГУ и студенты ЯГПУ, обучающиеся по специальности "социальная педагогика", у которых выявлялись мотивы ... студентов о данных профессиях, отсутствие ранней хорошо отлаженной профориентационной работы и низкая оплата труда. Особенно важно это для девушек, так как им намного сложнее, ...
Минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (далее — ПКГ), утвержденным Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2008 № 149н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг» 7. Какая квалификация требуется для работы (что нужно уметь, знать)? Необходимое образование, требуемый практический опыт, мастерство, специализация. Данная профессия в первую очередь требует высокого уровня гуманности, наличия развитой интуиции, умения сопереживать чужому горю, а также способности вникнуть в каждую конкретную ситуацию и, исходя из обстоятельств, заниматься индивидуальным оказанием необходимых видов социальной помощи. Для успешного освоения профессии специалисту по социальной работе необходима общая осведомленность в социально-гуманитарных и нравственных вопросах, полезны базовые знания по истории, русскому языку, обществознанию. Квалифицированный специалист по социальной работе должен знать: основы этики, психологии, основы медицины, основы экономики, правовые нормы. Квалифицированный специалист по социальной работе должен уметь: — устанавливать душевный контакт с подопечными, — проявлять заботу, оказывать им моральную поддержку, — выполнять бытовые работы по дому (совершать покупки, готовить, стирать), — при необходимости оказывать доврачебную медицинскую помощь. 8. При помощи, каких средств выполняется работа (чем работают)? Инструмент, машины, вспомогательные средства, аппаратура, средства управления. Основной предмет труда — человек (социальное обслуживание), сопутствующий — знаковая система (тексты, документы).
Профилактика синдрома эмоционального выгорания у социальных работников
... расходовать энергетические ресурсы. эмоциональное выгорание социальный работник Цель данной работы: исследовать симптомы синдрома "эмоционального выгорания" у социальных работников, изучить факторы, влияющие на ... СЭВ подчеркивают его медико-социальную значимость, поскольку СЭВ снижает качество профессиональной деятельности работников. Поглощенность работой делает значительный вклад в ...
В своей работе социальный работник использует вещественные (орудийные) средства труда — ручные (ручка, карандаш), электрифицированные (калькулятор, компьютер), а также средства связи (телефон, факс).
Но основными являются его невещественные (функциональные) средства — аналитическое, словесно-логическое мышление, долговременная и оперативная память, хорошее распределение внимания; хорошая общая координация движений тела, эмоционально-выразительные устная речь и поведение, деловая письменная речь, а также органы чувств — зрение, слух, «золотые руки» и «доброе сердце». 9. В каких условиях выполняется работа? Производственная среда: условия труда и параметры рабочего места (пространственные, санитарно-гигиенические, эстетические и т.д.).
У специалиста по социальной работе активная, мобильная работа, многочисленные контакты, посещение подопечных на дому и разных инстанций и магазинов. Несмотря на то, что социальный работник работает в комфортных условиях — в помещении (письменный стол, персональный компьютер, средства связи), его деятельность часто проходит за пределами кабинета в передвижении (выезд в различные организации, в семьи подопечных, к клиентам).
Из особых условий труда следует отметить моральную ответственность за подопечных и высокую психоэмоциональную нагрузку при интенсивном контакте с представителями неблагополучных слоев общества. 10. Какова организация труда (когда и какими способами выполняется работа)? Организация производственного процесса, график работы, режим труда и отдыха, баланс рабочего времени. У специалиста по социальной работе ненормированный рабочий день с разъездами. Труд социального работника имеет такую организацию, при которой он может выполнять свои трудовые задания как самостоятельно, так и совместно с другими контактными организациями. Функционально социальный работник является организатором работы других людей (клиенты, специалисты других контактных подразделений), но ход своего трудового процесса организует самостоятельно. 11. Какова кооперация труда (кто, что и с кем делает)? Распределение полупрофессиональных заданий, правомочий и ответственности в трудовом коллективе, установленная субординация — начальники, подчиненные; система руководства и управления первичными коллективами; характеристика социальной среды и микроклимата. Специалист по социальной работе: — работает в открытом сотрудничестве с коллегами и относится к ним с уважением; — устанавливает контакты с представителями различных организаций и учреждений, в помощи которых нуждается клиент, работая с ними в тесном сотрудничестве и взаимодействии (психологи, юристы, педагоги, медицинские работники, работники органов социальной защиты, работники правоохранительных органов и т.д.); — способствует включению различных институтов общества в деятельность социальных служб и созданию сети социальных служб, оказывающих помощь и поддержку клиентам; — помогает правильному восприятию и пониманию другого человека, находящегося в сложной жизненной ситуации у представителей других профессий и населения; — обменивается информацией со специалистами, вовлеченными в работу с клиентом, при условии соблюдения правил конфиденциальности и его наилучших интересов; — заявляет о спорных вопросах, которые могут создать конфликт интересов; — информирует руководство или соответствующие ответственные структуры о возможностях или оперативных трудностях, возникающих в процессе осуществления социальной помощи и поддержки различных категорий населения; — обращается за консультацией и помощью к руководству, если не чувствует себя способным или достаточно подготовленным к выполнению деятельности по социальной защите; — информирует руководство или другие ответственные организации о случаях применения коллегами небезопасной практики, злоупотребляющей стандартами оказания услуг. 12. Какова интенсивность труда (как много, насколько быстро или медленно, как часто выполняется работа)? Количество работы, ее трудность, скорость, темпы, нормы времени, продолжительность нагрузки, вариабельность труда (монотонность, систематичность, равномерность, цикличность, ритмичность).
Дидактическая Игра как средство ознакомление детей старшего дошкольного ...
... игр окажет положительное влияние на формирование представлений о труде работников связи у детей старшего дошкольного возраста Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, ... мышления. Так как ребенок берет на себя в игре ту или иную социальную роль, у него начинает развиваться важнейшая мыслительная способность, а именно видеть игровой ...
Интенсивность труда — это способность в короткие сроки справляться с большим объемом работы. Поскольку заработная плата социального работника невелика, социальный работник берет больше клиентов. В результате этого увеличивается как психологическая нагрузка, так и больше эмоциональное напряжение. Перегрузка — одна из главных проблем социального работника. 13. Какие моменты опасности и ответственности встречаются в профессиональной деятельности (что может случиться на работе)? Непорядки, материальные потери, финансовые потери, штрафы за низкое качество или срыв сроков выполнения работы, аварии, травмы, профессиональные заболевания, гибель. В системе такой профессиональной деятельности, как социальная работа, ситуация осложняется особым состоянием клиента, который обращается за помощью к специалисту в трудной жизненной ситуации, когда могут быть ослаблены механизмы критического отношения к действительности, а специалисту делегируется роль человека, неспособного на ошибку. Специфика профессиональной социальной работы, обусловленная повседневной вероятностью экстремальных ситуаций, требует сформированности у специалиста по социальной работе глубоких эмоционально-личностных регуляторов поведения и деятельности, таких как ценностные ориентации. Психофизиологическую напряженность в работу социального работника могут вносить следующие факторы: — повышенная моральная ответственность и связанное с этим эмоциональное напряжение; — постоянное общение с людьми, преимущественно дезадаптивного, асоциального поведения, с дефектами психики, с физическими недостатками; — вынужденность постоянного нахождения в зоне чужого конфликта или проблемы. Специалист по социальной работе, в силу особенностей своей профессиональной деятельности, сталкивается с рядом трудностей и проблем, о которых он должен быть проинформирован и с которыми он должен уметь справляться: — синдром профессионального «выгорания», проявляющийся в психоэмоциональном и физическом истощении, снижении порога эмоциональной восприимчивости, уменьшении профессиональной мотивации; — частое столкновение с этическими дилеммами в работе и необходимость принятия решения в каждой конкретной ситуации; — столкновение с ситуациями, несущими угрозу его здоровью и жизни; — дефицит времени и средств для решения реальных ситуаций клиентов и их проблем; — информационная перегрузка или дефицит информации в условиях необходимости принятия быстрых решений по конкретной проблеме. 14. Какое воздействие оказывает труд на работающих (чем полезен и чем вреден человеку)? Положительное и отрицательное влияние материальных, организационных и социальных факторов на личность (в комплексе).
Психосоциальная работа в структуре деятельности практического психолога
... профессионального самосознания рассматривается как результат осмысления опыта практической деятельности в профессиональной сфере и социального взаимодействия. Отношение человека к тем или иным аспектам ... изучить развитие доверия и принятия психологом клиента в психосоциальной работе. Объект исследования: психосоциальная работа. Предмет исследования: развитие доверия и принятия психологом клиента в ...
Контакты у специалиста по социальной работе многочисленные, разноуровневые, с меняющимся кругом лиц — клиенты, коллеги. В работе встречаются ситуации и проблемы, требующие нестандартных интеллектуальных вариантов решения. У социального работника повышенная моральная ответственность. Люди, которые работают в социальных учреждениях, на своих плечах выносят многие тяготы сегодняшних дней, сглаживая трудности для тех, кто беззащитен, беспомощен, у кого недостает своих собственных сил и средств справиться с навалившимися не него житейскими, психологическими, социальными проблемами. Работа социального работника строится на принципах самоотверженности, полной самоотдачи, жертвенности. Это приносит результаты, положительное значение которых и для отдельных лиц, и для семей, получивших помощь, и в целом для государства Российского трудно переоценить. Несмотря на сдвиги в реформировании социальной защиты, престиж социальной работы как профессии находится на невысоком уровне в общественном мнении. Это связано с ограниченными возможностями материального вознаграждения. 15. Какую пользу приносит труд работнику (сколько он зарабатывает)? Заработок, зарплата, премия, натуральные выдачи, различные льготы, моральное удовлетворение от труда, общественное признание его. В современной России социальное образование, кроме непосредственной, дает возможность занимать должности специалистов и руководителей в органах местного самоуправления (префектуры, районные управы и муниципалитеты, органы опеки и попечительства), Федеральной миграционной службе, Департаментах, Пенсионных фондах, Благотворительных фондах и других общественных некоммерческих организациях. Кроме того, есть возможна организация негосударственных структур социально-реабилитационной и трудовой направленности, функционирующих на хозрасчетной и спонсорской основе. Работа творческая, осознание важности общественной миссии. Уровень заработной платы специалиста по социальной работе в Красноярском крае колеблется от 5 до 8 тысяч рублей. В Москве специалист получает от 16 до 50 тыс. руб. 16. Какие условия, требования и ограничения характерны для работы (кто может и кто не должен выполнять ее)? Административно-правовые, политические, медицинские, общественные и другие детерминанты. Для социального работника существуют медицинские ограничения: — нарушение функций опорно-двигательного аппарата, — нарушения речи, зрения и слуха, — нарушение координации движений, — серьезные хронические заболевания, вызывающие быструю утомляемость, — заболевания сердечнососудистой системы, — нервно-психические заболевания. — хроническими инфекционными заболеваниями. Кроме того, к «противопоказаниям» к социальной работе относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет. 17. Требования к профессионально важным качествам. В данной позиции перечисляются (в порядке убывания значимости) те требования, которые предъявляет профессиональная деятельность к качествам работника. Понятие «качество» в данном случае имеет обобщенный характер и относится не только к качествам личности, таким, как ответственность или развитые организаторские способности, но и к специальным способностям человека, к общим способностям и к психофизиологическим характеристикам человека и характеристикам его нервной системы. Для успешной деятельности в качестве соцработника необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств: — практическое логическое мышление предметно-действенного склада, — оптимистичность, порядочность, пунктуальность, — сострадательность, выраженное чувство ответственности, — выраженная склонность к работе в сфере общения, — лексические способности, выносливость слухового анализатора и речеголосового аппарата, — хорошая долговременная и оперативная память; — активность и физическая подвижность, — высокая эмоциональная, нервно-психическая устойчивость, — внешняя привлекательность (желательно) и обоятельность. Кроме того, должен обладать следующими качествами: — безусловное принятие ценности каждого человека, уважение его прав; — безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей, толерантность; — развитое самопознание и самооценка, критическое мышление; — эмпатия (способность сопереживать и сочувствовать); — рефлексия (способность к размышлению, обдумыванию); — умение устанавливать контакт с людьми и формировать доверительные отношения; — чуткость и чувствительность к эмоциональному состоянию людей, эмоциональная сдержанность и терпимость; — настойчивость и последовательность в решении сложных ситуаций; — оптимальный уровень тревожности, отсутствие склонности к депрессивным состояниям; — умение увидеть и развивать сильные стороны людей и семей, которым оказывается помощь; — навыки работы в стрессовых и эмоционально сложных ситуациях: самоконтроль, умение переключаться и управлять своими эмоциями и поведением. Требования к поведению, деятельности, профессионально значимым качествам личности специалиста по социальной работе зафиксированы в ряде кодексов этики социальных работников: Кодекс этики социальных работников Национальной ассоциации социальной работы, «Этика социальной работы: принципы и стандарты» (Международная федерация социальных работников), Российский кодекс этики социальных работников и др. Документы, определяющие этические требования, выполняют функцию формализации профессиональных ценностей, т.е. возведения их в ранг требований профессии к личности специалиста. профессиограмма специалист социальный труд Список литературы
С точки зрения социологии, личностью является каждый человек, ...
... деятельности; 3. социально-исторический тип способности к деятельности. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ Социальные качества – это совокупность социально-психологических свойств и черт личности, определенным образом ... собой сознание и самосознание личности, контролирует поведение человека в соответствии с требованиями рациональности (разумности) и реальности и тем самым помогает индивиду правильно ...
1. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие / Г.П. Медведева. — М.: Спутник+, 2005. — 208с.
2. Основы социальной работы : учеб. пособие / Под ред. Н.Ф.Басова. — М.: Академия, 2007. — 288 с.
3. Профессиональный имидж социальной работы и роль СМИ в повышении ее престижа: информационно-аналитический отчет / Под ред. Ю.Р. Вишневского. — Екатеринбург: УГТУ?УПИ, 2009. — 100 с.
4. Скопылатов И.А. Управление персоналом: Учебное пособие. Часть I / И.А. Скопылатов, О.Ю. Ефремов. — Волгоград: ВолгГТУ, 2006. — 96 с.
Размещено на