Дидактическая Игра как средство ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом работников связи

Дидактическая Игра как средство ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом работников связи

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ РАБОТНИКОВ СВЯЗИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 5

1.1 Сущность значения игр для дошкольников 5

1.2 Характеристика сюжетно-ролевой игры 7

1.3 Методика организации игры 10

1.4 Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом 15

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРУДОМ РАБОТНИКОВ СВЯЗИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 20

2.1 Организация экспериментальной работы 20

2.2 Выявление исходного уровня сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста 20

2.3Формирование представлений о труде работников связи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 22

2.4 Анализ эффективности работы 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

?

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, для детей старшего дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Через игру ребенок познает мир, узнает основные типы отношений, начинает понимать различные нюансы жизни. Также, играя, старший дошкольник приучается и к труду, потому что лишь словестными теоретическими понятиями любовь к такому качеству не проявляется.

Трудолюбие – это неотъемлемая характеристика развитого и успешного человека. Благодаря труду человек становится личностью и может достичь больших успехов, поэтому важно формировать трудолюбие с самого детства.

Естественно, педагоги прежде, чем воспитывать ребенка с точки зрения труда, учитывают психологическое содержание детского труда и формируют цели, а затем задачи. Главной из которых является развивать желание и потребности ребенка в самостоятельном получении трудовых умений в различных сферах жизни. Для достижения данной задачи необходимо сформировать у ребенка психологическую готовность трудиться, ставить цели и достигать их путем трудолюбия и терпения.

Труд работников связи очень важен, его обязанности очень обширны: отправка и приемка посылок, писем, бандеролей и пр., проверка правильности заполнения полей, где указан адресат и точное место доставки. Для дошкольного возраста очень важно понимать ценность любой профессии, включая работника связи на почте. Очень важно с детства приучить ребенка ценить любой труд.

Труд работников связи очень интересен для дошколят, дети знают, что получение посылки или телеграммы это целая цепочка действий работников связи в различных отделениях почты. Чтобы посылка дошла до адресата необходимо соблюдать правила и много трудиться. Важно объяснить это ребенку и показать на практике с помощью игры.

6 стр., 2667 слов

Развитие двигательного творчества детей среднего дошкольного ...

... детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх. Объект исследования: двигательное творчество детей среднего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия развития двигательного творчества детей в подвижных играх. Гипотеза: Эффективное развитие двигательного творчества детей дошкольного возраста в подвижных играх ...

Актуальность выбранной темы обуславливается интересом ребенка к данной профессии, а также важностью труда работников связи. Почта является самым уникальным изобретением человечества, поскольку с её помощью люди поддерживают общение на расстоянии, помогают друг другу и поздравляют с различными праздниками, отправляют подарки и пр.

Объект: формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Предмет: влияние серии дидактических игр на формирование представлений о труде работников связи у детей старшего дошкольного возраста

Цель исследования: Выявить влияние серии дидактических игр на формирование представлений о труде работников связи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых

2. Выявить исходный уровень сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста

3. Разработать и апробировать серию дидактических игр по формированию представлений о труде работников связи у детей старшего дошкольного возраста

4.Проанализировать полученные результаты.

Гипотеза: Предполагаем, что разработанная серия дидактических игр окажет положительное влияние на формирование представлений о труде работников связи у детей старшего дошкольного возраста

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения и списка литературы.

Труд развивает логическое, техническое и практическое мышление ребенка. Однако, не стоит забывать, что ребенку понравится труд только в том случае, если процесс получения трудовых умений вызывает радость и позитивные эмоции. Для этого педагогу (и родителю) необходимо подключать к трудовому воспитанию различные методики, которые открывают интересный, увлекательны и занимательный мир трудолюбия через игровую деятельность.

?

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ РАБОТНИКОВ СВЯЗИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Детство — важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни,

а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

(Б. А. Сухомлинский)

1.1 Сущность значения игр для дошкольников

Различные исследователи такие, как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и пр. говорят, что в педагогике играм отводят особое место, т.к. сильно влияют на развитие дошкольного ребенка. В играх проявляется личность ребенка при общении со сверстниками, моделировании игровой ситуации, подчинении правилам и пр., также игра помогает ребенку осваивать общественный опыт, оказывая влияние на психическое развитие.

Игру как особый вид деятельности можно рассматривать с различных позиций. Игра как способ освоения мира предполагает тот факт, что ребенок, играя, в воображении создает свой мир, помогая его исследовать и понимать. Например, К.Д. Ушинский называл игру как способ вхождения ребенка в сложность окружающего мира взрослых, путем подражания и воспроизведения основных сторон взрослой жизни. А, как считает Д.В. Менджерицкая, игра решает задачи по развитию нравственных качеств и носит глубоко развивающий характер, но под контролем взрослых.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в ...

Не смотря на всю значимость игры, она все-таки вытесняется учебной деятельностью, особенно в старшем дошкольном возрасте, когда родители готовят детей к школе, активно замещая игровую деятельность более важным, по их мнению, занятием.

Качества личности ребенка формируются в активной деятельности, она же и является основной на каждом этапе развития. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. В игре ребенок имеет возможность быть самостоятельным, реализовывать и углублять свои знания об окружающем мире.

Через игровую деятельность ребенок познает окружающий мир, учится с ним взаимодействовать, также овладевает духовными ценностями и познает мир взрослых. Помимо прочего, дошкольник, играя, учится не только общаться со сверстниками, но и подчинять свои желания установленным правилам игры.

В возрасте, который предшествует школьному, ребенок приобретает первое впечатление о мире, который его окружает, формирует отношение к людям, труду, также вырабатываются определенные привычки и поведение, складываются черты характера. Все вышесказанное говорит о том, что дошкольный возраст – возраст формирования личностных качеств, которые пригодятся в будущем ребенку и будут полезны в любой деятельности: память, воображение, ловкость, дисциплина, внимание и др.

Предметы, которые ребенок использует в игре, сначала замещают ему реальный объекты взрослой жизни. Как раз таки эти предметы станут в дальнейшем основой для мышления. С течением времени ребенок перестает опираться на такие замещающие предметы, начиная действовать в умственном, внутреннем плане. Таким образом, игры влияют на развитие образного мышления. Так как ребенок берет на себя в игре ту или иную социальную роль, у него начинает развиваться важнейшая мыслительная способность, а именно видеть игровой предмет с различных сторон.

Игровые ситуации, формирующиеся в процессе игры, требуют от дошкольников определенных речевых навыков, при этом в общении со сверстниками речевые навыки развиваются и совершенствуются, формируя устную связную речь. Ребенок, который игнорирует требования игровой ситуации и не желает запоминать условия игры, а также подчиняться им, как правило, изгоняется своими товарищами. Соответственно, благодаря своей потребности в общении со сверстниками, жажде эмоционального поощрения, малышу приходится целенаправленно запоминать и сосредотачиваться, пренебрегая своими желаниями в пользу правил игры….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Труд является неотъемлемым качеством нравственной личности. Поэтому важно приучать к труду с самого раннего возраста. В труде раскрывается внутренний потенциал человека, его терпение, память, полученные ранее навыки и умения, а также целеустремленность.

Для старшего дошкольника игра является основным видом деятельности, поэтому все необходимые жизненные знания и опыт ребенок получает через игры. Важно организовать игру таким образом, чтобы как можно более максимально приблизить результат игры к поставленным целям и задачам, провести их соответствие.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Сюжетно-ролевая игра имеет свою структуру, главным её компонентом является роль. При перенятии на себя роли той или иной профессии, например, ребенок погружается в мир воображения и фантазии, моделирует игровую ситуацию, при этом дошкольник учится следовать правилам, подчиняться предписанным ролью требованиям. Таким образом, ребенок знакомится с миром взрослых, в который его пока что не пускают в силу возраста и несамостоятельности.

Использование игровой атрибутики также очень важно при сюжетно-ролевой игре. Перенесение значения одного предмета (желаемого) на другой (имеющийся) формирует у ребенка пространственное мышление и воображение, а также знание признаков желаемого предмета. Здесь главная особенность в том, что предмет, который имеется, и предмет, который хотелось бы иметь, несколько похожи, возможно, по размеру или форме.

Тема курсовой работы посвящена ознакомлению дошкольника с трудом работника связи. Для такого возраста очень важно знакомиться с различными видами профессии, потому что для ребенка важно видеть и понимать, что все люди трудятся в слаженной системе, каждая профессия очень важна и ценна для общества. Также необходимо объяснить ребенку последствия исчезновения той или иной профессии, рассказать, какой будет жизнь, если, например, не будет почтовых работников. При проведении экскурсии, просмотра видеофильмов и иллюстраций ребенок с интересом познает мир профессии и труда, а в игре эти знания закрепляются и формируются на их основе уже другие, более значимые качества, например, трудолюбие и уважение к чужому труду.

Работники связи выполняют очень важную для общества работу, они занимаются пересылкой и получением различных писем, корреспонденции, бандеролей и пр. Даже большие компании, по почте пересылают необходимые бумаги или материалы. Конечно, роль почты в последнее время падает в силу информационной глобализации, но почта по-прежнему важна и необходима для нормального функционирования общества.

Ребенок в игре перенимает на себя роль работника связи, учится отправлять письма или посылки, осваивает знания о необходимости такой работы и, конечно, её сложности.

В практической части работы были проведены ряд занятий по теме «Почта», в их состав входили дидактические игры, вводные беседы, викторины и сюжетно-ролевые игры. С помощью таких занятий удалось сформировать представление старших дошкольников о труде работников связи, обогатить их словарный запас, научить использовать почтовую игровую атрибутику, закрепить навыки моделирования игровой ситуации, следования правилам и доброжелательного общения со сверстниками. Так же в качестве общих результатов можно отметить, что у дошкольников продолжили развиваться устная речь, мышление, память, воображение, навыки общения и письма.

Таким образом, стоит отметить, что гипотеза сформулирована верно и подтверждена практическим путем, а именно: В результате применения дидактических игр у дошкольников формируются основные понятия и представления о труде взрослых, а также знания о профессии работников связи.

9 стр., 4381 слов

Развитие связной речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре

... дошкольников в сюжетно-ролевой игре. Цель исследования: Выявить и экспериментально проверить влияние сюжетно-ролевых игр на развитие связной речи дошкольников. Объект исследования: Процесс развития связной речи у дошкольников. Предмет исследования: Сюжетно - ролевая игра ... ребенка ситуативная. Ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. ...

?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками./ Е.А. Алябьева. — М.: ТЦ Сфера, — 2004. — 128 с.;

2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников./ Л.В. Артемова. — М.: Просвещение, — 2011. — 61с.;

3. Бойченко Н.А. Сюжетно ролевые игры дошкольников./ Н.А. Бойченко. — Киев: Радянская школа, — 2008;

4. Васильева В. В. Комплексная диагностика уровня освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. Н. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Коморовой. – Волгоград: Учитель, — 2011. — 27с.;

5. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста./ С.В. Велиева. — СПб: Речь, — 2005;

6. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие /Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. — М.: Айрис-пресс, — 2008 – 128с.;

7. Выготский Л.С. сегодня // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология./ Л.С. Выготский. — М., — 2001. – 541;

8. Година Г.Н. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста./ Г.Н. Година. — Москва: «Просвещение», — 2007;

9. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2 – 7 лет./ Н.Ф. Губанова. — М.: Мозайка – Синтез, — 2015. — 128 с.;

10. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьёва Е.В. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов./ — М.: Воспитание дошкольника, — 2002. — 128 с.;

11. Изгаршева В.М. Игрушки и пособия для детского сада./ В.М. Изгаршева. — Москва: «Просвещение», — 2007;

12. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей./ А.В. Козлова. — Москва: творческий центр, — 2005;

13. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие./ В.П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во «Николаев», — 2004;

14. Е.А. « Игрушка»./ Е.А. Коссаковская. — Москва: «Просвещение», — 2008;

15. Крухлет М.В. Дошкольник и рукотворный мир./ М.В. Крухлет. — Санкт — Петербург.: Детство-пресс, — 2011. — 152 с.;

16. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду./ Л.В. Куцакова. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, — 2014. — 131с.;

17. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1./ А.Н. Леонтьев. — М.: Педагогика, — 2001;

18. Лямина Г.М. Воспитание детей в старшей группе детского сада./ Г.М. Лямина. — Москва: «Просвещение», — 2007;

19. Маханёва М.Д. Учиим детей трудиться./ М.Д. Маханёва. — М.: ТЦ Сфера, — 2013. — 63с.;

20. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде./ В.Г. Нечаева. — М.: ТЦ Сфера, — 2013.— 207с.

21. Нижегородцева Н.В., В.Д.Щадриков. Психолого — педагогическая готовность ребенка к школе. — М., Владос, — 2009;

22. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии./ Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, — 2008;

23. Турченко В.И. Дошкольная педагогика./ В.И. Турченко. — М.: Флинта, — 2013. — 156 с.;

24. Эльконин Д.Б. Психология игры./ Д.Б. Эльконин. — Педагогика, — 1996. — 304 с.