Албегова И.Ф. Исследование мотивации социальных работников. М., 2005. 4 с

©2005 г.

И.Ф. АЛБЕГОВА

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

АЛБЕГОВАИринаФедоровна кандидатфилософскихнаук, зав. кафедройсоциальных технологийЯрославскогогосударственного университета.

Мотивация занимает ведущее место в структуре поведения личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил, деятельности в целом. Однако невозможно исследовать мотивацию индивида в отрыве от социальной реальности. Подход социолога к проблеме мотивации — это взгляд на

необходимость изучения данной

проблемы

посредством социопсихологического ана-

лиза индивидуальных действий,

раскрытия

связи мотивационного процесса с актуаль-

ной социальной ситуацией. Следует также отметить, что мотивационный фактор обеспечивает превращение знаний, умений и навыков в средства личностного и профессионального роста, тем самым способствуя достижению профессионального мас-

терства, В

этой связи изучение мотивов, содействующих выполнению социальным

работником

своих

профессиональных обязанностей, решению задачи по формирова-

нию

субъектности

клиента

крайне важно.

Особенно актуальной эта проблема стано-

вится,

когда речь

идет об

инновационных

видах деятельности, к числу которых отно-

сится и социальная работа.

Обычно выделяют три группы мотивирующих факторов. Первую составляют потребности и инстинкты. Эта группа факторов отвечает на вопрос, почему организм вообще приходит в состояние активности. Вторую образуют мотивы как причины, определяющие выбор направленности поведения, то есть она отвечает на вопрос, на что направлена активность организма. Третья группа — это проявления эмоций, субъективных

переживаний

(стремлений, желаний и т.п.) и

установок в

поведении

субъекта. Эта

груп-

па отвечает на вопрос: каким образом осуществляется регуляция динамики поведения.

 

С точки

зрения нашего исследования,

наибольший

интерес

представляет

вторая

группа факторов, определяющих мотивы поведения и как частный случай — мотивы выбора специальности «социальная работа», осуществления ее как профессионального вида деятельности и практики волонтерства.

Изучение мотивации выбора специальности «социальная работа», реализации

профессиональной деятельности и

практики волонтерства осуществлялось с 1994 по

2004 г. Была выдвинута следующая

гипотеза: степень выраженности, уровень и харак-

тер мотивации оказывают достаточно сильное влияние на эффективность обучения, выполнения профессиональной деятельности и практики волонтерства, способствуют или препятствуют становлению специалиста-профессионала.Кроме того, мотивация социальной работы зависит от полоролевых стереотипов и имеет в этом смысле достаточно широкий диапазон. Использовались следующие методы исследования: социологический опрос в форме полуформализированного интервью, анкетирование, анализ документов (личные дела, автобиографии, резюме, должностные инструкции социальных работников, международные стандарты в области профессиональной деятельности социальных работников), а также проведены и проанализированы письменные рабо-ты-эссена тему «Почему я хочу быть социальным работником?». Объектами исследований стали 620 студентов отделения социальная работа ЯрГУ и студенты ЯГПУ, обучающиеся по специальности «социальная педагогика», у которых выявлялись мотивы выбора данных специальностей. Основными методами исследования в данной группе было анкетирование, написание иконтент-анализработы-эссе.

78

Результаты позволяют сделать следующие выводы. Ведущими мотивами выбора специальностей «социальная работа» и «социальная педагогика» респонденты-учащиеся

назвали «желание

помочь людям» (90% опрошенных), а также «стремление

общаться

с

людьми» (75%).

При этом и юноши, и девушки

желают помогать людям и

общаться

с

ними примерно

в равной степени. Данное обстоятельство является весьма позитив-

ным, так как без

такой мотивации становление

в будущем социального

работника

и педагога — профессионалов просто невозможно.

 

 

Девушки более высоко, чем юноши оценивают перспективность профессий «социальный работник» и «социальный педагог», почти 73% из них имеют хорошую профессиональную ориентацию, отмечая при этом, что «пришли учиться по призванию». Тем не менее 30% опрошенных указали на стечение обстоятельств, случайность при

выборе

профессии

и

желание просто получить высшее образование, «корочки». Этот

мотив

превалирует

у

юношей,

обучающихся в

ЯрГУ, они

же отметили мотив «уход

от военной службы».

 

 

 

 

 

Примечателен тот

факт, что,

если девушки

при ответах

ссылались на рекоменда-

ции психологов-профконсультантов,то из юношей диагностику на профпригодность практически никто не проходил.

Исследования также показали, что после окончания ЯГПУ 70% респонденток собираются работать по специальности, то есть социальными педагогами. В ЯрГУ предпочтение будущей профессии отдают примерно половина опрошенных девушек и лишь каждый двенадцатый юноша. При анализе была выявлена следующая зависи-

мость; чем дольше обучаются студенты

по

специальностям

«социальная работа» и

«социальная педагогика»,

тем

меньше

они хотят

работать по ней после

окончания вуза.

На наш взгляд, одной

из

причин

такого

положения является

слабая

информирован-

ность студентов о данных профессиях, отсутствие ранней хорошо отлаженной профориентационной работы и низкая оплата труда. Особенно важно это для девушек, так как им намного сложнее, чем юношам, найти место работы.

В ходе исследования задавался вопрос: «О какой профессии Вы мечтали в детстве?».

Ответы показали, что большинство опрашиваемых

(75%)

хотели бы

работать

с людьми, что особенно важно

для наших

профессий.

Особый

интерес

представляет

тот факт, что среди множества

названных

профессий

лидирует

учитель

(ее

назвали

каждая третья респондентка), юристом и врачом хотели быть каждая шестая опрошенная девушка. Юноши отметили профессии летчика, космонавта (по 21,4%) и ди-

ректора (14,2%).

На наш взгляд, реальной причиной того, что женщины с детства мечтают о таких

профессиях, как учитель, врач,

продавец, адвокат, парикмахер и т.д.,

а мужчины

хотят

быть директорами, летчиками,

космонавтами является действием

стереотипов,

кото-

рые закладываются в процессе социализации личности. В соответствии с этими стереотипами мужчины должны быть сильными, активными, логичными и рациональными.

Девушек и

женщин

считают пассивными,

эмоциональными, призванными опекать

и воспитывать

ближних,

и поэтому с детских

лет их приучают выполнять те роли, кото-

рые от них ожидают. Социальную работу в этом случае воспринимают как женскую

профессию. От специалистов здесь требуются такие качества

как доброта, эмпатия, уме-

ние сочувствовать, сопереживать, заботливость, что вполне

совпадает со стереотипны-

ми представлениями о женщинах. «Настоящему» же мужчине лучше заниматься делами, которые оцениваются в обществе как наиболее значимые, следовательно, мужские.

Эссе «Почему я хочу быть социальным работником (социальным педагогом)?»

проводилось на первых курсах

(получено

575 работ).

Данное

обстоятельство связано

с тем, что у части студентов объем сочинения был

менее 300

слов,

что недопустимо

при данной методике.

 

 

 

 

 

 

Компенсаторная мотивация в

сочинении

проявилась

в

следующем:

общее неадекват-

ное представление о профессиях «социальный работник» и «социальный педагог»; пренебрежение к ее содержанию («мне все равно кем быть — социальным работником, педагогом, экскурсоводом, главное, чтобы работать с людьми», «мне нужно вые-

79

шее образование и работа с людьми, а не с машинами»); доминирование гуманистиче- ских мотивов («сейчас столько несчастных… Люди должны помогать друг другу. Я всегда мечтала помогать людям, нести добро»); проявление морализации и рационализации («в наше время порядочные люди не должны оставаться в стороне. Элементарная порядочность требует присутствия там, где трудно»).

Для большинства студентов характерно злоупотребление безличными предложениями, употребление фраз в пассивном залоге, описание собственных успехов через подчеркивание неудач и несостоятельности других.

Исследование мотивации социальной работы осуществлялось и среди сотрудников администрации Ярославской области, департаментов социальной защиты и занятости населения и структурных подразделений отделов социальной защиты шести районов г. Ярославля и восемнадцати муниципальных округов Ярославской области, повысивших уровень своей квалификации в ЯрГУ. Всего обследовано 800 человек, имеющих стаж практической работы в органах социального обеспечения от 2 до 8 лет. Половозрастные характеристики этих респондентов: возраст от 24 до 53 лет, 752 являются женщинами.

Для данной категории обследуемых характерны следующие ответы. 100% мужчин и 75% женщин указали на необходимость обучения из-зариска потери рабочего места или невозможности дальнейшего карьерного роста. При этом практически все опрошенные (98%) указали на «желание помогать людям».

Анализ интервью строился на модели социопсихологической мотивации профессиональной деятельности социальных работников, включающей следующие мотиваторы: профессиональные ценности; альтруистическая мотивация (мотив морального долга, мотив сочувствия); материальные ценности; общение в коллективе (мотив аффиляции); самореализация; инвайроментальная мотивация; социальная ценность работы. Дополнительным мотивационным фактором, влияющим на выбор профессии социального работника, выступал пол. На основании полученных результатов можно сделать вывод, что на процесс профессионализации социальной работы большое влияние оказывают тендерные стереотипы.

Эмпирические исследования подтвердили гипотезу о том, что социокультурная мотивация профессиональной деятельности социальных работников является многомерным и динамичным образованием и на субъективном уровне представлена взаимосвязанными мотиваторами. Показатели мотиватора материальных ценностей, а именно неудовлетворенности низкой заработной платой, оказываются тем выше, чем меньше в ответах респондентов представлены альтруистическая мотивация и мотив аффиляции, акцент делается на инвайронментальной мотивации и привыкании к работе.

Альтруистическая мотивация больше представлена мотивом сочувствия. Причем

в эмпатийных

переживаниях ярко выражен эмоциональный компонент. Однако, что-

бы эффективно

осуществлять профессиональную деятельность, недостаточно сочувст-

вия людям, желания помочь, необходимы систематизированные знания. Полученные результаты обозначили проблему повышения эффективности профессиональной подготовки социальных работников. Отсутствие у социальных работников базовых знаний, конкретных умений и навыков приводит к тому, что в работе они ориентируются на свои душевные качества и житейский опыт, что связано с большими ресурсными затратами. Это, в свою очередь, снижает профессионализм социальных работников, сдерживает процесс профессионализации социальной работы.

В ходе анализа выявлено рассогласование сущего и должного: социальные работники в своих клиентах и в самой работе видят средство для реализации своих проблем, в то время как центром профессиональной мотивации должен быть клиент. Смещение мотивационного центра с социального работника на клиента позволяет социальному работнику более адекватно и эффективно решать профессиональные задачи.

Компенсаторная профессиональная мотивация также является противопоказанием к выполнению социальной работы. В этом случае смысл выполняемой работы для социального работника состоит в том, чтобы в общении со страдающими людьми,

80

ожидающими

помощи, повышать

личную самооценку,

самоутверждаться.

В общении

это часто достигается с помощью грубости, унижения

инвалидизации клиентов. Оче-

видно, что

социальный работник

с компенсаторной

мотивацией не

заинтересован

в эффективном выполнении своей работы: чем больше рядом будет несчастных не-

удачников, тем лучше он будет

себя чувствовать.

Нередко

компенсаторная

мотива-

ция является следствием многих

нерешенных личных

проблем

и трудностей

социаль-

ного работника, наличие которых он у себя отрицает и тем самым лишает себя возможности их решения.

Исследование

мотивации

волонтерства

осуществлено

среди

1243

руководителей,

членов и волонтеров общественных

некоммерческих

организаций

Ярославля

и

области,

так или иначе занимающихся социальной

работой с

населением.

Выбор данной

катего-

рии

респондентов

обусловлен

тем,

что

общественные

некоммерческие

негосударствен-

ные

организации

(НКО) являются

инновационным

субъектом современной

социальной

работы. Их совокупность составляет так называемый «третий сектор», который представляет из себя элемент институализации социальной работы, способствует развитию ее практики, технологизации и создает условия для волонтерской работы. Мобильная организационная структура, свободная от стереотипов психология членов НКО, ограниченность финансовых средств объективно способствуют разработке и внедрению инновационных способов решения социальных проблем. Дальнейшее их развитие, расширение сферы деятельности оказывает непосредственное влияние на рост многообразия организационных форм социальной работы, укрепление ее технологических основ и способствует процессу институализации социальной практики.

Исследование в НКО проводилось с 1996 по 2004 г, в рамках проектов «Ярославские НКО; технология менеджмента», «Третий сектор и четвертая власть», «Влияние

общественных

организаций на

взаимоотношения личности и общества», «Методоло-

гические и

технологические

основы современной социальной работы в России»,

«Внедрение

инновационных

социальных технологий в деятельность ярославских

НКО как условие совершенствования методов их работы», «Ярославские НКО и проблемы развития гражданского общества в России»* .

Необходимо отметить, что 85% опрошенных руководителей НКО имеют высшее об-

разование,

а

30% — кандидатские и докторские степени.

Члены

и

волонтеры

организаций

в основном

рекрутируются

из числа студентов ярославских вузов. Наиболее

активными

из них являются учащиеся гуманитарных факультетов,

которые часто сочетают волон-

теретво с

прохождением

обязательной

для

студентов практики

(ознакомительной, психо-

лого-педагогической,производственной,

преддипломной)

или

 

стажировки.

Сочетание

этих

видов

деятельности

нередко

выступает мотивацией

практики волонтерства у дан-

ной

категории опрошенных,

что

является

принципиально

важным

для будущих социаль-

ныхработников, социальных педагогов, психологов, юристов, политологов.

Результаты анкетирования позволили ранжировать по степени важности для во- лонтеров-студентовмотивы работы в НКО следующим образом. 90% опрошенных отметили интерес к НКО как инновационной форме социальной работы с населением, 75% — возможность непосредственного общения с людьми, 73% — реальное оказание

помощи нуждающимся,

60% — вероятность установления новых контактов (в том

числе и международных),

40% — возможность трудоустройства.

Опрос руководителей и членов НКО показал, что основным мотивом создания общественной организации являлось решение собственных проблем (в том числе и материальных), а социальное значение своей деятельности они видят в создании основ гражданского общества, развитии демократии, укреплении социальной базы третьего сектора, расширении сферы социального партнерства, реализации социальной политики государства.

* Поддержка данных проектов была осуществлена фондом Евразия, Агентством по международному развитию. Фондом Мотта, Фондом Сороса и Посольством Королевства Нидерландов.

81