Тема о человеке как центральная философская тема.
- Проблема бытия и сущности человека в истории философии.
- Деятельность как способ бытия человека. Человек как субъект деятельности. Потребность. Интерес. Цель деятельности; диалектика субъективного и объективного.
- Вопрос о происхождении человека в религии, науке и философии. Антропосоциогенез; его сущность и роль в становлении человека. Философия ХХ века о происхождении человека.
Многовековой опыт развития философии убеждает, что существует центральная философская тема, вокруг которой группируются все другие темы, проблемы, вопросы философии. Это тема о человеке. Поэтому, какими бы абстрактными, естественнонаучными или практическими вопросами ни был занят человеческий ум, все эти размышления помимо своей внешней цели всегда сопровождаются подспудной мыслью об их связи с самим человеком – с его внутренней сущностью или его потребностями. В достижении свободы и блага человека заключен смысл социально-политического и научно-технического прогресса, к постижению тайн человека стремится искусство, им вдохновляется любое и каждое человеческое деяние. Если изъять из всего многообразия человеческой деятельности ее ориентированный на самого человека стержень, то исчезнет и цель всякой деятельности, и ее движущиеся стимулы.
Это тем более относится к наукам, специально посвященным человеку. Частные проявления человека изучают биология, медицина, психология, социология и другие. Философия же всегда стремилась к постижению его ценности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире. Философскую программу можно повторить вслед за Сократом: «Познай самого себя».
Человечество всегда стремилось к построению целостного философского образа человека. Что же входит в состав философского знания о человеке? Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развёртывая свои возможности, каково в нём соотношение биологического и социального, что такое человек как личность, какова структура личности, в чём суть социально-психологических типов личности и т.п.
1 ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ ШЕВЧЕНКО
... разуму, а с позиций познавательных способностей человека. Разуму не непосредственно дано Философия бытия ■> 161 бытие, необходима познавательная деятельность на основе способов и методов познания. ... ставилась проблема бытия. Отношения бытия отражены в основном вопросе философии, тесно связаны с прошлым, настоящим и будущим в существовании мира, с жизнью и деятельностью человека. Конкретная и ...
Известно, что в различные исторические эпохи эта проблема «высвечивалась» неодинаково: менялись приоритеты и аспекты её осмысления. Пристальное внимание философов к теме о человеке ведёт свой отчёт от античности. Мыслители античности – в Древней Индии, Китае, Греции рассматривали человека недифференцированного, как часть космоса. Так, в античной философии человек понимался как «малый космос» — микрокосмос. Малый космос, т.е. человек, рассматривался в качестве аналога большого космоса – макрокосмоса, т.е. всей Вселенной. Этим подчёркивалось подобие человека с Космосом, поэтому человеческая душа может быть столь же богатой и разнообразной, как и Вселенная, которую мы наблюдаем.
Особая заслуга в постановке философской проблемы человека принадлежит Сократу. Именно Сократ был первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, смысл его существования, особенности человеческой природы. Сократ был первым, обратившим внимание на внутреннюю жизнь человека, на разуме, познании. Познай самого себя! Что есть сущность человека? И хотя он сужает понятие человека до уровня нравственности, учения о душе, считая, что «человек – это душа», а «душа – это человек», Сократ первым именно в этом увидел специфику человеческого бытия, выделив человека из макрокосмоса как самость.
Затем человек рассматривался структурно, состоящий из души и тела, которые представляются как разнородные сущности (Платон).
Учение Платона о человеке базируется на двух постулатах:
1. Человек должен не создавать, а только воплощать имеющиеся в мире идеи. Человек свободен только в выборе уже наличных идей. Человек «должен постигать общие понятия, а это есть припоминание того, что некогда наша душа видела, когда сопутствовала Богу, была в мире идей».
2. Сущность – это только душа, а его тело – это более низкая враждебная душе материя.
Аристотель рассматривает человека как единство души и тела, тесно взаимосвязанных друг с другом. Тело должно находиться в подчинении у души, они не могут существовать изолированно. Аристотель (хотя и не всегда последовательно) рассматривает человека как продукт естественного развития. Принципиальное отличие человека от животного, по Аристотелю, заключается в том, что он «по природе своей – существо политическое», так как природа вселила во всех людей стремление к государственному общению. Во-вторых, человек одарён речью, языком, благодаря чему он может чувствовать и понимать, что такое добро и зло, справедливость и несправедливость. Заслуга Аристотеля в том, что он впервые отмечает значение социальных факторов при определении сущности человека.
В христианстве человек рассматривается как «образ и подобие Бога». Душа есть дуновение самого Бога. Человек оценивается не с позиций разума, а сердца (сердце упоминается в Ветхом Завете 851 раз).
Сердце, воля и разум – три составляющие внутреннего мира человека.
Существует ли у человека Душа? — философско-критическое ...
... историю понимания души человека свидетельствует о том, что отношение к душе как к научной категории претерпевает эволюцию вместе с эволюцией самого человека как социального существа. В современной ... -лись как впечатления души, покидающей тело и обретающей независимое существование. Впервые положение о неотделимости души от тела выдвинул Аристотель, согласно коему душа у человека выступает в трех ...
В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог. Например, Августин представлял душу как независимую от тела и именно её отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела души, как существо промежуточное между животными и ангелами. Плоть человеческая – арена низменных страстей и желаний. Отсюда постоянное стремление человека к постижению божественного света и истины, что освобождает его от дьявольских пут. Этим обстоятельством обусловлена специфика человеческого отношения к миру: здесь стремление не только познать собственную сущность, но и приобщиться к высшей сущности – Богу и тем самым обрести утешение в горести и спасение в день Страшного Суда. Этому воззрению чужда мысль о конечности человеческого бытия: вера в бессмертие души скрашивает зачастую суровое земное бытие.
«Христианство освободило человека от власти космической бесконечности, в которую он был в древнем мире, от власти духов и демонов природы. Оно поставило его на ноги, укрепило его, поставило в зависимость от Бога, а не от природы»,- сказал философ Н.А.Бердяев.
Философия Ренессанса рассматривает человека как автономное существо, как живую целостность. Единство души и тела – это преимущество человека. Очень важным для возрождения был тот факт, что принцип антропоцентризма приобретает гуманистический и эстетический характер. Философы Возрождения провозглашают уникальность человека, его неисчерпаемость и творческую активность. Человек – творец самого себя, своей жизни и условий жизни, которые должны быть человеческими (гуманными).
Наибольшая творческая активность, с точки зрения философов, проявляется в художественной деятельности, поэтому идеалом эпохи Возрождения, подлинной личностью является художник, поэт, скульптор и т.д.
Философия Нового времени в лице Декарта рассматривает человека как мыслящего субъекта. Разум, мышление важнее сердца, разум господствует над страстями. Тело и душа не имеют ничего общего. Тело простирается, душа мыслит.
Основное содержание и главная идея философов эпохи Просвещения состояли в следующем: человек – существо природное, телесное. Его чувства, разум являются продуктами организации его мозга и тела в целом. Люди отличаются друг от друга, но эти отличия несущественны. Главное же то, что человек — существо природное, и это делает людей равными.
Так Анри-Поль Гольбах писал: «Человек – произведение природы, он существует в природе, подчинён её законам, не может освободиться от неё, не может даже в мысли выйти из природы…». Здесь явно прослеживается натуралистический подход в решении проблемы о природе и сущности человека: человек – часть природы и тождественен с ней. Такой же позиции придерживается немецкий философ Л.Фейербах.
Справедливости ради, следует заметить, что философы Просвещения пытались и по другому подойти к человеку: человек – продукт социальной среды: виды деятельности, социальные отношения, духовная культура, где определяющими были воспитание, образование, право.
ЧЕЛОВЕК, КАК БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО
... природе - все это усилило антропоцентризм по отношению к природе. Люди стали забывать, что сами они - часть природы, биологический вид, жизнь ... регулирования научной деятельности биологов, медиков, представителей других наук, так или иначе вторгающихся в основы человеческой природы. На ... можно считать живым существом Допустимы ли аборты Или аборты есть убийство живых существ Таковы лишь некоторые ...
Таким образом, за то время, что существует человечество, накопилось множество разноречивых мнений, гипотез, всякого рода знаний о человеке, но не было единого учения о человеке и человечестве.
Как особый вид знания, философская антропология, сложилась только во 2-ой половине XIX века, хотя, как мы видим, отдельные элементы существовали с глубокой древности. И.Кант поставил проблему человека в центр философии и сделал гениальную попытку создать единое учение (антропологию) о человеке, ибо он есть последняя цель. Кант видит противоречивость бытия человека: человеку присуща свобода, но у него нет свободы, всё в нём есть природная необходимость. Кант строит тщательно продуманную единую систему. Он считает, что духовные интересы человека выражаются следующими философскими вопросами:
- что я могу знать? (метафизика, т.е. философия);
- что я должен делать? (мораль);
- на что смею надеяться? (религия);
- что такое человек? (антропология).
Таким образом, в центре философской системы человек, и философствование начинается с вопроса: «Что я могу знать?», с анализа познавательной деятельности, где человек предстаёт, как активно-преобразующий субъект, а не с антологии – учения о бытии.
Такой подход в философии называется гносеологическим (например, Декарт в Новое время), но Кант впервые в истории познания представил как активно-преобразующую деятельность, где человек субъект. Это новый деятельностный подход к проблеме человека.
Для Канта человек двойственен. Он принадлежит к миру природы, где властвует естественная необходимость, так и к миру свободы. Специфика человека как субъекта в нравственной свободе поведения, в познавательной деятельности.
У Иммануила Канта человек представлен целостным биологическим существом, принадлежащим миру природы и имеющее три вида задатков – животности, человечности, личности.
Кант отдаёт дань христианской традиции греховности человека. Он допускает естественное предрасположение человека к злу, которое нельзя уничтожить человеческими силами, но можно превозмочь, т.к. человек свободно действующее существо.
Вместе с тем человек обладает задатками добра, и только моральное воспитание призвано привести к победе добра над человеческой склонностью к злу. Такая победа возможна по Канту, только как «революция» в образе мыслей и чувств в качестве непременного условия формирования человека и человечества. Но нравственное высшее благо не может быть осуществлено стремлением отдельного человека, ради него требуется объединение всех людей в одно целое. Только в коллективе можно достичь совершенствования на путях морали.
Другой выдающийся немецкий философ Гегель включает человека, его историю в единый процесс развития абсолютного духа и развивает идею историчности человека.
Человек есть носитель общезначимого духа, форма, исторический этап саморазвития, самопознания объективного всеобщего духа. Человек есть субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.
Гегель развивает деятельностный подход к проблеме человека. Он анализирует структуру деятельности, вскрывает её опосредованный, орудийный характер (между субъектом и объектом деятельности орудия труда); наряду с познавательной деятельностью исследует материально-предметную деятельность и её роль, где определяющую роль отводит познавательной деятельности. Прогресс познания совпадает и означает общественный, исторический прогресс.
Целостное учение о человеке, о его происхождении, его природе и сущности в середине XIX века делает марксистская философия. Разрабатывая традиции Немецкой классической философии, деятельный подход в понимании человека, Маркс считает, что определяющим в возникновении человека и в специфике его бытия, его сущности является материально-производственный труд. Труд создал человека и является способом бытия человека и его исторического развития. Человек – общественное существо, и сущность его социальна. Общественное бытие определяет общественное сознание.
Попытки объяснить сущность человека не прекращаются к XIX-XX в.в., выдвигаются новые критерии, определяющие сущность человека и даже отрицается какой-либо общей сущности человека (экзистенциализм).
Так, философия жизни (Ницше, Дильтей) видит специфику человека в феномене жизни, который либо сильно сближается с органическим, биологическим (так часто у Ницше и Бергсона), либо истолковывается в культурно-историческом смысле (Дильтей).
В философии жизни на первый план выдвигаются вне мыслительные способности человека: чувство (Гаман, Якоби), воля (Шопенгауэр), интуиция (Бергсон).
Часто сознанию противопоставляется бессознательное (Фрейд и фрейдизм).
Экзистенциализм в первую очередь обеспокоен подлинностью индивидуального человеческого существования. Он ищет свободу, как от природного, так и от всех других безличностных сил. Отвергается диктат объективного идеализма, материализма, сциентизма. На первый план выдвигаются процесс чувствования, переживания.
Кассирер существование человека в мире как манифестацию человека в языке, труде, религии. Человек – существо, которое создаёт символы самого себя, культуру.
Развивая тенденции, заложенные в философии жизни и феноменологии Гуссерля, Шелер и Плеснер создают новую философскую антропологию. На основе данных частных наук о человеке – биологии, психологии, социологии – воссоздать целостное понимание человека. Главная идея новой философской антропологии в том, что человек и даже общество являются продуктом эволюции природы. Социальное, человеческая деятельность возникли в силу «выпадения» человека из эволюционной цепочки, так как его естественные приспособительные возможности не выше, а ниже некоторых животных, чтобы восполнить эти «слабости» и возникают социальные формы. Либо представители новой философской антропологии причину активности человека, его деятельности, как его способа существования, видят в специфике человека как открытой системы, возникшей в процессе эволюции природы.
Итоги рассмотрения природы, сущности человека в истории философии таковы: в анализе данной проблемы осуществлялись подходы с четырьмя (по меньшей мере) разными измерениями: биологическим, психическим, социальным и космическим (синергетика, напр.).
Биологическое выражается в анатомо-физиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Под психическим понимается внутренний душевно-духовный мир человека – его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т.д. Но ни один аспект в отдельности не раскрывает феномен человека в его целостности. Человек, говорим мы, есть разумное существо. Что же в таком случае представляет его мышление: подчиняется ли оно лишь биологическим закономерностям или только социальным? Любой категорический ответ был бы явным упрощением: человеческое мышление являет собой сложноорганизованный биопсихосоциальный феномен, материальный субстрат которого, конечно, поддаётся биологическому измерению (точнее, физиологическому), но его содержание, конкретная наполненность – это уже безусловное взаимопереплетение психического и социального, причём такое, в котором социальное, опосредствуясь эмоционально-интеллектуально-волевой сферой, выступает как психическое.
Значит, во-первых, в основе специфики человека лежит его духовность; во-вторых, духовный мир человека много планов: переживание (чувство) и мысль; сознательное и бессознательное, воля и интуиция; в-третьих, специфика человека в различных сферах деятельности: труде, познании, культуре.
Суммируя сущностные черты человека можно сказать, что человек есть воплощённый дух, одухотворённая телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом, являющееся субъектом труда, социальных отношений и общения с помощью языка, культуры.
II. Выделив сущностные черты человека возникает вопрос: «Что составляет основу сущности человека?».
Специфика человеческого бытия, сущность человека в его деятельности. Именно деятельность есть способ бытия человека, ибо деятельность является прерогативой человека, это особый способ обмена веществом и энергией между человеком и природой, а значит, является объективным условием его существования. Именно в деятельности (она внутренне это предполагает) формируются все сущностные черты человека.
Почему человек «обречён» на деятельность?
В основе деятельности лежит «нужда» объективное противоречие между объективными условиями бытия человека и самим человеком: условия не удовлетворяют человека. Данное противоречие и есть объективная потребность, которая и является причиной деятельности, активности человека, как её субъекта. Поэтому деятельность человека есть объективный процесс.
Но деятельность человека есть в то же время осознанный, целесообразный процесс, в этом одно из главных её специфических свойств. Более того, само по себе наличие объективной потребности не приведёт к деятельности человека до тех пор, пока он не осознает саму эту объективную потребность. Осознание этой потребности осуществляется через интерес (как осознанная потребность), мотив (волевое начало), цель (как идеальный образ самой деятельности и её результата).
Поэтому, деятельность есть диалектический процесс, субъектно-объектные отношения. Это есть процесс взаимоперехода субъективного в объективное и наоборот.
Потребность |
|
Интерес |
|
Мотив |
|
Цель |
|
Как единство о предмечив. и распред. деятельность |
|
Результат |
||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
Объективное |
|
Субъективное |
|
S |
|
Ob |
|
|||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
орудия |
|
Переход субъективного в объективное есть процесс опредмечивания, объективации. Субъект свою цель, знания, опыт материализует, объективирует в орудиях труда, в результате труда. В свою очередь, поскольку реальный процесс деятельности, её результат никогда не совпадает с идеальной моделью, то, несомненно, в процессе деятельности корректируются, изменяются знания, опыт, навыки человека, изменяется сам субъект.
Переход объективного в субъективное (сознание, чувства, эмоции человека) в процессе осознания объективной потребности, в процессе осознания и оценки результата деятельности есть процесс распредмечивания.
Таким образом, деятельность по сути своей есть диалектическое единство опредмечивания и распредмечивания. Именно благодаря процессу опредмечивания, объективации создаётся «вторая природа», культурная сфера, что необходимо как для становления человека, так и его развития, его совершенствования.
Человек в отличие от животного мира не рождается ни поэтом, ни философом, ни врачом, ни музыкантом и т.д., нет «генетической программы». Возникновение в процессе деятельности (опредмечивания) культуры (материальной и объективных форм духовной) через воспитание, образование стала возможной преемственная связь поколений, возникла история, социум. А через распредмечивание объективного в процессе деятельности осуществляется процесс становления человека, воспитание, образование, его совершенствование, овладение культурой, а значит процесс социализации личности.
Деятельность есть активно преобразующий процесс, ибо в процессе её человек, являясь активно преобразующей силой, субъектом, создаёт то, чего нет в природе. На всём, что окружает человека, лежит печать субъективности, ибо все результаты человеческой деятельности по своей сути есть субъективированная объективность. Этим и отличается мир, бытие человека.
Уже только потому, что деятельность носит опосредованный, орудийный характер, и человек в процессе деятельности использует орудия труда, знания, навыки, созданные другими людьми, деятельность человека носит всегда коллективный, социальный характер. Даже труд кустаря-одиночки в этом плане всегда носит общественный характер (К.Маркс).
Таким образом, сама сущность и характер деятельности предполагают абсолютные необходимые моменты те сущностные черты человека, о которых мы говорили ранее. Поэтому, именно деятельность и есть тот критерий, который и образует единую сущность человека и реализует специфику его бытия, выделяет человека из природного, биологического бытия.
III. Очень важное место в числе философских проблем, в учении о бытии (онтологии), познании (гносеологии) занимает вопрос о происхождении человека.
Философия при решении данной проблемы опирается на научные достижения в области изучения человека.
Однако следует признать, что, несмотря на имеющиеся достижения науки происхождение человека, как и возникновение жизни на Земле, всё ещё остаются тайнами. Учение о развитии популяций, эволюционная теория Дарвина, теория о происхождении жизни Опарина в основном базируются на гипотезах и предположениях. Более того, подвергаются сомнению и критике.
И всё же есть основания утверждать, что человек является частью природы и объективно подчинён законам природы. Homo sapiens (человек разумный) на определённом этапе эволюционного развития выделился из животного мира, хотя современная наука не даёт с абсолютной точностью ответа на вопросы: «Как долго шёл этот процесс? Каков механизм? Какие конкретно этапы этого скачка». Именно из-за этого и подвергается критике эволюционная теория.
Например, сравнительно новая научная дисциплина – синергетика (И.Пригожин, Г.Хакен) считают, что нет никакой эволюции, развития. Все процессы в материальных системах создатели синергетики делят на два типа процессов: процессы в замкнутых системах и процессы, протекающие в открытых системах.
Провозглашая равновестность и нелинейность процессов, синергетика претендует на статус методологической дисциплины, подобно кибернетике. Синергетические представления оценивают характер эволюции, развитие человека и общества следующим образом. Во-первых, взрыв вакуума в далёком прошлом произошёл, ибо он оказался в состоянии неравновесия и в итоге скатился «к определённому аттракторному состоянию», который сопровождался расширением и охлаждением Вселенной. Во-вторых, «сборка» физико-химических элементов привела к возникновению живого. В-третьих, живые организмы способны сохранять свою устойчивость, благодаря отрицательным обратным связям. В-четвёртых, вполне закономерной представляется эволюция мира живого, которая привела к человеку как биологического вида и закрепление относительно устойчивого состояния. В-пятых, возникновение и обновление экономических, политических, эстетических, этических и религиозных составляющих человека и общества вполне укладываются в картину системных образований. Процессы самоорганизации привели мозг предков людей в такое состояние, что стал возможным быстрый интеллектуальный прогресс. Человек способен к обновлению, творчеству.
Итак, для развития человека, как для любой системы Вселенной, характерна сложная диалектика системных процессов, обратных положительных и отрицательных связей, в результате чего и возникают во Вселенной из хаоса любые системы, в том числе и разум, и общество, то есть человек.
Таким образом, отсутствие недостающих фактов в эволюционной теории и появление к тому же новых открытий, которые ставят под сомнение уже устоявшихся научных взглядов о происхождении человека, породили различные концепции.
Экзистенциализм, неотомизм, фрейдизм развивают идею о том, что деятельность человека, человеческое бытие в целом есть проявление необъяснимых внутренних мотиваций, побуждений, желаний. Здесь нет причинно-следственных связей детерминирующих деятельность человека. О человеческой сущности можно только судить по многочисленным проявлениям и манифестациям. О внутреннем мире человека можно судить только по действиям, поступкам, желаниям и устремлениям. Здесь трудно найти какую-либо основу, закон, а лишь констатация факта.
Марксистская философия, объясняя процесс выделения человека из животного мира, разрабатывает идею антропосоциогенеза, в основе которого трудовая деятельность человека. «… людей можно отличать от животных по сознанию, по религии – вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные средства – шаг, который обусловлен их телесной организацией…» (К.Маркс, Ф.Энгельс, Избранные произведения В 3Т.М., 1979, т.I, с.8).
Главным критерием перехода человека из животного состояния, его социализации формирования человеческого бытия является деятельность, труд, материальное производство. Производственная деятельность является отличительным и родообразующим Homo sapiens (См. Ф.Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»).
Тема о человеке как центральная философская тема — Стр 2
Во-первых, марксистская философия, не отрицая единство человека и природы, считает, что эволюция природы подготовила условия, возможность появления человека (усложнение материальных систем в процессе развития от неживой к живой природе, эволюция животного мира, развития популяций в результате развития генофонда и фенофонда и т.д.).
Но выделение человека из животного мира есть скачок, есть результат антропосоциогенеза, когда происходит как единый единовременный процесс формирования антропологии человека, сознания, социума в процессе формирования труда как способа бытия человека.
Во-вторых, марксистская философия, развивая идею единства природного, биологического и социального в становлении человека, в самом процессе его деятельности, через которую и осуществляется обмен веществом и энергией между природой и человеком, определяющим в становлении человека и в его сущности, считает деятельность, труд, социальное. Марксистская философия резко критиковала социалдарвинизм XIX века, который делал попытку распространить на человека, общественную жизнь принципы естественного отбора борьбы за существование.
Следует отметить, что и в XX веке попытки объяснить происхождение, сущность человека, его социальные качества естественными, природными законами не прекращаются. Например, П.Тейяр де Шарден исходит из первой посылки: признание первичности психического и мысли в ткани универсума; из второй: — признание за окружающей нас общественной жизнью «биологического» значения (П.Тейяр де Шарден, Феномен человека, М. 1965, с.9).
Согласно Тейяру, человек воплощает в себе всё развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нём она достигает своего высшего биологического развития и выступает началом её сознательного и социального развития. В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается решающая роль социального в выделении человека из мира животного и превращении в социальное существо.
«…Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа…- он … наделён природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нём в виде задатков и способностей, в виде влечений…» (К.Маркс, Ф.Энгельс, соч. т.42, с.162-163).
Социальное в человеке – это орудийно-производственная деятельность, общественные формы жизни, основанные на общественном разделении труда, язык, мышление, общественная деятельность слепо-глухо-немые.
Не претендуя на статус определения, суммируем кратко сущностные черты человека. Человек есть воплощённый дух и одухотворённая телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом. И в то же время это субъект труда, социальных отношений и общения с помощью членораздельной речи. При этом, говоря о социальной природе человека, мы не имеем в виду, что будто бы только социальная среда формирует его. Социальное здесь понимается как альтернатива субъективистскому подходу к человеку, абсолютизирующему его индивидуальные психологические особенности. Такое понятие социальности, с одной стороны, является альтернативной индивидуалистическим трактовкам, с другой – не отрицает биологического начала в человеке, также имеющего универсальный характер.
Причины биологического характера определяют индивидуально-неповторимые особенности людей: набор генов, получаемых от родителей, особенности темперамента, характера, черты лица и вообще весь телесный облик. В жизни хоть и бывают похожие люди, но они далеки от тождественности. Даже однояйцовые близнецы, которых в детстве воспринимают почти как неразличимых, со временем приобретают индивидуально-особенные черты.
Ещё Аристотель определял человека как «политическое животное», тем самым, подчёркивая в нём наличие двух начал: биологического и социального, то есть человек не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой, в четырёх стенах своего индивидуального кругозора; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Если, таким образом, идти в анализе человека к его социальной сущности, начиная от его морфологического, физиологического уровня и далее к его психофизиологической и душевно-духовной структуре, то мы тем самым переместимся в область социально-психологических проявлений человека. Своим организменным уровнем он включён в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращён к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре. Жизнь человека вне общества так же невозможна, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на сухой песок. Отнимите, говорил Вл.Соловьёв, у любого человека всё то, чем он обязан другим, начиная от своих родителей и, кончая государством и всемирной историей, — и не только от его свободы, но и от самого его существования не останется совсем ничего.
В разных познавательных и практических целях акценты на биологическое или социально-психологическое в человеке могут не столько смещаться в ту или иную сторону. Но в итоговом осмыслении непременно должно осуществиться совмещение этих сторон природного и социального, наследственного и прижизненно приобретённого. При этом человеческий индивид – это непростая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени – человеческой личности.
Каким же образом в человеке объединяются его биологическое и социальные начала? Человек рождается как бисоциальное единство. Это значит, что он появляется на свет с не полностью сформированными анатомо-физиологическими системами, которые сформировываются в условиях социума, то есть генетически они заложены именно как человеческие. Механизм наследственности, определяющий биологическую сторону человека, включает в себя его социальную сущность. Новорождённый – не tabular Rasa, на которой среда «рисует» свои причудливые узоры духа. Наследственность снабжает ребёнка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем особой способности к подражанию взрослым – их действиям, звукам и т.п.. Ему присуще любопытство, а это уже социальное качество. Он способен огорчаться, испытывать страх и радость, его улыбка носит врождённый характер. А улыбка – это привилегия человека. Таким образом, ребёнок появляется на свет именно как человеческое существо. И всё-таки в момент рождения он – лишь кандидат в человека. Он никак не может стать им в изоляции: ему нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием.
Каждый здоровый человек обладает послушными его воле пальцами, он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием, которое не является нашим природным достоянием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры. Таким образом, общественное начало проникает через психическое внутрь биологии индивида, которая в таком преобразованном виде выступает основой (или материальным субстратом) его психической, сознательной жизнедеятельности.
Биологические и социальные факторы находятся в тесной, неразрывной связи и не существуют изолированно. Биологическая природа человека составляет необходимую базу и предпосылки формирования человеческих способностей, а они становятся действительными только в силу социальных факторов. Эта закономерная связь действительна не только для таких элементарных проявлений как язык и прямо хождение, но и для самых сложных и тонких духовных способностей человека. Способности любить и ненавидеть, чувствовать красоту и угрызения совести, различать добро и зло. И т.д. – всё это человеческое в человеке имеет свой биологический фундамент и обладает возможностью развиваться в индивиде до уровней, не поддающихся современным знаниям. По своим способностям человек никогда не был чем-то определённым и законченным, он находится в постоянном движении, становлении, развитии.