Психика как форма отражения высокоорганизованной материи

 

Душа — понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания. В настоящее время вместо понятия «душа» используется понятие «психика».

Психика – особое свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную

Действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение..

Человека можно рассматривать на 3 уровнях: как физическое тело, биологическое существо и социальное существо.

На физическом уровне взаимодействие человека с окружающей средой происходит:

·Только в реальном времени;

·Только под воздействием внешних сил;

·Отражение только внешних свойств.

Однако живым существам, чтобы сохранить более сложный уровень организации, недостаточно вышеперечисленного, и в целях самосохранения и сохранения вида возникает новое свойство, преобразующее предыдущие.

На биологическом уровне взаимодействие человека с окружающей средой происходит:

·Не только в реальном времени но и с учетом генетического опыта и опыта индивидуальной жизни дает оценку реальности до актуальной встречи с ней;

·Происходит воздействие не только внешних, но и внутренних сил.

Вышеперечисленное становится возможным благодаря возникновению психического отражения. Все психические процессы и состояния человека – это отражение его психикой объективной (не зависимой от него) реальности.

Психика имеет уникальное свойство — она может отражать окружающий мир. Благодаря этому возможно познание.

Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

1.Оно даёт возможность правильно отражать окружающую действительность.

2.Совершается в процессе активной деятельности.

3.Углубляется и совершенствуется.

4.Преломляется через индивидуальность.

5.Носит опережающий характер.

Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В тоже время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

Таким образом, основными функциями психики являются отражение действительности, регуляция поведения и деятельности. То есть одним словом — адаптация к окружающей  действительности.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... мезоморфный соматотоники (преобладание   физической деятельности) эктоморфный церебротоники (преобладание   мозговой деятельности)   Влияние пола человека на психику И.Кон: -девочки превосходят мальчиков в вербальных ... синтезируются и декодируются в систему данных о характере внешнего воздействия. Ощущение – психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств, явлений и ...

Введем понятие сознания: Сознание — высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

 

Структура психики:

 

1.Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

2.Психические состояния — под этим понимаем определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в понижении или повышении активности личности. Под влиянием обстановки, хода работы или деятельности, физиологического состояния человека, времени, словесного воздействия возникают: устойчивый интерес, творческий подъём, убеждённость, сомнение, апатия,угнетённость, рассеянность и т.д.

3.Психические свойства — устойчивые образования, обеспечивающие определённый количественно-качественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Свойства группируются по процессам: интеллектуальные, эмоциональные, волевые. Это направленность личности, темперамент, способности, характер.

 

Психические процессы.

Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции, вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями идущими от внутренней среды организма.

Виды психических процессов:

Познавательные

· Ощущение

· Восприятие

· Мышление

· Сознание

· Речь

· Внимание

· Память

· Воображение

· Представление

Эмоциональные: низшие и высшие (чувства) эмоции, аффект, настроение;

Волевые:

· Мотивы

* Установки

· Воля

Эмоции и чувства составляют содержание эмоционально-чувственной жизни человека. Это особый человеческий механизм, который углубляет и обогащает наши контакты с внешним миром, расширяет возможности нашего совершенствования. Формирование чувств человека — важнейшее условие формирования его как индивида и личности. Следует учитывать влияние этого фактора на человека и на его психику, а следовательно, на его поведение и деятельность.

Все многообразие чувств психология делит на три основные группы:

· нравственные;

· интеллектуальные;

· эстетические.

 

Психическое состояние временный уровень работоспособности, отражающий биологические потенциалы человека и придающий его деятельности своеобразный качественный фон; относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности, возникающий под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Виды состояний:

1. Общее психическое состояние.

1.1 Сосредоточенность – рассеянность.

1.3. Интерес – апатия.

1.4. Активность – пассивность.

1.5. Бодрость – усталость.

1.6. Стресс – расслабленность.

3 стр., 1062 слов

Семинар 1 развитие личности, ведущий вид деятельности, воспитание, обучение

... появление указанных особенностей в поведении и самочувствии ребенка. Нарушен ли принцип «личность формируется в деятельности» в данном случае. Допустила ли молодая мама ошибки (если да, то ... или дочь взрослыми». Уточните, с какого возраста можно говорить о: произвольности поведения человека, развитии «подлинной» самостоятельности и ответственности за поступки. 11) Классная руководительница 8 класса ...

2. Эмоциональное состояние (настроение).

2.1. Жизнерадостное,

2.2. Восторженное,

2.3. Грустное,

2.4. Печальное,

2.5. Гневное,

2.6. Раздражительное.

3. Творческое состояние (вдохновение).

Фрустрация.

5. Аффект.

 

Психические свойства.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Классификация психических свойств (на основе структурной организации)

2.1. Жизненная позиция личности (направленность) — систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека;

2.2. Темперамент систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности;

2.3. Способности — систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности;

2.4. Характер — систему отношений и способов поведения.

Психические образования человека — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта.

 

Понятие личности в психологии. “Человек”, “индивид”, “личность”, “индивидуальность”

 

Издревле(начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в XX веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться «в тисках» информационно-техногенного общества.

Человек- особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом(приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным- способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи(что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной(общественной) организации.

Существует много различных точек зрения на то, как надо решать проблему изучения человека и его психики. Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б.Г. Ананьевым.

Б.Г. Ананьев выделял в системе человекознания три основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность, а также ввел понятие индивидуальности.

Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека.

Индивид — отдельный представитель человеческого рода имеет в психологии подобное название.

Индивид является биологическим организмом, носителем общих гипотетических наследственных свойств данного биологического вида.

2 стр., 913 слов

Билет 2.1. Человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект

... сознательной деятельности устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества В.П.Зинченко, Б.Г.Мещеряков: Личность! Таинственный избыток индивидуальности! Википедия: Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, ...

Следующее понятие, которое выделял Б.Г. Ананьев при изучении человека, – «субъект деятельности» (или человек — в трактовке других авторов).

Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

Наиболее общим в психологии является понятие человек — некое биологическое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими, и т.д.

Следующее понятие, характеризующее человека как объект реального мира, – «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. Но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо.

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание – это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, – преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо.

Личность в психологии —- системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Таким образом, человек — это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе- ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно- биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных(например, у которых он воспитывался).

Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

5 стр., 2308 слов

Человек, индивид, личность, индивидуальность

... не соразмерна самой себе, она является не отдельным человеком, а человеком человечества. Понятие личности как таковой появляется лишь в Новое время. Девиз Нового времени – « ... предложенная Людвигом Фейербахом. Исходя из принципиально правильной предпосылки об изменении социальной среды как результате деятельности человека, Фейербах не мог согласиться с локковским образом пассивного индивидаСначала, ...

При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности- врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.

Индивидуальность — это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и т.д.).

 

 

Домашнее задание:

1. Определить критерии личности. Какого человека можно считать личностью, а какого — нет?

2. Как связаны характеристики «настоящей личности» с критериями психического здоровья?