Представление Платона о душе и ее функциях

Софистика и ее вклад в развитие психологии. Значение для современной психологии

 

Переносит центр внимание из области природы на человека. Для софистов характерно критическое отношение к окружающей действительности, отрицание старых традиций, восприятие норм морали как предмета критики, субъективизм в оценках и суждениях

Идея Протагора:

«Человек есть мера всех вещей»

Для Протагора это означало, что человек есть некая точка отсчета и для оценки ценности вещи и ее значения подчеркивает, что все относительно

Самое известное средство убеждения-это софизм. Представляет собой хитроумную уловку, где ложное убеждение выдается за истинное. Строится из двух частей:

1) Высказывание, которое должно казаться истинным, но содержит подвох

2) Должно быть строгим логическим следствиемиз подвоха первого

« То что ты не терял ты имеешь. Ты не терял рога следовательно ты рогат».

Софизм в широком смысле это сложное рассуждение явно ошибочное, но ошибку в котором трудно найти

 

Философия Сократа. Сократическая беседа. Значение для современной психологии

 

Принципиальный враг изучения природы. В центре Сократовской мысли тема человека, проблема жизни и смерти, добра и зла, добродетели и пороков, свободы и ответственности.

Своим призванием считал воспитание людей. Содержание воспитания видел в дискуссиях и беседах. Верил в наличие объективного знания. Верил, что у человека есть душа, душа-источник нравственности, душа бессмертна и источник всех знаний душа,в этой душе содержится истинное знание, которое душа может вспоминать после перемещения в другое тело

Сократические методы

— ирония

-маевтика

-индукция

-общее определение

Задача иронии через юмор в широком смысле слова вызвать у собеседника сомнения в его правоте, по максимуму разрушить его мнение

Маевтика ( помощь в рождении истины) представляла собой серию наводящих вопросов, наводит на определенный ответ. Например – Вы же хотите сегодня закончить пораньше?

11 стр., 5288 слов

Психология человека

1 ВВЕДЕНИЕ Различие людей между собой многопланово: имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания, дающие возможность успешно ...

Индукция- делается вывод от частного к общему

Значение для современной психологии:

Сократический метод до сих пор используется как метод убеждения. Сочетание маевтики и индукции применяется в формулах убеждения (транса)

Формула транса (такая же и для убеждения)

4 абсолютные истины + 1 высказывания для транса (для убеждения: высказывание, которое приблизит к достижению желаемого); 3 абсолютной истины+2 для транса; 2 абсолютной истины+3 для транса; 1 абсолютная истина+ 4 для транса

 

Представление Платона о душе и ее функциях

 

Центральная философская проблема Платона, учение об идеях. В соответствии с этой идей есть 4 уровня бытия

— высший (мир идей)

-мир математических правил и отношений

-мир вещей

-мир отраженных вещей

Душа изначально принадлежит миру идей. Понимается как мировой принцип порядка, жизни и гармонии, космической творческой жизни и т д. Спускаясь в мир вещей, она становится посредником между миром вещей и идей.

Душа по своей природе выше тела, поэтому она может властвовать над ним. Душа вечна, бессмертна. Тело бренно. Душа активна, дает телу жизнь. Тело пассивно и инертно. Душа не зависит от тела, тело зависит от души. Душа источник добра в человеке, тело прибежище зла.

Идея о тройственности идеальной души:

— растительная, питающаяся, вожделеющая душа – находится в брюшной полости. Добродетель-умеренность. Вожделеющая часть роднит человека с животным. Растительная стремится удовлетворять телесные потребности. Этой частью человек влюбляется, испытывает голод, жажду. Она составляет бОльшую часть души человека

-животная ( страстная, аффективная, яростный дух).

Находится в груди, добродетель-мужество.

-разумная, находится в голове ,добродетель-мудрость. Функция- разум

 

Душа и тело должны соответствовать друг другу и развиваться в равновесии, между частями души должна быть гармония. В реальности между частями души идет борьба, отражение этому в сновидениях

10 стр., 4644 слов

Проблема взаимодействия души и тела в философии Р. Декарта

Содержание Введение Глава I. Понимание Р. Декартом души и мышления Глава II. Понятие тела и взаимосвязь с душой Заключение Список литературы Введение декарт душа мышление тело Рене Декарт французский философ и математик XVII века, автор таких работ, как «Рассуждение о первой философии», «Страсти души», «Начала философии». Центральное место в его философии занимает учение о дуализме души и тела. ...

 

Метафора 1 метафора 2

Растительная черный конь стадо овец

 

Животная белый конь пес

 

Разумная возница пастух

 

 

Вопросы психологии познания у Платона. Виды удовольствия

 

Платон выдвигает идею об уровнях познаниях, которые соответствуют уровням бытия. Миру идей соответствует интеллектуальная интуиция Анамнезис, и разум. Это постижение идей, отрешенных от всякой чувственности.

Миру математических правил и отношений соответствует рассудок. Постижение идей через образы

Миру вещей- чувственное познание (мнение или докса).

Только постижение образов

Миру отраженных вещей-искусство. Искусства не должно быть в идеальном мире.

Платон впервые выделил память как самостоятельный психический процесс. Наша память как восковая дощечка на которой остаются отпечатки (как от перстня).

Согласно Платону память- процесс пассивный. Мышление-активный, его активность обеспечивается связью с речью. Предложил практические рекомендации по достижению научных знаний: надо ослабить связь души с телом. Сформулировал критерии наличия знаний у древнего человека- это способность передавать свои знания другому. Автор первого эксперимента (эксперимент с 3мя сосудами)

Выделил типы удовольствия:

Разделил их на высшие (эстетические и умственные потребности) и низшие (физические потребности)

Удовольствия, свойственные трем видам души

Сильные (отсутствие меры), слабые (есть мера).

Платон дает перечень чувств. Все чувства- это смесь удовольствия и страданий. Гнев, страх,желание,печаль,любовь,ревность,зависть.