Представление Платона о душе и ее функциях

Софистика и ее вклад в развитие психологии. Значение для современной психологии

Переносит центр внимание из области природы на человека. Для софистов характерно критическое отношение к окружающей действительности, отрицание старых традиций, восприятие норм морали как предмета критики, субъективизм в оценках и суждениях

Идея Протагора:

«Человек есть мера всех вещей»

Для Протагора это означало, что человек есть некая точка отсчета и для оценки ценности вещи и ее значения подчеркивает, что все относительно

Самое известное средство убеждения-это софизм. Представляет собой хитроумную уловку, где ложное убеждение выдается за истинное. Строится из двух частей:

1) Высказывание, которое должно казаться истинным, но содержит подвох

2) Должно быть строгим логическим следствиемиз подвоха первого

" То что ты не терял ты имеешь. Ты не терял рога следовательно ты рогат".

Софизм в широком смысле это сложное рассуждение явно ошибочное, но ошибку в котором трудно найти

Философия Сократа. Сократическая беседа. Значение для современной психологии

Принципиальный враг изучения природы. В центре Сократовской мысли тема человека, проблема жизни и смерти, добра и зла, добродетели и пороков, свободы и ответственности.

Своим призванием считал воспитание людей. Содержание воспитания видел в дискуссиях и беседах. Верил в наличие объективного знания. Верил, что у человека есть душа, душа-источник нравственности, душа бессмертна и источник всех знаний душа, в этой душе содержится истинное знание, которое душа может вспоминать после перемещения в другое тело

Сократические методы

— ирония

-маевтика

-индукция

-общее определение

Задача иронии через юмор в широком смысле слова вызвать у собеседника сомнения в его правоте, по максимуму разрушить его мнение

Маевтика (помощь в рождении истины) представляла собой серию наводящих вопросов, наводит на определенный ответ. Например — Вы же хотите сегодня закончить пораньше?

11 стр., 5288 слов

Психология человека

... воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, тог есть образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввёл понятие ассоциации ... ситуациями, когда от него требуется глубокое понимание их социально-психологического смысла, умение самостоятельно принять решение. Для этого учителю необходимы не только ...

Индукция- делается вывод от частного к общему

Значение для современной психологии:

Сократический метод до сих пор используется как метод убеждения. Сочетание маевтики и индукции применяется в формулах убеждения (транса)

Формула транса (такая же и для убеждения)

4 абсолютные истины + 1 высказывания для транса (для убеждения: высказывание, которое приблизит к достижению желаемого); 3 абсолютной истины+2 для транса; 2 абсолютной истины+3 для транса; 1 абсолютная истина+ 4 для транса

Представление Платона о душе и ее функциях

Центральная философская проблема Платона, учение об идеях. В соответствии с этой идей есть 4 уровня бытия

— высший (мир идей)

-мир математических правил и отношений

-мир вещей

-мир отраженных вещей

Душа изначально принадлежит миру идей. Понимается как мировой принцип порядка, жизни и гармонии, космической творческой жизни и т. д. Спускаясь в мир вещей, она становится посредником между миром вещей и идей.

Душа по своей природе выше тела, поэтому она может властвовать над ним. Душа вечна, бессмертна. Тело бренно. Душа активна, дает телу жизнь. Тело пассивно и инертно. Душа не зависит от тела, тело зависит от души. Душа источник добра в человеке, тело прибежище зла.

Идея о тройственности идеальной души:

— растительная, питающаяся, вожделеющая душа — находится в брюшной полости. Добродетель-умеренность. Вожделеющая часть роднит человека с животным. Растительная стремится удовлетворять телесные потребности. Этой частью человек влюбляется, испытывает голод, жажду. Она составляет бОльшую часть души человека

-животная (страстная, аффективная, яростный дух).

14 стр., 6964 слов

Аристотель: идеи, душа, этика и государство

... , разумная душа (О ней ниже.) Душа и тело.Будучи формой, сутью бытия, энтелехией живого тела, душа есть «составная сущность». Такая душа от тела неотделима ... могут быть превращены, в сущности, в обособленные от вещей идеи. Тем самым Аристотель закрывал лазейку для идеализма, хотя ... «наличия объекта у мысли по уничтожении вещи» идеи должны быть и у преходящих вещей, поскольку они преходящи, а не вечны ...

Находится в груди, добродетель-мужество.

-разумная, находится в голове, добродетель-мудрость. Функция- разум

Душа и тело должны соответствовать друг другу и развиваться в равновесии, между частями души должна быть гармония. В реальности между частями души идет борьба, отражение этому в сновидениях

Метафора 1 метафора 2

Растительная черный конь стадо овец

Животная белый конь пес

Разумная возница пастух

Вопросы психологии познания у Платона. Виды удовольствия

Платон выдвигает идею об уровнях познаниях, которые соответствуют уровням бытия. Миру идей соответствует интеллектуальная интуиция Анамнезис, и разум. Это постижение идей, отрешенных от всякой чувственности.

Миру математических правил и отношений соответствует рассудок. Постижение идей через образы

Миру вещей- чувственное познание (мнение или докса).

Только постижение образов

Миру отраженных вещей-искусство. Искусства не должно быть в идеальном мире.

Платон впервые выделил память как самостоятельный психический процесс. Наша память как восковая дощечка на которой остаются отпечатки (как от перстня).

Согласно Платону память- процесс пассивный. Мышление-активный, его активность обеспечивается связью с речью. Предложил практические рекомендации по достижению научных знаний: надо ослабить связь души с телом. Сформулировал критерии наличия знаний у древнего человека- это способность передавать свои знания другому. Автор первого эксперимента (эксперимент с 3мя сосудами)

Выделил типы удовольствия:

Разделил их на высшие (эстетические и умственные потребности) и низшие (физические потребности)

Удовольствия, свойственные трем видам души

Сильные (отсутствие меры), слабые (есть мера).

Платон дает перечень чувств. Все чувства- это смесь удовольствия и страданий. Гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector