Всякий человек сам себя воспитать должен

Всякий человек сам себявоспитать должен По произведениям И.С. Тургеневаи Н. Г. Чернышевского Период, охватывающий конецпятидесятых начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийсяподъемом революционной актив ности первая русская революционная ситуация , былназван историками разночинским.И действительно, главным лицом общественнойжизни по реформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своихпредшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями идр. Философской и общественной позицией основной частимолодежи шес тидесятых годов был нигилизм.

Первый образ нигилиста в литературебыл дан Иваном Сергеевичем Тургеневым в его романе Отцы и дети , отра зившемглавный идейный конфликт эпохи конфликт между воззрения ми поместногодворянства и молодого разночинского поколения, испове дующего демократическимиустремлениями и активно несущего в обще ство новые взгляды.Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых,отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материа лизм,крайний эмпиризм.

Базаров так определяет, что такое нигилист Нигилист это человек, которыйне склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одногопринципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип . Такая позициянеизбежно приводила к отрицанию существующего порядка а точнее сказать,вытекала из него , но не давала никакой позитивной программы.Среди прочих чертнигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанностьестественным наукам Базаров выпускник медицинско -хирургическсой академии в принципы не верит, а в лягушек верит , отрицание искусства, материалистическиевзгляды и пр. Базаров типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает изсамой сущности нигилизма отрицание авторитетов, опора на опыт и есть,собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле Базаров сам себявоспитывает поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, тов процессе любого выбора а человек постоянно что-то выбирает например,ставить или не ставить запятую мой выбор в данный момент оносуществляет акт самовоспитания.

Но говорит о самовоспитании в полном смыслеэтого слова по отношению к Базаров нельзя у него нет цели, его не устраиваетсуществующее, но нет идеала — некуда стремиться одно лишь отрицание неспособно привести к идеалу . Его существование в конечном итоге бесцельно, ондолжен совершить Главный Выбор выбор идеала, выбор пути или умереть.

11 стр., 5455 слов

Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики

... разумных существ, исходя из опыта, а опыт не допускает такого сравнения. Следовательно, для того чтобы указать человеку его класс в ... и в этом смысле человек по своим врожденным задаткам (от природы) добр; но так как и опыт показывает [нам], ...   По своей телесной организации и физиологическим функциям человек принадлежит к животному миру. Жизнь животных определяется инстинктами, некоторыми ...

Как главный метод воспитания, одно из необходимыхусловий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведениишестидесятых годов в романе Что делать Это не нигилистический роман этопроизведение, написанное революционером практиком, зовущее ни борьбу, оно несетчеткую позитивную позицию.

Роман Что делать? был написан Чернышевским вАлексеевском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина.Новые люди Лопухов и Кирсанов также воспитываютсами себя , но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе Особенныйчеловек . Образ Рахметова основан на идее самовоспитания.

Поставив перед собойцель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровымиспытаниям а порою и истязаниям , если ему кажется, что это необходимо длядостижения идеала.В главе Особенный человек есть очень важные слова оРахметове Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в томдухе, принципы которого он нашел справедливыми, он и т.д То есть речь идет уже не о нигилисте это и есть те самые принципы, из-закоторых спорили Базаров и Павел Петрович , а о человеке демократическихубеждений, имеющем позитив ную программу, и это не случайно.

Именно в отношениик такому челове ку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца,потому что только осознанное движение и целенаправленность создают воспита ниесамого себя в настоящем смысле этого слова.Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественноотличается от самовоспитания Базарова у Базарова оно интуитивно, у Рахметоваже оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплотьдо мельчайших подробностей.

Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляютнас равно душными. Именно о таких людях написаны стихи Некрасова Природа-мать Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни И понимание роли самовоспитания в формировании такихярких лич ностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.