8.02.2016. Лекция 1
Психология развития изучает возрастную динамику развития психики человека, онтогенез психических процессов и психических качеств человека, психические факторы и движущие силы.
Возрастная психология разбивает жизнь человека на периоды.
- Развитие – процесс направленных закономерных изменений, необратимо приводящий к возникновению изменений психики и поведения человека.
Факторы, влияющие на развитие:
- Наследственность
- Среда обитания
- Активность (деятельное состояние организма, то, насколько организм включается в среду, перерабатывает информацию)
Свойства развития:
- Необратимость
- Направленность (движение от количества к качеству)
- Закономерность
- Созревание – процесс, который зависит от унаследованных качеств и особенностей индивида.
- Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования то или иной психической функции.
Подходы к психологическому развитию:
- Школа психоанализа
- Классический психоанализ
Зигмунд Фрейд рассматривал развитие с позиций адаптации к среде. Движущая мила развития – адаптация, фактор развития – окружающая среда и социум.
Его теория основывается на анализе личности. Возрастная периодизация Фрейда от 0 до 18 лет. Периодизацию он составил на исследовании невротических механизмов у взрослых.
Структурные элементы психики:
- Ид (бессознательное, «я хочу», Оно)
Дается при рождении, содержит все желания и тенденции к тому, что ребенок демонстрирует. Тут работает принцип удовольствия.
- Эго («я могу», Я)
Формируется между 1 – 3 годами жизни. Тут работает принцип реальности. Управляет поведением и сознательным мышлением. Отвечает за действие защитных механизмов.
- Супер-Эго («надо», Сверх-Я)
Формируется между 3 – 6 годами. Контролирующая часть, выполняет функцию самонаблюдения и моральной оценки. Сначала представлена родительскими посылами.
Эго разрешает конфликт между Ид и Супер-Эго.
Стадии развития психики:
- Оральная стадия (0-1)
Развитие рассматривается с позиций того, где находится центр удовольствия и удовлетворения потребностей. Успешность прохождения этой стадии зависит от матери (недокорм, перекорм).
Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву
... развитиюмышления способствовало развитие в результате постоянного труда членораздельнойречи. Появление исовершенствование труда повлекло и другие изменения в человеческой психики дляуспешного труда человек должен ... высших совершенных.Существуют 2 истории развития психики 1 филогинез -историческое развитие охватыет весь процесс эвалюции вида, более глобальная 2 онтогинез -развитие от рождения и ...
При неуспешном прохождении возникает оральная фиксация (проявляется в грызении ногтей, жевании жвачки и проч.).
- Анальная стадия (1 – 3)
Центр удовольствия перемещается в область ануса. Основная потребность – управлять своим телом и быть опрятным. Если родители попустительски относятся, то у ребенка не сформируется ощущение контроля над собственным телом. В этом случае появляется анально-выталкивающая фиксация. Она проявляется в импульсивности, тревожности, склонности к саморазрушению. Если родители очень сильно следят за ребенком и прививают отвращение к испражнению, то появляется анально-удерживающая фиксация. Она проявляется в скупости, упрямстве, педантичности.
- Фаллическая стадия (3 – 6)
Центр удовольствия перемещается в область гениталий. Происходит идентификация пола. Ребенок обнаруживает, что есть родитель противоположного пола.
У ребенка появляется ревность:
Эдипов комплекс – сын ревнует мать к отцу и проявляет себя. Страх кастрации – страх, что отец узнает и накажет его.
Комплекс Электры – дочь ревнует отца к матери.
Нормальный выход, если сын перенимает модель поведения отца, а дочь перенимает модель поведения матери.
Фиксация проявляется в демонстративной форме поведения, попытках демонстрировать свое превосходство. Фиксация происходит, если не найден компромисс и решение проблемы.
- Латентная стадия (6-12)
Скрытая стадия. Нет никакого выраженного центра удовольствия. Интересы смещаются в сторону учебы и познания окружающего мира. Тут формируется зачатки человеческой культуры. На этой стадии нет фиксаций.
- Генитальная стадия (12-18)
Область интересов перемещается в сторону гениталий противоположного пола.
Цель этой стадии – формирование ориентации. Выход – способность построения отношений.
Анна Фрейд занималась детским возрастом.
Факторы, мешающие психотерапевту исследовать ребенка:
- Ребенок не приходит к психоаналитику с запросом;
- У ребенка нет интереса к исследованию своего прошлого;
- Низкий уровень вербализации.
Метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, для детей – исследование продуктов деятельности и поведения. Игра и рисование могут быть рассмотрены как свободные ассоциации.
Мелони Кляйн предложила использовать свободную игру с определенным набором предметов. У каждого ребенка свой личный набор.
Чтобы работать с ребенком, необходимо наладить прочный контакт.
- Эго-психология Эрика Эриксона
Периодизация от рождения до смерти.
Психоаналитическая теория личности, т.к. в центре внимания ее стоит рост компетентности человека во взаимодействии с социальным окружением.
Задача: исследовать, как нормальная личность развивается в онтогенезе.
Центральное понятие – идентичность:
- Личностная идентичность – набор черт и индивидуальных характеристик, который делает человека самим собой, отличным от других людей.
- Эго-идентичность – субъективное чувство целостности личности, устойчивости собственного Я.
- Групповая идентичность – чувство принадлежности к группе.
Стадии развития:
Разрешения конфликтов: дети — взрослые
... подростков. Разрешения конфликтов: дети — взрослые Во взаимоотношениях взрослых друг с другом общество устанавливает, как можно выражать ненависть и враждебность чувства, т. е. какие формы ... Эмоциональные конфликты Неудовлетворение потребности в положительных эмоциях (отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания со стороны одного ...
- Младенчество (0-1)
Возникает конфликт между базальным доверием и базальным недоверием к миру. Ожидание подвоха или наоборот.
Социальное окружение – мать. Положительный результат выхода – энергия и жизненная радость.
Разрешение конфликта зависит от матери (приходит ли на крик, кормит ли вовремя, последовательна ли).
- Раннее детство (1 — 3)
Окружение – родители. Конфликт между самостоятельностью и стыдом. В этот период у ребенка появляется возможность ходить, говорить, т.е. он становится самостоятельным, если родитель дают ему возможность проявлять самостоятельность.
Положительный результат выхода – чувство независимости. Ребенок чувствует себя спокойно и компетентно.
- Детство (3-6)
Конфликт между инициативой и чувством вины. Окружение расширяется.
Если ребенок встречается с запретами или ему чрезмерно навязывают чувство вины и критику, т.е. мало поддерживают и хвалят. Это может порождать чувство вины.
Тут происходит поло-ролевая идентификация. Положительный результат выхода – целеустремленность.
- Школьный возраст
Конфликт между некомпетентностью и компетентностью. Это связано со школой: насколько ребенок успевает в школе.
- Отрочество (12-20)
Конфликт между идентичностью и непризнанием (ролевое смещение).
Социальное окружение – сверстники.
Может возникнуть диффузность идентичности, желание оставаться в более детском возрасте. Враждебное неприятие взрослого мира, нежелание профессионально определяться. Обретение идентичности позволяет определиться с карьерой, кругом общения и т.д.
- Молодость (20 – 25)
Конфликт между близостью и изоляцией. Социальное окружение перемещается в сторону друзей и любимых. В этом возрасте происходит формирование взрослой жизни. Здоровый выход – любовь, сотрудничество.
- Средний возраст (25 – 60)
Конфликт между продуктивностью и застоем. Окружение – профессиональное и родной дом. Положительный выход – творчество и забота по отношению к близким.
- Старость
Конфликт между целостностью и отчаянием.
Должна произойти эго-интеграция, т.е. интеграция всего прошлого опыта, который человек приобрел.
Положительный выход – мудрость.
- Мудрость – осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти.