Прочитайте стихотворение «Дон» («Белая гвардия, путь твой вы­сок…»). Проанализируйте его

Quot;»»Прочитайте один из рассказов М.Зощенко. Напишите рецензию на него.

Какие общие особенности в развитии прозы и поэзии (1920— 1940-х годов) вы могли бы отметить? С чем это связано?

С чем связано бурное развитие лирики в годы Великой Отече­ственной войны? Аргументируйте ответ.

11.»»Прочитайте одно из стихотворений Р. М. Рильке. Какое впечатле­ние оно произвело на вас? Проанализируйте стихотворение.

12.Прочитайте и проанализируйте одно из стихотворений О.Э.Ман­дельштама Как связано развитие драматургии с развитием эпоса в советское время? Ответ аргументируйте.

13.Составьте понятийный словарь темы «Особенности развития лите­ратуры в 1920— 1940-е годы».

Рекомендуемая литература

«»Бузник В.В. Русская советская проза 20-х годов / В.В.Бузник. — Л., 1975.

«»История русской литературы : в 3 т. / под ред. Д. Д. Благого. — М., 1964.-Т. 3.

История русской советской литературы / под ред. П. С. Выходцева. — М., 1979.

Русская литература XI —XX вв. / под ред. Н.И.Якушина и В.И.Ба­ранова. — М., 2004.

 

 

Вопросы и задания М.Цветаева.

1.Прочитайте в учебнике раздел о М. И. Цветаевой.

2.*Прочитайте дополнительный материал о жизни и творчестве поэта.

3.Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества М. И. Цветаевой».

4.Проанализируйте синхронистическую таблицу (1910-е годы — 1941 год) (см. практикум).

Как события жизни М.И.Цветаевой соотно­сятся с событиями, происходившими в стране?

Прочитайте стихотворения М. И. Цветаевой «Стихи растут как звез­ды и как розы…», «Стихи к Блоку», «Стихи к Пушкину». Как в них М.И.Цветаева развивает традиционную для русской литературы тему поэта и поэзии? Что в решении этой темы вы могли бы назвать традици­онным и что —■ новаторским?

Прочитайте стихотворения М.И.Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Я счастлива жить образцово и просто…». Какой темой они объединены?

Прочитайте стихотворение «Дон» («Белая гвардия, путь твой вы­сок…»).

Проанализируйте его.

8. «»Определите основные черты лирической героини М.И.Цветаевой. Ответ запишите в тетрадь.

9.Составьте понятийный словарь темы «М.И.Цветаева».

Рекомендуемая литература

*Бродский о Цветаевой : интервью, эссе. — М., 1997.

Воспоминания о Марине Цветаевой / сост. Л.А.Мнухин, Л. М.Тур- чинский. — М., 1992.

11 стр., 5045 слов

ХОД ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ. 1. Внимательно прочитайте ...

... нужно прочитать, посмотреть еще раз, все ли основные положения выделены и подчеркнуты. Составьте план своего ответа. ... (формулировку). Процитируйте определение понятия автором и проанализируйте его, сравните с определением этого понятия предшественниками ... не согласен... – принципиально новыми для меня явились... – Литература:   1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – ...

Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество / А. Саакянц. — М„ 1997.

Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой / В.Швейцер. — М., 1992.

 

 

Вопросы и задания М.Булгаков

1.Прочитайте в учебнике раздел о М. А. Булгакове.

2.»Прочитайте дополнительный материал о творчестве писателя.

3.Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества М. А. Булгакова».

4.Проанализируйте синхронистическую таблицу (1917—1940) (см. практикум).

Какие события происходили в жизни страны в то время, когда творил М. А. Булгаков? Как они повлияли на творчество писателя?

5.Определите и запишите в тетрадь основные мотивы романа М.А.Булгакова «Белая гвардия».

6.Прочитайте эпиграфы к роману «Белая гвардия». Как они соотно­сятся с тематикой произведения? В чем их роль как средства выражения авторской позиции?

7.Как вы думаете, почему автор называет Киев Городом? Прочитайте описания Города и эпизоды, связанные с его жизнью в 1918 году. Составьте план ответа «Образ Города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»».

8.»Какую роль в выражении авторской позиции играют описания интерьера дома Турбиных? Обратитесь к образу Лариосика, перечитайте связанные с ним эпизоды. Как вы думаете, какова функция этого персо­нажа в решении темы дома и семьи в романе?

9.Найдите в тексте и прочитайте описание внешности Мышлаевско- го и Тальберга. Каковы функции этих портретов в романе? Какие черты характера героев отражены в портретной характеристике?

10.Какую роль в выражении авторского замысла играют образы Таль­берга, Лисовского, если считать понятие чести одним из структурообра­зующих мотивов романа? Назовите всех персонажей романа, которые «не имеют ни малейшего понятия о чести».

11.Найдите в тексте романа «Белая гвардия» и выпишите характери­стики, которые герои романа дают руководителям белого движения. На основании чего они дают столь резкие оценки? Помогает ли это понять, почему роман «Белая гвардия» не апология1 белого движения?

12.Как характеризует автор Петлюру? Как такая характеристика соот­носится с описанием жизни Города и страны в революционные годы?

Quot;Какую роль в художественной структуре романа «Белая гвардия» играет символ метели? В чем отличие его от традиционной для тех лет поэтики мятежа? Что символизирует метель? Какова символика белого цвета в романе? Обоснуйте свой ответ.

Мастер в романе «не заслужил света, он заслужил покой». Какие поступки он совершает? Почему он «не заслужил света»? Докажите свою точку зрения

22.Кто в художественной системе романа является образцом поведе­ния Мастера, истинным Мастером, не отрекающимся от своего пред­назначения ни при каких обстоятельствах? Подтвердите свой ответ при­мерами из текста.

23.Как вы понимаете последние слова Иешуа Га-Ноцри: «Трусость — один из самых страшных пороков»? Только ли к Понтию Пилату отно­сятся эти слова? Как эти слова могут быть отнесены к жизни самого Иешуа?

8 стр., 3573 слов

С5- На какие два «полюса» можно разделить героев романа и по ...

... Ветер, ветер! На ногах не стоит человек». В романе М.Булгакова «Белая гвардия», так же, символичным является образ «красного, дрожащего ... Таня в ужасе проснулась»). Сон Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита»(М.Булгаков) также играет ключевую роль в ... своих произведениях А.С.Пушкин и М.Булгаков. Сон Татьяны в романе «Евгений Онегин»(А.С.Пушкин) является символическим эпизодом. Он помогает ...

24.**Ершалаимские главы романа «Мастер и Маргарита» отсылают читателей к библейским временам. Прочитайте в Евангелии описание входа Иисуса в Иерусалим, легенды, связанные с его учениками, сцену суда у Понтия Пилата, легенду о казни и воскресении Иисуса.

25.**Булгаков поднимает вопрос о предательстве. В истории человече­ства символом предателя всегда был Иуда. Прочитайте евангельскую ле­генду об Иуде. Сравните образ Иуды из романа «Мастер и Маргарита» и образ библейского Иуды. В чем их различие? Выделите признаки сопо­ставления и запишите их в тетрадь Тема предательства поднимается Булгаковым в связи с линией Понтия Пилата. Кого и как предает Пилат? Подтвердите ответ примера­ми из текста.

26.Проанализируйте композицию романа. Что такое «роман в рома­не»? Выявите своеобразие композиции. Возможно ли разделение мос­ковских и ершалаимских глав? Докажите свою точку зрения. Какая идея объединяет обе части романа? Ответ запишите в тетрадь.

27.*Как построена система образов романа? Можно ли говорить о единстве ее или стоит разделить ее на две части: образы ершалаимские и московские? Аргументируйте ответ.

28.«Вспомните трагедию немецкого писателя Гёте «Фауст» о докторе Фаусте, который продал душу дьяволу ради страсти к познанию и пре­дал любовь Маргариты. Как трансформируется эта история в судьбе бул- гаковской Маргариты?

29.Что оправдывает Маргариту, совершающую прелюбодеяние, став­шую ведьмой, разгромившую квартиру критика Латунского, продавшую душу дьяволу? Почему представитель Иешуа Левий Матвей просит Во­ланда позаботиться о ее судьбе?

30.«Проследите, подтверждая свои наблюдения примерами из тек­ста, эволюцию образа Мастера. Найдите описание внешности ночного гостя Иванушки в доме скорби. С портретом какого писателя-классика схож портрет Мастера? Как гоголевский мотив проявляется не только во внешности, но и во внутреннем мире Мастера?

31.Воланд в романе произносит фразу: «Рукописи не горят». Как вы ее понимаете? Согласны ли вы с таким утверждением?

32.Проанализируйте сочетание фантастики и реальности в романе «Мастер и Маргарита». Составьте план ответа на тему «Реальность и фан­тастика в романе «Мастер и Маргарита»».

33.«Проследите пейзажные описания в тексте. Какие элементы пей­зажа повторяются и в московских, и в ершалаимских главах? Какую роль играют образы луны, безжалостного солнца в художественной системе романа?

34.Составьте понятийный словарь темы «М.А.Булгаков».

Рекомендуемая литература

Палиевский П.В. Шолохов и Булгаков/ П. В. Палиевский. — М., 1993.

«Рыжкова Т.В. Путь к Булгакову / Т.В.Рыжкова. — СПб., 1999.

Сахаров В. И. М. А. Булгаков в жизни и творчестве / В. И. Сахаров. — М., 2004.

Соколов Б. В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» / Б. В. Со­колов. — М., 1991.

«Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова / М.Чудако- ва. — М., 1988.

Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова/Л.Яновская. — М., 1983.

 

Вопросы и задания М.Шолохов.

11 стр., 5135 слов

Шолохов-конспекты

... Шолохове. Замысел и история создания романа «Тихий Дон». (Вступительная лекция учителя.)      Второй урок. Картины жизни донских казаков на страницах романа. «Мысль семейная» в романе «Тихий ... войны» в изображении Шолохова. (Беседа о прочитанном, комментарий к отдельным сценам третьей — пятой частей романа, обобщение учителя.)      Четвертый ...

1.Прочитайте в учебнике раздел о М.А.Шолохове.

2.«»Прочитайте дополнительный материал о жизни и творчестве пи­сателя.

3.Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества М. А. Шолохова».

4.Проанализируйте синхронистическую таблицу (см. «Практикум»).

Какие события происходили в общественной и культурной жизни стра­ны в то время, когда творил М.А.Шолохов? Как это повлияло, по ваше­му мнению, на творчество М.А.Шолохова?

5.Какие события из жизни писателя показались вам наиболее инте­ресными?

6.«»Прочитайте роман «Поднятая целина». Как вы думаете, почему он так назван? Определите главную тему романа. Какую роль в нем игра­ют образы Давыдова и Нагульнова? Как М. А. Шолохов решает тему кол­лективизации?

7.Какие факты биографии М.А.Шолохова повлияли на проблемати­ку романа-эпопеи «Тихий Дон»?

8.Роман-эпопея назван «Тихий Дон». Это традиционное фольклорное наименование реки, у которой селились казаки. Какие ассоциации вы­зывает слово «тихий»? Соответствует ли, на ваш взгляд, название рома­на-эпопеи его содержанию? Почему, по вашему мнению, роман-эпопея так назван?

9.«Вспомните структуру классической композиции романа. В чем свое­образие сюжета и композиции романа-эпопеи «Тихий Дон»? Как повли­яло на его композиционные особенности то, что «Тихий Дон» — роман- эпопея?

10.«Вспомните, как в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» сочетается реальное и вымышленное, как исторические и вымышлен­ные персонажи сосуществуют в художественном пространстве произве­дения. Назовите исторических персонажей романа-эпопеи «Тихий Дон». Проследите, как сочетаются реальное и вымышленное в романе-эпопее «Тихий Дон».

11.В чем и как выразилась большевистская позиция автора «Тихого Дона»?

12.Проследите судьбу Григория Мелехова. Отметьте этапы его жиз­ненного пути. Запишите в тетрадь. Найдите в тексте высказывания Гри­гория Мелехова или автора, характеризующие каждый из этапов жизни Григория, объяснения решений, сыгравших решающую роль в его судь­бе. Запишите в тетрадь.

13.Составьте план ответа по теме «Образ Григория Мелехова».

14.Дайте развернутую характеристику образов Натальи и Аксиньи. Сопоставьте этих героинь.

15.Как вы думаете, почему Григорий выбирает Аксинью из двух этих женщин? Как это соотносится с характером самого Григория?

16.Почему, по вашему мнению, вернувшись в семью после измены Аксиньи, Григорий при жизни Натальи больше открыто не возвращался к Аксинье? Как это связано с его отношением к традиционным ценно­стям в рушащемся мире?

17.«Вспомните, как решают тему супружеской измены А.Н.Остров­ский («Гроза»), Л.Н.Толстой («Война и мир»).

Как об этом пишет М.А.Шолохов? В чем своеобразие решения этой темы в романе-эпопее «Тихий Дон»?

18.«Подготовьте сообщение «Тема любви в романе-эпопее «Тихий Дон»».

19.**В романе-эпопее чаще всего упоминаются красный, черный и белый цвета. С чем это связано? Какова цветовая символика романа- эпопеи? Найдите в тексте примеры и выпишите их в тетрадь.

20.*«Тихий Дон» — произведение, в котором широко использованы фольклорные мотивы. Найдите в тексте произведения пословицы, пого­ворки и другие фольклорные жанры, определите, с какой целью автор вводит их в речь персонажей.

6 стр., 2961 слов

Мир детства в произведении В. П. Крапивина "Мальчик со шпагой" ...

... детство в произведениях советского писателя В. Крапивина и современных авторов Жвалевского и Пастернак? Трилогия «Мальчик со шпагой» относится к тем произведениям Крапивина, в которых выкристаллизовалась авторская концепция детства. ... детства у белорусских авторов, конечно, отличается от крапивинской. В повести «Время всегда хорошее» нет романтизации жизни детей в советское время и в 2018 году, нет ...

21.*Проанализируйте использование казачьих песен и их роль в рас­крытии идейно-нравственного содержания «Тихого Дона».

22.Составьте понятийный словарь темы «М.А. Шолохов».

Подготовьтесь к семинару «Изображение Гражданской

войны в романе-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон»»

План семинара

1.Прочитайте высказывание М.А.Шолохова: «В Москве, на Воздви­женке, в Пролеткульте на литературном вечере МАППа[1] можно совер­шенно неожиданно узнать о том, что степной ковыль (и не просто ко­выль, а «седой ковыль») имеет свой особый запах. Помимо этого, мож­но услышать о том, как в степях донских и кубанских умирали, захлебы­ваясь напыщенными словами, красные бойцы… Какой-нибудь не ню­хавший пороха писатель очень трогательно рассказывает о Гражданской войне, красноармейцах — непременно «братишках», — о пахучем седом ковыле, а потрясенная аудитория — преимущественно милые девушки из школ второй ступени — щедро вознаграждают читающего восторжен­ными аплодисментами.

На самом деле ковыль — поганая белобрысая трава. Вредная трава, без всякого запаха. По ней не гоняются гурты овец, потому что овцы гибнут от ковыльных остьев, попадающих под кожу. Поросшие подорож­ником и лебедой окопы (их можно видеть на прогоне за каждой стани­цей), молчаливые свидетели недавних боев, могли бы порассказать о томкак безобразно просто умирали в них люди». Как это высказывание применимо к тем творческим и мировоззренческим принципам автора, которые проявились в «Тихом Доне»? Как изображает Гражданскую вой­ну М.А.Шолохов?

2.Прочитайте нижеприведенный фрагмент из описания подвига Кузь­мы Крючкова: «А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродо­вали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались, нравственно искалеченные. Это назвали подвигом».

3.Чью писательскую манеру напоминает этот отрывок? Почему инто­нации Л.Н.Толстого, звучащие в этой цитате, возможны при изображе­нии Первой мировой войны и исчезают, когда речь идет о войне Граж­данской? Аргументируйте свой ответ Запишите этапы пути Григория Мелехова в революции. Ответьте на вопросы:

• Почему так мечется Григорий Мелехов?

• Что становится причиной его перехода с одной стороны на другую?

• Что говорит Григорий Мелехов о власти?

4.Вспомните, что вам известно о жизни казаков и об этом сословии. Почему казачество было в основном на стороне белых? Как изображает Шолохов Гражданскую войну — как один из этапов классовой борьбы или трагедию?

5.В романе-эпопее «Тихий Дон» история народная, которая представ­лена центральными персонажами, достаточно резко отделяется от исто­рии «верхов», представленной персонажами, имеющими реальных ис­торических прототипов. Вместе с вымышленными героями действуют постоянно только Подтелков и Фомин. Кто социально ближе вымыш­ленным героям — генералы или Фомин и Подтелков? Можно ли этой социальной близостью объяснить приближенность к вымышленным пер­сонажам Подтелкова и Фомина? Ответ аргументируйте.

11 стр., 5425 слов

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА ГИ ДЕ МОПАССАНА «МАДМУАЗЕЛЬ КОКОТКА» ...

... сравнительный анализ рассказа Ги де Мопассана «Мадмуазель Кокотка» и повести И.С.Тургенева «Муму». Объект: литература. Предмет: произведения русского и французского ... и пустился большими шагами домой» (а до этого шёл тихо по берегу реки). У Мопассана о собаке говорится, что ... обтирал и заснул, наконец, возле неё «каким-то радостным и тихим сном». Важно отметить, что сцена «Герасим находит Муму» идёт ...

6.Найдите в тексте романа-эпопеи эпизоды, связанные с профессио­нальными революционерами — Бунчуком, Штокманом и т.д. Какова роль этих эпизодов в идейно-художественной структуре романа-эпопеи? Ка­кую идейную нагрузку несут эти образы?

7.В воспоминаниях М.А.Шолохов писал: «Сталин подымил трубкой и потом сказал: «А вот некоторым кажется, что третий том «Тихого Дона» доставит много удовольствия белогвардейской эмиграции…» Я тогда от­ветил Сталину: «Хорошее для белых удовольствие! Я показываю полный разгром белогвардейщины на Дону и Кубани!» Сталин снова помолчал. Потом сказал: «Да, согласен!» — и, обращаясь к Горькому, добавил: «Изображение событий в третьей книге «Тихого Дона» работает на нас, на революцию!»». Как вы думаете, почему возможно утверждение о том, что «третья книга «Тихого Дона» доставит много удовольствия белогвар­дейской эмиграции»? Какие сцены в ней могут подтвердить такую точку зрения? Как вы считаете, «на революцию» или «на белогвардейскую эмиграцию» «работает» третья книга и вообще весь роман-эпопея?

Рекомендуемая литература

«Колодный J1.E. Кто написал «Тихий Дон» : хроника одного по­иска / J1.E. Колодный. — М., 1995.

Палиевский П.В. Шолохов и Булгаков/ П.В.Палиевский. — М., 1993.

Семаков С.Н. В мире «Тихого Дона» / С.Н.Семаков — М., 1987.

«Шолохов в школе : книга для учителя / авт.-сост. М. А. Нянковский. — М., 2001.

Энциклопедия для детей. Т. 9 : Русская литература. Ч. 2 : XX век. / глав, ред. М.Д.Аксенова. — М., 2000.

 

 

Вопросы и задания Б.Пастернак

1.Прочитайте в учебнике раздел о Б.Л.Пастернаке.

2.«Прочитайте дополнительную литературу о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака и подготовьте сообщение о биографии поэта. Составьте план ответа.

3.«Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества Б. Пастернака».

4.«По синхронистической таблице (см. практикум) проанализируйте события 1930-х годов и соотнесите их с этим этапом в жизни Б. Пастер­нака.

Какие произведения Б.Пастернака вы уже изучали? Назовите их

5.Перечитайте (или прочитайте) стихотворения Б. Пастернака «Фев­раль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» и др. Обратите внимание на особенности поэтического стиля Б.Пастернака: жанровое своеобразие, интонационно-ритмический рисунок, метафорические и метонимичес­кие образы, исторически-конкретный и вневременной аспекты темати­ки.

6.Выучите одно из стихотворений Б.Пастернака наизусть и подго­товьтесь к выразительному чтению.

7.«»Подготовьте обзорное сообщение о романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».

8.**Вспомните, как развивалась тема поэта и поэзии в русской лири­ке XIX—XX веков. Как развивает эту тему Б.Пастернак?

9.**В каких стихотворениях Б. Пастернака нашли свое отражение тра­диционные для русской литературы образы природы и времени? Под­готовьте сообщение на эту тему.

11 стр., 5160 слов

Составить план а по выбранной теме; составить доклад и выступать ...

... социально – экономических показателей; · выбрать тему реферата и подобрать необходимую литературу; · составить план реферата по выбранной теме; · составить доклад и выступать перед аудиторией. Владеть: · методологией учебно – исследовательской деятельности. ...

10.Составьте понятийный словарь темы «Б. J1. Пастернак».

Рекомендуемая литература

Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака / В.Альфонсов. — Л., 1990.

«Доктор Живаго» Бориса Пастернака. — М., 1990.

Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография/ Е.Б.Пастернак

 

 

Вопросы и задания 50-е годы -90-егоды

1.Прочитайте в учебнике раздел об особенностях развития литерату­ры в 1950—1990-е годы.

2.Охарактеризуйте общественно-культурный фон, на котором раз­вивалась отечественная художественная литература второй половины XX века. Составьте план ответа.

3.Охарактеризуйте пути преодоления идейно-художественной огра­ниченности нормативного соцреализма в литературе второй половины XX века. Составьте план ответа.

4.*Вспомните особенности мировоззрения модернистов начала XX века. Сравните его с мироощущением постмодернистов. Назовите художествен­ные средства воплощения постмодернистского мироощущения в лите­ратуре. Составьте план ответа.

5.Назовите основные пути обновления художественного метода реа­лизма, происходившего на протяжении всего XX века.

6.Прочитайте повесть Э.Хемингуэя «Старик и море». Проанализируй­те композицию и сюжет повести «Старик и море». Какую функцию в повести выполняют образы старика, мальчика, моря и рыбы? Охаракте­ризуйте философский подтекст повести «Старик и море». Выясните зна­чение термина «притча» по словарю литературоведческих терминов. По­думайте, можно ли произведение Э.Хемингуэя назвать повестыо-прит- чей.

7.«»Подготовьте обозрение «Литература русского зарубежья второй половины XX века».

8.**Проведите исследование на тему «Роль литературы в культурно- общественной жизни России XIX —XX веков» и напишите реферат.

9.Назовите и охарактеризуйте основные направления и течения лите­ратурно-художественной прозы второй половины XX века. Составьте план ответа.

10.*Как вы думаете, почему именно произведения «деревенской прозы» составили направление, имеющее идейно-эстетическое един­ство?

11.Прочитайте (перечитайте) повесть В.В. Быкова (1924—2003) «Сот­ников». Охарактеризуйте сюжет и композицию повести «Сотников». Оп­ределите своеобразие художественного конфликта. Охарактеризуйте сис­тему персонажей повести. Разрешен ли художественный конфликт в по­вести? Проанализируйте начало и финал повести. Опишите художествен­ные средства изображения героев. Охарактеризуйте способы выражения авторской позиции в повести.

12.«»Определите функцию образа дороги в повести «Сотников». В ка­ких произведениях русской литературы вам уже встречался этот образ?

13.«»»Подумайте, почему произведение В.Быкова «Сотников» называют повестью-притчей. В чем заключается универсальность ситуации, в которой оказались герои повести? В каком аспекте (философский, социальный, нрав­ственный, психологический) рассматривает эту ситуацию автор?

Истолкуйте идейное содержание повести. Как заголовок повести «Сотников» связан с ее содержанием? Составьте план ответа

14.Прочитайте (перечитайте) Повесть В.Г.Распутина (родился в 1937 году) «Прощание с Матерой». Охарактеризуйте сюжет и композицию повести. Определите своеобразие художественного конфликта. Охаракте­ризуйте систему персонажей повести. Какова функция женских образов в повести? Разрешен ли художественный конфликт в повести? Проана­лизируйте начало и финал повести. Опишите художественные средства в изображении героев. Охарактеризуйте способы выражения авторской позиции в повести. Подумайте, какие образы повести можно отнести к символам. Обратите внимание на образы Матеры, Лиственя, Хозяина острова, Богодула, Дарьи, Андрея. Разрешен ли художественный конф­ликт в повести? Проанализируйте начало и финал повести.

7 стр., 3300 слов

Планы семинарско – практических занятий Психология (Раздел «Общая ...

... деятельности человека вам известны? Перечислите и охарактеризуйте их. 2. В чем сходство и ... (бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология и др.). Прочитать и обсудить статью: Юревич А.В. Российская ... М. 2000. 9. Климов Е.А. Психология в 21 веке // Вопросы психологии – 2003. .№ 5. ... Деятельность, мотивация и общение. Семинар 5 План 1. Понятие «деятельность». Структура, компоненты и ...

15.*В каком аспекте (философский, социальный, нравственный, пси­хологический) В. Распутин рассматривает проблему, поставленную в повести «Прощание с Матерой»?

16.«»Укажите жанровую разновидность повести (философская, исто­рическая, социально-психологическая, нравоописательная).

17.Истолкуйте идейное содержание повести. Как заголовок повести «Прощание с Матерой» связан с ее содержанием? Составьте план отве­та.

18.Прочитайте (перечитайте) повесть В.М.Шукшина (1927—1974) «Калина красная». Охарактеризуйте сюжет и композицию повести «Ка­лина Красная». Определите своеобразие художественного конфликта. Охарактеризуйте систему персонажей повести. Разрешен ли художествен­ный конфликт в повести? Проанализируйте начало и финал повести. Опишите художественные средства изображения героев. Охарактери­зуйте способы выражения авторской позиции в повести. Охарактери­зуйте функцию художественной детали в предметном мире повести (точное описание натуры или создание образа-символа).

19.«Подумайте, какие образы повести можно отнести к символам? Обратите внимание на образы тюрьмы, города, деревни, природы.

20.**Укажите жанровую разновидность повести (философская, исто­рическая, социально-психологическая, нравоописательная).

21.Истолкуйте идейное содержание повести. Как заголовок повес­ти «Калина Красная» связан с ее содержанием? Составьте план отве­та.

22.**Истолкуйте философский смысл повестей В.Быкова «Сотников», В. Распутина «Прощание с Матерой», В. Шукшина «Калина Красная» в контексте традиций русской литературы. Составьте план ответа.

23.«Подготовьте доклады о жизни и творчестве В.Быкова, В.Распу­тина, В.Шукшина.

24.«»Проанализируйте повесть одного из прозаиков в контексте на­правлений и течений русской прозы второй половины XX века.

25.Назовите и охарактеризуйте основные направления в развитии русской поэзии второй половины XX века. Составьте план ответа.

Прочитайте стихотворения Б.Ш.Окуджавы (1924—1997) из цикла о Москве, «Песня кавалергарда», «Мы за ценой не постоим…» и другие произведения по вашему выбору. Выучите одно стихотворение наизусть

26.Какое настроение возникло у вас при чтении стихотворений Б.Окуджавы? Какое из стихотворений и почему произвело на вас наи­более сильное впечатление?

27.«Прослушайте песни Б.Окуджавы в его собственном исполнении и соотнесите авторские интонации с тем настроением, которое возник­ло у вас при чтении его стихов.

13 стр., 6450 слов

Повести и рассказы Куприна

... своего круга,ломающих общепринятые нормы:Случай из практики(1898), Мужики(1897),В овраге(1900), деревенск жизнь крупн планом, далеко не лучшие стороны человеческой натуры. · Отл черта ... народность ее миропонимания.В самом начале ей предназначалась роль той «русской женщины»,которая может пойти за мужем-декабристом в Сибирь.Она воплощение всех народных ...

28.**С поэтическим творчеством какого поэта вы могли бы соотнести лирику Б.Окуджавы на основе того эмоционального переживания, ко­торое вы испытали при чтении его стихов?

29.Проанализируйте художественные средства создания образа в ли­рике Б. Окуджавы, обратив внимание на приемы звукописи, рифмовки, стихотворный размер, ритм, лексику.

30.В чем заключается своеобразие лирического героя Б. Окуджавы?

31.В каких интонациях Б.Окуджава осмысливает мотив войны, обра­зы Москвы и Арбата?

32.Охарактеризуйте жанровое своеобразие лирики Б.Ш.Окуджавы. Составьте план ответа.

33.*К каким традициям русской лирики тяготеет поэзия Б.Окуджа­вы?

34.«^Охарактеризуйте поэтический стиль Б.Ш.Окуджавы.

35.Прочитайте стихотворения А. А. Вознесенского (родился в 1933 году) «Гойя», «Дорогие литсобратья», «Автопортрет», «Гитара», «Смерть Шук­шина», «Памятник» и другие произведения по вашему выбору. Выучите одно стихотворение наизусть.

36.Какое настроение возникло у вас при чтении стихотворений А. Воз­несенского? Какое из стихотворений и почему произвело на вас наибо­лее сильное впечатление?

37.*Прослушайте стихи А. Вознесенского в его собственном исполне­нии и соотнесите авторские интонации с тем настроением, которое воз­никло у вас при чтении его стихов.

38.**С поэтическим творчеством какого поэта вы могли бы соотнести лирику А. Вознесенского на основе того эмоционального переживания, которое вы испытали при чтении его стихов?

39.Проанализируйте художественные средства создания образа в ли­рике А.Вознесенского, обратив внимание на приемы звукописи, риф­мовки, стихотворный размер, ритм, лексику.

40.В чем заключается своеобразие лирического героя А. Вознесен­ского?

41.В каких интонациях А.Вознесенский осмысливает мотивы войны, прошлого и настоящего, темы творчества, памяти?

42.Охарактеризуйте жанровое своеобразие лирики А. Вознесенского. Составьте план ответа.

43.*К каким традициям русской лирики тяготеет поэзия А. Вознесен­ского?

44.«^Охарактеризуйте поэтический стиль А. Вознесенского.

Прочитайте стихотворения Н.М.Рубцова (1936—1971) «Березы», «Поэзия», «Оттепель», «Не пришла», «О чем писать?..», «Сергей Есе­Нин

45.«В гостях», «Грани» и другие произведения по вашему выбору. Выучите одно стихотворение наизусть.

46.Какое настроение возникло у вас при чтении стихотворений Н. Руб­цова? Какое из стихотворений и почему произвело на вас наиболее силь­ное впечатление?

47.*В чем проявляется близость поэзии Н. Рубцова «деревенской прозе»?

48.**С поэтическим творчеством какого русского поэта вы могли бы соотнести лирику Н. Рубцова на основе того эмоционального пережива­ния, которое вы испытали при чтении его стихов?

49.Проанализируйте художественные средства создания образа в ли­рике Н. Рубцова, обратив внимание на приемы звукописи, рифмовки, стихотворный размер, ритм, лексику.

50.В чем заключается своеобразие лирического героя Н. Рубцова?

51.В каких интонациях Н. Рубцов осмысливает мотивы родины, твор­чества, любви?

52.Охарактеризуйте жанровое своеобразие лирики Н. Рубцова. Составь­те план ответа.

53.*К каким традициям русской лирики тяготеет поэзия Н. Рубцова?

54.«»Охарактеризуйте поэтический стиль Н. Рубцова.

55.Прочитайте стихотворения Р.Гамзатова «Журавли», «Есть глаза у цветов», «И люблю малиновый рассвет я…», «Не торопись» и др. Выучи­те одно из стихотворений наизусть.

56.Какое настроение возникло у вас при чтении стихотворений Р. Гам­затова? Какое из стихотворений и почему произвело на вас наиболее сильное впечатление?

57.«С поэтическим творчеством какого поэта вы могли бы соотнести лирику Р. Гамзатова на основе того эмоционального переживания, кото­рое вы испытали при чтении его стихов?

58.«»Напишите отзыв о лирике Р.Гамзатова.

59.«Используя материалы сайта , под­готовьте доклады о жизни и творчестве Б.Окуджавы, А.Вознесенского, Н.Рубцова, Р.Гамзатова.

60.«»На основе материалов учебника и собственного анализа поэти­ческих текстов подготовьте сообщение на тему «Поэзия Б.Окуджавы, А.Вознесенского, Н.Рубцова, Р.Гамзатова в контексте традиций рус­ской литературы».

61.Охарактеризуйте направления, по которым развивалась отечествен­ная драматургия второй половины XX века. Составьте развернутый план ответа.

62.«Используя ресурсы Интернета, подготовьте доклады о жизни и творчестве В.Розова, А.Володина, А.Арбузова.

63.«»Используя материалы учебника и ресурсы Интернета, подго­товьте сообщение о развитии драматургии второй половины XX века.

64.«»Напишите рецензию на театральную инсценировку драмы одно­го из современных драматургов.

Подготовьтесь к семинару «По страницам прозы и поэзии конца XX века»

План семинара

1.Повесть В. Маканина «Где сходилось небо с холмами» (1984).

1.1.Творческая биография В. Маканина.

1.2.Стилистический анализ фрагмента повести В. Маканина «Где схо­дилось небо с холмами».

1.3.Художественное своеобразие повести В. Маканина «Где сходилось небо с холмами».

1.4.Идейное содержание повести «Где сходилось небо с холмами».

1.5.Жанровое своеобразие повести «Где сходилось небо с холмами».

1.6.Повесть «Где сходилось небо с холмами» в контексте традиций русской литературы второй половины XX века.

Стихотворения Т.Кибирова «Умничанье» (1997—1998), «Онтоло­гическое» (1997—1998), «В творческой лаборатории» (1997—1998), «Nota bene» (1999), «С Новым Годом!» (1999).

1.7.Выразительное чтение стихотворений Т. Кибирова.

1.8.Творческая биография Т. Кибирова.

1.9.Своеобразие поэтического стиля Т. Кибирова.

1.10.Литературные реминисценции в поэзии Т. Кибирова.

1.11.Поэзия Т. Кибирова в контексте традиций русской литературы второй половины XX века.

3. Итоги семинара.

3.1.Проблема личности и социо-культурного контекста в повести В. Маканина «Где сходилось небо с холмами» и в поэзии Т. Кибирова.

3.2.Тема творчества в повести В. Маканина и поэзии Т. Кибирова.

3.3.Соотношение интеллектуального и эмоционального начал в про­изведениях В. Маканина и Т. Кибирова.

3.4.Развитие традиционных для русской литературы тем, своеобразие их решения в произведениях В. Маканина и Т. Кибирова.

3.5.Повесть В.Маканина и поэзия Т.Кибирова в контексте русской

литературы второй половины XX века.

Биографические справки о жизни В. Маканина и Т. Кибирова на сай­тах: http://magazines.russ.ru/authors/m/makanin/ httpV/magaxines.russ.ru/authors/k/kibirov/

Рекомендуемая литература

Агеносов В. Современные русские поэты. Справочник — антоло­гия / В.Агеносов, К.Анкудинов. — М., 1998.

Бочаров А. Литература и время : из творческого опыта прозы 1960— 1980-х годов / А. Бочаров. — М., 1989.

Вайль П. 60-е. Мир советского человека/П.Вайль, А.Генис. — М., 1996.

Громова М.И. Русская современная драматургия / М.И.Громо­ва. — М., 1999.

История русской советской поэзии. 1941— 1980. — Л., 1984.

Немзер А. Литературное сегодня : о русской прозе 90-х годов / А. Немзер. — М., 1999.

Нефагина Г. Русская проза второй половины 80-х — начала 90-х годов XX в. / Г. Нефагина. — Минск, 1998.

Русские писатели XX века. Биографический словарь / под ред. П.А.Николаева. — М., 2000.

 

 

ИЛИ ДРУГАЯ ПОВЕСТЬ ДРУГОГО АВТОРА И СТИХОТВОРЕНИЯ ПОЭТА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА ПО ТЕМ ЖЕ ВОПРОСАМ

 

 

Вопросы и задания А.Солженицын

1.Прочитайте в учебнике раздел об А.И.Солженицыне.

2.«Прочитайте дополнительную литературу о жизни и творчестве А. И.Солженицына и подготовьте сообщение о биографии писателя. Со­ставьте план ответа.

«Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества А.И.Солжени­цына

 

3.По синхронистической таблице (см. практикум) проанализируйте события 1960-х годов и соотнесите их с этим этапом в жизни А.И.Сол­женицына. На основе анализа подготовьте краткое сообщение.

4.Перечитайте (или прочитайте) повесть (рассказ) А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

5.Какие события из биографии А. И. Солженицына отразились в его произведении «Один день Ивана Денисовича»?

6.«Прочитайте рассказ В.Т.Шаламова «Последний бой майора Пуга­чева» и еще один рассказ по вашему выбору.

7.Используя словарь литературоведческих терминов, выясните раз­личия в жанрах повести и рассказа.

8.«Прочитайте (или перечитайте) рассказ А.И.Солженицына «Мат- ренин двор». Обратите внимание нате черты, которые, по мнению Солже­ницына, выделяют ее из круга односельчан как праведницу. Подумайте, что общего в характерах Ивана Денисовича и Матрены?

9.**На сайте http://ais.tsygankov.ru/ ознакомьтесь с публицистикой А. И. Солженицына и подготовьте ее обзор.

Рекомендуемая литература

Голубков М.М. Александр Солженицын : в помощь преподавате­лям, старшеклассникам и абитуриентам / М. М. Голубков. — М., 1999.

Нива Ж. Солженицын / Ж. Нива. — М., 1992.

Спиваковский П.Е. Феномен А.И.Солженицына: новый взгляд / П.Е.Спиваковский. — М., 1998.

Чалмаев В. А. Александр Солженицын : жизнь и творчество. Книга для учащихся / В. А. Чалмаев. — М., 1994.

 

Вопросы и задания А.Т.Твардовский

1.Прочитайте в учебнике раздел об А.Т.Твардовском.

2.«»Прочитайте дополнительную литературу о жизни и творчестве А.Т.Твардовского и подготовьте сообщение о биографии поэта. Составь­те план ответа.

3.Каким образом эволюционировало художественное сознание А. Твардовского? Какие темы волновали поэта в начале его творческого пути, а какие осмысливались в позднем творчестве?

4.«»Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества А.Т.Твардовско­го».

5.**По синхронистической таблице (см. практикум) проанализируйте события 1970-х годов и соотнесите их с этим этапом в жизни А.Т.Твар­довского. На основе анализа подготовьте краткое сообщение.

6.Какие произведения А.Твардовского вы уже изучали? Перечислите их и прокомментируйте.

7.Отберите стихотворения А. Т. Твардовского, посвященные темам войны и памяти. Какие из них и почему произвели на вас наиболее силь­ное впечатление?

8.Выучите одно из стихотворений А. Т. Твардовского наизусть и под­готовьтесь к выразительному чтению.

9.«Вспомните, как развивалась тема поэта и поэзии в русской лири­ке XIX—XX веков, какие традиции продолжает А.Т.Твардовский.

10.**В каких стихотворениях нашли свое отражение традиционные для русской литературы образы дороги и дома? Подготовьте сообщение на эту тему.

Рекомендуемая литература

Воспоминания об Александре Твардовском. — М., 1982.

Твардовский А. Письма о литературе. 1930—1970 / А.Твардов­ский. — М., 1985.

Творчество А.Твардовского. Исследования и материалы. — М., 1989

 

Вопросы и задания А.Вампилов

1.Прочитайте в учебнике раздел об А. В. Вампилове.

2.«»Прочитайте дополнительную литературу о жизни и творчестве А. В. Вампилова и подготовьте сообщение о биографии драматурга. Со­ставьте план ответа.

3.«»Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества А. В. Вампилова».

4.**По синхронистической таблице (см. практикум) проанализируйте события 1960—1970-х годов и соотнесите их с этим этапом в жизни А. В. Вампилова. На основе анализа подготовьте краткое сообщение.

5.Перечитайте (или прочитайте) пьесу А. В. Вампилова «Утиная охо­та».

6.«На сайте Иркутского областного фонда А. В. Вампилова (http:// vampilov.irkutsk.ru/wamp.html) ознакомьтесь с воспоминаниями о дра­матурге и подготовьте сообщение на тему «А. В. Вампилов в воспомина­ниях современников».

7.«»»Подумайте, какие особенности драматургии А. В. Вампилова по­зволяют сравнивать ее с творчеством В.М.Шукшина?

Рекомендуемая литература

Венок Вампилову. — Иркутск, 1997.

Стрельцова Е. Плен утиной охоты. Вампилов. Творчество и судь­ба / Е.Стрельцова. — Иркутск, 1998.

Суш ко в Б. Александр Вампилов : размышления об идейных кор­нях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драма­турга / Б.Сушков. — М., 1989.

 

[1] МАПГТ — Московская ассоциация пролетарских писателей.