Лекция 1: Социальная работа как профессиональная деятельность

  1. Социальная работа как особый вид деятельности.
  2. Объект социальной работы, субъект социальной работы.
  3. Содержание и средства социальной работы.
  4. Взаимосвязь социальной работы с другими социальными (общественными) системами.

Социальная работа является видом социальной деятельности, направленным на осуществление помощи людям, оказания им содействия в сложных жизненных ситуациях.

Социальная работа как область общественной практики развивалась под влиянием оформления государственной системы защиты и поддержки, развития области познания о способах помощи нуждающимся. Основные направления общественного сознания о помощи и поддержке ближнему со стороны государства оформились в XIV-XVII веках. На рубеже XIX-XX веков они складываются в единый комплекс о частном и общественном призрении.

Начавшийся в Х1Х в. глобальный процесс, называемый модернизацией, характеризовался ускорением смены социокультурных событий и усложнением жизненной сферы людей. При таких условиях происходили закономерные изменения культурных феноменов, из которых можно выделить следующие:

  1. Переход от общинной формы социальной жизни к более индивидуализированной;
  2. Переход от авторитарного лидерства к высоко профессиональному менеджменту, основанному на демократических принципах, что вызвано многообразием групп интересов в обществе;
  3. Переход от обычного права как регулятора общинных отношений к юридическому, имеющему в обществе универсальное значение, обусловленное возрастанием степени открытости общества, утверждением равенства всех граждан перед законом;
  4. Переход от мифологического отношения к окружающей действительности к рациональному, обусловленный существенным усложнением искусственного окружения людей.

В настоящее время продолжает ощущаться потребность в единой системе и мировой инфраструктуре социальной помощи и взаимопомощи, в едином информационном пространстве. Для определения основных черт отечественной парадигмы социальной помощи необходимо сопоставить отечественный и западноевропейский опыт:

  1. В западной модели социальной помощи идеи альтруизма находят свое развитие в идеях индивидуализма, где чувства, мысли и желания отдельного человека есть высшая ценность. В основе же социальной помощи в России лежат идеи соборности, когда альтруизм восходит к общинности, коллективизму, к нравственной идее народности, а поэтому индивидуальность проявляется через массовость, а коллективность становится базовым принципом помощи.
  2. В западной модели процесс помощи рефлексируется как преображение, внутреннее изменение, обновление духа, что ведет к возрождению и превращает нарушителя в достойного члена общины (так называемый индивидуальный путь спасения отдельного человека).

    10 стр., 4749 слов

    Тема 13. Социальная защита людей пожилого и старческого возрастов

    ... и услугам, таким, как образование и медицинская помощь. Термин «социальная защита» появился в Республике Беларусь в процессе перехода страны к рыночной экономике. Изменение экономических отношений ... или работы и иные законные основания) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде. Международная ассоциация социального обеспечения ...

    В отечественной модели социальной помощи определяющим является призрение (приближение, озабоченность нуждами ближнего своего), критерием является не сама реальность, а идея реальности, которая подвижна и постоянно изменяется в духовной культуре русского сознания.

  3. Социальная работа как профессия в западной модели помощи возникает из добровольного движения феминисток и либерально-демократической оппозиции, носит непрерывный характер развития от добровольной помощи к профессиональной. В России это развитие дискретно (прерывный характер), так как профессионалы не формируются из добровольцев.
  4. Понятийное поле в западной модели помощи складывалось на основе медицинских, социологических, конфессиональных, юридических и психологических подходов. Методологической базой развития социальной работы явилась психология, а в основу ее методики легла техника групповой и психотерапевтической работы. Понятийное же поле социальной помощи в России складывалось под воздействием преобладания социального обеспечения над социальной работой, а также того фактора, что призрение как процесс включало в себя просвещение, образование, медицину, политику. В России социальную работу идентифицировали с социальной педагогикой, социальным обеспечением, социальной медициной.

Специальное изучение социальной помощи в России началось в начале XIX века.

Интерес к истории отечественной практики помощи и защиты был связан с ростом общественного движения поддержки нуждающихся, а также с рядом государственных мер в области социальной политики. В исследованиях этих лет рассматривается история процесса помощи и поддержки в России, эволюция социального призрения с позиции историко-статистического подхода. Но параллельно развивается и другой подход – с позиции христианской благотворительности: осмысляется практика милосердия в христианской истории цивилизации, отдельно рассматриваются этапы благотворительности в России, обозначаются исторические тенденции частной христианской благотворительности. Складываются определенные области истории общественной и частной помощи: история отдельных этапов социальной помощи, направлений социальной помощи (приходской, земской, городской и др.), благотворительных учреждений и обществ, зарубежный опыт общественного призрения.

В наше время в России наблюдается спонтанное расширение паттернов клиентов. Процесс персонифицированной идентификации клиентов происходит не только через структуры государственной системы, но и опосредованно через групповое, личностное видение, осознание, ощущение. Происходит расширение реципрокных связей, поскольку в обществе появились субъекты помощи, соответствующие ее объектам. Появляются группы понятий, отображающие наличие различных уровней связей, форм, видов поддержки со стороны не только государства, но и общественных групп, организаций, частных лиц. Все это, естественно, фиксируется в языковых структурах.

4 стр., 1546 слов

Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся начальных ...

... респонденты - 52 студента, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа»). В качестве инструментария была использована методика «Ценностные ... должна присутствовать во всех направлениях воспитательной деятельности школы, что позволит сохранить как саму ... для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России». В таких условиях всё острее ощущается ...

Основа различных моделей поддержки и защиты одних слоев общества другими – процесс помощи и взаимопомощи в культурно-исторической общности:

  1. Этот феномен имеет социогенетическую обусловленность, которая представлена своей историей и генезисом индивидуального развития в социально-исторической перспективе.
  2. В процессе своего развития данный феномен находит интерпретацию в структурных сценариях и закреплен в массовом сознании в языковых формах и структурах.
  3. Он имеет исторические, вещные и деятельностные формы существования со своими субъектами помощи, объектами помощи, идеологией помощи, что, в конечном счете, определяет его социально-генетическую типологию как явления, процесса и феномена культуры.

Объект социальной работы, субъект социальной работы

Термин «объект» применяется при анализе конкретной двусто­ронней связи, описывающей единичное отношение познания и дея­тельности. В этом конкретном отношении сторона, осуществляю­щая познание или деятельность, называется субъектом; сторона, на которую направлено познание или деятельность, называется объек­том. Понятие субъекта социальной работы весьма многопланово, и оно будет анализироваться далее.

Становление профессиональной социальной работы в нашей стране сопровождалось разработкой понятийного аппарата наук, изучающих социальную работу и описывающих ее практику. Среди других спорных дефиниций дискутировался вопрос о том, как на­звать того, кому оказывается помощь. В медицине такое лицо назы­вается «пациент». В юриспруденции — «потерпевший», что являет­ся российским аналогом латинского термина «пациент», или «истец», т.е., по сути, тот, кто ищет помощи. Однако эти термины описывают лишь одну, страдательную, сторону в позиции лица, нуждающегося в содействии. Он, конечно, потерпел ущерб, страда­ние, находится в состоянии жизненного затруднения, однако в тех случаях, когда он обладает личностной субъектностью, то есть в той мере, насколько его интеллектуальные, физические, психические и моральные ресурсы позволяют ему, он должен сам принимать учас­тие в разрешении своей проблемы.

Разумеется, малолетний ребенок, взрослый, не способный в силу врожденных или возрастных особенностей своего интеллектуаль­но-психического статуса понимать окружающее, контролировать свое поведение и деятельность, нуждается во внешнем присмотре, руководстве, решение его проблем осуществляется попечением и трудом других людей. В связи с этим утвердилось мнение о том, что лиц, которым предоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами. Клиент может быть индивидуальным или групповым (семья, школьный класс, группа инвалидов, трудовой коллектив и т.д.).

Более точно его характеристики определяются уровнем орга­низации социальной работы.

3 стр., 1421 слов

сущность социальной работы с подростками девиантного поведения.

... проблемы, тема курсовой работы была опрежделена как «Социальная работа с подростками девиантного поведения». Таким образом, цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность социальной работы с подростками ... в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций. Понятие «социальная норма» имеет широкий диапазон определенных параметров. Социальные нормы исторически изменчивы. То, ...

Поскольку социальный работник любого ранга — всегда активная сторона, можно говорить о том, на что направлена его деятельность, вне зависимости от того, встречает ли она активный ответ, или только пассивно принимается людьми.

В этом смысле объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация — это такая ситуация, которая нарушает или грозит нарушить, возможности нормального социального функционирования объектов. Важно также добавить, что самостоятельно, без внешней помощи, сами индивиды справиться с этой ситуацией не в силах.

В жизни случаются несчастья, болезни, катастрофы, которые могут вполне благополучного человека, семью, соци­альную группу вытеснить в число неблагополучных, нуждающихся во внешней помощи. Семейные проблемы, дестабилизирующие межсупружеские или родительско-детские отношения, могут воз­никнуть в любой семье независимо от ее социального статуса и материального положения. Проблемы подростков или пожилых людей являются практически неизбежными, и эти категории населения, а также их близкие нуждаются в помощи для их разрешения. Поэтому во всем мире давно осознали, что соци­альная работа нужна всем слоям, группам и индивидам, хотя неко­торые нуждаются в ней потенциально, а другие — уже актуально. Принято сравнивать ее с зонтиком, который может быть свернут до времени, но в нужную минуту защитит индивидов от неблагоприят­ных воздействий, угрожающих им.

Кому же оказывают помощь социальные работники? Перечень клиентов в известной мере отражает краткую, но насыщенную исто­рию развития этого вида деятельности. Социальная работа ориен­тирована на индивида. Помощь должна быть направлена не только на социальный слой, большую группу, территориальную об­щность — каждый представитель этих больших масс, отдельный человек имеет право на счастье, благополучие и развитие своих способностей. Первоначально социальная работа велась именно как работа с индивидами. Однако позднее стало ясно, что попытки из­менить ситуацию и поведение индивидуального клиента редко оказываются эффективными, если не воздействовать на их непо­средственное окружение, на ближайшую социальную сеть, в кото­рую они вовлечены. Это привело к становлению семейной и группо­вой социальной работы. Воздействие на семью невозможно без воздействия на каждого ее члена. Изменения в поведении и самочув­ствии отдельных членов семьи ведут за собой изменение напряжен­ности внутрисемейных взаимоотношений, трансформацию семейных коммуникаций и т.д. То же можно сказать и о работе с группой. Влия­ние непосредственного окружения трудно переоценить, особенно если речь идет о подростках и молодежи, о людях конформных, зависимых, с неустойчивым характером. А эта работа в свою очередь требует разрешения проблем более широкого окружения — всего населения того пункта, где проживает данный индивид, данная груп­па или семья. Подобное понимание выводит на необходимость об­ращения к общинной, или коммунальной, социальной работе.

13 стр., 6427 слов

Курсовая работа. Дети из неблагополучных семей

... распространение получило внутрисемейное насилие в том числе и сексуальное. По данным центра социальной и судебной психиатрии имени Арбского, особенно часто страдают дети в возрасте 6 ... подавляющем числе случаев различные психические расстройства у детей вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством, плохим самоконтролем. Если из-за пьяниц - отцов дети становятся ...

Принято также выделять клиентов — людей с особыми пробле­мами. Сущность, проявления и потребность во вмешательстве у таких людей зависят как раз от того, какова их особенность, какого типа проблемы затрудняют их жизнедеятельность. Так, инвалиды или лица с ограниченными возможностями нуждаются в специаль­ной помощи со стороны государства, так как их физические, психи­ческие или интеллектуальные возможности препятствуют их нормальной жизни в этом обществе.

Однако помимо инвалидов особые нужды есть у безработных, у тех, кто участвовал в военных действиях и сейчас страдает от последст­вий посттравматического стрессового синдрома, у многодетных семей и у родителей, чьи дети испытывают трудности в обучении.

Все эти категории нуждаются в специальных видах помощи и в содействии работников различных специализаций. Конечно, в наших условиях пока было бы наивно ожидать, что социальные работники станут оказывать помощь в удовлетворении некоторых особых, специальных, даже экзотических потребностей, как это де­лают представители американских социальных служб, которые счи­тают, что содействуют социальному равенству, помогая девушкам из бедных семей подготовиться к конкурсам красоты, на что девуш­ки из богатых семей тратят большое количество родительских денег. Однако учет и этих «особых нужд» в социальной работе необходим.

Итак, мы можем сделать вывод, что социальная работа ведется на уровне индивида, семьи, группы, общности людей, объединенных по территориальному, производственному признаку, по признаку сходной проблемы, или в пределах всего общества. Однако, оказы­вая помощь, социальный работник должен знать, на что направлена эта помощь, чего он хочет добиться в процессе своей деятельности, какова его цель и как он представляет себе идеальный результат своей работы. Этот вопрос также служит темой серьезных дискус­сий, связанных с рамками компетенции и пределами возможностей данного вида деятельности.

Содержание и средства социальной работы

Социальные закономерности не являются самостоятельным образованием, а выступают в процессах и явлениях общественной жизни. Социальные процессы всегда характеризуются взаимодействием массы людей, интересы и устремления которых могут различаться по многим признакам. Многообразие их действий в силу различия мотивов, установок, потребностей и интересов в конечном счете образует общее, усредненное направление социального процесса. Одно из центральных мест в содержании социальной работы принадлежит принципам воздействия субъекта на объект.

Сложность и многообразие связей и отношений в социальной сфере обусловливают наличие обширной совокупности, системы принципов социальной работы, среди которых выделяют социально-политические, организационные, психолого-педагогические.

К социально-политическим принципам относятся:

  1. Государственный подход к задачам, решаемым в социальной работе;
  2. Гуманизм и демократизм социальной работы;
  3. Тесная связь содержания и форм социальной работы с конкретными условиями жизнедеятельности личности, социальной группы;
  4. Законность и справедливость социальной работы.

Обеспечение на практике государственного подхода к социальной работе предполагает:

4 стр., 1802 слов

Культурно-досуговая деятельность как составная часть воспитательной ...

... смысловой комплекс рассматриваемой проблематики; 2. Проанализировать сущность культурно-досуговой работы с военнослужащими срочной службы, ее влияние на их социально-психологическое самочувствие; 3. Выделить ... 22. Кисилева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения: Проспект / ВНИК АПН СССР.- М., 1991-с.3. ...

  1. Умение анализировать и выявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни и определять реальные и наиболее эффективные способы задач социальной работы;
  2. Видение перспективы развития социальной работы, подчиненной интересам социальной защиты населения, и способность решать задачи сегодняшнего дня.

Принцип гуманизма социальной работы предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий для свободного и всестороннего проявления способностей личности. Человечность, человеколюбие – внутренне присущая характеристика социальной работы.

Принцип демократизма предполагает преимущественно неформальный характер взаимоотношений социального работника и клиента.

Один из основных принципов социальной работы законность предполагает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.

К организационным принципам относятся: социально-технологическая компетентность, стимулирование, контроль и проверка исполнения, единство полномочий и ответственности.

Социально-технологическая компетентность — это всесторонняя осведомленность социального работника об условиях решения возникающих проблем и умение грамотно реализовать свои знания на практике. Данный принцип предполагает систематическую учебу и переподготовку кадров, четкую постановку информации, аналитическую и прогностическую деятельность во всех звеньях управления, глубокое и всестороннее знание объектов социальной работы, их типологию и особенности, деловитость и организованность при работе с клиентами социальных служб.

Одним из важнейших принципов этой группы является стимулирование социальной работы. Стимулирование – это побуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для достижения определенной цели.

Контроль и проверка исполнения – необходимый принцип социальной работы. Контрольно-проверочная функция – это не какой-то самостоятельный участок социальной работы, а неотъемлемый ее компонент. Смысл контрольно-проверочной деятельности социальных служб и органов управления заключается в том, чтобы обеспечить реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения.

Одним из основных организационных принципов социальной работы является единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей кадров социальной службы. Изучение практики деятельности социальных служб и органов их управления показывает, что их четкое функционирование достигается в результате: ясного представления каждым специалистом социальной работы своих функций и задач, а также соответствующих прав в самостоятельном принятии решений; строгого определения полномочий и ответственности каждого подразделения органов социальной защиты в отношениях «по вертикали» и по «горизонтали»; установления рациональных связей и информационных потоков между подразделениями и службами социальной защиты населения.

8 стр., 3778 слов

Санитарно-просветительная работа среди населения

... общества; Цель исследования: определение необходимости и пользы проведения санитарно-просветительной работы среди населения на данном этапе развития современного общества. Объектом данного исследования является ... Основное внимание направлялось на охрану материнства и детства, на борьбу с социальными болезнями - туберкулезом и венерическими заболеваниями, на гигиеническое воспитание школьников, ...

Большое место в социальной работе отводится психолого-педагогическим принципам, которые выражают требования к формам и методам социальной работы, к способам психолого-педагогического воздействия на клиентов специалистами социальной работы.

Среди психолого-педагогических принципов социальной работы следует выделить дифференцированный подход к клиентам социальной работы. Данный подход в социальной работе обусловлен закономерным характером выработки у представителей различных социальных слоев, групп, профессий и возрастов специфических взглядов и отношений к материальным и духовным ценностям, окружающей нас действительности, без учета которых невозможно целенаправленное воздействие на сознание, чувства, волю и поведение людей. Отсюда установка на максимальный и конкретный учет специфики интересов, актуальных потребностей, традиций, вкусов и привычек личности в социальной работе.

Взаимосвязь социальной работы с другими социальными (общественными) системами

Социальная служба — это система социальных мер, а так­же реализующих их государственных и негосударственных организационных структур по предоставлению населению социальных услуг и помощи в преодолении сложной жизнен­ной ситуации и побуждению граждан к активной самопомо­щи в ее преодолении.

Правовой основой, регламентирующей деятельность учреж­дений социальных служб, является федераль­ный закон «Об основах социального обслуживания населе­ния в Российской Федерации», вступивший в действие в де­кабре 1995 г.

Социальное обслуживание понимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психоло­го-педагогических, правовых услуг, осуществлению социаль­ной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

  К основным видам социального обслуживания относятся:

— материальная помощь (денежная и продуктово-товарная);

— социальный патронаж в стационарных учреждениях, на дому или в группах дневного пребывания ЦСО;

— предоставление временного приюта;

— консультативная помощь по различным направлениям;

— реабилитационные услуги и т.д.

Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности механизма финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, в которых сосредотачиваются собранные в виде налогов средства. А государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетных средств (республиканских и местных бюджетов).

В итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной службе и в фонде социального страхования.

2 стр., 856 слов

Практическая работа по общей психологии

... сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. 2. Произвольная память – информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов. ...

Существующая система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг.

В зависимости от ориентации социальных служб различаются функции ими осуществляемые, которые были сгруппированы следующим образом:

а) собственно функция социальной помощи, которая включает в себя как учет, выявление лиц нам и профилактику бедности и надомные услуги нуждающимся и т. д.;

б) функция консультирования включающая консультации специалистов по различным вопросам, касающихся социальных аспектов;

в) функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд;

г) функция участия, которая предусматривает разработку чрезвычайных программ и помощь по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов.

 Следует отметить важность следующих четырех принципов:

— принципа приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг:

— принципа опоры на общественное участие:

— принципа территориальности:

— принципа информированности: означающего право на сбор информации и сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций.

Также необходимо отметить для успешного функционирования системы социального обеспечения роль системы управления социальной службой. В настоящее время управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты населения совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами. В перспективе большую помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию населения может осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов, представителей заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.

Вопросы к экзамену:

  1. Предмет, цели и принципы социальной работы.
  2. Методы социальной работы: понятие, современные классификации.
  3. Семья как объект социальной работы.
  4. Социальные проблемы неполных семей.
  5. Социальные проблемы многодетных семей.
  6. Клиент социальной службы: понятие, типы.
  7. Сиротство как социальная проблема.
  8. Социальные проблемы пожилых людей
  9. Алкоголизм: понятие, теории этиологии.
  10. Факторы риска наркомании.
  11. Самоубийство: понятие, теории этиологии.
  12. Социальные проблемы вынужденных переселенцев.
  13. Безработица как социальная проблема.
  14. Социальные проблемы женщин.
  15. Роль и место социальной работы в современном обществе.
  16. Нравственно-гуманистический характер социальной работы
  17. Человек как объект и субъект социальной работы.
  18. Профессиональная и непрофессиональная социальная работа.
  19. Развитие современной системы социальных служб в рф

  20. Система социальных служб в обществе и их роль в социальной защите населения.
  21. Цели и задачи работы социальных служб.
  22. Виды социальных служб: специализированные, комплексные, интегральные.
  23. Становление социальной работы как профессионального вида деятельности.
  24. Диагностическая и функциональная школы социальной работы.
  25. Специфические ценности социальной работы как профессионального вида деятельности.
  26. Профессиональные роли и функции социального работника.
  27. Социальная политика: понятие, цели, функции.
  28. Основные направления государственно-правового регулирования социальной работы.
  29. Социальные права граждан в сфере здравоохранения.
  30. Социальные права граждан в сфере социального обслуживания.
  31. Социальные права граждан в сфере труда.
  32. Социальные права различных групп населения.
  33. Место и роль общественных организаций в становлении и развитии социальной работы в России.
  34. Государственная и негосударственная формы социальной поддержки и помощи населению за рубежом.
  35. Социальное обслуживание населения: сущность, основные принципы и формы. 
  36. Нормативные и правовые акты, регулирующие деятельность по социальному обслуживанию.
  37. Учреждения социального обслуживания населения: типология, основные цели и задачи.
  38. Социально-медицинское направление социальной работы: основные понятия и категории.
  39. Объекты социальной работы в учреждениях образования.
  40. Технологии социальной работы в учреждениях образования.
  41. Социальные проблемы детей и подростков.
  42. Классификация трудных жизненных ситуаций детей.
  43. Проблемы молодежи в современном российском обществе.
  44. Государственная политика помощи молодежи.
  45. Учреждения, осуществляющие помощь молодежи.
  46. Классификация технологии социальной работы с молодежью.
  47. Основные принципы индивидуальной формы работы с молодежью.
  48. Проблема занятости трудоспособного населения.
  49. Государственная политика в области занятости трудоспособного населения.
  50. Учреждения, осуществляющие помощь безработным.
  51. Технологии социальной работы в сфере занятости населения. 
  52. Проблемы пожилых людей в российском обществе.
  53. Основные направления социальной защиты пожилых лиц.
  54. Технологии социальной работы с пожилыми лицами.

а) основная литература

10 стр., 4656 слов

Обучение населения здоровому образу жизни

... активности - трудовая, внетрудовая. 3. виды активности - производственная, социальная, культурная (образовательная), физическая, медицинская и т.д. Как видно ... 4) Разработать практические рекомендации по усовершенствованию обучения населения здоровому образу жизни На первом этапе исследования ... провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Цель работы состоит в изучении здорового образа жизни. ...

  1. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 395 Основы социальной работы: Учебник для вузов / Авт. Н.И.Бабкин, П.Д.Павленок, А.И.Яковлев и др.; Отв. ред. П.Д.Павленок.—М.: ИНФРА-М, 2000.—367с.
  2. Основы социальной работы: Учебник для студ. вузов, обуч. по направлению и спец. «Социал. работа» / П.Д.Павленок, А.А.Акмалова, В.П.Алферов и др.; Отв. ред. П.Д.Павленок.—М.: ИНФРА-М, 2003.—395с.
  3. Социальная работа / Под ред. В.И. Курбатова. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- 575с.
  4. Социальная работа: Учебное пособие / Отв. ред. В.И.Курбатов.– Ростов н/Д: Феникс, 2003.– Социальная работа: Учебное пособие для студ. вузов / Авт.: В.И. Курбатов, В.Д. Альперович, П.Я. Циткилов и др.; Под общ. ред. В.И. Курбатова.—Ростов н/Д: Феникс, 2003.—480с.
  5. Теория и методика социальной работы: Учебник для вузов РФ по социальной работе: В 2-х частях / И.Г.Зайнышев, Т.Е.Демидова, Ю.С.Ерохин и др.; Редкол.: В.И.Жуков и др.; Моск. гос. социал. ун-т.-М.: Союз, 1994.
  6. Теория и методология социальной работы: Учебное пособие для вузов / С.И.Григорьев и др.- М.: Наука, 1994.-184с.
  7. Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие для вузов / Е. И. Холостова.—М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2005. — 668 с.

б) дополнительная литература

  1. Галагузова Л.Н. Мещерякова С.Ю., Царегородцева Л.М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. 1990. № 6.
  2. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А.Стреблевой. — М., 1998.
  3. Дети социального риска и их воспитание / Под ред. Л.М. Шипицыной. — СПб., 2003.
  4. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. — М., 2000.
  5. Дубровина И.В. О проблемах развития воспитанников детских домов и школ – интернатов // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Вып. 4. — М., 1995.
  6. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом. – М.,1996.
  7. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Л.М.Шипицына, Е.И.Казакова, А.М.Витковская и др.; Под науч. Ред. Л.М.Шипицыной, Е. И.Казаковой. — СПб., 2000.
  8. Крэйн У. Теории развития. СПб., 2002.
  9. Лангмайер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984.
  10. Лишенные родительского попечительства / Под ред. В.С.Мухиной. — М., 1991.
  11. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989. № 1. с. 32 – 39.
  12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М., 2004.
  13. Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы. – М., 1994.
  14. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением: Сборник научных трудов. – М.: Прометей, 1989. – 228 с.
  15. Психология социальных ситуаций/ Сост. и общая редакция Н.В.Гришиной. – СПб., 2001.
  16. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М., 1990.
  17. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1999.
  18. Сапсис М., Уэллс К. Опыт социальной работы: Введение в профессию. – М., 1994.
  19. Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей-сирот при международном и национальном усыновлении. — М., 2004.
  20. Суицидология: Прошлое и настоящее: проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. – М., 2001.
  21. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. — М., 1999.
  22. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». — М., 2001.
  23. Ярославцева И.В. Психология депривированного ребенка. Монография. — Иркутск, 2000.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Организация Объединенных Наций // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.un.org/russian
  2. Всемирная организация здравоохранения // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:  http://www.who.int/ru/
  3. Международная организация труда // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.ilo.ru
  4. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации   // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.minzdravsoc.ru
  5. Министерство образования и науки Российской Федерации // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:
  6. Федеральная миграционная служба // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.fms.gov.ru
  7. Федеральная служба по труду и занятости // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:
  8. Фонд социального страхования Российской Федерации // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.fss.ru/ 
  9. Агентство социальной информации // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.asi.org.ru

13