Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты проявления девиантного поведения ……….7
1.1. Понятие и формы проявления девиантного поведения …………………..7
1.2. Особенности подростков с девиантным поведением ……………………..17
Глава 2. Основные направления работы с подростками
девиантного поведения ………………………………………………..24
2.1. Содержание и технологии социальной работы с подростками
девиантного поведения ……………………………………………………..24
2.2. Анализ социальной работы с подростками девиантного поведения
в образовательном учреждении ………………………………………….…32
Заключение ……………………………………………………………………….43
Список литературы ………………………………………………………………48
Введение
Проблема «трудных» учащихся – одна из центральных как социологических, так и социальных и психолого-педагогических проблем.
Кризис общества сказывается и на системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения.
Особенность подросткового возраста состоит в том, что в этот период в человеке закладываются такие фундаментальные качества, которые затем трансформируют в его будущую жизнь. Именно в период детства и юношества человек своей генетической природой открыт социальным влияниям, активно и в короткие сроки меняется.
Что способствует развитию девиантного поведения подростка?
Если мы обратимся к психолого-педагогическим исследования, то узнаем, что девиантным поведением занимаются многие исследователи, такие как С. В. Дармодехин, П. Д. Павленок, Е. И. Холостова, которые отмечают, что «девиантное поведение, понятие социально-психологическое, это нарушения поведения, не обусловленные нервно-психическими заболеваниями». При этом в отечественной литературе выделяют непатологические и патологические формы девиантного поведения. [6. С. 98]
К сожалению, единая теория отклоняющегося (девиантного) поведения личности еще не создана.
В то же время обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах: социологии, медицине, биологии, психологии. Более того, в некоторых отраслях знания выделяются специальные подразделы, изучающие девиацию.
Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимают социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. [5. С. 17]
Особенности и коррекция проявлений девиантного поведения у подростков ...
... атмосферы в семье на развитие девиации в поведении подростка. Объект - девиантное поведение подростков. Предмет - влияние семейного неблагополучия на девиантное поведение подростков. В соответствии целью курсовой работы были составлены следующие задачи: 1 Проанализировать основные ...
Ряд ученых считает, что девиация – это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы.
Современные знания о девиантном поведении позволяют утверждать; что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов.
По мнению психолога П. Д. Павленок «…девиантные поведения выражаются в форме проступков или преступлений. Если эти проступки незначительны и не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права. Правоохранительные органы в лице милиции и судебных органов применяют к девиантам меры принудительного характера (административный арест, штраф и пр.), а социальные и медицинские службы проводят с ними комплекс мер по социальной адаптации. Если же девиант совершает преступление, то такое деяние квалифицируется по нормам уголовного законодательства. Вот почему преступность как вид девиантного поведения в основном изучается юриспруденцией, а аморальное поведение социологией, психологией, психиатрией и другими науками.» [15. С. 56]
Моральная деградация современного российского общества констатируется представителями самых различных наук, и ее можно считать подлинно «междисциплинарным» фактом. Психологи демонстрируют, что «Россия на долгие годы оказалась «естественной лабораторией», где нравственность и правовое сознание граждан проходили суровые испытания»; социологи показывают, что «в конце XX — начале XXI века российское общество, ввергнутое государством сначала в «перестройку», а затем в «радикальные реформы», постоянно испытывало моральные девиации и дефицит не столько социальных, экономических и политических, сколько нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения. Экономисты отмечают, что «среди составляющих той непомерной социальной цены, которую пришлось заплатить за радикальные экономические реформы в России, — пренебрежение нравственно-психологическим миром человека», подчеркивая «интенсивное искоренение морально-этической составляющей их социального бытия»; искусствоведы констатируют, что «у нас сформировалась тотально аморальная система». [5. С. 56]
Ребенок, который как губка впитывает эту антимораль, формируется с искаженным представлением о жизненных ценностях.
Важной причиной роста девиации становится криминализация (не только в общепринятом – рост преступности и др., но и в расширенном смысле слова -криминализация «всей общественной жизни»), включающая обилие кинофильмов про «хороших бандитов», популярность криминальной лексики («наезды», «разборки» и т.п.), ужесточение, «брутализация» этой жизни, широкое распространение силовых схем разрешения спорных ситуаций, престижность подчеркнуто агрессивного поведения и т.д.
Привлекательность закрепляемых «амнистией прошлого» негативных образцов поведения, создаваемых наиболее успешными людьми современной России, которые сколотили свои состояния за счет нарушения законов и норм морали (неважно, что имярек в прошлом бандит, сейчас он — «респектабельный бизнесмен», а его прошлое не имеет значения).
Такие примеры являются у нас для молодежи образцом поведения, что ведет к искаженному формированию взглядов на социальные отношения в обществе и усилению девиации и, как правило, к криминализации молодежи.
Социальные нормы и девиантное поведение. Виды отклоняющегося поведения
... И. Кравченко, 1998). ГЛАВА 2. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 2.1 Понятие «социальное отклонение» девиантное поведение социальная норма Девиация это социально запрещаемое расхождение с "нормой". Множество различных форм поведения может подвергаться социальному осуждению даже в том случае, ...
Постоянные ссоры в семье, пьянки родителей, культ красивой жизни в средствах массовой информации, тюремная романтика, неуспеваемость в школе, конфликт с одноклассниками, неприятие его в определенной социальной группе или в школьном социуме тоже может являться причиной возникновения девиации у школьников.
В связи с актуальностью данной проблемы, тема курсовой работы была опрежделена как «Социальная работа с подростками девиантного поведения».
Таким образом, цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность социальной работы с подростками девиантного поведения.
Задачами, для достижения поставленной, цели являются:
1. Анализ понятия «девиантное поведение» в научной литературе;
2. Изучение форм появления девиантного поведения;
3. Выявление психолого-педагогических особенностей подростков, проявляющих девиантное поведение;
4. Определение основных направлений в модержании и технологии социальной работы с лицами девиантного поведения;
5. Анализ работы образовательного учреждения по проблеме девиантного поведения подростков.
Объектом исследования выступает девиация в подростковом возрасте.
Предметом – содержание и технология работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы.
Методологической основой курсовой работы стало изучение и анализ научной литературы по теме и наблюдение.
Глава 1. Теоретические аспекты проявления девиантного поведения
1.1. Понятие и формы проявления девиантного поведения
В литературе часто встречается понятие «трудный» юноша или молодой человек. Что значит трудный? Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным.
Представителями различных наук (медицины, психологии, педагогики) даются различные определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения.
В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. [14. С. 73]
В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм, либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников. [14. С. 29]
Теоретические аспекты проблемы предупреждения противоправного ...
... -сирот в социальной педагогике 1.1. Понятие и сущность девиантного поведения детей-сирот Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение - это система ...
Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе.
Социальная норма – исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций.
Понятие «социальная норма» имеет широкий диапазон определенных параметров. Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может оказаться отклонением и наоборот. В современном реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не оформились до конца другие, проблема формирования, толкования и применения норм становится чрезвычайно сложным делом.
Проблема девиантности – интердисциплинарная проблема, а организация работы с трудными детьми – это взаимодействие различных специалистов.
Девиацию можно определить как поведение, которое считается отклонением от общепринятых норм и установленных стандартов (юридических, моральных или социальны…..
Список литературы
1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.
2. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
3. Дармодехин С.В. Семья как объект государственной политики. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания. – 1998.
4. Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки? //Социологические исследования. — №2, 2001.
5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
6. Клиническая психология в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Б.А.Маршинин, М.В.Голубев, Н.Н.Ямщикова и др.; Под ред. Б.А.Маршинина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
7. Ковалева Т.В., Степанова О.К. Подростки смутного времени /К проблеме социализации старшеклассников. //Социологические исследования, 1998. — №8.
8. Менделевич В.Д. Структура девиантных форм поведения в условиях масштабных социально-психологических перемен /Система социальной работы в условиях переходного периода: принципы формирования и функционирования. Материалы межрегиональной научно-практич. конференции. – Казань, 1998
9. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Сост. и авт. предисл. Л.В.Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
10. Плоткин М.М., Камаева Г.И. Педагогические аспекты социальной реабилитации детей с девиантным поведением //Семья в России, 1995. – №1-2.
11. Плоткин М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей //Семья в России, 1997. – №2.
12. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков. // Социологические исследования. — №2, 2001.
13. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. И доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2001
14. Фатхелисламова А.А. Феноменология детского нищенства. //Социологические исследования. — №2, 2001.
15. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...
... зрения академика Павлова на воспитание в животном и человеческом мире. Принципы педагогических исследований: объективность, научность, системность, историзм, преемственность и др. Методы педагогических ...