сущность социальной работы с подростками девиантного поведения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты проявления девиантного поведения ……….7

1.1. Понятие и формы проявления девиантного поведения …………………..7

1.2. Особенности подростков с девиантным поведением ……………………..17

Глава 2. Основные направления работы с подростками

девиантного поведения ………………………………………………..24

2.1. Содержание и технологии социальной работы с подростками

девиантного поведения ……………………………………………………..24

2.2. Анализ социальной работы с подростками девиантного поведения

в образовательном учреждении ………………………………………….…32

Заключение ……………………………………………………………………….43

Список литературы ………………………………………………………………48

Введение

Проблема «трудных» учащихся – одна из центральных как социологических, так и социальных и психолого-педагогических проблем.

Кризис общества сказывается и на системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения.

Особенность подросткового возраста состоит в том, что в этот период в человеке закладываются такие фундаментальные качества, которые затем трансформируют в его будущую жизнь. Именно в период детства и юношества человек своей генетической природой открыт социальным влияниям, активно и в короткие сроки меняется.

Что способствует развитию девиантного поведения подростка?

Если мы обратимся к психолого-педагогическим исследования, то узнаем, что девиантным поведением занимаются многие исследователи, такие как С. В. Дармодехин, П. Д. Павленок, Е. И. Холостова, которые отмечают, что «девиантное поведение, понятие социально-психологическое, это нарушения поведения, не обусловленные нервно-психическими заболеваниями». При этом в отечественной литературе выделяют непатологические и патологические формы девиантного поведения. [6. С. 98]

К сожалению, единая теория отклоняющегося (девиантного) поведения личности еще не создана.

В то же время обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах: социологии, медицине, биологии, психологии. Более того, в некоторых отраслях знания выделяются специальные подразделы, изучающие девиацию.

Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимают социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. [5. С. 17]

4 стр., 1731 слов

Особенности и коррекция проявлений девиантного поведения у подростков ...

... атмосферы в семье на развитие девиации в поведении подростка. Объект - девиантное поведение подростков. Предмет - влияние семейного неблагополучия на девиантное поведение подростков. В соответствии целью курсовой работы были составлены следующие задачи: 1 Проанализировать основные ...

Ряд ученых считает, что девиация – это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы.

Современные знания о девиантном поведении позволяют утверждать; что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов.

По мнению психолога П. Д. Павленок «…девиантные поведения выражаются в форме проступков или преступлений. Если эти проступки незначительны и не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права. Правоохранительные органы в лице милиции и судебных органов применяют к девиантам меры принудительного характера (административный арест, штраф и пр.), а социальные и медицинские службы проводят с ними комплекс мер по социальной адаптации. Если же девиант совершает преступление, то такое деяние квалифицируется по нормам уголовного законодательства. Вот почему преступность как вид девиантного поведения в основном изучается юриспруденцией, а аморальное поведение социологией, психологией, психиатрией и другими науками.» [15. С. 56]

Моральная деградация современного российского общества констатируется представителями самых различных наук, и ее можно считать подлинно «междисциплинарным» фактом. Психологи демонстрируют, что «Россия на долгие годы оказалась «естественной лабораторией», где нравственность и правовое сознание граждан проходили суровые испытания»; социологи показывают, что «в конце XX — начале XXI века российское общество, ввергнутое государством сначала в «перестройку», а затем в «радикальные реформы», постоянно испытывало моральные девиации и дефицит не столько социальных, экономических и политических, сколько нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения. Экономисты отмечают, что «среди составляющих той непомерной социальной цены, которую пришлось заплатить за радикальные экономические реформы в России, — пренебрежение нравственно-психологическим миром человека», подчеркивая «интенсивное искоренение морально-этической составляющей их социального бытия»; искусствоведы констатируют, что «у нас сформировалась тотально аморальная система». [5. С. 56]

Ребенок, который как губка впитывает эту антимораль, формируется с искаженным представлением о жизненных ценностях.

Важной причиной роста девиации становится криминализация (не только в общепринятом – рост преступности и др., но и в расширенном смысле слова -криминализация «всей общественной жизни»), включающая обилие кинофильмов про «хороших бандитов», популярность криминальной лексики («наезды», «разборки» и т.п.), ужесточение, «брутализация» этой жизни, широкое распространение силовых схем разрешения спорных ситуаций, престижность подчеркнуто агрессивного поведения и т.д.

Привлекательность закрепляемых «амнистией прошлого» негативных образцов поведения, создаваемых наиболее успешными людьми современной России, которые сколотили свои состояния за счет нарушения законов и норм морали (неважно, что имярек в прошлом бандит, сейчас он — «респектабельный бизнесмен», а его прошлое не имеет значения).

Такие примеры являются у нас для молодежи образцом поведения, что ведет к искаженному формированию взглядов на социальные отношения в обществе и усилению девиации и, как правило, к криминализации молодежи.

12 стр., 5571 слов

Социальные нормы и девиантное поведение. Виды отклоняющегося поведения

... И. Кравченко, 1998). ГЛАВА 2. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 2.1 Понятие «социальное отклонение» девиантное поведение социальная норма Девиация это социально запрещаемое расхождение с "нормой". Множество различных форм поведения может подвергаться социальному осуждению даже в том случае, ...

Постоянные ссоры в семье, пьянки родителей, культ красивой жизни в средствах массовой информации, тюремная романтика, неуспеваемость в школе, конфликт с одноклассниками, неприятие его в определенной социальной группе или в школьном социуме тоже может являться причиной возникновения девиации у школьников.

В связи с актуальностью данной проблемы, тема курсовой работы была опрежделена как «Социальная работа с подростками девиантного поведения».

Таким образом, цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность социальной работы с подростками девиантного поведения.

Задачами, для достижения поставленной, цели являются:

1. Анализ понятия «девиантное поведение» в научной литературе;

2. Изучение форм появления девиантного поведения;

3. Выявление психолого-педагогических особенностей подростков, проявляющих девиантное поведение;

4. Определение основных направлений в модержании и технологии социальной работы с лицами девиантного поведения;

5. Анализ работы образовательного учреждения по проблеме девиантного поведения подростков.

Объектом исследования выступает девиация в подростковом возрасте.

Предметом – содержание и технология работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы.

Методологической основой курсовой работы стало изучение и анализ научной литературы по теме и наблюдение.

Глава 1. Теоретические аспекты проявления девиантного поведения

1.1. Понятие и формы проявления девиантного поведения

В литературе часто встречается понятие «трудный» юноша или молодой человек. Что значит трудный? Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным.

Представителями различных наук (медицины, психологии, педагогики) даются различные определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения.

В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. [14. С. 73]

В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм, либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников. [14. С. 29]

5 стр., 2202 слов

Теоретические аспекты проблемы предупреждения противоправного ...

... -сирот в социальной педагогике 1.1. Понятие и сущность девиантного поведения детей-сирот Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение - это система ...

Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе.

Социальная норма – исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций.

Понятие «социальная норма» имеет широкий диапазон определенных параметров. Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может оказаться отклонением и наоборот. В современном реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не оформились до конца другие, проблема формирования, толкования и применения норм становится чрезвычайно сложным делом.

Проблема девиантности – интердисциплинарная проблема, а организация работы с трудными детьми – это взаимодействие различных специалистов.

Девиацию можно определить как поведение, которое считается отклонением от общепринятых норм и установленных стандартов (юридических, моральных или социальны…..

Список литературы

1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.

2. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.

3. Дармодехин С.В. Семья как объект государственной политики. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания. – 1998.

4. Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки? //Социологические исследования. — №2, 2001.

5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

6. Клиническая психология в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Б.А.Маршинин, М.В.Голубев, Н.Н.Ямщикова и др.; Под ред. Б.А.Маршинина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

7. Ковалева Т.В., Степанова О.К. Подростки смутного времени /К проблеме социализации старшеклассников. //Социологические исследования, 1998. — №8.

8. Менделевич В.Д. Структура девиантных форм поведения в условиях масштабных социально-психологических перемен /Система социальной работы в условиях переходного периода: принципы формирования и функционирования. Материалы межрегиональной научно-практич. конференции. – Казань, 1998

9. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Сост. и авт. предисл. Л.В.Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

10. Плоткин М.М., Камаева Г.И. Педагогические аспекты социальной реабилитации детей с девиантным поведением //Семья в России, 1995. – №1-2.

11. Плоткин М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей //Семья в России, 1997. – №2.

12. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков. // Социологические исследования. — №2, 2001.

13. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. И доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2001

14. Фатхелисламова А.А. Феноменология детского нищенства. //Социологические исследования. — №2, 2001.

15. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... зрения академика Павлова на воспитание в животном и человеческом мире. Принципы педагогических исследований: объективность, научность, системность, историзм, преемственность и др. Методы педагогических ...